Рабочие циклы двигателей
Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя
Работа двигателя внутреннего сгорания может быть представлена в виде систематически повторяющихся процессов, которые принято называть рабочими циклами. Рабочим циклом двигателя называется ряд последовательных, периодических повторяющихся процессов в цилиндрах, в результате которых тепловая энергия топлива преобразуется в механическую работу. При этом каждый полный рабочий цикл может быть разделен на одинаковые (повторяющиеся) части – такты.
Часть рабочего цикла, совершаемого за время движения поршня от одной мертвой точки до другой, т. е. за один ход поршня, называется тактом . Двигатели, рабочий цикл которых совершается за четыре хода поршня (два оборота коленчатого вала), называются четырехтактными. В головке блока цилиндров, над камерой сгорания (рис. 1) карбюраторного двигателя устанавливаются впускной 4 и выпускной 6 клапаны, управляемые газораспределительным механизмом, а также свеча зажигания 5.
Рабочий цикл карбюраторного четырехтактного двигателя состоит из последовательных тактов впуска, сжатия, расширения и выпуска.
Такт впуска
В результате вращения коленчатого вала при пуске двигателя (вручную или с помощью специального устройства — например, заводной рукоятки или электродвигателя — стартера) поршень совершает движение от верхней мертвой точки (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ). При этом впускной клапан 4 открыт, а выпускной клапан 6 закрыт. Так как объем цилиндра при движении поршня вниз (к НМТ) быстро увеличивается, давление над поршнем уменьшается до 0,07. 0,09 МПа, т. е. внутри цилиндра создается вакуум – избыточное разрежение. Впускной клапан 3 сообщается со специальным устройством – карбюратором, который приготавливает горючую смесь из топлива и воздуха. Вследствие разности давлений в карбюраторе и цилиндре горючая смесь всасывается через открытый впускной клапан в цилиндр двигателя.
Если двигатель уже работает, то горючая смесь, попадая в цилиндр из карбюратора, смешивается с остаточными продуктами сгорания от предыдущего цикла, и образует рабочую смесь. Смешиваясь с остаточными продуктами сгорания и соприкасаясь с нагретыми деталями цилиндра, рабочая смесь нагревается до температуры 75. 125 ˚С.
Такт сжатия
При подходе поршня к НМТ впускной клапан закрывается. Далее поршень начинает перемещаться вверх (к ВМТ), сжимая смесь воздуха, топлива и остаточных продуктов сгорания, которые не были удалены из цилиндра при выпуске. При движении поршня от НМТ к ВМТ вследствие сокращения объема цилиндра при закрытых клапанах повышаются давление, при этом возрастает температура рабочей смеси (в соответствии с законом Гей-Люссака). В конце такта сжатия давление внутри цилиндра повышается до 0,9…1,5 МПа, а температура смеси достигает 270-480 ˚С. В этот момент к электродам свечи зажигания 5 подводится высокое напряжение, которые вызывает между ними искровой разряд, результате чего рабочая смесь воспламеняется и сгорает. В процессе сгорания топлива выделяется большое количество теплоты, из-за чего температура газов (продуктов сгорания) повышается до 2200-2500 ˚С, и давление внутри цилиндра достигает 3,0…4,5 МПа. Газы начинают расширяться, перемещая поршень вниз, к НМТ.
Внутренний объем погонного метра трубы в литрах — таблица
Таблица показывает внутренний объем погонного метра трубы в литрах. То есть сколько потребуется воды, антифриза или другой жидкости (теплоносителя), чтобы заполнить трубопровод. Взят внутренний диаметр труб от 4 до 1000 мм.
Внутренний диаметр,мм | Внутренний объем 1 м погонного трубы, литров | Внутренний объем 10 м погонных трубы, литров |
4 | 0.0126 | 0.1257 |
5 | 0.0196 | 0.1963 |
6 | 0.0283 | 0.2827 |
7 | 0.0385 | 0.3848 |
8 | 0.0503 | 0.5027 |
9 | 0.0636 | 0.6362 |
10 | 0.0785 | 0.7854 |
11 | 0.095 | 0.9503 |
12 | 0.1131 | 1.131 |
13 | 0.1327 | 1.3273 |
14 | 0.1539 | 1.5394 |
15 | 0.1767 | 1.7671 |
16 | 0.2011 | 2.0106 |
17 | 0.227 | 2.2698 |
18 | 0.2545 | 2.5447 |
19 | 0.2835 | 2.8353 |
20 | 0.3142 | 3.1416 |
21 | 0.3464 | 3.4636 |
22 | 0.3801 | 3.8013 |
23 | 0.4155 | 4.1548 |
24 | 0.4524 | 4.5239 |
26 | 0.5309 | 5.3093 |
28 | 0.6158 | 6.1575 |
30 | 0.7069 | 7.0686 |
32 | 0.8042 | 8.0425 |
34 | 0.9079 | 9.0792 |
36 | 1.0179 | 10.1788 |
38 | 1.1341 | 11.3411 |
40 | 1.2566 | 12.5664 |
42 | 1.3854 | 13.8544 |
44 | 1.5205 | 15.2053 |
46 | 1.6619 | 16.619 |
48 | 1.8096 | 18.0956 |
50 | 1.9635 | 19.635 |
52 | 2.1237 | 21.2372 |
54 | 2.2902 | 22.9022 |
56 | 2.463 | 24.6301 |
58 | 2.6421 | 26.4208 |
60 | 2.8274 | 28.2743 |
62 | 3.0191 | 30.1907 |
64 | 3.217 | 32.1699 |
66 | 3.4212 | 34.2119 |
68 | 3.6317 | 36.3168 |
70 | 3.8485 | 38.4845 |
72 | 4.0715 | 40.715 |
74 | 4.3008 | 43.0084 |
76 | 4.5365 | 45.3646 |
78 | 4.7784 | 47.7836 |
80 | 5.0265 | 50.2655 |
82 | 5.281 | 52.8102 |
84 | 5.5418 | 55.4177 |
86 | 5.8088 | 58.088 |
88 | 6.0821 | 60.8212 |
90 | 6.3617 | 63.6173 |
92 | 6.6476 | 66.4761 |
94 | 6.9398 | 69.3978 |
96 | 7.2382 | 72.3823 |
98 | 7.543 | 75.4296 |
100 | 7.854 | 78.5398 |
105 | 8.659 | 86.5901 |
110 | 9.5033 | 95.0332 |
115 | 10.3869 | 103.8689 |
120 | 11.3097 | 113.0973 |
125 | 12.2718 | 122.7185 |
130 | 13.2732 | 132.7323 |
135 | 14.3139 | 143.1388 |
140 | 15.3938 | 153.938 |
145 | 16.513 | 165.13 |
150 | 17.6715 | 176.7146 |
160 | 20.1062 | 201.0619 |
170 | 22.698 | 226.9801 |
180 | 25.4469 | 254.469 |
190 | 28.3529 | 283.5287 |
200 | 31.4159 | 314.1593 |
210 | 34.6361 | 346.3606 |
220 | 38.0133 | 380.1327 |
230 | 41.5476 | 415.4756 |
240 | 45.2389 | 452.3893 |
250 | 49.0874 | 490.8739 |
260 | 53.0929 | 530.9292 |
270 | 57.2555 | 572.5553 |
280 | 61.5752 | 615.7522 |
290 | 66.052 | 660.5199 |
300 | 70.6858 | 706.8583 |
320 | 80.4248 | 804.2477 |
340 | 90.792 | 907.9203 |
360 | 101.7876 | 1017.876 |
380 | 113.4115 | 1134.1149 |
400 | 125.6637 | 1256.6371 |
420 | 138.5442 | 1385.4424 |
440 | 152.0531 | 1520.5308 |
460 | 166.1903 | 1661.9025 |
480 | 180.9557 | 1809.5574 |
500 | 196.3495 | 1963.4954 |
520 | 212.3717 | 2123.7166 |
540 | 229.0221 | 2290.221 |
560 | 246.3009 | 2463.0086 |
580 | 264.2079 | 2642.0794 |
600 | 282.7433 | 2827.4334 |
620 | 301.9071 | 3019.0705 |
640 | 321.6991 | 3216.9909 |
660 | 342.1194 | 3421.1944 |
680 | 363.1681 | 3631.6811 |
700 | 384.8451 | 3848.451 |
720 | 407.1504 | 4071.5041 |
740 | 430.084 | 4300.8403 |
760 | 453.646 | 4536.4598 |
780 | 477.8362 | 4778.3624 |
800 | 502.6548 | 5026.5482 |
820 | 528.1017 | 5281.0173 |
840 | 554.1769 | 5541.7694 |
860 | 580.8805 | 5808.8048 |
880 | 608.2123 | 6082.1234 |
900 | 636.1725 | 6361.7251 |
920 | 664.761 | 6647.6101 |
940 | 693.9778 | 6939.7782 |
960 | 723.8229 | 7238.2295 |
980 | 754.2964 | 7542.964 |
1000 | 785.3982 | 7853.9816 |
Если у вас специфическая конструкция или труба, то в формуле выше показано как вычислить точные данные для правильного расхода воды или иного теплоносителя.
Расчет онлайн
https://mozgan.ru/Geometry/VolumeCylinder
Как рассчитать стоимость доставки груза неправильной формы
Гораздо сложнее рассчитать грузоперевозку на газели, когда вещи упакованы в нестандартную тару либо имеют массивные габариты. К таким предметам относятся:
- музыкальные инструменты;
- статуи;
- запасные части;
- мебель.
Транспортировка таких вещей требует выделения отдельного места большего объёма либо упаковки в конусную, пирамидальную или другую тару. В таких случаях не обойтись без специалистов по логистике , способных, применив более сложные формы (используется самая широкая сторона предмета или упаковки), точно рассчитать доставку груза. При загрузке нестандартной тары в автомобиль общий объём груза увеличится на коэффициент 1,3-1,5 за счёт образования воздушных пустот, связанных с особенностью перевозимых вещей.
Сфера грузоперевозок требует максимальной точности расчёта габаритов предметов, товаров и вещей, которые планируется перевезти. Это позволит сделать транспортировку максимально быстрой, эффективной и недорогой и оставит у клиента только положительные эмоции от взаимовыгодного сотрудничества с транспортной .
Плюсы и минусы ДВС с большим и малым объемом
Каждый тип моторов имеет свои достоинства и определенные недостатки, что может существенно повлиять на выбор нового авто.
Достоинства малолитражных двс:
- дешевле стоимость и обслуживание других деталей, например, коробки и ходовой;
- экономичный расход топлива;
- турбированный вариант сочетает в себе высокую производительность при минимальных нагрузках и небольшом рабочем объеме.
Недостатки двигателей с маленьким литражом:
- слабая мощность, из-за чего автомобиль обладает маленькой грузоподъемностью;
- недостаточная динамика;
- низкий ресурс мотора из-за частой езды на повышенных оборотах;
- турбированный вариант очень дорогой в обслуживании.
Достоинства объемных моторов:
- мощность выше, чем у экономичных аналогов;
- увеличенный ресурс (двигатель реже работает на максимальных оборотах, поэтому будет дольше служить);
- отличная динамика (для выполнения обгона реже нужно переключаться на пониженную скорость);
- зимой быстрее прогреваются;
- атмосферные модификации не прихотливы к качеству топлива.
Недостатки объемных силовых агрегатов:
- обслуживание дороже, чем в случае с экономным аналогом (нужно заливать больше масла и охлаждающей жидкости, устанавливать более качественную коробку, подвеску и тормоза);
- высокие налоги при перерегистрации (покупка на вторичном рынке) и растаможке;
- увеличенный расход топлива.
Как видно, объем мотора тесно связан с дополнительными растратами, как в случае с малолитражками, так и с более «прожорливыми» аналогами. В виду этого, подбирая модификацию авто по литражу, каждый автомобилист должен исходить из условий, в которых будет эксплуатироваться машина.
По каким параметрам подбирать автомобиль – смотрите в данном видео:
Как выбрать автомобиль, какой двигатель лучше?
Главная » Статьи » Что значит объем двигателя
Полный объем — цилиндр
Камерой сгорания называется пространство в цилиндре над поршнем при положении его в ВМТ. Полным объемом цилиндра называется сумма его рабочего объема и объема камеры сгорания. Степенью сжатия называется отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. Степень сжатия показывает, во сколько раз уменьшается объем рабочей смеси, поступившей в цилиндр, при ее сжатии.
Одним из важнейших конструктивных параметров современных автомобильных двигателей является степень сжатия. Степенью сжатия называется отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания.
Объем камеры сгорания и рабочий объем в сумме составляют полный объем цилиндра. Степень сжатия показывает, во сколько раз полный объем цилиндра больше камеры сгорания.
Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатия. Это число показывает, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания.
Поршень, двигаясь в цилиндре от верхней мертвой точки до нижней, освобождает определенное пространство, которое называется рабочим объемом цилиндра. Сумму объемов цилиндра и камеры сгорания называют полным объемом цилиндра. Если сложить рабочие объемы всех цилиндров одного двигателя, то получают его общий объем, так называемый литраж двигателя.
Сумма рабочего объема и объема камеры сгорания составляет полный объем цилиндра.
Складывая объем камеры сгорания с рабочим объемом цилиндра, получаем полный объем цилиндра.
В связи с этим у двухтактных двигателей различают две величины степени сжатия — геометрическую и действительную. Геометрическая степень сжатия относится к полному ходу поршня и определяется как отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания.
Объем, ограниченный стенками цилиндра, головкой и днищем поршня при положении его в в.м.т., называют камерой сжатая, а объем, освобождаемый поршнем при движении его от в.м.т. до н.м.т. — рабочим объемом цилиндра. Рабочий объем цилиндра, выраженный в литрах / называют литражом двигателя, а объем, ограниченный го — ЛОЕКОЙ, стенками цилиндра и днищем поршня при положении его в н.м.т., — полным объемом цилиндра.
Камерой сгорания называется пространство в цилиндре над поршнем при положении его в ВМТ. Полным объемом цилиндра называется сумма его рабочего объема и объема камеры сгорания. Степенью сжатия называется отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. Степень сжатия показывает, во сколько раз уменьшается объем рабочей смеси, поступившей в цилиндр, при ее сжатии.
При перемещении поршня от верхней мертвой точки к нижней в цилиндре освобождается пространство, составляющее рабочий объем цилиндра. Когда поршень находится в верхней мертвой точке, над ним будет наименьшее пространство, называемое объемом камеры сгорания. Рабочий объем цилиндра и объем камеры сгорания составляют полный объем цилиндра. В многоцилиндровых двигателях сумма рабочих объемов всех цилиндров выражается в литрах и называется литражом двигателя.
Наряду с химическим составом топлива, на развитие детонации значительное влияние оказывают конструкция самого двигателя и режим его эксплуатации. Не вдаваясь в подробности, отметим только, что в наибольшей степени способствуют детонации увеличение степени сжатия и повышение давления наддува, так как в обоих этих случаях растут температуры и давления. Степень сжатия ( е) характеризуется отношением полного объема цилиндра двигателя к объему камеры сгорания.
Прежде чем рассматривать отдельные циклы, осуществляемые в двигателях внутреннего сгорания, введем обозначения и понятия, общие для всех циклов. Сумму объемов У / г и Ус обозначим через Va и назовем полным объемом цилиндра двигателя.
На что влияет литраж
Однако не следует забывать о том, что большие двигатели обладают большим аппетитом. Так, если полуторалитровый бензиновый силовой агрегат в городском цикле расходует в среднем 9-10 литров горючего на 100 км пути, то двухлитровому мотору потребуется 12-13 литров топлива. На трассе разница меньше, примерно 6,5-7 литров против 8-8,5.
Причина в том, что во время работы на холостом ходу больший двигатель также потребляет больше бензина, при этом во время движения он позволяет быстрее разогнать машину до требуемой скорости, т.е. сокращается время работы в неэкономичном режиме.
Формула «больше объем – выше мощность» справедлива для легковых автомобилей. У грузовиков применяется несколько иной подход
Большой объем не обязательно подразумевает «табун лошадей» под капотом, поскольку для этих автомобилей более важной характеристикой является большой крутящий момент во всех диапазонах оборотов коленвала
Так, у тягача КамАЗ-54115 объем силового агрегата составляет 10,85 л (объем только одного цилиндра сопоставим с рабочим объемом двигателя малолитражки), при этом мощность его составляет всего 240 л.с. Для сравнения, BMW X5 c трехлитровым дизельным мотором развивает мощность 218 л.с. справедливости ради стоит отметить, что на тяжелые грузовики КамАЗ последнего поколения, ставятся более современные моторы объемом 11,76 л и мощностью до 400 л.с.
Формула рабочего объема двигателя, цилиндра
Формула рабочего объема двигателя — это, по сути, формула рабочего объема цилиндра, умноженная на количество цилиндров двигателя. Но, поскольку она публиковалась в разных вариантах, то это может сбивать с толку. Независимо от используемого варианта формулы результат расчета будет одним и тем же. Изменение рабочего объема двигателя после растачивания цилиндров или изменения хода поршней.
При растачивании цилиндров двигателя со стенок цилиндров снимается слой металла и штатные поршни заменяются ремонтными поршнями, имеющими больший диаметр. Растачивание цилиндров приводит к увеличению как рабочего объема, так и степени сжатия.
Серийный двигатель, уже использовавшийся в предыдущем примере расчета рабочего объема, с диаметром цилиндров 4,000 дюйма и ходом поршней 3,000 дюйма имеет рабочий объем 226 куб. дюймов. Если расточить цилиндры под диаметр, увеличенный на 0.060 дюйма, то диаметр цилиндров станет равным 4,060 дюйма.
Формула для расчета рабочего объема двигателя остается той же, за исключением того, что вместо 4,000 дюймов в нее подставляем 4,060 дюйма.
Рабочий объем двигателя (в кубических дюймах) = диаметр цилиндра х диаметр цилиндра х ход поршня х 0,7854 х число цилиндров
4.060 дюйма х 4,060 дюйма х 3,000 дюйма х 0,7854 х
х 6 = 233 кубических дюйма = 3818 см3.
Если диаметр цилиндров не изменяется, а ход поршней после замены коленчатого вала увеличится, то при этом возрастет как рабочий объем двигателя, так и степень сжатия цилиндров. Если ход поршней увеличивается на 1/8 дюйма (0,125 дюйма), а диаметр цилиндров остается таким же, как у серийного двигателя, расчет нового рабочего объема двигателя производится следующим образом:
Рабочий объем двигателя (в кубических дюймах) = диаметр цилиндра х диаметр цилиндра х ход поршня х 0,7854 х число цилиндров 4,000 дюйма х 4,000 дюйма х 3,125 дюйма х 0,7854 х х 6 = 236 кубических дюймов = 3867 см3.
Рабочий объем цилиндра формула двигателя
При одновременном увеличении диаметра цилиндров (расточены на 0,060 дюйма) и хода поршней (увеличен на 0,125 дюйма) рабочий объем двигателя в результате этих изменений станет равным.
4.060 дюйма х 4,060 дюйма х 3,125 дюйма х 0,7854 х
х 6 = 243 кубических дюйма = 3982 см3.
sovetprost.ru
Как узнать объем двигателя по вин-коду? Расшифровка вин-кода
Также узнать объем двигатель можно по vin-коду. Его можно посмотреть в нижней части арки водительской двери, естественно, предварительно открыв ее. Также он указан под задним сиденьем, под лобовым стеклом и в левой верхней части панели приборов (в этом случае код нужно смотреть снаружи машины).
Последний способ из перечисленных является самым достоверным. Так как вин-код указывается на всех машинах, которые производились, начиная примерно с 1980 года. Он состоит из семнадцати знаков, среди которых не применяются латинские буквы I, O и Q из-за их схожести с цифрами 1 и 0.
- Первые три знака обозначают индекс производителя автомобиля. (Первый — код географической зоны, второй — код страны в этой географической зоне, а третий — это символ производителя).
- С четвертого по восьмой знаки информируют об основных технических параметрах авто: о модели, типе и объеме двигателя, типе кузова и так далее.
- Девятый символ является контрольной цифрой. Она нужна для того, чтобы можно было определить достоверность vin-кода. С ее помощью можно выяснить, не числится ли автомобиль в угоне.
- С двенадцатого по семнадцатый знаки являются номером кузова машины.
Объем цилиндра. Площадь боковой поверхности цилиндра.Площадь полной поверхности цилиндра
Для цилиндра с r и h (рис. 5)
Рис.5
введем следующие обозначения
V | объем цилиндра |
Sбок | площадь |
Sполн | площадь |
Sосн | площадь |
Тогда справедливы следующие формулы для вычисления объема, площади :
Sосн = πr2,
V = Sоснh = πr2h,
Sбок= 2πrh,
Sполн = 2πr2 + 2πrh == 2π(r + h).
Замечание 7. Формула объема цилиндра V = πr2h может быть получена из
при помощи предельного перехода, когда число сторон правильной призмы n неограниченно возрастает. Однако доказательство этого факта выходит за рамки школьной программы.
На нашем сайте можно также ознакомиться нашими учебными материалами для подготовки к ЕГЭ по математике.
Где можно посмотреть объем двигателя?
Объем двигателя можно посмотреть в техническом паспорте, но, если автомобиль подержанный, цифры, указанные в ПТС, могут не соответствовать действительности. Причины могут быть разными: от аварии до тюнинга двигателя и замены некоторых узлов.
При покупке или ремонте авто рабочий объем можно узнать по VIN-коду двигателя — этот 17-значный код указан в ПТС, в свидетельстве о регистрации, его можно найти и на кузове транспортного средства. Местонахождение цифр производитель указывает в сопроводительных документах: VIN-код может находиться на лонжеронах, на шасси, на стойке водительского сиденья (нижняя часть).
Состав 17-значного VIN-кода:
Цифры | Что обозначают |
1, 2, 3 |
Географическая зона, страна, производитель |
4, 5, 6, 7, 8 |
Информация о типе кузова, типе и модели двигателя, сведения о шасси, данные о кабине, виде тормозной системы, серии авто |
9 |
Контрольная цифра, по ней определяют достоверность VIN-номера, выясняют, не находится ли авто в угоне |
10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 |
Информация о заводе-изготовителе, годе выпуска, серийном номере ТС |
Узнать значения VIN-кода можно на СТО, в онлайн-магазинах запасных частей, с помощью автомобильных онлайн-сервисов. Неспециалисту расшифровать код сложно, потому что нет единой системы обозначений — производители используют разные методы шифрования типа двигателя.
Справка!
На «движке» есть номер, состоящий из 14 цифр, по нему можно выяснить модель, год и месяц выпуска, индивидуальный порядковый номер. А потом определить литраж двигателя по модели.
По номеру двигателя подробную информацию о модели можно найти в каталоге завода-изготовителя.
Расчет рабочего объёма двигателя
Рабочий объем цилиндра представляет собой объем находящийся между крайними позициями движения поршня.
Определить объем двигателя можно обычным калькулятором, зная параметры цилиндра и поршня. Но посчитать рабочий объем в см³ нашим калькулятором, в режиме онлайн, будет намного проще и быстрее, тем более, если вам расчеты нужны, дабы узнать мощность двигателя, поскольку эти показатели напрямую зависят друг от друга.
Формула расчета цилиндра известна еще со школьной программы – объем равен произведению площади основания на высоту. И для того чтобы вычислить объем двигателя автомобиля либо мотоцикла также нужно воспользоваться этими множителями. Рабочий объём любого цилиндра двигателя рассчитывается так: V=πr²h где,h — длина хода поршня мм в цилиндре от ВМТ до НМТ (Верхняя и Нижняя мёртвая точки) r — радиус поршня мм п — 3,14 не изменное число.
Как узнать объем двигателя.
Для расчета рабочего объема двигателя вам будет нужно посчитать объем одного цилиндра и затем умножить на их количество у ДВС. И того получается: Vдвиг = число Пи умножено на квадрат радиуса (диаметр поршня) умноженное на высоту хода и умноженное на кол-во цилиндров.Поскольку, как правило, параметры поршня везде указываются в миллиметрах, а объем двигателя измеряется в см. куб., то для перевода единиц измерения, результат придется разделить еще на 1000.Заметьте, что полный объем и рабочий, отличаются, так как поршень имеет выпуклости и выточки под клапана и в него также входить объем камеры сгорания. Поэтому не стоит путать эти два понятия. И чтобы рассчитать реальный (полный) объем цилиндра, нужно суммировать объем камеры и рабочий объем.
Расчет объема ДВС калькулятором
Чтобы посчитать объем интересующего вас двигателя нужно внести 3 цифры в соответствующие поля, — результат появится автоматически. Все три значения можно посмотреть в паспортных данных автомобиля или тех. характеристиках конкретной детали либо же определить, какой объем поршневой поможет штангенциркуль. Таким образом, если к примеру у вас получилось что объем равен 1598 см³, то в литрах он будет обозначен как 1,6 л, а если вышло число 2429 см³, то 2,4 литра. Также замете, что при одинаковом количестве цилиндров и рабочем объеме двигатели могут иметь разный диаметр цилиндров, ход поршней и мощность таких моторов так же будет разной. Движок с короткоходными поршнями очень прожорлив и имеет малый КПД, но достигает большой мощности на высоких оборотах. А длинноходные стоят там, где нужна тяга и экономичность. Следовательно, на вопрос «как узнать объем двигателя по лошадиным силам» можно дать твердый ответ – никак. Ведь лошадиные силы хоть и имеют связь с объемом двигателя, но вычислить его по ним не получится, поскольку формула их взаимоотношения еще включает много разных показателей. Так что определить кубические сантиметры двигателя можно исключительно по параметрам поршневой.
Зачем нужно проверять объем двигателя
Чаще всего узнают объем двигателя когда хотят увеличить степень сжатия, то есть если хотят расточить цилиндры с целью тюнинга. Поскольку чем больше степень сжатия, тем больше будет давление на поршень при сгорании смеси, а следовательно, двигатель будет более мощным. Технология изменения объема в большую сторону, дабы нарастить степень сжатия, очень выгодна — ведь порция топливной смеси такая же, а полезной работы больше. Но всему есть свой предел и чрезмерное её увеличение грозит самовоспламенением, вследствие чего происходит детонация, которая не только уменьшает мощность, но и грозит разрушением мотора.
Что зависит от объема
Чем больше смеси топлива с воздухом попадает в цилиндры двигателя и сгорает там, тем больше энергии при этом выделяется. В цилиндры полуторалитрового мотора войдет за цикл намного меньше топлива, чем в трехлитровый, а значит — и больше энергии выйдет на вращение коленвала. Большой мотор — лучшая разгонная динамика, больше предельная скорость и крутящий момент. Но и большее потребление топлива.
Но с мощностью не все так очевидно. Применение турбин (принудительное нагнетание воздуха) позволило снимать больше мощности с единицы объема. Так, атмосферный двигатель Форд 1.6 л выдает мощность, равную 115 л.с., а 1-литровый Форд Экобуст с турбонаддувом — 125 л.с. И крутящий момент у турбированных ДВС выше, и пиковое его значение доступно уже с низов.
Машины с большими объемами двигателей стоят дороже, чем такие же, но с меньшим объёмом. Дело в том, что себестоимость такого ДВС дороже, ему нужна другая трансмиссия, выхлопная и охлаждающая системы, другие тормоза и прочее.
По этой причине бюджетные автомобили, как правило, малолитражки, двигатели которых просты в изготовлении, не имеют сложных систем и электроники. Так как вес этих авто небольшой, то маленького моторчика хватает для комфортного перемещения по городу и сносной динамики. Невысокая стоимость в совокупности с низким расходом топлива делает их популярными у автолюбителей.
Почему названия модели больше не содержат в себе объем мотора
Когда на рынок пришли турбированные двигатели (дизельные и бензиновые), ориентироваться по «шильдикам», висящим на задней части машины, стало намного сложнее. Изначально все было понятно: «BMW 535D» — дизельный БМВ пятой серии с двигателем объемом 3.5 литра.
Мощный атмосферный пятилитровый мотор после установки турбонаддува уменьшает свой объем до 4.4 литра, но обозначается все равно как пятилитровый. Наглядно это видно на машинах Мерседес, которые уже отвязали названия своих моделей от объема. Например, версия «AMG63» уже давно не несет в себе 6.2-литровый двигатель. Вместо него теперь устанавливается ДВС объемом пять с половиной литров. Но модель все равно называется «AMG-63».
Как увеличить объем ДВС
Можно физически увеличить камеру сгорания путем расточки цилиндров. Это называется — форсирование двигателя. Сильно прирастить объем таким образом не получится — блоки цилиндров рассчитаны на свои пределы расточки, которые составляют не более трех капитальных ремонтов двигателя. При таких ремонтах цилиндры, имеющие уже от износа форму эллипса, растачиваются до придания им идеально круглой формы, туда устанавливаются ремонтные поршни с ремонтными кольцами и другие детали двигателя, имеющие увеличенный размер.
Купить поршни и прочие детали для двигателя авто можно только в максимальном размере, соответствующем третьему ремонту. Смысл более глубокого тюнинга пропадает из-за его нецелесообразности, так как дешевле и проще купить двигатель большего объема, а вот его уже можно расточить.
Сколько помещается различных грузов?
Грунт
Под словами «грунт» или «земля» обычно понимается чернозем. Объем данного материала, который можно перевезти самосвалом КамАЗ за одну ходку, зависит от вместимости и грузоподъемности. Обычно получается от 7,0 до 8,0 куб. м. Если же грузят «с горой», то необходимо добавить еще 2 куба.
Песок
При доставке песка надо, кроме приводившихся ранее характеристик транспорта по объему и грузоподъемности, знать еще и влажность груза. Тогда можно посчитать его вес. Это надо перевозчикам, чтобы определить количество машин, и заказчикам, если они хотят убедиться, что исполнитель везет полный объем груза.
Относительно песка, важное значение имеет такой его параметр, как насыпная плотность. Это переменная характеристика
Она зависит от влажности и наличия разнообразных примесей. В среднем равна 1,6 тн / куб. м. Таким образом, для 10-тонного КамАЗа получается: 10 : 1,6 = 6,25. То есть, практически, за каждый рейс машина доставит 6 тонн.
Если же плотность намного выше, например, 1,8 тн / куб. м., то для той же техники цифры будут другие: 10 : 1,8 = 5,56. Тот, кто это не учитывает и всегда пользуется только средним значением, перегрузит транспортное средство почти на полтонны.
Точная цифра насыпной плотности пишется в документе, который находится у водителя. Объемная вместимость самосвальных кузовов КамАЗов может быть 6,0; 8,0; 10,0; 12,0; 20,0 или 25,0 куб. м. Если плотность 1,6 тн / куб. м., то расчеты по нахождению веса, в зависимости от занимаемого объема, будут следующие:
- 6 куб. м.: 1,6 * 6,0 = 9,6 тн
- 8 куб. м.: 1,6 * 8,0 = 12,8 тн
- 10 куб. м.: 1,6 * 10,0 = 16 тн
- 12 куб. м.: 1,6 * 12,0 = 19,2 тн
- 20 куб. м.: 1,6 * 20,0 = 32 тн
- 25 куб. м.: 1,6 * 25,0 = 40 тн
Полученная в каждом конкретном случае цифра не должна превышать грузоподъемность работающего на линии автомобиля.
Дрова
Этот груз обычно возится осенью заказчикам в частный сектор – хозяева домов заказывают доставку топлива на холодное время года. Обычно в КамАЗ самосвал помещается от 6,5 до 7,0 кубических метров дров. Но есть одна особенность. Указанная цифра справедлива лишь в том случае, если грузят колотые поленья. Если же они круглые, то надо планировать максимум 5 кубов на ходку.
Устройство автомобиля
1.2. Устройство и основные параметры двигателя
Поршневой двигатель внутреннего сгорания состоит из следующих механизмов и систем:
- кривошипно-шатунный механизм (КШМ);
- газораспределительный механизм (ГРМ);
- система охлаждения;
- смазочная система;
- система питания;
- система зажигания (в карбюраторном двигателе);
- система электрического пуска двигателя.
В поршневом ДВС (рис. 1) преобразование энергии происходит в замкнутом объеме, который образован цилиндром, крышкой (головкой) цилиндра и поршнем. В карбюраторном двигателе горючая смесь вводится в цилиндр через впускной клапан, смешиваясь с остатками отработавших газов — образует рабочую смесь, которая сжимается поршнем и воспламеняется. Образовавшиеся при сгорании газы перемещают поршень, который через шатун передает усилие на кривошип коленчатого вала, поворачивая его вокруг оси. Отработавшие газы вытесняются при обратном движении поршня через выпускной клапан. Таким образом, тепловая энергия преобразуется в механическую, а возвратно-поступательное движение — во вращательное как наиболее удобный для трансформации вид движения.
Рис. 1. Схема четырехтактного одноцилиндрового карбюраторного двигателя: 1 — распределительный вал; 2 — толкатель; 3 — цилиндр; 4 — поршень; 5 — штанга; 6 — впускной клапан; 7 — коромысло; 8 — свеча зажигания; 9 — выпускной клапан; 10 — поршневые кольца; 11 — шатун; 12 — коленчатый вал; 13 — поддон
При вращении коленчатого вала поршень дважды за один оборот останавливается и меняет направление движения.
Основные параметры двигателей
Верхняя мертвая точка (ВМТ) — крайнее верхнее положение поршня (рис. 2).
Нижняя мертвая точка (НМТ) — крайнее нижнее положение поршня. Радиус кривошипа — расстояние от оси коренной шейки коленчатого вала до оси его шатунной шейки.
Ход поршня S — расстояние между крайними положениями поршня, равное удвоенному радиусу кривошипа коленчатого вала. Каждому ходу поршня соответствует поворот коленчатого вала на угол 180° (пол-оборота).
Рис. 2. Основные положения кривошипно-шатунного механизма: а — ВМТ; б — НМТ; Vc — объем камеры сгорания; Vh — рабочий объем цилиндра; D — диаметр цилиндра; S — ход поршня
Ход поршня S и диаметр D цилиндра обычно определяют размеры двигателя.
Такт — часть рабочего цикла, происходящая за один ход поршня.
Объем камеры сгорания — объем пространства над поршнем при его положении в ВМТ.
Рабочий объем цилиндра объем пространства, освобождаемого поршнем при перемещении его от ВМТ к НМТ.
Полный объем цилиндра — объем пространства над поршнем при нахождении его в НМТ. Очевидно, что полный объем цилиндра равен сумме рабочего объема цилиндра и объема камеры сгорания.
Степень сжатия ε — отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания.
Индикаторная мощность Ni, мощность, развиваемая газами в цилиндре.
Эффективная (действительная) мощность Ne — мощность, развиваемая на коленчатом валу двигателя. Эффективная мощность Ne меньше индикаторной Ni, так как часть последней затрачивается на трение и на приведение в движение вспомогательных механизмов. Эта мощность называется мощностью механических потерь Nм.
Механический КПД (коэффициент полезного действия) двигателя ηм — отношение эффективной мощности к индикаторной:
Индикаторный КПД ηi, представляет собой отношение теплоты Qi эквивалентной индикаторной работе, ко всей теплоте Q, введенной в двигатель с топливом.
Эффективный КПД ηе — отношение количества теплоты Q2, превращенного в механическую работу на валу двигателя, ко всему количеству теплоты Q1, подведенному в процессе работы.
Среднее эффективное давление ре — произведение среднего индикаторного давления рi (давление, действующее на поршень в течение одного хода поршня) на механический КПД ηм.
Удельный индикаторный расход топлива qi — количество топлива, расходуемого в двигателе для получения в течение 1 ч индикаторной мощности 1 кВт.
Удельный эффективный расход топлива ge — количество топлива, которое расходуется в двигателе для получения в течение 1 ч 1 кВт эффективной мощности.
Что нужно понимать?
Для каждого транспортного средства объем двигателя является неизменной величиной, которая со временем не претерпевает изменения и не колеблется в своем значении. От рабочего объема двигателя зависят мощностные показатели авто, однако те, в свою очередь, оказывают влияние абсолютно на все характеристики машины. Даже оформление ежегодной страховки находится в неразрывной зависимости с литражом автомобиля. Чтобы точно определится с объемом агрегата, нужно:
- Иметь хотя бы поверхностные представления об устройстве двигателя и его конструкции;
- Иметь в наличии техпаспорт ТС.
Не имея никаких знаний по этим вопросам, вряд ли удастся получить желаемый результат. Процедура расчета объема двигателя хоть и не сложна для выполнения, но при этом имеет множество нюансов, которые без знания устройства могут перерасти в большую проблему.