Оформление дтп по европротоколу: когда страховая может отказать в выплате?

Судебная практика: если не хватило лимита выплаты по европротоколу

Итак, теперь давайте рассмотрим вероятность исхода вашего решения отменить европротокол через суд. А вероятность эта зависит от конкретных представленных вами аргументов в пользу аннулирования ну и, конечно же, от сложившейся в 2021 году судебной практики.

В случае с недостаточной суммой сценарий того, как вы приходите к цели оспаривания этого документа, как правило, общий:

  1. вы попадаете в ДТП и выполняете все требования ПДД в связи с этим,
  2. далее общаетесь со вторым водителем, определяете обстоятельства аварии, в том числе виновность другого её участника,
  3. осматриваете свой автомобиль и решаете, что повреждений здесь не больше лимита по европротоколу (не забываем, что он может быть и 400 000 рублей – может, и оспаривать то здесь нечего, если вы подпадаете под эти условия),
  4. договариваетесь со вторым водителем заполнить извещение без сотрудников ГИБДД,
  5. однако, позднее из расчёта страховщика или независимой экспертизы узнаёте, что сумма ремонта превышает предельную.

И здесь у нас для вас есть и плохие новости, и хорошие одновременно.

Успех в оспаривании европротокола напрямую зависит от того, из-за чего и как именно стоимость ремонта превышает лимит выплаты. Если речь идёт о том, что даже по калькуляции страховой компании размер выше, то судебная практика говорит о том, что вы маловероятно сможете взыскать недостающие деньги как со страховщика, так и с виновника. Но вот если речь идёт о взыскании разницы по износу, то перспектива здесь более радужная, хотя и не стопроцентная.

О чём, собственно, речь?

До недавнего времени, действительно, действовало Постановление Пленума Верховного суда, которое указывало, что оформление европротокола является по сути соглашением между виновником и потерпевшим. В этом соглашении потерпевший выражает согласие на получение не более 100 тысяч рублей (или 400 при условиях), принимая на себя все последствия, если в результате выйдет иначе. Речь идёт о ППВС №2 от 2015 года, его пункте 39, в котором говорится буквально следующее:

Вы и в 2021 году встретите во многих изданиях отсылку к этому акту Верховного суда. Однако, это устаревшая информация, потому что данный акт признан утратившим силу в связи с изданием нового – ППВС №58 в 2017 году. И в новом Постановлении Пленума уже ни слова о причинителе вреда, а только о том, что нельзя взыскать со страховщика.

И в судебной практике судьи рассуждают примерно следующим образом, как в примере одного из подобных решений:

Тем самым, исходя из такой судебной практики, предполагается, что вы должны изначально отдавать себе отчёт в том, что лимита выплаты по европротоколу хватит на ремонт вашей машины. То есть в России право предполагает, что вы имеете чёткое представление о последствиях.

Но, разумеется. Иметь то представления вы и имеете, возможно. Однако, вы не являетесь экспертом, чтобы чётко оценить все повреждения на месте ДТП. Более того, у вас нет на месте происшествия возможности выявить скрытые повреждения.

То есть, Конституционный суд делает вывод о том, что в данном случае виновнику предъявлять нечего. Но речь всё ещё не идёт о признании европротокол недействительным.

Таким образом, при наличии такой практики Верховного и Конституционного судов взыскание расхода сверх лимита с виновника представляется очень сложным. Но вот по отмене европротокола судебной практики высших инстанций нет, а нижестоящих судов – очень мало. Поэтому попытаться именно аннулировать его и заново оформиться через ГИБДД вполне можно.

Кроме того, если речь идёт о взыскании сверх лимита той суммы, которая является разницей между калькуляцией страховщика по ОСАГО и реальной суммы затрат на восстановление автомобиля, то тогда перспектива ещё более широкая. Хотя, и здесь практики пока маловато. Этому вопросу у нас посвящена целая отдельная статья.

Как оспорить европротокол

Нередко в стрессовой ситуации один из водителей признает свою вину и соглашается подписать европротокол. Часто данному обстоятельству сопутствует давление со стороны второго участника. Позже, когда улягутся страсти и признавший себя виновным автовладелец посоветуется с юристами, у него появляется желание оспорить подписанный ранее документ.

Теоретически это возможно, но на практике осуществить подобное мероприятие крайне сложно. Европротокол еще не приобрел популярность на территории России, поэтому отработанной практики по урегулированию таких вопросов не существует. Каждый случай рассматривают сугубо индивидуально. Решение в большей степени зависит от участников процесса, нежели от законодательной базы.

При составлении европротокола каждому водителю стоит внимательно отнестись к документу. Никто не вправе принудить любого из участников аварии к подписанию документа. Даже если второй водитель ведет себя неадекватно и оказывает давление, не стоит ставить подпись под протоколом с сомнительным содержанием.

В таких ситуациях лучше отказаться от упрощенной схемы оформления и вызвать на место столкновения работников дорожной полиции. Они сделают обоснованное заключение об обстоятельствах аварии и выявят инициатора происшествия.

Что такое европротокол?

Европротокол — понятие, которое пришло к нам не так давно. Цель внедрения европротокола — это обеспечить как можно более скорое оформление надлежащих документов, когда случилось ДТП, и исключить участие сотрудников ДПС в данном процессе.

Европротокол — это вид документа, согласно которого осуществляется фиксация факта наступления ДТП, его участников и причиненный размер ущерба. Благодаря этому, процедура оформления максимально упрощается и позволяет участникам происшествия самостоятельно все заполнить.

Европротокол позволяет участникам ДТП:

  • внести ясность и зафиксировать вину одного из участников;
  • быстро заполнить документы;
  • отказаться от ожидания сотрудников ГИБДД;
  • ускорить осуществление страховки;
  • возместить понесенные убытки.

Бланк протокола выдается в страховой компании бесплатно и с ним идет инструкция по правилам его заполнения.

Как получить страховое возмещение по европротоколу

Точное следование инструкциям и рекомендациям, приведенным выше, является достаточным основанием для получения страхового возмещения в рамках упрощенной процедуры оформления ДТП с применением европротокола. Однако, на практике нередко возникают ситуации, когда страховая компания под разными предлогами отказывается от выплаты компенсации, всячески затягивает принятие решения о совершении платежа или определяется недостаточную сумму возмещения.

В этом случае водителю, чье транспортное средство было повреждено в ходе происшествия, придется воспользоваться одним из следующих способов решения проблемы:

  • составление и подача претензии непосредственно в компанию, оформлявшую страховой полис. В документе следует изложить обстоятельства дела, перечислить ответственных сотрудников, с которыми участник ДТП контактировал (нередко именно они принимают негативные по отношению к страхователю решения), и условия, устраивающие владельца полиса обязательного автострахования;
  • обращение в орган, контролирующий деятельность страхового рынка страны – Центробанк. У ЦБ России достаточно возможностей заставить страховую компанию выполнять свои обязательства, если будет доказано их нарушение;
  • оформление искового заявления и обращение с ним в суд. Крайний вариант действий, не гарантирующий положительного решения и требующий дополнительных временных и финансовых издержек. Вместе с тем, практика показывает, что в случае предоставления документальных доказательств судья нередко встает на сторону страхователя.

Как оформить европротокол при ДТП без вызова ГИБДД?

Убедившись в том, что ситуация не требует участия уполномоченных лиц, можно приступать к заполнению европротокола, выданного страховщиком при заключении договора ОСАГО.

Бланк состоит из двух листов, соединенных между собой. Во время заполнения лицевой стороны все внесенные данные копируются на второй экземпляр, после чего бланк разъединяется и оформляется обратная сторона документа.

Смотрите образец заполнения европротокола.

Заполнение лицевой стороны европротокола

Разберем весь процесс заполнения Извещения по пунктам.

1. Место ДТП. Указывается наименование населенного пункта, улица и дом. Если авария случилась в загородной зоне, внесите название трассы и километр.

2. Дата ДТП. Здесь прописывается число и точное время столкновения. Перед заполнением согласуйте показания с другими участниками.

3. Количество поврежденных ТС. В поле третьего пункта вносится цифра 2, так как европротокол не предполагает участие большего числа транспортных средств.

4. Количество раненных и погибших. Здесь ставим прочерки. Любые телесные повреждения требуют присутствия ГИБДД.

5. Медицинское освидетельствование. В пятом пункте всегда отмечается «нет».

6. Ущерб, нанесенный другим ТС. Аналогично предыдущей графе ставим «нет», ведь в ДТП участвовали только 2 машины.

7. Свидетели ДТП. Здесь указываются данные очевидцев происшествия: ФИО, адрес и номер телефона.

8. Оформление сотрудниками ГИБДД. Европротокол составляется без участия уполномоченных лиц, поэтому отмечаем галочкой ответ «нет».

Далее следуют 2 колонки «А» и «В» для двух транспортных средств. Какое ТС вписывается первым не имеет значения.

9, 10, 11. Указанные пункты отражают информацию об автомобиле и его собственнике. Сюда вносятся данные из свидетельства о регистрации ТС. В п. 11 указывается ФИО водителя.

12. Страховщик. В этой строке прописывается наименование страховой компании, а чуть ниже вносятся сведения о действующем полисе ОСАГО.

13. Место первоначального удара. Отметьте стрелочкой область, куда пришелся первый удар.

14. Перечень поврежденных деталей. В этом пункте нужно перечислить список всех видимых повреждений и указать их характер (вмятина, скол, царапина и др.).

15. Замечания. Здесь прописывается виновен или нет участник столкновения.

16. Обстоятельства ДТП. В указанном поле водители отмечают события и детали, характеризующие момент происшествия. После внесения всех обстоятельств в итоговой графе укажите их суммарное значение. Следите за тем, чтобы каждый из участников заполнял именно свой столбик.

17. Схема ДТП

Этому пункту нужно уделить особое внимание. Схема должна отражать направление движения ТС, их расположение в момент столкновения и после него

Не забудьте указать наличие дорожных знаков, название улиц и номер ближайшего дома (смотрите пример на рисунке ниже).

Пример оформления схемы ДТП

18. Подписи водителей. Заполненное извещение подписывается обоими участниками дорожно-транспортного происшествия.

Заполнение обратной стороны европротокола

После разъединения бланка вторая страница европротокола заполняется самостоятельно каждым участником ДТП.

1. Транспортное средство. Здесь отмечается буква «А» или «В», которой обозначался автомобиль во время заполнения первой страницы европротокола.

2. Обстоятельства ДТП. Этот пункт предназначен для краткого описания аварии и событий, предшествующих ей. Поясните, как произошло столкновение с указанием даты, времени, места и номеров участвующих транспортных средств.

3. ТС находилось под управлением. Тут отмечается, кто был за рулем автомобиля в момент ДТП: владелец авто или другой человек.

4. 5. В указанных полях при оформлении европротокола ставится прочерк.

6. Может ли ТС передвигаться своим ходом. Отметьте возможность самостоятельного движения автомобиля или ее отсутствие.

7. Примечание. В этот пункт вносятся сведения о наличии фото- и видеоматериалов с места ДТП.

Завершая заполнение бланка европротокола, не забудьте поставить подпись (с расшифровкой) и дату заполнения документа.

Очень желательно не допускать ошибок, поскольку исправления могут стать причиной отказа в возмещении ущерба. По любым спорным вопросам не стесняйтесь беспокоить страховую компанию, оператор горячей линии подскажет, как правильно заполнить документ.

Когда может быть оформлен европротокол

Последствия не каждой аварии можно оформлять без привлечения сотрудников ГИБДД.

Рассмотрим ситуации, при которых это возможно:

  • Если в дорожном происшествии участвовали не более двух автомобилей;
  • У каждого из водителей-участников ДТП имеется страховка ОСАГО, действовавшая в момент столкновения;
  • Ущерб причинен только транспортным средствам;
  • Нет разногласий между участниками о виновности и других обстоятельствах происшествия;
  • Автолюбители имеют возможность сами составить европротокол.

Так же необходимо помнить, что оформить последствия дорожно-транспортного происшествия с участием автомашины, зарегистрированной в другой стране, можно в соответствии с европротоколом, если у водителя есть действующая Грин карта.

А вот в случае, когда, казалось бы, все условия соблюдены, однако у одного из водителей есть подозрения, что его оппонент находится в состоянии алкогольного или другого опьянения, то стоит вызвать сотрудников полиции. Этим вы в первую очередь обезопасите себя, ведь позже показания водителя могут измениться и тогда взыскать компенсацию ущерба со страховой будет проблематично.

Теперь необходимо понять, в каких случаях у водителей нет возможности оформить дорожное происшествие в упрощенном порядке:

  • Если в происшествии участвовали три и более автотранспортных средств;
  • Если столкновения не было (бесконтактное ДТП). Например, если один из участников происшествия «подрезал» другого, в результате чего и произошла авария;
  • Если из-за аварии причинен ущерб имуществу третьих лиц. Например, повреждены заборы, рекламные конструкции, здания и сооружения;
  • Если ущерб причинен не только автомобилям, но и людям. Исключения составляют только повреждения, не причинившие вреда здоровью, например, синяки, ссадины, поверхностные раны и царапины.

Заполнение извещения

Прежде чем приступать к упрощенному оформлению аварии, требуется проверить документацию другого автомобилиста, причастного к ДТП. Необходимо, прежде всего, уточнить данные его полиса ОСАГО и проверить срок действия указанного документа.

Если окажется, что полис автострахования хотя бы у одного автовладельца просрочен, использование европротокола невозможно. Также требуется посмотреть паспорт, права автоводителя и ПТС автомашины

Особенно важно заранее проверить документы у автоводителя, выступающего виновником аварии, чтобы принять решение об использовании европротокола или отказе от него

Чтобы избежать спорных правовых ситуаций в дальнейшем, при заполнении извещений для страховщика специалисты рекомендуют:

  • пользоваться обычной шариковой ручкой, так как гелевая паста размазывается при попадании воды, а записи, сделанные карандашом, можно стереть либо подделать;
  • нажимать при письме на ручку, чтобы можно было прочитать второй экземпляр извещения;
  • использовать лишь 1 комплект бланков европротокола при двух участниках дорожной аварии (при заполнении документации не имеет значения, кто из автовладельцев использует свой бланк либо выберет в извещении колонку “А “или “В”);
  • исключить любые исправления (когда извещение испорчено ошибками либо помарками, необходимо заполнить новый бланк).

Если у участника (-ов) ДТП есть какие-то дополнительные замечания или сведения, которые требуется зафиксировать, автоводитель может сделать это на отдельном листе. Однако об этом обязательно нужно сделать соответствующую отметку в извещении.

Не менее важно корректно составить схему произошедшего столкновения с обозначением положения автотранспорта и схематичным изображением других важных обстоятельств, относящихся к автопроисшествию. Кроме того, рекомендуется перед заполнением бланка европротокола сфотографировать место случившегося автопроисшествия и оба столкнувшихся автотранспортных средства

Названную фотосъемку желательно представить страховой организации вместе с Извещением об автотранспортном происшествии.

Что такое Европротокол

Европейский протокол (сокращенно — Европротокол) – это процедура оформления документов о (ДТП) без вызова сотрудников ГИБДД, т.е. — возможность самостоятельно задокументировать факт дорожно-транспортного происшествия для того, чтобы в дальнейшем обратиться к страховщику за получением страхового возмещения.

Европротокол действует во всех регионах РФ.

Максимальный размер возмещения (при условии, что договоры ОСАГО обоих участников заключены после ) составляет 100 000 рублей.

С вступил в силу так называемый безлимитный Европротокол, которым можно воспользоваться, если ДТП произошло на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области, а также если факт ДТП был зафиксирован с помощью фото- или видеосъемки транспортных средств и их повреждений. Также необходимы данные о положении транспортных средств при ДТП, зафиксированные с помощью технологий глобальных спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС). Требования к устройствам для фиксирования этой информации и к тому, каким образом ее следует передавать страховщику, чтобы защититься от возможных мошеннических действий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При соблюдении данных условий максимальная сумма возмещения составит 400 000 рублей.

Когда можно оформить ДТП по Европротоколу

Прежде чем принять решение о том, будете ли Вы вызывать для оформления документов о ДТП сотрудников ГИБДД или оформите эти документы без участия сотрудников ГИБДД Вы должны убедиться в следующем:

  1. В результате данного ДТП не был причинен здоровью участников ДТП
    (включая пассажиров и пешеходов).

  2. В данном ДТП участвовало два (ТС).

Важно (!): (т.е. — ТС с прицепом) рассматривается как два отдельных ТС

Таким образом, если ТС (неважно, легковое или грузовое), ехавшее с прицепом, столкнулось с другим ТС, то документы под данному случаю не могут быть оформлены в упрощенном порядке, и участники должны вызвать ГИБДД на место происшествия.

Ответственность каждого из — участников ДТП застрахована по договору ОСАГО. заключенному в отношении ТС. которое участвовало в ДТП. Это означает, что водителям необходимо проверить наличие полиса ОСАГО у другого участника, причем полис обязательно должен действовать на момент ДТП.

Важно (!):

  • отсутствие водителя в числе лиц, указанных в полисе ОСАГО как допущенные к управлению, не означает, что его ответственность не застрахована;

  • если одно из ТС зарегистрировано в иностранном государстве, и ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой «Зеленая карта», то данный случай также попадает под критерии упрощенного оформления ДТП, и участники могут оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД.

Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников данного ДТП.

Примечание: с 01.06.2018 европротокол можно составлять даже при наличии разногласий участников ДТП относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств.

Необходимо обсудить с другим участником, при каких обстоятельствах, по его мнению, произошло ДТП, а также внимательно осмотреть свое ТС и ТС другого участника, чтобы согласовать перечень повреждений, полученных ТС в данном ДТП. Отсутствие разногласий подтверждается подписями двух водителей — участников ДТП в извещении о ДТП.

Если есть подозрение в том, что второй участник находится в состоянии опьянения, или если он ведет себя неадекватно, лучше вызвать для оформления ДТП сотрудников полиции. Показания такого участника могут в дальнейшем измениться, а это в свою очередь может привести к проблемам при урегулировании страхового случая.

Ущерб, причиненный Вашему транспортному средству, не превышает установленный .

Схематично это можно изобразить так:

Если автомобиль одного или обоих водителей зарегистрирован не в РФ, то Европротоколом можно воспользоваться в случае, если гражданская ответственность водителя(-ей) застрахована по системе «Зеленая карта».

Если виновник ДТП является держателем иностранного договора страхования «Зеленая карта», за информацией о порядке и процедуре урегулирования необходимо обращаться в Информационный центр «Зеленая карта» РСА по телефону + 7(495) 641 27 87.

Европротокол при ДТП 2021 года (бланк)

Взаимодействие водителей и страховых компаний регламентируется «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденными Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П.

В 2021 году по прежнему действует редакция европротокола от 10 ноября 2019 года, утвердившая новый бланк европротокола, заполняемого водителями в случае ДТП.

Извещение о ДТП (приложение 5 к Правилам) может быть составлено его участниками только в случае самостоятельного оформления случившегося инцидента на дороге без привлечения уполномоченных сотрудников ГИБДД. Изменениями коснулся сам бланк европротокола, исключено несколько пунктов:

  • пункт 4 — количество пострадавших и погибших людей;
  • пункт 5 — информация об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения участников ДТП;
  • пункт 6 — сведения о нанесенном другим ТС материальном ущербе, а также повреждении иного имущества;
  • пункт 8 — проводилось ли оформление аварии уполномоченным сотрудником полиции;
  • при участии в аварии более двух транспортных средств, указание их данных;
  • в обстоятельствах пункт 2 “Водитель отсутствовал на месте ДТП” исключен.

Все бланки европротоколов, которые были получены автовладельцами, оформившими полис ОСАГО до 10 ноября 2019 года, считаются действительными. Но при желании можно обратиться в свою страховую компанию и получить новые бланки. В случае ДТП и наличии только старого образца документа его можно использовать, но оставить незаполненными поля, которые отсутствуют в новой редакции.

Как выглядит актуальный бланк европротокола 2021 года:

Где взять бланк европротокола при ДТП 2019?

Когда водитель транспортного средства оформляет полис ОСАГО, ему вручается комплект подтверждающих действие документов. В их числе – первый экземпляр бланка извещения. Использованный оригинальный бланк можно (нужно это сделать заранее) в этой же страховой компании заменить новым.

Сегодня всё чаще оформление ОСАГО производится электронным путем: заполняются соответствующие необходимые данные на определенных сайтах в интернете.

Выбирая этот вариант, электронная версия бланка протокола (pdf формат) скачивается посредством личного кабинета на сайте, его легко распечатать. Действие не займет много времени, позволит выпустить неограниченное количество распечатанных вариантов (даже на случай случайной порчи). Заранее позаботьтесь: скачайте образец заполненного документа.

Единственным недостатком способа является необходимость писать текст рукой дважды (оригинальные стандартные бланки имеют первый лист, изготовленный из особой бумаги, обладающей копирующей способностью).

Нет возможности зайти в свой кабинет на сайте? Воспользуйтесь информацией, практической помощью сайтов: «Консультант +».

Роль аварийного комиссара

Если у участников аварии возникают проблемы с правильным составлением европротокола, можно воспользоваться помощью специалиста. Аварийные комиссары могут проконтролировать, соблюдены ли правила при заполнении документа.

Допустимо привлекать к составлению как независимого специалиста, так и представителя страховой компании. В первом варианте потребуется оплатить время, потраченное аварийным комиссаром, из собственного бюджета. Во втором случае услуги по выезду специалиста на место происшествия могут быть включены в стоимость страховки.

Помощь аварийного комиссара не входит в стандартный список услуг по страховому договору. Компании предлагают включить данную опцию, как дополнительную, за определенную плату. Подключается услуга в момент подписания страхового договора. Водителю следует тщательно изучить, какие функции будет выполнять аварийный комиссар. Если список услуг не удовлетворяет требования клиента или их стоимость завышена, не стоит подписывать документ.

Услуги аварийного комиссара не являются обязательным условием для получения страховки. Клиент по собственному желанию вправе отказаться от дополнительных функций или наоборот расширить список предоставляемых страховой услуг (за дополнительную плату).

Аварийный комиссар оказывает содействие клиенту после аварии. В его обязанности входят:

  • определение страхового случая;
  • составление схем аварии;
  • фиксация повреждений;
  • оценка ущерба;
  • фото и видео фиксация;
  • помощь при заполнении европротокола.

В зависимости от политики компании, в которой работает комиссар, список его услуг может быть значительно шире. В дополнительные функции включены:

  • оказание первой медицинской помощи;
  • психологическая поддержка;
  • сбор документов;
  • опрос свидетелей;
  • вызов эвакуатора;
  • передача бумаг в страховую компанию;
  • защита интересов клиента в страховой.

Аварийный комиссар не может быть вызван вместо представителя ГИБДД. В особых случаях он может взять на себя часть обязанностей сотрудника полиции и только в незначительных авариях. Определить, кто виновен, если достичь согласия не удалось, аварийный комиссар не имеет права.

Если страховая компания не предоставляет услуг аварийного комиссара, можно позвонить независимым специалистам. Вызов эксперта не является обязательным условием при составлении европротокола.

Особенности оформления ДТП по европротоколу

Фото- и видеофиксация

Фото- или видеосъемка должна быть выполнена не позже 60 минут после дорожно-транспортного происшествия.

Что должно быть зафиксировано:

  1. Государственные регистрационные знаки транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия или идентификационные номера (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
  2. Повреждения транспортного средства;
  3. Расположение транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам (дома, магазины и пр., чтобы было видно название улицы и номер дома).

Заполнение бланка европротокола (извещения о ДТП)

Оба водителя заполняют одно извещение о ДТП. Бланк извещения самокопируемый. Один водитель заполняет колонку «А», другой ― колонку «В». После заполнения лицевой стороны извещения, бланк разъединяется — по одному экземпляру для каждого водителя. На обороте водители заполняют каждый свой бланк.

Лицевая сторона извещения о ДТП

На лицевой стороне извещения должна содержаться информация о месте, дате, времени ДТП, сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и т.п. (заполняются все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне бланка Извещения о ДТП).

В п. 14 указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Указываем кратко все повреждения (например, вмятина на левом переднем крыле). Скрытые повреждения будут выявлены и описаны при осмотре автомобиля экспертами после обращения в страховую компанию.

В п. 15 «Замечания» можно указать дополнительные сведения, если что-то не указали в п. 16 «Обстоятельства ДТП».

В п. 16 отмечаются обстоятельства ДТП (в крупных клетках, расположенных внизу, заполняется число отмеченных клеток). Заполняйте внимательно. Если автомобиль во время столкновения стоял, отмечайте соответствующий квадратик (клетку).

В п. 17 составляется схема ДТП. Схематично фиксируются транспортные средства после ДТП и обозначается направление движение каждого до момента столкновения.

Извещение подписывается каждым водителем в п. 15 и 18.

Оборотная сторона извещения о ДТП

Оборотную сторону извещения каждый водитель заполняет самостоятельно.

Пустые графы можно отметить прочерком. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

После оформления ДТП и заполнения бланка Европротокола, желательно сделать копию своего экземпляра. В дороге вас может остановить инспектор ДПС и поинтересоваться причиной разбитого автомобиля. В этом случае будет достаточно показать копию извещения о ДТП.

До какой суммы оформляется европротокол в 2021 году?

Поскольку, нас интересует не соблюдение формальностей при оформлении ДТП и обращении за выплатой, а получение по европротоколу страхового возмещения, то подробнее расскажем о максимальных суммах выплат по извещению на сегодняшний день. Всего таких суммы – вернее, лимита – два:

  • максимальный лимит выплаты по европротоколу может быть 100 000 рублей,
  • а может и до суммы 400 000 при определённых условиях.

Когда лимит составляет 100 000 рублей?

Максимальная выплата в 100 тысяч может быть получена потерпевшим, если ДТП было оформлено следующими способами:

  1. совместным заполнением водителями извещения о ДТП в случае, когда обстоятельства происшествия, характер и перечень видимых повреждений не вызывают разногласий у участников;
  2. фиксацией данных о дорожно-транспортном происшествии с помощью специальных технических средств (работающих с ГЛОНАС) или с помощью специальной программы, которая интегрирована с ЕСИА Госуслуг (Единой системой идентификации и аутентификации) при наличии разногласий об обстоятельствах и повреждениях в данном ДТП – речь идёт о приложении РСА.

В каких случаях максимальная выплата – 400 000 рублей?

Максимальную сумму 400 тысяч можно получить не только при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД, но и при самостоятельном оформлении по европротоколу при условии передачи данных в электронном виде установленными способами. Ниже мы подробно выясним, как это сделать на практике.

Для этого нужно иметь специальное техническое средство, которое обеспечивает быструю и некорректируемую передачу данных о ДТП с помощью системы ГЛОНАСС либо использовать программное обеспечение, работающее совместно с ЕСИА, через которое оформляется авария. Речь идёт о 2 приложениях:

  • ДТП.Европротокол (скачать для Android или iOS)
  • или Помощник ОСАГО (скачать для Android или iOS).

Эти 2 программных обеспечения отличаются в том числе и по способам оформления – об этом мы напишем немного ниже.

При этом, важно помнить, что бумажный бланк европротокола не заполняется, только если ДТП было оформлено с помощью этих специальных программ

Вопросы и ответы

Наиболее распространенные вопросы по европротоколу и работе мобильного приложения.

Что делать, если у водителей имеются разногласия?

Если водители не могут добиться согласия об обстоятельствах и виновнике происшествия, у них есть 2 варианта действий:

  • оформить ДТП обычным способом;
  • оформить европротокол с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

В последнем случае из-за наличия у водителей разногласий максимальное возмещение не может составлять более 100 тыс. руб.

Что произойдет, если второй участник ДТП не передаст вовремя документы своему страховщику?

В этом случае страховщик вправе обратить на него взыскание по праву регрессного требования в размере выплаченного страхового возмещения.

В каких регионах России работает «Помощник ОСАГО»?

До 1 октября 2019 года электронное оформление европротокола было доступно лишь в столичных регионах, а также в Татарстане. Сейчас электронным способом можно оформит ДТП по всей стране.

Обязательна ли установка приложения для обоих водителей?

Для ввода информации достаточно, чтобы приложение было установлено у одного участника происшествия (водителя «А»). Второй водитель сообщает ему сведения о себе и автомобиле, а также о своей точке зрения на обстоятельства ДТП.

Чем отличается «Помощник ОСАГО» от другого мобильного приложения «ДТП. Европротокол»?

«ДТП. Европротокол» предназначен только для проверки полисов и передачи фотографий в базу РСА. «Помощник ОСАГО» позволяет оформить онлайн протокол и подтвердить его электронной подписью.