МАЗ-5429
Творение Минского автомобильного завода, которое увидело свет в 1977 году. Выпускали машины данной модели вплоть до 1990 года. Было сделано по меньшей мере шесть модификаций тягача. Несмотря на солидный возраст эту «рабочую лошадку» можно до сих пор встретить на просторах бывшего СССР. Современных водителей наверняка шокирует не самая удобная кабина (по нынешним меркам), однако когда-то в ней преодолевали многие тысячи километров.
ЗИЛ-130
Машина-легенда. Один из самых распространенных грузовиков народного хозяйства и армии. В общей сложности с 1966 по 2010 год на заводе было собрано более 3.6 млн экземпляров этой машины. Пускай завода-производителя уже давно нет (одна из сборных линий перебралась в Мексику!), однако этих «богатырей» все еще достаточно много на российских дорогах, так же, как и на дорогах стран-соседок.
ГАЗ-66
Еще один знаменитый советский автомобиль, который не только используется по сей день, но также не нуждается в лишних представлениях. Во всяком случае, для представителей поколения, заставшего в сознательном возрасте Советский Союз. Один из самых массовых двухосных полноприводных грузовиков в истории страны. Всего было сделано более 950 тысяч таких машин. В народе получил прозвище «Шишига» или созвучия с индексом «66».
Урал-375
История этого полноприводного грузового автомобиля повышенной проходимости началась еще в 1960-х годах. Выпуск «Уралов» был свернут только в 1992 году. На протяжении всей своей истории машина активно поставлялась в советские, а затем и в российские войска. Большинство знает «Урал» в качестве машины-платформы для ракетных комплексов «Град». Машина эта очень выносливая и проходимая, однако вместе с этим пугающе прожорливая. На 100 км/ч может потребить до 50 литров бензинах.
КамАЗ-5320
Данный красавец выпускался с 1976 года. Примечателен грузовик в первую очередь тем, что при его создании был проведен широкий анализ иностранного опыта в области создания подобных автомобилей. Конструкция машины оказалась настолько удачно, что производители 5320-ый вплоть до 2001 года. Является одним из немногих авто, которые подходят для постоянной работы с прицепом в качестве автопоезда.
А еще можно почитать о том, как седельный тягач Урал Т25.422 получил продвинутую дорожную версию, которая приятно удивила водителей.
Модели грузовых автомобилей КамАЗ в масштабе 1:87 (H0)
Масштабные модели грузовых автомобилей КамАЗ СССР произведены в соответствии оригиналу в историческом и техническом плане. Окраска моделей не требуется. Рекомендуется для железнодорожных макетов, диорам и миниатюр в масштабе 1/87 (H0).
- RUSAM-KAMAZ-4310-00-701 Седельный тягач КамАЗ с полуприцепом «СОВТРАНСАВТО», 1:87, 1976, СССР 1399 ₽ 2000 ₽ 30% В КОРЗИНУ
- RUSAM-KAMAZ-4310-05-230 Автомобиль КамАЗ 4310 контейнеровоз (зеркала), 1:87, 1979, СССР 1199 ₽ 1500 ₽ 20% В КОРЗИНУ
- RUSAM-KAMAZ-4310-05-750 Автомобиль КамАЗ 4310 контейнеровоз (цвета в ассортименте, зеркала), 1:87, 1979, СССР 1199 ₽ 1500 ₽ 20% В КОРЗИНУ
- RUSAM-KAMAZ-4310-12-101 Автомобиль КамАЗ 4310 бортовой гружёный (зелёный), 1:87, 1979, СССР 1199 ₽ 1500 ₽ 20% В КОРЗИНУ
- RUSAM-KAMAZ-4310-12-250 Автомобиль КамАЗ 4310 бортовой с двигателем в кузове, 1:87, 1979, СССР 1199 ₽ 1500 ₽ 20% В КОРЗИНУ
- RUSAM-KAMAZ-4310-12-450 Автомобиль КамАЗ 4310 бортовой с двигателем, 1:87, 1979, СССР 1199 ₽ 1500 ₽ 20% В КОРЗИНУ
- RUSAM-KAMAZ-4310-13-250 Автомобиль КамАЗ с кузовом автомобиля, 1:87, 1979, СССР 1199 ₽ 1500 ₽ 20% В КОРЗИНУ
- RUSAM-KAMAZ-4310-15-091 Автомобиль КамАЗ 4310 бортовой с тентом «К», 1:87, 1979, СССР 1199 ₽ 1500 ₽ 20% В КОРЗИНУ
- RUSAM-KAMAZ-4310-21-050 Автомобиль КамАЗ гружёный кузовом УАЗ, 1:87, 1979, СССР 1199 ₽ 1500 ₽ 20% В КОРЗИНУ
- RUSAM-KAMAZ-4310-21-350 Автомобиль КамАЗ гружёный кузовом УАЗ, 1:87, 1979, СССР 1199 ₽ 1500 ₽ 20% В КОРЗИНУ
- RUSAM-KAMAZ-4310-22-250 Автомобиль КамАЗ гружёный кузовом УАЗ, 1:87, 1979, СССР 1199 ₽ 1500 ₽ 20% В КОРЗИНУ
- RUSAM-KAMAZ-4310-23-050 Автомобиль КамАЗ с кузовом автомобиля, 1:87, 1979, СССР 1199 ₽ 1500 ₽ 20% В КОРЗИНУ
- RUSAM-KAMAZ-4310-50-000 Грузовой автомобиль КамАЗ 4310 кунг, 1:87, 1979, СССР 1199 ₽ 1500 ₽ 20% В КОРЗИНУ
- RUSAM-L12 Дизельный судовой двигатель, 1:87 199 ₽ 300 ₽ 34% В КОРЗИНУ
Трехоски ГАЗ-ААА и ЗИС-6
ГАЗ-ААА с зенитными пулеметами на параде, 1938 год
Освоив выпуск описанных выше грузовиков, советские автостроители озадачились вопросом дальнейшего совершенствования своих машин, в том числе и с точки зрения увеличения их проходимости и грузоподъемности. Одним из самых очевидных решений в этом направлении стало добавление дополнительной третьей оси.
В 1934 году ГАЗ освоил выпуск трехосного ГАЗ-ААА. Автомобиль с колесной формулой 6х4 получил увеличенную до 2 тонн грузоподъемность, мосты с червячными передачами и понижающий редуктор в отдельном картере за коробкой передач.
БМ-13 на шасси ЗИС-6
Московский автозавод был еще расторопней и в 1933 году освоил трехосный ЗИС-6. По основным агрегатам она была унифицирована с ЗИС-5, но в отличие от него получил ведущие мосты с червячными главными парами и демультипликатор. Грузоподъемность ЗИС-6 выросла на тонну, но главное теперь грузовик уверенно буксировал артиллерийские орудия и прицепы. Кроме того на шасси ЗИС-6 впервые, летом-осенью 1941 года установили гвардейские минометы БМ-8 и БМ-13 «Катюша».
ГАЗ-51
Массовый советский грузовой автомобиль грузоподъемностью до 2,5 тонн, который выпускался на Горьковском автозаводе в период с 1946 по 1975 год. Он был создан по переднемоторной заднеприводной схеме компоновки. Конструкторам удалось создать простой и надёжный универсальный грузовик, скомпонованный из лучших проверенных мировой практикой агрегатов, к тому же унифицированный (до 80%) с полноприводным вариантом грузовика ГАЗ-63, а по двигателю — с 4-цилинндровым мотором «Победы».
ГАЗ-51 при достаточно высокой прочности, выносливости и экономичности обладал приличной быстроходностью — свыше 70 км/ч, удобством и легкостью управления, которые были обеспечены мягкой подвеской с эффективными амортизаторами. По производительности (из расчета расхода топлива на тонно-километр) ГАЗ-51 был эффективнее ГАЗ-АА на 28-36%.
Двигатель ГАЗ-51 представлял собой дальнейшее развитие силового агрегата ГАЗ-11, но с некоторыми изменениями. Например, износостойкие из гильзы цилиндров, сделанные из специального чугуна, хромированные поршневые кольца, алюминиевая головка блока, вставные сёдла клапанов, регулируемый подогрев смеси, двойная фильтрация масла, замкнутая вентиляция картера.
Основными модификациями ГАЗ-51 считают: ГАЗ-63 — полноприводный двухосный грузовик, ГАЗ-93 — строительный самосвал, ГЗА-651 — капотный автобус малого класса с трёхдверным деревометаллическим кузовом на 19 сидячих мест, а также санитарный автомобиль на его базе. Выпускалось также более 10 экспортных версий, седельный тягач и грузовик с газобалонным оборудованием на сжиженном нефтяном газе и серия пожарных машин.
ЗиС-5
Массовый трехтонный советский грузовик, объем производства которого был лишь немногим меньше, чем у ГАЗ-АА. Он производился с 1933 по 1948 год на Московском заводе ЗиС. За все время был изготовлено почти 600 000 автомобилей. Грузовик представлял собой дальнейшее развитие модели АМО-3.
ЗиС-5 оснащался дефорсированным нижнеклапанным двигателем фирмы Hercules, которому увеличили объем с 4880 до 5550 см³ с одновременным увеличением мощности с 66 л.с. до 73 л.с. Под этот двигатель изменили радиатор, карбюратор и воздушный фильтр, а также коробку передач и конструкцию карданного вала. Конструктивно была усилена рама и мост, увеличен дорожный просвет.
Во время войны выпускали упрощенную модификацию ЗИС-5В, у которой была применена облегченная на 124 кг кабина из фанеры и дерева, упрощенные крылья, получаемые методом простой гибки, платформа с одним откидным задним бортом и одна левая головная фара.
Из основных модификаций можно назвать: ЗиС-6 — шестиколесный (6х4) грузовик повышенной проходимости грузоподъемностью 4 тонны, ЗиС-8 — городской автобус на удлинённом шасси ЗИС-11, ЗиС-10 — седельный тягач, ЗиС-42 — полугусеничный грузовик (артиллерийский тягач). Кроме того выпускались специальные версии шасси для установки зениток и гвардейских минометов, пожарные и санитарные автомобили, а также строительный самосвал.
Москвич-402 / -407
Первый советский легковой автомобиль периода «оттепели», который полностью создали советские инженеры. Производство этой модели началось в 1956 году. Всего за два года было выпущено 87 658 экземпляров.
По сравнению с предшественником «Москвич-402» имел более современный экстерьер и более совершенный по конструкции кузов. Автомобиль получил отдельный багажник с наружным доступом, гнутые лобовое и заднее стёкла, высокий уровень внутренней отделки, независимую бесшкворневую переднюю подвеску с двойными поперечными рычагами и 12-вольтовое электрооборудование, а также много других нововведений. Комплектовался двигателем М-407, который работал совместно с механической 3- и 4-ступенчатой КПП.
Первая модификация автомобиля произошла в 1958 году. Измененный автомобиль получил название «Москвич-407» и усовершенствованный двигатель мощностью 45 л.с. Полумиллионным автомобилем МЗМА, сошедшим с конвейера в декабре 1960 года, стал именно «Москвич-407». Несколько лет подряд половина всех «Москвичей-407» уходило на экспорт, в т.ч. во Францию, Бельгию, Скандинавию, Финляндию, Англию и другие страны.
В 1962 году вышла переходная модель «Москвич-403», которая имела другую подмоторную раму и конфигурацию моторного отсека. В этой модели также применялись новые агрегаты, которые были разработаны для нового «Москвича-408».
На базе «407-ой» модели были выпущены полноприводный седан «Москвич-410 (410Н)» и полноприводный универсал «Москвич-411». Эти советские автомобили повышенной проходимости были ориентированы для нужд сельских жителей. На автомобили установили шины увеличенной размерности 6.4-15 дюймов с «зубчатым» рисунком протектора, а дорожный просвет увеличили до 220 мм.
ЗИС-150
ЗИС-150 первых выпусков оснащался деревометаллической кабиной
В 1947 году на смену довоенному ЗИС-5 пришел совершенно новый грузовик ЗИС-150 грузоподъемность 4 т. Во многом судьба машины была схожа с ГАЗ-51. Еще до войны конструкторы московского автозавода приступили к разработке преемника ЗИС-5, но в металле грузовик оформился лишь спустя два года после окончания войны. Примечательно, что МосЗИС смог перейти на выпуск нового грузовика, практически без остановки конвейера. Массовое производство машины стартовало 26 апреля 1948 года.
В годы войны в Советский Союз попало множество импортных грузовиков как немецких трофейных, так и американских ленд-лизовских. Последние оказали особо сильное влияние на отечественную конструкторскую школу. ЗИС-150 кардинально отличался от простоватого ЗИС-5, прежде всего своим внешним видом. Он получил цельнометаллическую трехместную кабину с округлыми обводами. При создании кабины ЗИС-150, конструкторы вдохновлялись дизайном американского International KR11 начала 40-х. Впрочем, о прямом копировании речи не шло. В техническом плане ЗИС-150 также ушел далеко вперед. Грузовик получил новую раму, 5-скоростную КП, пневматические тормоза и более мощный 90-сильный мотор.
Как и горьковский ГАЗ-51, ЗИС-150 (с 1956 года ЗИЛ-150), активно применялся при восстановлении страны. Кроме того именно 150-й дал жизнь китайскому автопрому, в 1956 году там начал работу первый в стране автозавод. ЗИС-150 выпускался относительно недолго, всего 11 лет и за этот срок завод выпустил немало модификаций. Всего за это время было выпущено почти 800 тысяч грузовиков.
ЗиЛ-158
Городской советский автобус, производимый на Московском Заводе им. Лихачева и на Ликинском автобусном заводе. Серийный выпуск длился более 13 лет с 1957 по 1970 год и за это время было сделано 62350 экземпляров этой модели.
ЗиЛ-158 был следующей модернизацией ЗиС-155 и отличался удлиненным на 0,77 м кузовом и увеличенной до 70 человек пассажировместимостью. В отличие от предшественника автобус был переднемоторной компоновки с приводом на задний мост через карданную передачу с двумя подвесными подшипниками. Он оснащался модернизированным бензиновым шестицилиндровым двигателем объемом 5.55 л и мощностью 109 л.с., который работал в паре с шестиступенчатой механической коробкой передач. Максимальная скорость достигала 65 км/час.
Кузов автобуса вагонного типа был оснащен двумя четырехстворчатыми дверями для пассажиров и одной распашной для водителя. Автобус отличался серьезными проблемами с прочностью кузова и из-за этого небольшим сроком эксплуатации (не более 8-10 лет). Самой известной модернизацией ЗиЛ-158 был туристический вариант ЗиЛ-158А и первый советский экспериментальный сочленённый четырёхдверный автобус ЛиАЗ-5Э-676 на базе модели ЛиАЗ-158В.
Была даже изготовлена в оном экземпляре двухвагонная автомотриса РА1 с использованием кузовов и силовой передачи автобуса ЗиЛ-158В. После конца пассажирской эксплуатации многие автобусы переоборудовались в грузовые фургоны, передвижные пункты питания и машины технической помощи.
Коллекция
Легендарные советские грузовики были настоящими тружениками. Их ежедневно видели на улицах, за ними с восторгом бегали толпы советских ребят. А какой мальчишка не мечтал хотя бы раз посидеть за рулём такой машины? ЗиЛы, КраЗы, КамАзы проложили путь в будущее для целой страны: от поднятой целины до современных мегаполисов!
Чтобы правдиво рассказать их историю и достоверно передать облик, MODIMIO привлекли к разработке коллекции специалистов из различных отраслей: историков и журналистов, инженеров, моделлеров и фотографов. Сочетание их опыта сделало коллекцию по-настоящему ценной, а журнал – информативным, богатым на факты и оригинальные фотографии.
Модели грузовиков разрабатывает и выпускает MODIMIO engineering. Компания создаёт свои модели по подлинным машинам, поэтому все они отличаются 100% исторической достоверностью.
Кроме этого, модели от MODIMIO отличает:
- Детализация – всё в точности так, как у настоящих грузовиков времён СССР
- Полная и аккуратная окраска – идеальный внешний вид на полке
- Корпуса из металла и высококачественного пластика – модель безупречно сохранится
- Масштаб 1:43 – самый популярный среди коллекционеров
В первых выпусках коллекции:№1 – АЦ-40(131)-137 – самый известный и многочисленный «пожарник» на всём постсоветском пространстве. Силуэт и окраска этой машины создали настолько узнаваемый образ, что его используют для пожарной атрибутики и плакатов.№2 – ЗИЛ-ММЗ-4502 – производство этой машины давно прекращено, но многие экземпляры до сих пор в строю! Всё потому, что машина удивительно неприхотлива: ремонт легко осуществляется в полевых условиях с помощью подручных средств.№3 – К-66 – этот грузовик выпускался с 1964 по 1999 год и стал самым массовым полноприводным двухосным грузовиком в Советской Армии и в народном хозяйстве СССР. Всего за время производства был выпущен 965 941 экземпляр.№4 – МАЗ-5337 – эта модель грузовика и сейчас пользуется большой популярностью: благодаря удачной конструкции она подходит для использования в плохих погодных условиях и на бездорожье.№5 – КО-520 (4333) – машина с вакуумным насосом, созданная на базе грузовика ЗиЛ-4333 для нужд ЖКХ, а именно для вакуумного забора, транспортировки и слива жидких отходов, не содержащих взрывчатых и горючих веществ.
ЗиС-150
В 1947 году на смену «трехтонки» ЗИС-5 пришел ЗИС-150. Он выпускался 10 лет до 1957 года. За это время с конвейера московского завода ЗиС (а с 1956 года — ЗиЛ) сошло 771883 экземпляров этой модели.
Автомобиль имел цельнометаллическую кабину, более плавные обводы кузова, лобовое стекло из двух половинок, пневматический привод тормозов. ЗиС-150 оснащался двигателем мощностью 95 л.с., который работал в паре с впервые применяемой в СССР на грузовых автомобилях пятиступенчатой КПП. Грузоподъемность автомобиля возросла до 4 тонн.
В 1951 году ЗИС-150 стали выпускать в Грузии на Кутаисском автомобильном заводе под маркой КАЗ-150 с некоторыми изменениями в конструкции. В 1956 году прошла модернизация грузовика, получившая название ЗиС-150В, у которой был поставлен новый карбюратор, впускной коллектор, воздушный фильтр, усилена рама, заменены гидравлические амортизаторы. Внешне ЗиС-150В отличался решеткой радиатора с вертикальными прорезями.
ЗиС-150 по лицензии выпускался в Румынии (SR-101 на заводе «Steagul Rosu») и в Китае (Jiefang CA-10 на «Автомобильном заводе № 1» ныне FAW). На базе ЗиС-150 производилась различная спецтехника: автокраны, самосвалы, лесовозы, цистерны, уборочные и пожарные автомобили. Кроме того, завод выпускал полноприводные модификации ЗиС-150П (4х4) и ЗиС-151 (6х6), а также полугусеничный автомобиль — ЗиС-153. С использованием кузова ЗиС-150 на московском заводе «Аремкуз» выпускали автобус — АКЗ-1.
ГАЗ-21 «Волга»
Это был один из самых красивых и желанных советских автомобилей среднего класса, который выпускался на Горьковском автозаводе с 1956 по 1970 год. Всего было произведено 639 478 экземпляров в трех сериях и в нескольких десятков различных модификаций. В дизайне «Волги» явно угадывалось влияние «аэростиля» американских автомобилей таких, как Ford, Chevrolet, Plymouth, Kaiser. Но вся механическая часть ГАЗ-21 была оригинальной советской разработки.
После изготовления и испытаний четырех опытных образцов в 1956 году начался выпуск первой серии ГАЗ-21 с характерной «Звездой» на радиаторной решетке. «Первая серия» оснащалась сначала модернизированным двигателем от «Победы», а с 1957 года — современным верхнеклапанным двигателем ЗМЗ-21А. Всего автомобилей первой серии было выпущено 30 тысяч штук.
«Вторая серия» начала выпускаться с 1959 по 1962 год. У нее были измененные передние крылья, появилась радиаторная решетка типа «акулья пасть», новая панель приборов, омыватели лобового стекла, а также новая электропроводка с «минусом» на массе. Всего было сделано более 140 тысяч экземпляров.
В 1962 году была произведена «мягкая модернизация» автомобиля, которая затронула в большей части только внешний вид. У «третьей серии» появилась новая радиаторная решетка «китовый ус» с 37 вертикальными элементами, новые бамперы и декоративные детали, новая отделка салона из более долговечных материалов. Мощность двигателя повысили до 75 л.с. п, а кузов начали окрашивать более стойкой синтетической эмалью. Всего машин «третьей серии» было выпущено около 470 тысяч экземпляров.
Из многочисленных модификаций «Волги» отметим ГАЗ-22 с грузопассажирским кузовом типа «универсал» на базе автомобиля «третьей серии». Универсал выпускался также в виде «кареты скорой помощи» ГАЗ-22Б.
МАЗ-200
Этот советский грузовой автомобиль массово производился с 1951 по 1965 год на Минском автомобильном заводе. В основе конструкции лежал американский аналог компании GMC. В результате серийного производства всего было выпущено 230 000 экземпляров МАЗ-200 всех модификаций.
Опытные образцы ЯАЗ-200 были изготовлены на Ярославском автозаводе и имели фигурку «медведя» на капоте и горизонтальные брусья на радиаторной решетке, а «МАЗовские» грузовики имели выштамповку на боковинах капота в виде фигуры «зубра» и вертикальную решетку.
Изначально на МАЗ-200 устанавливали двигатель ЯАЗ-204 мощностью 110 л.с., но в дальнейшем он был модернизирован до мощности 120 л.с., а в 1962 году — до 165 л.с. Кроме того на МАЗ-200 впервые в СССР были применены синхронизаторы на всех передачах переднего хода, высшая ускоряющая передача, насос-форсунки и тахометр. Кабина автомобиля изготавливалась на деревянном каркасе с обшивкой деревянной «вагонкой», с последующей отделкой поверх листами из чёрной жести с окраской в защитный цвет.
Одновременно с гражданской версией производилась военная с колесной формулой 4х2 с высокими бортами, откидными скамейками и тентом для перевозки людей. Кроме того, имелись варианты седельного тягача (МАЗ-200В), на базе шасси изготавливались автоцистерны, топливозаправщики, молоковозы, поливочно-моечные машины, подъемные краны, пожарные машины, рефрижераторы.
ВАЗ-1111 «Ока»
Этот советский и российский микроавтомобиль производился на ВАЗе, КамаЗе и СеАЗе с 1987 по 2008 год и за этот период было выпущено около 700 тысяч экземпляров. Основными прообразами, на которые опирались советские конструкторы при разработке «Оки», стали японские «кей-кары», такие, как Daihatsu Cuore (L55), Subaru 700 и Honda Today.
Двигатель для ВАЗ-1111 мощностью 29.7 л.с. создали на основе мотора ВАЗ-2108, взяв средние два цилиндра с двигающимися синхронно поршнями. Такой двигатель был назван «пол-восьмого» неофициально, а по официальной документации ему присвоили номер «1111». Кузов типа «3-дверный седан» был самонесущим с брызговиками передних крыльев коробчатого сечения в качестве силовых элементов.
От ВАЗ-2108 была взята система охлаждения. В системе питания был применен оригинальный карбюратор. Передняя подвеска — типа «Макферсон» со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска — поперечная гибкая балка. Автомобиль был поставлен на маленькие 12-дюймовые колеса с креплением на трех гайках. Более трети деталей заимствована с ВАЗ-2101, ВАЗ-2103, ВАЗ-2108, ВАЗ-2121.
После прекращения в 1995 году производства «Оки» на ВАЗе, вследствие его нерентабельности, производство перенесли в Серпухов, где на заводе «СеАЗ» стали выпускать СеАЗ-1111, и в Набережные Челны на «ЗМА», где создавали КамАЗ-1111. На эти модели уже устанавливался более мощный 0.75-литровый 33-сильный двигатель ВАЗ-11113 — половина 1.5-литрового двигателя ВАЗ-21083.
Производство на КамАЗе было прекращено в 2006 году после покупки предприятия компанией «Северсталь-авто», а на СеАЗе в 2007 году выпуск «Оки» с отечественным двигателем был остановлен и полностью переоборудован на применение китайского 3-цилиндрового 1-литрового агрегата мощностью 53 л.с.. Была также сделана попытка производства пикапов и фургонов семейства СеАЗ-11116-50. Но в 2008 году производство остановили и на СеАЗе ввиду его нерентабельности.
ЗАЗ-968М «Запорожец»
В 1979 году появилась еще одна модернизация — ЗАЗ-968М, которая обладала прямоугольными задними фонарями вместо круглых, новой выпуклой панелью передка со срединной черной полосой и надписью «968М», а также прямоугольными указателями поворотов. Кроме того на эту модификацию наряду с базовым устанавливался 50-сильный двигатель МеМЗ-968БЭ.
Конструктивно была изменена система охлаждения двигателя, где воздух стал поступать через штампованную решётку в крышке капота: «уши» были заменены на небольшие «жабры», где правая решетка использовалась для впуска воздуха, а левая — для выпуска.
ГАЗ-53
Преемником ГАЗ-51 стал очень успешный советский среднетоннажный грузовик ГАЗ-53. Он производился на ГАЗе более 30 лет с 1961 по 1993 год и за это время общий выпуск составил свыше 4 миллионов экземпляров.
Автомобиль в базе оснащался 4-тактным карбюраторным двигателем ЗМЗ-53-11 мощностью 115 л.с. и объемом 4254 куб.см, который работал в паре с 4-ступенчатой КПП. При модернизации 1983 года новый ГАЗ-53-12 получил более мощный двигатель 120 л.с, измененную конструкцию подвески и повышенную до 4,5 тонн грузоподъемность.
По радиаторной решетке различались три основных типа дизайна: «взгляд исподлобья»: фары вверху, подфарники — внизу (ГАЗ-52-03 и первые ГАЗ-53Ф), «улыбчивая» облицовка: подфарники вверху, над фарами (с 1964 года), «грустная»: отверстия решетки вытянулись, подфарники сместились каждый ближе к своему краю (с 1984 года).
Автомобили ленд-лиза Studebaker-US6 и Willys MB
Studebaker-US6
Грузовой парк РККА не ограничивался лишь отечественными машинами. С конца 1941 года СССР начал получать военную помощь от США и Великобритании и в страну хлынули первые импортные грузовики. Но главный герой автомобильного ленд-лиза — Studebaker-US6 попал в Советский Союз позднее в 1942 году.
Это капотный полноприводный грузовик, не снискал особой популярности на родине. Зато в СССР эту машину по-настоящему полюбили. Простой и надежный, он ценился за комфорт и отличную проходимость. Всего Советский Союз получил 152 тыс. Студебеккеров.
Willys MB в колонне под Берлином, весна 1945 года
Если по части грузового ленд-лиза главным героем стал Студебеккер, то в классе легких полноприводников блистал Willys MB он же Джип. Первые Джипы появились в СССР еще в октябре 1941 года. Причем это были вовсе не Виллисы, а самые что ни наесть оригинальные Bantam RC-40. Не вдаваясь в сложные перипетии рождения Джипа на свет, следует отметить, что именно фирма Bantam выиграла конкурс на поставку в американскую армию легкого армейского вездехода. Но судьба распорядилась иначе и основным внедорожником армии США стал Willys MB.
Как бы то ни было Willys получился отличным. Надежный и весьма проходимый, в армии он выполнял самую разнообразную работу: возил командирский состав, буксировал легкие орудия и прицепы. В СССР автомобиль массово начал поступать с середины 1942 года. Всего же их поставили около 52 тыс. единиц.
ЗАЗ-965А «Запорожец»
ЗАЗ-965А «Запорожец» был настоящим советским «народным автомобилем», производимый на заводе «Коммунар» в Запорожье с 1962 по 1969 год. Всего было выпущено 322 166 таких автомобилей.
Он комплектовался заднерасположенным двигателем воздушного охлаждения МеМЗ-966 мощностью 27 л.с. и объемом 887 куб.см. В 1965 году за счет нового карбюратора мощность была увеличена до 30 л.с. Автомобиль экспортировался в европейские страны через бельгийского экспортера Jalta, а в Финляндию машины шли под маркой Yalta.
При проектировании за основу был взят итальянский Fiat 600 из-за своей удачной и прогрессивной для массового производства конструкции кузова. В отличии от Fiat 600 «ЗАЗ-965А» имел трехобъемный кузов типа «двухдверный седан» с четко выделенным объемом багажника моторного отсека в виде «горба» и большим задним стеклом, унифицированным с лобовым.
Подвеска была на двойных продольных рычагах с двумя поперечными торсионами в качестве упругих элементов. На дорогу автомобиль опирался с помощью 13-дюймовых колес с высоким профилем, что обеспечивало приемлемую проходимость. Выпускались также модификации для инвалидов и почтовый фургон для сбора писем с правым расположением руля.
УАЗ-452
Легендарный советский грузопассажирский полноприводный автомобиль, производимый на Ульяновском автозаводе с 1965 и по настоящее время. За свой внешний кубический вид со скругленными гранями УАЗ-452 получил в народе прозвище «буханка», а в грузовом бортовом варианте — «головастик».
УАЗ-452 кроме базовой «фургонной» имеет большое количество разных модификаций, основные из которых: УАЗ-452А — санитарный автомобиль, который способен добираться по бездорожью в самые отдаленные места; УАЗ-452В — девятиместный микроавтобус; УАЗ-452Д — грузовик с двухместной кабиной и деревянным кузовом.
В 1985 году УАЗ-452 и его модификации получили новые индексы. Так полноприводный микроавтобус стал обозначаться — УАЗ-2206, а санитарный автомобиль — УАЗ-3962. На базе УАЗ-452 также создали специальный бронированный автомобиль для перевозки ценностей.