Школа при посольстве России в Японии
Русскоязычные мигранты из стран СНГ, опасающиеся, что их дети не справятся с повышенной нагрузкой в японской школе, могут заинтересоваться тем, как работает русская школа при посольстве в Японии. Бытует мнение, что принять в это заведение могут только детей посольских работников, но это не совсем так. В эту школу можно попасть по предварительной записи. Однако стоимость обучения здесь довольно высокая, но еще дороже обойдется аренда жилья. Поскольку школа расположена в престижном районе Токио, снять квартиру здесь можно не менее чем за 1 300$ в месяц.
Есть и другой способ получения русскоязычным ребенком образования в Японии: жителям СНГ доступно обучение по обмену для школьников. В подобных программах могут принимать участие подростки 15-18 лет. Продолжительность программы – 12 месяцев, стоимость участия в ней – 9 100$. Организацией обучения и поиском семей для проживания занимается в том числе и школа при посольстве РФ.
Начальная школа
В нее поступают с шести лет и учатся шесть лет. На этом этапе образования преподают:
- японский язык;
- японскую каллиграфию;
- арифметику;
- музыку;
- искусство;
- труд;
- физкультуру;
- основы жизнедеятельности;
- гуманитарные, естественные науки.
В частных школах существуют дополнительные предметы, которыми могут быть, например, светская этика, религиоведение. В японской системе образования общегосударственные учебники отсутствуют. Обязательными для учеников являются уборка школьных помещений и ношение школьной формы. В государственных школах мальчики и девочки обучаются совместно, а в частных существует два варианта.
Школа
Обязательное образование в младшей школе (小学校 сё:гакко: 6 – 12 лет) и в средней школе (中学校 тю:гакко: 12 — 15 лет) бесплатное. В старшей платной школе (高等学校 ко:то:гакко:) проходят обучение подростки с 15 до 18 лет. Переводы на каждую последующую ступень происходят на экзаменационной основе. Система оценок в японской школе довольно щадящая, но время от времени все же проводится тестирование знаний. Также школьники экзаменуются в конце каждого триместра. Что касается домашнего задания, то его выполняют только ученики средней и старшей школы. Из-за огромных объемов этих заданий учащиеся старших классов заняты даже на выходных и во время каникул.
Начиная с 12 лет, каждый ученик обязан носить форму, причем у каждой школы она своя. Более того, организованные японцы не поленились прописать нормы, касающиеся носков, сменной обуви, школьных сумок, внешнего вида ученика в целом. Так, практически везде в Японии, девочкам недопустимо ходить на занятия с завивкой, накрашенными ногтями, носить ювелирные украшения, пользоваться косметикой, отпускать челку ниже бровей, красить волосы. Мальчикам предписывается носить короткую стрижку. Что касается носков/гольф, то они бывают темно-синего, белого или черного цвета. Отдельно следует рассказать о сменной обуви. Это могут быть или тапочки, или увабаки (туфли-балетки). Школьная обувь не должна портить пол черными следами, поэтому часто бывает чисто белого цвета или с вкраплением других цветов.
Для удобства за каждым школьником закрепляется номер из 4 цифр (первые две цифры — номер класса, а последние – персональный номер, присвоенный в классе). Этими номерами обозначаются, например, карточки в библиотеке, тестовые и контрольные работы.
Среднестатистический класс состоит из 30 — 40 человек, но каждый новый учебный год его состав меняется наполовину или даже больше. Стандартно распределение происходит случайным образом. То есть, каждый год ученик попадает в обновленный класс и ему приходится адаптироваться к созданным условиям, находить общий язык со сверстниками.
Наряду с основными предметами (математикой, японским языком, искусством каллиграфии, физической культурой, музыкой и др.) в японской школе поощряется участие в одном из клубов разнообразной направленности (хотя участие в них необязательно). Группы детей занимаются после уроков спортом, языками, художеством, поэзией.Значительный отрезок времени школьники посвящают изучению многовековой культуры своей страны, отраженной в шодо (вид живописи бамбуковой кистью), хайку (национальная поэзия). Так же они изучают письмо тремя кардинально разнящимися способами, а именно японскими иероглифами, японской версией китайских иероглифов и латинскими буквами. В школах внедрены информационные технологии, везде есть интернет. Расписание занятий меняется каждую неделю и об этих изменениях информируют в пятницу. У каждого ребенка индивидуальная парта.
У японцев свое 1 сентября. Начало учебного года приходится на одно из самых красивых явлений — цветение сакуры. Период обучения разбивается на триместры: с апреля по июль, с сентября по декабрь и с января по март. Каникулы длятся 6 недель летом и по 2 недели зимой и весной. В некоторых школах занятия проходят и по субботам, хотя законодательством разрешена пятидневка. Стандартный день японского школьника начинается в 8.30 и длится до 15.00. Пунктуальность чрезвычайно важна в Японии. Если ученики опоздают на занятия больше 5-ти раз, их наказывают еще более ранней уборкой в школе в течение недели. К слову сказать, каждый день порядок в помещениях учебного заведения поддерживается самими учащимися, так как специального человека для этого нет.
Чтобы не списывали
В школах питаются максимально полезными обедами. Меню продумывают повары и диетологи. Школьники едят в кругу своих одноклассников и учителя, а вот приносить с собой еду в любом виде запрещено.
Так же ученикам запрещено пользоваться телефонами на территории образовательного заведения.
Почему бы не перенять опыт
Конечно, перегруженность японских школьников и, как следствие, постоянный стресс, который они испытывают, положительными моментами не назовешь. Однако почему бы и в российских школах не уделить больше внимания вопросам нравственного воспитания, не вернуть, хотя бы частично, традиции возлагать на учеников ответственность за поддержание чистоты в классах, не перенять опыт в проведении уроков труда, отменив строгое разделение учеников класса по гендерному признаку
Не помешали бы нашим детям и уроки созерцания, воспитывающие внимание и любовь к родной природе.
Бесспорно, нельзя копировать чужой опыт в обучении и воспитании детей, не учитывая различия в культуре и традициях стран. Так же как и нельзя игнорировать условия современной жизни, которые заставляют делать выбор в пользу уроков, например, робототехники, а не уроков каллиграфии.
Однако опыт Японии, где в школах совмещают углубленное изучение наук с привитием норм нравственности, навыков цивилизованного поведения в коллективе и воспитанием чуткости, заслуживает внимания, изучения и может в некоторых вопросах служить примером при подготовке реформ российского школьного образования.
Все по инструкции
Японские школьники должны неукоснительно соблюдать правила. Допустимые нормы определяются заранее в любой деятельности, даже если она носит творческий характер. Например, если ученики решили снять о своей школе видеофильм, они не могут сделать это самостоятельно. Для них в обязательном порядке будет определена продолжительность, очерчены основные съемочные объекты, четко обозначены функции каждого из участников процесса.
Решение задачи по математики оригинальным способом, скорее всего, будет сопровождаться замечанием учителя о том, что такой способ является ненадлежащим. Следование инструкциям ценится гораздо выше импровизации, пусть и талантливой.
Младшая средняя школа
Типичный японский класс
В неполных средних школах участвуют седьмой, восьмой и девятый классы
Возраст от 12 до 15 лет, с повышенным вниманием к академическим занятиям. Хотя можно оставить систему формального образования после окончания неполной средней школы и найти работу, к концу 1980-х годов это сделали менее 4%.
Большинство неполных средних школ в 1980-х годах были государственными школами, финансируемыми государством; 5% были частными школами. Стоимость обучения в частных школах составляет 552 592 иен (3989 долларов США) на одного ученика, что в четыре раза выше, чем в государственных школах, и составляет 130 828 иен (934 доллара США).
Минимальное количество учебных дней в году — 210 в Японии по сравнению со 180 в США. Значительную часть школьного календаря занимают неакадемические мероприятия, такие как спортивные дни и школьные поездки.
Учителя часто специализировались на преподаваемых ими предметах. Каждому классу назначается классный руководитель, который одновременно выполняет функции консультанта . В отличие от учеников начальной школы, ученики младших классов имеют разных учителей по разным предметам. Учителя-предметники обычно переходят в новую комнату на каждые 50 минут. Обычно обед студентам обеспечивает сама школа.
Инструкция
Комната для учителей в неполной средней школе Онидзука в Карацу , Япония (классы обычно остаются в одном месте, а учителя меняются каждый период)
Обучение обычно опирается на метод лекции . Учителя также используют другие средства массовой информации, такие как телевидение и радио , и есть некоторые лабораторные работы. К 1989 году около 45% всех государственных неполных средних школ имели компьютеры, в том числе школы, которые использовали их только в административных целях. Классная организация по-прежнему основана на небольших рабочих группах, но уже не из соображений дисциплины. Ожидается, что учащиеся усвоили распорядок дня и приемлемое поведение.
Все содержание курса указано в Курсе обучения для младших классов средней школы . Некоторые предметы, такие как японский язык и математика , согласованы с начальной учебной программой . Учебная программа охватывает японский язык, английский язык, общественные науки, математику, естественные науки, музыку, изобразительное искусство, промышленное искусство, ведение домашнего хозяйства, здоровье и физическое воспитание
Моральное воспитание и особая деятельность по-прежнему привлекают внимание.
Внеклассные занятия
Многие студенты участвуют в кружках после уроков. Спортивные клубы, такие как бейсбол , особенно популярны среди мальчиков, а духовые оркестры — один из самых популярных клубов для девочек. Набирают популярность футбольные (футбольные) клубы. Другие популярные спортивные клубы включают теннис, баскетбол, гимнастику, дзюдо и волейбол. В каждом виде спорта проводится много игр между школами и на региональном уровне, поэтому у учащихся есть возможность соревноваться.
Среди культурных клубов популярны хоровые и художественные клубы, духовой оркестр, чайные церемонии и клубы цветочных композиций.
Некоторые неполные средние школы поощряют учащихся сдавать тесты на академические способности, такие как STEP Eiken для английского языка или Kanji kentei для японского языка.
Учащиеся старших классов начальной, средней и старшей школы также совершают поездки на несколько дней в культурно важные города, такие как Киото и Нара, горнолыжные курорты и другие места.
Система образования
Воспитание детей дошкольного возраста и их обучение в Японии обладает рядом особенностей.
Число учреждений, принадлежащих государству, сравнительно невелико. Чтобы ребенок смог попасть в государственную школу, родителям необходимо в обязательном порядке предоставить серьезные аргументы официальным представителям власти. Воспитанием детей в Японии занимаются в большинстве случаев женщины. Посещение дошкольных учреждений не является необходимым и обязательным. Большинство детских садов в Японии – частные организации.
Япония относится к высоко социализированным странам, с большой плотностью населения. Традиционно человек здесь должен всегда находиться в определенном сообществе, поэтому дети в садах гуляют, играют, едят и спят вместе, в одной комнате. Группы в дошкольных учреждениях маленькие, в их состав входит около пяти-шести детей. Чтобы маленький ребенок развивал коммуникативные способности и навыки общения с окружающими людьми, состав групп в детских заведениях и воспитатели меняются каждые шесть месяцев.
Особое внимание раннему развитию ребенка стало уделяться по многим причинам, одной из которых стала публикация книги Масару Ибуку – знаменитого педагога и создателя известного бренда Sony. В его уникальных и известных всему миру трудах «После трех уже поздно» приводились все доводы и убедительные доказательства того, что формировать характер будущего гражданина нужно с самого раннего возраста
Для детских садов Японии характерна скромная и сдержанная обстановка, вне зависимости частное ли это учреждение или государственное.
Семестровая (четвертная) система
Классическая система организации учебного процесса, устоявшаяся десятилетиями, при которой год разделен на 4 части (четверти), которые попарно объединены в семестры.
Классическая методика обучения наиболее привычна большинству. Она может похвастаться неоспоримыми плюсами:
- Расписание каникул 2021 в общей школе и специализированной получится одинаковым.
- Дети смогут забыть про учебники и не посещать художественные кружки и спортивные секции.
- В России большинство школ придерживаются четвертной системы обучения. Образовательных учреждений с альтернативной методикой значительно меньше.
- Любая четверть заканчивается по стандартной схеме: написаны контрольные — получены оценки — начинается долгожданный отдых.
В 2021-2022 году в школах России, работающих по семестровой системе (по четвертям), каникулы будут располагаться в календаре следующим образом:
І четверть | 01.09.21 – 24.10.21 |
Осенние каникулы | 25.10.21 – 31.10.21 |
ІІ четверть | 01.11.21 – 26.12.21 |
Зимние каникулы | 27.12.21 – 09.01.22 |
ІІІ четверть | 10.01.22 – 20.03.22 |
Весенние каникулы | 21.03.22 – 27.03.22 |
IV четверть | 28.03.22 – 25.05.22 |
Летние каникулы | 26.05.22 – 31.08.22 |
Важно! Представленная информация о каникулах 2021-2022 учебного года для школьников приблизительная. Более точные даты можете уточнить у руководителя вашего образовательного учреждения
Во многих образовательных учреждениях России, работающих по четвертям, в 2021-2022 году для школьников 1-4 классов будут объявлены дополнительные каникулы, которые традиционно пройдут в середине февраля с 07.02.22 по 13.02.22. Неделя февральского отдыха делит 3-ю четверть на два блока длительностью по 4 и 5 недель соответственно.
Благодаря дополнительному периоду отдыха малышам будет легче преодолеть самую длинную четверть. Более того, дополнительный период отдыха традиционно приходится на период пикового заболевания ОРВИ, что позволит уберечь многих малышей в 2021-2022 году от встречи с вирусными инфекциями.
Сильные и слабые стороны японского образования: взгляд после стихийного бедствия
После сильнейшего землетрясения в северо-восточной Японии в марте 2011 года весь мир заговорил о дисциплинированности, сплочённости и альтруизме японцев. В этом смысле японская система образования проявила себя достаточно эффективно.
Однако действия руководства в условиях чрезвычайной ситуации нельзя назвать адекватными. И это не проблема отдельных лидеров, а скорее отсутствие навыка думать о подобных ситуациях с элементом личной вовлечённости, которым страдает большая часть населения нашей страны.
Нельзя допускать, чтобы достоинства новой образовательной программы оставались не реализуемыми, существуя только на бумаге, как это произошло с предыдущей реформой. Во избежание повторения такой ситуации, все, от политиков и законотворцев до преподавателей на местах, должны прежде всего сами обладать способностью к самостоятельному мышлению, используя её для формирования навыков, необходимых следующему поколению.
Реформы образования
Международные образовательные баллы (последние, 2015 г.) (средний балл 8-х классов, международное исследование TIMSS по математике и естествознанию, 2015 г.) | |||||
Страны: (образец) | Глобальный рейтинг | Математика | Наука | ||
Классифицировать | Счет | Классифицировать | Счет | ||
Сингапур | 1 | 1 | 621 | 1 | 597 |
Тайвань | 2 | 3 | 599 | 3 | 569 |
Южная Корея | 3 | 2 | 606 | 4 | 556 |
Япония | 4 | 5 | 586 | 2 | 571 |
Гонконг | 5 | 4 | 594 | 6 | 546 |
Россия | 6 | 6 | 538 | 7 | 544 |
Словения | 7 | 12 | 516 | 5 | 551 |
Казахстан | 8 | 7 | 528 | 9 | 533 |
Англия | 9 | 10 | 518 | 8 | 537 |
Ирландия | 10 | 9 | 523 | 10 | 530 |
Канада | 10 | 8 | 527 | 13 | 526 |
Соединенные Штаты | 12 | 10 | 518 | 10 | 530 |
Венгрия | 13 | 13 | 514 | 12 | 527 |
Литва | 14 | 15 | 511 | 15 | 519 |
Швеция | 15 | 18 | 501 | 14 | 522 |
Норвегия | 16 | 14 | 512 | 18 | 509 |
Израиль | 17 | 15 | 511 | 19 | 507 |
Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии (МПКСНТ) признает необходимость улучшить преподавание всех иностранных языков , особенно английского. Чтобы улучшить преподавание разговорного английского языка , правительство приглашает многих молодых носителей английского языка в Японию в качестве помощников школьных советов и префектур в рамках своей Японской программы обмена и обучения . К 2005 году количество участников превысило 6000 человек. За последние несколько лет несколько школьных советов в Японии полагались на ALT ( помощник учителя языка ) от частных диспетчерских компаний.
В рамках движения за разработку интегрированной учебной программы и движения за реформу образования в конце 1980-х годов весь курс обучения для младших классов средней школы был пересмотрен в 1989 году и вступил в силу в 1992/93 учебном году. Основная цель реформы — дать учащимся базовые знания, необходимые для получения гражданства . В некоторой степени это означает усиление внимания к истории и культуре Японии, а также понимание Японии как нации и ее отношений с другими странами мира. Курс обучения также увеличил факультативные часы, рекомендовав выбирать факультативы с учетом индивидуальных различий учащихся и с прицелом на диверсификацию.
Следующий пересмотр Основного закона об образовании был проведен 22 декабря 2006 года. В соответствии с пересмотренным законом структура школьного обучения остается в основном той же, но включает новые акценты на уважении японской культуры (статья 2.5), школьной дисциплине (статья 6.2) и родительская ответственность (статья 10).
Младшие старшие выпуски
Две проблем большого интереса для педагогов и граждан стали появляться на нижний средний уровне в 1980 — х годах: издевательства , которая остается серьезной проблемой, и синдром школьного отказа (токо kyohi, проявляется в чрезмерных прогулах ), который был на подъем. Согласно правительственному исследованию, в 2008 году было зарегистрировано 42 754 случая проблемного поведения в неполных средних школах.
Эксперты расходятся во мнениях относительно конкретных причин этих явлений, но есть общее согласие с тем, что система предлагает мало индивидуализированной или специализированной помощи, что вызывает недовольство среди тех, кто не может соответствовать ее требованиям или кто иным образом испытывает трудности. Другая проблема касается японских детей, возвращающихся из-за границы. Эти студенты, особенно если они были за границей в течение длительного времени, часто нуждаются в помощи в чтении и письме, а также в адаптации к жестким требованиям класса. Даже внесение изменений не гарантирует принятия. Помимо изучения иностранного языка, многие из этих студентов также приобрели иностранные обычаи речи, одежды и поведения, которые отличают их от других.
Старшие высокие вопросы
Учебная программа старших классов средней школы подверглась тщательному пересмотру в 1989 году. В том же году был объявлен новый курс обучения для старших классов средней школы, который должен был быть поэтапным, начиная с десятого класса в 1994 году, за которым последуют одиннадцатый класс в 1995 году и двенадцатый класс. в 1996 году. Среди заслуживающих внимания изменений — требование о том, чтобы учащиеся мужского и женского пола изучали курс домоводства
Правительство стремится привить всем учащимся понимание важности семейной жизни , ролей и обязанностей членов семьи, концепции сотрудничества в семье и роли семьи в обществе. Семья продолжает оставаться чрезвычайно важной частью социальной инфраструктуры, и министерство явно заинтересовано в поддержании стабильности семьи в меняющемся обществе
Другое изменение было разделение старых социальных исследований , конечно , в в истории -и- географии и обществоведения курсов.
Плюсы и минусы образования в Японии
Давайте подведём итог и посмотрим, какие есть плюсы и минусы у обучения в стране Восходящего Солнца
Плюсы учёбы в Японии
- Престижный диплом международного образца.
- Высокие возможности для трудоустройства.
- Сравнительно низкая стоимость обучения.
- Знакомство с совершенно удивительной культурой.
- Возможность остаться в стране после окончания университета.
Минусы учёбы в Японии
- Очень высокий конкурс для поступления в государственные вузы.
- Обучение часто только на японском языке.
- Мало англоязычных программ.
- Высокая интенсивность и сложность обучения.
- Высокая стоимость жизни.
Если вы мечтаете уехать учиться и жить в Японию, помните — всё возможно. Нужно быть активным, узнавать, какие есть варианты, пробовать и рисковать. И, конечно, учиться на отлично. А если нужна помощь в обучении и написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис.
Лучшие языковые школы и университеты страны
От выбора языковой школы часто зависит вся будущая жизнь иностранного студента в Японии. Среди россиян и граждан СНГ наибольшую популярность получили:
- Kyoto Minsai Japanese Language School. В этой школе есть как краткосрочные, так и долгосрочные курсы японского языка. Лучшим ученикам выплачивается стипендия.
- Shinjuku Japanese Language Institute. Старейшее образовательное учреждение Токио. Преподаватели Института Синдзюку разработали особую программу изучения языка, получившую название «Метод Эдзоэ». Благодаря ему иностранцы осваивают язык в игровой форме. Сегодня отделения этого института посещает более 500 студентов из разных стран.
- Meros Language School. Ученики школы Мерос, расположенной в Токио, не только изучают язык, но и посещают занятия по культуре и истории Японии. Это учреждение сотрудничает со многими вузами страны. Лучшие выпускники получают рекомендации от администрации школы, которые значительно повышают шансы на поступление в университет.
Среди университетов Японии наибольшую популярность получили государственные вузы, часто занимающие ведущие места в различных международных рейтингах.
Право и обязанность учиться в школе
По японским законам люди, на попечении которых находится ребенок, обязаны позаботиться о том, чтобы с шести до пятнадцати лет их подопечный получал обязательное общее образование в рамках образовательной системы. Обязательное образование – необходимое условие для поддержания демократии и процветания демократического государства. По мере роста и взросления дети получают нужные знания, развивают не только тело, но и здоровый дух – все это необходимо для формирования зрелой, полноценной личности.
Первого апреля практически все без исключения японские дети, которым уже исполнилось шесть лет, идут в первый класс начальной школы. В начальной школе преподают основы общеобразовательных предметов, учеба в ней длится шесть лет. В возрасте тринадцати лет дети переходят в школу средней ступени и учатся там три года. Девять лет обучения в начальной школе и школе средней ступени являются в Японии обязательными. В государственных школах нет вступительных экзаменов, платить за учебу и учебники не надо – обязательное государственное образование в Японии бесплатное. На родителях или опекунах лежат следующие финансовые обязательства: покупка школьной формы, оплата школьного питания и внешкольных мероприятий (экскурсий, поездок и т. д.). С другой стороны, в частных школах с платным обучением больше уроков, рассчитанных на дальнейшую учёбу в старшей школе и университете, и для того, чтобы успешно пройти в них вступительный экзамен, могут потребоваться немалые средства на дополнительные занятия. Так как количество родителей, желающих, чтобы их дети получили частное образование, не уменьшается, известные частные школы, как средней ступени, так и начальные, зачастую требуют очень высокую плату за обучение.
Одна из примечательных особенностей обязательного школьного образования в Японии – почти стопроцентная вовлечённость детей в процесс обучения. 99,8% японских детей посещают обязательные предметы. Это больше, чем в Англии, Франции и Китае, где этот показатель достигает 99%.
Что же касается дошкольников, то японские дети идут в детские сады в возрасте трех лет. Но дошкольное образование не является обязательным, поэтому оно платное, и родители могут выбрать, отправлять им ребенка в сад или нет.
Для детей иностранцев, проживающих в Японии, школьное образование не является обязательным, но если ребенок-иностранец идет учиться в государственную школу, то он получает бесплатное образование, в том числе и бесплатные учебники, точно так же, как и его японские одноклассники.
Международное образование
По состоянию на 2016 год в Японии 30–40 международных школ. Есть много школ детского сада, которые используют слово «международные» в своих названиях, но это не показатель того, что они являются японскими школами в традиционном смысле. Эти типы детских садов обычно представляют собой программы погружения для японских учащихся, и школы нанимают в основном иностранцев в качестве учителей основного класса или помощников учителя японского языка. Университет Организации Объединенных Наций расположен в Японии, а университет Темпл имеет филиал в Японии. Международный университет Японии — это ведущий международный университет Японии с преподаванием на английском языке. Международный университет Акиты также является университетом с английским языком обучения. Факультет гуманитарных наук Софийского университета полностью преподается на английском языке. Токийский университет иностранных языков — это очень избирательное специализированное учреждение в области международных исследований, предлагающее некоторые языки, которые редко преподаются в других странах мира.
Степени образования
Первые два года в университете студенты получают углубленные знания по общеобразовательным предметам: литературе, философии, истории, обществоведении и так далее. Также в этот период молодым людям предлагается посетить особые курсы для более близкого ознакомления с будущей специальностью.
Последующие два года учебы в вузе студенты изучают дисциплины, которые имеют прямое отношение к выбранной специализации.
После успешного окончания этого этапа выпускнику японского ВУЗа присваивается степень бакалавра:
- если выпускник решил продолжить обучение и получить престижную степень магистра, то потребуется провести в ВУЗе еще два года для получения более глубоких знаний по специальности,
- степень доктора наук можно получить, если успешно посещать занятия и сдавать необходимые экзамены еще три года.
Большая часть ВУЗов островного государства работает по семестровой системе. Для оценки полученных студентом знаний активно используется особая система зачетных баллов:
- Для получения диплома бакалавра молодым людям необходимо набрать от 125 до 150 баллов.
- Чтобы получить степень магистра необходимо успешно сдать экзамены, защитить диссертацию и набрать около 30 зачетных баллов.
- Для получения докторской степени нужно сдать все экзамены, защитить диссертацию, взяв за основу собственные идеи, наработки, исследования и набрать пятьдесят баллов.
Самыми популярными и лучшими вузами считаются университеты Токио, Киото, Васэда, Нихон, Кэйо. Выпускники этих заведений считаются элитой и работают в серьезных сферах экономики, дипломатии и политики страны. Поступить в такие учреждения очень сложно, необходимо тщательно подготовиться и обладать определенными рекомендациями. Диплом, полученный в каждом из этих вузов, гарантирует благополучное трудоустройство даже независимо от факультета, который закончил человек или оценок. Также лидирующие позиции в рейтинге высших учебных заведений Японии занимает Государственный Университет Йокогамы.
Дипломы небольших частных университетов практически не ценятся и играют небольшую роль при приеме на работу.
Стоимость обучения в Японии
Конкретную и фиксированную стоимость обучения в ВУЗах государства назвать нельзя. Сумма зависит от выбранного учреждения и специальности. В среднем в год студент отдает от 700 000 до 1 000 000 иен. Это не слишком много, если учитывать, что стоимость одного американского доллара на сегодняшний день составляет приблизительно 119 иен.
К стоимости обучения нужно добавить сопутствующие расходы на проживание:
- 50 000 – 60 0000 иен в год за проживание в общежитие;
- 100 000 – 120 000 иен в месяц за квартиру в столице страны.
Следует учесть расходы на питание, предметы первой необходимости и товары, которые нужны для обучения.
Читайте далее:
Жизнь студентов в Японии
Япония — одна из самых дорогих стран мира. Неудивительно, что студентам из других государств приходится здесь нелегко. Самые высокие цены на проживание и питание в Токио. В небольших провинциальных городах затраты студента будут значительно ниже.
Большинство вузов Японии предоставляют общежития. За проживание в них со студентов взимается плата. Стоимость комнаты составляет от 25 000 до 50 000 йен (220–450 долларов) в месяц. Траты студентов, не получивших общежития, гораздо выше. Цена аренды небольшой квартиры может достигать 100 000 йен (890 долларов) в месяц. Кроме того, многие владельцы недвижимости требуют внесения страхового депозита, размер которого равен 6 месяцам найма.
Недёшево обходится и питание. Стоимость недорогого комплексного обеда редко бывает ниже 1 200 йен (11 долларов). Во многих университетах работают столовые с более демократичными ценами.
Работа во время учёбы
Японские законы позволяют иностранным студентам работать не более 4 часов в сутки. Для легального трудоустройства необходимо предъявить в иммиграционное бюро письмо из образовательного заведения и получить специальный сертификат.
Большинство иностранных студентов устраивается на работу в кафе, рестораны, гостиницы и другие предприятия сферы обслуживания. Хорошее знание японского и английского языков значительно упрощает трудоустройство. Минимальный размер оплаты труда составляет 800 йен в час (8,5 долларов).
Высшее образование в Японии
Система высшего образования в Японии строго иерархична. По сути, единственными вузами, где студенты не испытывают дискриминации, являются университеты с полным циклом обучения (4 года). Во время последней образовательной реформы 2002 года в Японии было почти 700 таких учреждений. И даже в этих заведениях имеется своя иерархия:
- Престижные частные университеты — Токай, Кейо, Нихон, Васэда. Студенты-выпускники — будущая элита, менеджеры высшего звена и представители в правительстве. Без рекомендаций и специальной подготовки попасть туда невозможно, но диплом выпускника (вне зависимости от оценок и специальности) гарантирует успешное трудоустройство практически на любую работу.
- Топовые вузы страны — университет Йокогамы и Токио. Плата за обучение значительно ниже, но конкурс невероятно высокий.
- Другие вузы страны, организованные префектурами. Стоимость обучения невысокая, а конкурс сравнительно небольшой.
- Небольшие частные вузы. Плата за обучение высокая, гарантий трудоустройства нет, а диплом не является престижным.
Бесплатного высшего образования в Японии нет. По данным за 2011 год, среди 2.8 миллионов студентов только 100 человек получили бесплатное образование. Ответ на вопрос о том, сколько стоит обучение в Японии, напрямую зависит от определенного учебного заведения, куда собирается поступать ученик.
Заключение
Качественное зарубежное образование всегда стоит больших денег, но оно гарантирует достойный образ жизни в дальнейшем, если вы будете трудиться ради своего образование. Японская система обучения имеет множество плюсов:
- стопроцентное дальнейшее пожизненное трудоустройство;
- высокие зарплаты;
- качественное и ценное по всему миру образование, которое откроет вам многие двери в жизни.
Но есть также и минус – это высокая стоимость обучения. Но если вы можете себе позволить такие траты, то Япония поддержит вас в своей стране, поможет адаптироваться и устроиться в жизни.
Евгения Матвеева, Юрист 22 статей на сайте
В 2019 году закончила Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский экономико-технический колледж» по специальности юрист и социальный работник в сфере социального обеспечения граждан. Люблю путешествовать и узнавать много нового про жизнь в других странах, мечтаю объездить весь мир и помогать людям изучать мир за границами России. Начну с того, что объединю своё образование с мечтой и буду давать рекомендации начинающим путешественникам о том, как не нарушить закон чужой страны и не попасть в беду.