Электрооборудование автомобиля

Электроснабжение промышленных зданий. Напряжение

Напряжение, подходящее для того или иного предприятия, зависит от:

  • потребляемой мощности предприятием;
  • промежутком от предприятия до источника;
  • значения номинального напряжения, при котором может производиться питание.

Для крупных предприятий применяется напряжение в промежутке 6-220 кВ. В некоторых случаях напряжение может достигать 330-500 кВ.

Средние предприятия применяют напряжение 35 кВ. Для крупных предприятий такое напряжение является недостаточным. Напряжение 20 кВ также недостаточно для таких зданий, но у такого показателя есть преимущества. К примеру, для напряжения 20 кВт применяются более легкие, экономичные аппараты, чем для 35 кВт. Годовые расходы при использовании такого напряжения значительно уменьшаются. Но, как уже было сказано выше, напряжение 20 кВт не подойдет для большого промышленного предприятия.

На второй и следующих ступенях распределения электроэнергии на больших и средних заводах может применяться напряжение 10 (6) кВ. Что касается первой ступени, то на крупных предприятиях такое напряжение возможно при использовании токопроводов.

Напряжение 3 кВ не применяется в качестве основного напряжения распределительной сети. Его использование может быть задействовано для действующих электрических установок до реконструкции.

Другие напряжения применяются:

  • для электроустановок до 1000 В – напряжение 380-220 В;
  • на реконструируемых промышленных предприятиях – напряжение 220-127 В (довольно редко);
  • в помещении с высокой опасностью – 36 В;
  • для питания переносных ламп – напряжение до 12 В;
  • на химических, нефтехимических промышленных предприятиях – 660 В (довольно редко).

Автомобиль и электрооборудование

Современный автомобиль является средством транспорта и состоит из таких основных конструктивных блоков как несущий кузов, ходовая часть, силовой агрегат с двигателем и трансмиссией, система управления и, конечно же, электрики.

Электричество и автомобиль – два неразделимых понятия, тесно взаимосвязанных уже на протяжении более чем ста лет, с самого момента создания первой самодвижущейся конструкции.

Любой автомобиль обладает функциями, осуществление которых возможно лишь при помощи электроэнергии.

К числу таких важнейших функций можно отнести воспламенение топливной рабочей смеси в цилиндрах карбюраторных и инжекторных двигателей внутреннего сгорания, запуск двигателя, освещение дорожного пространства перед машиной и внутреннее освещение в салоне, световая индикация шкал приборов и различных сигнальных устройств, габаритные огни и т.д.

Основные потребители электроэнергии в автомашинах дополняются разнообразными электротехническими устройствами вспомогательного назначения, такими, как «дворники», сигналы звукового оповещения, радиооборудование и многими другими.

Питание всех электрических устройств и приборов осуществляется от источников тока. Весь комплекс электрических механизмов и приборов, включая источники электроэнергии, в совокупности образует систему автомобильного электрооборудования.

Аккумуляторная батарея, или сокращенно АКБ, состоит из блока свинцово-кислотных модулей-аккумуляторов постоянного тока (обычно в состав АКБ входит шесть таких модулей), представляя собой химический источник электроэнергии, служащий как для запуска двигателя посредством электростартера, так и для питания электрооборудования при незапущенном либо работающем на малых оборотах коленчатого вала в двигателе.

Автомобильный электрогенератор предназначен для обеспечения током всех электротехнических и электронных приборов и устройств автомашины при работе двигателя в режиме как средней, так и высокой частоты вращения коленчатого вала.

Автомобильные двигатели карбюраторного типа оборудованы системой зажигания, которая может быть контактной или бесконтактной.

Современные автомобили оснащаются бесконтактной электронной системой зажигания, выгодно отличающейся целым рядом существенных преимуществ перед морально устаревшей контактной системой.

К основным из таких достоинств можно причислить: увеличенный потенциал напряжения, поступающего на вторичную обмотку катушки зажигания; увеличенную мощность и большую продолжительность искрового разряда; контакты прерывателя не подлежат износу; повышенный срок эксплуатации свечей зажигания; более полное сгорание рабочей топливной смеси в цилиндрах автомобильного мотора; облегченный запуск двигателя; значительно более высокая приемистость и экономичность.

Надежный запуск двигателя может быть обеспечен лишь при частоте вращения коленчатого вала не менее 60-80 об/мин.

Достигнуть столь высокой скорости вращения вручную, при помощи давно ставшей достоянием истории заводной рукоятки, попросту невозможно, поэтому для запуска используется специальное устройство в виде электрического стартера, обеспечивающего водителю возможность пуска двигателя непосредственно из салона автомобиля.

Современные автомобили оснащаются специальными электрическими устройствами, препятствующими созданию в процессе работы систем автомобиля пульсирующих магнитных полей, генерирующих помехи, которые усложняют радио- и телевизионный прием. Минимизация воздействия помех обеспечивается посредством экранирования элементов в составе системы зажигания.

Кроме того, двигатель соединен с массой автомобиля через специальную плетеную из медных жил гибкую шину, а под головки болтов крепления устанавливаются шайбы – «звездочки», за счет чего обеспечивается хороший контакт между узлами и агрегатами.

С целью устранения радиопомех каждый провод высокого напряжения надежно «окутан» толстым слоем изолирующей оболочки из полихлорвинила, а система зажигания в целом комплектуется сопротивлением 6-12 кОм.

Надежность эксплуатации автомобиля, степень его экономичности, активной и экологической безопасности во многом зависят от безупречного функционирования системы электрооборудования.

Устройство бесконтактной системы зажигания

1 — Свечи зажигания; 2 — датчик-распределитель; 3 – распределитель; 4 — датчик импульсов; 5 – коммутатор; 6 – катушка зажигания; 7 — монтажный блок; 8 — реле зажигания; 9 — выключатель зажигания; А — к клемме генератора.

Бесконтактная система состоит из следующих элементов:

  • источник питания;
  • выключатель зажигания;
  • датчик импульсов;
  • транзисторный коммутатор; 
  • катушка зажигания;
  • распределитель;
  • свечи зажигания.

Общее устройство бесконтактной системы зажигания напоминает строение контактной системы зажигания. Распределитель соединяется со свечами и катушкой зажигания при помощи высоковольтных проводов. Также в бесконтактной системе имеется датчик импульсов и транзисторный коммутатор.

Датчик импульсов служит для создания электро- импульсов низкого напряжения. Различают несколько датчиков импульсов: датчик Холла, индуктивный датчик и оптический.

В бесконтактной системе зажигания свое применение нашел датчик Холла (где под воздействием магнитного поля возникает поперечное напряжение в пластине проводника). Датчик Холла имеет не сложную конструкцию и состоит из постоянного магнита, полупроводниковой пластины, микросхемы и обтюратора (стального экрана).

В стальном экране имеется отверстие, через которое датчик пропускает магнитное поле, вследствие чего в полупроводниковой пластине возникает напряжение. Стальной экран, в свою очередь, не пропускает магнитное поле, и напряжение на полупроводниковой пластине не возникает. Такое своеобразное чередование прорезей в стальном экране содействует созданию импульсов низкого напряжения.

Датчик распределитель — это устройство, в котором объединены датчик импульсов с распределителем. Датчик-распределитель напоминает прерыватель-распределитель, и также как он приводится в действие от коленчатого вала.

Транзисторный коммутатор предназначен для прерывания тока в первичной обмотке катушки зажигания в моменты сигналов датчика импульсов. Прерывание тока происходит за счет срабатывания выходного транзистора.

Бесконтактная система зажигания

Бесконтактная транзисторная система зажигания состоит из:

— датчика-распределителя (служит для управления коммутатором, служит для распределения импульсов высокого напряжения на свечи зажигания, регулирует угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала);

— катушки зажигания;

— коммутатора зажигания;

— вибратора.

Датчик-распределитель состоит из:

1) корпуса (6) ;

2) вала 1 (устанавливается на скользящих подшипниках и приводится в действие от распределительного вала) ;

3) ротора 5

4) датчика момента искрообразования;

5) магнит 13;

6) магнитопровод 10;

7) втулка 12 с гайкой и упорной шайбой.

Статор 4 датчика состоит из:

— кольцевой обмотки 9

— восьмиполюсных пластин 8 и 14 магнитопровода;

— изолированной пружинной клеммы 2 для соединения с «+» обмотки;

— Второй конец обмотки 9 кинут на «массу».

В корпусе установлен центробежный регулятор 7 опережения зажигания, который соединен с ротором датчика специальными выступами. Во время работы двигателя при увеличении частоты вращения коленчатого вала, а соответственно и вала распределителя  грузики центробежного регулятора начинают расходится и поворачивают ротор датчика на необходимый угол по направлению вращения вала. В итоге управляющий импульс напряжения подается на вход транзисторного коммутатора раньше чем нужно, что и обеспечивает необходимое нам опережение зажигания.

Электроснабжение промышленных предприятий и установок в неблагоприятных климатических условиях

Большинство предприятий имеют загрязненные области, которые возникают из-за образования вредных веществ. Они отрицательно влияют на токоведущие элементы электрических установок. Источники загрязнения – химические, ферросплавные производства, а также производства стали, магния и др. Такие загрязнения имеют пять степеней (первая степень – самая мощная).

Для загрязненных областей устанавливаются специальные нормативы для определения типа изоляции, подстанций, линий электропередач. Также рассчитываются минимальные промежутки от источников загрязнения. Расстояние зависит от класса производства. К примеру, для пятой степени – от пятидесяти метров, для первой – до 1500 метров.

Проблема загрязнения требует особого внимания и принятия необходимых мер.

Приемники, обеспечивающие электроснабжение промышленных объектов

Так как электросети и подстанции являются элементами общей структуры предприятия, они должны координироваться с технологическими, строительными частями, а также с планом здания. К примеру, высокие требования к надежному и качественному электроснабжению предъявляются крупными предприятиями цветной и черной металлургии. Они отличаются высокими значениями суммарных установленных мощностей электрических приемников, которые могут достигать 1700-2000 МВт.

Электроприемники можно разделить на 3 категории:

1. Электроприемники, которые вследствие перерывов в электроснабжении могут проявить опасность для людей, нанести ущерб оборудованию, продукции и т. д. Такие приемники должны питаться от двух отдельных источников. Перерыв электроснабжения возможен только на период автоматического включения резерва. Примеры: котельные производственного пара, доменные цехи, приводы вагранок, ответственные насосные, разливочные краны и др.

2. Электроприемники, перерыв в работе которых связан с недоотпуском продукции, простоем рабочих, механизмов, транспорта. Допустимы перерывы питания на время, которое необходимо для ручного включения резерва.

3. Прочие электроприемники, которым позволен перерыв электроснабжения на время ремонта (не более одних суток). Например, вспомогательные цеха, неответственные склады, цеха несерийного производства и др.

Для того чтобы правильно решать вопросы надежности, нужно точно установить режимы, которые возникают при аварии и после нее. Аварийный режим – временный режим, возникающий из-за нарушения приемлемой работы системы электроснабжения или ее отдельных элементов. Послеаварийный режим – режим после ликвидации аварии, который длится до полного восстановления нормальной работы.

Очевидно, что система электроснабжения должна строиться так, чтобы при послеаварийном режиме она смогла обеспечить функционирование главных производств промышленного предприятия (после необходимых пересоединений). При послеаварийном режиме допускаются перебои в подаче электроэнергии приемниками третьей и отчасти второй категорий на небольшое время.

Силовое электрооборудование предприятия

Каждому современному предприятию необходимо качественное энергетическое обеспечение. При помощи электрической энергии сегодня работает освещение, большинство станков, машины и другие агрегаты

Поэтому владельцы заводов и компаний уделяют большое внимание установке надежного и эффективного электрооборудования

Современное электрооборудование представляет собой сложно устроенную систему. Обеспечивать нормальное функционирование подобных систем должны люди, имеющие специальные знания и навыки.

Если же предприятию необходимо произвести модернизацию оборудования, которое есть в наличии. Для выполнения таких работ нужно привлекать квалифицированных технологов, электриков и механиков. Поэтому люди, обслуживающие электрооборудования предприятия должны знать не только его устройство, но и владеть основополагающими технологическими процессами.

Это касается:

  • металлообрабатывающих станков;
  • подъемно-транспортных агрегатов;
  • электрической сварки;
  • нагревателей.

Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию.

Профессия электромонтажника по сетям и электрооборудованию подразумевает, что данный специалист должен уметь выполнять работы, связанные с монтажом электрического оборудования на объектах:

  • народного хозяйства;
  • промышленных предприятиях;
  • жилых объектах;
  • административных зданиях;
  • на инженерных и площадках;
  • в сельском хозяйстве.

Работа специалиста по электромонтажным сетям и оборудованию чрезвычайно ответственна и требует от человека большого внимания. Ошибки в подобном деле могут повлечь за собой серьезные материальные потери. Поэтому должность монтажника электрического оборудования может занимать только профессионал, прошедший специальное обучение и получивший разрешение на проведения подобных работ.

Производство и монтаж силового электрооборудования

Производством и монтажом силового электрооборудования занимаются отечественные компании и предприятия, имеющие опыт разработки таких систем, необходимое оборудование и профессиональные кадры.

Производство электрооборудования представляет собой технологически сложный процесс, все изделия должны быть выполнены в соответствии с конкретным заданием, согласно нормативным требованиям.

Монтаж можно разделить на 4 этапа:

  • подготовка и организация проведения электромонтажных работ;
  • монтаж оборудования на опорные конструкции;
  • выполнение работ наладке и пуску установленного оборудования;
  • последний этап включает проверку и сдачу объекта для дальнейшей эксплуатации.

Основные характеристики катушки зажигания:

  • Индуктивность первичной обмотки (возможность накопления энергии);
  • Сопротивление первичной и вторичной обмотки  (первичная обмотка – 0,25-0,55 Ом., вторичная обмотка – 2-25 кОм;)
  • Коэффициент трансформации (во сколько раз катушка зажигания увеличивает напряжение, поданное на первичную обмотку);
  • Энергия искры (зависит от времени за которое сгорает горючая смесь от искры, измеряется в Дж. и составляет 0,05-0,1 Дж.);
  • Напряжение пробоя (характеристика, которая зависит от зазора на электродах свечи);
  • Количество образующихся искр в минуту (в зависимости от числа оборотов двигателя).

Очиститель ветрового стекла

Обязательная установка очистителя ветрового стекла с соответствующим приводом предписана во всех странах, однако наличие омывателя требуется не везде, хотя он уже давно стал элементом стандартного оснащения автомобиля. Для очистителя используется электрический привод, чаще всего с двумя скоростями.

Так как из-за загрязнения стекол, дождя и т. д. видимость сильно ухудшается, а иногда и вообще пропадает, то хорошо работающие очиститель и омыватель являются важным фактором повышения безопасности. Требования по минимальной величине очищаемой зоны (как и по зоне размораживания) сначала появились в США (федеральный стандарт 104) и вскоре были заимствованы в Правила ЕЭК ООН и директивы ЕЭС.

Поле видимости делится на несколько зон, для каждой из которых предписана своя степень очистки, выражаемая в процентах. Таким образом, выбор параметров очистителя и омывателя в сильной степени зависит от величины стекла, его формы, положения относительно сиденья водителя (центра глаз).

При современных формах ветрового стекла упомянутые выше требования лучше всего можно соблюсти с помощью одинаково или противоположно перемещающихся рычагов очистителя. Щетки приводятся в действие от электродвигателя со встроенным червячным редуктором. Положение центров качания (рычагов и их длина в значительной степени определяются желаемой (и предписанной) зоной очистки, как впрочем, и длина щеток. Путем изменения наклона щетки относительно рычага можно улучшить очистку в углах и получить более приемлемое исходное положение. Сильно гнутые и несферические стекла затрудняют очистку. Только благодаря использованию щеток с равномерным распределением давления прижима (принцип Трико) и при максимальном соответствии кривизны щетки кривизне ветрового стекла можно получить необходимую зону очистки. Давление прижима на конце рычага составляет примерно 30—50 Н. Под действием сил ветра это давление несколько уменьшается, поэтому следовало бы предусматривать специальные прижимные площадки, которые, однако, ухудшают видимость.

Наклон и форма ветрового стекла оказывают сильное влияние на работу очистителя, которая должна проверяться; при большой скорости воздушного потока в аэродинамической трубе. Потребляемая стеклоочистителем мощность сильно колеблется, так как сопротивление сдвигу щеток три мокром стекле существенно меньше, чем при почти сухом или сухом стекле. В соответствии с этим момент тоpмoжeния электродвигателя и силы в рычагах и шарнирах тоже сильно изменяются. Момент (по данным фирмы «Бош») изменяется от 7 до 25 Н-см. Динамические силы в шарнирах также очень велики. Целесообразнее использовать шаровые шарниры с тефлоновыми вкладышами, не требующие смазки и обеспечивающие четкое пространственное перемещение тяг, которые, как правило, непараллельны осям рычагов стеклоочистителя и кривошипа привода. Элементы стеклоочистителя лучше всего размещать в легкодоступном месте под капотом, причем предпочтительнее систему (электродвигатель — тяги — рычаги очистителя) предварительно монтировать на устойчивой несущей раме, которую затем вместе с резиновыми шумоизоляционными прокладками устанавливают на кузов. Таким образом достигаются точная фиксация взаимного положения элементов и оптимальное распределение сил.

Напомним о распространенной в США конструкции с закрытым исходным расположением рычагов очистителя, кoтоpaя по необъяснимым причинам не получила распространения в Европе. Очень практичен автоматический прерывистый режим работы очистителя при небольшом дожде или сыром тумане. В этом случае стеклоочиститель включается через определенные промежутки времени (иногда регулируемые). Для работы такой конструкции требуется предусматривать либо специальное положение выключателя очистителя, либо отдельный выключатель прерывистой работы стеклоочистителя (с регулировкой интервала), для которого необходимо выделять место в той части панели приборов, в которой размещаются выключатели.

Учебник для студентов вузов.

В учебнике рассмотрено устройство электрооборудования автомобиля, представлены основы теории, технические характеристики и принцип действия, конструктивные особенности, способы диагностики узлов и систем компонентов электросети и электрооборудования автомобилей

Основное внимание акцентированно на электронных и микропроцессорных системах зажигания, а также автоматическом управлении агрегатами автомобиля, включая двигатель и трансмиссию

Досконально рассмотрена работа информационно-диагностической, системы зажигания, освещения и сигнализации, что определяется критериями безопасности дорожного движения.
Это второе издание (первое вышло в 1989 году), оно дополнено описанием новых систем (относительно года издания), узлов, приборов и вспомогательного электрооборудования. Учебник допущен к использованию в учебном процессе и рекомендован для студентов обучающихся по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»
ISBN 5-277-01797-6

Оглавление книги.

Глава 1. Система электроснабжения 5
1.1. Общие сведения 5
1.2. Автомобильные генераторы 6
1.3. Конструкция автомобильных генераторов переменного тока 15
1.4. Регулирование напряжения в бортовой сети автомобиля 22
1.5. Аккумуляторные батареи 36
1.6. Выбор пределов регулируемого напряжения 61
1.7. Система электроснабжения на два уровня напряжения 62
1.8. Техническая эксплуатация системы электроснабжения. Методы диагностирования 63

Глава 2. Система пуска 68
2.1. Общие сведения 68
2.2. Основные характеристики аккумуляторной батареи в режиме пуска 70
2.3. Устройство и принцип действия стартера 74

Стартер.


2.4. Электромеханические характеристики стартерного электродвигателя 96
2.5. Анализ работы системы электростартерного пуска 100
2.6. Средства облегчения пуска двигателей 105
2.7. Техническое обслуживание и методы диагностирования системы пуска 107

Глава 3. Система зажигания 109
3.1. Общие сведения 109
3.2. Классификация батарейных систем зажигания 111
3.3. Требования к системам зажигания. Основные параметры 113
3.4. Классическая система зажигания 117

Катушки зажигания.


3.5. Рабочий процесс батарейной системы зажигания 126
3.6. Характеристики классической системы зажигания 134
3.7. Электронные системы зажигания 138
3.8. Искровые свечи зажигания 174
3.9. Диагностирование систем зажигания 178

Глава 4. Системы освещения и сигнализации 182
4.1. Общие сведения 182
4.2. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения, и сигнализации 183
4.3. Классификация систем освещения 185
4.4. Нормирование светотехнических характеристик головных фар 187
4.5. Конструкция современных головных фар 192
4.6. Противотуманные фары 197
4.7. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик 199
4.8. Конструкция светосигнальных приборов 205
4.9. Источники света 207
4.10. Техническое обслуживание и диагностирование систем освещения и сигнализации в эксплуатации 209

Глава 5. Информационно-диагностическая система 216
5.1. Общие сведения 216
5.2. Контрольно-измерительные приборы 221
5.3. Бортовая система контроля 234
5.4. Система встроенных датчиков 240
5.5. Маршрутные компьютеры 241
5.6. Панели приборов 244

Глава 6. Электронные системы автоматического управления агрегатами автомобиля 251
6.1. Общие сведения 251
6.2. Электронное управление двигателем 252
6.3. Электронное управление подвеской 264
6.4. Электронные аитиблокировочные системы 265
6.5. Гидромеханическая передача с электронным управлением 268
6.6. Электронное управление положением фар 269
6.7. Автоматическое управление стеклоочистителем 270
6.8. Автоматическая блокировка дверей 272

Глава 7. Вспомогательное электрооборудование 275
7.1. Электропривод вспомогательного оборудования автомобиля 275
7.2. Стеклоочистители, омывателн и фароочистители 281
7.3. Звуковые сигналы 283

Глава 8. Схемы электрооборудования автомобилей. Коммутационная аппаратура 285
8.1. Общие сведения 285
8.2. Коммутационная аппаратура 286
8.3. Провода и способы защиты от аварийных режимов 288
8.4. Потери напряжения в электрических сетях автомобиля 291

Принципиальная типовая электросхема грузового дизельного автомобиля.


8.5. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей 293
Список технической литературы 301

Тюнинг автомобилей

Конструкция автомобиля. Учебник

Как сделать авто своими руками

Старинные автомобили: 1885-1940

Генераторы зарубежных автомобилей

250

Поделиться

Что такое «автоэлектрика»?

Электрика автомобиля — это его управляемость, безопасность, контроль над функционированием всех основных систем, а также небольшие приятные мелочи, которые делают использование машины особенно комфортным.

Электронное оснащение современных автомобилей достаточно сложное. Если снять главную панель в салоне – то под ней Вы обнаружите бесчисленное количество разноцветных проводков, которые соединяются друг с другом, с различными устройствами, уходят под капот и расходятся по всему салону. Для тех людей, кто никогда не имел дела с автомобилями, подобное зрелище не расскажет абсолютно ничего. А вот опытный водитель сможет сходу назвать, какой проводок соединяет те или иные устройства. Не менее хорошо в электронике разбираются и автомобильные воры, которые без ключей могут замкнуть необходимый круг и завести двигатель.

В целом же, электроника значительно облегчает и упрощает процесс вождения автомобиля. Благодаря электронному блоку управления, который практически независимо от водителя управляет работой практически всех систем и деталей, в разы уменьшается вероятность аварий. Ну и несомненное преимущество автоэлектрики – это комфорт, который она дарит внутри салона: освещение, кондиционирование, музыка и т.д.

Однако первоначальное предназначение любой автоэлектрики – запуск двигателя и дальнейшее поддержание его в работающем состоянии, иначе наш автомобиль не сдвинется с места и не сможет выполнять свою главную функцию. Если просто подать искру в цилиндры с горючим, машина вряд ли заведётся. Для нормального пуска двигателя внутреннего сгорания, нужна начальная имитация обычной работы. Следовательно, необходимо совершить вращение основной оси двигателя, одновременно подавая топливо в цилиндры и обеспечивая дальнейшее возгорание через электрическую искру. В результате произойдёт старт и подхват действия, с дальнейшей самостоятельной работой (при условии полной работоспособности механизмов).

Виды электрооборудования

Подразделяется на категорию с нормальной изоляцией и облегченной. Первая служит для защиты от грозы и резких напряжений.

Электрооборудование с нормальной изоляцией обычно встречается на электроустановках. Электрооборудование с облегченной изоляцией для перенапряжений, что не превышают частоту в 50 Гц.

К Электрооборудованию до 50 Гц относят:

  • бытовые электроприборы;
  • трансформаторы;
  • машины;
  • аппараты;
  • защитные приборы.

Электрооборудование считается обязательным элементом для большинства инженерных систем (детали, узлы, соединения), коммуникаций сигнализации, домашнего потребления.

Виды силового электрооборудования

К силовому электрооборудованию специалисты относят средне- и высоковольтные приборы:

  • трансформаторные комплектные подстанции;
  • шинопроводы;
  • электрические приводы в технологических системах;
  • кабельные сети.

Силовое электрооборудование применяется в самых разных сферах деятельности человека:

  • для отопления;
  • при подаче холодной и горячей воды;
  • в вентиляции и кондиционировании;
  • в канализационных системах;
  • для промышленного производства.

Силовое оборудование применяется для создания автоматических инженерных систем для возведения сооружений и зданий. Электрооборудование необходимо при создании логистической и транспортной инфраструктуры.

Классы электрооборудования

Электрооборудование всегда подразделялось на классы, основные из которых являются способы защиты людей от электрического поражения током:

  1. Нулевой класс занимается только минимальной изоляцией. Он обеспечивает воздушные промежутки.
  2. Первый класс соединяется с сетью электроэнергии трехжильными кабелями. Он выступает средством связи с защитным проводником.
  3. Второй класс обеспечивает предохранение и усиливает изоляцию за счет заземления. Это усиливает общую защиту в два раза.
  4. Третий класс занимается электрическим питанием от низкого напряжения и его разнообразных источников.

Для безопасного и продуктивного процесса взаимодействия с приборами, схемами, аппаратами и разумного потребления энергии, безусловно, помогут и выручат в случае возникновения проблем и неполадок такого рода базовые знания.

Элементы коммутации

Включение фар, стояночного света и фонарей лучше всего осуществлять с помощью однорычажного переключателя. Однако можно предусмотреть отдельные выключатели для стояночного света и фар (с механической блокировкой, включающей стояночный свет при любом включении фар). Переключение света фар с помощью комбинированного рычажного выключателя указателей поворота в настоящее время является стандартным исполнением, и его следует предусматривать всегда. С помощью этого рычага, как известно, обычно включаются указатели поворота, система омывания и очистки ветрового стекла и осуществляется сигнализация фарами. Указатели поворота включаются через электронное реле, обеспечивающее мигающий режим работы, при соответствующем исполнении это реле также обеспечивает работу системы аварийной сигнализации. Последняя, однако, должна включаться с помощью отдельного выключателя с красной контрольной лампочкой. Реле должно давать оптический и акустический контрольные сигналы и поэтому размещается в салоне. Заметим, что термомагнитные реле—прерыватели указателей поворота не могут управлять системой аварийной сигнализации, поэтому необходимо второе реле (следует предусмотреть место для его размещения). Выключатель аварийной сигнализации может располагаться в любом подходящем месте, например на рулевой колонке.

Устройство аккумуляторной батареи (АКБ)

Аккумулятор 12В состоит из нескольких независимых друг от друга банок — аккумуляторов по 2 В. каждый. Аккумуляторы последовательно собираются и соединяются между собой в одном корпусе.

  1. Банка аккумулятора состоит из полюсных пластин, изолированных друг от друга кислотоупорными сепараторами.
  2. Корпус аккумулятора изготовлен из специальной кислотоупорной пластмассы или эбонита. В корпусе вылиты специальные отсеки для установки банок аккумулятора.
  3. Полюсная пластина представляет собой решетку с ячейками, изготавливаемую из свинца. В каждую ячейку решетки впрессовано активное вещество пористой структуры, что обеспечивает увеличение площади соприкосновения с электролитом.

В состав активного вещества входит свинцовый порошок с добавлением серной кислоты. В отрицательных пластинах размещается сернокислый барий. Во время формировки АКБ пластины заряжаются, и активное вещество превращается в диоксид свинца, а в отрицательных – в губчатый свинец.

Электролит – специальная жидкость, которая заливается в банки аккумулятора и служит для движения заряженных частиц от полюса к полюсу. Электролит состоит из серной кислоты и очищенной дистиллированной воды.

Электропровода

Электрические провода должны иметь сечения, соответствующие току, потребляемому подключенными приборами, причем падение напряжения, происходящее вследствие сопротивления электропроводов, должно быть минимальным.

В общем случае используют электропровода с медными жилами, площадь поперечного сечения которых равна 1—2,5 мм2. Провода с площадью сечения менее 1 мм2 применять не рекомендуется, так как они имеют недостаточную механическую прочность.

Большое количество электропроводов, большая разветвленность электросети автомобиля, а также требование простоты монтажа приводят к необходимости объединять отдельные электропровода определенных групп потребителей электроэнергии в пучки, например, для передней части автомобиля (фары, освещение отсека двигателя, звуковые сигналы), для электроснабжения салона (приборы, выключатели, замок зажигания) и для задней части автомобиля (габаритный огонь, стоп-сигнал, указатель поворота и фонари заднего хода или задние фары), которые соединяются между собой с помощью многоклеммовых штекеров. Это облегчает поиск неисправности. Полезным новшеством является введение в электросеть системы диагностики, разъем которой располагают в блоке реле и предохранителей, что позволяет проверить работоспособность важнейших агрегатов.

С недавнего времени прикладываются огромные усилия по упрощению бортовой электросети путем исключения отдельных электропроводов и введения центрального провода, используемого для мультиплексной (однопроводной) системы управления распределенными потребителями, аналогично тому, как это осуществляется в телефонной связи. Хотя эти разработки еще находятся в начальной стадии, однако они представляют определенный интерес, поскольку с их внедрением повысится надежность работы и, возможно, уменьшатся затраты. Это существенно упростило бы бортовую сеть автомобиля и привело бы к улучшению контроля и диагностики отказов отдельных приборов. В будущем это упрощение тем более необходимо, поскольку электронные приборы управления и контроля требуют развитой электрической сети, не зависимой от силовых цепей автомобиля.