Статистика продаж автомобилей в россии за 2020 год

Оглавление

На грани ухода

Александр Груздев уверен, что российские, корейские и китайские марки в ближайшем будущем продолжат наращивать долю рынка в России. «Премиальный сегмент в России тоже никуда не денется, а вот средней прослойке будет не очень хорошо», — прогнозирует эксперт.

Говоря о «середнячках»: ещё в конце 2020 года компания Honda объявила о решении прекратить продажи автомобилей марки на российском рынке. По мнению Огородникова, уход бренда из России по факту свершился ещё в прошлый кризис 2014–2015 года, когда бренд почти всю деятельность импортера делегировал своим дилерам.

«В очень похожей ситуации находится Chrysler, кроме того, последние остатки продаёт разорившийся в самом Китае Lifan, а также находящиеся в подвешенном состоянии Foton, Brilliance и Zotye. Теоретически все марки, продажи которых составляют менее 1000 автомобилей в год находятся в группе риска, включая, например, Fiat или Dongfeng. Но у этих брендов есть хоть какое-то подспорье в виде либо коммерческого подразделения, либо помощь со стороны объединяющего альянса», — заявил автоэксперт.

Структура по классам

Однако установленная в 2020 году доля в 48,3% все-таки немного лукавая, поскольку некоторые марки, следуя трендам, давно добавляют в модельную гамму все, что хоть как-то напоминает кроссовер. Модификации Cross, Stepway или X-Line обычных гражданских легковушек, а также высокие хэтчбеки типа Kia Soul тоже идут зачетом в кроссоверы. Результат такой не совсем объективной ситуации — значительная доля переднеприводных модификаций: до 60% проданных SUV числятся моноприводными, что дает повод производителям делать неправильные выводы относительно предпочтений россиян и вывода на рынок новых моделей.

Еще 37,3% рынка уходят в сегмент B/B+ — это не что иное, как класс бюджетников, безоговорочными лидерами которого является Lada Granta и Vesta. Сюда же входят «Солярисы», «Рио» и прочие «Поло» с «Рапидами». Главное изменение среди иномарок заключается в том, что по размеру и особенно уровню оснащения они уже обогнали машины класса C десятилетней давности, да и бюджетниками их называть уже не приходится: Solaris за миллион и Skoda Rapid за 1,2 млн давно стали нормой.

На третьем месте, хоть и с огромным отрывом, в 2020 году оказывается возродившийся класс D. Если до недавнего момента он практически целиком был посвящен одной Toyota Camry, то с этого года на рынок дерзко ворвалась модель Kia K5, которая пришла на смену востребованной Optima. Собственно, и родня по концерну в лице Hyundai Sonata тоже чувствует себя неплохо. Ну а оставшийся C-класс делят между собой сильно подорожавшая Skoda Octavia и целая россыпь модификаций Kia Ceed. Все остальные классовые и кузовные сегменты на рынке РФ выступают в качестве статистической погрешности.

Статистика продаж автомобилей в России по годам

Продажи новых легковых авто, шт. за год.

Год

Продано авто, шт.

2021

2020

1 598 825

2019

1 759 532

2018

1 800 591

2017

1 595 737

2016

1 425 786

2015

1 602 110

2014

2 491 403

2013

2 777 547

2012

2 938 789

2011

2 653 803

Источник данных: АЕБ.

Статистика продаж японских автомобилей России 2021

Согласно данным АЕБ, объем рынка новых автомобилей японских марок в 1 половине 2021 года в России составил почти 119,8 тыс. экземпляров. Это на 5,3% больше, чем в январе-июне 2020 года.

Как отмечают эксперты агентства «АВТОСТАТ», это соответствует доле рынка в 14,8% (год назад было 19,1%). Таким образом, мы видим, что при положительной динамике (продано больше автомобилей в количественном отношении) в целом доля «японцев» на рынке России снизилась.

Лидером по итогам продаж в январе-июне 2021 года остался кроссовер Toyota RAV4. Вторую строчку рейтинга занимает еще одна модель Toyota – бизнес-седан Camry. Третьим стал Nissan Qashqai.

Динамика продаж японских автомобилей по годам

Модель

2020

2019

2018

2017

2016

2015

RAV 4 Toyota

36 433

30 627

31 155

32 931

30 603

27 102

Camry Toyota

27 373

34 017

33 700

28 199

28 063

30 136

Qashqai Nissan

22 110

25 158

23 192

20 223

18 723

10 545

X-Trail Nissan

20 237

20 915

22 878

20 626

17 886

20 502

CX-5 Mazda

20 033

22 565

22 594

18 723

15 790

17 681

Outlander Mitsubishi

17 836

23 894

24 511

16 828

Источник данных: АЕБ.

Вторичный рынок

Своеобразная ситуация сложилась на вторичном рынке, который в очередной раз показал куда лучшую устойчивость и востребованность. По результатам 2020 года, несмотря ни на какие пандемии и локдауны, спрос на «бэушки» может как минимум удержаться на уровне 2019 года, а как максимум — выйти в небольшой плюс. Особенность пандемийного года в том, что дефицит новых машин привел к резкому всплеску спроса на слегка подержанные автомобили, в результате чего россияне за лето вымели с площадок Trade-in все более-менее достойные варианты. Как следствие, заметно подскочили цены на появляющиеся достойный б/у экземпляры.

Правда, если говорить в общем, пока доля автомобилей старше 10 лет на вторичном авторынке преобладает. Данный факт, кстати, мешает развиваться легализованному бизнесу Trade-in, поскольку мало кто из официальных дилеров работает с «возрастными» автомобилями.

Так или иначе, выводы можно сделать следующие. Рынок новых автомобилей — это рынок спроса, где основную роль играет покупатель, выбирающий между своими предпочтениями и финансовыми возможностями. А вот вторичный авторынок — это рынок предложения, то есть продавца. На текущий момент оборачиваются практически все выставленные на продажу б/у автомобили. То есть что предложат, то и возьмут.

Прогнозы

Учитывая, что ситуацию в 2020 году не мог (или не смог) предугадать никто, даже игроки отрасли теперь не загадывают более чем на несколько месяцев, а некоторые официальные организации вообще отказались от составления прогнозов по российскому авторынку.

Так, «Автостат» традиционно составляет три варианта развития событий: базовый, оптимистичный и негативный. Если внешние факторы не изменятся, то есть не настанет еще большего ухудшения экономической обстановки, эксперты прогнозируют… продолжение падения рынка, правда, в меньших масштабах: минус 5–6%. Объясняется это негативной инерцией падения доходов населения, а следовательно, и сокращением кредитного портфеля, на который приходится значительная часть сделок. Кроме того, от отрасли потребуется перестройка под новый формат интернет-торговли, к которой готовы окажутся явно не все.

Если же факторы пандемии, карантина и сокращения госпомощи усилятся, то стоит ожидать негативного развития, в частности падения авторынка в пределах 12%. Положительный сценарий, факторами которого видятся исключительно грамотное распределение государственной поддержки, а также тренд на ослабление курса доллара (рост стоимости нефти), а значит, удержания уровня цен, позволит повысить продажи автомобилей в пределах 5–6%. Правда, всерьез последний вариант не рассматривают даже ярые оптимисты.

Редкие везунчики

Основные участники рынка закончили год на уровне средних показателей падения рынка, то есть, в пределах 5–15%. Лидером в России по-прежнему остаётся Lada, в 2020 году продажи автомобилей марки упали на 5%, до 343,5 тыс. единиц. Вторую строчку заняла южнокорейская Kia с результатом 201,7 тыс. машин, что на 11% меньше, чем в 2019 году. Тройку лидеров замыкает Hyundai — дилеры марки реализовали за год 163,2 тыс. автомобилей, падение составило 9%.

В десятке самых продаваемых марок в стране положительную динамику показали только два бренда: Skoda (+7) и BMW (+3). «У Skoda рост объясняется в целом устойчивым положением марки в России, которая имеет востребованный у нас модельный ряд, а главное — налаженный корпоративный сбыт, начиная от таксопарков и заканчивая автомобилями полиции», — прокомментировал dp.ru главный редактор автомобильного журнала «Движок» Илья Огородников.

К тому же чешский бренд недавно запустил продажи компакт-кроссовера Karoq, место которого пустовало со времен ухода модели Yeti, а также марка обновила два своих бестселлера — Rapid и Octavia. Как отметили в агентстве «Auto-Dealer-СПб», новый Rapid в Петербурге стал заметно популярнее своей предыдущей версии. Что касается Karoq, то он за неполный год присутствия на рынке занял чуть менее 20% продаж марки в городе. Положительная динамика у BMW во многом связана с тем, что бренд является премиальным, а люкс-сегмент всегда в кризис чувствует себя лучше, чем масс-маркет.

Самые высокие темпы роста продаж за прошлый год зафиксированы у китайских марок: Haval (+41%), Geely (+61%), Chery (+80%), Changan (+153%). В данном случае показатели растут, во-первых, на фоне относительно низкой базы прошлых лет, а во-вторых, за счёт обновляющегося или расширяющегося модельного ряда.

На грани ухода

Александр Груздев уверен, что российские, корейские и китайские марки в ближайшем будущем продолжат наращивать долю рынка в России. «Премиальный сегмент в России тоже никуда не денется, а вот средней прослойке будет не очень хорошо», — прогнозирует эксперт.

Говоря о «середнячках»: ещё в конце 2020 года компания Honda объявила о решении прекратить продажи автомобилей марки на российском рынке. По мнению Огородникова, уход бренда из России по факту свершился ещё в прошлый кризис 2014–2015 года, когда бренд почти всю деятельность импортера делегировал своим дилерам.

«В очень похожей ситуации находится Chrysler, кроме того, последние остатки продаёт разорившийся в самом Китае Lifan, а также находящиеся в подвешенном состоянии Foton, Brilliance и Zotye. Теоретически все марки, продажи которых составляют менее 1000 автомобилей в год находятся в группе риска, включая, например, Fiat или Dongfeng. Но у этих брендов есть хоть какое-то подспорье в виде либо коммерческого подразделения, либо помощь со стороны объединяющего альянса», — заявил автоэксперт.

Год неизвестности

В первом–втором квартале нынешнего года авторынок России с высокой долей вероятности покажет рост, прогнозирует Александр Груздев. Это связано с тем, что именно в конце зимы–начале весны 2020 года в стране были введены коронавирусные ограничения.

В целом на год прогнозы по российскому авторынку боятся строить даже топовые аналитические агентства, заметил Илья Огородников, так как в течение всего 2020-го они переписывали их по два–три раза. «В целом, российский авторынок подвержен влиянию такого количества внутренних и внешних факторов, что годовые отчёты представляют собой уравнения с тремя–четырьмя неизвестными, а в таком случае итог продаж автомобилей в России в 2021 году может быть… любым», — сказал Илья Огородников.

В АЕБ дать прогноз всё же осмелились: в комитете автопроизводителей ожидают, что значительных изменений в 2021 году не будет. Рост рынка относительно 2020 года составит 2,1%, будет продано всего на 33 000 больше новых легковых и легких коммерческих автомобилей, или в совокупности 1 632 000 транспортных средств, предполагают аналитики. В сравнении с 2019 годом, в таком случае, рынок сократится на 7%.

Зато рынок запчастей и послепродажного обслуживания будет в данных условиях чувствовать себя лучше, чем раньше. «Люди, не имея возможности поменять свой автомобиль, будут больше вкладывать в обслуживание имеющейся машины. В этом сегменте есть большое число предпосылок для роста», — рассказал Александр Груздев. Вероятнее всего, люди буду переходить на более дешёвые товары, в целом этот рынок будет расти.

Премиум-сегмент

Отдельной группой идет премиум-класс, который также ощутимо просел, что обычно ему не свойственно. Однако если традиционные лидеры удержали падение в пределах общего фона рынка, то менее значимые игроки потеряли от 30 до 50% продаж.

За верхнюю строчку, как обычно, бьются Mercedes-Benz и BMW. Причем в этом году баварцы таки опережают коллег из «трехлучевой звезды», да так, что даже имеют шансы закрыть год в плюсе. С двукратным отрывом за немцами следуют японцы из Lexus, которые прочно удерживают третью позицию. За ними идет компания Audi, почти полностью обновившая модельный ряд.

А вот оставшиеся премиальные марки присутствуют главным образом для разнообразия. Все вместе Volvo, Land Rover, Porsche, Mini, Infiniti, Jeep, Cadillac, Genesis и Jaguar продают на треть меньше, чем занимающий вторую строчку продаж Mercedes-Benz. Особенно обидно за британцев: Land Rover теряет в 2020 году почти 30%, а идущий последним Jaguar — почти 50%. К началу декабря «кошачьим» удалось реализовать всего 860 автомобилей.

Иномарки российского производства

Производство в Петербурге

C января по октябрь 2012 года петербургские автозаводы Toyota, General Motors, Nissan и Hyundai выпустили 317 тысяч автомобилей, что на 61 процент выше показателя аналогичного периода 2011 года. Об этом сообщает «Auto-Dealer-СПб». К концу года объем произведенных в северной столице машин достигнет 390 тысяч.

По итогам десяти месяцев 2012 года, доля петербургского автопрома составила 19,8 процентов от общероссийского производства машин. При этом рост производства в Санкт-Петербурге существенно выше, чем в среднем по стране.

Так, в октябре в Питере производство выросло на 18 процентов по сравнению с 2011 годом — до 35 тысяч машин. В среднем по стране этот показатель составил всего 11 процентов. Общее производство машин в России с января по октябрь выросло на 14 процентов.

На ноябрь 2012 года на заводах Санкт-Петербурга выпускается 10 моделей машин. Среди них:

  • Hyundai Solaris,
  • Kia Rio,
  • Chevrolet Cruze,
  • Opel Astra и
  • Toyota Camry, которые входят в топ-25 самых продаваемых легковушек в России. Кроме того, в Санкт-Петербурге собирают:
  • Nissan Teana,
  • Nissan X-Trail,
  • Nissan Murano,
  • Infiniti FX и
  • Infiniti M.

В Ленинградской области (Всеволожск) также собирают автомобили Ford Focus и Mondeo.

В общей сложности, по данным Ассоциации европейского бизнеса, за десять месяцев 2012 года в России было продано свыше 2,44 миллиона машин. К концу года продажи могут составить 2,85 миллиона автомобилей.

По итогам первого квартала 2012 года объем производства автомобилей на петербургских автомобильных заводах увеличился в 2,3 раза и составил в общей сложности 91 161 автомобиля. В первом квартале 2010 года суммарный объем производства автомобилей в Санкт-Петербурге составил всего 39 100 автомобилей.

На апрель 2012 года на автомобильных заводах Петербурга выпускаются следующие модели:

  • Nissan Tiana,
  • Nissan Murano,
  • Nissan X-Trail,
  • Toyota Camry,
  • Hyundai Solaris,
  • Kia Rio,
  • Chevrolet Cruze,
  • Chevrolet Captiva и
  • Opel Antara.

Реализация всех проектов автокластера привлекла в экономику города общий объем инвестиций в размере 81,8 млрд рублей. При этом вышеупомянутые зарубежные автопроизводители планируют расширить линейку выпускаемых в регионе моделей, а некоторые компании, в не имеющие здесь производства, рассматривают возможность открыть его.

Доля иномарок российского производства

Доля иномарок в автопарке России на начало 2012 года составила 46,3 процента. В течение 2011 года этот показатель увеличился на 3,3 процента по сравнению с 2010 годом. Наибольшая доля иномарок зафиксирована в Приморском крае — 87 процентов. В Москве аналогичный показатель составил 68,4 процента. Средний возраст иномарок по России составил 8,4 года.

В первом квартале 2012 года доля иномарок российского производства в общем объеме выпуска легковых автомобилей в России достигла 68,9 процента, сообщает «Автостат» со ссылкой на исследование «АСМ-Холдинга». В общей сложности за первые три месяца в России были выпущены 449,6 тысячи машин, из которых 309,7 тысячи — иномарки. По сравнению с первым кварталом 2011 года производство иномарок в России выросло на 42,7 процента.

Крупнейшим производителем иномарок в России стало калининградское предприятие «Автотор», с конвейеров которого сошли 56065 автомобилей марок Kia, BMW, Chevrolet и Opel. Петербургский завод Hyundai занял второе место, выпустив в январе-марте 2012 года 54510 машин Solaris и Rio.

Увеличение доли иномарок в общем объеме производства машин в России связано с расширением модельного ряда и увеличением производственных мощностей иностранных производителей, а также с уменьшением производства российским автопромом. Как отмечает «Автостат», в 2007 году доля иномарок российского производства в общем объеме выпуска машин в России составляла 35,4 процента, а еще тремя годами ранее — всего 11,6 процента. Впервые доля иномарок превысила порог в 50 процентов и достигла 52 процентов в 2010 году.

Обеспеченность населения автотранспортом

2019: 373 авто на 1000 человек

Автомобилей на 1000 человек (Всемирный банк, июнь 2019):

  • США: 837
  • Австралия: 747
  • Италия: 695
  • Канада: 670
  • Япония: 591
  • Германия: 589
  • Британия: 579
  • Франция: 569
  • Малайзия: 433
  • Россия: 373
  • Бразилия: 350
  • Мексика: 297
  • Саудовская Аравия: 209
  • Турция: 199
  • Иран: 178
  • ЮАР: 174
  • Китай: 173
  • Индонезия: 87
  • Нигерия: 64
  • Индия: 22

2012: 271 авто на 1000 человек

В мае 2012 года Россия заняла 46-е место в рейтинге ста наиболее обеспеченных автотранспортом стран мира, расположившись между Мексикой и Сербией. По данным агентства «Автостат», подготовившего рейтинг, в России на каждую тысячу жителей приходится 271 транспортное средство, включая и коммерческие машины. В Мексике этот показатель составляет 276 машин на тысячу жителей, а в Сербии — 252 транспортных средства.

Возглавило рейтинг королевство Монако, из тысячи человек 908 владеют тем или иным видом автотранспорта. На втором месте оказались США с 802 машинами на тысячу человек, а третью строчку заняла Исландия — 746 автомобилей. В десятку лидеров также вошли Люксембург (739 авто на тысячу жителей), Новая Зеландия (718 машин), Австралия (688), Мальта (679), Кипр (675), Италия (672) и Канада (602).

Любопытно, что Китай, располагающий самым большим автомобильным парком в мире, занял только 86-ю строчку рейтинга — в этой стране на тысячу жителей приходится только 47 автотранспортных средств.

В середине мая 2012 года ВЦИОМ провел опрос, согласно которому каждый пятый россиянин планирует приобрести автомобиль, причем в большинстве случаев — иномарку. 46 процентов из опрошенных планируют приобрести машину в кредит.