⇡#История модели
Всё началось в далёком уже 1993 году, когда давно имевшиеся планы компании Toyota по созданию инновационного автомобиля XXI века оформились в виде проекта под кодовым названием G21 (сокращение от «Global 21st Century»). Целью проекта было создание доступного пятиместного семейного автомобиля, который бы отличался высокой топливной экономичностью. Инженеры намеревались разработать автомобиль, который потреблял бы вдвое меньше топлива, чем типичный седан того времени с 1,5-литровым бензиновым двигателем. Достичь таких показателей было возможно, только используя гибридную схему, в которой к классическому ДВС добавлялся электромотор.
В начале своего пути специалисты определили для себя 80 возможных гибридных конфигураций, постепенно сузив круг до 20 вариантов. После цикла симуляций было решено ограничиться четырьмя перспективными схемами. После оценки затрат на разработку каждого из этих вариантов японцы остановились на схеме, при которой ДВС и электромотор могли работать как параллельно, так и последовательно и при этом были подключены к ведущей паре колёс.
Предварительные работы и испытания заняли около года, и уже в 1994 году началось создание первого концептуального автомобиля, который осенью 95-го был показан на Токийском автосалоне
Но перед этим случилось важное событие: руководство концерна приняло решение пустить концепт в серию, а гибридная схема была утверждена в качестве основы для будущего серийного автомобиля
Концепт Toyota Prius на Tokyo Motor Show
В 1996 году для ускорения разработки гибридных систем были объединены отделы, отвечающие за подготовку систем управления, электропривод и другие компоненты, а также была создана специальная межфункциональная внутренняя структура. В январе 1997-го на её основе было сформировано подразделение по разработке гибридных и электрических транспортных средств. В марте 1997 года работы над гибридной системой были завершены, и японцы официально представили Toyota Hybrid System (THS). Система включала электрический двигатель и генератор, соединённые с устройством разделения мощности, в результате чего была создана своеобразная комбинация последовательной и параллельной гибридной схем. Автомобиль был готов к запуску в продажу в конце 1997 года. Основные компоненты THS, электродвигателя и инвертора были изготовлены собственными силами, а производство никель-металлгидридной аккумуляторной батареи, которая исползовалась в качестве вторичной батареи, было поручено Panasonic EV Energy — это созданное TMC и Matsushita Electric Industrial в декабре 1996 г. совместное предприятие.
Toyota Prius первого поколения (XW10)
Проект создания Prius первого поколения был беспрецедентным в том плане, что, взяв за основу практически неизвестную и недоказанную технологию, компания смогла его завершить и довести до массового производства всего за два года с официального старта разработки. Это и для разработки обычного автомобиля весьма небольшой срок, что уж говорить о запуске первого в мире массового гибридного автомобиля.
Производство первого «Приуса» продолжалось до 2003 года, в 2000-х модель начала официально продаваться в США и Европе. Всего в мире было продано около 120 тыс. таких автомобилей, подавляющая часть была реализована в Японии. В апреле 2003 года в Нью-Йорке состоялась премьера Prius второго поколения. Из седана он превратился в среднеразмерный лифтбэк, по размеру заняв место между «Короллой» и «Камри». Автомобиль стал больше на 15 см, но потреблял меньше топлива, чем предшественник. Во многом это было заслугой низкого аэродинамического сопротивления, коэффициент Cx у автомобиля был всего 0,26.
Toyota Prius второго поколения (XW20)
Prius второго поколения стал намного успешнее пионера, разойдясь тиражом почти в 1 млн 200 тысяч автомобилей. Его до сих пор можно встретить на дорогах, в том числе и российских. В январе 2009 года дебютировал Prius третьего поколения. Внешне автомобиль не очень сильно отличался от предшественника, сохранив его форму кузова.
Toyota Prius третьего поколения (XW30)
Prius XW30 получил двигатель объёмом 1,8 литра (предшественники имели 1,5-л мотор), а общая мощность достигла 134 л. с. Автомобиль присутствовал на рынке до 2015 г., объём продаж составил около 2 млн шт.
Подвеска, колеса, тормоза
Подвеска Тойота Prius ZVW50 обеспечивает мягкий ход автомобиля даже на дорогах плохого качества. Она способствует выполнению маневров на высокой скорости без значительного крена кузова. Это стало возможным, благодаря изготовлению шасси на архитектуре TNGA.
В качестве передней подвески используется система Макферсон. Используются амортизаторы с уменьшенным показателем трения, а также откалиброванные пружины. Предусмотрена установка шаровых шарниров для соединения стабилизатора с поворотными кулаками. Для задней подвески разработана двух рычажная независимая пружинная конструкция.
В этом поколении, как и в прошлом, есть версия с возможностью зарядки батареи (Prius Prime). Материал о нем есть на нашем сайте
На Toyota Prius IV смонтирована электронная тормозная система. Она предназначена для обеспечения работы фрикционного и рекуперативного торможения. В состав фрикционного комплекса входят дисковые тормоза с цилиндрами из алюминия и пластмассовыми поршнями. Рекуперация обеспечивается за счет работы электрического мотора, при переходе из генераторного в двигательный режим.
Для Тойота Приус 50 предлагаются 15 и 17 дюймовые колеса из легкосплавного алюминия.
Устройство и принцип работы гибридной установки
Основной гибридного двигателя стала новая модульная платформа TNGA, объединяющая несколько основных компонентов:
- ДВС.
- Электромотор, который может выполнять функции генератора.
- Электрогенератор.
- Планетарная передача.
- АКБ.
- Инвертор.
- Распределитель энергии, преобразующий планетарную передачу в подобие вариатора.
Устройство гибридной установки
Работа автомобиля построена на последовательно-параллельном принципе работы гибридной установки. Основную роль выполняет бензиновый двигатель. На небольшой промежуток времени автомобиль становится электромобилем с остановленным ДВС.
Узнать как работает гибрид
Основной принцип работы гибридного двигателя заключается в следующем:
1. В результате вращения редуктора крутящий момент передаётся на колёса, тем самым оказывается влияние на запуск и разгон автомобиля.
2. При спокойном движении функционирует ДВС. При обгоне или ином ускорении электромотор помогает бензиновому.
3. При торможении и движении задним ходом ДВС отключается, активируется электрический.
Технические характеристики Toyota Prius 4 поколение, кузов 50
Вид сбоку
Характеристики Toyota Prius в зависимости от модификации:
Комплектация | Емкость АКБ, кВт/ч | Объём двигателя, л | Мощность, л/с | Привод | Тип кузова | Трансмиссия |
Рестайлинг (11.2018 – н.в)
· 1.8 А · 1.8 A Premium · 1.8 A Premium Touring Selection · 1.8 A Touring Selection · 1.8 E · 1.8 S · 1.8 S Touring Selection |
53 | 1,8 | 98 | Передний | DAA-ZVW51 | Вариатор |
Рестайлинг (11.2018 – н. в)
· 1.8 A WD · 1.8 A Premium 4 WD · 1.8 A Premium Touring Selection 4 WD · 1.8 A Touring Selection 4 WD · 1.8 S 4 WD · 1.8 S Touring Selection 4 WD |
53 | 1,8 | 98 | Полный | DAA-ZVW55 | Вариатор |
Дорестайлинг (02.2017 – 01.2019)
· 1 CVT Люкс |
53 | 1,8 | 99 | Передний | ZVW50L | Вариатор |
Бензиновый двигатель
Рестайлинговая версия Тойоты Приус четвёртого поколения комплектуется бензиновым мотором объёмом 1,8 л и мощностью 98 л/с, работающим по циклу Аткинсона. В процессе модернизации ДВС доработан, что отразилось на повышении отдачи, экономичности, снижении габаритов и массы. За счёт увеличения производительности EGR для ускорения прогрева используется большее количество выхлопного газа. Эффект достигнут благодаря видоизменению впускного коллектора и изменённой системы охлаждения, оптимизирующей распределение температуры.
Двигатель Приуса 50
Электродвигатель
Вал электродвигателя присоединён к промежуточной шестерне, вращение на которую передаётся через планетарный редуктор.
Батарея и пробег на одном заряде
Блок никель-металлогидридных батарей установлен под задним сиденьем. Состоит из 28-ми модулей, каждый из которых имеет заряд в 7,2 V. Ёмкость ВВБ – 1,3 кВт*ч. Ресурс рассчитан на 200 000 км. пробега.
Стандартная 12 V АКБ в моторном отсеке.
Первое поколение Toyota Prius, кузов XW10 (1997-2003)
Впервые Приус представили в 1997 году в Токио. Чуть позже, первое поколение перебралось на Европейский рынок. Данная модель была единственным на то время гибридом, которая перешла в массовое производство.
Дизайн модели XW10
Говорить о дизайнерском совершенстве в начале 2000-х нечего. Передняя часть имеет простые фары треугольной формы с закруглёнными краями. Маленькая радиаторная решётка разделена эмблемой на две части. Внизу бампера, по центру, размещён двойной решётчатый воздухозаборник.
Toyota Prius 1 поколение кузов 10 вид спереди
Профиль машины имеет угловатые формы с длинной линией капота и резким наклоном на багажник. Сзади также размещена пара округлых фар, обрывающих свою форму на стыке с багажником. Задний бампер немного приподнят.
Toyota Prius кузов 10, 1997-2003
Внутри нас ожидал 5,9-дюймовый экран мультимедиа, показывающий основную информацию.
Toyota_Prius кузов 10, 1 поколение салон
Передняя панель переехала на верхнюю часть торпедо, где остаётся и по сегодняшний день. Данное решение позволило не отвлекаться от дороги, глядя на спидометр и расход топлива. Салон рассчитан на 4 человека.
Приборная панель и мультимедиа
Технические характеристики Toyota Prius в кузове 10, первое поколение
Для Приуса 1-го поколения применяется параллельная конструкция установки. Это означает, что электромотор выступает в роли вспомогательного агрегата. Совместная работа с ДВС осуществляется за счёт соединения их планетарным редуктором.
Гибридный двигатель
Автомобиль оснащён бензиновым четырёхцилиндровым мотором 1NZ-FXE, объёмом 1,5 литра. Мощность мотора составляет 58 л.с., а крутящий момент – 102 Нм. Расход топлива по городу мог доходить до 6 литров.
Электродвигатель имеет 30 кВт мощности и 305 Нм крутящего момента. Питается он от никель-металлогидридной батареи, ёмкостью 6,5 А*ч. Она состояла из 40 блоков по 6 батареек в каждом. Установленный инвертор ограничивал поступающую для зарядки энергию до напряжения 13,8 Вольт.
Первый Prius мог набрать скорость 150 км/ч. Разгон до «сотни» составлял 17 секунд.
Из систем безопасности присутствовал только комплект подушек, а также системы ABS и EBD.
Рестайлинг
Модернизированная Toyota Prius 2021 года визуально отличалась оформлением передней части автомобиля. Изменения коснулись фар, которые получили L-образную форму, и бампера. Он приобрел более лаконичные черты. Расширился выбор окраса кузова. Стали доступны яркие металлики красного, синего цвета.
Toyota Prius XW50 после обновления 2018
Новый Приус не изменился внутренним техническим оснащением. Была значительно усилена система безопасности. Добавились следующие функции:
- автоматическое переключение дальнего света;
- контроль рядности;
- предотвращение столкновения с определением пешеходов;
- распознавание дорожных знаков;
- адаптивный круиз-контроль.
Toyota Prius XW50 после рестайлинга 2021
Надёжность гибрида, поломки
Японский гибрид – надёжный автомобиль, бренда, известного качеством сборки и деталей. Отсутствие лишней электроники и простое устройство основных элементов делает его одним из лидеров сегмента.
Достоинства модели
По отзывам владельцев к достоинствам относятся:
Надёжность бренда
Экономия топлива
Посадка и эргономика
Дизайн (на любителя)
Многие отмечают хорошее качество штатной музыки
Недостатки, поломки
Из недостатков четвёртого Приуса чаще всего называют:
Высокая цена
Клиренс 136 мм.
Жесткий пластик салона
Слабая шумоизоляция
Сомнительную экономичность в сравнении с дизельными авто
Фактически проблем при эксплуатации машина не вызывает. Основные проблемы связаны с отсутствием парктроника, рано тускнеющей оптикой ПТФ (из-за низкой посадки) и прочими мелочами типа сезонной замены масла, колодок, фильтров.
Технические характеристики
Рассмотрим важные показатели Toyota Prius 50, учитывая объемы, габариты, параметры гибридного силового агрегата и системы безопасности. Рестайлинговый гибрид Тойота Приус 2021 года имел идентичные технические характеристики.
Объемы и габариты
Длина кузова Тойота Prius ZVW50 составляет 4540 мм, с ширина и высота соответственно 1760 и 1470 мм. Указанные габариты, форма кузова обладают аэродинамическим сопротивлением 0.24 cW. Размер колесной базы равняется 2700 мм, что обеспечивает минимальный радиус разворота с показателем 5.4 метра. Величина дорожного просвета (клиренс) составляет 136 мм. Показатели объема имеют следующие значения:
- багажник – 501/1633 л при сложенных задних сиденьях;
- топливный бак – 43 л.
Багажник у Приуса приличного размера
Параметры гибридного силового агрегата
Расход топлива Toyota Prius 50 составляет три литра на сто километров. Это обеспечивается работой гибридной установкой, состоящей из бензинового ДВС объемом 1.8 л 2ZR-FXE и электродвигателя мощностью 53 кВт. Для поддержания работы последнего используется батарея емкостью 1.3 кВт*ч.
Мощность двигателя внутреннего сгорания составляет 99 лошадиных сил. На нем используется распределенный впрыск топлива, система DOHC, dual VVT-i. Степень сжатия равняется 13.
Показатели крутящего момента составляют:
- для электромотора – 163 Н*м;
- для ДВС – 142 Н*м при 3600 об/мин.
Безопасность
Тойота Prius ZVW50 оснащена новейшими элементами безопасности. В базовой комплектации предусматривается установка семи подушек, активных подголовников для водителя и переднего пассажира, механизм крепежа детского кресла. При этом предусмотрено наличие следующих электронных систем безопасности:
- распределения тормозных усилий (EBD);
- экстренного торможения (BAS);
- курсовой устойчивости (VSC+);
- антипробуксовочная (TRC);
- антиблокировочная (ABS);
- контроля устойчивости (ESP);
- помощи при старте на подъеме (HAC);
- интеллектуальной парковки (IPA);
- адаптивного освещения дороги (AFS);
- контроля давления в шинах;
- управления дальним светом.
В комплектациях Toyota Prius IV подороже (Люкс) становятся доступны следующие электронные системы безопасности: адаптивный круиз-контроль, слежение за разметкой, контроль слепых зон, распознавание знаков, предотвращение столкновений с возможностью экстренного торможения.
Равнодушным внешний вид Приуса оставить не может
Интерьер
Внутри автомобиль Toyota – это компактный хетчбек с по-японски выверенной эргономикой, продуманным размещением органов управления и комфортным расположением мест для водителя, пассажиров. Сиденья анатомической формы, ковшеобразные, с подлокотниками и подголовниками. Утверждают, что задние пассажиры могут упираться в крышу – это зависит от конкретных весоростовых характеристик.
У Toyota объемистый багажник (502 литра), если сложить задний диван (классическое решение), то свободное пространство увеличивается в 3 раза. Спинки сидений регулируемые, их удобно настроить «под себя». Обтяжка в базовом комплекте салона – не люкс, но вполне приемлемая.
Торможение с рекуперацией
Впрочем, полному слиянию с автомобилем мешают тормоза. Точнее рекуперация, которая вмешивается в нормальный процесс общения водителя с тормозными механизмами. Затормозить без клевков с первой попытки на Toyota Prius сможет только чрезвычайно талантливый человек. Поначалу всё происходит вполне нормально. Аккуратно придавливаешь педаль, все вроде бы неплохо, замедление, информативность. Тут понимаешь, что немножко не хватает для того, чтобы остановиться совершенно плавно и именно тогда, когда хочешь. Прижимаешь педаль буквально на миллиметр и … все обитатели салона клюют носом. В общем, требуются долгие часы тренировок.
Кроме обычного режима «Драйв» есть еще и режим, означенной буквой B, предназначенный для окончательных фанатов экологической технологии и рекуперационного торможения. В режиме B, который может пригодиться зимой, происходит торможение двигателем. Процесс происходит более эффективно, но тормоза становятся ещё более своеобразными.
Комплектации и цены Toyota Prius 4
В базовой комплектации счастливому обладателю автомобиля Toyota Prius IV XW50 достанутся: пластиковая отделка салона, полный комплект систем безопасности, штатная силовая установка и никель-металл гидридная батарея. Предусматриваются отдельные версии автомобиля с литий-ионной АКБ и полным приводом (у последней меньше объем багажника).
Для официально поставляемой в Россию комплектации автомобиля «люкс», цена на которую на момент выпуска составляла около 2 миллионов рублей, производитель заготовил:
- подушки безопасности;
- 1,8-литровый бензиновый двигатель (передний привод, 99 «лошадок»);
- вариаторную КПП (CVT);
- LED источники освещения на всех фарах;
- навигационный комплект ЭРА-ГЛОНАСС;
- медиацентр;
- камеру заднего вида;
- 15-дюймовые литые колеса;
- электрические стеклоподъемники;
- кожаную обтяжку салона;
- 2 зонный климат-контроль;
- подогрев передних сидений;
- усилитель руля (электропривод);
- круиз-контроль;
- системы ABS + EBD;
- опционально – мультимедиа марки JBL с одноименной акустикой.
Вполне достойный джентльменский набор для автомобиля с характерным дизайном и дружелюбным характером, зовущегося Toyota Prius.
Навигация
Компания Toyota известна своим взвешенным подходом к безопасности, надежности выпускаемых машин. Эти принципы возведены в ранг жизненного кредо. Поэтому «четвертый» Toyota Prius оснащен глобальной системой навигации ЭРА-ГЛОНАСС, которая не только не даст заблудиться на незнакомой трассе, но и позволит отследить положение автомобиля, обнаружить пробки или проблемы на дороге.
По своему действию программный комплекс полностью аналогичен распространенному GPS. Считается, что данная версия более адаптирована для российских реалий с их непредсказуемостью, поэтому вдвойне приятно, когда японский производитель Toyota Prius включает ее в свою продукцию.
В числе прочих систем безопасности автомобиль оснащается ставшей привычной ABS, предназначенной для сохранения устойчивости при экстренном торможении, а также ее более совершенной версией с электронным управлением – EBD. На борту имеется круиз-контроль, встроенный блок навигации, 7 подушек безопасности – для водителя автомобиля Prius и пассажиров, видеокамера заднего обзора.
Экстерьер хэтчбека Toyota Prius 4
От встречи с «четверкой» Toyota впечатления противоречивые. В анфас это дружелюбно усмехающийся незнакомец, в профиль – агрессивный, готовый к прыжку приземистый гепард. Разгон автомобиля до сотни составляет до 10 секунд, о чем свидетельствуют данные тест драйва. Это неплохой показатель для «дутыша», каким Toyota Prius IV обманчиво выглядит.
На колесах установлены 15-дюймовые легкосплавные ободы. Тормоза дисковые и спереди, и сзади. Боковое остекление автомобиля Toyota образует треугольник, плавно перетекающий в переднюю и заднюю части. Козырек-выступ на корме служит верхней кромкой багажника. Задние блок-фары вертикально ориентированы, немного выступают в стороны.
Нижняя часть автомобиля Toyota не сливается с днищем, а резко срезана. Дизайн выглядит продуманным и завершенным, его нельзя назвать выбранным наспех или наугад. Сборка автомобиля качественная, все детали плотно подогнаны, не выглядят лишними, случайными.
Второе поколение Toyota Prius, кузов XW20 (2003-2009)
Обновление старого Toyota Prius было в 2002 году, и уже в следующем мир увидел обновлённый гибрид с более совершенными характеристиками и новым дизайном.
Дизайн модели XW20
Внешний вид модели 2-го поколения значительно улучшился. Радиаторная решётка немного расширилась и органично вписалась в дизайн. Нижний бампер немного переработали, теперь там установлены круглые светодиодные фары. Головная оптика тоже изменила облик, став трапециевидной. Кузов выглядит единым целым.
Тойота Приус 20 кузов, второе поколение вид сбоку
Крыша автомобиля стала более обтекаемой с аккуратным закруглением. Сзади появились знакомые контуры – массивная крышка багажника с продолжением в виде спойлера и большие фары, расположенные по краям кузова.
Тойота Приус 20 кузов, 2 поколение вид спереди
Салон второго поколения стал немного просторнее, а обивка – качественнее. Мультимедийная система получила 7-дюймовый дисплей. Ниже располагался рычаг трансмиссии, похожий на джойстик. Сиденья могли быть обиты велюром или кожей. Передний ряд был немного приподнят, обеспечивая водителю лучший обзор.
Салон Тойота Приус 20, второе поколение
Технические характеристики Toyota Prius в кузове 20, второе поколение
Начинка гибрида была подвергнута модернизации. Тот же мотор 1NZ-FXE теперь обладает 77 л.с. и 115 Нм крутящего момента. Мощность электродвигателя увеличили до 50 кВт, а момент вращения составил уже 400 Нм. Расход топлива составлял примерно 5,5 литров.
Гибридный двигатель
Никель-металлогидридный аккумулятор сохранил ёмкость 6,5 А*ч. Теперь он состоит из 20 модулей повышенной ёмкости. Выдерживает до 1500 циклов заряда/разряда.
Машина теперь способна переходить в режим EV – наслаждаться ездой на электричестве можно будет на протяжении 2-3 км. Скорость ограничена 20 км/ч.
Вам будет интересно
Подробнее о модели вы узнаете здесь — Второе поколение Toyota Prius, кузов 20
Ходовая часть
Центр тяжести автомобиля в процессе создания несколько сместился после перекомпоновки кузова. Возросла общая жесткость машины, для нее понадобилась новая подвеска. Инженеры компании дали Prius комбинированную систему: «МакФерсон» впереди и многорычажную – сзади. Впервые в кузове автомобиля использовано сочетание стали и цветных металлов.
Капот и крышка багажника, а также некоторые элементы каркаса Toyota, сделаны из модифицированного алюминия. В самой компании не ограничиваются использованием модульной концепции для сборки Prius, планируя также выпускать на ее базе бюджетные автомобили марки Daihatsu.
Кузов и салон
Внешний вид Тойота Приус четвертого поколения сохранил классический треугольный профиль. Сборка элементов кузова выполнена с использованием лазерной сварки, с применением марок стали с повышенными прочностными показателями. Это поспособствовало общему увеличению жесткости кузова Тойота Приус IV.
Поясная линия проходила с наклоном к передней части машины. С задней стороны она обретала вид агрессивной боковой складки, плавно перетекающей в основание спойлера. Была смешена вперед верхушка крыши, опущен капот, что привело к улучшению аэродинамики. Во внешность Тойота Приус в 50 кузове после рестайлинга 2021 года были внесены изменения. О них подробней будет написано далее.
Салон Тойота Приус комфортный и функциональный. Установлена современная автоматизированная климатическая установка, работающая в зональном режиме, учитывая количество пассажиров. Для этого используются датчики в передних сидениях.
В качестве обивки сидений используется экокожа. Кресла имеют заниженное расположение, что сопровождается более естественной посадке в автомобиль. Руль, также обшит искусственной кожей. Передняя панель охватывает часть дверей. Она оснащена дисплеем, расположенным под лобовым стеклом, для выдачи всей требуемой информации, в том числе с использованием функции проекции на ветровое стекло. По центру консоли смонтирован сенсорный экран для управления мультимедийной системой и использования навигации. Он может иметь размеры в 6, 7, 9 дюймов.
Салон Prius 50
Оснащение
Базовая версия Тойота Prius IV оснащалась пятнадцати дюймовыми колесами и полноразмерной запаской. Для дисков использовалась резина размером 195/65 R15. Вся оптика комплектовалась светодиодами. Применяется система запуска силового агрегата кнопкой. На приборной панели смонтированы два дисплея размером 4.2 дюйма. Имеется двух зонный климат контроль. А для комфорта в зимний период устанавливались:
- подогрева внешних зеркал и передних сидений;
- вспомогательный электрический салонный отопитель.
Мультимедийная система включает в себя семи дюймовый экран, десять динамиков. Имеется навигационный комплекс и устройство «ЭРА-ГЛОНАСС».
Передние сиденья оснащены механической регулировкой. Для водителя предусмотрена возможность изменения положения в шести направлениях, а для пассажира в четырех. При этом водительское сиденье оборудовано электрической регулировкой зоны поясничной опоры.