Ремонт
Устройство фары несложное, некоторые виды ремонта автолюбитель вполне может провести самостоятельно по шагам. Разборка фонарей ВАЗа:
- При помощи ножа снимают стекло.
- Отверткой откручивают болты отражателя.
- Сзади вынимают все провода и пружину гидрокорректора.
- Потянув на себя, извлекают модуль.
После 3–5 лет задние огни, как и передние, требуют капитального ремонта или полной замены. Как заменить фару ВАЗ 2110:
- Отсоединить минус от аккумулятора.
- Открутить решетку радиатора от авто.
- Открутить болты крепления блока.
- С обратной стороны найти колодки проводов и отсоединить их.
- Извлечь гидрокорректор.
- С наружной стороны фарного блока снять накладку.
- Открутить сам блок, снять его с автомобиля.
Ремонт гидрокорректора также можно провести самостоятельно. Блок — уязвимая деталь головной оптики ВАЗ 2110. Алгоритм следующий:
- Демонтировать фару.
- Достать из нее лампочки.
- Вытащить стекло (закреплено на герметик).
- Снять пружину с отражателя.
- Вынуть отражатель.
- Определить изношенную деталь и заменить ее.
Чаще всего поломка заключается в треснувшей пластмассовой части детали либо в лопнувшей пружине. Сборка ведется в обратной последовательности.
Какие фары лучше,- Галогеновые, Ксеноновые или Светодиодные?
В настоящий момент существует большие споры по этому поводу. Как говорится, сколько людей — столько и мнений. Но, тем не менее, сегодня уже точно известно, что галогеновые лампы не выдерживают никакой конкуренции в сравнении с ксеноновыми и светодиодными источниками искусственного света.
Но это не говорит о том, что галогеновые лампы исчезнут из автопромышленности в ближайшем будущем. Дело все в том, что несмотря на существенное снижение себестоимости ксеноновой и светодиодной оптики галогеновые фары в настоящий момент остаются самыми дешевыми в мировой автопромышленности. Именно поэтому многие автопроизводители пока-что не собираются отказываться от их применения.
В будущем же безусловно галогенные фары неизбежно должны исчезнуть из нашего автомира. Произойдет это тогда, когда себестоимость установки на новые автомобили ксеноновой или светодиодной оптики будет сопоставима с самими галогенными фарами.
Сравнивая же ксеноновые и светодиодные лампы с другим источноком света, то конечно же светодиодная оптика имеет массу преимуществ перед ксеноновыми фарами. Но пока что ксеноновая оптика обходится автопроизводителям намного дороже ксеноновых фар. И это несмотря на то, что светодиодная оптика не нуждается в блоках розжига и в системе омывателя фар.
Да, безусловно, освещение светодиодных фар не намного эффективней той же ксеноновой оптики, но, тем не менее, в самом ближайшем будущем мы со своей стороны считаем, что светодиодное освещение потихоньку все-же будет появляться даже на недорогих автомобилях. А в конечном итоге через определенное время ксеноновая оптика также плавно и постепенно исчезнет из автопромышленности. Так что друзья, добро пожаловать в новый век автомобильного освещения, который можно назвать эпохой светодиодов и лазерных технологий.
Скорее всего этот неизбежный переход на светодиоды даст производителям возможность разрабатывать электрические автомобили, в которых вопрос потребления электроэнергии стоит очень остро. Так например, эти светодиоды и лазерные источники освещения потребляют значительно меньше энергии, чем теже галогенные или ксеноновые лампы, и отсюда естественно, что развитие электрических автомобилей не может быть без разработок новых видов освещения с низким потреблением ими энергии.
Мы не раз уже публиковали материалы, которые позволяют нашим читателям сравнить различные технологии передней автомобильной оптики друг с другом, а также узнать для себя, какой вид автомобильных фар лучше. Вот уважаемые друзья список ссылок по которым Вы можете узнать по этой теме все более подробней:
Для чего нужен корректор?
Наверное,
каждый водитель попадал в ситуацию, когда встречный автомобиль ослепляет и
невозможно ничего рассмотреть. Зрение восстанавливается только спустя некоторое
время. Чтобы такого не происходило, на автомобили ставят корректировщики фар. Устройство
поддерживает положение оптической оси во время изменений положения кузова ТС.
Сформированный оптикой свет следует настраивать, когда машина еще не загружена.
После загрузки световой поток меняет направление, смещаясь относительно
оптической оси. Для исправления положения и нужна система корректировки.
Если багажник машины
сильно загружен, передняя часть кузова обязательно немного приподнимается. Свет
от фар уходит вверх и может ослепить водителя встречного автомобиля.
Автокорректор регулирует наклон света — луч остается на прежнем уровне, когда
багажник машины перегружен или по какой-то причине приподнялась ее передняя
часть.
Генератор
Нельзя исключать, что плохой свет фар на автомобиле связан с проблемами со стороны генератора. Это устройство, которое генерирует электроэнергию и питает разных потребителей на авто. В их число входят и автомобильные фары.
Когда водитель замечает, что оптика работает хуже, свет становится более тусклым, не сразу приходит осознание вины со стороны электроцепи.
Конечно, нужно проверить целостность проводки и контактов, идущих на фары автомобиля. Иногда контакты окисляются, происходит случайный обрыв проводов. Если же всё целое, тогда главным подозреваемым становится генератор.
Нужно проверить, какое напряжение выдаёт генератор и соответствует ли оно заводским нормам. Если генератор даёт недостаточное напряжение для бортовой сети, то и фары не смогут светить на полную мощность.
Тут следует обратить внимание на следующие моменты:
- все электропотребители работают плохо, некоторые не включаются вообще из-за дефицита энергии;
- фары получают не положенные 12 В, а всего 8-9 В, что проверяется путём включения фар при остановленном двигателе (если свет станет нормальным, то причина в генераторе);
- повышается расход топлива на автомобиле;
- при нажатии на педаль газа все приборы, включая оптику, начинают работать лучше и интенсивнее.
Связана последняя ситуация в том, что от нажатия газа возрастают обороты двигателя. А генератор связан именно с мотором и получает энергию вращения, преобразуемую в электричество, именно за счёт непосредственной связи с ДВС.
Если генератор старый, либо неродной, тогда закономерно и логично заменить устройство.
Помните, что одной из причин также может выступать использование штатного генератора, но с возросшей нагрузкой на него. К примеру, в машину поставили мощную акустику или несколько дополнительных потребителей, которые не предусмотрены заводской комплектацией. Поскольку генератор не рассчитан на такое число энергопотребителей, то его эффективность снижается. Агрегат начинает работать на пределе, быстро изнашивается, не может распределить энергию на все точки. Как результат, фары светят тускло.
Пошаговая настройка фар своими руками
Когда все подготовительные мероприятия выполнены, можно приступать к регулировке ближнего, а затем дальнего освещения.
Настройка ближнего света
После правильной разметки включаем свет фар. В первую очередь производится регулировка угла наклона оптического прибора. Параметр должен совпадать с горизонтальной линией, отмеченной на стене. Чтобы добиться нужного пучка света вращают регулировочные винты, которые располагаются на тыльной стороне фары в подкапотном пространстве. Процесс происходит попеременно, при этом один прибор регулируется, второй прикрывается, например, картоном. При установке пучка света немного ниже места, где отмечены центры оптических приборов, можно считать, что процедура выполнена правильно.
Настройка фар выполняется регулировочными винтами, расположенными с тыльной стороны оптического прибора
Настройка дальнего света
Дальнее освещение регулируется отдельно от ближнего, при этом несколько изменяется разметка на стене. Вертикальная поверхность должна быть ровной и гладкой, но расстояние должно составлять минимум 10 м. Последовательность разметки такова:
- Полностью снаряжённый и заправленный автомобиль устанавливают на ровной площадке напротив вертикальной поверхности, на которой размечается положение центров фар. Для фиксирования реальных мест этих центров, ищем их на машине. Полученные точки соединяются, также проводится горизонтальная линия на 12 см ниже основной.
- После разметки автомобиль отгоняется на 10 м, регулятор освещения выставляется на ноль. Световой пучок, который получен от головной оптики, обязательно должен находиться верхней границей на нижней линии под основной горизонталью.
Видео: регулировка фар на примере Ford Fusion
https://youtube.com/watch?v=E0744IgpQfI
Регулировка ПТФ
Настройка осуществляется путём вращения оптического прибора по вертикали и горизонтали, добиваясь оптимального угла наклона. Предварительно ослабляют болты крепления противотуманок к бамперу и выполняют следующие действия:
- Автомобиль устанавливают на ровной поверхности на расстоянии порядка 5–7 м от вертикальной поверхности (например, стена дома). Машина должна быть установлена таким образом, чтобы её ось была перпендикулярна плоскости, на которой будет осуществляться разметка.
- Давление в шинах должно соответствовать норме, при этом сам автомобиль нужно качнуть сбоку, чтобы пружины подвески стали на место.
Регулировка противотуманных фар имеет некоторые отличия, по сравнению с головной оптикой
Сам процесс регулировки состоит из следующих шагов:
- Измеряется расстояние между центром противотуманной оптики и основанием площадки.
- Отмечается горизонтальная линия на стене, уровень которой соответствует выполненным измерениям.
- Включают ближний свет и делают отметку на вертикальной поверхности с нанесением центра двух лучей.
- Выключают ближний свет и включают противотуманные фары.
- При расположении автомобиля в 5 м от поверхности с разметкой, верхняя граница пучка света должна находиться на 10 см ниже высоты от уровня горизонтальной площадки. Противотуманная оптика должна устанавливаться параллельно продольной оси машины.
- Между центрами световых пучков расстояние должно составлять 1200 мм.
- На стене проводится линия, которая разделяет автомобиль на две половины.
- Чертится полоса, которая на 10 см ниже первой.
- Измеряют расстояние от противотуманной фары до земли и от лампы до центра автомобиля.
- Полученное пересечение линий и будет центром противотуманок.
Видео: как отрегулировать противотуманные фары без прибора
Такова схема регулировки фар головного света и противотуманок. Ознакомившись с последовательностью действий, настройку можно выполнить самостоятельно. Правильно выполненный процесс повышает уровень безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения в тёмное время суток. Из сказанного можно сделать вывод, что периодическая проверка эффективности работы фар является важным мероприятием и пренебрежение этим процессом неуместно.
Для самостоятельной регулировки фар потребуется подготовить автомобиль, найти вертикальную поверхность, ровную площадку под него и правильно нанести разметку. Останется настроить оптику регулировочными винтами, следуя определённой последовательности действий.
Как ремонтировать фары автомобиля своими руками?
Корпус и фару ремонтируют с помощью фена в такой последовательности:
- Раскладываем осколки в нужном порядке. Если некоторые части утеряны или не подлежат восстановлению, используйте запчасти от ранее ремонтированной оптики.
- Каждый кусок, поочерёдно разогреваем феном и прикрепляем на своё место.
- Полученные швы провариваем с обеих сторон для обеспечения прочности.
- Неровности, полученные в результате сваривания, сначала убираем напильником, а затем наждачной бумагой.
- После этого восстановленную оптику тщательно шлифуем и полируем с применением фетрового круга.
Отбитые куски фар можно склеить с помощью специального клея. Порядок ремонта аналогичен вышеуказанной последовательности. Если у вас недостаёт необходимых частей, их можно изготовить самостоятельно из оргстекла. Все швы в обязательном порядке необходимо обработать отвердителем с обеих сторон.
Восстановление передних фар
В случае повреждения стеклянной оптики и невозможности замены новой, можно изготовить аналогичную фару из оргстекла:
- Готовим шаблон. Разрушенную оптику складываем по частям, утерянные элементы заменяем обычным пластилином. Затем делаем гипсовую матрицу.
- Режем из оргстекла заготовку нужного размера.
- На кальке чертим шаблон внутреннего рисунка стекла штангенциркулем.
- С помощью фрезерного станка на заготовке из оргстекла воспроизводим рисунок оптики с максимальной точностью.
- После этого оргстекло накладываем на гипсовую матрицу и упаковываем в термостойкий вакуумный пакет.
- Разогреваем полученную упаковку до полного размягчения оргстекла и с помощью компрессора придаём ему форму гипсовой матрицы.
Ремонт задней оптики
Ремонт задних фонарей производится в аналогичном порядке. Сначала раскладываются части разрушенной оптики на столе. Затем в нужной последовательности склеиваем имеющиеся элементы с помощью клея.
Как правило, некоторые части после аварии, будут утеряны или разрушены без возможности восстановления. Поэтому необходимо подготовить запасные части из аналогичного фонаря. Сначала готовим шаблон недостающего элемента и по нему предельно точно вырезаем кусок нужной формы. Приклеиваем его и готовим аналогично следующий элемент. После склеивания все швы необходимо тщательно прошлифовать и отполировать.
Наглядное видео по восстановлению задней оптики
Заделываем трещины
Ремонт трещин фар производится с помощью клеящего состава:
- Насверливаем дрелью края трещин.
- Промываем и высушиваем поверхность.
- Строго над трещиной устанавливаем инжектор и подаём клей.
- После заполнения трещины клеем, инжектор убираем и контролируем отсутствие пузырьков воздуха в полимерном составе.
- Чтобы клей быстрее застыл, можно подсушить его с помощью ультрафиолетовой лампы.
- После полного высыхания клеящего состава, устраняем напильником неровности, а затем шлифуем и полируем фонарь.
После заделывания трещин, рекомендуется обработать швы отвердителем.
Полировка после ремонта
Предварительно фару вымываем, затем тщательно просушиваем. Вначале производится грубая шлифовка в несколько этапов с постепенным увеличением зернистости круга. Сильно нажимать не рекомендуется во избежание перегрева пластика. Время одной процедуры не должно превышать 3 — 4 минут.
После грубой шлифовки приступаем к полировке. Для этого применяются салфетки и полироль. На салфетку наноситься небольшое количество смеси и вручную поверхность полируется в течение 6 — 8 минут. Обрабатывать пластиковые фары можно с применением шлифовальной машины. При этом следует использовать низкие обороты и не допускать перегрева поверхности.
Плюсы ясны, а где же минусы?
Казалось бы, столько пользы и положительных моментов, но, как говорится, и на солнце есть пятна.
Среди недостатков следует выделить:
- Посредственную очистку. Порой струя практически ничего не решает и не справляется с поставленной задачей;
- На скорости струя летит во все стороны, особенно в случае с веерными вариантами;
- Расход омывающей жидкости. При наличии данной опции расход «омывайки» увеличивается в разы;
- Зимние проблемы. Нередко зимой возникают проблемы с форсунками, они могут замерзать, причем не только они, но стекло фар. Да, есть зимние жидкости, но в большие морозы бывает всякое. Кроме того, телескопы могут заедать при слишком низких температурах, поэтому некоторые автовладельцы отключают данную опцию на зиму.
Какая следует ответственность за установку ксеноновых ламп в фары с отражателями?
[media=https://www.youtube.com/watch?v=R9cFSHOQ6ok]
Как мы уже выше сказали, установка ксеноновых источников света в автомобильные фары оборудованные отражателями под галогеновые лампы, по-просту — запрещена!
Так что, в соответствии с частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет лишение водительских прав сроком от 6 месяцев до 1 года с конфискацией ксенонового оборудования и самих ламп.
То есть, другими словами можно сказать, если вы незаконно установите на свою машину в фары ксеноновые лампы, которые не предназначены для данного вида источников света, то вас за это не оштрафуют, а сразу же лишат водительского удостоверения на предусмотренный законом срок, а после окончания такого срока лишения вам предстоит уже пересдать теоретический экзамен. Так что думайте и решайте сами.
РАЗДЕЛ 3. Другая важная информация / Разное
Теперь, когда мы с вами рассмотрели все различные типы технологий передней автомобильной оптики, настало время поговорить о некоторых насущных возникающих вопросах. Так, например, давайте друзья узнаем с вами о том, можно ли использовать в галогеновых фарах ксеноновые лампы накаливания и наоборот?
Как правило, для использования ксеноновых ламп передняя оптика должна быть оснащена конкретно линзой, которая проецирует свет на дорогу. Также ксеноновая оптика обязательно должна оснащаться корректором фар.
В основном в наши дни используется автоматический корректор фар, который сам изменяет угол наклона линзы с целью обезопасить встречных водителей от яркого дневного света ксеноновых фар. Их угол изменяется в зависимости от количества пассажиров находящихся внутри салона авто. В том числе, все такие ксеноновые фары должны обязательно быть оборудованы омывателем оптики, поскольку ксеноновый источник света не совсем эффективен (или почти не эфективен) при грязных фарах.
Что касаемо галогеновых ламп, то они в отличие от ксеноновых могут быть установлены прямо в линзованную оптику. А как же тогда светодиоды? Отвечаем. Так как светодиодные лампы имеют как правило, направленный источник света, то устанавливать их в фару с обычными отражателями небезопасно, так как в этом случае эффективность освещения дороги ими будет низкой. Поэтому большинство автопроизводителей оснащает светодиодную оптику своих машин линзами, которые проецируют свет от светодиодов непосредственно на дорогу. Подробней об этом ниже:
Лазер
Самая новая технология, которую активно развивают, это лазерные фары. Впервые такие фары применили на футуристичном автомобиле BMW i8. Технология фары достаточно проста — лазер светит на линзу с фосфором, который в свою очередь начинает излучать яркий свет, а отражатель направляет этот свет на дорогу.
Они превосходят светодиодные фары по освещению и энергопотреблению, а срок службы сопоставим. Существенным недостатком этих фар является их стоимость, они являются самыми дорогими фарами современности, не менее 10 тыс. евро, за эту сумму можно купить новый бюджетный автомобиль.
Устройство адаптивных фар
Адаптивные фары представляют собой комплекс оборудования, включающий в себя:
- непосредственно приборы освещения (фары);
- двигатели для их активного передвижения по вертикали и горизонтали, а также вокруг своей оси;
- блоки управления;
- датчики, предназначенные для считывания, обработки и передачи информации об объектах материального мира к фарам.
Устройство адаптивной фары
Сами блоки фар оборудованы исключительно линзованной оптикой, так как рефлекторные отражатели не способны выдавать контролируемый исходящий световой поток. В линзу могут быть установлены как ксеноновые, так и диодные лампы. Галогеновые источники света не практикуются.
Еще несколько лет назад преимущество отдавалось ксенону, однако в последние годы перевес склонился на сторону диодов. По мнению автопроизводителей, такой свет имеет более яркое свечение и более комфортно воспринимается глазом человека.
Вне зависимости от источника света, как ближний, так и дальний пучок находятся в одной линзе, а переключение между режимами происходит за счет специальной шторки.
Двигатели адаптивной установки также вмонтированы в блок фары, они путем механических передвижения линзы в различные стороны создают эффект активно изменяющегося направления светового потока.
Датчики — они же камеры слежения за дорожной обстановкой, передают информацию в блоки управления, которые «дают команду» на изменение направления пучка света.
Свет из адаптивных фар регулируется в зависимости от окружающей обстановки вокруг автомобиля, которая улавливается специальной камерой
Какие виды ремонта автостекол мы выполняем
Помимо легких повреждений стекла (царапин, выщерблений), которые устраняются простой полировкой, есть более серьезные: сколы и трещины.
- Скол может иметь разную форму (вихревую, звездообразную, «бычий глаз» и т. д.), обычно имеет «ядро» повреждения — место, где пробит внешний слой стекла.
- Трещина представляет собой разрыв слоя стекла на две части. Может возникать из небольшого скола.
Оба типа повреждения опасны тем, что постепенно расширяются, часто довольно быстро, поэтому необходимо сразу обратиться в ремонтную мастерскую.
Отремонтировать скол или трещину на лобовом стекле можно в том случае, если поврежден только внешний слой стекла. Если затронуты внутренние слои, стекло нужно менять.
В остальных случаях ремонт трещин лобового стекла и сколов в нашей мастерской позволит остановить их расширение, а также сделает дефекты визуально абсолютно незаметными. Вы сможете снова спокойно контролировать обстановку на дороге без помех. Кроме того, такой ремонт существенно дешевле замены стекла.
Как самостоятельно установить и подключить?
Чтобы произвести установку фар самостоятельно, необходимо выполнить следующие этапы:
- Первым делом необходимо вынуть оптический элемент из корпуса фары. Это делается для сохранности стекла, чтобы в процессе установки избежать повреждения.
- Далее, отмечается место установки фар (все должно быть симметрично) и просверливаются отверстия, которые рекомендуется обработать антикором.
- После установки корпуса фар, крепится реле (контакты направлены вниз).
- На следующем этапе устанавливается выключатель и производится электрическое подключение. Данный процесс осуществляется через отдельные предохранители к реле. Выход № 85 нужно соединить с плюсом аккумулятора путем контакта замка зажигания или отдельным проводом от аккумулятора. Выход № 87 соединяется с массой в любом месте.
- Завершают этап установки присоединением положительной клеммы к аккумулятору и креплением соединительных проводов.
Включать фару можно только в собранном виде. В конце делается регулировка устройства.
Простейшая проверка регулировки света фар
Давайте посмотрим куда светят фары нашего автомобиля. В сумерках или ночью поставьте ваше авто перпендикулярно к стене здания или забору метров на десять и вы увидите, на этом импровизированном экране, пучок света от фар вашего автомобиля. Предположим, что фары вашего авто не затёрты, отражатели чистые, лампочки стоят ПРАВИЛЬНО и хорошего качества. На экране вы увидите две «чаечки», светотеневые границы похожие на изображение чайки, расположенные на одном уровне. Правая часть у них под углом примерно 10 градусов поднимается вверх.
Световой пучок на стене
Если поверхность, на которой стоит ваш авто горизонтальна и есть возможность отъехать от экрана задним ходом метров на 70 — 100, то отъезжая назад вы должны увидеть, «чайки» опускаются вниз по мере удаления от экрана. На расстоянии 60 — 80 метров «чайки» полностью опустятся с экрана на землю. Если это так, со светом у вас всё достаточно хорошо.
Если же вы видите, что «чайки» «летят» не синхронно, а каждая куда хочет, нужно заняться регулировкой. Первое, что нужно сделать, что бы крылья у «чаек» были паралельны. Причём левое крыло паралельно земле. Достичь этого можно правильно установив лампочки. У лампочки в фаре единственое правильное положение определяемое конструкцией фары и цоколем лампочки. При «желании» лампочку можно поставить не правильно. Причина этого, почти у всех машин, стеснённые условия, а результат поцарапанные руки и неправильно установленная лампочка.
Есть машины, на которых для замены лампы нужно снять фару, аккумулятор, колесо, подкрылок, лючок в подкрылке и так далее. Иногда замена лампы это такая история с географией, что весь мокрый от пота и грязный будто подвеску менял. Конечно может быть причиной и бездумная установка. Воткнул, как получилось, светит вот и хорошо. А куда светит, не моё дело.
Итак или у нас лампочки стоят правильно, или мы их поставили правильно. Пойдём дальше.