«Бeнзинoвыe» и «дизeльныe» мacлa
Часть производителей масел делят свою продукцию, в зависимости от типа двигателя, к которому оно подходит:
- API — это принятая в США система маркирования бензиновых видов двигателей (S) и дизельных (C). Вторая буква говорит об эксплутационных свойствах моторного масла. Вот пример: SH, SM, CD, CE – данные буквы говорят о том, что масло подходит для новых авто с усиленной нагрузкой двигателя. Индeкcaция «втopoй буквы» ceйчac нaxoдитcя нa кpaйнeй буквe L — для cooтвeтcтвeннo тяжeлoнaгpужeнныx мoтopoв. Для дизeльныx видов лeгкoвыx aвтoмобилей нeoбязaтeльнo пpидepживaтьcя cтpoгoй мapкиpoвки C — мaлooбъeмныe cилoвыe aгpeгaты пpeкpacнo ceбя чувcтвуют c унивepcaльными мacлaми S/C. Цифpa пocлe экcплуaтaциoннoй xapaктepиcтики «дизeлeй» дoпoлнитeльнo xapaктepизуeт тип двигaтeля: 2 — для двуxтaктныx мoтopoв, 4 — для, cooтвeтcтвeннo, чeтыpexтaктныx. Пpимepы: CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4.
- ACEA принятая в Европе система, которая делится на 3 вида: A (бензиновый тип), B (дизельный тип двигателя) и E (дизeльныe гpузoвыe). Цифры в маркировке обозначают дополнительные преимущества: 1 – экoнoмию тoпливa, 2 – унивepcaльнocть, З – пoвышeниe пpoизвoдитeльнocти. Вот пример: B1 cэкoнoмит тoпливo для дизeльного двигателя.
- ISLAC (япoнcкaя). Bcтpeчaeтcя кpaйнe peдкo, т.к. иcпoльзуeтcя, в основном, нa внутpeнних pынках. Япoнcкиe aвтo, выпуcкaeмыe для (нa) дpугиx pынкax, иcпoльзуют метрики eвpoпeйcких и aмepикaнcких, соответственно, индeкcaций мoтopныx мaceл.
Виды моторных масел
Смазка создает на поверхности деталей машины тонкую пленку, которая предотвращает износ, увеличивает срок годности автомобильной системы.
В продаже есть много масляных составов, которые подойдут любым ТС – легковым автомобилям, грузовикам, автобусам, спецтехнике.
Смазку выпускают американские, французские, российские компании. Выбрать масло можно самостоятельно – либо под присмотром автомобильного механика.
Моторная смазка отличается по многим параметрам. Самые важные:
- Вязкость. Этот показатель меняется от температуры окружающей среды – учитывайте это при выборе масла. При нарушении температурного режима смазка может замерзнуть, что приведет к плохим последствиям (вопрос выбора масляного состава по вязкости мы обсудим ниже).
- Категория допуска. Этот показатель отражает состав жидкости. Если влить масло неправильной категории допуска, то двигатель будет работать плохо, что снизит срок годности двигателя, качество вождения авто.
- Дата выпуска мотора. Новые машины обладают чувствительными двигателями, которые могут плохо “дружить“ со смазкой старых категорий. Поэтому для новых ТС необходимо выбрать масляную жидкость, которая прошла дополнительную очистку, содержит по минимуму вредоносных примесей.
Вязкость: кинетическая и динамическая
Это показатель, который говорит, насколько хороши смазывающие свойства масла. Более вязкая жидкость лучше смазывает, но хуже подходит для низких температур, потому что быстрее застывает. Более жидкие составы обычно используются на холоде или в условиях, когда масла с высокой вязкостью нельзя применять. Эта характеристика разделяется на две:
- динамическая вязкость описывает поведение масла при холодном моторе, то есть демонстрирует, как оно будет вести себя зимой. Этот показатель даже не всегда указывают в таблицах характеристик, так как он напрямую связан с классом зимней вязкости. Указания класса обычно достаточно;
- кинетическая же вязкость описывает работу масла во время, когда двигатель включен. Рассчитывается, как правило, для температуры в 100 градусов, и чем больше цифра, тем лучше.
Классификация SAE
Этот международный стандарт делит моторные масла на группы в зависимости от их вязкости и температурных пределов, для которых они предназначены. Согласно этой классификации смазочные жидкости бывают трех основных типов:
- летние. Класс обозначается одним числом, чем оно выше, тем гуще масло;
- зимние. Их легко узнать: обозначение – число, после которого указана буква W. Она означает winter – зима. Чем меньше числовое значение, тем более жидким является масло и, соответственно, тем при более низких температурах его можно использовать;
- всесезонные. Обозначаются сдвоенным значением: первое – зимнее, с буквой W, второе – летнее. По соотношению чисел можно определить температурный диапазон, при котором смазочная жидкость будет нормально функционировать.
Индекс вязкости
Это численное значение, которое не говорит о вязкости как таковой: оно обозначает, как сильно она меняется с перепадами температуры. Этот параметр во многом определяет качество масла: в идеале оно должно как можно меньше менять свои свойства, когда меняется температурный режим. В реальности такое недостижимо, но современные синтетические масла достигают значения индекса в 150–180 единиц. Чем выше этот показатель, тем лучше: высокие значения говорят о том, что жидкость не слишком активно изменяется при смене температурного режима и сохраняет свои свойства.
Производство и особенности минерального масла
Моторное масло, которое находится в первой группе, получают путем перегонки сырой нефти. На нефтеперерабатывающих заводах от нефти отделяют легкие фракции, с меньшей плотностью, бензин, керосин, дизельное топливо. Остается более плотное вещество – мазут.
Первоначально, разогретый мазут в вакуумном устройстве разделяют на несколько составляющих, откачивают в отдельные емкости. Остается гудрон. Этот густой материал с малой вязкостью является основой моторных масел для тяжелых машин, военной техники, судов, тепловозов.
Выделенные фракции нефти попадают на очистку от серы, лишних углеводов парафинов и других примесей. Применяются следующие способы очистки:
- глиной (способна очищать от азотных и серных соединений);
- концентрированной серной кислотой (в соединении с примесями дает осадок шлама);
- растворителем (удаляет парафин, ароматические соединения), самая эффективная.
Так получают базовую основу минеральных смазок первой группы. Качественный базовый материал обладает:
- высокой способностью растворять присадки;
- способностью сохранять их полезные свойства в процессе длительной эксплуатации двигателя;
- содержанием серы от 0.03%;
- наличием предельных углеводородов до 90%;
- индексом вязкости до 90.
В дальнейшем к основе примешивается пакет присадок с заданными характеристиками. На последнем этапе продукт расфасовывается и поступает к потребителям.
Этот способ самый простой и легкодоступный. Все производители базовых масел для автомобилей в мире пользуются различными способами очистки нефтяных фракций, производства присадок. Свойства сырой нефти также отличаются в зависимости от месторождения. Поэтому на выходе масла первой группы разных марок немного отличаются друг от друга своими характеристиками.
В ценовой категории – это самый дешевый продукт. Его главный минус заключается в нестабильной вязкости.
Требования к моторным маслам
Перед тем как определить, какое моторное масло лучше, необходимо убедиться, что выбранный вами вариант соответствует трем характеристикам: свойствам смазочного материала, эксплуатационным условиям и конструкции агрегата. Также масло должно соответствовать следующим параметрам.
- Высокие моющие диспергирующе-стабилизирующие и солюбилизирующие характеристики по отношению к нерастворимым включениям. Благодаря данному свойству вам будет проще очищать детали от загрязнений.
- Способность нейтрализовать действие кислот, предотвращая тем самым износ деталей мотора.
- Высокая термоокислительная и термическая способность позволит использовать масло для охлаждения поршневых колец и поршня, который сильно нагревается.
- Невысокая летучесть и низкий расход на угар.
- Отсутствие способности формировать пену в горячем и холодном состоянии.
- Совместимость с материалом уплотнителей, используемых в системе нейтрализации отработанных газов.
- Способность надежно смазывать детали в экстремальных условиях, а также эффективно прокачивать смазку в моторе и запускать его в холодном состоянии.
- Отсутствие способности вступать в реакцию с металлическими элементами мотора при длительном простое или в процессе работы.
Специфические требования автозаводов
Помимо базовых требований к моторным масляным жидкостям есть и те, которые предъявляет сам автозавод
Речь идет о перечне специфических характеристик и их важность можно рассмотреть на следующем принципе
Ассортимент масел для старого низкофорсированного двигателя с карбюратором и чугунными гильзами намного шире, если сравнивать с высокооборотным мотором с никасилевым блоком, повышенной рабочей температурой и трехкомпонентным катализатором. Информация в сервисной книжке позволит разобраться с ситуацией и выбрать масло, которое не испортит мотор.
Например, допуск масла Volkswagen — VW 504.00, следовательно, выбирая аналоги, необходимо ориентироваться на тот же допуск, поскольку в нем указаны специфические требования конкретно для моторов VW, которые отвечают экологическим стандартам Euro 4. Выбор продукта с более свежим допуском не всегда считается оправданным. В дизельных моторах того же Volkswagen нельзя использовать смазки с допуском VW 502.00.
Смазки с допуском VW 503.00, в свою очередь, запрещены к использованию в моторах, где указания относительно более нового или конкретного этого соответствия отсутствуют, поскольку их особенность заключается в сниженной высокотемпературной вязкости.
Вязкость
Еще одно действительно важное свойство масла — вязкость. Под этим словом подразумевают меру внутреннего трения или сопротивления течению жидкости
Она определяет текучесть смазочного материала и его несущую способность. Вязкость масла зависит от его температуры. Температура является важнейшим фактором в автомобильном двигателе. Двигатель может подвергаться воздействию как высокой, так и низкой температуры.
Поскольку вязкость масла меняется в зависимости от температуры, были разработаны универсальные всесезонные масла, обеспечивающие защиту в широком диапазоне температур. Спецификация SAE (SAE= Общество Инженеров-автомобилестроителей США) описывает вязкость масел при высоких и при низких температурах. Поэтому на канистрах указываются два числа:
Низкие температуры
Первое число, за которым следует буква W, обозначает вязкость при низких температурах (W = winter, т.е. зима). Чем ниже число, тем более текучим будет масло при низких температурах.
При низких температурах, менее вязкие масла обеспечивают лучшую текучесть, что ведет к улучшению защиты двигателя при его запуске. Если в холодном состоянии масло слишком густое, не обеспечивается его свободная циркуляция, что ухудшает экономию топлива. Требуемые значения вязкости указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Высокие температуры
Второе число описывает вязкость масла при нормальной рабочей температуре двигателя. Чем выше второе число, тем более вязким является масло при рабочей температуре. Недостаточно вязкое масло при высоких температурах может не обеспечивать требуемую несущую способность и защиту деталей двигателя. С другой стороны, применение слишком вязких масел ведет к увеличению расхода топлива.
Какое масло лучше подходит для моего автомобиля?
Все масла разрабатываются для конкретных областей применения и тестируются для подтверждения их эксплуатационных характеристик. Например, существуют масла для двигателей, рассчитанные на эксплуатацию в условиях увеличенных межсервисных интервалов, или предназначенные специально для мощных моторов
Спецификации указывают на то, для каких типов двигателей предназначено именно это масло. Крайне важно верно подобрать моторное масло. Неверный выбор может привести к печальным последствиям, таким как повреждение двигателя, увеличенный расхода топлива и вредных выбросов, и даже аннулирование гарантии на двигатель
Рассмотрим применяемые на сегодняшний день спецификации ACEA более подробно.
Каждая из категорий — «A», «B», «C», и «E» — разделена на подкатегории. Каждой из них присвоен номер, который указывает на определённые эксплуатационные характеристики масла.
Категории «A» и «B» всегда указываются вместе, поскольку все масла, соответствующие этой спецификации, должны обеспечивать определённые эксплуатационные характеристики как бензиновых, так и дизельных двигателей.
- Масла категорий A1/B1 обеспечивают лучшую экономию топлива.
- Масла категорий A3/B3 для мощных бензиновых и дизельных двигателей с нормальными интервалами замены.
- Масла категорий A3/B4 для мощных бензиновых и дизельных двигателей с увеличенными интервалами замены.
- Масла категорий A5/B5 для бензиновых и дизельных двигателей с увеличенными интервалами замены, обеспечивающие лучшую топливную экономичность.
Масла категории «C» применяются как для бензиновых, так и для дизельных двигателей с системами очистки отработавших газов (например, сажевыми фильтрами). Их состав отличается пониженным уровнем «S» (сульфатной) «A» (зольности), «P» (фосфора) и «S» (серы) (SAPS) для защиты этих систем:
- C1 — малозольное масло (LowSAPS, 0,5% золы), обеспечивающее лучшую топливную экономичность;
- C2 — среднезольное масло (MIdSAPS, 0,8% золы), обеспечивающее лучшую топливную экономичность;
- C3 — среднезольноное масло (MIdSAPS, 0,8% золы);
- C4 — малозольное масло (LowSAPS, 0,5% золы).
Некоторые масла категории «C» обеспечивают дополнительную экономию топлива. Масла категории «C» классифицируются по их характеристикам, связанным с защитой систем очистки и расходом топлива.
Какая марка моторного масла лучше?
Нельзя сказать, что существует продукт, который мог бы претендовать на звание «лучшего автомобильного масла». Это связано с тем, что разные двигатели адаптированы к разным моделям такой специфики. Все дело в индивидуальных параметрах моторных масел.
Одним из важнейших параметров является класс вязкости масла, от которого зависит его плотность. Чем более вязкое масло, тем медленнее оно течет. По этой причине стоит знать, как оценивать эти продукты, так как вся самая важная информация находится на упаковке. Это, например, комбинация цифр, сопровождаемая буквой W, что означает липкость. Это может быть, например, 10Вт / 40. Первая часть этого символа указывает на пригодность продукта для работы при более низких температурах.
Считается, что чем меньше, тем лучше. Наименьшее возможное значение — 0 Вт, что означает эффективную работу при -35 градусах Цельсия. Упомянутые 10 Вт добавляют к этому значению десять градусов, поэтому такое масло будет работать при температуре -25 градусов по Цельсию. Между тем, вторая часть кода — это вязкость при высоких температурах. Чем меньше значение, чем тоньше масло, тем выше температура.
Низкая вязкость (например, 30) предназначена для современных герметичных двигателей — они более энергоэффективны (сопротивление двигателя ниже). В то же время такие параметры непригодны для спортивных автомобилей, поскольку не обеспечивают хорошей стойкости. В этих случаях используются модели с самой высокой вязкостью (максимальное значение 60).
Перед выпуском определенного продукта на рынок каждый производитель проводит тест моторного масла, благодаря которому его можно классифицировать по стандартам API или ACEA. Первый касается специфики американских производителей. API классифицирует масла с помощью двух букв.
Первый: S — бензиновые двигатели, а C — дизельные двигатели. Второй — в виде букв алфавита до F, и чем он дальше, тем лучше масло. ACEA, в свою очередь, также использует два символа: A, B и C и число от 1 до 3. A — бензиновые двигатели, B — дизельные двигатели, C — бензиновые или дизельные двигатели с сажевыми фильтрами или трехкомпонентными катализаторами. Чем меньше число после одной из букв, тем меньше золы забивает фильтры.
Как узнать, какое моторное масло лучше? В любом случае производитель автомобиля должен включить эту информацию в сервисный буклет.
Каждая марка моторных масел в рейтинге проверена и имеет определенную репутацию. Благодаря этому вы можете быть уверены, что, купив один из этих продуктов, если он правильно выбран, он не повредит двигатель.
Обычно производитель моторных масел заботится и о дополнительных свойствах своей специфики, ведь качественный препарат может способствовать снижению расхода топлива и снижению выбросов выхлопных газов!
Залогом правильного выбора моторного масла является тщательный анализ рекомендаций производителя по этому поводу и соблюдение установленных норм, которым должно соответствовать масло, работающее в двигателе автомобиля. Его стоит покупать чуть больше, чем он «входит» в двигатель — водители часто обречены на частые заправки масла. В этом материале мы объясняем причины расхода масла в двигателях.
Классификация SAE
Существует несколько классификаций моторных масел, причем каждая из классификаций отвечает за определенные свойства. Самой распространенной классификацией является SAE. Данная классификация разработана Ассоциацией автомобильных инженеров. Она характеризует вязкость, а также свойства «прилипания» его к поверхности детали. По сути, вязкость – это свойство масла «прилипать» к поверхности металла, при этом оставаясь текучим. Данные свойства оно должно сохранять при определенных температурных режимах.
Согласно этой классификации масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Причем летние и зимние виды подразделены на несколько видов, а вот всесезонные по такому принципу не подразделяются.
Всего согласно этой классификации производятся 6 видов зимнего и 6 видов летнего масла. Что касается зимнего, то его обозначение состоит из буквенно-цифрового индекса, а для обозначения летнего применяется только цифровой индекс.
Градация зимнего масла начинается от 0 и до 25, при этом обозначение последующего вида ведется через 5 единиц, то есть, 0, 5, 10 и так до 25. Дополнительным обозначением у зимнего масла выступает буква W – Winter. Чем меньше цифровое обозначение, тем вязкость его ниже при низких температурах. Так, зимнее масло 0W обеспечит запуск силовой установки даже при температуре ниже -30 С, поскольку вязкость даже при такой температуре будет не очень высокой. А вот масло 25W можно использовать при температуре не ниже -10 С.
Летнее же действует наоборот. Градация летнего масла ведется от значения 10 и до 60, причем значение последующего вида на 10 единиц больше, а буквенного обозначения не используется.
Так, масло с обозначением 20 сохранит вязкость при температуре до +20, а обозначение 50 указывает на сохранение вязкости при температуре до +50 и выше.
Но у нас распространение отдельно зимние и летние масла не получили из-за довольно широкого температурного диапазона в течение года. Смена сезонов привела бы как минимум к двукратной смене его в году.
Большее распространение у нас получили всесезонные виды масла. Этого вида вязкость указывается как для низких, так и высоких температур, и в обозначении их фигурирует и зимнее и летнее обозначение вязкости, к примеру, 5W-40. Но при этом показатели вязкости у 5W-40 могут отличаться от показателей, отдельно взятых зимнего 5W и летнего 40 масел.
Зато как таковых видов всесезонных масел нет, выпускаются они с обозначениями от 0W-50, до 25W-20.
Следует учитывать, что температурный показатель применения того или иного масла является приблизительным и производителями только рекомендуется. Реальные же температурные показатели зависят от многих факторов, в том числе и конструктивных особенностей двигателя.
Зачастую автовладельцы останавливаются только на этой классификации, считая, что знание температурного режима и вязкости вполне достаточно.
Популярные бренды
Изучая разные моторные масла, их марки и характеристики, можно сделать вывод о том, что наиболее известные бренды в большинстве случаев предпочитают не терять репутацию и продолжают из года в год выпускать продукцию высочайшего качества. Поскольку из большинства случаев всегда есть исключения, перед покупкой продукции стоит внимательно изучить отзывы. В любом случае необходимо в большей степени ориентироваться на рекомендации завода производителя авто, а не рекламные слоганы. Что касается наиболее надежных и проверенных брендов, стоит привести в пример следующие марки моторных масел.
- Shell HELIX. Речь идет о высококлассных синтетических смазках, преимущество которых представлено наличием в составе специальных моющих присадок – они предотвращают образование нагара и сохраняют внутренности двигателя практически стерильными. Ассортимент широк и позволяет сделать выбор с учетом любого типа мотора. Смазочные материалы данного бренда не только экологически чистые благодаря минимальной концентрации хлора, но даже превышают требования современных стандартов.
- Castrol. На счету данного бренда двадцать рекордных достижений, среди которых раскрутка мотора Formula-1 до 19000 оборотов в минуту в 2002 году. Ассортимент продукции не менее разнообразен и включает смазки, как на минеральной, так и на синтетической основе. Жидкости производятся, как с учетом дизельных и бензиновых моторов, так и с учетом автоматических и механических коробок передач. Примеси в данном случае полностью отсутствуют и это огромное достижение.
- ЛУКОЙЛ. Ассортимент смазочных жидкостей превышает 200 видов, среди которых можно выбрать вариант для любого типа двигателя. Есть отдельные категории для спецтехники и грузовых транспортных средств.
- Xado поставляет свою продукцию в пятнадцать государств по всему миру, обеспечивает защиту от подделки и надежную металлическую упаковку. Ассортимент представлен жидкостями для двигателей всех типов, при этом, не только для автомобилей, но также для мотоциклов, гидромеханических конструкций, компрессоров и холодильного оборудования.
- Liqui Moly – концерн, деятельность которого ориентирована на производство трансмиссионных и моторных жидкостей. Производственные мощности сосредоточены только в Германии, что сводит вероятность подделки к минимуму.
- Esso выпускает смазки на всех видах основ (синтетические, минеральные, полусинтетические) и отличается почти ювелирным определением соотношения присадок. Продукцию испытали и остались довольны такие мировые автомобильные бренды, как Volkswagen, Audi и Mercedes.
Каждый бренд выпускает уникальную продукцию, поскольку добавки разрабатываются самостоятельно, что продлевает эксплуатационный срок мотора, повышает его характеристики, снижает уровень вредных выбросов и обеспечивает экономию топлива. Однако, выбор согласно производителю не должен быть первостепенным, поскольку рекомендация автопроизводителя является более весомым аргументом.
Список наиболее популярных производителей моторных масел
- Zic. Изготавливают синтетические, полусинтетические масла с большим индексом вязкости и температуроокислительной устойчивостью, малой зольностью.
- Xado. Выпускает смазки со всеми видами основ. В наличие бюджетные и дорогие варианты. Всесезонные, хорошо функционируют при любых температурах и нагрузках на двигатель.
- Газпромнефть. Производит все виды основ для легковых и большегрузных машин. Создает сезонные смазки, защищающие двигатель от преждевременного старения. Качественный пакет присадок обеспечивает защиту от трения, повышает антиокислительные противокоррозийные свойства. Имеют отличные моющие свойства.
- Petro Canada. Выпускает смазки для двигателей, работающих на солярке, бензине, природном газе. Допускается смешивание с другими сертифицированными маслами. Имеет низкую концентрацию сернистых и фосфорных соединений.
- G-Energy. Продукция ассортимента полусинтетики и синтетики. Устойчивы, стабильны к низким и высоким температурам, экономичны.
- Liqui Moly. Компания ежегодно обновляет список используемых присадок, которые работают в большом диапазоне температурных режимов.
- Лукойл. Российская компания, у которой смазочные материалы отвечают международным требованиям.
- Shell. Лидер по выпуску синтетических и полусинтетических смазочных материалов с идеальными параметрами. Имеет высокую эффективность, защитные свойства.
- Castrol. Продукт не из дешевых. Надежно предохраняет двигатель от перегрева, износа. Совместим с любыми сертифицированными смазками.
- Mobil. Самый известный бренд. Масло обладает стабильными характеристиками, продлевает гарантийный срок службы двигателя, экономит горючее. Разрешено смешивание с сертифицированными продуктами других марок.