Порядок действий при дтп по осаго в 2021 году

Оглавление

Административное расследование ДТП без пострадавших

Если нанесён лишь имущественный урон, изучение аварии происходит несколько по-другому, чем в ситуациях, когда имеются пострадавшие. Однако такие происшествия порой не менее запутанные и требуют административного расследования.

Если оба водителя отказываются признавать вину, инспектор выносит определение об административном расследовании ДТП. Изначально сотрудник ГИБДД сам проводит ряд мероприятий. В первую очередь он выполняет осмотр места происшествия. Изучение происходит с той точки, где присутствуют следы от ДТП, или с участка, по которому двигались транспортные средства.

Во внимание принимаются:

  • особенности местности;
  • присутствующие предметы, бордюры, знаки и деревья;
  • состояние дорожного покрытия.

Обязательно опрашивают свидетелей. У них узнают местоположение машин и препятствий на пути до того, как произошла авария. Дополнительно свидетелей попросят сообщить реакцию участников ДТП на обострение ситуации на дороге и описать места автомобилей после аварии. Все следы, касающиеся происшествия, анализируются. Представитель уполномоченного органа выполнит необходимые замеры. Специалисты ознакомятся с частицами краски, оставшейся на дороге и окружающих предметах, изучат следы автомобильных жидкостей, отметины от колёс. Производится фотофиксация. Иногда с отметин колёс делают слепки.

Детальному осмотру подлежит транспорт участников происшествия. Специалист установит, какие части машин первыми получили дефекты. Информация, выявленная в результате осмотра, вносится в протокол. Затем составляется схема происшествия. Во время процедуры используются условные обозначения всех деталей и привязка к местности.

В ходе административного расследования ДТП опрашивают и самих участников аварии. Причём показания могут быть взяты не только на месте происшествия, но и в момент прибытия в отдел ГИБДД. Каждый водитель самостоятельно пишет объяснение. Сотрудники ГИБДД в это время заполняют протокол. На основании совокупной информации выявляется виновник. Сведения о нём отражаются в документе.

Когда протокол заполнен, оба участника аварии расписываются на бумаге, если согласны с присутствующей в ней информацией. Лицо имеет право отказаться от выполнения действия. В этом случае в протоколе проставляется соответствующая отметка. Участникам ДТП предоставляют копию бумаги. Затем виновнику придёт постановление об уплате штрафа или повестка в суд, где пройдет слушание дела об административном правонарушении.

Номера телефонов для звонка при ДТП

Если произошло столкновение двух и более автомобилей, необходимо предпринять несколько действий. Первое из них – звонок в службу государственной автомобильной инспекции (ГАИ). Ее сотрудники, прибыв на место происшествия, оценят ситуацию, составят протокол с фиксированием основных положений аварии и вынесут окончательное решение по дальнейшим действиям. Общий номер, по которому следует звонить – 102.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-67 Москва; +7 (812) 425-62-04 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-29-86 Бесплатный звонок для всей России. Если дозвониться до сотрудников ГИБДД так и не удалось, можно попробовать использование еще одного способа – звонка в «службу спасения» с использованием единого номера по всей стране 112

Попасть на линию можно с номера любого оператора, а также в том случае, если сим-карта в телефоне отсутствует. На звонок даст ответ оператор call-центра, который спросит, что произошло, и произведет соединение с ближайшим участком ГИБДД

Если дозвониться до сотрудников ГИБДД так и не удалось, можно попробовать использование еще одного способа – звонка в «службу спасения» с использованием единого номера по всей стране 112. Попасть на линию можно с номера любого оператора, а также в том случае, если сим-карта в телефоне отсутствует. На звонок даст ответ оператор call-центра, который спросит, что произошло, и произведет соединение с ближайшим участком ГИБДД.

Если произошла серьезная дорожная авария, и есть пострадавшие, необходимо вызвать на место ДТП бригаду «скорой помощи». Многие еще с детства помнят эти номера «01» для пожарной службы, «02» для полиции и «03» для «скорой». Но если вы попытаетесь набрать эту двузначную комбинацию с мобильного телефона, система, скорее всего, оповестит о том, что номер набран неправильно. Поэтому для звонка перед номером нужно поставить единицу  (101, 102, 103) или использовать комбинацию 911.

Таблица – как позвонить в ГАИ с телефонов разных операторов. (Данные номера телефонов являются едиными для вызова любой службы полиции, в том числе и ДПС. Оператор передаст информацию в региональное отделение ГИБДД, после чего дежурный сотрудник ГАИ перезвонит для уточнения произошедшей ситуации.)

Единый номер МВД и ГИБДД для всех операторов 102.

Теле-2 Билайн МТС Мегафон    Скайлинк
020 002 020 020 902

Приведенные телефонные номера – единые для вызова всех полицейских служб, включая ДПС. Набрав их, можно связаться с оператором, который передаст данные в региональную службу ГИБДД. После этого на номер звонившего перезвонит сотрудник ГАИ и уточнит детали произошедшего. Помимо этого, можно позвонить по городским номерам служб ГАИ, ведь для каждого населенного пункта предусмотрен свой номер телефона.

Номера телефонов экстренных служб в Москве
 

Дежурная часть службы ГИБДД

 

При звонках с сотового телефона

 

Служба спасения (вне зависимости от оператора)

 

Министерство по чрезвычайным ситуациям

Экстренные службы, действующие в оперативном порядке
688 64 10,

688 81 71

Для МТС и Мегафон – 112, для Билайн – 002  

0911

 

(495) 208 34 26

 

112

После выяснения всех обстоятельств пострадавшим сторонам следует обратиться в свою страховую компанию для возмещения ущерба. Номер телефона указан в договоре страхования.

Нюансы действий водителя после оформления ДТП

Нюансов в правильном алгоритме действий для каждого случая оформления ДТП множество, а порой даже сами представители страховых компаний могут давать противоречивые консультации. Учесть и перечислить все невозможно, но самые основные будут такими:

  • обязательно заполнять оборотную сторону извещения при Европротоколе разборчиво, лучше – печатными буквами и без исправлений или ошибок, потому что при неверном заполнении могут отказать в выплате;
  • ни потерпевший, ни виновник не должны сами браться за ремонт машин, пока с даты аварии не пройдет 15 дней, исключая выходные и праздники, — этот срок нужен, чтобы страховщики могли осмотреть авто;
  • после того как бланки извещения подписаны и разъединены, никаких исправлений в них вносить нельзя;
  • если потерпевший взял у страховщика направление на ремонт машины, ему нельзя самому выбирать станцию техобслуживания, нельзя контролировать ход ремонта;
  • если потерпевший получает денежную компенсацию по ОСАГО, ему не стоит начинать чинить авто, пока он не получит выплаты, поскольку если ее задержат и придется обращаться в суд, может потребоваться еще один техосмотр.

И, кроме того, виновнику ДТП надо помнить, что исковая давность по этим делам – 3 года, в течение которых ему необходимо хранить все материалы после оформления ДТП.

Что делать при ДТП с пострадавшими?

Наличие человека с травмами в ходе столкновения существенно усложняет ситуацию. Особенно для виновника. Автоматически ответственность из категории административных переходит в разряд уголовных. Поэтому каждый водитель должен понимать, что и как делать при ДТП с пострадавшими:

  • убедитесь, что есть травмированный человек;
  • окажите первую медицинскую помощь;
  • вызовите бригаду скорой медицинской помощи (по номеру 103 или 112 – единая служба спасения);
  • в особо тяжелых случаях вызывается МЧС и специальная техника;
  • если есть пострадавший, вызов сотрудников ГАИ обязателен (при вызове можно сообщить о наличии пострадавших, скорая приедет автоматически, телефон 102);
  • в критических ситуациях при отсутствии времени пострадавшего можно перевозить своими силами на автомобиле или попутке (при таких обстоятельствах это не будет считаться покиданием места ДТП).

После прибытия служб на место происшествия будет проведен опрос всей участников и составление протокола

Очень важно, что в случае несогласия или необходимости уточнений, нужно заблаговременно сообщить об этом и не подписывать неточные варианты

При ДТП с пострадавшими в алгоритм действий включите вызов полиции

Что делать, если в ДТП никто не виноват

Что делать при ДТП, если виновника нет? Чаще всего после аварии работники ГИБДД оформляют акт и протокол с указанием виновной стороны. Однако позднее водитель заявляет, что он ни в чем не виноват, и подает заявление в суд. Во время судебного процесса страховая компания не выплачивает компенсацию. Виновность успешно оспорена в суде. В результате в столкновении никто оказывается не виноват.

Описанный случай – не единственный возможный вариант, в котором достаточно сложно определить, кто виновен в ДТП.

Обычно найти виновника важно, чтобы получить выплаты по ОСАГО. Однако, когда виновной стороны нет, значит, ответственность не лежит ни на ком, поэтому и случай не считается страховым

Компания, отказавшись выплачивать компенсацию при отсутствии виновника, не нарушает закон. Что делать при ДТП в такой ситуации и как получить денежные выплаты?

  1. Проводим повторную экспертизу, обращаемся в суд.

    Подозреваете, что первая экспертиза была проведена некачественно? Чтобы доказать вину второго участника ДТП, можно сделать вторую экспертизу и обратиться в суд еще раз. Успех в данной ситуации во многом зависит от опытного адвоката. И если вы все-таки выиграете судебный процесс, то виновная сторона, помимо всего прочего, выплатит вам компенсацию судебных издержек. 

  2. Ищем стороннего виновника.

    Очень редко бывает так, что виновными в аварии являются не непосредственные ее участники. Возможно, ДТП произошло не по вине водителя, а из-за дефекта дорожного полотна, ошибки в разметке или вдруг появившейся на дороге кошки. Тогда вы сможете найти виновника, но компенсацию вы получите уже не по полису ОСАГО.

  3. Признаем обоюдную вину.

    При ДТП рекомендуется так делать, если ущерб после аварии достаточно большой. Если обе стороны признают себя виновными, то по ОСАГО им будет выплачена компенсация в размере, который пропорционален степени вины каждой из сторон.

  4. Получаем выплаты по полису каско.

    Виновная сторона отсутствует, но у пострадавшего оформлена страховка каско? Тогда он получит денежные выплаты, а искать виновника будет уже страховая фирма. Однако, оформляя такую страховку, необходимо тщательно изучить условия договора. Там может быть указано, что если виновная сторона отсутствует, то компенсационные выплаты предоставлены не будут.

Степени вины

Даже при условии, что дорожная авария произошла по причине нарушения несколькими участниками движения, определяется степень вовлеченности каждого из них. При этом обоюдная вина в ДТП может быть:

Равной.

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  1. Нарушение ПДД каждым участником движения.
  2. Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.
  1. Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.

Различной.

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него. При этом:

  1. Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  2. Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.

Как поступать, если виноват

Стать виновником аварии можно из-за собственной невнимательности или умышленного нарушения ПДД

Но в любом случае, если столкновение уже произошло, важно не паниковать. Некоторые водители, стремясь избежать наказания, покидают место происшествия

Такие действия усугубят вину. По номеру автомобиля при помощи спутниковых систем и видеонаблюдения машину быстро отыщут. В этом случае водителю придется отвечать не только за происшествие, но и за оставление места ДТП.

Часто виновники аварии не придают большого значения оформлению документов по аварии. Им не нужно получать выплаты со страховой компании, поэтому они прохладно относятся к заполнению бумаг. Такая позиция ошибочна. И вот почему:

  1. Отказ страховой компании оплатить ущерб пострадавшему ведет к взысканию средств на ремонт непосредственно с виновника ДТП.
  2. Страховщик может обратиться с регрессным иском к страхователю и взыскать деньги с виновника, если тот нарушил свои обязанности по договору ОСАГО.
  3. Превышение суммы страхового покрытия оплачивает виновник аварии.

Для того чтобы избежать неприятных последствий, желательно не только правильно оформить бумаги по ДТП, но и проконтролировать процедуру выплаты пострадавшему. Сам алгоритм первых действий виновника после аварии по ОСАГО без пострадавших следующий:

  1. Изначально сохранять спокойствие и не поддаваться панике.
  2. Остановить машину, включить аварийную сигнализацию и установить знак ДТП.
  3. Убедиться в отсутствии пострадавших.
  4. Снять место происшествия на телефон, фотоаппарат или камеру.
  5. Убедиться, что второй участник закончил съемку.
  6. Убрать автомобиль с дороги.
  7. Заполнить лицевую сторону Извещения о ДТП со вторым участником. Оборотную сторону каждый водитель заполняет самостоятельно в любое время до подачи документа страховщику.
  8. Совместно выбрать способ оформления происшествия.

Дальнейшие действия зависят от выбранного варианта. Виновнику выгодно оформить материалы по аварии без привлечения полицейских. В этом случае его не привлекут к ответственности за нарушение правил дорожного движения. Но пока пострадавшие обычно перестраховываются и не идут на оформление Европротокола.

Тем не менее такая форма регистрации ДТП более удобна для обоих участников, и, несомненно, будет развиваться в дальнейшем.

Когда на место ДТП вызывают ГИБДД

Когда для оформления ДТП следует вызывать сотрудников ГИБДД?

Большинство водителей считают, что если на дороге произошла авария, то без участия ГИБДД не обойтись. Но это не совсем так.

Выделяются отдельные случаи, когда в вызове сотрудников правоохранительных органов нет никакой необходимости.                                              

К таким случаям относятся:

Участниками происшествия на дороге стали только два автомобиля;

В результате аварии нет пострадавших (раненых, погибших);

Результатом ДТП стало повреждение автомобиля, ставшего виновником аварии;

Участники аварии являются владельцами страхового полиса ОСАГО;

Водители намерены самостоятельно урегулировать вопрос, так как пришли к единому мнению;

Оба автовладельца согласны оформить ДТП по упрощенному варианту. 

В том случае, если какой-то из вышеперечисленных пунктов отсутствует, избежать обращения в ГИБДД не получится. 

Чем занимаются сотрудники ГИБДД на месте аварии? 

Если есть такая необходимость, участникам дорожно-транспортного происшествия приходится вызывать на место столкновения автомобилей сотрудников правоохранительных органов.

Опергруппа, которая обычно выезжает по вызову, состоит из нескольких сотрудников. В нее входят:

непосредственно сотрудники ГИБДД;

следователь из управления внутренних дел;

эксперты-криминалисты. 

Не всегда виновники аварии бывают сознательными людьми. В том случае, если виновник скрылся с места происшествия, в опергруппу включают еще и сотрудника уголовного розыска. 

Члены опергруппы, выезжая на место ДТП, выполняют следующие действия: 

оформляют протокол первичного осмотра места аварии;

составляют схему ДТП, на которой фиксируется направление автомобилей, ставших участниками аварии, а также контур дороги;

заполняют справку по происшествию;

фиксируют результаты осмотра ТС в протоколе;

берут показания водителей, управлявших машинами в момент аварии;

записывают показания свидетелей произошедшего;

проверяют состояние водителей, проводят с ними тест на предмет алкогольного или наркотического опьянения.

Если происшествие не подлежит отчету (неотчетное ДТП), на место аварии вызывается только сотрудник ДПС.

У инспектора есть определенные обязанности. Он должен составить схему происшествия, записать показания участников и очевидцев.

Кроме этого, инспектор оформляет протокол об административном правонарушении. В этот документ вносится информация о повреждениях транспортных средств. Если будут обнаружены вещественные доказательства по делу, их также приобщают к остальным документам.

Инспектор ДПС не должен проводить тест на выявление алкоголя в крови кого-либо из водителей. Обычно это прерогатива медиков. Но если такая необходимость все же возникла, то инспектор может это сделать самостоятельно.

Правильно оформленная после ДТП документация – залог того, что происшествие будет расследоваться в отведенный законом срок и никаких преград для вынесения вердикта, не возникнет. 

Для сотрудников оперативной группы важно грамотно собрать всю необходимую документацию по ДТП, правильно составить протокол и схему аварии. Участники аварии также не должны оставаться в стороне от подготовки документов

Водители должны контролировать информацию, вносимую в документы

Если есть несоответствия с действительным фактами, на это следует сразу обращать внимание сотрудников ГИБДД

Как действовать сразу после ДТП

По правилам дорожного движения (пункт 2.5 ПДД) участник ДТП обязан:

  1. Немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  2. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Это поможет сотрудникам ГИБДД и участникам ДТП восстановить картину событий.

То, как действовать дальше, зависит от того, чему нанесен вред — только имуществу или здоровью и жизни людей.

Если в ДТП пострадали только автомобили или имущество

Водитель обязан:

  1. Если автомобиль создает препятствие для других автомобилей — освободить проезжую часть

Предварительно обязательно зафиксируйте на телефон или камеру:

  • положение автомобилей по отношению друг к другу;
  • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
  • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.);
  • повреждения транспортных средств.
  1. Если участники ДТП не согласны друг с другом по поводу обстоятельств происшествия, нужно записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию и ждать их указаний.
     

    С 2021 года при наличии разногласий можно оформить ДТП без сотрудников полиции через приложение «Помощник ОСАГО». В этом случае лимит страхового возмещения снизится до 100 тысяч рублей.

  2. Если у участников ДТП нет разногласий, сообщать о происшествии в полицию не обязательно. Можно заполнить Европротокол — это обиходное название процедуры оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции. Также можно оформить ДТП через приложение «Помощник ОСАГО».

Если в ДТП поврежден только автомобиль виновника, полицию можно не вызывать — например, если водитель съехал в кювет или врезался в сугроб. Этот вывод следует из Постановления судьи Верховного Суда РФ от 8.11.2018 года (Дело№ 18-АД 18-59).

Если в ДТП погибли или ранены люди

Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.

В экстренных случаях нужно:

  • если это возможно —  доставить пострадавших на своем автомобиле в ближайшую больницу, сообщить в медучреждении свою фамилию, госномер автомобиля и вернуться на место происшествия;
  • если невозможно доставить пострадавших на своем автомобиле — отправить их в больницу на попутном транспорте.

Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:

  • положение автомобилей по отношению друг к другу;
  • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
  • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.), повреждения транспортных средств.

Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.

Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

Действия по ОСАГО или КАСКО

ОСАГО и КАСКО – два популярных видов страховки, которые используются, если произошел страховой случай на дороге (рисунок 4).

Важно помнить, что с 2014 года в силу вступили некоторые изменения в страховании по ОСАГО. Водителю могут предоставить выплаты только в том случае, если в аварии принимало участие две машины, причем оба водителя имеют страховку ОСАГО, а в ДТП не было пострадавших

Если хотя бы одно условие не соблюдено, обращаться следует в страховую компанию виновника аварии.

В случае с ОСАГО последовательность действий будет такой:

  1. Уведомить страховую компанию: желательно сделать звонок сразу после вызова сотрудников ГИБДД, но законом предусмотрено уведомление страховиков в течение 15 дней после происшествия. Скорость уведомления компании в дальнейшем непосредственно отразится на времени получения выплат.
  2. Собрать документы: чтобы получить компенсацию, в страховую компанию нужно принести заявление на получение выплат, справку о ДТП и копию протокола, копию ПТС, паспорта гражданина РФ и полиса ОСАГО пострадавшего. Также необходимо предоставить отчет экспертов о нанесенном ущербе, и копии договоров и квитанций об уплате услуг оценочной экспертизы.

В сравнении с ОСАГО, полис КАСКО дает больше возможностей получить выплату после ДТП. Полис выдается на любой тип транспортного средства, даже в том случае, если он не зарегистрирован в ГИБДД. Кроме того, компенсация выплачивается не только на повреждения, полученные в результате ДТП, но и после природных катаклизмов или действий третьих лиц.

Порядок действий при наличии полиса КАСКО будет примерно таким же, как и при ОСАГО. Участнику аварии нужно обратиться в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба. Сделать это желательно в течение 15 дней после происшествия, но допускается и более позднее обращение.

Рисунок 4. Страховой полис поможет получить финансовую компенсацию

К заявлению нужно обязательно прилагать пакет документов, который собирается и для получения выплат по ОСАГО. Если все бумаги в порядке, сотрудник примет заявление и решение о назначении выплаты будет принято в 20-дневный срок.

Условия оформления Европротокола

С°Ã¼Ã¾ÃÂÃÂþÃÂÃÂõûÃÂýþõ þÃÂþÃÂüûõýøõ ÃÂâàÃÂõóûðüõýÃÂøÃÂÃÂõàÃÂÃÂðÃÂÃÂà11.1 äàâÂÂ40 þà25 ðÿÃÂõûà2002 óþôð þñ ÃÂáÃÂÃÂÃÂ. ÃÂòÃÂþÿÃÂþÃÂþúþû üþöõàñÃÂÃÂàøÃÂÿþûÃÂ÷þòðý ò ÃÂûõôÃÂÃÂÃÂøàÃÂøÃÂÃÂðÃÂøÃÂÃÂ:

  • ÃÂÃÂþûúýÃÂûþÃÂàýõ ñþûÃÂÃÂõ 2 ðòÃÂþüþñøûõù;
  • àÃÂÃÂðÃÂÃÂýøúþò ÿÃÂþøÃÂÃÂõÃÂÃÂòøàøüõõÃÂÃÂàÿþûøàÃÂáÃÂÃÂÃÂ;
  • ÿþòÃÂõöôõýþ ÃÂþûÃÂúþ øüÃÂÃÂõÃÂÃÂòþ;
  • òþôøÃÂõûø, ÿðÃÂÃÂðöøÃÂàø ÿÃÂþÃÂøõ ûøÃÂð ýõ ÿþûÃÂÃÂøûø ÃÂÃÂðòüÃÂ.

ÃÂÃÂûø ÃÂþÃÂàþôýþ ø÷ ÃÂÃÂûþòøù ýõ ÃÂþñûÃÂôõýþ, ÿþÃÂÃÂõñÃÂõÃÂÃÂàòÃÂ÷ÃÂòðÃÂàÃÂÃÂÃÂÃÂÃÂ. ÃÂÃÂþÃÂüûõýøõ ÃÂòÃÂþÿÃÂþÃÂþúþûð ÿÃÂþø÷òþôøÃÂÃÂàÿþÃÂûõ ÃÂþóþ, úðú òúûÃÂÃÂõýð ðòðÃÂøùýðàÃÂøóýðûø÷ðÃÂøÃÂ, ø ýð üõÃÂÃÂõ ÿÃÂþøÃÂÃÂõÃÂÃÂòøàÃÂÃÂÃÂðýþòûõý ÃÂþþÃÂòõÃÂÃÂÃÂòÃÂÃÂÃÂøù ÷ýðú. ÃÂÃÂûø ûøÃÂþ øÃÂÿþûÃÂ÷ÃÂõà÷õûõýÃÂàúðÃÂÃÂÃÂ, þýþ ôþûöýþ þñÃÂðÃÂøÃÂÃÂÃÂàò ÃÂþþÃÂòõÃÂÃÂÃÂòÃÂÃÂÃÂøù øýÃÂþÃÂüðÃÂøþýýÃÂù ÃÂõýÃÂÃÂ, ôõùÃÂÃÂòÃÂÃÂÃÂøù ýð ÃÂõÃÂÃÂøÃÂþÃÂøø àþÃÂÃÂøø. ÃÂûðýú ÃÂòÃÂþÿÃÂþÃÂþúþûð ÿÃÂõôþÃÂÃÂðòûÃÂõÃÂÃÂàÃÂþÃÂÃÂÃÂôýøúðüø ÃÂÃÂÃÂðÃÂþòÃÂàúþüÿðýøù. ÃÂÃÂûø ûøÃÂþ þÃÂþÃÂüøûþ ÿþûøàÃÂáÃÂÃÂÃÂ, ôþúÃÂüõýàòÃÂôðÃÂÃÂÃÂàò úþüÿûõúÃÂõ.

Что нельзя делать при аварии?

Правила, которые стоит соблюдать на месте ДТП:

  • не нервничайте. Данную рекомендацию сложно выполнить, но постараться стоит;
  • забудьте об агрессивности к другим участникам аварии. Драка с виновником ДТП приведет только к одному — заявлению в полицию и новым проблемам;
  • не действуйте на скорую руку. Перед тем как что-либо перемещать или убирать, подумайте. В процессе разбирательства каждая мелочь имеет значение;
  • не теряйтесь. От грамотности и четкости действий зависит способность доказать невиновность или снизить уровень наказания (если вина все-таки есть).

Выше мы в общих чертах рассмотрели, что делать при аварии. Теперь подробнее пройдемся по каждому из пунктов:

1. Остановка машины

Несмотря на простоту рекомендации (что проще, чем остановиться), здесь есть нюансы. После прибытия на место происшествия сотрудники ГАИ измеряют расстояния между ТС и другими предметами. Это значит, что останавливаться необходимо сразу же, а не через 70-100 метров на обочине.

Включение «аварийки» проблем не вызывает, а вот расстояние, на которое требуется ставить знак, многие не помнят. Если ДТП произошло в населенном пункте, то расстояниеот машины до знака 15 метров и более. Если неприятность произошла за городом, то от 30 метров.

Установка знака обязательна. Это делается не только для инспектора, но и для собственной безопасности. Другие участники движения должны видеть, что впереди опасность и требуется сбросить скорость. Одна из главных проблем — точное место установки знака. Так, на перекрестке непонятно, с какой из сторон он должен стоять. Решение принимайте после анализа и выбора потенциально опасного направления.

2. Важные предметы

Люди, которые впервые столкнулись с проблемами лицом к лицу и не знают, что делать при ДТП, не обращают внимания на мелочи. Это ошибка. При анализе ситуации учитывается даже мельчайшие нюансы — элементы автомобиля, которыележат на месте ДТП, длина тормозного пути, вылетевшие из багажного отсека предметы и так далее. Не меньшее значение имеют дорожные условия — наличие гололедицы, лужи,ям, видимость на данном участке, установка знаков и так далее. Проследите, чтобы описанные моменты нашли отражение в протоколе инспектора.

3. Вызов скорой помощи

Если знаний для оказания личной помощи не хватает, то рисковать не стоит — стоит доверить работу медикам. Чрезмерным рвением вы рискуете сделать только хуже.

4. Свидетели

Спросите бывалого автолюбителя, что делать, если попал в ДТП. Он обязательно ответит — «записывайте показания очевидцев». В случае аварии именно свидетели помогают восстановить точную картину событий и помогают инспекторам разобраться в ДТП.

5. Вызов сотрудников ГИБДД

По закону каждая авария должна быть зарегистрирована. Решить вопрос без привлечения сотрудников ГАИ можно в случае незначительных повреждений транспорта, согласия сторон и отсутствия пострадавших. Но здесь стоит учесть три момента:

  • без регистрации сложно рассчитывать на компенсацию страховщика;
  • усложняется процесс покрытия ущерба;
  • нарушается закон. Если уехать с места происшествия, появляется «шанс» схлопотать до 15 дней ареста или остаться без прав на 1-1.5 года.

Когда необходим разбор дорожно-транспортного происшествия в Госавтоинспекции?

Участники аварии должны первым делом выполнить требования п. 2.6 раз. 2 ПДД. Согласно указанному пункту лицо обязано оказать первую помощь пострадавшим, при возможности направить таковых в ближайшее медучреждение на попутном транспорте (отвезти самостоятельно). Также нужно вызвать сотрудников Госавтоинспекции и ожидать их прибытия.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-67 Москва; +7 (812) 425-62-04 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-29-86 Бесплатный звонок для всей России. Если ущерб был нанесен только транспорту (на сумму в пределах 100 тыс

рублей), в ДТП участвовали 2 машины, у каждого водителя имеется действующий полис ОСАГО и виновник признает свою ошибку, то допускается фото-, видеофиксация места происшествия с последующим оформлением европротокола без привлечения ГИБДД (Статья 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ)

Если ущерб был нанесен только транспорту (на сумму в пределах 100 тыс. рублей), в ДТП участвовали 2 машины, у каждого водителя имеется действующий полис ОСАГО и виновник признает свою ошибку, то допускается фото-, видеофиксация места происшествия с последующим оформлением европротокола без привлечения ГИБДД (Статья 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ).

При наличии разногласий или невыполнении условий, обозначенных в предыдущем абзаце, необходимо уведомить Госавтоинспекцию. Сотрудники, прибывшие на аварию, осуществляют разбор ДТП согласно п. 269 раздела III Приказа МВД РФ № 664. Уполномоченными лицами производится ограждение места аварии, установление участников инцидента и их ТС, поиск и опрос очевидцев, запись персональных данных, осмотр дорожной обстановки. Основным актом является протокол о правонарушении и схема ДТП.

Если причины произошедшего очевидны, а стороны не расходятся в показаниях, то инспектор оформляет штраф нарушителю ПДД. Виновниками могут быть признаны все стороны (обоюдно). При этом стоит разделять гражданскую ответственность, наступающую в связи с нанесением ущерба потерпевшему, и несоблюдение правил дорожного движения. Взимание средств за нарушение ПДД производится в бюджет. Полный перечень санкций можно посмотреть в гл. 12 КоАП РФ. В некоторых случаях при разборе ДТП к виновнику не применяются меры взыскания. Это относится к п. 10.1 (наезд на препятствие), п 8.1 (пользование поворотниками) ПДД РФ. В первом случае действует презумпция невиновности (если водитель двигался с учетом дорожной обстановки), а во втором – инспектор с большой долей вероятности не сможет доказать факт включения сигналов. Помимо всего прочего, нарушение за которое не предусмотрен штраф не повлечет ответственность (например, превышение скорости до 20 км/ч). То же самое касается влияния на ТС обстоятельств непреодолимой силы (ураганный ветер, удар молнии и т. д.).

Бывают случаи, при которых достоверно определить обстоятельства не удается. Тогда протокол ДТП направляется в группу разбора ГИБДД. В тексте документа указывается предполагаемый нарушитель. Участники получают на руки предписание о необходимости посещения группы административной практики (ГАП) в подразделении Госавтоинспекции. В документе указываются точное время и день на которые запланирован разбор ДТП в ГИБДД. Внутриведомственное образование уполномочено на проведение расследования инцидента и вынесение итогового решения.