Выбор воды
Для растворения охладителя подходит специализированная вода, как правило, дистиллированная. Антифриз нельзя смешивать с дистиллятом, продающимся в аптеке, стандартной крановой или водой из природных водоемов. Дело в том, что подобная жидкость содержит в себе нежелательные соединения кальция и магния. Благодаря им она становится жесткой, а в процессе работы силового агрегата автомобиля возможно появление накипи.
В ситуациях, когда нет возможности приобрести дистиллят из торговых точек, можно прибегнуть к небольшой хитрости – влить стандартную воду, но перед этим хорошенько ее прокипятить не менее 30 минут.
В последнее время производители технических жидкостей агитируют, что их концентрат необязательно разбавлять дистиллятом. Чтобы проверить эти заявления, необходимо провести небольшой тест. В прозрачный сосуд помещается небольшое количество антифриза и воды. Полученная смесь оставляется на 1-2 суток. Если технический раствор за этот период помутнел или заметно появление осадка, то необходимо использовать только очищенную воду.
Если колористика антифриза насыщена и в смеси отсутствует осадок, этот признак указывает на то, что полученный антифриз пригоден для применения.
Последствия смешивания тосола и антифриза
При удачном смешивании тосола и антифриза, то есть когда повезло, основные компоненты состава обоих жидкостей одинаковы, — то образование осадок и закупоривание каналов не будет. Но, очень трудно узнать состав обоих жидкостей.
Если основы этих жидкостей разные, то при добавлении тосола в антифриз или антифриз в тосол, жидкость может сразу стать мутной и с осадком или это произойдет после естественного нагрева двигателя или используя предпусковой подогрев двигателя.
Что произойдет потом, если смешать тосол и антифриз?
Образовавшийся осадок, хлопья, кисель на дне — все это приведет к остановке циркуляции и перегреву двигателя. А перегрев двигателя дорого обходится. Также из-за осадков в ОЖ может забиться помпа, радиатор и патрубки, а это приводит к более сложному ремонту, нежели, например, замена предохранителя омывателя (сложность здесь у многих: как найти предохранитель омывателя).
Остановка циркуляции может произойти и при заливке одного только антифриза, но подделки, которая сворачивается при нагреве.
Покупать можно как уже готовый для заливки антифриз, так и антифриз концентрат (высококонцентрированный), который необходимо разбавить чистой водой перед заливкой в систему.
Как правильно разбавить?
Смешивать такую жидкость с очищенной водой без предварительной проверки уровня первой в баке нельзя. Дистиллированный раствор можно доливать только в определенной пропорции.
Обычно порядка 300-400 мл очищенной воды, добавленной в незамерзающую смесь, не вредит системе охлаждения. Но пропорция дистиллята может быть больше или меньше в зависимости от количества состава в баке на конкретный момент.
Если система охлаждения автомобиля вмещает в себя 8 литров антифризного состава, то примерно в такой жидкости должно быть поровну очищенной воды и этиленгликоля. По 4 литра двух компонентов.
Если при проверке системы выявилась нехватка целого литра антифриза, то концентрация обоих компонентов будет составлять по 3,5 литра.
В данном случае рекомендуется разбавлять все 1 литром дистиллята. В итоге, в баке окажется 3,5 литра этиленгликолевого концентрата и 4,5 литра очищенной воды.
Идеальная пропорция должна составлять по 50% каждого компонента.
В данном примере она будет такой:
- 8 литров – 100%
- 3,5 литра – х%
Необходимо высчитать нужный процент этиленгликоля. Х% = 3,5 * 100% / 8 = 43,75%. Дистиллированная вода в такой смеси будет составлять 56,25% (100% — 43,75%). Это почти соответствует идеальной пропорции.
Как не ошибиться с выбором
Чтобы подбирать ОЖ для своего автомобиля более осознанно, нужно иметь представление о классах этого вида продукции. Рынок предлагает сегодня антифризы одной из категорий:
- 1. G-11. Эти жидкости изготовлены по технологии HOAT и относятся к гибридной группе.
- 2. G-12 и G-12+. Так маркируются карбоксилатные составы, для производства которых применяют технологию OAT.
- 3. G12++ и G13. Наиболее современные и технологичные антифризы из группы лобридных.
Смешивать составы разных классов в общем случае не рекомендуется. Существуют исключения из этого правила: антифриз G12+ можно добавлять к G12 и G11. Нельзя доливать отечественный тосол в современные охлаждающие жидкости, т. к. они слишком отличаются по составу. Если уровень ОЖ снизился более чем на треть, то, скорее всего, потребуется полная ее замена.
Свойства и характеристики раствора
Основным назначением антифризов считается охлаждение агрегата. Температура от сгорания углеводородного топлива превышает 2 100 °С. Поэтому силовой агрегат нуждается в интенсивном охлаждении для предотвращения преждевременного выхода из строя его деталей.
При эксплуатации в зимний период необходимо, чтобы охлаждающая жидкость не кристаллизовалась. В замёрзшем состоянии она способна повредить разрушить резиновые и пластиковые детали.
Основными компонентами незамерзающих жидкостей являются:
- дистиллированная вода;
- этиленгликоль;
- антикоррозионные присадки;
- краситель.
Если с готовыми растворами всё понятно, то следует разобраться с концентрированными составами. Чтобы антифриз круглый год находился в жидком состоянии, необходимо правильно развести концентрированный состав, а для этого следует помнить следующие особенности:
- рабочая температура двигателя 90 — 110 °С;
- зимняя температура воздуха — не больше -40 °С.
Максимальная концентрация этиленгликоля, двухатомарного спирта повышает температуру закипания до +200 °С. Но при этом порог замерзания у него составляет -13°С. Если для лета это не критично, то для зимы недопустимо.
Чтобы добиться необходимых свойств охлаждающей жидкости, нужно правильно разбавить антифриз концентрат в соответствии с инструкцией, которая находится на упаковке.
Пошаговая инструкция
Чтобы понять, как разбавить антифриз (концентрат), а затем заменить его в системе, следует ознакомиться с пошаговой инструкцией замены.
Сначала старый антифриз следует слить. Для этого необходимо открутить крышку радиатора и сливной клапан снизу. Систему далее промывают дистиллированной водой. Нужно дать ей поработать немного и слить отработанную жидкость.
После перечисленных манипуляций в систему добавить правильно разведенный концентрат антифриза. Для этого необходимо учесть перечисленные выше рекомендации. В летний период потребуется доливать больше воды. Но зимой уровень кристаллизации такого вещества должен быть не менее -20 градусов.
Ознакомившись с технологией, как разбавить антифриз (концентрат), заменить отработанную жидкость новой не составит большого труда. Действуя в соответствии с перечисленными рекомендациями, можно обеспечить правильную работу системы и ее долговечную эксплуатацию.
Последствия при несоблюдении рекомендаций
Убедиться в том, что все эти рекомендации не являются пустым звуком, поможет даже поверхностное ознакомление с возможными последствиями разбавления антифриза.
Так, попадание чрезмерного количества воды в СО запросто может спровоцировать появление ржавчины на патрубках и других элементах. В итоге коррозия обязательно спровоцирует образование осадка, неминуемо забивающего все подводы этой системы.
Не стоит смешивать антифризы с разным составом, поскольку в этом случае можно спровоцировать развитие потенциально опасных химических реакций.
Исключением является применение жидкости одной и той же марки, которую можно доливать в любое время без слива остатков предыдущей, а также очистки подводящих комплектующих.
Можно ли заливать антифриз с водой
Автолюбители достаточно часто спорят о том, можно ли залить антифриз в систему, смешав его с водой. И мнения на этот счет существуют разные. В общем случае такое смешивание допускается, но с некоторыми важными нюансами.
Первый момент заключается в том, что вода должна быть как минимум тщательно очищенной от примесей, а в идеале дистиллированной. Растворенные в обычной воде микроэлементы способны засорить систему охлаждения, а также вступить в химическую реакцию с компонентами антифриза и присадками.
Во-вторых, объем воды для смешивания ограничен 200 мл. Большее количество негативно отразится на свойствах смеси, особенно в зимний период. По этой причине воду для доливания следует применять лишь в крайних случаях. Например, при резком падении уровня охлаждающей жидкости в системе, когда в наличии нет аналогичного состава и нет возможности его приобрести.
Однако польза в добавлении воды все же присутствует. Аргументы такого смешивания следующие:
Долив воды не ухудшает полезных свойств охлаждающей жидкости по сравнению со смешиванием с антифризами других классов. Данный факт основан на том, что свойства охлаждающей жидкости в значительной мере определяются соотношением присадок, входящих в ее состав. Когда вы заливаете в жидкость антифриз иного класса, вы нарушаете это соотношение и таким образом снижаете эксплуатационные качества смеси. Вода же уменьшает объемную концентрацию присадок, в то время как их взаимное соотношение не меняется.
При доливании воды в охлаждающую жидкость температура замерзания смеси понижается. Связано это с активным испарением воды при открытом предохранительном клапане на расширительном бачке, в результате чего уменьшается объем охлаждающей жидкости
Из всех составляющих вода начинает испаряться первой, поэтому, доливая ее в бачок, вы восстанавливаете температуру замерзания.
Важно заливать не более 100-200 мл воды, тогда температура замерзания будет снижаться благодаря росту давления в системе. В противном случае температура, наоборот, повысится.
Также важно отметить, что антифризы сами по себе на 70 % состоят из воды, в связи с чем они и испаряются в жаркую погоду. Зимой же следует по возможности избегать сильного разведения охлаждающей жидкости.
Как правильно разбавить?
Смешивать такую жидкость с очищенной водой без предварительной проверки уровня первой в баке нельзя. Дистиллированный раствор можно доливать только в определенной пропорции.
Обычно порядка 300-400 мл очищенной воды, добавленной в незамерзающую смесь, не вредит системе охлаждения. Но пропорция дистиллята может быть больше или меньше в зависимости от количества состава в баке на конкретный момент.
Если система охлаждения автомобиля вмещает в себя 8 литров антифризного состава, то примерно в такой жидкости должно быть поровну очищенной воды и этиленгликоля. По 4 литра двух компонентов.
Если при проверке системы выявилась нехватка целого литра антифриза, то концентрация обоих компонентов будет составлять по 3,5 литра.
В данном случае рекомендуется разбавлять все 1 литром дистиллята. В итоге, в баке окажется 3,5 литра этиленгликолевого концентрата и 4,5 литра очищенной воды.
Идеальная пропорция должна составлять по 50% каждого компонента.
В данном примере она будет такой:
- 8 литров – 100%
- 3,5 литра – х%
Необходимо высчитать нужный процент этиленгликоля. Х% = 3,5 * 100% / 8 = 43,75%. Дистиллированная вода в такой смеси будет составлять 56,25% (100% — 43,75%). Это почти соответствует идеальной пропорции.
Рекомендации по разбавлению хладогена водой
Система охлаждения – это важный элемент общей конструкции автомобиля
Следить за ее исправностью также важно, как за состоянием двигателя или за уровнем масла в моторе. Если возникла необходимость залить в антифриз воду, то делать это нужно по правилам, чтобы избежать излишне негативных последствий для машины
В частности, можно выделить такие рекомендации:
- Не стоит заливать в антифриз обычную воду из крана. Жидкость имеет сложный хим. состав, может быстро образовывать осадок и приведет к повреждению систем охлаждения. Использовать водопроводную воду можно лишь в очень крайнем случае, но в самое ближайшее время направиться на СТО или самостоятельно выполнить промывку.
- Оптимальным вариантом может стать использование дистиллята. Особых расчетов в отношении пропорций выполнять не придется. В летний период пропорция будет 1:1, а в зимний 7:3. Исходить нужно из того, что чем выше концентрация антифриза, тем меньше он замерзает.
- Особая потребность в доливке ОЖ возникает летом, поскольку жидкость быстро испаряется. Зимой, заливать в систему воду не стоит, поскольку при -15 – — 20 градусах запуск двигателя будет практически невозможен.
Полезные рекомендации
Поскольку система охлаждения автомобиля является важным компонентом, то следить за ней очень полезно. Так же, как и за уровнем моторного масла или общим состоянием силового агрегата. Соответственно, можно мешать антифриз с водой, чтобы не допустить еще больших проблем с двигателем. И все же, чтобы это не привело к крайне негативным последствиям, нужно придерживаться целого ряда полезных рекомендаций.
Заливать в охлаждающую жидкость водопроводную воду – себе дороже, ибо из-за этого велика вероятность образования вредного осадка, способного вывести из строя систему охлаждения. Делать это следует только в крайнем случае, а добравшись до техцентра или гаража, однозначно рекомендуется промывка всей системы.
Оптимальный вариант – антифриз разбавить водой дистиллированной. Причем каких-то сложных расчетов делать не нужно: летом пропорция составляет 1:1, а в холодную пору года 7:3. Почему именно так? Дело в том, чем концентрированней будет химикат, тем меньше он будет замерзать на морозе.
Поскольку хладагент быстро испаряется летом, то приходится его разбавлять. Зимой же этого делать не следует: если температура упадет до 15-20 градусов, то запустить двигатель будет весьма проблематично.
Многие специалисты до сих пор спорят, можно ли разбавлять антифриз водой при крайних обстоятельствах. И некоторые из них склонны высказывать, казалось бы, парадоксальное мнение: лучше полностью удалить из системы химикат, залив туда одну дистиллированную воду. Дескать, на некоторое время она способна заменить техническую жидкость.
Какой водой разбавлять продукт?
Основная задача готового антифриза – это охлаждать мотор и не допускать его перегрева. Однако, помимо этого он должен очищать внутренности от коррозии и ржавчины за счет специальных присадок.
Поэтому если концентрат развести с обычной водой, то присадки практически не будут действовать, а также элементы мотора начнут покрываться ржавчиной.
В обычной воде содержатся такие элементы, как магний, кальций и другие. Они способны позабивать мелкие каналы и система охлаждения начнет работать хуже.
Тогда какой водой разбавлять концентрат? Чтобы не было таких неприятностей в продукт нужно добавлять только дистиллированную воду. Обычно она продается в хозяйственных магазинах или автомобильных.
Развести: пропорции в таблице
Концентрат нежелательно использовать в чистом виде. Однако и слишком много воды добавлять тоже не рекомендуется, так как температура замерзания жидкости будет высокая.
Концентрат – это чистый этиленгликоль, состав закипает при +196 градусах по Цельсию. Однако и замерзает он уже при -13 градусах.
Добавляя воду, температурный предел снижается и получается отличный антифриз для автомобилей
Поэтому важно уметь разбавлять состав
Если продукт сертифицирован, то на упаковке должна иметься информация о способе приготовления, а именно: количество воды для желаемой температуры замерзания. Если же продукт не сертифицирован, то использовать его и вовсе не рекомендуется.
Многие основы для жидкости имеют схожие параметры, поэтому размешивать их можно одинаково.
Для наглядности рассмотрим примеры:
- Для температуры замерзания -25 градусов рекомендуется разбавлять концентрат с водой в пропорции 2:3. Тогда порог закипания будет +130 градусов.
- Для температуры замерзания -45 градусов можно разводить концентрат в одинаковых пропорциях с дистиллированной водой.
Более точное соотношение рекомендуется выбирать исходя из климатических условий. Нам поможет таблица правильно развести пропорции. Рассмотрим ее:
Как можно понять из таблицы, чем меньше дистиллированной воды, тем температура замерзания ниже.
Видео по теме
Посмотрите полезное видео, где рассказывается, как правильно разбавить концентрат антифриза водой:
В другом видео указаны пропорции для разбавления G13:
Посмотрите интересный тест — проверка антифриза Тойота оригинал. Концентрат разведенный с дистиллированной водой 1+1 л. 105 градусов температура кипения:
https://youtube.com/watch?v=sdzQ1sD2jks
Производители качественной ОЖ
На рынке существует множество вариантов концентрата. Однако наиболее популярные и качественные из них – это:
- GM dex cool longlife. Этот концентрат хорошо защищает систему от коррозии. Также он не образует осадок.
- G12. Такой продукт способствует защите резине при взаимодействии, не разрушает ее. Он увеличивает ресурс элементов, с которыми контактирует. Поэтому этот антифриз хорошо подходит для авто с пробегом. Также он вынослив в жесткой воде. Этот концентрат красный разбавлять его нужно исходя из температурных условий.
- Mobil. Разводить стоит для автомобилей с чугунным или алюминиевым двигателем. Не замерзает при низких температурах.
- Shell. Преимущество этого продукта в том, что в готовом виде допускается его использование в автомобилях с дизельным мотором. Он хорошо защищает детали от коррозии.
- Hepu. Этот состав является новейшей разработкой и производится из сырья отличного качества. Его можно разбавить до нужной температуры.
- Febi. Такой концентрат не замерзает даже при предельно низкой температуре, а также защищает элементы от коррозии и не позволяет образовываться осадку. Также резиновые элементы хорошо защищены.
- Total. Его можно использовать в автомобилях с любым мотором. Антифриз в готовом виде хорошо защищает элементы от появления коррозии. Он изготовлен без применения аминов, нитритов и фосфатов.
- Motul Inugel. Это концентрат антифриза нового поколения G13. Главное его преимущество перед другими продуктами – это экологически чистый состав, а также улучшенные параметры. Допускается разбавление продукта как питьевой водой, так и дистиллированной. Обычно эту жидкость используют для моторов VAG.
Заключение
Покупая концентрат антифриза важно правильно разбавить его. Тогда готовая жидкость будет эффективнее антифриза из магазина
Когда нужно заливать антифриз в систему охлаждения
Прежде всего найдем ответ на вопрос, с какой периодичностью и когда следует доливать антифриз. В каких случаях требуется добавить охлаждающую жидкость?
Во-первых, когда уровень тосола стал меньше положенного. Произойти это может из-за того, что в системе образовалась течь. Доливать антифриз нужно обязательно, если его уровень опустился ниже минимального (на емкости может быть отметка «L» либо «Min» в зависимости от марки и модели авто).
Во-вторых, когда вы не так давно залили новую охлаждающую жидкость, однако ее уровень резко понизился. Причина может быть в том, что образовалась течь в системе. Ее необходимо обнаружить и устранить.
В-третьих, когда срок годности тосола закончился, можно доливать новый антифриз. Предварительно изучите информацию о сроке эксплуатации используемого хладагента. Если жидкость класса G-11, ее нужно заменять каждые 2-3 года, класс G-12 — служит не более 5 лет, антифриз высокого класса можно использовать больше 5 лет. Однако доливать свежий антифриз можно и раньше. Например, в тех случаях, когда старый тосол стал густой, темного цвета, и если он уже не способен охлаждать мотор. Чаще всего такие ситуации происходят, когда используется низкокачественная жидкость либо подделка.
Также время от времени может срабатывать спусковой клапан расширительного бачка. Данный симптом указывает на то, что тосол не выполняет свои функции и не охлаждает механизм. Рекомендуется удалить старый хладагент и заменить его на новый.
На некоторых моделях авто на панели приборов высвечивается специальный значок, информируя водителя о том, что пришло время доливать антифриз. Чтобы проверить уровень тосола, в этом случае следует разместить автомобиль на ровном асфальте без уклона.
Если хладагента будет в системе недостаточно, машина начнет перегреваться. На ней невозможно будет нормально ездить. Температура в моторе поднимется до критически высокой, он начнет потреблять больше смазки.
Мы разобрались с тем, для чего необходима охлаждающая жидкость и что будет, если ее окажется недостаточно. Теперь рассмотрим, в каких случаях можно доливать антифриз в автомобиль и как сделать это правильно.
Как правильно доливать антифриз
Жидкость в систему следует добавлять через предназначенное для этого отверстие в расширительном бачке. Чтобы выяснить, сколько нужно заливать антифриза, открутите крышку и определите текущий уровень. Минимальное количество жидкости должно насторожить. Максимальный уровень также в течение месяца приведет к выходу за пределы нормы, поэтому желательно, чтобы он оставался средним.
Затем определитесь с типом хладагента. Идеальной будет жидкость, рекомендуемая производителем вашего авто. Для этого изучите руководство по эксплуатации либо информацию из сторонних справочников. Как правило, применение жидкостей различных классов и марок разрешается. Однако доливать следует лишь состав, полностью соответствующий имеющемуся по классу. В противном случае это грозит поломкой всей системы охлаждения. Если же нужно добавить более 30 % от всего объема, рекомендуется слить имеющуюся жидкость и залить с нуля свежий антифриз.
Следует помнить, что одинаковые по классу антифризы могут отличаться маркировкой, но быть одного цвета. Многие же ошибочно полагают иначе. Так, допускается смешивать лобридовые, карбоксилатные и гибридные составы исключительно с аналогичными. Перекрестное смешивание запрещается за исключением антифризов класса G12+. Последние допускается соединять с составами классов G11 и G12. Категорически нельзя также смешивать отечественный «Тосол» с зарубежными антифризами — их составы не совместимы друг с другом.
В продаже охлаждающие жидкости представлены в двух формах: готовый к использованию продукт и концентрированный состав. Учтите, что заливать в имеющийся в системе антифриз чистый концентрат ни в коем случае нельзя, даже если эти жидкости одного класса. Перед заливкой обязательно разбавляйте концентрат, руководствуясь прилагаемой инструкцией. Состав раствора как правило подбирается в зависимости от температуры замерзания.
Чаще всего антифриз доливается зимой. Это связано с тем, что жидкость периодически нагревается во время простоев, а затем остывает, в процессе чего происходит ее потеря. Это абсолютно нормальное явление, и бояться его не нужно. В случае же значительного расхода жидкости при условии отсутствия неисправностей стоит задуматься о замене антифриза на новый состав, более устойчивый к температурным колебаниям.
Влияние погодных условий
Теперь по поводу погодных условий, поскольку они тоже важны
В летний период использование воды в системе охлаждения ничем не грозит, причем неважно – доливали ее немного или же система ею заполнена полностью
А вот зимой вода в системе может нанести значительный вред и чем больше ее, тем выше вероятность такого вреда.
В первом описанном случае, когда дистиллята заливали немного, изменение свойств антифриза если и будет, то незначительно. То есть, может повыситься порог замерзания на 2-5 градусов С и все.
Если в зимний период температура не снижается ниже -30 градусов С, то такой антифриз кристаллизоваться не будет.
А вот когда вода залита в большом количестве, то порог замерзания – невысокий, и кристаллы льда могут образовываться уже при -20 градусов С и выше (зависит от количества воды).
В результате образовавший лед может порвать патрубки, трубки радиатора или же привести к появлению трещины на рубашке охлаждения.
Но здесь сразу стоит отметить, что это произойдет только если машину оставить на ночь с водой в системе. При работающем моторе замерзание воды не произойдет.
Также читайте про причины по которым раздувает расширительный бачок.