Способ химической промывки
Данная процедура используется для устранения сульфатации и быстрого восстановления обслуживаемого аккумулятора в домашних условиях. Понадобится 2 реагента, имеющихся в продаже, – «Трилон Б» и раствор аммиака. Порядок действий такой:
- Постарайтесь полностью зарядить аккумулятор, затем слейте весь электролит.
- Промойте батарею дистиллированной водой.
- Приготовьте раствор, добавив к дистилляту 5% аммиака и 2% «Трилона Б» (от объема воды).
- Аккуратно залейте раствор в банки – начнется бурная реакция, сопровождающаяся кипением и разбрызгиванием.
- Когда жидкость перестанет кипеть, слейте ее и повторно промойте аккумулятор.
После промывки заливайте электролит и снова заряжайте АКБ до конца. Промывка удаляет лишний слой сернокислого свинца, поэтому емкость батареи должна восстановиться.
Последний способ удаления сульфата свинца заключается в замене электролитической жидкости дистиллированной водой и длительной зарядке напряжением 14 вольт. На первой стадии аккумулятор доводится до кипения, затем напряжение уменьшается. Цель – медленное растворение сульфата водой. На втором этапе дистиллят меняется, а напряжение и ток зарядки ставится на минимум. Операция считается удачной, если плотность раствора не упадет в течение 2–3 суток. По длительности процедура может занять 3–4 недели.
Техника безопасности
- Мы настоятельно рекомендуем использовать средства защиты при осуществлении разбора источника питания. Категорически нельзя переворачивать или встряхивать банки. Это может привести к замыканию.
- Если крышка аккумулятора фиксируется с помощью застёжек, постарайтесь их не сломать. В случае поломки деталь придётся приклеивать, а это не гарантирует безопасной эксплуатации источника питания.
- Желая расколоть АКБ с помощью инструмента, выберите специальные средства, которые помогут защитить глаза от осколков.
Можно ли смело говорить о том, что из необслуживаемого аккумулятора можно сделать обслуживаемый? Конечно, закрытую батарею можно переделать! Если цель вскрытия аккумулятора — добыча свинца для рыбалки или охоты, то соблюдая ряд предосторожностей, можно легко справиться одним лишь молотком. Источник
Источник
Как вскрыть необслуживаемый аккумулятор
Способов открыть источник питания закрытого типа не так много, и зависят они о поставленной цели. Если необходим свинец (для охоты или рыбалки), то можно не переживать, как открыть аккумулятор, и просто разбить его корпус.
Для того чтобы продлить срок использования батареи, надо проделать отверстия, которые дадут доступ к банкам.
- Снимите наклейки с поверхности АКБ.
- Внимательно осмотрите корпус. Так как аккумулятор герметичный свинцово-кислотный заливался на заводе, осталась штамповка пробок.
- Возьмите шило, отвёртку или дрель и аккуратно сделайте отверстия на месте заливов.
Эта несложная процедура требует аккуратности, но позволяет не приобретать новый источник питания, а восстановить работоспособность имеющегося.
Какие есть способы восстановления АКБ
Для того чтобы реанимировать АКБ могут применяться различные методы:
- Многократная зарядка устройства от источника малого тока с эпизодическим прерыванием процесса. Перерывы необходимы для выравнивания электродных потенциалов в глубинных областях и на поверхности металлических пластин. Это способствует снижению уровня напряжения на аккумуляторе в целом, делая его способным к дальнейшему поглощению заряда.
- Выжигание причины замыкания (если речь идёт именно об этом) током большой силы (до 100 Ампер). Метод не очень безопасный и помогает только в удалении солевых отложений.
- Растворение сульфатов посредством подачи высокого напряжения (процедура дисульфатирования). Проводится с паузами (через каждые 13 минут), чтобы газовыделение, провоцируемое нарастанием напряжения, не происходило слишком интенсивно. Повышение каждый раз происходит на 0,1-0,2 В (последняя граница – 14,8 В), до тех пор пока ёмкость устройства не перестанет увеличиваться. В начале и конце процедуры потребуется добавить в кислотный раствор некоторое количество воды (для достижения оптимальной плотности).
Есть и ряд других способов, наиболее часто используемых при самостоятельной починке АКБ. О них мы расскажем ниже.
Как восстановить аккумулятор своими руками
Приступая к починке автомобильной аккумуляторной батареи, прежде всего, необходимо произвести следующие действия:
- Снять клеммы, осмотреть прибор;
- При наличии налёта на электродах из свинца (он может иметь белый, зелёный или синий цвет), снять основную его массу с помощью куска ненужной ткани, а выводы зачистить наждачкой (предпочтительнее брать мелкозернистую);
- Попробовать подключить устройство.
Если проблема была именно в плохих контактах, то после такой процедуры стартер должен функционировать нормально. Фото: i.ytimg.com
В противном случае потребуется произвести зарядку-разрядку аккумулятора. У современных моделей эти два процесса могут происходить одновременно, обеспечивая профилактику сульфатации. Более «пожилые» образцы необходимо подключить к источнику энергии с силой тока в 10 раз меньшей, чем ёмкость прибора (напряжение – 14,7-15 В). На такой зарядке он должен простоять в течение 10 часов (можно чуть больше, но не меньше).
Далее следует полная разрядка. Чтобы батарея начала расход энергии, к ней нужно подсоединить автомобильную лампочку. Когда свет погаснет, аккумулятор вновь заряжают. Цикл повторяется несколько раз, пока устройство не восстановится.
Чтобы избавиться от последствий короткого замыкания, можно прибегнуть к помощи десульфатизирующей присадки:
- Смешать присадку с серной кислотой (плотность электролита – 1,28 г/см3)и дать настояться в течение 48-ми часов;
- Залить смесь в батарею и измерить плотность состава;
- При показаниях до 1,28 г/см3 производится несколько циклов зарядки-разрядки аккумулятора;
- Если элементы устройства не перегреваются, то величину тока можно уменьшить в два раза;
- Ещё через пару часов замеряется плотность жидкости, если она не изменилась, то зарядку можно прекратить, а прибор – считать восстановленным.
Слишком плотный наполнитель нужно разбавлять водой, а чрезмерно разреженный – серной кислотой. Когда состав раствора скорректирован, нужно произвести повторную зарядку АКБ.
Ускоренный вариант восстановления аккумулятора
Для тех, кому время слишком дорого, подойдёт следующий вариант восстановления аккумуляторной батареи:
- Полностью зарядить АКБ;
- Наполнитель слить;
- Внутреннюю полость аккумулятора промыть при помощи дистиллированной воды;
- Влить в батарею раствор трилона Б (2%) и аммиака (5%);
- Спустя час слить смесь, снова промыть «внутренности» дистиллированной водой;
- Влить свежий раствор кислоты;
- Полностью зарядить устройство.
Не исключено, что раствор с трилоном Б и аммиаком придётся заливать дополнительно ещё 1-2 раза. Процесс считается завершённым, если при попадании смеси в устройство не происходит газовыделения.
Как восстановить даже очень старый аккумулятор – смотрите в этом видео:
Когда может потребоваться ремонт?
О том, что аккумуляторная батарея в машине нуждается в восстановлении и ремонте, свидетельствуют такие признаки:
- Сбои в работе электрооборудования. Приборы в машине функционируют нестабильно, могут произвольно отключаться. Возможно слишком тусклое свечение оптики.
- АКБ автомобиля быстро заряжается. Это говорит о снижении емкости, в результате чего подзарядка занимает меньше времени.
- Проблемы с пуском силового агрегата. Стартер прокручивается с трудом, слишком медленно. В некоторых случаях запуск мотора машины вовсе не возможен.
Причины неисправностей
Восстанавливать и проводить ремонт автомобильных аккумуляторов нужно из-за неисправностей, приведенных в таблице.
Проблема | Описание |
Разряд устройства |
Проблема может заключаться в:
Возможно, появляются сбои в функционировании последнего. Также причина может заключаться в пониженном уровне рабочего раствора в банках АКБ либо загрязненном корпусе. Значительно реже неисправность появляется в результате проблем с проводкой |
Разрушение пластин электродов конструкции | Эта поломка происходит в результате перезаряда батареи повышенным током, а также ее хранением в разряженном виде долгое время. Иногда проблема появляется в результате замены электролита, если жидкость подобрана неправильно и не может работать в определенных климатических условиях. Также причина может крыться в некачественной фиксации аккумулятора в моторном отсеке, что приводит к его вибрации и разрушению. Одним из основных симптомов проблемы является затрудненный запуск силового агрегата |
Сульфатация пластин |
О данной проблеме могут сообщить:
Для восстановления АКБ требуется больше времени, чтобы его подзарядить. Иногда причина заключается в некачественном электролите, который слишком быстро греется. При данной неисправности отремонтировать аккумуляторную батарею не получится, поскольку пластины являются основной ее составляющей. Единственным вариантом будет утилизация старого и установка нового АКБ |
Загрязнение рабочей жидкости электролита | Неисправность часто появляется в результате ошибок, допущенных при выполнении технического обслуживания АКБ. Возможно, в ходе проведения ремонта батареи были неправильно спаяны перемычки. Определить неполадку можно по выделению большого объема газов из рабочей жидкости, если в ее составе имеется медь. Наличие отложений на дне банок аккумулятора сообщит о том, что в электролите имеется хлор. А появление красноватого оттенка означает, что в нем есть марганец |
Короткое замыкание | При данной проблеме плотность состава электролита снизится, а напряжение в АКБ будет падать. Замыкание приводит к разрушению сепараторных элементов и образованию наростов в пластинах. Чтобы избавиться от неисправности, можно произвести замену поврежденных деталей, выполнить очистку пластин и качественно их промыть. После сборки осуществляется замена рабочего раствора и полноценная зарядка устройства |
Переплюсовка батареи | Причина может заключаться в неверном подключении клемм к АКБ, что приводит к изменению полюсов |
Пользователь Нижегородский аккумуляторщик подробно рассказал о неисправностях устройств и нюансах их диагностики и восстановления.
Когда может потребоваться ремонт?
О том, что аккумуляторная батарея в машине нуждается в восстановлении и ремонте, свидетельствуют такие признаки:
- Сбои в работе электрооборудования. Приборы в машине функционируют нестабильно, могут произвольно отключаться. Возможно слишком тусклое свечение оптики.
- АКБ автомобиля быстро заряжается. Это говорит о снижении емкости, в результате чего подзарядка занимает меньше времени.
- Проблемы с пуском силового агрегата. Стартер прокручивается с трудом, слишком медленно. В некоторых случаях запуск мотора машины вовсе не возможен.
Причины неисправностей
Восстанавливать и проводить ремонт автомобильных аккумуляторов нужно из-за неисправностей, приведенных в таблице.
Проблема | Описание |
Разряд устройства |
Проблема может заключаться в:
Возможно, появляются сбои в функционировании последнего. Также причина может заключаться в пониженном уровне рабочего раствора в банках АКБ либо загрязненном корпусе. Значительно реже неисправность появляется в результате проблем с проводкой |
Разрушение пластин электродов конструкции | Эта поломка происходит в результате перезаряда батареи повышенным током, а также ее хранением в разряженном виде долгое время. Иногда проблема появляется в результате замены электролита, если жидкость подобрана неправильно и не может работать в определенных климатических условиях. Также причина может крыться в некачественной фиксации аккумулятора в моторном отсеке, что приводит к его вибрации и разрушению. Одним из основных симптомов проблемы является затрудненный запуск силового агрегата |
Сульфатация пластин |
О данной проблеме могут сообщить:
Для восстановления АКБ требуется больше времени, чтобы его подзарядить. Иногда причина заключается в некачественном электролите, который слишком быстро греется. При данной неисправности отремонтировать аккумуляторную батарею не получится, поскольку пластины являются основной ее составляющей. Единственным вариантом будет утилизация старого и установка нового АКБ |
Загрязнение рабочей жидкости электролита | Неисправность часто появляется в результате ошибок, допущенных при выполнении технического обслуживания АКБ. Возможно, в ходе проведения ремонта батареи были неправильно спаяны перемычки. Определить неполадку можно по выделению большого объема газов из рабочей жидкости, если в ее составе имеется медь. Наличие отложений на дне банок аккумулятора сообщит о том, что в электролите имеется хлор. А появление красноватого оттенка означает, что в нем есть марганец |
Короткое замыкание | При данной проблеме плотность состава электролита снизится, а напряжение в АКБ будет падать. Замыкание приводит к разрушению сепараторных элементов и образованию наростов в пластинах. Чтобы избавиться от неисправности, можно произвести замену поврежденных деталей, выполнить очистку пластин и качественно их промыть. После сборки осуществляется замена рабочего раствора и полноценная зарядка устройства |
Переплюсовка батареи | Причина может заключаться в неверном подключении клемм к АКБ, что приводит к изменению полюсов |
Пользователь Нижегородский аккумуляторщик подробно рассказал о неисправностях устройств и нюансах их диагностики и восстановления.
Это интересно: Испаритель автокондиционера – чистка своими руками
Распространенные неисправности батарей
Восстановление автомобильного аккумулятора возможно далеко не всегда и зависит от вида неисправности. Также играет роль тип батареи:
- обслуживаемая АКБ оснащена пробками, установленными сверху над каждой банкой;
- необслуживаемый источник питания отличается цельным пластиковым корпусом – моноблоком без пробок.
При наличии откручивающихся крышек можно проверить и откорректировать плотность электролита либо слить жидкость с целью ремонта. Герметичный моноблок реанимируется одним способом – путем зарядки по определенному алгоритму, но положительный результат не гарантируется.
Неисправности аккумулятора условно делятся на 2 группы – внешние и внутренние. Каждую разновидность стоит разобрать отдельно.
Устранение внешних дефектов
В процессе эксплуатации батарей автолюбителям приходится сталкиваться с двумя наружными неисправностями: окисление свинцовых клемм и трещины в корпусе. Последние возникают по таким причинам:
- корпус лопнул в результате механического повреждения (например, падение аккумулятора);
- вздутие разряженной АКБ, находящейся на сильном морозе;
- пластик стал хрупким от старости.
Окисление клемм препятствует надежному контакту источника с бортовой сетью и зачастую служит причиной отказа стартера. Дефект «лечится» простой зачисткой с помощью крупной наждачной бумаги, в запущенных случаях – мелкого напильника. Аналогичным образом слой окиси удаляется с контактов, насаживаемых на клеммы и прикручиваемых болтами.
Если в корпусе образовалась трещина, восстановить необслуживаемый аккумулятор не выйдет – отсутствуют отверстия для опорожнения и заливки электролита. АКБ, оборудованная пробками, ремонтируется так:
- Слейте из всех банок электролитическую жидкость и промойте корпус изнутри дистиллированной водой, чтобы при пайке горячий инструмент не контактировал с кислотой.
- Просушите корпус со стороны трещины, затем тщательно пропаяйте ее по всей длине.
- Вырежьте заплатку из пластмассы и приварите ее поверх трещины, заделывая швы без пропусков.
- Другой вариант – использование клеевого пистолета. Дефект нужно слегка расширить, заполнить полимерным составом, а затем наложить латку.
По окончании проверьте аккумуляторную батарею на герметичность, залив доверху дистиллированной водой. При отсутствии протечек заполните АКБ электролитом и пробуйте заряжать. Если блоки пластин не повреждены, аккумулятор «возьмет» заряд и продолжит служить на автомобиле.
Внутренние неполадки
Большинство внутренних неисправностей однозначно приводит батарею в негодность, если проблема обнаружена слишком поздно. На ранних стадиях реанимация вполне возможна. Список распространенных неполадок выглядит так:
- сульфатация электродов – отложение на пластинах толстого слоя сернокислого свинца, не позволяющего электролитической жидкости нормально контактировать с активным наполнителем;
- осыпание наполнителя со свинцовых решеток;
- замыкание электродов и блоков между собой.
Справка. Короткое замыкание пластин – следствие осыпания большого количества активного наполнителя с решеток. Дефект является критическим – АКБ восстановлению не подлежит.
Причины возникновения указанных неисправностей следующие:
- многократная полная разрядка кислотно-свинцового аккумулятора «в ноль»;
- эксплуатация источника питания с низким уровнем зарядки из-за неполадок генератора либо электрической части автомобиля;
- длительное хранение в разряженном состоянии.
Если проблема обнаружена на последней стадии – глубокая сульфатация, тотальное осыпание – реанимировать аккумулятор автомобиля не удастся. Непоправимый дефект диагностируется просто – батарея абсолютно не воспринимает зарядку, электролит постоянно кипит. В остальных случаях пробуйте реализовать описанные ниже способы реставрации АКБ.
Когда может потребоваться ремонт автомобильных аккумуляторов?
Мы перечислим основные виды неисправностей, при которых выполняется реанимация аккумулятора автомобиля:
- разрыв (внутренний) сети в батарее — происходит когда механическое воздействие нарушает целостность выводящих клемм и пластин;
- деформация в результате разбухания блоков пластин;
- замыкание пластин, приводящее с течением времени к осыпанию в АКБ активных элементов;
- сульфатация пластин, которая обычно обусловлена чрезмерным разрядом автомобильного аккумулятора;
- повреждение корпуса или банок (а иногда и обоих из указанных элементов) АКБ.
Намного дешевле и проще будет приобрести новую батарею (в подобном случае не выполняется ни реанимация аккумулятора ноутбука, ни восстановление батареи мобильного телефона, ни какого-либо иного устройства).
Аналогичная ситуация наблюдается и при повреждении банок либо корпуса. Теоретически ремонт выполнить можно, но его стоимость будет примерно идентична цене новой батареи.
При замыкании пластин ремонтные работы потребуют меньших финансовых затрат. Но здесь стоит заметить, что восстановление емкости автомобильного аккумулятора при замыкании можно доверять только профи, которые работают в условиях хорошо оснащенных автосервисов. Специалистам желательно поручать и восстановление клеммы аккумулятора.
Приготовление электролита и зарядка АКБ
Таблица. Нормы расхода воды и кислоты для приготовления электролита, л
Требуемая плотность | Количество компонентов при 25°С (при 15’С) | |
электролита при 25*С, | для получения 1 л электролита | |
г/См3 | воды | кислоты |
1,21 | 0,849(9,836) | 0,211(0,204) |
1,23 | 0,829(0,814) | 0,231(0,227) |
1,24 | 0,819(0,808) | 0,242(0,237) |
1.26 | 0,800(0,789) | 0,263(0,258) |
1,28 | 0,781(0,768) | 0,285(0,280) |
1,40 | 0,650 | 0,423 |
Электролит готовят из аккумуляторной серной кислоты (плотность 1,83 г/см3) и дистиллированной воды. В пластмассовый, керамический, эбонитовый или свинцовый сосуд сначала наливают воду, затем при непрерывном перемешивании кислоту.
Аккумуляторы, собранные после ремонта из разряженных пластин (электродов), заливают электролитом плотностью 1,12 г/см3 после охлаждения до температуры 25°С. Залитую АКБ выдерживают в течение 2—4 ч.
В качестве источника тока для зарядки АКБ используют выпрямители типа ВСА или специальные зарядные агрегаты. Зарядку ведут током, равным 0,1 от емкости батареи. Напряжение на каждом аккумуляторе должно быть 2,7-3,0 В. Во время зарядки контролируют температуру электролита. Она не должна подниматься выше 45°С. Если температура окажется выше, уменьшают зарядный ток или прекращают зарядку на некоторое время. Заканчивают зарядку после того, как начнется обильное газовыделение, а плотность электролита стабилизируется и не будет меняться в течение 2 ч. После 30 мин выдержки проверяют плотность электролита. Если она не соответствует установленной для данной зоны эксплуатации, то доливают в аккумулятор дистиллированную воду (когда плотность выше нормы) или электролит плотностью 1,4 г/см3 (если плотность ниже нормы). После корректировки необходимо продолжить зарядку в течение 30 мин для перемешивания электролита.
Почему аккумулятор может сломаться
Как починить АКБКак починить АКБПервое, что нужно знать, столкнувшись с поломкой этого устройства, это то, что в самом аккумуляторе сломаться, по сути, ничего и не может. Большинство поломок прибора связаны с использованием дополнительных гаджетов – телефона, сигнализации и т.д.
За длительный период эксплуатации, конечно, автомобильный аккумулятор потребует ремонта из-за коррозии пластинок, истощения электролита и еще ряда причин, среди которых резкие перепады температур. В целом это устройство может прослужить около 4 лет при условии бережного режима использования. Перед тем как нести прибор в мастерскую и списывать его со счетов, проверьте его на заряд – возможно, АКБ просто разряжена. В этом случае чинить, а значит, и тратиться, не придется, но устранить неполадку нужно как можно скорее, так как сульфатация пластин не заставит себя ждать, а это, в свою очередь, существенно осложнит процесс восстановления.
Рассмотрим возможные причины выхода из строя:
- Засульфатированные пластинки. Из-за этого явления емкость прибора существенно понижается (в отдельных случаях она может падать до нуля), отчего стартер крутить он не способен. Проверить, ваш это случай или причина в чем-то другом, можно двумя способами: проверить специальным прибором или элементарно взять у знакомых исправный аккумулятор и попробовать завести машину от него.
- Поврежденные угольные пластины с их последующим осыпанием также свидетельствуют о том, что подошло время ремонта вашего автомобильного аккумулятора. Узнать эту проблему можно по темному цвету электролита при зарядке.
- Замыкающие пластины. При этом электролит выкипает из-за нагревания секции, в которой произошло замыкание, – это сразу заметно.
- Перепад температур – из-за холода происходит повреждение пластин и самого корпуса. При сильных морозах его лучше вообще снимать и хранить в помещении, так как починить перемерзший прибор невозможно.
Сульфатация электродов
Сульфатация (образование на поверхности активного вещества электродов кристаллов сульфата свинца) возникает при длительных и глубоких разрядах и ускоряется при снижении уровня электролита (оголение верхней части электродов), наличии в электролите органических примесей, повышении плотности и температуры электролита, наличии ускоренного саморазряда.
Признаки сульфатации электродов АКБ:
- уменьшение емкости батареи
- снижение плотности электролита
- быстрое повышение при заряде напряжения батареи и температуры
- преждевременное бурное газовыделение
- при запуске двигателя резкий спад напряжения вследствие малой емкости батареи
Существует несколько способов восстановления емкости засульфатированных АКБ:
- длительный заряд малыми токами
- заряд на дистиллированной воде
- разряды малыми токами
- кратковременный (1-2 ч) заряд батареи током, в 10-20 раз превышающим ток обычного заряда
- и др.
Если процесс сульфатации не слишком глубок, электроды аккумулятора можно восстановить, разрядив батарею током 0,05 от ее емкости до напряжения 1,7 В. После этого слить электролит, валить дистиллированную воду и заряжать током 0,03 от емкости. При достижении плотности электролита 1,09 г/см3 напряжение каждого аккумулятора должно быть 2,3-2,4 В. Если оно ниже, то заряд прекращают, часть электролита заменяют дистиллированной водой и после 2-часового перерыва продолжают заряд тем же током до достижения плотности 1,09 г/см3 и напряжения 2,3—2,4 В. После этого плотность доводят до нормальной и заряжают батарею током 0,1 от емкости.
Для восстановления электродов с глубокой, но незастарелой, сульфатацией из разряженных до 1,7 В сливают электролит и заливают в них дистиллированную воду. Через час аккумуляторы заряжают, установив зарядный ток с таким расчетом, чтобы напряжение на выводах 12-вольтовой батареи было 13,8 В. Когда плотность электролита повысится до 1,12 г/см3, устанавливают зарядный ток, соответствующий 0,2 от емкости батареи. Зарядку ведут до начала газовыделенил во всех аккумуляторах и прекращения увеличения плотности электролита. Затем АКБ включают на 1,5-2-часовую разрядку примерно таким же током. Разрядку и зарядку продолжает до тех пор, пока повышается плотность электролита.
Способы десульфатации аккумуляторной батареи
Последнее время необслуживаемые АКБ активно вытесняют обслуживаемые, они имеет ряд преимуществ:
- нет необходимости доливать в банки дистиллированную воду;
- при той же емкости батареи имеют более компактные размеры.
Весь уход за необслуживаемыми аккумуляторами заключается в своевременной подзарядке и соблюдении правил эксплуатации.
Но кроме преимуществ батарея необслуживаемого типа имеет и существенные недостатки:
- за счет уменьшения размеров АКБ свинцовые пластины тоньше, и прочность их уменьшилась;
- батареи быстрее выходят из строя при неисправном электрооборудовании автомобиля.
Сейчас читают УМЗ-4218
Масло течет из-под масляного фильтра: почему так происходит…
Есть несколько вариантов восстановления аккумуляторов всех типов:
- зарядка реверсивными токами
- восстановление батареи путем замены разрушенных элементов;
- десульфатация токами малых величин;
- доливка в аккумулятор специальных жидкостей, которые разрушают сульфат;
- восстановление работоспособности АКБ импульсными токами.
Следует отметить, что не все эти способы можно легко применить для необслуживаемых аккумуляторов, полностью герметичную батарею непросто отремонтировать механическим путем, долить в нее присадки.
Проверка АКБ на замкнутость
Теперь конкретно о том, как можно определить в аккумуляторе замкнутую банку. Самый простой способ заключается в обращении к специалистам. Они за определённую плату возьмут батарею на тестирование и в течение некоторого времени вынесут вердикт.
Но проверить АКБ на возможное замыкание вполне реально своими силами, используя практически подручные средства и стандартный набор инструментов, доступный каждому автолюбителю. Есть несколько способов, как самому проверить, не замкнул ли аккумулятор. Каждый вариант имеет свои особенности и сложности в плане самостоятельной реализации:
- Технический способ. Простой, но в то же время очень эффективный. Суть заключается в том, чтобы проверить на замыкание стартерный аккумулятор, воспользовавшись мультиметром. Старые АКБ и вовсе позволяли сделать замеры напряжения на каждой банке. Строение современных батарей этого сделать не позволяет. Потому остаётся сделать общие замеры напряжения. Делается это по завершении процедуры зарядки. Если мультиметр показывает 10–11 В, одну из банок наверняка замкнуло.
- Визуальный метод. Когда АКБ полностью заряжена, но на неё продолжает поступать напряжение заряда, начинается процесс кипения электролита. То есть выделяется газ, образуются пузырьки. Если 5 банок кипят, а одна «молчит», значит, именно она является проблемной секцией исследуемой аккумуляторной батареи.
- Диагностика по цвету. Этот вариант проверки подходит в основном для обслуживаемых аккумуляторов. Ведь у них можно открутить пробки и заглянуть во все банки, тем самым определив, какого цвета находящийся там электролит. На замыкание указывает тёмный, чёрный, либо мутный цвет рабочей жидкости. Поскольку современные АКБ в основном необслуживаемые, посмотреть на состояние электролита можно лишь с помощью прозрачной части корпуса. Поставив батарею на свет, потенциально удастся разглядеть, что цвет электролита в одной из банок отличается от остальных.
Случается и так, что проверка показывает наличие замкнутой банки. И тут у автомобилистов возникает закономерный вопрос о том, что им делать дальше.
Потенциально восстановить АКБ можно. Но это актуально в основном для специалистов и в условиях мастерских, где присутствует соответствующее оборудование.
При этом автолюбители, которые любят покопаться в машине, нашли способ своими руками реанимировать АКБ с замкнутой банкой.
Заниматься восстановлением или нет, дело лично каждого.
Как реанимировать замкнутую банку
Приступать к восстановлению аккумулятора, если замкнуло несколько банок, особого смысла нет. Сложность выполнения такой процедуры в отношении необслуживаемой батареи также может сделать её нерациональной по сравнению с приобретением нового источника питания.
Итак, предположим, что вы уже установили факт наличия короткого замыкания в батарее и знаете о печальных последствиях замыкания пластин. Как найти нерабочую банку, мы тоже писали – это можно сделать даже без наличия измерительных приборов, визуально оценив состояние электролита.
Итак, что нужно делать, если замкнула банка АКБ, независимо от её типа и конструкции:
- отсоединяем клеммы батареи, переносим её в удобное для работы место;
- выкручиваем пробки каждой из банок;
- с помощью груши сливаем весь электролит из неработоспособной секции;
- разрезаем подходящим инструментом пластик на крышке вокруг неисправной банки;
- аккуратно отсоединяем перемычки от соседних сегментов батареи;
- извлекаем пакет, состоящий из набора пластин, тщательно его промываем;
- подвергаем визуальному осмотру с целью выявления источника замыкания, для чего изучаем все пластины по очереди на предмет наличия дефекта, вызвавшего КЗ;
- устраняем причину закорачивания;
- промываем секцию, чтобы избавиться от всех скопившихся на дне и стенках осадков;
- устанавливаем реанимированный пакет на штатное место;
- производим обратную операцию по припаиванию пластин для соединения банки с соседними секциями;
- заливаем в секцию свежий электролит до необходимого уровня;
- производим герметизацию разрезанной части крышки посредством клеевых составов или эпоксидной смолы;
- закручиваем пробки;
- ставим аккумулятор на зарядку.
Что касается необслуживаемых АКБ, то следует помнить, что они не переносят глубокого разряда – двух таких случаев хватит, чтобы никакие восстановительные операции не смогли вернуть батарею к жизни.
Ремонт корпуса аккумулятора автомобиля своими руками
Для изготовления корпуса автомобильного аккумулятора бюджетных моделей используется полиэтилен, для моделей премиум – полипропилен. Второй материал выдерживает температуру до 140
С, отличается вязкой структурой, не склонен к растрескиванию. Оба материала инертны к воздействию кислотных аэрозолей до 60
С, потом начинаются деструктивные изменения. При высоких температурах попадание бензина на корпус приводит к его разъеданию. Поэтому защитный кожух аккумулятору автомобиля не помешает ни летом, ни зимой.
В основном, корпус батареи разрушается, когда происходит замыкание пластин электродов или при глубоком размораживании. Возможен ли ремонт корпуса АКБ своими руками?Потребуются материалы и приспособления:
- строительный фен со щелевидной насадкой и плавным регулированием температуры;
- паяльник мощностью 100 Вт с плоским жалом;
- прутки или лента из полипропилена.
Необходимо осушить место сварки, понизив уровень электролита отбором через сифон, но не сливом с опрокидыванием.
Трещину необходимо разделать V-образным желобом. На концах засверлить очень тонкие стопорные отверстия. С обеих сторон от щели закрепить и стянуть зазор скобами через 10-15 мм. Скобы должны быть разогреты до температуры 400-450
, входить в корпус, как нож в масло.
Корпус аккумулятора защитить экраном из паронита. Следует закрепить материал на плоскости и вырезать щель над трещиной. Свернуть припой в тонкий жгут, достаточной толщины для заполнения канавки. Начиная с одного края трещины припаивать размягченную полоску в желобок, вдавливая тесто с усилием.
Менее трудоемким способом ремонта корпуса аккумулятора автомобиля своими руками будет наложение заплаты на поверхность, залитую раствором полистирола в дихлорэтане. Перед наклейкой место вокруг трещины нужно зачистить шкуркой и обезжирить.