Какой компрессор нужен для покраски автомобиля самостоятельно?

Оглавление

Лучшие воздушные компрессоры сочетание цена – качество

Оптимальное сочетание цены и качества – это доступная по финансам техника «полупрофессионального» класса. Оборудование лишено недостатков, присущих бытовым моделям компрессоров, обладает повышенной производительностью и более высоким качеством сборки. Область использования шире, чем у «бытовых», помимо продувки и обслуживания автомобилей, они подходят для покраски авто, нанесения легких штукатурок, разного вида инструментов. В эксплуатации такая техника более комфортна, компрессоры работают стабильнее и тише, отсутствует потребность регулярного ТО и «подгонки» деталей.

1. Fubag DC 320/50 CM2.5, 50 л, 1.8 кВт

Недорогой, но хороший компрессор с увеличенной производительностью в 320 л/мин. подходит для подключения любого пневматического инструмента. В совокупности с резервуаром на 50 л агрегат справляется даже со сложными задачами: фасадные или отделочные работы, ремонт автомобилей, а также отделка конструкций из металла. Компрессор стабильно подает сжатый воздух, а увеличенный масляный картер обеспечивает качественную смазку. Fubag надежен, оснащен защитой от перегрева и выносливым фильтром.

Достоинства:

  • низкий шум и удобство в использовании;
  • высокая производительность при среднем энергопотреблении;
  • хорошая защита механизма от строительной пыли;
  • антикоррозийное покрытие ресивера.

Недостатки:

  • требователен к напряжению;
  • жесткий пластик кожуха.

2. Quattro Elementi KM 50-380, 50 л, 2,2 кВт

Мощный и производительный компрессор с двумя цилиндрами выдает 380 л/мин. на входе и 290 л/мин. на выходе. Благодаря внушительным характеристикам его можно смело использовать для любых бытовых задач: от продувки инструмента до нанесения густых красок, лаков. Пользователи часто отмечают, что компрессор тише своих «собратьев».

Достоинства:

  • клапан для слива конденсата;
  • два выхода подачи воздуха;
  • высокое качество исполнения;
  • быстрый набор давления – не более 1,5 минут.

Недостатки:

  • заводского масла из комплекта слишком мало;
  • при малом напряжении сети срабатывает защитное реле.

3. Кратон AC-300-50-OFS, 50 л, 1 кВт

Компрессор Кратон с четырьмя цилиндрами и прямой передачей отличается минимальным уровнем шума и длительным сроком службы. Небольшого энергопотребления достаточно, чтобы агрегат бесперебойно выдавал сжатый воздух. Производительность 300 л/мин., чего хватит для домашнего использования, гаражных или дачных работ и даже использования в небольшой мастерской. К компрессору можно подключать любые пневматические инструменты – аэрографы, шлифовальные машины, скобозабиватели, гайковерты.

Достоинства:

  • низкий уровень шума
  • высокое качество сборки и деталей;
  • продолжительная гарантия (3 года);
  • вторая ручка на ресивере для удобной транспортировки;
  • много отзывов о бесперебойной и выносливой работе.

Недостатки:

один выход для подключения инструмента.

Источник электропитания

Большинство бытовых компрессоров могут работать от обычной двухфазной сети 220В. Но если в том месте, где предполагается использование прибора, имеется трёхфазное питание, лучше подбирать компрессор, рассчитанный на напряжение питания 380 В. Дело в том, что трёхфазное электрооборудование менее подвержено скачкам напряжения, которые для отечественной электросети – явление обычное. Если же такой возможности нет, следует произвести замеры напряжения с использованием вольтметра. Мониторинг следует выполнять трижды в сутки – утром, днём и вечером. При более-менее стабильных замерах (отсутствии падений ниже 200 В) никаких дополнительных мер предпринимать не нужно. Но когда диапазон скачков напряжения велик (160 – 230 В), следует позаботиться о приобретении стабилизатора напряжения, в противном случае электромотор и электроника компрессора долго не протянут. Как показывает практика, при увеличении давления на 1 бар затраты используемой электроэнергии возрастают на 6 – 8% (за счёт потери давления на таких участках, как фильтры, осушитель, трубопроводная система). Чтобы уменьшить расходы на электричество, следует подбирать компрессор, мощность которого будет соответствовать характеру выполняемых работ.

Как выбрать краскопульт для покраски

Объемные компрессоры

Механизм работы объемного компрессора заключается в нагнетании фиксированной порции (объема) газа с последующим его вытеснением. Мощность таких механических устройств зависит напрямую от частоты совершения манипуляций заполнения и выкачивания газа.

Динамические компрессоры

Ориентированы на постоянный рабочий процесс «в динамике» по перекачке непрерывного потока газа. Движение осуществляется за счет функционирования лопаточной машины с ротором, ответственным за мощность компрессора, получаемую на выходе.

По типу приводного механизма: электрический или механический

Электрический краскопульт, оснащенный упрощенной системой использования прибора, становится частым выбором новичков. Простота схемы работы аппарата позволяет освоить покрасочный пистолет в кратчайшее время. Основным минусом электрического распылителя является работа от сети, что требует четкого соблюдения правил техники безопасности при использовании горючих лакокрасочных материалов.

Механический распылитель предполагает ручное нагнетание давления в насосе специальным рычагом. За счет этой особенности механизм покраски не отличается точностью, и применяется либо для грунтовочного слоя, либо отделки без требований к гладкости и точности покрытия.

Производительность

Параметр производительности показывает, сколько краски аппарат наносит на поверхность за единицу времени. Производительность тем выше, чем больше распыляющая способность и, соответственно, быстрота окрашивания. Краскопульты разных систем работают на компрессорах разной производительности, поэтому подобрать универсальный не получится.

На что обратить внимание

Количество сжатого воздуха на выходе — это важный параметр любого компрессора

Именно на него необходимо обращать внимание. Этот показатель указан везде: на ценнике, в инструкции

Ещё один важный показатель — источник питания. Возможный выбор состоит из двух вариантов: 220 и 380 В. На всякий случай следует спросить, ведь 380 В (три фазы), далеко не у каждого есть в гараже.

Размер ресивера не имеет большого значения. Профессиональные станции, предназначенные для работы в длительном режиме с большими нагрузками, оборудуются баками минимум на 300 литров. Для того чтобы покрасить садовую мебель или гараж, достаточно ресивер объёмом в 20 литров.

Самое универсальное оборудование — автомобильный компрессор. Применение такой техники не ограничивается замкнутым пространством. Его можно подключить от прикуривателя или аккумулятора. Благодаря этому его можно использовать где угодно:

  • На дороге — подкачать спустившее колесо.
  • В гаражах — подкрасить ворота, продуть жиклёры.
  • На улице — помочь товарищу с колесом.
  • В лесу — подкачать мяч или велосипед.
  • На море — наполнить надувной матрас воздухом.

Для автомобильного приспособления имеет значение только производительность. Нагнетатель с возможностью сжатия до 10 л/мин поможет не только накачать шину и матрас, но и покрасить стул в гараже. Эта характеристика всегда указывается в инструкции по эксплуатации.

Как пользоваться?

Перед тем как начать работу, нужно настроить компрессор и пульверизатор. Сначала нужно подключить устройство в розетку. После этого нужно дождаться, пока баллон полностью заполнится воздухом. Пистолет для покраски подключается с помощью шланга для компрессорной установки. Затем производят проверочное нажатие. Если всё настроено правильно, из распылителя выйдет воздух.

Очень важно, чтобы краска, с которой собираются работать, была однородной консистенции. Если присутствуют комочки, можно процедить её через марлю

Начинать красить неоднородной краской не рекомендуется. Комочки быстро забьют сопло пульверизатора, и придётся остановить работу. Когда краска проверена на однородность, её заливают в бачок распылителя.

Не стоит наливать краску доверху. Это может привести к засыханию верхнего слоя краски, что затруднит открывания бачка пульверизатора. Далее проводится настройка потока распыления краски. Для этого используют ненужную поверхность или деталь. Поток регулируют, вращая головку сопла распылителя. Когда подготовка проведена, можно приступать к покраске.

Проводить окрашивание лучше всего в специальном защитном костюме. Нужно обязательно надеть респиратор и защитные очки. По окончании работы компрессор выключают из розетки. Если работа проводится в холодном помещении или на улице, нужно обязательно сливать конденсат, образующийся внутри баллона. Это можно сделать при помощи специального крана, который имеется на корпусе компрессора.

Грамотный подход к выбору компрессора значительно улучшит качество выполняемой работы.

Источник

Принцип работы и устройство компрессора

Такая установка как компрессор работает по принципу всасывания и сжатия воздуха или газа, а после этого начинается нагнетание под высоким давлением в инструмент. Специалисты разделают устройства на объемные и динамические. Они отличаются конструктивно и принципом работы.

Во время функционирования первого типа сжатие воздуха проводится после поступления в специальный отсек, где обеспечивается принудительное уменьшение его. Выдача нужного воздуха проводится при помощи клапанов, которые по очереди будут открываться и закрываться. Вторые работают иначе, суть заключается во влиянии на газ лопаток ротора. Это дает более точную работу, которая зависит от модификации и особенностей аппарата.

Сделали свой выбор?

Современный рынок предлагает широкий выбор компрессоров как иностранных, так и

Нанесение лакокрасочного покрытия

отечественных производителей

Но решая, какой выбрать компрессор для покраски авто, важно помнить, что экономить на нём не стоит. Агрегат с хорошими характеристиками весьма быстро окупится (возможно, после первой же покраски автомобиля либо отдельных его элементов)

Ведь зачастую, даже стоимость покраски бампера сопоставима цене компрессора средней мощности.

Предлагаем посмотреть видео, которое поможет сделать окончательный выбор компрессора для покраски авто:

Выбор компрессора для покраски авто

Сегодня покрасочные компрессоры представлены на рынке тремя видами устройств:

  • Бытовые — маломощные устройства с ограниченным рабочим циклом, рассчитанные на очаговую покраску кузова при ремонте ЛКП. Не рассчитаны на подключение мощного пневмооборудования, работают медленно, быстро перегреваются.
  • Полупрофессиональные — более производительное оборудование (до 270 литров/минуту), способное создавать давление до 12 атмосфер и работать в непрерывном цикле о 40-60 минут.
  • Профессиональные — устройства с максимально большой мощностью и переменным приводом для защиты от перегрева. Способны непрерывно работать несколько часов, рассчитаны на полную покраску кузова авто, допускают подключение других пневматических инструментов.

Какой из видов подойдет вам? Все зависит от тех задач, которые будет выполнять покрасочный компрессор. Для частного использования вам хватит бытовой модели, для гаражного ремонта и маленькой мастерской достаточно «полупрофессионала», а для серьезной СТО, естественно, нужно мощное и производительное оборудование. Не забудьте, что каждый вид компрессоров имеют существенную разницу в стоимости, и нет смысла переплачивать за те возможности, которыми вы просто не будете пользоваться.

Что выбрать

При покупке этого устройства отдельно от распылителя необходимо акцентировать внимание на значения краскопульта. Люди, которые ничего не смыслят в особенностях этого оборудования, могут приобрести сразу комплект

Выбирая компрессор, изначально стоит поинтересоваться у продавца о производительности аппарата. Под этим термином подразумевается количество воздуха на выходе.

  • Для краскопультов HVLP типа следует использовать устройство с производительностью в пределах 360−515 литров в минуту. При этом необходимое давление составляет 2,5−3 атмосфер на входе в сопло краскопульта и 0,7 единиц на выходе.
  • НР распылители могут работать на компрессорах с пропускной способностью до трёхсот литров. Требуемое давление на них должно составлять 5 и 1,5 атмосфер на входе и выходе соответственно.
  • Необходимая производительность для краскопультов LVLP эквивалентна 150−350 литрам за 60 секунд. При этом оптимальное давление на входе равно двум атмосферам, а на выходе 0,7−1,2.

Стоит учесть, что зачастую технические сведения, указываемые в паспорте устройства, могут не соответствовать действительности. Описанные показатели лишь обозначают теоретические данные мощности и производительности, рассчитываемые в соответствии с объёмом поршня и цилиндра. Фактически же мощность оказывается в половину меньшей от установленных значений.

Лучшие бытовые компрессоры

Т. н. гаражные компрессоры предназначены для непродолжительных мелких работ. К ним нельзя подключать пневмооборудование с большими показателями расхода воздуха, например, краскопульты с технологией HVLP. Покраска автомобиля для такого агрегата – задача посильная, но занимает в 2–3 раза больше времени. Объясняется это тем, что продолжительность его непрерывной работы обычно не превышает 10–15 мин., в противном случае он быстро перегревается и при отсутствии термореле выходит из строя. Отсюда вывод – даже качественный бытовой компрессор подлежит бережной эксплуатации и требует грамотного подбора пневмоинструмента по показателям мощности.

Характеристики

Компрессор с ременным приводом

Выбор компрессора для покраски авто будет упрощён, если обратить внимание на следующие технические характеристики:

  • Вес и габарит;
  • Объём ресивера (л);
  • Производительность (л/мин);
  • Давление сжатого воздуха в ресивере (Атм);
  • Двигатель: бензиновый или электрический
  • Электропитание (220 В, 380 В либо смешанное – 220/380 В);
  • Потребляемая мощность (кВт) силовой первичной установки.

Производительность

Перед тем, как выбрать компрессор для покраски авто, в первую очередь следует учесть один из самых важных факторов – производительность. Она измеряется количеством сжатого за минуту воздуха (в литрах). Отметим, что при работе с различными краскопультами, будет расходоваться разный объём воздуха.

Давление

В ресиверах максимальное нагнетаемое давление примерно одинаковое – 8-12 атмосфер. Как только воздух сжимается до 8 атмосфер, компрессорная установка автоматически отключится. Порог включения агрегата составляет 6 атм. При достижении данного показателя, осуществляется восполнение недостающего газа. Нужное значение можно установить самостоятельно, оно будет контролироваться при помощи манометра. Весьма полезным будет термореле – опция автоматического отключения в случае перегрузки.

Электропитание

Стоит помнить, что при повышении давления на 1,0 бар, компрессор  будет затрачивать на 8% больше электроэнергии. Ведь пока сжатый воздух поступает к потребительской точке, происходит значительное падение давления, как в фильтрах, так в  осушителе и трубопроводах. Сократить расходы на электроэнергию поможет точное определение необходимой мощности, а соответственно – правильный выбор компрессора.

Объём

Для покраски автомобиля лучше выбрать ресивер, объёмом не менее 50 л. Зачастую, увеличенный объем ресивера позволяет компенсировать недостаточную производительность аппарата.

Какой компрессор выбрать для покраски автомобиля?

Существуют основные критерии, по которым разделяют компрессоры для покраски автомобиля:

  1. Поршневые. Эти компрессоры надежные и удобные в использовании. Но все зависит от технических характеристик. Если они низкие, то качественной покраски вы не добьетесь. Плюсы таких компрессоров в низкой стоимости и удобном обслуживании. Принцип роботы данного компрессора заключается в преобразовании электроэнергии в сдавленную смесь воздуха.
  2. Винтовой тип. Используется для нанесения лакокрасочных слоев небольшой сложности. Принцип работы основан на прокрутке воротов, которые расположены параллельно в корпусе. Плюс компрессора состоит в установке системы защиты и управления. Эта система дает возможность бесперебойной подачи воздуха.
  3. Безмасляные. Все компрессоры этого типа для покраски автомобиля не подходят, водород, который есть в струе воздуха, оставляет маленький пузырьки.
  4. Турбинного типа. Этот тип компрессоров идеально подходит для покраски автомобилей. Недостаток – малая мобильность.
  5. Комбинированного типа. Также хорошо подходят под покраску. Хорошая мобильность и удобство в использовании.

Приступая к выбору компрессора, важно четко представлять, для чего он вам нужен: для профессиональной покраски автомобиля или устранения мелких царапин на кузове автомобиля.

Разновидности краскопультов

Краскопульт – это дополнительное техническое приспособление для распыления краски. Представим вам наиболее популярные из них:

  1. HVLP. Приспособление низкого давления с большим объемом. Особенности этих моделей в невысоком проценте вывода краски за пределы окрашиваемого объекта. Прямой недостаток заключается в том, что такой краскопульт работает только с мощными компрессорами не менее 350 литров воздуха за минуту. Процент переноса краски на поверхность до 70%.
  2. HP. Приспособление высокого давления. Очень хорошее качество покраски. Но есть также и минусы. Покраска должна происходить в изолированном от пыли помещении. Завихрения, которые происходят от высокого давления, поднимают пыль, которая ложится на слой покраски. Процент переноса краски составляет всего лишь 45%, остальные 55 просто улетают в сторону.
  3. LVLP. Приспособление невысокого давления с малым объемом. Не возникает завихрений и низкий расход излишней краски. Процент переноса краски 65%.

Типы компрессоров для покраски автомобиля

Компрессорное оборудование различают также и по другим характеристикам.

Смазочная система

Недорогие и простые безмасляные компрессоры используются в случаях, когда концентрация масла в лакокрасочном составе не должна превышать 0,01 мг/м3. Такое оборудование вполне позволяет достичь качественной покраски; оно достаточно надежно, не нуждается в постоянном обслуживании. Минусы – низкий моторесурс и ограниченность функционала.

Масляные компрессоры для покраски машин могут быть разными по конструкции, но у них есть общая технологическая особенность: создание поступающим в насос маслом защитной пленки, способствующей меньшему износу подвижных узлов и механизмов и сохраняющей высокую производительность оборудования. Главный недостаток масляных компрессоров – сложности с запуском при минусовой температуре воздуха из-за загустения масла.

Тип привода (ременной и прямой)

В коаксиальных компрессорах (прямоприводных) вал электрического двигателя и кривошипно-шатунного механизма объединяются в одно целое через муфту. Их ключевое преимущество – простота конструкции, небольшой размер и вес, минус – сложности с теплоотведением.

Ременные агрегаты высокопроизводительны, имеют низкий уровень шума, надежное воздушное охлаждение, высокий моторесурс (обеспечивается небольшой частотой вращения двигателя).

3 Выбор компрессора – основные критерии

При выборе компрессора воздушного типа необходимо обращать внимание на такие критерии:

  • давление на входе и выходе,
  • мощность устройства,
  • источник питания,
  • универсальность,
  • производитель,
  • гарантийные сроки,
  • объем ресивера и др.

Выбор объема ресивера воздушного компрессора

Давление – один из главных критериев выбора. В поршневых установках постоянное давление необходимо поддерживать в диапазоне 5,5–6,5 бар. При этом следует помнить, что увеличение давления приводит к большей энергопотребляемости, что следует учитывать в случае приобретения компрессора для производственных многоразовых работ.

Механизм для производственных многоразовых работ

Немаловажным фактором также является универсальность устройства для покраски своими руками. Оптимальная конструкция позволит применять компрессор в различных условиях (в гараже, на открытой площадке). Некоторые компрессоры способны работать от бортовой сети автомобиля и использоваться не только как инструменты для покраски, но и как универсальное накачивающее устройство и т. д. Поэтому выбор компрессора предполагает учет источника питания и напряжения, от которого может работать компрессор. Объем ресивера играет не самую важную роль в процессе выбора, поэтому для бытовых условий подойдут универсальные модели с объемом бака до 100 литров.

Лучшие компрессоры для профессионального использования

Если заниматься покраской пассажирских и грузовых авто профессионально, о недорогих прямоприводных компрессорах придется забыть. Для автомаляров нужны высокомощные агрегаты с ременным приводом, не знающим перегрева. Они оснащены аналогичными двигателями, но за счет разницы диаметров шкивов коленчатый вал оборачивается гораздо медленнее, следовательно, воздухонагнетательная часть не перегревается, а компрессорная группа успевает хорошо смазаться. Это позволяет использовать компрессоры данной категории в более интенсивном режиме, но надо учесть, что непрерывная эксплуатация по-прежнему недопустима.

Виды конструкций

Озвучим критерии, по которым принято разделять компрессор для покраски автомобиля:

Поршневые устройства являются удобными и надежными, но если по критериям они слабые, то покраска машины толковой не будет. Компрессоры данного вида подходят больше для маскировки облупившейся краски. Его плюсы в низкой себестоимости и легкой замене сломанных деталей. Можно не разбирая корпус обновить большинство элементов

Кроме того важной характеристикой выступает энергосбережение. Суть работы компрессора основана на деятельности электрического и дизельного привода, где происходит преобразование электроэнергии в энергию сдавленой смеси воздуха

После энергия идет по трубке, приводя компрессор в действие.
 Сборка винтового типа применяется для наложения лакокрасочного слоя на кузов транспортных средств. Установка и использование такого рода устройства проста, а работа экономична. Сам процесс сдавливания воздуха в системе основан на одновременной прокрутке воротов стоящих параллельно в корпусе устройства. После возникают отсеки, медленно уменьшающиеся и создающие большое давление газа. Данный тип компрессора имеет автоматическую систему защиты управления – это осуществляет бесперебойную подачу воздуха, позволяя работнику мгновенно выставить необходимый режим в тяжелых условиях. Применяют подобные аппараты на больших предприятиях, где необходим длительный и бесперебойный режим эксплуатации.

Безмасляные и прочие аппараты, нагнетающие чистый воздух, для пневматической поставки струи на кузов не подходят, так как в напоре много водорода оставляющего в нанесенном слое краске пузыри.

Турбинные машины для поставки сжатого воздуха идеально идут под покраску. Аппарат высокопроизводителен, но к мобильности и управлению не приспособлен.

Комбинированные масляно-поршневые компрессоры хорошо подходят именно для покраски, работу выполняют без изъянов и по конструкции очень компактны.

Параметры выбора компрессора

При выборе следует ориентироваться на несколько основных параметров, которые упрощают выбор оптимального оборудования.

Давление

Это значение указывает на силу сжатия воздуха и измеряется не в атмосферах, а барах, поскольку 1 бар = 0,99 атм. При помощи знания такого можно понять, какой пневматический инструмент можно подключать. К примеру, для краскопульта достаточно будет 6 бар. При покупке нужно всегда выбирать модели с запасом, ведь давление при использовании будет постепенно снижаться на несколько бар.

Мощность

Стабильное значение, измеряемое в кВт. Чем сильнее по мощности двигатель стоит в устройстве, тем больше создается давление и повышается производительность машины. Чтобы примерно установить эту величину нужно умножить потребление тока на коэффициент полезного действия.

Шум

При выборе рекомендуется ориентироваться на громкость функционирования, чем меньше дБ, тем лучше. Зачастую многие компрессоры с показателем 86 дБ, но различные изолирующие средства помогают сократить значение примерно на 20 пунктов.

Производительность

Это значение помогает определить объемы воздуха, которые будут сжиматься за минуту или час. Зачастую производители указывают параметр в л/мин или куб.м./мин. Показатель нестабилен, ведь много зависит от конкретной модели компрессора и температуры воздуха. При покупке лучше оставлять 1/3 запаса от указанной компанией.

Объем ресивера

Этот показатель указывает на объем бака для газа или воздуха. Производители делают его с таким объемом, который соизмерим с другими характеристиками. Чем меньше емкость, тем быстрее происходит наполнение, но повышается вероятность нестабильности давления и ее скачков. Большие емкости дают обратную ситуацию. Для бытового использования не рекомендуется приобретать модели с ресивером свыше 50 литров.

Используемое топливо

Для работы мотора могут применяться разные виды топлива. Основные из них – электричество, бензин и дизель. Последние 2 варианта не требуют внимания, а вот работа от розетки требует внимательности, поскольку некоторые модели могут функционировать только от сети 380 В, а в стандартной розетке 220 В не будут работать.

Кроме описанных характеристик следует смотреть на размеры и массу техники, ее цену и гарантийный период.

Самые популярные модели – бытовые с возможностью создания небольшого давления. Именно они подходят для пневмоинструмента. Среди них можно выделить масляные поршневые со стартовой ценой от 4,5 тыс. руб., а также безмасляные модели для окрашивания поверхностей, которые стоят от 3,5 тыс. руб. Винтовые устройства лучше использовать для коммерции или больших мастерских. Самые дешевые варианты ременные, они будут стоять от 28000 рублей, а масляные и безмасляные в несколько раз дороже.

Описанная информация в статье и виды устройств помогут определить, как выбрать компрессор для пневмоинструмента или покраски дома, автомобиля.

Производительность компрессора – важная техническая характеристика

Несмотря на разные виды компрессоров все они имеют пять технических характеристик:

  1. Производительность компрессора измеряется литрами в минуту. Производительность характеризуется по выходу и по всасыванию. Всасывание равно умноженному объему цилиндра по числу ходов в минуту. По выходу производительность учитывает потери, с которым связана робота, и ниже производительности всасывания почти в 2 раза.
  2. Давление измеряется в атмосферах, бар (bar) и пси (psi).
  3. Ресивер имеет измерение в литрах. Это один из ключевых показателей для покраски кузова автомобиля.
  4. Мощность потребления электроэнергии измеряется в киловаттах.
  5. Работа в напряжении 220 или 380 вольт.