Классификация аккумуляторных батарей
Помимо разделения батарей на виды в зависимости от технологий изготовления, они разделяются на другие типы.
Например, по типу поставки с завода изготовителя:
- сухозаряженные – отличаются большими сроками хранения, так как распространяются без электролита внутри;
- залитые – имеют электролит и готовы к использованию.
По возможности технического обслуживания:
- обслуживаемые – можно вскрывать и ремонтировать;
- малообслуживаемые – возможность проводить частичный ремонт;
- необслуживаемые – ремонту не подлежат.
АКБ из категории «обслуживаемые» найти пока еще реально, вот только есть ли смысл? При КЗ их можно отремонтировать, но есть много недостатков, к тому у них менее прочный корпус при сравнении с другими – эбонит (материал корпуса) хрупкий материал. А мастика, которой заливают такие аккумуляторы, при загрязнениях теряет изоляционные свойства, что приводит к увеличению саморазряда.
Сегодня на рынке чаще предлагаются категория малообслуживаемых батарей. И это вполне оправдано, ведь проводить ремонт должен профессионал в этом деле, да и стоит это недешево. Так что в случае неисправностей АКБ лучше заменить.
Аккумуляторов типа «необслуживаемых» у нас практически нет на полках магазинов, так как они малопригодны для наших климатических широт.
По расположению клемм:
- прямой полярности;
- обратной полярности.
Параметры выбора батареи
Очень важным параметром при выборе является емкость. Она показывает, какой объем энергии способен накопить аккумулятор за время зарядки. Величина ее различная для каждого автомобиля. Измеряется она ампер-часами и указывается на корпусе (максимальное значение): 6СТ-60 означает, что энергию батарея накопить не больше 60Ач.
Не менее важным считается срок, на протяжении которого заряженный аккумулятор отдаст ток 24 ампера (при +27 градусах). Для батареи с 60 Ач, это время составляет 100 минут. Не целесообразно покупать батарею с объемом энергии большим, чем необходимо для авто. Это просто ненужная трата денег.
Затем следует определить полярность, т.е. точное расположение клеммных соединений, чтобы хватило длины провода для подключения или, что еще страшнее, в салоне не сгорели приборы при первом же неправильном подключении.
Тип подключения клемм
Следующим параметром является стартовый ток, который характеризует энергию, поступающую к стартеру, крутящему не разогретый мотор. Показатель особенно важен для регионов, где температура опускается значительно ниже нуля, а «старенький» двигатель заправляется маслом с высоким показателем вязкости. Ведь уже при -18 градусах стартовый ток теряет до 60% мощности. Чтобы была возможность ездить в «холодном» регионе, нужна батарея с мощностью вдвое большей, чем требующаяся для +27 градусов.
Немаловажным является параметр ценовой, определяемый каждым индивидуально, исходя из суммы, с которой готовы расстаться.
Три класса батарей – эконом, стандарт и премиум, отличаются сроком эксплуатации, но позволяют подобрать устройство, лучшим образом устраивающее водителей всех марок автомобилей. Самым популярным прибором являются аккумуляторы класса Стандарт. При этом разница в сроках доходит до 2-5 лет, а ток отличается на 30 — 120 А.
Есть еще такие понятия, как «ток горячего запуска и запуска холодного»
Первый говорит об амперах, вырабатываемых при перегреве двигателя (летом).
Второй – амперах, выдаваемых при температуре -18 градусов за 30 секунд при необходимом для старта напряжении (7,2В).
Оба эти старта нуждаются в мощности вдвое большей, чем требуется для стандартных условий. Это говорит еще раз о необходимости выбора аккумулятора тщательно, в строгом соответствии типу мотора.
Далее — бренд. Здесь лучше познакомиться со списком победителей в последние годы:
- тюменские аккумуляторы Tyumen
- Medalist
- Varta
- Mutlu
- Topla
Несмотря на яркие батареи различных производителей, появляющиеся ежегодно, эти, испытанные годами, никогда не подведут.
Клеммы
Ошибка начинающих автолюбителей — недостаточное внимание к виду клемм, которые могут отличаться по толщине и по виду крепления. Так, в европейских АКБ толщина «плюса» составляет 19,5 мм, а «минуса» — 17,9 мм
Так, в европейских АКБ толщина «плюса» составляет 19,5 мм, а «минуса» — 17,9 мм.
В азиатской версии (Япония и Корея) — 12,7 и 11,1 соответственно. Получается, что азиатский АКБ можно установить на любой автомобиль, а вот источник питания из Европы на азиатское авто не поставить — придется менять клеммы.
Кроме того, в некоторых старых авто применяется тип крепления «под болт».
Запомните еще одну важную вещь — в батареях до 110 А*ч выводы находятся по длинной стороне.
Залитая или сухозаряженная АКБ
Большой плюс для автолюбителей в том, что при покупке аккумуляторной батареи устройство готово к эксплуатации и не требует дополнительной подготовки.
Теперь нет нужды нести источник питания в гараж и заправлять его электролитом. Все необходимое уже имеется в устройстве.
Производитель, как правило, применяет только качественный электролит с минимальным содержанием примесей. Но все же при покупке залитой батареи ее качество стоит проверять.
Кроме того, с выбором качественного электролита также возможны проблемы.
Что касается сухозаряженного АКБ, то здесь характеристики можно определить только после установки и начала эксплуатации.
Такие батареи стоит покупать в том случае, если вы не планируете сразу их вводить в эксплуатацию.
Главный плюс сухозаряженных источников питания — длительный срок хранения, который составляет 3-5 лет с гарантией сохранения первоначальных качеств. Единственное исключение — потеря сухозаряженности в течение первого года эксплуатации после снятия с хранения.
Минус сухозаряженной батареи — в невозможности применения без предварительной подготовки. Перед установкой на машину банки устройства заливаются электролитом, после чего стоит дождаться пропитки в течение 30-60 минут.
Далее АКБ заряжается (разрешается это делать на автомобиле) до момента достижения равной плотности в каждой из ячеек. Уже через год время заряда такой батареи возрастает в два раза — с 3-4 до 6-8 часов.
Во избежание проблем дополнительно обращайте внимание на следующие критерии:
- Целостность корпуса АКБ;
- Наличие этикетки со всеми параметрами (мощность, емкость и прочими).
Как подобрать АКБ по марке автомобиля
Несмотря на то, что аккумулятор кажется достаточно простым изделием, на самом деле его выбор – нелегкое дело. Особенно сейчас, когда в свободном доступе есть огромное количество брендов, у каждого из которых есть несколько линеек, и в каждой линейке предлагается по несколько моделей. У всех разные параметры, характеристики, цены, отзывы. А еще же надо помнить, что все эти параметры нужно сопоставить с конкретным автомобилем, его маркой, моделью, объемом двигателя и особенностями электрооборудования.
Чтобы правильно подобрать аккумулятор для автомобиля, можно пойти тремя путями:
- Позвонить нашему менеджеру.
- Воспользоваться онлайн подбором на нашем сайте.
- Выбрать АКБ самостоятельно по ключевым критериям.
Последний из перечисленных способов – самый сложный и долгий. Но у него есть неоспоримое преимущество. Разобравшись со всеми тонкостями, и сделав осознанный выбор, вы будете на все 100 % уверены, что аккумулятор вы купили подходящий, и не переплатили за то, что вам не нужно в принципе.
Ключевые критерии подбора АКБ по марке авто:
- Стандарт.
- Размеры.
- Полярность.
- Ток холодной прокрутки.
- Емкость.
- Технология.
- Обслуживаемость.
- Бренд.
- Цена.
- Дополнительные критерии.
Многим покажется странным именно такая последовательность критериев подбора АКБ, так как чаще всего автолюбители начинают рассматривать цену и емкость. Печальнее всего то, что на этих двух критериях часто все и заканчивается. Зато потом начинается – АКБ не помещается на штатное место, провода не подходят, регулярный недозаряд, выкипание электролита, новый аккумулятор отказывается «крутить» при первых же морозах. Чтобы всего этого избежать, берем представленный список, и пользуемся им, как шпаргалкой, неким алгоритмом действий.
Стандарт. Зависит от того, в какой стране был изготовлен ваш автомобиль. Сориентироваться очень просто:
- ГОСТ – распространяется на отечественные автомобили.
- DIN – для европейских авто (включая отечественные).
- JIS – для авто азиатского автопрома (Япония, Корея, Китай).
- SAE – для машин, сделанных в США.
Размеры. В любом автомобиле есть штатное место для установки АКБ. Если купить не ту батарею, она просто не встанет на свое место. Кроме того, батарею необходимо будет закрепить.
Полярность. Должна быть такая, чтобы провода со знаками «+» и «-» дотянулись до соответствующих клемм на АКБ.
Ток холодной прокрутки. Указывается в амперах. Если авто с бензиновым мотором небольшого объема – большие токи для его старта не нужны. Они нужны объемным бензиновым и, особенно, дизельным двигателям.
Емкость. На самом деле далеко не всегда стоит переплачивать за дополнительную емкость. Если ваш автомобиль не укомплектован дополнительным электрооборудованием, которое будет работать при выключенном двигателе, большая емкость вам не нужна. Исключением можно назвать случаи, когда автомобиль эксплуатируется редко, и ездит мало, или на короткие дистанции (стартер приходится крутить часто). Тогда есть смысл подобрать АКБ большей емкости, но его придется подзаряжать от стационарного устройства, так как от генератора она не будет успевать восстанавливаться.
Технология. В рамках данного материала разобраться со всеми технологиями производства (Ca/Ca, AGM и так далее) не получится. За выяснением этого вопроса лучше обратиться к специалисту или к соответствующей литературе. В большинстве случаев во все это можно и не вникать.
Обслуживаемость. Большинство современных аккумуляторов – необслуживаемые, что удобно и практично. Если вы хотите постоянно контролировать уровень электролита, его плотность, время от времени корректировать все это дело, тогда берите обслуживаемый АКБ. Теоретически, в «правильных» руках он прослужит дольше необслуживаемого.
Бренд. Существенно влияет разве что только на цену. Сегодня хорошо научились делать и корейцы, и китайцы, и «наши». Производитель вынужден делать качественно, иначе ему своей продукции не продать. Стоит ли переплачивать за именитое название – решать только вам.
Цена. Любой автолюбитель на уровне инстинкта понимает, что чем дороже, тем качественнее. Переубедить инстинкты невозможно. Точка.
Дополнительно
Когда выбор по основным критериям сделан, можно обратить внимание на наличие крепежных отверстий, пробок, ручек, индикатора состояния батареи
Емкость
Стабильность и продолжительность работы аккумуляторной батареи во многом зависит от емкости — показателя, характеризующего объем электрической энергии, выдаваемой источником питания в течение определенного промежутка времени.
Ориентировочно-рекомендуемая емкость АКБ для различных видов транспорта.
Так, емкость в 40 А*ч свидетельству о способности АКБ питать нагрузку с током в 1 А в течение сорока часов или же током 2 А, но уже в течение 20 часов.
Емкость бывает двух видов:
- Номинальная — параметр, характерный для 20-часового разряда. Именно этот показатель прописан на этикетке источника питания. Для российского рынка это требование соответствует ГОСТ 959-91. Для расчета номинальной емкости устройство разряжается в течение 20 часов 5% током от номинального параметра емкости. К примеру, для АКБ на 20 А*ч ток разряда составляет 1 А. Процесс разряда останавливается при достижении напряжением отметки в 10,5 Вольт (для 12-вольтного источника питания).
- Резервная — емкость, характерная для АКБ, реализуемых на американском рынке. Резервная емкость отражает, какой промежуток времени АКБ выдает ток 25 А. Измерение делаются при температуре 27 градусов Цельсия. Так, для источника питания с емкостью в 55 А*ч этот параметр достигает полутора часов. При отказе генератора авто сможет двигаться упомянутый промежуток времени.
Преимущества выбора и покупки АКБ в нашем интернет-магазине
Воспользовавшись онлайн подбором аккумулятора по марке автомобиля на нашем сайте, вы получите следующие преимущества:
Также мы предлагаем самые удобные системы оплаты выбранного товара, оптимальные способы доставки, гарантию и лучшие цены в регионе.
Чтобы подобрать аккумулятор по марке авто, воспользуйтесь нашим онлайн подборщиком. Достаточно проделать всего несколько шагов, чтобы получить наглядный перечень АКБ для вашего транспортного средства. Если вы затрудняетесь выбрать аккумулятор из предложенных программой, вам с радостью поможет решить этот вопрос опытный менеджер. Просто позвоните по указанному номеру телефона или воспользуйтесь формой для обратной связи на нашем сайте.
7 шагов перед покупкой
И в заключение обобщим все выше написанное и вынесем в семь правил. Итак:
- Следует внимательно изучить рынок автооборудования в своём регионе проживания.
- При выборе необходимо учитывать технические характеристики Вашего авто (двигатель, наличие кондиционера и т.п.).
- Внимательно изучить АКБ, который сейчас установлен на машине.
- Необходимо определиться какой емкости аккумулятор покупать (желательно, чтобы эта величина была не ниже, чем у старого).
- Далее необходимо решить, сколько можно потратить на покупку батареи, после рассмотрения бюджета – определяемся с классом (премиум, стандарт и т.п.).
- Перед покупкой следует внимательно осмотреть сам аккумулятор, не подделка ли. Смотрим на корпусе маркировки, внешний вид, наличие повреждений и тому подобное.
- Внимательно изучаем техническую документацию и сравниваем с выбранной моделью. Если все нормально делаем покупку.
Поговорим про маркировку аккумуляторов
Аккумуляторная батарея маркируется с учетом требований международных стандартов качества.
При этом существует два типа маркировки:
Российская маркировка соответствует ГОСТ 959-91.
В этом случае АКБ имеет следующие обозначения (к примеру, 6 СТ-20 А1). Здесь каждая из цифр или букв расшифровывается по-своему:
- Первая цифра — количество соединенных аккумуляторов. Если указана цифра 6, то это 12 В, а для 3 — 6 Вольт.
- СТ — стартерная. Эти буквы характеризуют функциональное назначение АКБ.
- 20 — емкость источника питания, измеряется в А*ч.
- А1 — общая крышка. Возможны и другие варианты обозначений. К примеру, буква «З» показывает, что АКБ залит и заряжен. Если нанесена буква «Т», то это показывает, что термоблок сделан из пластмассы и так далее.
После условного обозначения идут технические параметры, которые имеют вид пяти- или девятизначного кода (первый — стандарт DIN, а второй — ETN).
В них отражено номинальное напряжение, емкость, ток холодной прокрутки, знак полярности и прочие параметры.
Американская маркировка производится по стандартам S A E.
Здесь на АКБ наносится условное обозначение из 5 цифр и пусковой ток (ток холодной прокрутки). Дополнительно указываются знаки полярности, напряжение, резервная емкость, дата изготовления, масса и прочие данные.
Более подробно про маркировку аккумуляторных батарей читайте тут https://autotopik.ru/sovet/274-markirovka-akb.html.
Знание рассмотренных критериев снижает риск ошибки при покупке аккумулятора. Остается внимательно подойти к выбору, учесть рекомендации производителя и советы в этой статье.
А также воспользоваться нашим скриптом подбора аккумулятора по марке автомобиля. Или посмотрите видео.