Полтора ведра
Head-up-дисплеи в то время новинкой не были. Например, немецкая компания Continental — мировой лидер в их производстве — устанавливала HUD в автомобили BMW, Audi и Mercedes с 2003 года. Традиционные устройства отображения информации на лобовом стекле — очень сложные приборы с изогнутыми зеркалами и сферической оптикой
И что критически важно, требующие большого объема, примерно 18 л — полтора обычных ведра! А ведь разместить эти полтора ведра нужно в районе рулевого колеса — одной из самых значимых точек автомобиля. Поэтому HUD оснащаются большие дорогие авто, которые изначально спроектированы с местом под дисплей
Неудивительно, что за установку проекционного дисплея в дилерских центрах немецких автомарок с вас попросят не меньше 100 000 рублей. Ну а на обычных машинах классический HUD не увидишь.
Виталий Пономарев Основатель и CEO компании WayRay, изобретатель Обучался в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальностям «экономика», «управление инновационными проектами». В 2012 году основал проект WayRay, который за четыре года превратился в международную компанию с офисами в России, Швейцарии и США. В 2020 году вошел в топ-100 выдающихся инноваторов Швейцарии по версии газеты L’Hebdo.
Проекция на стекло
Многие автомобилисты жалуются на то, что на приборную панель постоянно необходимо отвлекать свой взгляд для того, чтобы узнать скорость или же какой-либо другой показатель. Это отвлекает от управления, а в ночное время, когда важна предельная концентрация, вообще может оказаться причиной аварии.
Сегодня на помощь водителям пришло решение, которое больше похоже на фантастику из фильмов. Все необходимые данные, начиная от цифр приборной панели, заканчивая GPS-навигацией, можно теперь увидеть прямо на своём стекле. Причём проекция на лобовом стекле
отображается чётко, она прозрачная, а регулировка яркости позволяет выставить этот параметр так, чтобы она не давила на зрение.
Разновидности проекции на стекло
На данный момент, существует несколько вариантов проекции на стекло
автомобиля:
- Штатная проекция на лобовое стекло
- Установка автомобильного проектора
- Проекция на стекло с помочью смартфона
Штатная проекция на лобовое стекло
Штатная проекция на лобовое стекло
, установленная заводом изготовителем автомобиля. Это дополнительная опция, предусмотренная на данный момент для ограниченного ряда автомобилей. В основном такими устройствами оборудованы автомобили премиум класса.
В штатных системах предусмотрен специальный проекционный дисплей
, который встроен в плоскость торпеды автомобиля, чтобы не мешать обзору водителя. Данный дисплей проецирует необходимую информацию налобовое стекло автомобиля , которое оклеено специальной пленкой для проекции.
Количество и набор приборов, отображаемых на лобовом стекле
, может настраиваться водителем через бортовой компьютер. Так же, на автомобилях со встроенной системой навигации, налобовом стекле может отображаться карта местности с проложенным маршрутом.
Обычно цифры и индикаторы выполнены очень стильно, поэтому складывается впечатление, что мы находимся в далеком будущем. Но это уже рядом с нами, и это – доступная реальность.
Яркость и контраст отображаемой на обовом стекле проекции
регулируется автоматически с помощью специально установленных датчиков, что бы избежать дискомфорта во время управления автомобилем.
Так же, все штатные автомобильные проекторы оснащены световой звуковой сигнализацией, которая будет предупреждать водителя о различных ситуациях.
Штатные проекционные устройства для автомобилей могут получать информацию о движении автомобиля от бортовой сети автомобиля, а так же при помощи GPS навигации.
Установка автомобильного проектора
Установка автомобильного проектора, подключаемого к диагностическому разъему автомобиля — это сравнительно недорогой способ заполучить проекцию на лобовое стекло
, при условии, что данная функция не предусмотрена в данной модели. Однако данный вариант требует дополнительной установки и настройки в сервисном центре, а такжеоклейку лобового стекла автомобиля специальной пленкой для проекции.
Так же, автомобильные проекторы занимают довольно много места в салоне автомобиля. Судя по размеру данных устройств, рассчитаны они в основном на грузовые автомобили, т.к. в легковушке такой аксессуар будет занимать довольно большую часть торпеды, а так же загораживать обзор водителю автомобиля.
Проекция на стекло с помочью смартфона
Самый дешевый, но наименее качественный способ – проекция на стекло
с помощью смартфона. Данный вариант не гарантирует корректность предоставленной информации, которая в свою очередь, ограничивается скоростью движения автомобиля.
Такой вариант подразумевает собой зеркальное отражение экрана смартфона на лобовом стекле
. При этом мобильный телефон должен быть крепко закреплен на торпеде автомобиля, заряд аккумулятора телефона очень быстро снижается за счет постоянно включенного экрана и модуля GPS, а так же, получаемое в итоге изображение на стекле автомобиля оставляет желать лучшего.
Не только польза, но и красота
Многие водители отмечают, что проекция на лобовое стекло
позволяет почувствовать удовольствие от полного контроля за дорогой без отвлечения на приборную доску. Возможно это так, однако в любом случае, наибольшее удовольствие вы получите от штатнойпроекции на лобовое стекло , нежели от «колхозных» проекторов, которые в любом случае будут создавать дополнительные неудобства при управлении автомобилем.
Глобальный результат
Сегодня WayRay — технологическая компания с офисами в Швейцарии, России и США. Разрабатывает навигационную систему для автомобилей, использующую принцип дополненной реальности, а также программно-технический комплекс для сбора информации о вождении и коррекции поведения водителя. Однако автомобильные голографические навигаторы для стартапа всего лишь этап на пути к цели. «Мы хотим стать компанией номер один на рынке неносимых устройств дополненной реальности, — говорит Виталий. — Любая прозрачная поверхность может стать дисплеем для трехмерного изображения». Компания уже работает над прототипами новых устройств. Судя по всему, они будут связаны с развлечениями.
Статья «Голографическая реальность» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2017).
Проектор на лобовое стекло автомобиля с навигатором.
Скорости современного автомобиля растут, трассы становятся все больше загруженными, благосостояние публики стремительно растёт, если отталкиваться от растущего количества новых кредитных автомобилей, поэтому за рулём нужно быть предельно внимательным. Даже несмотря на то, что легковушка — это не военный сверхзвуковой истребитель, водителю приходится переваривать уйму информации. А она, как правило, поступает не только с дороги, но и с многочисленных дисплеев и шкал на приборной панели и центральной консоли.
Что такое проектор на стекло
Чтобы упростить водителю задачу и сделать информацию доступнее и нагляднее, самым популярным оставался экран бортового компьютера. Проблема была в том, что при сведении массы информации на экран ограниченного размера, считывать её было совершенно невозможно или для этого требовалось надолго отвлекаться от дороги, что само по себе нежелательно. На помощь водителю пришли военные технологии.
В середине 90-х годов начали появляться миниатюрные проекторы, которые могли транслировать массу навигационных, технических и других данных прямо перед глазами военного лётчика, на защитное стекло гермошлема. Теперь лётчик мог не отвлекаясь от управления, получать нужную информацию оперативно и не затрачивать на это драгоценные доли секунд. По похожей схеме работает и проектор на лобовое стекло автомобиля с навигатором.
Зачем нужен проектор
В серийных авто одними из первых проектор скорости на стекло установили баварцы из БМВ на седаны седьмой серии. Сегодня такой фишкой уже никого не удивить и проекторы научились многому:
выводить данные о скорости;
показывать показания тахометра и спидометра;
выводить данные о скорости машины не с бортового датчика, а со спутникового навигатора, что необходимо при установке устройства на борт гарантийной машины;
дублировать показания датчика температуры охлаждающей жидкости;
показывать уровень заряда АКБ и дублировать контрольные лампы.
Но самым большим достижением проекторов все же стала возможность выводить на лобовое стекло данные штатного навигатора. Существуют и автономные приборы со встроенным навигатором. Их прелесть в том, что на борту теперь не нужно иметь дисплей с высоким разрешением картинки, для них дисплей — это лобовое стекло.
Виды и принципы работы устройств
Head up display (HUD), переводится как «с поднятой головой», в этом и заключается вся суть устройства — считывать данные, не опуская взгляд от дороги, ехать с поднятой головой. Безусловно, в сама суть изобретения не исключает возможности, что и картинка на лобовом стекле может отвлечь водителя от дороги, особенно если она яркая и красочная. Но из двух зол выбирают меньшее — время реакции на препятствия, дорожную разметку, знаки и других участников движения будет значительно сокращено, а при плотном и скоростном потоке дорога каждая доля секунды.
Устройство, безусловно, полезное, но перед тем как выбирать подходящую модель, стоит познакомиться как минимум с методами подключения проектора, а также методом оповещения. С последним все просто. Проектор может транслировать либо картинку, нарисованную светодиодами, либо картинку с LCD матрицы. Существует ещё один тип вывода изображения — лазерный проектор 3D. Эта штуковина рисует по стеклу трёхмерную картинку вообще без ограничений по параметрам, цветам и уровню сложности, но цена такого лазерного проектора с функцией навигатора заоблачная, около 80 000 рублей. Трёхмерная картинка строится на основе данных, полученных с навигационного спутника, а алгоритм работы устройства такой же, как и у обычного навигатора. Просто выглядит очень необычно.
Типы подключения проекторов
По типу подключения проекторы могут быть нескольких типов, это зависит как от года выпуска автомобиля, так и от дополнительных функций проектора, и способа вывода изображения. Самые простые светодиодные устройства подключаются к сервисному разъёму OBD II и берут всю информацию с бортовой системы управления автомобилем. Для автомобилей, в которых есть возможность пользоваться сервисным разъёмом CAN.
Наиболее продвинутые модели на рынке имеют видеовход RCA, HDMI или композитный вход. Это значит, что к ним можно подключать любое внешнее устройство, способное выводить изображение, будь то штатный навигатор, мультимедийная система, планшет, смартфон. Такие штуковины работают, как полноценный мультимедийный центр и показывают на стекле абсолютно все, что им передадут на видеовход.
Alibaba и сорок разработчиков
Наша редакция вдоволь наигралась с прототипом HUD. Его размер — с небольшой чемодан — огромный прогресс: первые прототипы занимали все пассажирское сиденье справа от водителя. Штука действительно впечатляющая, фотографии и видео не передают всей полноты генерируемой дополненной реальности. Осенью выпустят и коммерческий образец голографического навигатора Navion: в комплект войдет небольшая коробочка с лазерным проектором и специальная пленка, превращающая лобовое стекло в экран. Он будет стоить около 500 долларов. А в следующем году на дорогах появится первый автомобиль со встроенным AR-решением WayRay. В начале 2020 года компания договорилась о реализации пилотного проекта с Banma Technologies — совместным предприятием Alibaba Group и крупнейшего китайского автопроизводителя SAIC Motor.
В рамках проекта будет разработана AR-инфотейнмент-система, которую внедрят в массовое производство одного из автомобилей в 2018 году. На вопрос, почему решили обратиться к китайцам, а не к европейцам, Виталий отвечает просто: китайцы готовы рисковать и очень быстро работают. И к тому же акционер Banma — интернет-гигант Alibaba Group, который в марте инвестировал в WayRay 18 млн долларов, в одночасье сделав компанию Виталия Пономарева всемирно знаменитой. «Нас не купили, нашу компанию проинвестировали, — подчеркивает Виталий. — Alibaba является миноритарным акционером. Мы сохранили контроль». Впрочем, это не первые инвестиции. Около 10 млн долларов вложили российские частные инвесторы, имен которых Пономарев не называет. Один из них профессионально разбирается в современной оптике — именно он первым поверил в перспективы технологии.
Между стекол
В 2012 году Виталий с Михаилом начали собирать первые гигантские прототипы на основе стандартной оптики, чтобы определить, насколько интересным будет эффект. Стало понятно, что так нужного изображения и требуемых габаритов не добиться. Пришла идея использовать плоскую линзу Френеля типа тех, которые устанавливают на задние стекла автомобилей. Эта прозрачная пленка наклеивается или вваривается между стекол триплекса и работает как часть оптической системы. Решили создать линзу Френеля для нескольких длин волн, и оказалось, что это голограмма — голографический оптический элемент (holographic optical element, HOE). Самый обширный опыт работы с голографическими материалами в России в ФИАН — Физическом институте имени П. Н. Лебедева. Именно туда отправились коллеги за новыми технологиями. Начинали с голограмм на серебре, пытаясь понять, можно ли вообще делать голографические элементы большой площади, постепенно перешли на прототипы прозрачных фотополимеров. Сделали объемную трехмерную голограмму, на которой записана дифракционная решетка — по сути, виртуальный оптический элемент, преобразователь волнового фронта, который отражал волны нужной длины, а остальные пропускал.
Автомобили
Какие автомобильные стекла ждут нас в будущем?
Идея устройства, которое проецирует навигационные сведения на лобовое стекло автомобиля, пришла к Виталию, когда он отвлекся на навигатор и чуть не разбил машину. Концепция постепенно дополнилась подключением к интернету, технологиями социальной сети и дополненной реальности.
«Что здесь инновационного? — опережает мой вопрос Виталий Пономарев. — Голографию изобрели не мы. Фотополимеры тоже. И попытки делать HUD на голографических элементах были до нас. Но тогда не было дешевых лазеров и фотополимеров, которые подходят под наши требования: прозрачность и отсутствие host-эффектов. Мы занялись head-up-дисплеями как раз в тот момент, когда все это появилось. Наш небольшой стартап быстрее других создал средства проектирования и производства, невозможные в условиях крупной компании, и стал первым». Впрочем, неправильно считать WayRay технологическим интегратором: в компании работают физики, инженеры-механики, оптики, программисты. Даже средства проектирования они применяют нестандартные: их пришлось модифицировать, чтобы они могли считывать системы с «ненормальными» оптическими компонентами.
Проектор на лобовое стекло автомобиля с навигатором
Скорости современного автомобиля растут, трассы становятся все больше загруженными, благосостояние публики стремительно растёт, если отталкиваться от растущего количества новых кредитных автомобилей, поэтому за рулём нужно быть предельно внимательным.
Даже несмотря на то, что легковушка — это не военный сверхзвуковой истребитель, водителю приходится переваривать уйму информации. А она, как правило, поступает не только с дороги, но и с многочисленных дисплеев и шкал на приборной панели и центральной консоли.
Что такое проектор на стекло
Чтобы упростить водителю задачу и сделать информацию доступнее и нагляднее, самым популярным оставался экран бортового компьютера.
Проблема была в том, что при сведении массы информации на экран ограниченного размера, считывать её было совершенно невозможно или для этого требовалось надолго отвлекаться от дороги, что само по себе нежелательно. На помощь водителю пришли военные технологии.
В середине 90-х годов начали появляться миниатюрные проекторы, которые могли транслировать массу навигационных, технических и других данных прямо перед глазами военного лётчика, на защитное стекло гермошлема.
Зачем нужен проектор
В серийных авто одними из первых проектор скорости на стекло установили баварцы из БМВ на седаны седьмой серии. Сегодня такой фишкой уже никого не удивить и проекторы научились многому:
- выводить данные о скорости;
- показывать показания тахометра и спидометра;
- выводить данные о скорости машины не с бортового датчика, а со спутникового навигатора, что необходимо при установке устройства на борт гарантийной машины;
- дублировать показания датчика температуры охлаждающей жидкости;
- показывать уровень заряда АКБ и дублировать контрольные лампы.
Но самым большим достижением проекторов все же стала возможность выводить на лобовое стекло данные штатного навигатора. Существуют и автономные приборы со встроенным навигатором. Их прелесть в том, что на борту теперь не нужно иметь дисплей с высоким разрешением картинки, для них дисплей — это лобовое стекло.
Виды и принципы работы устройств
Head up display (HUD), переводится как «с поднятой головой», в этом и заключается вся суть устройства — считывать данные, не опуская взгляд от дороги, ехать с поднятой головой.
Безусловно, в сама суть изобретения не исключает возможности, что и картинка на лобовом стекле может отвлечь водителя от дороги, особенно если она яркая и красочная.
Но из двух зол выбирают меньшее — время реакции на препятствия, дорожную разметку, знаки и других участников движения будет значительно сокращено, а при плотном и скоростном потоке дорога каждая доля секунды.
Устройство, безусловно, полезное, но перед тем как выбирать подходящую модель, стоит познакомиться как минимум с методами подключения проектора, а также методом оповещения. С последним все просто. Проектор может транслировать либо картинку, нарисованную светодиодами, либо картинку с LCD матрицы. Существует ещё один тип вывода изображения — лазерный проектор 3D.
Эта штуковина рисует по стеклу трёхмерную картинку вообще без ограничений по параметрам, цветам и уровню сложности, но цена такого лазерного проектора с функцией навигатора заоблачная, около 80 000 рублей. Трёхмерная картинка строится на основе данных, полученных с навигационного спутника, а алгоритм работы устройства такой же, как и у обычного навигатора.
Просто выглядит очень необычно.
Типы подключения проекторов
По типу подключения проекторы могут быть нескольких типов, это зависит как от года выпуска автомобиля, так и от дополнительных функций проектора, и способа вывода изображения.
Самые простые светодиодные устройства подключаются к сервисному разъёму OBD II и берут всю информацию с бортовой системы управления автомобилем.
Для автомобилей, в которых есть возможность пользоваться сервисным разъёмом CAN.
Наиболее продвинутые модели на рынке имеют видеовход RCA, HDMI или композитный вход. Это значит, что к ним можно подключать любое внешнее устройство, способное выводить изображение, будь то штатный навигатор, мультимедийная система, планшет, смартфон. Такие штуковины работают, как полноценный мультимедийный центр и показывают на стекле абсолютно все, что им передадут на видеовход.
Однако есть и более простое решение.
Проекционный дисплей для автомобиля
Также, как и некоторые иные технологии в современном автомобилестроении, проекционный дисплей пришел в машины из авиации. При этом, технология эта уже достаточно старая, просто вплоть до недавнего времени не приобретавшая особой популярности. Впервые, проекционный дисплей для автомобиля был установлен ещё в 1988 фирмой General Motors. А вот цветной вариант экрана сделали только через десятилетие, в 1998м.
В Старом Свете первый раз такую технологию опробовали в BMW в 2003 году. Долгое время такие возможности были доступна преимущественно владельцам премиум-автомобилей. Но в последние годы как BMW, так и другие компании стали встраивать проекционный дисплей в более бюджетные модели, предлагая его в качестве дополнительной опции.
Рынок современных технологий предлагает несколько вариантов создания проекции на лобовое стекло автомобиля.
Штатный проекционный дисплей автомобиля
Обычно он доступен для выбора в качестве дополнительной опции при приобретении некоторых современных автомобилей. Данное обрудование на самом деле состоит из нескольких различных частей. В неё входит проектор, экран и проекционная система. Ведущее значение в создании изображения на лобовом стекле играет проектов высокого разрешения.
Проектор связан с некоторыми системами автомобиля, от которых он получает:
- данные об управлении двигателем;
- навигацию;
- информацию о работе аудиосистемы;
- круиз-контроль;
- данные о помощи в перестроении;
- помощь в распознавании дорожных знаков.
Вся эта информация при помощи зеркал и линз транслируется на лобовое стекло. Водитель может настроить положение изображения так, как ему удобно. Сам проектор находится над панелью приборов.
Основой проекционного экрана в подавляющем большинстве машин служит прозрачная пленка. Она наклеивается прямо на лобовое. На некоторых автомобилях вместо пленки используется прозрачное стекло.
Исходя из конструкции конкретной проекционной системы и подключенных к ней датчиков, на лобовое стекло может выводиться информация разного характера:
- скорость движения;
- указания навигатора;
- частоту оборотов;
- наличие авто в слепой зоне;
- указание о пешеходах ночью;
- информацию о различных дорожных знаках, в частности ограничения скорости.
Так как технологии постоянно развиваются, в каждой новой модели автомобилей проекционный дисплей умеет уже немного больше, как и качество её выведения.
Мобильный проекционный дисплей
Эта технология предназначена для тех владельцев автомобилей, кто хотел бы пользоваться благами проекции на лобовое стекло в своей машине, но встроенной технологии у них нет. Мобильный проекционный дисплей ставится в салоне и выводит картинку на лобовое. Место установки может быть различным в зависимости от модели.
Так, мобильные проекционные дисплеи Garmin устанавливаются на торпеду, Pioneer – на солнечный козырек.
Подключается такое устройство к смартфону, по беспроводной сети или кабелю стандарта USB. Выводит он самый минимум информации, значительно уступая в функциональности штатным проекционным дисплеем. В большинстве случаев это только данные навигации.
Есть и несколько достаточно дорогих мобильных проекционных дисплеев, таких как Navdi, которые могут подключаться не только к смартфону, но и к бортовому компьютеру через сервисный разъем. Благодаря этому, помимо данных о навигации, он может выводить на стекло даже информацию с датчиков в автомобиле.
Обратите внимание, что качество картинки с подобного мобильного проекционного дисплея обычно хуже, чем со штатных устройств
Проекция на лобовое стекло из смартфона
Самым простым вариантом для использования HUD в автомобиле является проекция с телефона. Для этого на телефон устанавливается особое программное обеспечение. Она выводит нужные данные на экран. Смартфон монтируется на приборной панели, и информация отражается на лобовом.
Качество такого изображения весьма низкое, особенно при попадании прямых солнечных лучей на лобовое стекло. Поэтому при наличии финансовых возможностей всегда лучше выбирать штатную систему или мобильный проектор с подключением к бортовому компьютеру.
Барс-монстр
Кроме габаритов и сложности конструкции, у традиционных head-up-дисплеев есть и еще один недостаток: они выдают плоскую картинку на расстоянии 20 см от лобового стекла. То есть водителю все равно приходится перефокусировать взгляд. А Виталий Пономарев решил получить изображение на расстоянии 10−20 м. По его замыслу, картинка должна стать объемной. Не стереоскопической, а настоящей, голографической. Несмотря на финансовое образование, в физике Виталий разбирался очень даже неплохо. Занимаясь поиском инвесторов, он многое узнал о новых технологиях. Интуиция подсказывала ему, в каких областях нужно искать специалистов. Как правило, у истоков подобных компаний стоят два человека: один — гуру в области маркетинга, второй — технический гений. С маркетингом все было в порядке, дело оставалось за технарем. История обретения технического директора будущей WayRay уже вошла в кейсы хедхантеров: Виталий просто запустил поиск по словам «лазеры», «микроэлектроника» и «IT» на «Хабре», культовом сайте технологических гиков habrahabr.ru. В топе ответов поисковик выдал: Михаил Сваричевский с ником BarsMonster. «Теперь этот монстр мой», — шутит Пономарев.
Тест автомобильного проектора Rivotek HUD 100: волшебный фонарь
Технология проецирования на лобовое стекло информации с приборов и экрана мультимедийной системы давно применяется в автомобилях премиум-класса. Но для машин попроще данная опция пока что недоступна. Не дожидаясь, когда автопроизводители снизойдут до простых смертных, разработчики автомобильной электроники предлагают свои решения, позволяющие всем пользоваться премиальным функционалом. Первым на этом фронте выступил проектор Rivotek HUD 100, который мы сейчас и будем тестировать.
Выложив содержимое коробки на стол, видим такой комплект:
- сам проектор Rivotek HUD 100;
- автомобильное ЗУ в гнездо прикуривателя;
- крепление на торпедо;
- отражающий экран;
- отражающие пленки (5 штук);
- адаптер MHL;
- кабели HDMI – mini HDMI (длинный и короткий);
- шнур micro USB – mini USB;
- переходник для Samsung S3 / Note 2;
- шнур CVBS;
- кабели для зарядки iPhone 4S и iPhone 5.
Набор весьма обширный, но отдельных нужных проводов здесь не хватает, например, для подключения «айфонов» надо будет докупать оригинальные переходники.
Установить Rivotek HUD 100 в рабочее положение было несложно. Опора с креплением на клейкой резине крепится на торпедо, надежно фиксируясь на поверхности любой фактуры. Опора соединяется с корпусом через шаровый шарнир, который позволяет регулировать угол проецирования в пределах 15 градусов во все стороны, направляя луч точно на отражающий экран или пленку (ее мы и решили использовать). Пленка приклеивается к лобовому стеклу за счет нанесенного на нее слоя, который впоследствии не оставляет следов (что проверено).
Производителем заявляется широкая гамма устройств для «стыковки»: согласно описанию, к Rivotek HUD 100 можно подключать iPhone 4S и 5, смартфоны на Android, камеры заднего вида, TV-тюнеры, автомагнитолы 2-DIN, устройства ODB-II Bluetooth. При этом, помимо соединения через кабель, можно построить связь по Wi-Fi, дополнительно докупив USB/WiFi-модуль и переходник с гнезда USB на штекер microUSB. С iPhone 4s и выше HUD работает, требуется только дополнительный HDMI адаптер. Что касаетсяAndroid, то работают только те смартфоны, которые имеют функционал MHL, подключаемые через HDMI к другим устройствам
Rivotek HUD 100 будет проецировать на экран все, что отображается на экране смартфона. Соответственно, это может быть любое приложение, игра, фильм, фото любимой женщины. Есть даже специальные приложения, такие как Awesome HUD и aSmart HUD для iOS, и HUDY Pro/Lite для Android.
Но наиболее интересной и действительно полезной, на наш взгляд, будет проецирование изображения с экрана навигационной программы. По нашим впечатлениям, ездить по навигации оказывается очень комфортно — карта всегда находится перед глазами, не мешая обзору. Не надо поворачивать голову, чтобы посмотреть на карту, как происходит при обычном использовании смартфона, стоящего на держателе. Управлять навигацией (например, вводить адреса и т.д.) придется, конечно со смартфона, но на самом проекторе (с помощью кнопок на верхней стороне корпуса) можно выбрать яркость изображения и громкость трансляции голосовых подсказок навигатора. Задержек при передаче изображения и звука на проекторе нет никаких.
Формально качество картинки, получаемой на отражающем экране, проигрывает тому, что отображает дисплей смартфона, — проектор передает изображение в разрешении 400 на 200 точек. Однако сравнивать напрямую картинки с двух экранов, смартфона и проектора, не вполне корректно. На проекционном экране мы видим изображение уже как бы другой природы, которое оказывается гораздо более гуманным для зрения, нежели дисплей смартфона, даже с пониженной яркостью. Особенно хорошо заметна разница в темное время суток — картинка с проектора выглядит очень приятной и ненавязчивой, не отвлекает, и при этом остается полностью информативной.