Заправка топливом
С заправкой автомобилей у незнакомых с Норвегией автомобилистов тоже не должно быть проблем (ну если оправитесь от шока при виде цен, конечно). Полностью автоматических заправок немного, основная часть оплачивается по схеме «заправься — оплати», и оплата производится живому человеку налом или любой банковской карточкой. На заправках есть 95-ый, 98-ой и дизель. Средняя стоимость 95-го бензина – около 16 крон (96 рублей), дизеля – около 14 крон (84 рубля). Заправок не скажу что много, если только у городов. В Норвегии есть области, где заправок нет на много десятков километров вперед, так что следует быть к этому готовым и заправляться до того, как стрелка дойдет до красной зоны. До «лампочки» на трассе доводить не стоит, особенно на севере. Из известных нам сетей АЗС там есть SHELL и STATOIL.
Наряду с заправкой бензином, на большинстве АЗС можно бесплатно накачать колеса и помыть стекла. Кстати, на наших АЗС ведерко с водой и щетка встречается не так часто, как в Норвегии. Там ведра с намыленной (!) водой стоят практически на всех заправках. Это весьма ценно, учитывая немалое количество насекомых, которых размазывает на лобовом стекле. Еще при крупных АЗС обычно есть магазинчики, но цены на продукты там, ожидаемо процентов на 30 выше, чем в городских супермаркетах.
Москва — Выборг
Наступило 26 июля 2017 года, на часах — 06:00 часов. Машина упакована «под завязку». Расстояние от Красногорска до Выборга — 860 километров плюс 80 километров сверху, поскольку мы заезжали посмотреть достопримечательности.
Дорога Москва — Селищи — Выборг
Navitel обещал около 12 часов пути. Из Москвы выехали пораньше, чтобы избежать пробок. Предполагали сделать несколько интересных остановок. Самыми любопытными оказались Селищи и расположенные там Аракчеевские казармы. Сама деревня находится на берегу реки Волхов — это немного северо-восточнее Великого Новгорода.
Сюда в 1816 года был направлен второй батальон гренадерского графа Аракчеева. Строительство комплекса началось в 1818 году под управлением К. Ф. Детлова.
Манеж
Комплекс включал манеж с церковью. Внутри также есть гауптвахта, каланча, полковой плац, окруженный широким бульваром, каменные казармы, размещенные в форме квадрата, много офицерских домов, жилье самого полкового командира, а также дворец — видимо, на случай визита знатных особ.
Место это считалось своеобразной «ссылкой» для гусар. В 1838 году сюда был переведен великий русский поэт М. Ю. Лермонтов.
Памятные доски
Казармы серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны и с тех пор не реконструировались. Сейчас от построек остались только руины, но даже они впечатляют размахом и мощью.
Аракчеевские казармы
До Санкт-Петербурга оставалось около 40 километров. У нас было два варианта проезда — платный и бесплатный. Решили сэкономить. После съезда с Московского шоссе в сторону Колпина на круговой развязке попали в ужасную пробку и потеряли 40-50 минут.
До Выборга оставалось 170 километров, а сил и терпения сильно поубавилось. Впрочем, по объездной дороге пролетели быстро и вскоре попали за пределы города. Примерно в 21:00 добрались до Выборга. Забежали в магазин, докупили продуктов.
Отель Apartments Vyborg нам понравился: достаточно уютный и чистый номер с небольшой кухней, есть все удобства. Машину можно оставить прямо на обочине перед зданием. Немного утомил громко работающий холодильник, но в остальном претензий у нас не было. Быстро поужинали, приняли душ и легли в мягкую постель. С утра снова в путь.
На этот отрезок пути потратили около 70 литров бензина на сумму 2700 рублей.
Парковка
С парковкой автомобиля вне больших городов проблем нет вообще. Тем, кто путешествует на автомобиле и останавливается в кемпингах, насчет парковки вообще заботиться не надо, она в кемпингах есть по умолчанию. Собственно, отчасти поэтому мы и предпочитали кемпинги, а не отели в городах (хотя тут вопрос цены тоже играет немаловажную роль). Проживанию и ценам в Норвегии я планирую посвятить отдельные посты.
В центре крупных норвежских городов найти бесплатную парковку непросто даже вечером. Максимум, на что нам везло – это парковка с бесплатным первым часом (ищите слова типа «1 time gratis»). Здесь нужно либо поставить под стекло парковочные часы, либо взять из паркомата талон на час и тоже оставить под стеклом, чтобы было видно проверяющему. Если все-таки придется оплачивать, то скорее всего надо искать парковочный автомат, пихать в него нужное количество монеток и получить талон, который… правильно, надо положить под стекло. Ну и не забыть подойти в назначенное время, иначе велик риск получить штраф за парковку. Штрафной талон выглядит как длинная полоска тонкой глянцевой бумаги желтого цвета. Мы такой получили на каждый автомобиль, но не по нашей вине. В любом случае, лучше либо найти заведомо бесплатное, либо сразу оплатить, чтобы не было проблем. «Средний чек» штрафа автомобилистам за неправильную парковку, как сообщает норвежская википедия — 700 крон = 4200 рублей. Чеки кладут и выписывают штрафы специальные сотрудники. вот так выглядит сотрудник в Осло:
Если штраф выписан государственным органом, его нужно уплатить в указанный на нем срок, иначе сумма штрафа будет увеличен на 50%. Если автомобилист нарушил правила парковки на частной территории, то штраф устанавливает организация-владелец территории. Да, и такое возможно, хоть это и не полиция.
Первый пункт поездки
Первой нашей точкой был городок Берген. Туда мы ехали на машине почти 4 часа, хотя от аэропорта Хаугезунда расстояние совсем небольшое. По пути у нас был паром через очень красивый фьорд, что для норвежцев не является ничем особенным, а мы, разинув рот, фоткали эту красоту.
Берген — бывший рыбацкий городок, в котором сохранились разноцветные деревянные домики. Да и вообще, городок очень милый и сказочный. Приезжать бы туда к бабушке на каникулы ? .
На набережной продают различные морепродукты, правда уже не норвежцы, а испанцы и азиаты.
Граффити в Бергене
Времени у нас было мало, так что эти пару часов меня только подразнили. Обязательно еще вернусь в этот городок.
День второй. Вечер на границе.
Но нам уже надо спешить — день идет к завершению. Хотя теперь мы попрощались с ночью и вступили в царство полярного дня, но, честно говоря, в академически ночное время все-таки стемнело. После столицы Лапландии местность совсем обезлюдела. Только на заправках можно встретить местных жителей, которые приезжают туда, как в клуб: пообщаться, купить продукты и инвентарь, посидеть за игровыми автоматами, крайне популярными здесь, и, что парадоксально, солидно выпить. Как они потом домой добираются?
А на дорогах встречаются только олени:
Иногда олени начинали бежать вдоль обочины рядом с машиной. Не самое комфортное чувство — они могут неожиданно перебежать дорогу перед машиной. Машин совсем не боятся, можно встать в метре, а вот стоит стекло опустить или выйти, так сразу убегают.
Дорога Е8 местами практически прижимается к реке Muoniojoki, протекающей по границе Финляндии и Швеции. Здесь нам пришлось кемпинг поискать, поездить-побродить, остановились в Harrinivan Hotels & Safaris (он же Harrinivan Lomakeskus, GPS: N 67º 56’ 00” E 23º 39’ 27”) неподалеку от города Muonio. Здесь мы сняли домик за 30€, русские в этом кемпинге — не частые гости, их отсутствие компенсируют подвыпившие, но миролюбивые финны.
В кемпинге есть баня с подогреваемым чаном с водой на берегу реки. Кстати, постельное белье и полотенца лучше возить с собой, обычно комплект стоит 5, а тут уже 8€. На въезде в кемпинг расположен Арктический Ездовой Центр, позиционирующийся как крупнейшая северная хаски-ферма:
Буквально в 20 минутах ходьбы находится супермаркет, а в другую сторону, севернее, мост в Швецию.
Хотели перейти на шведскую сторону, но с середины моста пришлось вернуться из-за каких-то совершенно озлобленных комаров. То ли финские не хотели нас отпускать, то ли шведские — впускать. Вообще, в этом месте по обе стороны реки-границы довольно мощные лесные массивы.
Сборы в путь
В дороге / фото автора
Собралась поехать в Норвегию я спонтанно. Стояло лето, на югах было слишком жарко (да и была я там уже несколько раз), я решила, что север — это будет интересно.
Меня заинтересовал Мурманск, Кольский полуостров, поселок Териберка, где снимали фильм «Левиафан», тундра и полярный день с незаходящим солнцем.
Рассказ о поездке в Териберку читайте по этой ссылке.
Поскольку от Мурманска совсем недалеко до границы с Норвегией, то почему бы не заехать и туда? Шангенская виза у меня была, за границу с ней я уже выезжала, потому проблем, вроде как, не предвиделось.
Сначала я придумала совершенно наполеоновский план. Пересечь границу на севере Норвегии, прокатиться по тамошним фьордам и иным достопримечательностям, потом начать спускаться к югу, осматривая все вокруг, потом въехать на территорию Швеции и из Стокгольма на пароме добраться до Хельсинки и уже из Финляндии вернуться обратно в Россию. Круто, да?
Только когда я начала рассчитывать время и деньги, и того и другого получилось невообразимо много. И дорого, и долго.
Тогда я решила умерить аппетиты, откинуть юг Норвегии, проехать по северу, добраться до Лефотенских островов, уже от них отправиться в Финляндию и въехать в Россию в районе Костомукши.
С тем я и отправилась в путь. Но путешествие внесло свои коррективы. До Лефотенов я так и не добралась, но северные фьорды и еще много всяких интересностей по пути все-таки посмотрела.
Не сбывшиеся планы
Изначально мы планировали посетить Неройфьорд, но просто не успели этого сделать, после трекинга к утесу Прекистулен, мы поняли, что сил у нас больше нет и решили отдыхать.
Планировали так же доехать до Трондхейма, но опять же в пути поняли, что не успеваем и повернули к дому уже в Кристиансунде. Мы не посетили детский парк Троллей в Лиллехамере из-за проливного дождя, но очень удачно его заменили на зоопарк в Швеции с хорошей погодой. В общем по итогам можно сказать, что мы переоценили свои силы, что для первого раза не удивительно. Путешествовать нужно медленнее. Гулять нужно больше чем рулить.
В свете разработки маршрута по Норвегии мне кажется нужно запланировать несколько стоянок по 2-3 дня в каждом месте и хорошенько погулять вокруг каждой из них. Точек таких нужно запланировать больше, чем реально осилить и импровизировать исходя из погодных условий. Если в одном месте прогнозируют затяжные дожди, уезжать в другое место.
Памятка действий в случае ДТП за рубежом
- Включите аварийные огни и установите предупредительный знак перед местом ДТП.
- Сообщите о ДТП в дорожную полицию (Для стран Европы единый номер — 112).
- Если есть пострадавшие:
- Вызовите скорую медицинскую помощь (для стран ЕС – аналогично пункту 2);
- До прибытия скорой помощи окажите первую помощь пострадавшим.
- По возможности возьмите контактные данные (телефон) очевидцев, прежде чем они покинут место аварии.
- Возьмите у другого участника/участников европейскую форму извещения о ДТП (Accident statement) и заполните её.
- Не подписывайте документы, смысл которых Вам непонятен!
- В случае, если не удается заполнить извещение о ДТП (Accident statement) или получить ее копию, запишите номерной знак (знаки) и марку (марки) транспортных средств (и прицепов) — участников ДТП.
- Передайте другим участникам ДТП, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, отрывную копию своего полиса «Green Card», а при ее отсутствии сообщите номер, адрес и номер телефона национального бюро «Зеленая карта» страны, на территории которой произошло происшествие. От участника/участников ДТП получите информацию о его полисе обязательного страхования владельцев ТС.
- Рекомендуем сфотографировать место происшествия, транспортные средства участников ДТП, их повреждения, а также полис.
- Получите документ дорожной полиции, подтверждающий факт ДТП (если выдача такого документа предусмотрена законодательством страны, в которой произошло ДТП).
- Проинформируйте о факте ДТП бюро «Зеленая карта» (случаи, когда этого не надо делать, а также телефоны и адреса Бюро смотрите на оборотной стороне Вашей Зеленой карты).
- Сообщите о факте ДТП в свою страховую компанию.
- Сохраните документы, подтверждающие расходы, понесенные в связи с ДТП (В ряде стран, в случае если Вы признаны пострадавшим, Вы сможете требовать возмещения расходов на основании этих документов).
Водители из стран системы «Зеленая карта» как правило имеют форму извещения на их родном языке. Воспользуйтесь их формой заявления, сверяясь с памяткой.
При заполнении желательно использовать шариковую ручку, заполнять необходимо либо голубую, либо желтую часть извещения (например, водитель-француз может заполнить свою часть формы заявления на французском языке, оставив незаполненной часть для вас, которую Вы заполните латиницей).
Помните:
- Следует четко отметить (в пункте 10) место первоначального удара;
- Поставить крестик (X) в каждом соответствующей клетке на Вашей стороне (пункт 12) и установить общее число клеток, отмеченных крестиком.
- Нарисовать схему ДТП (пункт 13), указав всю заявленную информацию.
Полезная информация для планирования поездки по норвежским фьордам на машине
Для планирования поездки по норвежским фьордам на машине, вам следует знать некоторую информацию. Мои друзья потратили много времени изучая форумы, а о некотором мы узнали сами на практике.
Полезная информация о Норвегии:
- Валюта Норвегии NOK, 1 евро = около 10 норвежских крон в мае 2017 года.
- Вы вряд ли найдете обмен валюты, так как все жители Норвегии пользуются кредитными картами. Если вам это нужно, ищите в крупных городах, но не надейтесь на хороший курс.
- Вы вряд ли найдете место для оплаты наличными, так как все жители Норвегии пользуются кредитными картами.
- Все в Норвегии хорошо говорят по-английски, некоторые говорят по-немецки.
- Вы можете и отправиться на рыбалку.
- Вы можете легально поставить палатку в любом месте в Норвегии на 1 день.
- Общие цены относительно высоки, но есть некоторые действительно дешевые продукты (вероятно, финансируемые государством).
- Алкоголь очень дорогой, самое дешевое пиво 0,3 в супермаркете составляет около 3 евро, но есть много вкусного безалкогольного пива дешевле 1 евро.
- Вы можете пить водопроводную воду в Норвегии, она очень чистая.
Вот информация, которую вы должны знать перед поездкой по Норвегии на машине:
- Аренда автомобилей довольно дорогая. Мы потратили 250 евро только на 3-дневную аренду автомобиля класса VW Golf.
- На протяжении всей дороги встречаются паромы, которые также дорого стоят. В зависимости от ширины фьорда и количества людей в автомобиле, стоимость парома может составлять от 15 до 50 евро.
- Ограничение скорости очень низкое почти везде, так как многие дороги проходят вдоль фьордов, поэтому в основном вы можете кататься всего 50-60 км/ч.
- Цены на бензин в Норвегии также довольно высоки. В мае 2017 года они варьировались от 1,4 до 1,6 евро за литр в зависимости от дня и времени. Самая дешевая бензоколонка, которую мы обнаружили, была Uno, где не работал ни один человек.
- В Норвегии есть также платные дороги. Сразу как выезжаете за пределы города, обычно вам нужно заплатить небольшой сбор в размере 2-3 евро. Путешествуя по норвежским фьордам и горам, не особо часто приходится платить за дороги.
Подготовка к туру
Каждое наше путешествие начинается с составления плана, списка достопримечательностей и маршрута, расчета затрат, закупки билетов, бронирования автомобиля и гостиниц. Норвегия с ее невероятными фьордами, мостами и тоннелями была давней мечтой. Решились на автомобильный вояж зимой 2017 года. Тогда же и начали подготовку. Поездку запланировали на конец июля — начало августа, поскольку это лучший сезон для Норвегии. Маршрут построили при помощи Яндекс.Карт и RuDorogi.ru.
Дорога Москва — Осло
Сначала он проходил от Москвы до Выборга, затем пролегал через Хельсинки. После этого мы должны были пересесть на паром до Стокгольма, потом опять проехать на машине, но уже до Осло. Оттуда — на самолете в Тромсё, где на арендованном автомобиле планировали совершить вояж по северу Норвегии, напрямую к Лофотенским островам. Затем мы должны были вернуться в Осло и уже на своем «железном коне» объездить достопримечательности юга и юго-запада страны. Далее, обогнув Ботнический залив, через Швецию, Финляндию и Выборг вернуться в родную Москву.
Наш Nissan Qashqai 2013 года выпуска с объемом двигателя 1,6 литров по России тратит в среднем около 8 литров на 100 километров. Исходя из этого, рассчитывали будущие затраты на топливо. Согласно интернету, цены на бензин в 2017 году были такими:
- В Финляндии —1,47 евро.
- В Швеции — 1,48 евро.
- В Норвегии — 1,84 евро.
На самом деле цены оказались ниже. В Норвегии после 20:00 топливо стоило 1,33 евро, а до 20:00 — 1,31 евро.
Мы вплотную занялись вопросом в начале февраля. Самолет Осло — Тромсё — Осло обошелся нам в 17 867 рублей с человека. Машину категории «эконом» с механической коробкой передач и полной франшизой взяли на пять дней в компании «SIXT Rent A Car» за 4125 норвежских крон, что в рублях составило примерно 34 500. Наши друзья таким же образом еще в январе сэкономили около 17 000 рублей.
Внутренняя каюта класса «эконом» на пароме компании Talling Silja обошлась нам в 145 евро. На Booking забронировали гостиницы в Выборге и Осло. Парковка при отеле Best Western Oslo Airport Hotel за пять дней стоила 30 евро.
Отели в Выборге и Осло
Наконец, настало время решить, какие именно достопримечательности мы бы хотели увидеть. Тут на помощь снова пришел интернет. Прочитав отзывы бывалых туристов о высоких норвежских ценах, решили взять с собой газовую горелку с баллонами и запас продуктов, смену постельного белья на каждого, а также спальники и палатку. Для увеличения полезной площади одолжили у друзей багажный бокс на крышу авто.
Также желательно иметь навигатор Navitel, поскольку он работает без интернета. Покупка карт составляет, в зависимости от конкретной страны, от 400 до 4000 рублей. Мы установили навигатор на телефоне. Это не один раз помогло нам в непростом и долгом путешествии. В нашей семье два водителя, поэтому мы могли сменять друг друга за «штурвалом», что сохранило в итоге много времени и сил.
Также обязательно оформите зеленую карту — страховку на машину. У нас она стоила 2450 рублей на две недели. Мы также посчитали необходимым купить двухнедельную медицинскую страховку в страны Шенгенского союза. Она обошлась нам в 2400 рублей с человека.
День третий. Финиш. Тромсё.
Центр Тромсё находится на острове, въехать в город с материка можно по мосту через Бальс-фьорд:
Другой вариант — тоннель под проливом. Лучше заранее изучить схему движения по тоннелю, имеющему множество ответвлений, и внимательно следить за указателями, потому как скорость в тоннеле не сбросишь при довольно интенсивном траффике. В центре города проблематично найти бесплатную парковку. Не сразу, но все же таковую удалось найти, пошли гулять по Тромсё:
Кафедральный собор Девы Марии называют самой северным католическим храмом в мире. Здесь он виден:
Практически все в этом городе напоминает о его исторической и современной связи с морем:
В начале 1950-х годов за одну зиму в море пропало более 100 китобоев. В память об их суровом труде был установлен этот монумент:
Около Полярного музея:
Памятник одному из самых великих норвежцев — полярнику Руалю Амундсену, первым достигшем Южного полюса:
С водой, а значит и с морем, как-то связана и фигурка у отеля Amalie:
А вот эти магазины вряд ли связаны с морской тематикой, скорее с какими-то травами:
Ну травы, так травы… Прогуляемся до Arctic-Alpine Botanic Garden – самого северного ботанического сада в мире. Да еще и бесплатного к тому же. Из центра города нужно подняться в горку в сторону обсерватории, обойти ее справа и спуститься вниз уже через сад. Экспозиция разбита на зоны (местная флора, Гималаи, Альпы, Новая Зеландия и т.д.), у каждой зоны – большая табличка с описанием на нескольких языках, у каждого растения отдельно — названия на латыни и норвежском. Везде проложены дорожки из плоских камней, по которым можно вплотную подойти к любому цветочку. В общем, все для людей. Это и цветник, и сад камней, и изыски ландшафтного дизайна, и какая-то непередаваемая словами умиротворенность…
Азалии:
Сон-трава (прострел):
Примулы:
Последняя точка маршрута
Проехав еще на паре паромов, а один раз не заплатив ? , мы прибыли в нашу последнюю точку маршрута, утес Прекестулен Здесь было гораздо больше туристов, чем во вчерашней долине водопадов, а подъем оказался легче.
По пути также было озеро, в котором можно купаться. Нам было жарко, и мы решили в него прыгнуть на обратной дороге. Забравшись на вершину, просто не хочется оттуда уходить, невозможно оторвать взгляд от этой красоты норвежских фьордов с высоты горы.
Там мы остались довольно долго, а некоторые люди даже разбили палатки возле вершины горы.
Вниз мы пошли побыстрее, чтобы успеть в место ночлега наших друзей. По пути также был паром через фьорд, и мы не знали, до какого времени он курсирует.
Москва — Валдай
25 июня 2016, суббота
Старт был намечен на раннее утро воскресенья, но за пару дней до отъезда мы вдруг решили, что лучше выехать пораньше, добавив себе лишний день к отпуску 🙂 Правда, с утра еще надо было кое-что сделать — муж сменил масло в автомобиле, потом загрузили машину и выехали только в 15:20.
+ 29 градусов, жарко.
В 21:30 доехали до Валдая, и остановились ночевать на озере. Как же все загажено!
Пробег за день — 400 км.
Наш лагерь вечером
Валдайское озеро
Улеглись спать в 23:35. Тури (наш пес) не вылезал из воды весь вечер. Пришлось его привязать к бутыли с водой, чтобы немного просох. Так всю ночь он и просидел в тамбуре палатки на привязи, глядя в окно на озеро.
Спали с москитными сетками, не закрывая дверцы — жарко. Сначала просто в простынях, потом залезли в спальники.
26 июня 2016, воскресенье
Проснулись в 6:45, быстро собрались (без завтрака) и в 7:45 выехали.
Сворачиваем лагерь
Сколько раз ездили мимо Иверского монастыря, но внутри были только один раз, очень давно. В этом году решили туда заехать наконец-то, тем более что заночевали в паре километров от него. Но увы, несмотря на воскресный день, все храмы были еще закрыты (начало службы — в 9 утра), и лишь небольшая группа паломников бродила в ожидании.
В монастыре очень красиво: просторно, ухожено, архитектура выдержана в едином стиле. Кругом — озеро, дали, много воздуха.
Время только 8 часов утра, а уже +24 и на солнце жарко, душно. Едем дальше.
Фотографировать внутри запрещено, поэтому только одно фото с парковки
Итак, едем дальше на север. Остановились на «Газпромнефти» — wc, кофе. Матвей поиграл с кофейным аппаратом, в результате чего порция горячего шоколада вылилась просто так, без стаканчика. Пришлось эту порцию оплатить, а он остался без лакомства.
Накануне выяснилось, что магнитола не проигрывает флэшки (муж недавно установил новую взамен неудачной старой), а все фильмы, что я взяла с собой, записаны на флэшках. Пришлось тут же на заправке купить несколько дисков с мультиками. Дети устают от дороги и друг от друга, начинают ссориться — вот тут-то кино и помогает все это нейтрализовать и посидеть в тишине часа полтора.
Потом нам эти диски здорово поднадоели: «Корпорацию монстров» и их же «Университет» мы выучили чуть ли не наизусть после трехкратного просмотра.
Между Новгородом и Чудовом читали вслух норвежские сказки и хохотали над глупыми троллями. Некоторые перлы из этих сказок вспоминали потом весь поход.
15:45 пообедали в кафе в приграничной зоне: борщ, мясо, сок, кофе и пиво 0% — 1600 руб. Вкусно и быстро. Сидели на улице, рядом привязали собаку, накормили ее тоже сухим кормом.
15:55 заправились на последней АЗС перед границей — дальше топливо будет дороже.
16:05 приехали на границу. Встали в красный коридор, т.к. едем с собакой. Я пошла к ветеринарному врачу оформлять ветеринарный сертификат. Это не очень долго, но к сожалению у этой милой женщины сломался принтер, и пришлось вызывать старшего смены, потом еще кого-то, и минут 20 заняли манипуляции с техникой. Наконец, бумагу мне распечатали, осталось только заполнить декларацию в двух экземплярах, и пройти стандартную процедуру проверки паспортов.
Финские пограничники только просканировали у собаки чип и отправили нас дальше.
17:45 границу прошли. Я думала, это займет больше времени.
Долина водопадов
Следующим нашим пунктом была долина водопадов. Об этом пункте нам мало что было известно кроме названия, которое и так придумали туристы. Мы остановились на парковке возле водопада, перекусили с живописным видом, и отправились наверх. Первые 15 минут мы шли по резкому уклону вверх вдоль трубы от электростанции.
На вершине была небольшая заводь, где можно купаться, только она ограничена буйками, потому что через пару метров находился водопад. Далее мы обнаружили знаки туристической тропы и пошли по ней. Оказалось, что мы находились в национальном парке.
В пути у нас были отличные виды на водопады с огромной высоты.
К нашему удивлению, на высоте было очень тепло, около 18 градусов, только на самой вершине был ветер, и мы надели куртки. Незабываемая красота, которую не передаст никакая фотография.
Бардуфосс — Лекнес
На календаре — 30 июля. Ранний подъем. На общем собрании решили, что постараемся проехать как можно дальше, чтобы поближе подобраться к Лофотенским островам и поскорее полюбоваться ими. Тем более, погода была пасмурной, и с неба постоянно срывался дождь.
Туманные дали
Двинулись к Нарвику в надежде посетить Полярный зоопарк, но погода разгулялась не на шутку. Решили, что в такой ливень вряд ли получится насладиться северной фауной. В итоге не поехали в парк.
Нас порадовал небольшой городок Харстад, на центральной набережной которого стоит скульптура моржа. Есть поверье, что подержавшийся за клык великана непременно станет здоровым и богатым.
Местный талисман
Одной из самых красивых достопримечательностей является местная церковь. Рядом с ней находится небольшое кладбище.
Церковь в Харстаде
Суровые северные пейзажи
Дорога к морю
Легкие арки мостов
Что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной
Мечтали увидеть и услышать чудо северной природы — гигантский водоворот Мальстрём, описанный в знаменитом рассказе Эдгара По и образованный несколькими течениями. К сожалкению, он не захотел нам показаться.
Ау, Мальстрём!
По пути пришлось проехать по нескольким тоннелям разной длины.
Тоннель 1310 метров
Один из них частично пролегал под водой. Мы смогли это понять лишь по картинке навигатора. Ощущения были не самые неприятные.
Тоннель под водой
Скорость движения по населенному пункту — 50 км/ч
Дождливый Свольвер
Норвежский Стоунхендж
Нашли классный вариант — «Lofoten Camp Storfjord». Симпатичные домики, любопытное оформление территории, веселый и дружелюбный хозяин. За ночь заплатили 600 норвежских крон (около 4200 рублей).
Скоро будут душ, ужин и сон
Паромные переправы
Паромы я бы назвал необходимым злом. Можно и без них, но часто паромы помогают сэкономить время и деньги на топливо. Пример на нашем опыте: от Москенеса до Буде ехать на машине 670 километров, это около 10 часов в пути и почти целый бак топлива, который тут может стоить тысяч 5. А можно проплыть 105 километров на пароме стоимостью 746 крон за автомобиль с водителем + 180 крон за каждого пассажира (4470 + 1000 в рублях). Вот и решите сами, что вам важнее. Или еще вариант: короткая переправа от пункта Eidsdal до Linge (по пути на Гейрангер) длится всего ничего — 3 километра. Если ехать между этими пунктами без переправ, то нужно проделать путь длиной 390 километров (!), причем через горные перевалы.
Все паромные переправы в Норвегии можно условно поделить на короткие и длительные. Вышеупомянутый паром из Лофотенских островов до Буде пример длительного парома, который плывет больше часа, имеет большую вместимость и место там можно забронировать заранее, чем я и воспользовался. Бронь заранее, как мы убедились, дает право приоритетной посадки, остальные ждут в общей очереди. Короткие, или быстрые переправы оплачиваются прямо на борту. В этом случае нужно просто занять очередь по разметке, заехать на паром и оплатить его по требованию сотрудника, он будет ходить между припаркованными машинами. Принимает наличные и банковские карты, на фотографии ниже он как раз предлагает ввести пин-код от карточки на мобильном терминале. Если паром стоит, шлагбаум открыт и машин в очереди нет, то можно сразу заезжать, если сотрудник у въезда даст добро. Мы как-то накололись на этом, встали в очередь и пошли узнавать насчет оплаты в… кафешку. Там, естественно, про оплату ничего не знали и посоветовали заехать на паром. Когда мы вышли из кафешки паром уплыл. А очередь оказалась просто припаркованными у кафе автомобилями. Вот так.
Важное замечание насчет очереди на паром: соблюдайте разметку и становитесь в очередь по порядку. Вся парковка перед паромом обычно поделена на линии, которые пронумерованы по порядку
Сначала на паром грузятся все машины в первом ряду, потом во втором и так далее. Читал про истории, когда наши соотечественники становились первым во втором ряду, а потом были вынуждены пропускать всех с первого ряда.