Вариант смены типа трансмиссии с механической на «автомат»
Процесс монтажа АКПП на место механики более сложный и требует ощутимых затрат. При этом необходимо серьёзное вмешательство в ЭСУД, инсталляция и настройка дополнительных датчиков и блок-контроллеров, в некоторых случаев изменение конструкции карданной крышки. Основной список комплектующих для установки автомата и подключения:
- Радиаторная решётка охлаждения контура, маслопроводы и трубки
- Комплект нового тросового селекторного привода с проводкой, разъёмами на ЭБУ, датчиками и контроллерами (на практике – полная замена всех элементов электропроводки на АКП)
- Специальный блок управления для автоматической трансмиссии, реле с предохранителями
- Стартер, узел педального привода в сборе
- Новый датчик на спидометр с реле
- Фонари заднего хода с проводкой и подключением к ЭБУ (тип «коса»)
- Амортизационные подушки в элементы крепления (только на иномарках)
- Узел гидротрансформатора (если он не предусмотрен в комплекте)
- Нижняя крышка кардана (в некоторых моделях)
- Расходные материалы на опору (прокладки, уплотнители, сальники)
Узел привода на автомат.
Порядок работы:
- Полный демонтаж МКПП с отключением узлов сцепления (аналогично как с АКП).
- Снятие селекторного узла и педалей с приводом (цилиндр, кулису, кронштейны).
- Отключение и разборка гидравлики и маслопровода (слив рабочей жидкости)
- Демонтаж маховика коленвала и стартера.
- После полного удаления всех элементов механики сначала устанавливают новый стартер, блок электронного управления и меняют линии проводки с подключением датчиков.
- Решётку радиатора охлаждения устанавливают параллельно с задней опорой под силовым агрегатом (используя амортизационные демпферные комплектующие там, где это предусмотрено конструкцией коробки).
- Кардан меняют в зависимости от модели автомобиля (обычно для старых марок авто, где предусматривалась оснащение АКПП, делать этого не нужно)
- Монтируют коробку-автомат на место, используя крепления-кронштейны.
- Подключают и ставят узлы селектора и педалей с приводами.
- Настраивают ЭБУ с перепрошивкой, обеспечив работу электрики на все датчики, фонарь заднего хода, предохранитель, масляный насос и спидометр.
Сложности переоборудования могут возникнуть с монтажом центральной консоли в салоне – блок привода селектора и его расположение в салоне на автоматах имеют значительные конструктивные отличия.
Меняем МКПП на АКПП
Пошаговая переустановка выполняется в следующем порядке:
- Автомобиль приподнимают на домкрате или ставят на ремонтную «яму» (эстакаду).
- Отключают питание, сняв клеммы с аккумуляторной батареи.
- Демонтируют узлы ДВС и защитные панели в салоне, которые закрывают доступ к трансмиссии.
- Снимают стартер (на некоторых моделях авто этого делать не обязательно – в случае если стартер крепится к основному блоку).
- Отключают электропроводку к АКП и электронному блоку управления (на роботизированных версиях).
- Аккуратно сливают трансмиссионное масло из коробки и демонтируют маслопроводные магистрали на масляном насосе.
- АКП снимают с опоры, открутив крепёжные болты.
- Далее отдельно демонтируют гидротрансформатор вместе с блоком.
- Маховик на коленчатый вал крепят только после полного демонтажа «автомата».
- Меняют селекторный привод на механический.
- Устанавливают третью педаль (сцепления) и узел привода (цилиндр).
- Механическую КП крепят на место автомата, используя те же болты.
- Подключают трубку маслопровода к насосу.
- Заливают рабочую жидкость (масло).
Для полного монтажа новой МКПП потребуются следующие компоненты и расходные материалы:
- Набор инструментов: шестигранники, дрель, ключи с переходниками, отвёртка
- Селекторный привод на «механику» с кулисой
- Тросы управления механическим приводом
- Новый маховик для коленвала
- Педаль сцепления с элементами привода
- Рабочий цилиндр сцепления
- Прокладки, крепёж для корпуса с кронштейнами, резиновые (или силиконовые уплотнители)
- Электропроводка на масляной насос
- Электронный блок управления для МКП с датчиками и контроллером (в моделях авто поздних выпусков не устанавливается)
Набор комплектующих для установки механической коробки передач.
После монтажа МКП требуется провести балансировку маховика и корзины сцепления. Стартер заменяют на новый, отключив его от ЭБУ. Автоматический тип трансмиссии не допускает принудительный пуск силового агрегата, когда разряжена АКБ – в настройках ЭСУД (электронная система управления двигателем) для этого установлена блокировка. В случае совпадения пускового режима ставят обычную перемычку и перепрошивают электронный блок, снимая блокировку на запуск с «толкача» (буксировка). Так же меняют или перепрошивают фонарь заднего хода для механики.
Фонари на задний ход нуждаются в перепрошивке для МКП.
Выбор механической коробки взамен на автоматическую предполагает соблюдение конструктивных особенностей для каждой марки автомобиля. Идеально «встают» на установочные места те агрегаты, ранние модели автомобилей были оснащены МКПП и выпускались серийно. Некоторые проблемы могут возникнуть с креплением основного корпуса, на который потребуются дополнительные кронштейны, сверления отверстий под педаль сцепления и привода. В основном же смена типа трансмиссии – стандартная процедура для опытного автомеханика.
Особенности конструктивных изменений: рекомендации экспертов
Установка автоматической коробки вместо механики не всегда оправдана как на практике, так и со стороны больших материальных затрат. Статистика показывает, что пробег изменённого типа трансмиссии снижается в сравнении с заводкой установкой на 30%. Это связано с частыми нарушениями в работе шестерён, сателлитов и быстрой разбалансировкой агрегатов, которые в последствии вызывают типичные проблемы в роботизированных или вариаторных версиях (пробуксовка, толчки, рывки).
Более практичным считается вариант обратной переустановки АКПП на МКПП. В этом случае происходит технологическое упрощение конструкции, снимается электронное управление переключения передачами. В результате общий эксплуатационный ресурс коробки увеличивается.
Преимущества и недостатки МКПП после замены
Аналогичную таблицу можно составить для АКП, с разницей лишь перестановки полюсов. Однозначного ответа на вопрос стоит ли менять коробку не существует. Всё зависит от типа ДВС, модели, конструкции и марки автомобиля. В любом случае выбор всегда остаётся за конкретным автолюбителем, где учитывается стиль вождения, условия эксплуатации и личные предпочтения. Здесь необходимо учитывать, что новые поколения машин никогда не оснащались механическим типом, а значит сложностей с изменением конструкции будет больше.
Стоимость изменения типа трансмиссии в специализированных сервисах может сильно различаться на разные модели авто. В основном это касается цены на саму коробку и необходимые комплектующие. Например, у некоторых спортивных автомобилей «механика» может стоить в 3-4 раза дороже, чем заводской автомат. Для сравнения: к турбированному ДВС 1JZ-GTЕ, которым оснащают Тойоту Марк-2, контрактную (восстановленную) АКПП можно купить за 20-25 тысяч рублей. Механическая версия с одинаковым пробегом для этой же модели типа R-154 обойдётся уже в 55-75 тысяч рублей. При этом не учитываются цены на компоненты и прейскурант на работы по установке.
Jun 11 2021
admin