Технические характеристики ЗИЛ-130 самосвал
Долгий процесс подбора силового агрегата и рабочих показателей не прошел для ЗИЛ-130 даром. Миру явили новую машину, заслужившую диплом на международной выставке и получившую популярность у широкого круга пользователей из промышленного и сельскохозяйственного сектора.
Двигатель
На самосвалах ЗИЛ-130 используется заводской силовой агрегат с V-образным расположением восьми цилиндров. Карбюраторный четырехтактный мотор выдает 150 л.с. максимальной мощности. Частота вращения коленчатого вала достигает 3200 оборотов в минуту. Двигатель достигает максимального показателя полезного крутящего момента в точке 402 Нм.
Рабочий объем мотора составляет 5996 см3. Диаметр цилиндра двигателя равен 100 мм, ход поршня в цилиндре — 95 мм. Степень сжатия остановилась на отметке 6,5. Система питания — карбюратор. Потребности мотора обеспечиваются подачей топлива марки А-76 из топливных баков объемом 175 л.
Трансмиссия
На самосвалах ЗИЛ-130 устанавливается стандартная механическая пятиступенчатая коробка передач. Сцепление — сухое однодисковое. Привод распределяется на заднюю ось, передняя ось — рулевая. Колесная формула — 4х2. Стандартный размер покрышек — 260х508. Максимальная скорость движения по дорогам с твердым покрытием — 90 км/ч.
Стандартная рессорная подвеска ЗИЛ-130 была применена в автомобилях четвертого поколения ГАЗ. На передней оси использованы гидравлические амортизаторы, на задней — телескопические. Пневматическая тормозная система работает на барабанных механизмах.
Описание двигателя ЗИЛ 130
Силовая установка, устанавливаемая на одноимённую машину ЗИЛ-130, оснащена восемью камерами, компоновка которых соответствует схеме «v8». Это означает, что цилиндры, количество которых 8, расположены друг относительно друга под углом 90°. Такое положение облегчает мотор. Двигатель выполняет четыре такта за рабочий цикл, объёмом 5,969 литра, с верхним расположением клапанов, питание организовано карбюратором.
Блок мотора укомплектован гильзами, которые уплотняются снизу кольцами. Головок остова две, материал исполнения — сплав алюминия с добавлением других металлов. Вытеснители так же алюминиевые, опоясаны кольцами: два верхних компрессионные, из чугуна с хромовым покрытием, третье составное, для съёма масла. Охлаждается агрегат жидкостью, принудительная циркуляция которой происходит в замкнутых пустотах остова и головки. Для снижения влияния сил трения, в механизм заливается масло. Система смазки двигателя ЗИЛ 130 организована методом комбинирования, жидкость циркулирует по патрубкам с давлением, а так же разбрызгивается самотёком. Питание мотора за счёт принудительной подачи топлива, организованной помпой.
Конструктивно двигатель ЗИЛ-130 схож с ЗИЛ-111, однако большинство деталей заменить нельзя. В сравнении с предшественником, объём агрегата меньше, но некоторые механизмы отличаются.
Мотор ЗИЛ-130:
Историческая справка
Предшественником 130-ой модели был ЗИЛ 164. Инженеры завода имени Лихачева приступили к разработке опытного образца в далеком 1953 году, изначально прототип планировалось запускать в серию с индексом 125. Первая тестовая партия была готова к заводским испытаниям в 1957 году, в серию по разным причинам она не пошла.
Лишь в 1964 году будущий «Колхозник» добрался до конвейера. С тех пор новый грузовик выпускался вплоть до 1992 года, после чего выпуском этой модели стал заниматься Уральский автомоторный завод до 2004 года.
После ребрендинга завода машина получила иное название: Амур 53131. История легенды окончилась сравнительно недавно, в 2010 году.
Впервые были применены инновационные на тот период технологии. С 1966 по 1977 год произошли масштабные усовершенствования.
Капитальный ремонт: этапы и процессы
Ремонт двигателя ЗИЛ 130 — это довольно щепетильная тема, поскольку сам процесс немного отличается от остальных грузовых автомобилей советского автопрома. Как ремонтировать такой агрегат, сейчас знают не многие автомеханики, поскольку данный агрегат считается морально устаревшим и ему на смену пришли ДВС нового поколения производства ЯМЗ, КАМАЗ и других производителей, устройство которых отличается от 130-го.
Итак, рассмотрим последовательность действий направленных на проведения капитального ремонта силового агрегата.
Разборка
Конечно, перед тем, как проводить разборку двигателя, его необходимо демонтировать с автомобиля. Делается это достаточно легко — отсоединяются все системы и при помощи крана или лебедки снизу вверх вытягивается все в сборе.
Процесс разборки, по большому счету, ничем не отличается от того самого ГАЗ-53. Но, рассмотрим последовательность действий, которую необходимо проделать:
- Снимаем карбюратор, высоковольтные провода и систему зажигания.
- Демонтаж клапанных крышек.
- Сливаем масло с двигателя.
- Демонтируем картер мотора.
- Вынимаем головки блока цилиндров. Стоит напомнить, что в 130-м их две.
- Снимаем помпу, масляный насос и удерживающие планки.
- Проводим демонтаж бугелей и оснований шатунов, что держат вкладыши, а затем вынимаем коленчатый вал.
- Теперь, можно вынуть поршни вместе с шатунами.
- Разборка остальных мелких элементов
Теперь, когда все разобрано необходимо тщательно помыть все детали, чтобы перейти к процессу диагностики.
Диагностика неисправностей
После того, как была проведена мойка, которая делается, горячим керосином, разогретым до 60-70 градусов, необходимо определиться, какие детали еще можно использовать, а какие придется заменить. Диагностические работы начинаются с промеров коленчатого вала и блока цилиндров. Если замеры показали, что блок и вал нужно точить, то они отправляются на специальные станки.
Далее, стоит проверить на работоспособность водяной и масляный насос. Как показывает практика, обычно в них изнашиваются вал и опорный подшипник, так что можно обойтись заменой ремонтного комплекта, но не всегда эта теория работает. Также, меняются подшипники коленчатого вала в обязательном порядке, поскольку выработка на внутренней части, зачастую слишком большая.
Следующим этапом становиться диагностика головки блока цилиндров. Как показывает практика, здесь все предельно просто — меняются сальники клапанов и распределительного вала, выпускные клапана, седла клапанов, а также направляющие втулки. Зачастую, случаются случаи, когда при проведении опрессовки, ГБЦ оказывается треснутой — здесь на помощь придет аргонная сварка, которая замечательно латает алюминий.
Подбор запасных частей
Когда все детали определены, можно начать заказ и подбор. Стоит отметить, что не всегда удается расточить цилиндры под первый ремонтный размер, поэтому заказывать поршневую необходимо после расточки. Как показывает практика, на двигателях ЗИЛ, что остались в эксплуатации заказывают не ремонтные поршни, а гильзокомплекты, в которые входят: гильза стандартного размера, поршень, палец и комплект маслосъемных колец.
Следующим этапом становиться подбор запасных частей к головке блока. Здесь все идет по стандарту — клапана (обычно это комплект выпускных и впускных, всего 16 штук), ремонтные (утолщенные) направляющие втулки размерностью +0,03 мм, стандартные седла клапанов и сальники. При необходимости, проводится подбор распределительных валов. Но, это в редких случаях, когда снятые имеют увеличенный износ шеек.
Расточка
Теперь, когда все запасные части собраны, можно приступить к проведению непосредственно ремонтно-восстановительных работ. Первым этапом становится расточка коленчатого вала и блока цилиндров.
Тюнинг
В эпоху Советского Союза, о тюнинге разговаривать было тяжело, поскольку такого понятия еще не было. Конечно, некоторые автолюбители пробовали дорабатывать силовой агрегат, устанавливая на него тракторную турбину или переделывая систему впрыска. Известны даже факты экспериментов, когда ставилось охлаждение топлива, что неоднократно приводило к гидроударам.
Но, со становлением новой эпохи и развитием тюнинга, в начале 2000-х годов начинается целый ряд экспериментов с двигателем ЗИЛ-130, тюнинг которого обходился достаточно дорого и затратно по времени. Все-же находились энтузиасты, которые делали доработку моторов 130-го своими руками.
Итак, стоит более детально рассмотреть, какая доработка велась на двигателе ЗИЛ-130 (тюнинг):
- Переточка поршневой системы. Цилиндры растачивались под тюнинг-поршни размера 120 мм. Это позволяло увеличить степень сжатия. Приобрести такие поршни на свой силовой агрегат можно было у компании ЗИЛ, для модифицированных моторов ЗИЛ-130ГЭС или у производителя Terra.
- Замена головки блока цилиндров, на снятую с ЗИЛ-130 БЭ.
- Замену клапанного механизма, с расточкой посадочных мест под клапана ATI. В данном варианте приходилось менять седла клапанов, которые предварительно проходили этап шарошки.
- Замену шкивов под зубчатый ремень.
- Замену системы зажигания на бесконтактную.
- Расточку коленчатого вала, а также смену вкладышей.
- Замену систему впрыска на моноинжектор.
- Многое другое.
Некоторые автолюбители меняли всю начинку силового агрегата, что давало возможность установить многоточечный впрыск. По сути, такая лошадка имела значительно большую мощность, в отличие от своих соратников и братьев. Неотъемлемой частью тюнинга двигателя внутреннего сгорания является замена системы выхлопа.
Для 130-го это был хромированный комплект, укороченный на 200 мм выхлопной трубы, которая позволяла увеличить мощностные характеристики на 50-100 лошадок. Еще одним вариантом доработки была установка разветвленной системы выхлопа, когда с выпускного коллектора выводилось две выхлопных трубы. Таким образом, при правильных расчетах можно было добавить 70-120 л.с.
Конечно, при замене системы выпуска и установки инжектора приходиться подумать и о подачи воздуха. Так, просто необходимо было устанавливать дроссель, что давало возможность контролировать входящий воздушный поток. Следовательно, логически, необходимо заменить и воздушный фильтр. Как показывает практика, большинство профессионалов тюнинга рекомендуют — воздушный фильтр «нулевого» сопротивления.
Сколько будет стоить полная доработка или тюнинг мотора ЗИЛ-130? — Этот вопрос задавали себе многие автолюбители. По средним подсчетам, если подвергать двигатель полной переделке, то это обойдется владельцу около 5000 долларов, что не есть рентабельно, хотя технические характеристики могут вырасти в 2, а то и в 3 раза.
Модификации грузового автомобиля
Изначально производители планировали серийный выпуск транспорта в стандартной комплектации:
- ЗиЛ версии 130 А — характеристики обозначали машину как бортовой тягач с прицепом. Общий вес равнялся 8 т за счет тормозного крана, тягово-сцепных узлов, выводами подсоединения тормозов и электрики прицепа пневматического и электрического типа;
- ЗиЛ модификации 130 серии Г — платформенный грузовик с длинной базой (450 см) и боковыми бортиками с 2-мя секциями;
- В-серии, представляющей собой седельный тягач с базой 330 см;
- модель ВТ — седельный тягач с аналогичной колесной базой и усиленным задним мостом;
- Д-модификации со строительной платформой;
- Б-версии — с колесной базой 380 см и платформой для сельхозработ;
- ММЗ-555 — машина с задней отгрузкой и укороченной базой, обуславливающей неплохую маневренность.
ЗИЛ-130В
По факту на базе 130-й модификации заводом были выпущены:
- самосвал серии Г с колесной базой 4500 мм, рассчитанный на габаритный и малоплотный груз весом до 6 т. При наличии прицепа можно было суммарно транспортировать 8 т;
- ЗиЛ версии 130 модификации В1 — седельный тягач, разработанный в качестве буксира прицепа. Суммарная масса изделий в условиях твердого покрытия дорог не должна была превышать 14,4 т. Колесная база равнялась 3300 мм;
- грузовик Д1 — стал прообразом автомобилей ММ№ −4502 и ММЗ-555, выполнял задачи транспортировки прицепа;
- модель Д2 — имела пневматический вывод платформы и тяговое-прицепное устройство;
- Б-2 — автомобиль, оснащенный платформой с пневмовыводом. Предназначен для прицепа с тягово-сцепным устройством.
Также производитель изготавливал транспортные средства для эксплуатации в различных климатических условиях.
Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 после модернизации 1977 года
Двигатель ЗиЛ 508-1000400-61
Двигатель ЗИЛ 130. ЗИЛ 131. ЗИЛ 508.
Цена 350 000 руб.
Конструкция 508-1000400-61
Прежде всего двигатель ЗиЛ-130 (ЗИЛ-131) восьми цилиндровый четырёхтактный бензиновый. С карбюраторной системой подачи топлива. Конструкция в частности выполнена V-образным (с двухрядным) расположением цилиндров и поршнями. Угол между рядами цилиндров равен — 90°. Цилиндра-поршневая группа вращает один общий коленчатый вал. С нижним расположением одного распределительного вала.Кроме того двигатель ЗИЛ 130 имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки в свою очередь комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Система смазки двигателя ЗИЛ 130 организована в итоге методом комбинированного разбрызгивания моторного масла. Жидкость в результате циркулирует по патрубкам с давлением, а так же разбрызгивается самотёком. Питание мотора в итоге происходит за счёт принудительной подачи топлива, организованной помпой (бензонасосом).
БЛОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ
Блок цилиндров двигатель ЗИЛ 130 (ЗИЛ 131) отлит кроме того из чугуна. И имеет вставные мокрые гильзы и к тому же несущую водяную рубашку. Распределительный вал в свою очередь установлен в блоке цилиндров. Гильзы цилиндров отлиты из тугоплавкого чугуна СЧ18-36 с ограниченным к тому же до 5 процентов содержанием феррита. В верхнюю часть гильзы запрессована на 50 мм вставка. Изготовлена она из коррозионностойкого аустенитно чугуна. Это обеспечивает ресурс гильз до 200 тыс. км. Для увеличения прочности водная в итоге рубашка разделена перегородками на замкнутые силовые контуры. Толщина гильзы 7,5 мм. Высота гильзы — 188,5 мм.
Головка блока цилиндров ЗИЛ-130
Головка блока цилиндров двигатель ЗИЛ 130 на самом деле отлита из алюминиевого сплава АЛ4. Камера сгорания – овально-клинового исполнения. Эта конструкция в результате обеспечивает высокую антидетонационную стойкость. Впускные каналы сдвоенные. Это даёт возможность к тому же создать каналы во впускной трубе, идентичные по форме и длине. В головке имеются 17 отверстий под болты для крепления её к блоку цилиндров. Таким образом в результате четыре болта проходят через ось коромысел.
Коленчатый вал
Коленчатый вал двигатель ЗИЛ 130 на самом деле стальной (сталь 45), кованный. Коленвал конструктивно к тому же четырёх коленный и пяти опорный. Шатунные и коренные шейки закалены. Коленчатый вал в итоге выполнен по крестообразной схеме для лучшего уравновешивания двигателя. Вес двигателя 490 кг. Все работы по замене двигателя рекомендуем проводить только на СТО. (Лицензированных станциях технического обслуживания). Все работы должны проводиться обученным техническим персоналом. Между тем после ремонта или замены силового агрегата двигатель ЗИЛ-130 прежде всего необходимо обкатать в щадящем режиме. Только после обкатки мотору можно будет давать максимальную нагрузку. Только прошедший обкатку силовой агрегат ЗИЛ-130 будет служить безотказно и долго. Всем добра и удачи на дорогах.
В низу страницы Вы можете оставить Ваш комментарий или написать в итоге, что Вы думаете.
Модификации
- ЗИЛ-157 – стандартная версия;
- ЗИЛ-157В – классический седельный тягач;
- ЗИЛ-157К – базовый вариант с 1961 года;
- ЗИЛ-157КВ – базовый седельный тягач с 1961 года;
- ЗИЛ-157Ю – тропическая модификация;
- ЗИЛ-157Г – модель с экранированным оборудованием;
- ЗИЛ-157КГ — версия с экранированным оборудованием, поступившая в серию в 1961 году;
- ЗИЛ-157Э – экспортная модификация;
- ЗИЛ-157Е – специальный вариант, оборудованный двумя бензобаками общей емкостью 300 л;
- ЗИЛ-157КД – базовая версия с 1978 года;
- ЗИЛ-157КДВ – базовый седельный тягач с 1978 года.
- ПМЗ-27 – пожарная машина. Специально для этой модификации были сконструированы широкие задние двери для удобства команды спасателей.
Опытные модификации[ | ]
- ЗИЛ-130Л (1957—1960) — бортовой, с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗИЛ-120ВК мощностью 130—140 л. с., без оснастки для работы с прицепом.
- ЗИЛ-130ГЛ (1957) — бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗИЛ-120ВК мощностью 130—140 л. с., без оснастки для работы с прицепом.
- ЗИЛ-130ВЛ (1960) — седельный тягач с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗИЛ-120ВК мощностью 130—140 л. с.
- ЗИЛ-130М (1961) — бортовой, с V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗМЗ-41 мощностью 135—138 л. с. с рабочим объёмом 5,5 л, без оснастки для работы с прицепом.
- ЗИЛ-130ГМ (1961) — бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗМЗ-41 мощностью 135—138 л. с.с рабочим объёмом 5,5 л, без оснастки для работы с прицепом.
- ЗИЛ-130А (1961) — бортовой тягач с двухскоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа.
- ЗИЛ-130АУ (1961) — бортовой тягач с двухскоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, грузоподъёмностью 5500 кг с усиленной рамой и подвеской.
- ЗИЛ-130ГУ — бортовой длиннобазный (база 4500 мм) грузоподъёмностью 5500 кг с усиленной рамой и подвеской. Под этим индексом в дальнейшем (с 1977 года) в ограниченных количествах стал выпускаться бортовой грузовик с особо длинной базой (5600 мм).
- ЗИЛ-130В (1961) — седельный тягач с двухскоростным задним мостом.
- ЗИЛ-130ВТ (1962) — седельный тягач с усиленным двухскоростным задним мостом.
- ЗИЛ-130В2 — седельный тягач с колёсной базой 3800 мм.
- ЗИЛ-130Д (1961) — шасси с двухскоростным задним мостом под промышленный самосвал (колёсная база 3300 мм).
- ЗИЛ-130Б (1961) — шасси под сельскохозяйственный самосвал (колёсная база 3800 мм).
- ЗИЛ-130Н (1961) — гидрофицированный седельный тягач с коробкой отбора мощности и насосом для работы с самосвальным полуприцепом-зерновозом ММЗ-812.
- ЗИЛ-130А1 (1962) — бортовой тягач с односкоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа.
- ЗИЛ-Э130 — бортовой, с алюминиевой платформой.
- ЗИЛ-130В1С (1974) — седельный тягач для районов Севера. Кроме северной комплектации в отличие от серийного ЗИЛ-130В1 имел колёсную базу 3800 мм и снабжался двумя запасными колёсами, крепившимися в вертикальной стойке позади кабины, а также петлёй для вытаскивания, устанавливавшейся на задней поперечине рамы. Выпущен опытно-промышленной серией.
- ЗИЛ-130ГМД (1981) — бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с дизельным двигателем и интегральным оперением.
- ЗИЛ-Э138АВ (1981) — газобаллонный седельный тягач для работы на сжатом газе. Колёсная база 3800 мм, 8 газовых баллонов.
- ЗИЛ-138АБ (1982) — газобаллонное шасси для работы на сжатом природном газе и бензине А-76, с двигателем ЗИЛ-138А мощностью 120 л. с. и степенью сжатия 6,5; оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под самосвал-тягач ЗИЛ-ММЗ-45054 (колёсная база 3800 мм). Не пошло в серию в связи с неготовностью ММЗ к производству самосвальной надстройки. В дальнейшем получило наименование ЗИЛ-496110 и выпускалось с 1987 года.
- ЗИЛ-138ИБ (1982) — газобаллонное шасси для работы на сжатом природном газе и бензине АИ-93, с двигателем ЗИЛ-138И мощностью 135 л. с. и степенью сжатия 8,0; оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под модификацию самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-45054. Не пошло в серию из-за неготовности ММЗ к производству самосвальной надстройки.
С 1986 года в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 автомобили семейства ЗИЛ-130 получили новые индексы: ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130), ЗИЛ-431510 (ЗИЛ-130Г), ЗИЛ-441510 (ЗИЛ-130В1), ЗИЛ-431810 (ЗИЛ-138), ЗИЛ-431610 (ЗИЛ-138А) и т. д.
УСТРОЙСТВО
ЗИЛ 130 имел примечательный для своего времени дизайн (неслучайно модель удостоилась золотой награды на международной выставке в Германии). Модель получила обтекаемые крылья, вентиляционный люк, большое панорамное лобовое стекло и капот аллигаторного типа. Обычно автомобиль окрашивали в голубой цвет, но существовали белые, желтые и темно-зеленые вариации.
Основные элементы ЗИЛ 130 устанавливались на клепаной штампованной раме с 2 лонжеронами швеллерного сечения. Для усиления конструкции использовались 5 поперечин. В задней части монтировалось сцепное устройство с буксирным крюком с защелкой, в передней части – 2 буксирных крюка без защелок.
Ходовая часть
Для переднего и заднего мостов использовалась зависимая подвеска с продольными полуэллиптическими рессорами. Передние концы рессор крепились на раме посредством пальцев и ушков, задние концы были скользящими. Для передней оси применялась двутавровая кованая балка с 2 телескопическими гидроамортизаторами двойного действия. Рессоры задней части получили усиленную конструкцию.
Базовыми для автомобиля стали колеса 7,0-20 с шинами размерностью 9,00-20 (260-20).
Трансмиссия
Большинство версий ЗИЛ 130 оснащались 5-скоростной трехходовой механической трансмиссией с синхронизацией на всех передачах, кроме первой (задняя передача была прямой). Передача усилия от мотора на коробку передач выполнялась при помощи сухого однодискового сцепления фрикционного типа с механическим приводом. Главная передача была двойной и имела передаточное число 6,45. Задний пост комплектовался коническим дифференциалом с 4 сателлитами. Рулевой являлась передняя ось, ведущей – задняя ось.
Тормозное управление
Рабочая тормозная система ЗИЛ 130 была колодочного типа с барабанными механизмами, воздействующими на все колеса. В конструкции присутствовал пневматический привод. В качестве стояночной системы использовался механизм барабанного типа, воздействующий на трансмиссию. Она также имела механический привод.
Система электроснабжения
В автомобиле использовалась однопроводная электрическая система с напряжением 12 В. Источником энергии служили генератор типа Г108-В или 32.3701 и аккумулятор 6СТ-90ЭМ. Для запуска мотора применялся стартер СТ-130АЗ.
Кабина
По уровню комфорта ЗИЛ 130 опережал все другие грузовые автомобили того времени. 3-местная цельнометаллическая кабина находилась сразу за агрегатом. Сиденье водителя регулировалось по высоте, наклону спинки и длине. Все кресла отличались удобной посадкой и мягкостью. В числе базовых опций присутствовали 2-щеточный стеклоочиститель, омыватель лобового стекла и мощный отопитель. Эргономика салона была на высоком уровне (особенно для того времени). Установленные индикаторы и приборы давали полную информацию об автомобиле. В крыше имелись 2 вентиляционных люка.
Шумоизоляция в салоне была отличной. Главным недостатком кабины стала плохая обзорность. Высокие передние крылья и капот доставляли определенные проблемы, особенно при движении в плотном потоке машин.
Ширина кабины в сравнении с другими продуктами завода увеличилась, что сделало салон более просторным. В начальном исполнении модель оснащалась гидравлическим усилителем руля, что обеспечивало простоту управления тяжелым грузовиком. Сам рулевой механизм включал винт с шарообразной гайкой и поршень-рейку.
Кузов
ЗИЛ 130 поставлялся с кузовом с откидным задним бортом. Платформа считалась грузопассажирской, поскольку имела по бокам решетки и скамейки, которые откидывались при необходимости. Вместительность кузова составляла 16 человек. В начальном исполнении машина имела тент с дугами. Базовый кузов обладал высокой практичностью и вместительностью. В качестве дополнительного оснащения предлагались лопата, светомаскировка и канистры.
Проверка и регулировка зазоров в клапанах
Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя необходимы при появлении стуков в клапанах. Перед регулировкой зазоров необходимо снять провода высокого напряжения, отъединив их от свечей зажигания, отвернуть гайки крепления крышек головок цилиндров и снять крышки с прокладками. Зазоры между клапанами и коромыслами регулируют на холодном двигателе регулировочным винтом с контргайкой, установленным на коротком плече коромысла.
Регулировку зазоров первым способом производят в следующем порядке. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи установочного зубчатого указателя (рис. 1). Для этою следует повернуть коленчатый вал до совмещения метки на шкиве вала с меткой ВМТ на указателе.
В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана и нажимным концом коромысла образуется самый наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют. Для регулировки зазора надо, придерживая отверткой регулировочный винт (рис. 2, а), ослабить ключом контргайку, после чего вложить щуп между стержнем клапана и нажимным концом коромысла и вращать отверткой регулировочный винт (рис. 2, б) устанавливая необходимый зазор. Затем, оставив щуп в зазоре, закрепить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки (рис. 2, в). После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, при этом щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить.
Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на одну четверть оборота (на 90°) и проводить регулировку по указанному методу, причем регулировку зазоров вести последовательно, согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6— 3—7—8, который изображен пунктирными линиями со стрелками на рис. 2, г. Чтобы точно провертывать коленчатый вал на одну четверть оборота, надо нанести мелом метки на шкиве коленчатого вала, разметив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).
При втором способе регулируют клапаны одновременно для нескольких цилиндров. Регулировка проводится в следующей последовательности. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по методу, указанному ранее, и отрегулировать зазоры: впускного и выпускного клапанов первого цилиндра, выпускного клапана второго цилиндра, впускного клапана третьего цилиндра, выпускного клапана четвертого цилиндра, выпускного клапана пятого цилиндра, впускного клапана седьмого цилиндра, впускного клапана восьмого цилиндра. Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот). После окончания регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов с прокладкой на место и закрепить их ганками с плоскими шайбами. Пустить двигатель и прослушать его работу. Прогретый двигатель должен работать без стуков клапанов, «чиханий» в карбюраторе и «выстрелов» в глушителе.
Для предотвращения перетирания пружин шариков необходимо при любой разборке двигателя, прошедшего 70 000 км пробега, разбирать механизм вращения выпускного клапана и перевертывать дисковые пружины шариков выработанной стороной вниз.