Штраф за перевозку детей без детского кресла 2021 (статья 12.23 коап рф) (видео)

Правила безопасного проезда детей в автомобильном транспорте

Правила проезда детей в автомобильном транспорте возлагают полную ответственность за их соблюдение на взрослых. Согласно ним, существуют отдельные нормы транспортировки ребенка на заднем или переднем автомобильном кресле.

Проезд детей на переднем кресле автомобиля возможен при соблюдении следующих условий:

  • если ребенок старше двенадцати лет, его вес составляет 36 кг и больше, а рост не менее 150 см он может ехать на переднем сидении авто, пристегнутый обычными автомобильными ремнями;
  • если ребенку не исполнилось двенадцати лет, его вес меньше 36 кг, а рост не достиг 150 см, он может ехать спереди, используя вспомогательные устройства безопасности (автокресла и их аналоги).

Безопасный проезд детей на заднем сидении автомобиля требует соблюдения следующих условий:

  • если ребенку исполнилось двенадцать лет, его вес и рост достигли необходимых параметров (150 см, 36 кг), он может ехать на заднем кресле автомобиля, пристегнутый обычными ремнями;
  • если ребенку не исполнилось двенадцать лет, его вес меньше 36 кг, а рост не достиг 150 см, он может ехать на заднем кресле автомобиля используя дополнительные средства безопасности (детское автокресло и аналоги).

Использование вспомогательных устройств безопасности, несоответствующих весу, возрасту и росту ребенка, согласно ПДД воспринимается как отсутствие необходимых устройств безопасности.

Можно ли избежать штрафа

Законно избежать штрафа, если малолетний находится в автомобиле без детского кресла, можно лишь в двух случаях:

  1. Если машина не движется (перевозка как таковая не осуществляется);
  2. В случае, если малыш был пристёгнут и находился в бескаркасном автокресле.

Бескаркасные автокресла не популярны на территории РФ, поэтому собственникам таких устройств ещё придётся доказать инспектору, что перевозка ребёнка была полностью безопасна.

Если сотрудник откажется, то оспорить его решение можно будет в судебном порядке.

Есть ряд случаев, в которых водители считают, что могут избежать штрафа, но на самом деле их действия всё равно являются прямым нарушением ПДД:

  1. Ребёнок находится на руках родителя (пристёгнут или нет — значения не имеет). Исключение — груднички. Обычно за перевозку их на руках сотрудники ГИБДД не штрафуют;
  2. Кресло есть, но оно не соответствует параметрам ребёнка (слишком мало или слишком велико);
  3. Малыш сидит в кресле, но не пристёгнут;
  4. В одно кресло посадили нескольких детей (исключение — специальные кресла для двойняшек или тройняшек);
  5. Кроме ремней безопасности детского кресла, на месте, где оно будет установлено, обязательно должны быть монтированы и обычные ремни.

Стоит помнить, что сотрудник ГИБДД не может просто так остановить машину, чтобы проверить, есть ли автокресла и пристёгнуты ли все пассажиры. Исключение — лишь тот случай, когда через окна видно, что несовершеннолетние перемещаются по салону.

Если инспектор остановил машину, он обязан назвать причину остановки. А осмотр салона (в том числе на наличие кресла и ремней, правильную их установку) проводится только под письменным протоколом и при наличии свидетелей.

Если штрафа нужно избежать, можно напомнить инспектору об этих нюансах. Чаще всего водителя после этого просто отпускают, потому что сотрудник не желает разбираться со всеми аспектами процедуры.

Как оспорить штраф

Любые штрафы, в том числе и за отсутствие автокресла для детей, оспариваются в ходе слушания административного дела.

Для того, чтобы инициировать разбирательство, водитель или его законный представитель (по доверенности) должен подать в суд исковое заявление, к которому прикладываются необходимые доказательства.

Слушание дела займёт до 60 дней. За этот период водитель, скорее всего, уже оплатит штраф, поэтому, если дело будет решено в его пользу, средства будут ему компенсированы.

Судья может обратить внимание на форс-мажорные обстоятельства, неправильную процедуру проведения осмотра салона, или же на неподобающее поведение сотрудника ГИБДД, но чаще всего оспорить штраф за перевозку ребёнка без автокресла крайне сложно. Факт наличия или отсутствия кресла подтверждается свидетелями и протоколом, и настоять на том, что инспектор составил документ неправдиво, можно только в том случае, если запись с видеорегистратора в тот момент велась в салон, и на ней видно кресло

Факт наличия или отсутствия кресла подтверждается свидетелями и протоколом, и настоять на том, что инспектор составил документ неправдиво, можно только в том случае, если запись с видеорегистратора в тот момент велась в салон, и на ней видно кресло.

Подборка для Вас!
Скачайте в надежное место бланки и образцы документов для автолюбителей.

Что же выбрать?

Возможно, практика привлечения к административной ответственности водителей, перевозящих детей не в детских креслах, связана с тем, что действующая формулировка не относит к детским удерживающим устройствам те устройства, которые позволяют пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, называя их иными средствами, но не определяя конкретные характеристики.

Определение понятия «детское удерживающее устройство» дано в уже упоминавшемся ГОСТе. Под ним понимается совокупность лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства, например детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья или противоударного экрана ().

При этом конструкция может быть нецельной и включать в себя частичное удерживающее устройство (например, дополнительную подушку), которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте (). К этому типу, судя по всему, относится и «ФЭСТ».

Тем не менее не стоит забывать о том, что главная цель использования удерживающего устройства – не в избежании штрафа, а в снижении вероятности травмирования ребенка в случае резкого торможения или ДТП. Поэтому к выбору его вида нужно подходить вдумчиво.

Логично предположить, что для перевозки грудного ребенка должна использоваться специальная детская люлька (, ). А малыша, который уже может находиться в полулежачем положении, можно перевозить в детском кресле ().

Удерживающие устройства, напомним, делятся на группы в зависимости от того, для перевозки детей какого веса они предназначены: для детей массой менее 10 кг (группа 0), менее 13 кг (группа 0+), от 9 до 18 кг (группа I), от 15 до 25 кг (группа II) и от 22 до 36 кг (группа III).

Однако нужно не просто выбрать подходящее по параметрам устройство, но и правильно его установить. Так, например, устройства, относящиеся к группам 0 и 0+, должны быть расположены против направления движения транспорта (). Как правило, в характеристиках модели указывается способ установки: «спиной вперед» или «лицом вперед»

Также важно знать, что использование детского удерживающего устройства, установленного против направления движения, на пассажирских сиденьях, которые оборудованы подушками безопасности, не допускается ()

Кроме того, следует помнить, что не все выпускаемые удерживающие устройства являются универсальными – те, которые относятся к полууниверсальной, ограниченной и особой категориям, могут быть установлены только на определенных транспортных средствах при использовании соответствующих креплений (, ). Сведения о категории устройства, согласно ГОСТу, указываются в инструкции по эксплуатации, причем так, чтобы их можно было прочитать без снятия упаковки. Таким образом, во избежание проблем с использованием конкретного удерживающего устройства перед его приобретением желательно проконсультироваться с продавцом. Последний, кстати, вправе рекомендовать покупателю обратиться к изготовителю данного устройства ().

***

В прошлом году МВД России разработало проект поправок в ПДД, согласно которым иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, исключаются из . Предлагалось установить, что детей младше семи лет можно перевозить исключительно с использованием детских удерживающих систем (надо полагать, подразумеваются цельные конструкции этих устройств, то есть автокресла). При перевозке же детей в возрасте от 7 до 11 лет, согласно проекту, допускается использование как детских удерживающих систем, так и стандартных ремней безопасности. Правда, такой выбор возможен только при размещении ребенка на заднем сиденье. Принятие этого документа, вероятно, решило бы проблему отсутствия на рынке удерживающих устройств для детей младше 12 лет, которые весят более 36 кг.

К слову, некоторые автоэксперты считают, что правила перевозки должны содержать требования к росту ребенка, а не его возрасту, так как никаких «стандартных» параметров ребенка определенного возраста просто не может быть.

Тем не менее пока никаких изменений, касающихся перевозки детей, в ПДД не внесено.

Закон о перевозке детей в автомобиле

Порядок поведения внутри транспортных средств контролируются специальными пунктами ПДД. Маленьких пассажиров перевозят только в кабинах грузового транспорта или внутри салонов легковых авто. Прямым нарушением требований будет перевозка в кузовах, прицепах или на мотоцикле. Эти условия описаны пунктами ПДД 22.9 и 22.6.

Правила перевозки детей 2021 по новым законам

Поправки, внесенные в ПДД, коснулись требований к возрасту. Теперь невзрослых пассажиров делят на 2 возрастные группы:

  • от рождения до 7 лет;
  • от 7 до 12 лет.

Главное требование предъявляют к типу ДУУ, как называют детские удерживающие системы. Все кресла подлежат обязательной сертификации и производятся с критериями структуры ISOFIX.

Перевозка грудных детей до 1 года

Если у вас только что родился ребенок, то позаботиться о безопасности перевозки необходимо заранее. Чтобы привезти малыша из роддома, потребуется автолюлька со специальными анатомическими вкладками. Переноску ставят на сидение перпендикулярно движению едущего автомобиля.

Автолюльку можно использовать до тех пор, пока маленькому пассажиру не исполнится 6 месяцев. Затем придется поменять ее на другое удерживающее устройство с маркировкой «1» или «0+».

Люльки для малышей старше 6 месяцев имеют другие габариты. Они сконструированы:

  • в виде чаши;
  • под положение полулежа;
  • с учетом установки против движения авто при фиксации ремнями.

Правила перевозки детей в автомобиле 2021 на заднем сидении или спереди, рядом с местом водителя изменяются. Последние поправки 2021 года касаются характеристики автокресел. Сегодня грудных детей до года можно перевозить в люльках или креслах с маркировкой «0+».

Перевозка детей до 7 лет

Начиная с того времени, когда маленькому пассажиру исполнится 1 год, подбирать безопасное кресло становится сложнее. Родителям необходимо правильно определить вес

Важно также приобрести сертифицированное кресло, подходящее по габаритам

Группы ДУУ по весу для детей от 1 года до 7 лет:

  • 1 — 9-18 кг.
  • 2 — 15-25 кг.
  • 3 — 23-36 кг.

На рынке можно найти универсальные кресла, но большинство из них не прошли соответствующую сертификацию. Они трансформируются по мере того, как пассажир подрастает. С одной стороны, конструкция удобна и экономична. Однако, с другой стороны, за годы использования кресло может износиться или деформироваться.

Обычно дети до 7 лет весят не больше 25 кг, для таких параметров подходят кресла с маркировкой «1» или «2».

Перевозка детей от 7 до 12 лет

После 7 лет правила перевозки меняются. В этот период родители могут приобрести вместо традиционного кресла бустер. Это детское удерживающее устройство, которое предназначено для правильной фиксации обычного автомобильного ремня. Бустер как бы приподнимает высоту обычного сидения.

Ребенок в автокресле

Вы можете приобрести бустер, если ребенку исполнилось 7 лет, его рост находится в границах от 120 до 130 см, вес — от 15 до 18 кг. Систему критериев рассматривают в совокупности, так как характеристики вес-рост каждого малыша могут отличаться.

Перевозка детей после 12 лет

В возрасте 12 лет можно не использовать ДУУ

Но при этом вам нужно обращать внимание на рост и вес вашего ребенка. Если телосложение недостаточно крепкое, а рост не развился до предельных границ возрастной группы, то можно оставить бустер, чтобы обеспечить безопасное пристегивание

Как прописано в правилах дорожного движения, последние изменения

Правила перевозки детей в легковом автомобиле и кузове грузового транспортного средства установлены статьей 22 Правил дорожного движения.

В соответствии с действующим законодательством:

  • дети в возрасте до 7 лет должны перевозиться с использованием специализированных детских удерживающих устройств и ремней безопасности
  • дети в возрасте 7-11 лет перевозятся либо с удерживающим устройством или с ремнями безопасности
  • если автомобиль не оборудован ремнями безопасности, то можно перевозить ребенка не пристегнутым (без ремней безопасности)
  • все удерживающие устройства должны быть оснащены системой крепления ISOFIX и соответствовать росту и весу ребенка

В соответствии с последними изменениями действующего закона:

  • запрещено оставлять детей в автомобиле без присмотра взрослых
  • увеличены суммы на штраф за отсутствие автокресла
  • введено распределение условий перевозки несовершеннолетних в зависимости от возраста

На заднем сидении

Допускается установка автокресла на заднее сиденье автомобиля. Причем:

  • если ребенку более 1 года, то автокресло устанавливается лицом по ходу движения автомобильного транспорта
  • если ребенку менее 1 года и используется специальная автолюлька, то установка удерживающего устройства производится спиной к движению автотранспорта

На заднем сиденье при достижении 7 лет допускается перевозка детей без специальных автокресел, но с использованием ремней безопасности, предусмотренных конструкцией автомобиля и иных приспособлений: бустеров, подушек, подкладок и так далее.

На переднем сидении

Перевозка ребенка до 12 лет может быть осуществлена и на переднем сиденье, но исключительно с использованием детского удерживающего устройства.

Если автолюлька или детское автокресло устанавливаются спиной к ходу движения, то в обязательном порядке требуется отключить подушку безопасности.

Использование спецприспособлений

В соответствии с законом все детские кресла подбираются в соответствии с ростом и весом ребенка.

Для удобства подбора все удерживающие устройства разделены на несколько групп:

Группа

Вес ребенка, кг Возраст ребенка, лет

Особенности удерживающего устройства

0 – 10 0 – 1 Фиксация ребенка производится: — широким ремнем через живот маленького пассажира, если кресло находится в разложенном положении (автолюлька); — трехточечными ремнями при использовании кресла в собранном виде (сидячее положение пассажира). Кресло дополнительно оснащается: — анатомической подушкой; — тентом для защиты от солнца
0+ 0 – 13 0 – 1,5 Люльку можно расположить спиной относительно хода движения автотранспорта или по ходу движения, но в собранном (полусидячем) положении
1 9 – 18 1 – 4 Кресло оснащено пятиточными ремнями безопасности для надежной фиксации малыша
2 15 – 25 3 – 7 Основные отличия: — наличие регулировки высоты автокресла по высоте, что позволяет регулировать удерживающее устройство по росту малыша; — использование штатных автомобильных ремней для фиксации ребенка
3 22 – 36 6 – 12 Кресло отличается: — возможность отсоединения спинки для удобства ребенка, имеющего достаточно высокий рост; — установкой ограничителя автомобильного ремня

Можно ли избежать или уменьшить размер штрафа

Специальное удерживающее устройство, соответствующее требованиям ГИБДД — обязательный предмет безопасности при перевозке детей в автотранспортном средстве. По статистике, в большинстве ДТП с участием малолетних пассажиров, тяжесть полученных травм могла быть меньше, если бы детей обеспечили специальной удерживающей системой и пристегнули ремнями.

Чаще всего, причиной тяжёлых последствий аварии становится пренебрежительное отношение водителей к требуемым правилам безопасности.

Впервые документ, регламентирующий ответственность за перевозку малолетних пассажиров без кресла, был опубликован в 2007 году. По нему отсутствие подобной системы приравнивалось к отсутствию штатного ремня безопасности, и нарушителю грозила санкция в виде денежного взыскания на сумму 500 рублей.

Если сотрудник ГИБДД остановил движущееся ТС, то при несоблюдении правил безопасности, взыскания не избежать. Однако он не имеет права оштрафовать водителя, если малыш находится не в специальном кресле или не пристегнут в салоне стоящего автомобиля.

Денежные взыскания за перевозку детей без специально установленного кресла, прописаны в КоАП России – ч. 3 ст. 12.23.

Если такого приспособления для безопасности ребенка установлено не было, а сама перевозка ребенка осуществлялась только с классическими ремнями безопасности, то ответственного за это могут оштрафовать.

Нарушение Категория нарушителей Размерштрафа,руб.
Провоз ребенка в возрасте до 7 лет без автомобильного кресла (или вне автокресла, иного типа ДУУ). Физические лица 3000
Должностные лица 25 000
Юридические лица 100 000

Соответственно, платить их обязаны только автовладельцы, а не водители, которым доверили управление ТС.

Хозяева вправе через суд требовать денежные суммы обратно, которые в качестве штрафа пришлось им заплатить из-за халатности поверенного водителя. Составляет иск с требованием, прилагаются все необходимые бумаги касательно уже оплаченного штрафа.

Но если вина была установлена именно автовладельца, который отказывался снабдить салон машины специальным креслом, тогда судебные инстанции будут на стороне водителя. В этом случае иск хозяина авто, стребовать с водителя сумму оплаченного штрафа, останется без удовлетворения.

Выписывают штрафы по КоАП РФ не только, когда нет кресла, а малыша провозят под ремнем безопасности. Есть ряд случаев, при которых тоже служащие ГАИ имеют право выписывать штрафы, а суды взыскивать с нарушителей.

Избежать денежной санкции можно в следующих случаях:

  1. Ребёнка не сажать на руки взрослого при движении транспорта.
  2. Дети по весу, объему тела, росту подходят под установленную в машине модель детского автокресла.
  3. Обязательно пристёгивать малышей в детском кресле, а не просто усадить его туда.
  4. Усаживать одного ребенка в одно специальное кресло, а не двух и более детей.
  5. В автотранспортном средстве передвижения штатные ремни безопасности должны быть исправны, присутствовать в обязательном порядке.
  6. Авто, в салоне которого ребенок, стоит на месте и не перемещается.
  7. Малыш помещен в «бустер», ФЭСТ, удерживающее устройство. Их приравнивают к мягкому, бескаркасному ДУУ, которое возможно укреплять штатными ремнями безопасности. При этом ребенок в мягком автокресле или ином ДУУ должен располагаться на заднем сидении, где существуют исправные ремни безопасности.

Если осуществляется провоз ребенка в таком приспособлении, как автокресло, но удерживающими ремнями маленький пассажир пристегнут не был, это расценивается как не обеспечение его безопасности.

Требования к перевозке детей

Правила транспортировки пассажиров младше 7 лет описываются в ПДД (в пункте 22.9). В соответствии с ними, водитель обязан обеспечить безопасные условия для ребенка, исключающие риск случайных травм и повреждений. В число требований входит и необходимость специального сидения, которое подбирается с учетом возраста.

Виды автокресел для детей

Выделяют 5 основных групп сидений для перевозки ребенка. Кресло подбирается исходя из роста и веса, возрастных особенностей.

Популярные виды:

  • Люлька. Представляет собой удерживающее устройство, в котором малыш фиксируется в горизонтальном либо вертикальном положении. Для закрепления используются надежный ремни.
  • Бэби-кокон. Детское автокресло, в котором ребенок располагается полусидя. Обычно устанавливают против хода автомобиля, что позволяет снизить риск при лобовых столкновениях.
  • Детское кресло. Представляет собой мягкое сидение, которое крепится посредством силового каркаса. Может трансформироваться и устанавливаться под различными углами наклона.
  • Бустер. Представляет собой сидение, на котором отсутствуют собственные фиксирующие средства. Ребенок пристегивается внешними ремнями безопасности автомобиля.

Существуют также универсальные варианты кресел. Их можно использовать при перевозке детей разных возрастных категорий. Преимущество данного вида в том, что такое сидение прослужит значительно дольше обычного.

Возрастная специфика

В зависимости о того, сколько пассажиру лет, выделяют 5 категорий. В данной классификации также учитывают вес и рост.

Категория Возраст Специфика транспортировка
До 1 Для перевозки новорожденных используется только автолюлька . Пассажира фиксируют в нужном положении ремнями. Кресло может располагаться как спереди, так и на заднем сидении
0+ 0-1.5 Допускается транспортировка полулежа. При этом люльку устанавливают спиной либо лицом по направлению движения.
1 1-4 Применяются детские кресла со эргономичной поверхностью для правильного поддержания позвоночника. Пассажира фиксируют пятиточечным ремнем. Сидение устанавливаются лицом к направлению движения.
2 3-7 Детей возят в кресле с регулируемой спинкой. Однако фиксация осуществляется при помощи ремней автомобиля. В этом положении можно ездить и на заднем и на переднем сидении.
3 7-12 Для поездок требуется бустер или кресло без специальной спинки. Ребенок пристегивается стандартными ремнями.

При выборе нужно учитывать вес и рост пассажира. Для каждой категории характерны свои показатели, но они могут отличаться ввиду индивидуальных особенностей. Водителям грозит штраф за детское кресло, даже если оно есть, но не соответствует нужной группе.  Поэтому приобретая специальное сидение, непременно следует ознакомиться с его характеристиками, чтобы удостоверится, что оно подходит малышу.

Требования к перевозке детей в такси

Учитывая правила перевозки детей в такси в 2021 году, в нем должно быть оборудовано детское автокресло. Пассажиру с малышом во время вызова автомобиля, необходимо указать возраст своего чада. А диспетчер обязан подобрать авто, в котором будет установлено устройство, соответствующее росту и весу малыша.

Если в такси отсутствует автокресло или оно не соответствует параметрам малыша, то лучше от такого авто отказаться. Поскольку в ином случае есть риск для здоровья малыша, а водителю грозит штраф в случае остановки сотрудником ГИБДД.

Когда пассажир убедился, что автокресло соответствует параметрам малыша, необходимо проверить как оно закреплено. Кресло должно быть жестко фиксировано. Если оно скользит или шатается, то следует доложить об этом водителю, а он (по договору), обязан устранить эти недостатки. Аналогично и для правил перевозки детей в маршрутном такси.

При перевозке детей на заднем сидении

Правила перевозки детей в 2021 в такси на заднем сидении:

  • До года (с двухмесячного возраста) перевозить можно только в специальной автолюльке, в горизонтальном положении, закрепленным спец ремнями.
  • До семи лет перевозка возможна только в автокресле, соответствующем размерам малыша. Перевозить следует по ходу движения.
  • Несовершеннолетних 7-11 лет включительно необходимо транспортировать в автокресле.

Но при росте 1,5+м. и тяжелее 36кг., можно пристегивать ремнями безопасности. Размещать ребенка на коленях взрослого, сидящего на заднем диване машины, недопустимо.

При перевозке на переднем сидении

Перевозка детей в такси в 2021 году до 12 лет возможна спереди только с использованием спец устройства. Совсем маленьких пассажиров (до двух лет) рекомендуется разворачивать и перевозить лицом назад. Также следует отключить подушку безопасности, где располагается малыш, поскольку она предназначена для обеспечения безопасности взрослого человека и рассчитана на его вес. Маленькому пассажиру подушка скорее нанесет вред, чем поможет уберечь здоровье.