1 Отличия от электронных приборов и термостата
Существует две основные разновидности приборов. Они могут быть электронными или механическими. Каждый из видов подразделяется на несколько подвидов. Электронные терморегуляторы работают от электричества. Их основными компонентами являются электронные микросхемы. Главные составляющие механических приборов — датчики с разной технологией срабатывания. Однако, несмотря на разную технологию срабатывания, в основу каждого из них положен один и тот же принцип работы термореле.
Чтобы понять суть работы механического прибора, необходимо знать, как изменяются физические свойства различных веществ. Как известно, по законам физики почти все вещества увеличиваются в объеме, если их нагревать и, наоборот, уменьшаются в объеме при охлаждении. Вещество, которое является исключением — вода. Молекулы воды при нагревании и охлаждении ведут себя иначе по сравнению с молекулами других веществ. Вода при нагревании, наоборот, уменьшается в объеме, а при охлаждении расширяется. В основу принципа действия механических приборов для регулировки температуры положено как раз такое свойство. Оно называется термическим расширением.
Необходимо также знать об отличиях термостата от терморегулятора, которые кажутся одинаковыми приборами. Первый нужен для измерения и регулирования температуры воздуха в помещении, а термостат — это устройство, основная задача которого — защищать аппараты от перегрева.
Типовые неисправности термостата их симптомы
Несмотря на простую конструкцию у термостата бывает несколько неисправностей, каждая из которых приводит к нарушению теплового режима работающего двигателя. Рассмотрим основные дефекты и их симптомы:
- Термостат заклинило в открытом положении. Основные симптомы – холодный двигатель долго прогревается, зимой не выходит на рабочую температуру. Плохо греет печка.
- Термостат заклинило в закрытом положении. Симптомы – двигатель перегревается (стрелка на приборной панели «зашкаливает), хотя радиатор почти холодный и вентилятор не включается.
- Термостат начинает открываться слишком рано. Симптомы – температура двигателя не достигает нормы, печка работает далеко не на 100%.
- Термостат открывается слишком поздно. Двигатель работает в режиме перегрева, стрелка зашкаливает, и только после этого в работу включается радиатор и его вентилятор.
Кратко пройдемся по возможным причинам, из-за которых возникают описанные неприятности.
В открытом положении термостат заклинивает, как правило, по двум причинам. Во-первых, из-за повреждений или износа возвратной пружины. Во-вторых, из-за нарушения капсулы с термозависимым наполнителем. Бывают и такие случаи, когда между штоком и его упором попадает твердый мусор (например, накипь), и он не может вернуться в свое исходное положение.
В закрытом положении термостат заклинивает чаще всего из-за разгерметизации капсулы с термозависимым материалом. В результате тарельчатый клапан прижимается к основанию возвратной пружиной, а усилия расширяющегося вещества не хватает, чтобы сдвинуть его с места.
Если термостат открывается слишком рано, то «виноваты» либо возвратная пружина, либо термозависимый наполнитель. Когда пружина теряет свои первоначальные свойства, она удерживает тарельчатый клапан с меньшим усилием. В результате он начинает приоткрываться раньше, чем достигается нужная температура.
Причины поздно открывающегося клапана примерно такие же, как и в случае с заклиниванием в закрытом положении. Рано или поздно такой термостат неминуемо заклинит.
1 Польза оборудования
Конечно, температурные показатели в разных комнатах квартиры или дома не могут постоянно быть одинаковыми. Также нет необходимости беспрерывно поддерживать какой-либо определённый температурный режим. Например, в спальне в ночное время лучше снижать температуру до 18 градусов по Цельсию. Это очень хорошо влияет на качество сна, а также позволяет лишиться постоянных головных болей.
Наиболее подходящей температурой на кухне считается 19 градусов. Это обусловлено тем, что в этом месте располагается довольно много различной обогревательной техники, а также варочные поверхности. Если в ванной температура будет составлять менее 24, то в этой комнате будет скапливаться сырость. Поэтому в помещении желательно создать высокую температуру. Когда в квартире есть отдельная комната для детей, диапазон её температур со временем меняется. Для младенца желательная температура составляет 24 градуса по Цельсию, а для детей постарше можно сделать 21. В других помещениях температура обычно варьируется в пределах от 18 до 22.
В тёмное время суток можно снижать температуру во всех помещениях. Осуществлять сильный обогрев в жилище совсем необязательно в случае, если квартира определённый период будет пустовать, а также во время оттепелей. Также есть электроприборы, работа которых генерирует тепло. В таких ситуациях монтаж термореле оказывает положительное влияние на микроклимат — комната не перегревается, а воздух не пересушивается.
Терморегулятор способен решить такие проблемы:
- 1. Он позволяет создавать необходимую температуру в отдельных комнатах.
- 2. С его помощью можно снизить энергозатраты до 50%.
- 3. Позволяет без каких-либо манипуляций со стояком производить аварийный демонтаж оборудования.
Процесс приготовления смеси из воска
Смешав воск с перечисленными выше примесями, его нагревают и в расплавленном состоянии заливают на специально приготовленные пресс формы. Спустя некоторое время смесь остывая, застывает. Полученные таким образом пластины воска, меди, графита и алюминия достают из разливочных пресс форм далее измельчают на мелкие гранулы.
Гранулированный воск засыпают в специальный аппарат, на подобии аппарата используемого фармакологией для приготовления различных таблеток «пилюль». Аппарат путем сдавливания прессует гранулы комбинированного воска на подобие, цилиндрических капсул.
Следующим этапам изготовления автомобильного термостата структурой производства является изготовление специальных колпачков, куда будут помещены цилиндрические капсулы воска. Для этого рабочие операторы заправляют специальную медную ленту в станок. В итоге получается отформованный полый цилиндр, напоминая форму стаканчика с внешним буртом.
Способ изготовления колпачков
Первоначально машина вырубает из ленты круги на подобии пятаков, из которых потом поэтапно, согласно заложенной программе станка формирует колпачки. Готовые колпачки устанавливаются на круговой конвейер, где в каждый колпачок машина помещает капсулу воска.
Затем в каждой капсуле проделывается отверстие, куда машина вставляет резиновую прокладку, изготовленную на производстве «рти» резинотехнических изделий из резиновой смеси в отверстие капсулы и закрывает ее латунной крышкой.
Далее машина под давлением прижимает колпачок, к крышке закрывая его полностью герметично.
Затем машина вставляет в отверстие крышки стальной штырь, который будет открывать, и закрывать клапан автомобильного термостата системы охлаждения. Штырь вставляется в тело, ранее запрессованной резиновой муфты находящейся в восковой капсуле.
Термостаты ВАЗ 2101-2115
Когда автомобильный термостат начинает работать, то расплавленный воск расширяется и сдавливает резиновую муфту, которая выдавливает стальной штырь из капсулы. Штырь, как уже говорилось выше, начинает в свою очередь давить на клапан и он открывается, заставляя тем самым термостат работать.
В процессе изготовления термостата структурой производства его нагревают до температуры его срабатывания на автомобиле, и калибровочная машина сжимает тело цилиндра до тех пор, пока штырь не поднимется из цилиндра на величину, достаточную для того, чтобы открылся клапан.
Потом откалиброванные детали поступают в машину, которая подсоединяет этот клапан с цилиндром. Тело самого клапана состоит из двух частей из нержавеющей стали. Машина укладывает их друг на друга на тонкий конец колпачка. Затем прижимает клапан к концу цилиндра и закрепляет его на широком конце.
Перед нами на видео показаны два цилиндра: слева цилиндр до установки клапана, а справа цилиндр уже с напрессованным термоэлементом. Одновременно в другой пресс закладывается лента из покрытой смазкой нержавеющей стали для штамповки фланца (верхний конец термостата). Аналогично с цилиндром машина по заданной программе штампует фланец в несколько этапов, где он в конце принимает законченную форму.
Наступает заключительный этап окончательной сборки для термостата…
Сначала устанавливается стальная основа термостата, затем следом ставится стальная пружина, которая должна закрыть клапан, когда остынет охлаждающая жидкость. Следующим шагом вставляется цилиндр и сверху цилиндра надевается фланец. Клепальная машина соединяет заклепками крышки термостата воедино и одновременно с этим сглаживает края заклепок.
Далее сборочная машина устанавливает два фиксатора штыря, которые не позволят ему выпасть из резиновой прокладки. Это последняя операция по изготовлению и автомобильный термостат полностью готов к работе.
Теперь на видео происходит демонстрация работы термостата, путем его нагрева газовой горелкой, имитируя тем самым его реальную работу системой охлаждения автомобиля.
После нагрева расплавленный воск, расширяясь, выталкивает штырь наверх, а после охлаждения клапан вновь возвращается на свое первоначальное место. Таким образом, термостат машины спасает двигатель от закипания, когда вы двигаетесь по дорожным пробкам или на крутую гору, обеспечивая его сохранность от перегрева.
См. Видео
Видео выше наглядно демонстрирует не только поэтапный процесс изготовления термостата структурой производства, но и показывает на простом примере принцип его работы, расширяя знания автолюбителей о системе охлаждения двигателя к которому относится термостат машины.
Удачи Вам и до скорых встреч на страницах блога RtiIvaz.ru!
Вам так же будет интересно:
5 признаков неисправного термостата
- Мотор автомобиля долго набирает рабочую температуру.
- Двигатель быстро перегревается.
- Стрелка температуры двигателя падает на скорости меньше чем обычно, а поднимается после остановки.
- Когда нижний патрубок теплый уже после нескольких минут работы, что свидетельствует о постоянно открытом термостате.
- Если нижний патрубок холодный, в то время как температура на панели приборов говорит о закипании (при этом мотор работает длительное время), кроме случаев выхода из строя датчика вентилятора радиатора, то это говорит о заклинившем термостате в закрытом положении.
Такие признаки неисправности термостата могут возникнуть как через механическое повреждение вроде заклинивания штока, так и при использовании некачественной ОЖ.
В результате нарушения температурного режима страдает двигатель. Он интенсивно изнашивается при перегреве (в плоть до клина, при выкипании жидкости) и потребляет больше топлива при недостаточном разогреве.
Чтобы проверить работу термостата и принимать решение о его замене, стоит произвести простейшую проверку методом кипячения. Так как на корпусе детали пишется температура срабатывания, вы наглядно можете убедится как работает термостат поместив его в горячую воду с термометром.
Классификация
Термостаты можно классифицировать по диапазону рабочих температур:
- Термостаты высоких температур (300—1200 °C);
- Термостаты средних температур (60—500 °C);
- Термостаты низких температур (менее −60 °C (200 К)) — криостаты.
Термостаты можно классифицировать по рабочему телу (теплоносителю):
- Воздушные;
- Жидкостные;
- Твердотельные (как правило, используются элементы Пельтье и воск).
Термостаты можно классифицировать по точности поддержания температуры:
- 5—10 градусов и хуже, как правило, достигается без перемешивания, за счёт естественной конвекции;
- 1—2 градуса (хорошая тепловая стабильность для воздушных, очень посредственная для жидкостных), как правило, с перемешиванием;
- 0,1 градуса (очень хорошая тепловая стабильность для воздушных , на уровне лучших образцов, средняя для жидкостных);
- 0,01 градуса (как правило, достигается в жидкостных термостатах специальной конструкции ), практически невозможно получить в воздушном термостате с вентилятором.
Термостаты можно классифицировать по области и способу применения:
- Промышленные термостаты; накладные термостаты;
- погружные термостаты;
Комнатные термостаты.
- Термостаты высоких температур (300—1200 °C);
- Термостаты средних температур (−60—500 °C);
- Термостаты низких температур (менее −60 °C (200 К)) — криостаты.
- Воздушные;
- Жидкостные;
- Твердотельные (как правило, используются элементы Пельтье и воск).
- 5—10 градусов и хуже, как правило, достигается без перемешивания, за счёт естественной конвекции;
- 1—2 градуса (хорошая тепловая стабильность для воздушных, очень посредственная для жидкостных), как правило, с перемешиванием;
- 0,1 градуса (очень хорошая тепловая стабильность для воздушных , на уровне лучших образцов, средняя для жидкостных);
- 0,01 градуса (как правило, достигается в жидкостных термостатах специальной конструкции ), практически невозможно получить в воздушном термостате с вентилятором.
- Промышленные термостаты; накладные термостаты;
- погружные термостаты;
Комнатные термостаты.
Как поменять термостат на газели 405 двигатель
Учимся менять правильно и быстро термостат в автомобиле Газель Бизнес. На Газелях существует два вида термостатов, двигатель 4216 комплектуется маленьким термостатом, на УМЗ 402 ставятся большие. На зиму лучше ставить 80 градусов, на лето 70. У нашей машины термостат неисправен, из-за этого даже двигатель немного закипал, верхний патрубок горячий, а нижний холодный, это указывает на неисправность термостата. На печки патрубки горячие. Для замены нам необходимо слить антифриз, я советую его полностью не менять, это лишняя заморочка.
Откручиваем два болта крепления крышки термостата (болты на 8). Термостат может немного прикипеть, воспользуйтесь отвёрткой или воротком, чтобы поддеть и сдвинуть его с места. Новый термостат лучше поставить на прокладку смазанную литолом (он даст необходимое уплотнение). Не забудьте почистить и вытереть от грязи крышку термостата и только потом ставьте её на место.
Резервное видео замены термостата в Газели:
За конструкцию корпуса термостата конструкторам ЗМЗ-406 и иже с ними нужно поставить все 10 баллов. По шкале идиотизма.
По сути вспоминаешь поговорку «близок локоть да не укусишь» и детскую забаву «дотянись языком до кончика носа») Зачем было делать место под болт так, что бы для демонтажа термостата нужно было отсоединять корпус от двигателя, а затем половинить — лично мне непонятно. Значит при сборке нужно это вылечить и вам рассказать)
Но сначала нужно решить что ставить. у меня тут 2 термостата, слева с волги с пробегом 33.000 и справа родной с Соболя.
Это хороший термостат, если расплавить олово на контргайке можно его отрегулировать на нужную температуру. по заводу он на 82, но с помощью регулировки его можно легко «перепрограммировать» на 92 и выше.На зиму просто идеальный вариант ставить что либо за 90 градусов. вопрос только в том, как сделать замену быстрой и простой. Чуть обождите — ниже напишу!
Как видите тут стоял уже не родной. причина замены увы нам уже будет не ясна за давностью лет(
Марки прамо, он практически не работал (ну может год или два до постановки авто на штрафстоянку)
Оба в кастрюльку и нагреваю.
Замеряю температуру начала открытия, проверяю полные ходы верхнего и нижнего штока, достаю и проверяю закрытие на воздухе.
В принципе после тщательного теста оба признаются годными.
Ставлю на авто корпус волговского термостата (он уже окрашен). Болты щедро в медную смазку
Так, не досмотрел — на соболе нижнее отверстие в корпусе уже «зажиклёрено » по заводу.
Смысл ограничивать сечение — больше жидкости пойдёт через отопитель.
Где мои волго-резинки?
Стандартное решение ещё с ЗМЗ-402 — волговскую резинку туда! Самодельный жиклёр готов
Теперь крышка термостата. При наличии сливного краника на блоке (а тут я его поставил) замена термостата должна быть элементарна, одеть шланг на краник, открыть краник, слить немного ОЖ, открутить 2 болта. поднять крышку и заменить термостат. И в обратном порядке.
вот только по заводу вот этот болт вы не открутите не сняв весь корпус с двигателя(
И даже если возьмете такие болтики со шляпкой на 10 — то тоже не открутите
А вот если обточите у этого болтика шляпку на 8, уменьшите её высоту и чуть-чуть пройдете борфрезой (или болгаркой) по стенке ГБЦ. то всё открутится без демонтажа корпуса термостата с блока
Смотрите сами — закручиваю:
А раз осталось место для фото — и кранику слива охлаждайки с блока можно уделить чуть внимания). Старый. с той же волги, закис бедняга!
Достаю штифт и выбиваю ось
Следов износа (да и вообще работы) не обнаружено!
Так что на медную смазку (больше не закиснешь!)
И на место его. Удобная штука!
Таким нехитрым методом Железный дровосек обзавёлся быстросъёмным термостатом. Даёшь на зиму «термос» на 92. а летом на 82!
Призначення термостата
Для двигуна є строго певна робоча температура, що забезпечує оптимальні умови роботи. Як правило, це діапазон від 80 до 97°С, залежно від типу двигуна. При більш низьких температурах не забезпечується достатня плинність моторної оливи, а значить, збільшується її опір при русі поршнів. Вище – перегрів двигуна, при якому відбувається нештатне розширення тонко підігнаних металевих деталей, посилюється тертя, пошкоджуються поверхні поршнів, циліндрів і клапанів.
Система охолодження і призначена для підтримки оптимальної температури: при старті автомобіля потрібен швидкий розігрів, а потім, в процесі руху, потрібне якісне охолодження. Регулювання цього процесу і бере на себе термостат, який встановлюється на «розвилці» між великим і малим колом системи охолодження і управляє напрямком потоку охолоджувальної рідини.
Поки двигун не розігрітий, термостат перекриває патрубок до радіатора, направляючи охолоджувальну рідину по малому колу: від сорочки мотора , через термостат, байпасний канал і знову до двигуна. Антифриз не проходить через радіатор і не охолоджується, даючи мотору можливість швидше прогрітися.
Рух охолоджувальної рідини малим контуром під час розігріву двигуна
Коли двигун прогрівається до робочої температури, термостат відкриває клапан, що веде до радіатора, і антифриз починає охолоджуватися сам і починає охолоджувати двигун. Залежно від температури антифризу, термостат може закрити клапан в байпасний канал повністю (коли двигун потребує інтенсивного охолоджування) або частково.
Помірне навантаження на двигун: частково відкриті обидва контури (великий і малий)
Таким чином, термостат в повністю автономному режимі регулює кількість антифризу, що надходить в радіатор охолодження, щоб підтримувати температуру двигуна на постійному робочому рівні.
Інтенсивне охолодження: байпасний канал повністю закритий, вся охолоджувальна рідина проходить через радіатор
Как установить прибор
В первую очередь производятся подготовительные мероприятия, которые могут заключаться в создании ниши в стене по типу розеточной. Далее прокладывается кабельная проводка
Важно учитывать, что, кроме подключения основной питающей линии, прибор должен быть сопряжен с оборудованием. Другое дело, что той же прокладки провода можно избежать, купив беспроводную модель. Например, современные конвекторы с механическим термостатом уже в базовых комплектациях снабжаются радиоустройствами, избавляя пользователя от лишних хлопот с монтажом
Но, беспроводной принцип взаимодействия с управляющей оснасткой поддерживают далеко не все агрегаты и этот нюанс надо учитывать заранее. Это же касается и способа установки выносного датчика, который также потребует тщательной подготовки специальной точки для фиксации. Другое дело, что вмешательства в стену датчик не потребует. Для него достаточно подготовить монтажный кронштейн, на который будет посажен небольшой корпус. Вся необходимая фурнитура такого рода обычно входит в основные комплекты термостатов
Например, современные конвекторы с механическим термостатом уже в базовых комплектациях снабжаются радиоустройствами, избавляя пользователя от лишних хлопот с монтажом. Но, беспроводной принцип взаимодействия с управляющей оснасткой поддерживают далеко не все агрегаты и этот нюанс надо учитывать заранее. Это же касается и способа установки выносного датчика, который также потребует тщательной подготовки специальной точки для фиксации. Другое дело, что вмешательства в стену датчик не потребует. Для него достаточно подготовить монтажный кронштейн, на который будет посажен небольшой корпус. Вся необходимая фурнитура такого рода обычно входит в основные комплекты термостатов.
Неисправности
Это устройство очень важно для охлаждающей системы автомобиля. Принцип действия термостата основан на том, чтобы он подавал охлаждающую жидкость вовремя в систему радиатора
Чаще всего он заклинивает в закрытом положении. Если он заклинил именно в закрытом положении, то мотор автомобиля охлаждаться не будет и вскоре перегреется, закипит. Произойти это может в любом режиме езды. Заклинить устройство может не только в закрытом, но и в любом другом положении. Если клапан будет открыт на половину, то автомобиль будет перегреваться, но закипеть антифризу уже меньше шансов.
Для того чтобы проверить работоспособность клапана, есть два метода.
- Первый – это народный, этот метод подразумевает его снятие с автомобиля. В таком случае нужно нагреть воду до 100 градусов и поместить в нее термостат. После того, как он был помещен в воду, следует наблюдать за клапаном. Когда клапан начнет открываться, то устройство рабочее, а если не открывается, то на его место нужно поставить новый.
- Еще существует второй метод, для этой проверки устройство с автомобиля снимать не надо. Первым делом надо прогреть автомобиль до такой температуры, чтобы датчик показывал примерно 100 градусов. После этого следует заглушить двигатель. Затем найти под капотом и потрогать шланги, ведущие к радиатору. Их всего два (верхний и нижний), оба они выглядят как обычные шланги примерно по пять сантиметров в диаметре. Перед тем как трогать шланги, следует учесть, что они могут быть сильно нагретыми. Если датчик указывает на то, что мотор горячий, один из шлангов в это время остывший, а другой нет, то это явный признак, что клапан не открывается, и жидкость в радиатор не попадает. В такой ситуации следует немедленно заменить термостат.
Разновидности и выбор терморегуляторов
По исполнению радиаторные вентили делятся на 3 группы:
- прямые;
- угловые;
- в составе гарнитуры подключения отопительных приборов.
Если с прямыми и угловыми терморегуляторами все понятно, то о гарнитуре следует сказать отдельно. Она позволяет одновременно установить термостат на батарею и подключить ее к трубам, выходящим прямо из пола. Хотя цена подобной гарнитуры выйдет больше, чем традиционные подводки из труб, зато выглядеть подобное присоединение будет куда эстетичнее.
Гарнитура подключения радиатора со встроенным термостатом
Для двухтрубных систем с циркуляционным насосом отопления подойдет любой из перечисленных клапанов, вопрос заключается лишь в способе подключения отопительного прибора, а с технической точки зрения все они одинаковы. Другое дело – однотрубная схема, для нее лучше купить специальный регулятор температуры батареи с увеличенным проходным сечением седла. Такие терморегуляторы оказывают меньшее гидравлическое сопротивление, что хорошо видно на схеме:
Помимо клапанов, следует выбрать также и термоголовки для батарей, и тут сразу же рекомендация: клапан и головка должны быть от одного производителя, а стыковочные резьбы совпадать. Стандартная резьба на вентиле – М28 и М30. Вообще, выбор конструкций головок не слишком широк – кроме обычных элементов со встроенным сильфоном есть еще изделия с электронным блоком управления и дисплеем. Эти терморегуляторы – программируемые, их можно настраивать на поддержание различных температур в комнате в течение дня.
В тех случаях, когда планируется монтаж отопительных приборов за экранами либо окна комнаты предполагается завесить плотными шторами, обычные термоэлементы могут функционировать некорректно. Из-за слабого движения воздуха в районе радиатора температура за экраном и перед ним может отличаться на пару градусов, так что дополнительно к терморегулятору стоит купить выносной датчик с капиллярной трубкой.
Стоящий за экраном датчик посредством капиллярной трубки будет управлять термостатом, ориентируясь на правильную температуру в помещении. Существует и более продвинутая версия в виде выносного регулятора, который тоже присоединяется капиллярной трубкой. Но тут надо быть внимательнее: не ко всем вентилям такие термоголовки подходят, поэтому при выборе терморегулятора нужно консультироваться с продавцом.
Напоследок несколько слов о производителях радиаторных клапанов. Их появилось достаточно много, особенно китайских, чье качество более чем сомнительно. Однозначно рекомендуются к применению терморегуляторы следующих брендов, их надежность не подлежит сомнению:
- DANFOSS;
- HERZ ARMATUREN;
- OVENTROP.
Виды термостатов
К вариантам конструктивного исполнения термостатов относят:
- одноклапанное техническое решение;
- двухступенчатая реализация;
- двухклапанное устройство;
- электронное управление.
Наибольшую популярность получила одноклапанная технология. Она отличается простотой и надежностью. Автомобили прошлых лет преимущественно имели именно такой вид термостата. Двухступенчатая конструкция стала вынужденной мерой, вызванной высоким давлением антифриза. Клапан терморегулятора не был в состоянии преодолеть усилие, в результате чего в конструкции появились малая и большая тарелки. Меньшая открывается первой, так как на нее действует незначительное давление охлаждающей жидкости. Во время второго этапа добавляется основная тарелка и весь антифриз направляется в большой круг.
Термостат с электронным управлением
Максимальной точности в работе автопроизводителям удалось достичь, снабдив терморегулятор электронным управлением. Конструктивным различием с классической моделью является наличие нагревательного сопротивления. Термостат поддерживает температуру двигателя 85-95°С при высоких нагрузках и 95-110°С в остальных режимах работы мотора. Это позволяет снизить расход топлива и получить небольшой прирост мощности. Управляющий сигнал терморегулятор получает с ЭБУ инжектора. В случае с дизельным двигателем температурные диапазоны могут быть другими.
Технические характеристики
Параметры работы зависят от варианта исполнения, начинки и схемы управления. К некоторым терморегуляторам для кварцевых обогревателей или масляных калориферов подключаются 2 – 3 выносных датчика. Встроенный GSM-модем проводит голосовое оповещение и электронную рассылку о состоянии микроклимата на заданные телефонные номера с указанием параметров работы.
Возможности современных терморегуляторов:
- подключение к восьми номерам телефонов и регулирование 4 тревожных зон в жилище;
- координация параметров и постановка задач посредством мобильной связи или голосовым сообщением;
- отправка SMS-сообщения при отключении напряжения, разрядке батареи;
- модели выдерживают мощность 2 – 3,5 кВт.
При подсоединении суммируется потребляемый ток калориферов, это значение должно быть меньше максимального показателя для термостата.
Наладка и эксплуатация
Наладку простейших механических и электромеханических ТР можно выполнить самостоятельно, для этого нужно внимательно изучить инструкцию завода-изготовителя.
Цифровые ТР устанавливаются на дорогостоящем климатическом оборудовании, которое, как правило, комплектуются заводом-изготовителем. В этом случае самостоятельная наладка его не допускается. Первый запуск регулятора производится в ходе настройки котла, которую выполняют сертифицированные организации, аттестованные на проведение этих работ заводом изготовителем. От выполнения этого правила будет зависеть сохранение гарантийных обязательств.
В процессе первого пуска оборудования наладочная организация проверяет работоспособность терморегулятора, настраивает его на работу и поясняет, обслуживающему персоналу, что такое терморегулятор, как он должен обслуживаться и порядок установки текущих настроек работы климатической техники.
В процессе эксплуатации ТР должен находится в чистом состоянии, не должен подвергаться воздействию воды и других агрессивных жидкостей, его нужно беречь от механических повреждений и не располагать под прямыми солнечными лучами. Запрещается самостоятельно разбирать ТР и менять его электронные схемы.
При выполнении таких простых условий, терморегулятор будет работать весь нормативный срок эксплуатации, качественно выполняя свои функции по управлению тепловыми процессами.
Современная климатическая техника в обязательном порядке должна комплектоваться терморегуляторами. Это требование вызвано необходимостью обеспечения энергоэффективности систем отопления. Даже применение простейших механических ТР позволяет экономить от 10 до 30 % топлива в течение отопительного сезона.
Применение цифровых терморегуляторов позволяет создать комфорт в доме, снижает ежемесячные затраты на электроэнергию, повышает эффективность работы климатического оборудования и его КПД, упрощает процессы управления. Все это приводит к снижению общих вредных выбросов в окружающую среду.
Что такое термостат
Термостат – это дискретный механический прибор, который при достижении заданной уставки по температуре, изменяет своё состояние или состояние своих электрических контактов.
Эти контакты, например, могут использоваться в релейных электросхемах, запуская или останавливая различные агрегаты или передавать информацию о достижении температуры в систему автоматизации АСУТП. Само слово происходит от двух греческих слов: «θερµο-», что означает тепло и «στατός» — стоячий, неподвижный.
В отличие от аналоговых датчиков температуры, таких как термопара или термометр сопротивления, термостат не покажет истинное значение температуры в определённый момент времени. Задача его заключается лишь в том, чтобы при выставленном заранее значении температуры «сработать», то есть изменить своё состояние. После этого в зависимости от типа термостата выполняются требуемые при регулировании действия.
Термостаты применяют в устройствах или системах, которые что-либо нагревают или охлаждают до заданных температурных значений. Например, в холодильниках, отопительных приборах, системах охлаждения автомобильных двигателей, промышленных печах и др.
Из чего состоит термостат и какой у него принцип работы
Устройство термостата и его принцип работы зависят от используемого типа чувствительного элемента. Это могут быть биметаллические пластинки или металлические капсулы с капиллярными трубками, заполненные жидкостью или газом.
Биметаллическая пластина представляет собой две разнородные металлические полоски с разными коэффициентами теплового расширения, которые сваривают вместе. Во время нагрева одна из металлических пластин расширяется больше, что приводит, при достижении заданной температуры, к её изгибанию или выпрямлению.
Механически передвигаясь таким образом, биметаллическая пластина может замкнуть или разомкнуть электрические контакты или, например, открыть клапан охлаждающей жидкости.
Ещё один из распространенных видов термостата – капиллярный. Его работа основана на первом законе термодинамики, согласно которому при изменении температуры в термодинамической системе, она должна выполнять механическую работу до тех пор, пока не придет в равновесное состояние.
Капиллярный термостат включает в себя следующие элементы:
- металлическую капсулу, содержащую рабочую жидкость (например, гликоль);
- капиллярную трубку, соединяющий датчик с регулирующим блоком термостата;
- регулирующий блок или электромеханическое реле, при помощи которого задаётся уставочное значение температуры.
При нагреве металлической капсулы изменяется объём её содержимого, которое через капиллярную трубку давит на мембрану реле и при достижении заданной температуры происходит замыкание или размыкание его контактов.
У всех типов термостатов задание температуры происходит механически, поворачивая регулировочный винт, либо жёстко задано производителем на определённую температуру.
Назначение термостата
Как было сказано выше, основной задачей термостата является контроль за температурным режимом. Сфера использования термостатов очень широкая: от утюга в маленькой квартире до огромных печей на промышленных объектах. Они применяются в различной технике, отопительных системах, кондиционерах и бытовых приборах.
Термостат делает их использование безопасным и в то же время комфортным, поскольку регулирование температуры осуществляется автоматически.
Термостаты могут быть уже встроенными или применяться дополнительно, например, в смесителях для воды, для корректировки работы газовых котлов или подогрева пола.
Автомобильный термостат – обязательный компонент для системы охлаждения двигателя. Он помогает поддерживать необходимую температуру, не допуская перегрева.