Сколько масла нужно заливать в коробку передач и где оно заливается

Оглавление

Роль масла в КПП

Крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания передается через маховик на диски сцепления коробки передач. В трансмиссии автомобиля происходит распределение нагрузок между шестеренками, которые соприкасаются друг с другом. Благодаря смене пар шестеренок разных размеров, ведомый вал коробки вращается то быстрее, то медленней, что позволяет изменять скоростной режим автомобиля.

Нагрузка передается от ведущей шестеренке к ведомой. Соприкасающиеся между собой металлические детали быстро износятся и из-за чрезмерного нагрева придут в негодность. Чтобы устранить эти две проблемы, необходимо создать защитный слой, снижающий выработку металла в результате плотного соприкосновения деталей, а также обеспечивающий их охлаждение.

С этими двумя функциями справляется трансмиссионное масло. Этот смазочный материал – не то же самое, что моторное масло (о классификации и характеристиках такого смазочного материала рассказывается в отдельной статье). Мотор и трансмиссия нуждаются в своем типе смазочного материала.

В автоматических коробках помимо смазочной и теплоотводящей функции масло играет роль отдельного рабочего тела, участвующего в передаче крутящего момента на передачи.

Важные свойства

В состав масел для коробок передач входят практически те же химические элементы, что и в аналогах для смазки силового агрегата. Отличаются они только пропорциями, в которых смешана основа и присадки.

Дополнительные вещества в смазочном материале необходимы по следующим причинам:

  • создать прочную масляную пленку, которая предотвращала бы непосредственный контакт металлических элементов (в коробке давление одной детали на другую очень высокое, поэтому пленки, которая создается моторным маслом недостаточно);
  • смазочный материал должен сохранять вязкость в пределах нормы, как при отрицательных, так и при высоких температурах;
  • металлические детали нужно защитить от окисления.

Автомобили с повышенной проходимостью (внедорожники) оснащаются особенной трансмиссией, которая способна выдерживать увеличенные нагрузки при прохождении машиной сложных участков дороги (например, крутые подъемы и спуски, болотистая местность и т.д.). Для таких коробок требуется специальное масло, способное создавать особенно прочную пленку, выдерживающую подобные нагрузки.

Лучшие минеральные трансмиссионные масла

Такой вид масел обычно дешевле синтетики и полусинтетики, так как они изготавливаются из экологически чистых материалов, без применения дорогостоящих присадок. Соответственно, эти средства более безопасны как для окружающей среды и человека, так и для деталей трансмиссии. В этой категории можно выделить 3 лучших трансмиссионных масла.

80W Shell Spirax S3 G

Это масло считается лучшим в своей категории за счет хороших эксплуатационных характеристик для трансмиссий и механических коробок передач ZF, MAN и продукции ряда других производителей. Благодаря использованию качественных присадок обеспечивается долгосрочная защита редуктора.

Фирма Shell улучшила противоизносные свойства жидкости, что позволяет ей эффективно предотвращать образование отложений на шестернях. С его помощью также удается снизить расход топлива и сэкономить деньги на его заправке.

Достоинства

  • Практически не бывает утечек;
  • Не загрязняет окружающую среду;
  • Отлично смазывает узлы трансмиссии;
  • Хорошая совместимость с материалами уплотнений;
  • Повышенный ресурс трансмиссии;
  • Может применяться в узлах, где нужна жидкость с невысокой вязкостью.

Недостатки

Не обнаружено.

Eneos ATF Dexron-Ii

…Я уже неоднократно заливал жидкость Eneos, и могу сказать, что она обеспечивает отличный уровень смазывания трансмиссии…
Мнение эксперта

В ТОПе трансмиссионных масел это лучшее средство для использования зимой, в том числе в северных регионах. Оно интересно с точки зрения возможности применения при температуре до -33 градусов по Цельсию, и только после превышения этого показателя текучесть теряется.

Его особенность заключается в предназначении для автомобилей с автоматической коробкой передач. Главным преимуществом этого средства считается большой интервал между заменами, что позволяет экономить на обслуживании автомобиля.

Достоинства

  • Не боится морозов;
  • Хорошо выдерживает воздействие высоких температур;
  • Отличная вязкость;
  • Безупречное взаимодействие с автоматической коробкой передач;
  • Отсутствие неприятного запаха;
  • Натуральность состава.

Недостатки

К сожалению, не очень подходит для механических коробок передач.

Luxe 80W-90 GL-5

Это средство является лучшим для смазывания механических коробок передач. Оно предназначено для применения в моделях заднеприводного типа. Здесь содержится достаточно фосфора и серы, которые обеспечивают маслу отличные противозадирные свойства. За счет этого его можно спокойно использовать в суровых условиях. С его помощью облегчается эксплуатация транспортного средства. Имея класс вязкости 80W-90, его можно применять при температуре до -26 С. Масло обеспечивает качественное смазывание элементов трансмиссии.

Достоинства

  • Не допускает преждевременного износа трансмиссии;
  • Высокая окислительная стабильность;
  • Хорошо работает при холодном запуске;
  • Не теряет свою вязкость при колебаниях температур;
  • Одной загрузки хватает надолго.

Недостатки

  • Не подходит для всех типов приводов;
  • Не лучший вариант при больших нагрузках на зубья шестерен.

О ЗАМЕНЕ СМАЗОЧНОЙ ЖИДКОСТИ В КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ ВАЗ 2114

Инструкция по эксплуатации машины гласит о том, что замена масла в коробке передач ВАЗ 2114 производится через 60 тысяч км пробега. Но, особенно на новых автомобилях, при каждой проверке уровня нужно пробовать смазочную жидкость пальцами на предмет наличия твёрдых частиц. Это могут быть частички металла прирабатывающихся деталей коробки передач. Если вдруг они будут замечены, то её необходимо менять.

Перед сменой смазки необходимо вспомнить, сколько масла в коробке передач. Согласно рекомендации инструкции, в картер коробки залито 3,3 литра смазочной жидкости. Её продают в таре, емкость которой может быть 1,5 или 5 литров. Появились точки на автозаправочных станциях, которые реализуют такое масло на разлив

Тут нужно соблюдать осторожность

Известны случаи реализации контрафакта такими точками. Экономия пару сотен рублей может обернуться ремонтом коробки на несколько тысяч. Масло лучше заливать от известных производителей, которые давно работают на рынке ГСМ и хорошо себя зарекомендовали. Такая замена производится не каждый день, экономить на этом не следует.

Сколько заливать масла в КПП выяснили, теперь можно поговорить о том, как поменять масло в КПП. Процедура эта несложная, но требующая определённых навыков и наличие инструмента. Замену желательно проводить в гараже со смотровой ямой или на подъёмнике. Если нет ни того ни другого, то выручит автомобильный домкрат с подставками под машину. Чтобы выполнить её необходимо приготовить:

  1. Рабочую одежду и перчатки;
  2. Пустую тару для слива «отработки»;
  3. 1,5 литровую пустую пластиковую бутылку и нож для её разрезания;
  4. Ключ для отвинчивания сливной пробки. Это будет легче всего выполнить головкой на «17»;
  5. Новую трансмиссионную смазку для замены объёмом не менее 3.5 литра.

Также нужно иметь рядом ветошь, опилки или другие средства, на случай разлива жидкости.

Ещё следует напомнить о том, что слив любого, моторного или трансмиссионного масла производится только на горячем двигателе.

Это можно сделать после поездки или специально проехать примерно 10 километров, чтобы разогреть трансмиссионную жидкость. Трансмиссионная смазка горячая, поэтому слив производят в перчатках, чтобы не получить ожог рук.

После пробега дают автомобилю отстояться минут 10-15 и можно начинать замену. Чтобы добраться до сливной пробки, нужно оказаться под машиной. Посмотрите внимательно на защиту двигателя. На ней должен быть вырез для сливной пробки. Если его нет, то придётся снять защиту. Далее поступают так:

  • Подставляют пустую тару для «отработки» и отвинчивают сливную пробку. В этот момент необходимо быть внимательным, чтобы не разлить на пол и самому не облиться «отработкой».
  • Пока сливается «отработка», необходимо для удобства дальнейшей работы снять воздушный фильтр и вытащить измерительный щуп.
  • Если слив закончился, завинчивают на своё место сливную пробку и протирают это место ветошью. Это нужно для того, чтобы увидеть возможные протечки после заливки свежего масла.
  • Теперь понадобиться пустая пластиковая бутылка, ей уготована роль своеобразной лейки. Ножом аккуратно отрезают донышко и она готова к применению.
  • Теперь горлышком бутылку нужно поставить в отверстие для щупа, можно производить заливку. Сколько залить уже знаем, но лить всю смазку сразу не следует.
  • Заливают около 3 литров и внимательно осматривают пол под машиной. Если капель на полу не обнаружено, доливают до нужного уровня.

Заливать масло необходимо несколько больше уровня. Это связано с тем, что пятая передача у автомобилей ВАЗ 2113, 2114 и 2115 расположена выше всех остальных шестерен и часто испытывает «масляный голод».

Также хочется напомнить, что «синтетика» имеет высокую текучесть против остальных типов смазок. Поэтому необходимо контролировать состояние сальников КПП, особенно это относиться к машинам с большим пробегом.

После замены прошло некоторое время, масло стеклось в картер, значит, самое время проверить его уровень. Если всё в норме, можно смело отправляться в дорогу.

Ошибки при замене масла в МКПП

Начинающие водители иногда ошибаются при проведении процедуры замены масла. Приведем несколько таких примеров.

  1. Сразу начинают откручивать сливную пробку, не очистив ее от грязи. Она может помешать надеванию ключа и срыву граней.
  2. При отвинчивании сливной пробки делают резкие рывки ключом, что часто приводит к повреждениям поддона или граней.
  3. Не очищают магнит от продуктов износа, которые вредят работе узла.
  4. При выезде в поле забывают взять новое масло. После слива отработки заливать оказывается нечего.
  5. Ставят автомобиль под наклоном и заливают лишний объем. После этого могут наблюдаться течи через сальники.

Вовремя меняйте смазку в коробке передач, используйте качественные материалы, тогда автомобиль прослужит долго.

И ещё

Контролируя объём залитого продукта важно следить за его качеством. Смена цвета говорит о том, что нефтепродукты в процессе работы МКПП очищают узлы коробки и трущиеся поверхности, удаляя ненужные отложения

Многие ведущие производители трансмиссионных продуктов намеренно придают им моющие свойства. Такой рациональный подход, как выяснили специалисты, позволяет длительное время удерживать узлы и механизмы в отличном состоянии. Что делать если уровень масла высокий? Его можно извлечь из горловины, используя шприц максимального размера. Или, как вариант, обратиться за помощью к мастерам СТО.

Если изначально использовались простые смазки, а затем проводилась замена на более качественные, то продукт потемнеет намного быстрее. Это обусловлено активной работой и выполнением ряда функций, позволяющих удалить лишний налёт с трущихся деталей МКПП.

Последствия несвоевременной замены масла.

Процесс замены можно доверить специалистам или выполнять самостоятельно. В последнем случае необходимо хорошо ознакомиться с некоторыми рекомендациями по работе.

В АКПП

Современные синтетические или полусинтетические ATF служат дольше обыкновенного моторного масла. Но и они не вечны – перегреваются, засоряются. Остатки фрикционного материала или металлическая пыль снижают пропускную способность фильтров, в итоге падает давление масла и АКПП изнашивается быстрее. Получается цепная реакция – чем грязнее трансмиссионная жидкость, тем активнее портится коробка.

Когда фильтры рвутся и полностью выходят из строя, страдают все узлы КПП, поскольку жидкость заполняет ГДТ, гидроблок и пр. Машина начинает дергаться, передачи переключаются медленно или часть из них вовсе перестает работать

Слив масла из АКПП

В МКПП

Детали коробки постоянно трутся друг о друга и от этого греются. Без качественного масла они быстро изнашиваются и подвергаются коррозии.

В механической коробке передач масло с множеством присадок теряет смазывающие и охлаждающие свойства. Оно может вспениться и оказывать повышенное давление на шестеренки. В результате коробка начнет сильно шуметь и, в конце концов, заклинит.

Слив масла из МКПП

Какое масло заливать в КПП zf КамАЗ с делителем

Спецтехника КамАЗ включает широкий модельный ряд большегрузных машин, которые оснащены мощными силовыми установками, ходовой частью, трансмиссией. За рулем такой машины чувствуется повышенный комфорт передвижения.

Особенности КПП ZF 9

Коробка ZF встречается на грузовом автотранспорте производства КамАЗ. Приличную мощность при меньшем расходе горючего обеспечивает 9-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF. Как правило, она устанавливается на машины, которые имеют передний привод. Наличие данной коробки гарантирует владельцу авто получение прекрасных динамических показателей.

Следует отметить, что на КамАЗ в коробках передач используется дополнительный делитель. Смена передач в делителе происходит путем перемещения переключателя крана управления. Благодаря делителю отмечается повышение тяги автомобиля, а также происходит его облегченное управление.

Для обеспечения надежности работы системы трансмиссии, необходимо соблюдать предписания для техобслуживания.

Контроль уровня масла

Опасность представляет как излишнее количество масло в КПП, так и его недостаточное количество. Это нередко является причиной того, что ЗФ преждевременно выходит из строя. Проверка уровня масла в КПП может быть осуществлена при помощи контрольных отверстий, которые присутствуют на корпусе коробки. Замену масла следует осуществлять при разогретом двигателе. Так как масло теплое, оно обладает оптимальной степенью вязкости, следовательно, горючее быстрее выльется.

Выбор масла для КПП

Какое масло заливается в КПП ZF КамАЗ? В качестве смазки можно использовать масло от отечественного производителя, так и известные зарубежные бренды. Для КамАЗ подходят варианты масел от таких брендов, как Castrol, Mobil.

Какое масло лить? Обращать внимание нужно на жидкости, которые обладают высокой концентрацией противозадирных присадок, например, горючее класса GL-4. При частой эксплуатации автомобиля при отрицательной температуре, следует делать выбор в пользу 75 W-80 или 75 W-90

Сколько масла необходимо добавить в КПП КамАЗ с делителем? Требуемый объем составляет около 9 литров. Как правило, данную процедуру необходимо проводить каждые 100000 км.

В ряде случаев замена должна быть осуществлена раньше. Необходимость в этом возникает, если большегрузный транспорт часто эксплуатируется на строительных площадках.

Таким образом, автомобильная техника КамАЗ обладает высокой надежностью, хорошими эксплуатационными качествами. Уход за данной автомобильной системой заключается в своевременной диагностике транспортного средства. Способствует продлению рабочего срока КПП, подбор качественного трансмиссионного масла.

Этапы работ по замене трансмиссионного масла, когда подошел срок

Прежде чем менять масло в трансмиссии, необходимо его нагреть, чтобы оно стало более текучим. Для этого нужно проехать около 20 километров. Далее, не позже чем через 15 минут, надо начинать работы по замене:

  • Установить автомобиль на яму (эстакаду) или на подъемник.
  • Вывернуть пробку, находящуюся на маслоналивной горловине. Это необходимо для беспрепятственного оттока масляной жидкости. Рекомендуем осмотреть уплотнительное кольцо на крышке и оценить его состояние: если требуется, заменить.
  • Открутить пробку на сливном отверстии и слить жидкость в заранее приготовленную емкость.
  • Закрутить крышку.
  • При помощи автошприца влить трансмиссионную жидкость в маслоналивной отсек до нижней метки.
  • Завернуть пробку на маслоналивном отверстии.

Инструкция по эксплуатации автомобиля – лучший помощник в выборе правильного масла

Наиболее удобный вариант определения марки масла – заглянуть в инструкцию по обслуживанию транспортного средства. Если она затерялась, информацию легко найти. Останется найти в инструкции жидкость и приобрести ее.

Например, владельцам автомобилей АвтоВАЗ рекомендуется использовать такие смазочные материалы:

  • «Омскойл Транс П», обладающие индексами GL-4/5 b 80W-85.
  • «Рексол Т» с индексами GL-4 и 80W.
  • «Волнез ТМ4» — индексы 80W-90 и GL-4.

Для иностранных моделей ВАЗовской группы подходит любое масло, соответствующее GL-3. Однако при покупке трансмиссионной жидкости у непроверенных поставщиков можно натолкнуться на подделку, не соответствующую требуемым качествам.

О поломках коробки механического принципа действия

Проявление признаков низкого уровня масла в МКПП описаны ниже. К основным «техническим заболевания» можно отнести:

  1. Самопроизвольно вытекание масла: повреждены уплотнительные сальники и прокладки. Возможно, ослабло крепление картера.
  2. Посторонние шумы в коробке. Возможно, из строя вышел синхронизатор, и/или износились шестерни.
  3. Возникли трудности с включением механической коробки. Произошла поломка деталей механизма переключения.
  4. Передачи включаются самостоятельно. Проблемы с блокировочным устройством, синхронизаторами, либо шестернями.

В любом случае, после восстановления МКПП, потребуется замена масла.

Существует ряд способов проверки уровня технического продукта, о которых пойдёт ниже.

Функциональное назначение смазки для механики

Роль смазочной жидкости для коробки передач является очень важной, она обеспечивает долгую эксплуатацию и предостерегает от преждевременного износа деталей внутри агрегата. В каждой механической КПП внутри располагается большое количество различных шестерен и зубчатых деталей, которые активно взаимодействуют друг с другом

Так же в механическом агрегате в постоянной работе находятся валы и разнообразные подшипники. Все эти детали без качественного смазочного материала быстро придут в состояние непригодности из-за износа и перестанут правильно функционировать.

Качество смазки важно не только по причине сохранности динамических деталей внутри КПП. Именно высококачественные продукты позволяют контролировать температуру внутри коробки, эффективно удаляет загрязнения и различные примеси, очищая от них металлические поверхности деталей

Смазочный материал выполняет много различных функций, поэтому важно выбирать именно качественный продукт. Но какая лучше для трансмиссии? Что лучше приобрести, синтетическую или минеральную смазку? В этих и других вопросах необходимо разобраться каждому автовладельцу.

Пошаговая замена трансмиссионного масла на АКПП

Существует два вида автомобилей с автоматической коробкой передач. К первой группе относятся агрегаты, нуждающиеся в периодической замене смазки в трансмиссии. Вторая группа включает автомобили с АКПП, в которую смазывающее вещество залито на весь эксплуатационный период.

Как правило, к первому виду относятся модели, выпущенные давно (более 20 лет назад). Согласно графику ТО, срок замены трансмиссионного масла для них – каждые 30–40 тысяч километров.

Рекомендуем

«Вязкость трансмиссионного масла: выбираем наиболее подходящую» Подробнее Большинство современных автомобилей не нуждается в замене масла, так как в них залита специальная синтетическая жидкость, сохраняющая свойства на протяжении всего эксплуатационного периода. Загвоздка в том, что производители не указывают сроки. Если пробег в год в среднем составляет около 30 тыс. км, то период эксплуатации синтетического состава не может превышать 6 лет. Из этого легко сделать вывод, что менять масло все-таки нужно.

Смазку можно обновить частично или полностью.

  • Если производится частичная замена, времени и материала на это уйдет меньше. Однако старый и новый состав смешаются, поэтому результат не будет идеальным.
  • При полной замене трансмиссионной жидкости нужно будет потратить больше времени. Но зато она сохранит свои свойства на более длительный период (30–50 тыс. км). Надо сказать, что при полной замене в каналах все равно остается масло в небольших количествах. Кроме того, не всегда в устройствах есть сливной клапан.

Сначала прогрейте двигатель (проехав 10–15 км) и подготовьте материалы и инструменты. Вам понадобятся:

  • мерная емкость, чтобы замерять количество отработанной жидкости;
  • воронка;
  • герметик;
  • прокладка для установки в поддон коробки;
  • уплотнитель для сливной пробки;
  • тара для промывки деталей, немного бензина, ацетона и кисточка;
  • новый фильтр (при необходимости);
  • набор ключей.

Разновидности масел

Во время проведения процедуры следует знать, какое масло заливать в коробку ваз 2110.

Разделяются они на 3 типа:

  1. Синтетическое. Характеризуется высокой степенью очистки. В состав входят различные присадки, предохраняющие детали от коррозии. Замена проводится через каждые 65-75 тыс. км.
  2. Полусинтетическое. Процент присадок значительно меньше, поэтому масло меняется чаще. Желательно проводить такую процедуру через каждые 45-55 тыс. км. К преимуществу относится более низкая стоимость.
  3. Минеральное. Относится к неочищенным маслам. Потеря свойств наблюдается уже после 20-30 тыс. км пробега. После этого оно подлежит замене.

На проводимые опросы среди автомобилистов какое масло заливать в коробку ваз 2110, большинство высказали свое предпочтение в пользу полусинтетики. Мотивировали это тем, что в условиях сурового климата и тяжелых дорог идет повышенный износ шестерен. Поэтому после 50 км пробега замена масла необходима.

Механическая коробка передач: так ли опасен перелив масла

Каким был ваш первый автомобиль? С высокой долей вероятности можно утверждать, что это был экземпляр из жигулевской продукции: ВАЗовская классика, что-то из семейства Самара, продвинутая «десятка» или построенная на ее базе Приора. Всех их объединяет одно – МКПП. А если исключить из этого перечня модели ВАЗ 2101-2107, то совокупно можно говорить о хронической склонности владельцев остальных Лад переливать масло в КПП.

Принимая во внимание то, что декларируемый ресурс при таком обслуживании спокойно доходит до 300 000 км, складывается впечатление не о вреде завышенного уровня, а наоборот – о его пользе или, как минимум, нейтральном эффекте. И действительно, в клубах вазоводов превышение максимума преподносится как улучшение смазки игольчатых подшипников пятой передачи, когда та включена

В то же время, когда уровень находится прямо на отметке MAX, наблюдается масляное голодание, чем и объясняют быстрый выход «пятой» из строя.

Догадок, почему максимальная отметка щупа не гарантирует бережную эксплуатацию трансмиссии на всех режимах, масса. Одна из версий – масло, при вращении шестерен, разбрызгивается по стенкам, отчего фактический уровень постоянно находится ниже расчетного.

Надуманной считается опасность перелива масла и с точки зрения конструкции. Сальники полуосей, если речь идет о переднеприводной компоновке, не выдавит, поскольку в корпусе агрегата предусмотрен сбрасывающий клапан (сапун). В пользу «переливщиков» есть еще один факт: сапун может сбрасывать не только давление, а и смазку. Поэтому, у лишнего масла всегда есть путь наружу или, говоря народным языком, лишнее выдавит, а нужное останется. Максимум, с чем придется мириться, так это с замасленным наружным корпусом и масляными подтеками на защите двигателя и под автомобилем. Впрочем, это все временно.

Какое масло заливать в МКПП

Нельзя купить первое попавшееся трансмиссионное масло и залить его в автомобиль. Для каждой марки и модели машины соответствует определенная спецификация трансмиссионного масла. Эта информация содержится в техдокументации.

Для корректного подбора стоит обратиться к профессионалам, которые смогут со 100% уверенностью сказать, какое трансмиссионное масло необходимо для вашего автомобиля. Но если такой возможности нет, есть универсальные способы подбора масла.

Можно использовать классификацию по SAE, т.е. по вязкости масла. Для зимнего сезона, в зависимости от температуры, используют масла следующей вязкости:

  • 70W;
  • 75W;
  • 80W;
  • 85W.

На лето подходят – 80W, 85W, 90W, 110W, 140W.

Например, в руководстве по эксплуатации Kia Spectra рекомендуется использовать для МКПП масло SAE 75W-90

Если же вы знаете, какое трансмиссионное масло необходимо для автомобиля, то приобрести его не составит труда. На каждой упаковке указывают, каким спецификациям масло соответствует. При покупке, предпочтение стоит отдавать оригинальным маслам, рекомендованным производителями. Цена их выше, но и есть уверенность, что жидкости будет хорошего качества.

На рынке есть и проверенные марки-аналоги трансмиссионных масел, которые хорошо себя зарекомендовали:

Торговая марка «Febi» отлично подходит для автомобилей немецкого производства (Volkswagen, Audi, Skoda).

Торговая марка «Mobil» — универсальный производитель, подходит для различных автопромов.

Торговая марка «Liqui Moly» — используют для автомобилей французского автопрома.

Торговая марка «ELF» . Соответствует требованиям французского автопрома, особенно Renault.

Однако, в последнее время, нередки случаи, когда в упаковке именитой фирмы разлито трансмиссионное масло не лучшего качество. Поэтому при покупке обязательно следует проверять целостность упаковки и акциза. Отдавать предпочтения проверенным магазинам. Стоит помнить, что хороший товар не должен стоить подозрительно низко.

Смешивание трансмиссионных масел разных производителей

Начнем с того, что трансмиссионные масла, как и моторные, могут сильно отличаться друг от друга даже с учетом похожих характеристик. Это значит, что такие смазочные жидкости могут иметь не только разную масляную основу (минеральная, полусинтетическая и синтетическая), но и уникальный пакет присадок.

Если просто, даже одинаковые по индексу вязкости масла для КПП все равно отличаются по допускам, рассчитываются для разных нагрузок, рабочих температур и т.д. С учетом того, что активные присадки в их составе также могут взаимодействовать между собой, смешивание масел для коробки передач может привести, как минимум, к потере полезных свойств, а как максимум к образованию осадка, отложений и т.п.

Если для механической трансмиссии или робота с «сухим» сцеплением последствия могут сразу и не проявиться, в случае с АКПП, роботизированной КПП с двумя «мокрыми» сцеплениями типа DSG или  вариатором CVT вполне возможно быстрое появление сбоев в работе коробки передач или даже полный выход такой КПП из строя.

Получается, распространенное мнение о том, что если смешать простую минералку и синтетику, получится полусинтетический продукт. На самом деле, это не так. Дело в том, что производитель, изначально изготавливая смазку или смешивая две масляные основы (базы), учитывает отдельные особенности и нюансы, добиваясь необходимого результата и свойств жидкости при помощи специальных присадок.

При этом для минерального масла присадки одни, для полусинтетики уже совсем другие, а для синтетики используются свои отдельные компоненты. Не трудно догадаться, что смешивание трансмиссионных масел, даже с учетом более низких температур в КПП по сравнению с ДВС, вполне может дать отрицательный результат.

Достаточно часто после смешивания уже через 100-200 км выпадает белесый осадок, далее смешанное масло в коробке меняет свою вязкость, начинает пениться и т.д. Для МКПП это означает увеличенный износ и более «жесткую» работу коробки, тогда как для автомата все может закончиться забитым масляным фильтром, загрязнением каналов гидроблока.

Также работа автомата после долива масла может сопровождаться рывками и толчками при переключении передач, проскальзыванием фрикционов и их подгоранием. В результате значительно увеличивается износ АКПП, коробка может встать в аварийный режим, передачи могут начать пробуксовывать.

Классификация масла по степени вязкости

Помимо концентрации различных присадок, смазки для трансмиссии разнятся по степени вязкости. Это вещество должно обеспечивать плотную пленку между соприкасающимися под давлением деталями при высоких температурах, но в холода не быть чрезмерно густым, чтобы можно было свободно переключать передачи.

В связи с такими факторами были разработаны три категории масел:

  • Летние;
  • Зимние;
  • Всесезонные.

Эта классификация поможет автомобилисту подобрать масло, соответствующее для климатической зоны, в которой эксплуатируется автомобиль.

Класс (SAE): Температура воздуха окружающей среды, оС Вязкость, мм2/с
  Рекомендуемая зимой:  
70W -55 4.1
75W -40 4.1
80W -26 7.0
85W -12 11.0
  Рекомендуемая летом:  
80 +30 7.0-11.0
85 +35 11.0-13.5
90 +45 13.5-24.0
140 +50 24.0-41.0

На территории стран СНГ в основном используются всесезонные трансмиссионные масла. На таре таких материалов стоит обозначение 70W-80, 80W-90 и так далее. Подходящую категорию можно подобрать, пользуясь таблицей.

По эксплуатационным характеристикам такие материалы еще делятся на классы от GL-1 до GL-6. Категории с первой по третью в современных автомобилях не используют, потому что они создавались для механизмов, испытывающих малые нагрузки при относительно небольших скоростях.

Категория GL-4 предназначена для механизмов с контактным напряжением до 3000 МПа и нагревом объема масла до 150оС. Температурный режим эксплуатации класса GL-5 идентичен предыдущему, только нагрузки между контактными элементами должны быть выше 3000 МПа. Чаще всего такие масла используются в особо нагруженных узлах, таких как мост заднеприводного авто. Использование такого типа смазки в обычной коробке может привести к износу синхронизаторов, так как сера, входящая в состав смазки, вступает в реакцию с цветными металлами, из которых изготавливаются эти детали.

Шестой класс редко используется в коробках передач, так как он предназначен для механизмов с большими скоростями вращения, значительным крутящим моментом, в которых также присутствуют ударные нагрузки.

Полная замена масла в автоматической коробке своими руками

Проведение операции начинается с прогрева АКПП. Для этого следует проехать минут пять на авто при невысокой скорости.

Процесс происходит следующим образом:

  1. При выключенном моторе открыть крышку и слить трансмиссионное масло. Возможен еще один вариант – откачка через отверстие, в котором расположен щуп.
  2. Снять поддон с отработанным АТФ, и вылить жидкость.
  3. Промыть крышку.
  4. Снять масляный фильтр (или промыть).
  5. Залить свежее масло, равное по количеству, слитому.
  6. Маслопроводные трубки, подходящие к радиатору охлаждения системы, отсоединить. Концы следует опустить в приготовленные емкости.
  7. Завести мотор, подождать, пока из трубок не потечет свежее ATF (видно по цвету).
  8. Выключить силовой агрегат, трубки присоединить к радиатору.
  9. Долить жидкость до минимальной отметки.

После этого нужно прокатиться на автомобиле несколько километров и проверить вновь уровень. Если он меньше минимального, то нужно добавить масла. Также следует проверить систему по поводу утечки.

Нужно помнить, что подобная операция помогает сменить масло не в полном объеме, а только на 70-80%. Для достижения лучшего показателя следует повторить подобную процедуру. Для этого понадобятся дополнительные расходы.

Такой нюанс, если машина на гарантии, то масло меняется специалистами дилерского центра. Самостоятельная замена станет причиной для прекращения гарантийного договора.

Некоторые общие правила замены масел в коробке передач

Перед тем как приобрести для КПП своего автомобиля смазочный продукт, нужно внимательно изучить инструкцию к машине. Обычно в ней указывается какое масло в МКПП по API и SAE рекомендуется для использования именно в определенном агрегате. Так же именно в инструкции по эксплуатации легкового автомобиля указана периодичность замены смазочного продукта в коробке.

Если вы не знаете, когда произвести замену масла в коробке передач, до изучите смазку, внимательно осмотрев её визуально. Если в ней видны частички продуктов износа, она стала темной или пахнуть гарью – то явно КПП нуждается в свежей смазке. Специалисты рекомендуют делать визуальный осмотр смазки каждые 10-20 тысяч километров пробега. У автомобилей с большим пробегом эта цифра несколько ниже: 5-10 тысяч километров.

Высокие температуры внутри КПП приводят к тому, что поверхность деталей системы становится более восприимчивой к повреждениям, поэтому рекомендуется выбирать смазочный продукт соответственно мануалу к транспортному средству. Производитель самостоятельно измерил каким нагрузкам подвергается коробка и определил подходящий продукт по маркировке API.