Профилактические меры
В первую очередь пожарная безопасность автомобиля зависит от бдительности и ответственности его владельца, от соблюдения им правил и норм эксплуатации. Кроме того, немаловажным является наличие огнетушителя для автомобиля.
К самым действенным огнетушителям относятся порошковые. Они заправляются специальным составом, который дает возможность тушить различные горючие вещества, а также электрическое оборудование, находящееся под напряжением.
Для легковых и грузовых машин подойдут модели объемом до 2 литров, автобусы комплектуются 2 огнетушителями объемом от 1 до 5 литров. Приобретать их нужно лишь в специализированных магазинах, проверяя перед этим сертификаты пожарной безопасности и паспорт, в котором должен быть прописан срок годности.
Огнетушитель, располагаемый вне кабины, надлежит защитить от влияния окружающей среды. Кронштейн, на котором он закреплен, должен препятствовать его выпадению в случае движения или аварии, но при этом давать возможность беспрепятственного извлечения огнетушителя.
https://youtube.com/watch?v=aNSKnxJbv90
Самый эффективный способ уберечь себя от пожара в автомобиле, это предотвратить возгорание. Среди распространенных причин, приводящих к таким последствиям, прежде можно назвать несоблюдение простейших правил пожарной безопасности.
Чтобы избежать подобного, нужно содержать электрооборудование машины в надлежащем состоянии, следить за исправностью топливной системы двигателя. Не оставлять посторонних вещей в моторном отсеке и перевозить легко воспламеняющиеся вещества лишь в полностью герметичных емкостях.
Другие полезные статьи:
Огнетушитель для легкового автомобиля
Автомобили на шасси УРАЛ
Преимуществом шасси этой марки считается высокая проходимость по бездорожью и возможность дополнения тяжелым оборудованием. Таким машинам под силу снежная целина и косогоры. Они без труда преодолевают вертикальные препятствия высотой до 55 см и заезжают на склоны до 20°. На базе УРАЛа производят основные виды ПА:
- автоцистерны;
- насосно-рукавные автомобили;
- насосные станции;
- автоподъемники.
Для новейших разработок конструкторами были выбраны три типа шасси:
- 4320;
- 43206;
УРАЛ-4320
Это длиннобазовое трехосное шасси было выбрано для производства ПА тяжелого класса с резервуаром до 8 м3. Преимущество этих машин – использование в любой местности без ограничения температуры. На шасси ставятся двойные кабины со спальным местом, хотя по количеству мест боевого расчета они все ограничены и предназначены для 6 человек.
Конструктивно ПА на базе УРАЛа-4320 – модульный кузов и двухрядная кабина. В кузовной части размещается отсек для ПТВ, цистерна и отделение для насоса. Машина работает на дизельном топливе и для обогрева всех рабочих систем использует независимый отопитель.
На базе УРАЛа-4320 производят:
- АЦ-6.0-6000/300;
- АЦ 7.0-7000/420;
- АЦ 8.0 – 8000/480.
УРАЛ-43206
Это автомобили среднетяжелого класса с объемом цистерны до 4 м3. В отличие от УРАЛа-4320 у них короткая двухосевая база, что значительно снижает общий вес автомобиля. Именно поэтому чаще всего эту модификацию используют на пожарах в городской черте.
Кузов у УРАЛа-43206 двухмодульный, совмещающий в себе бак для воды и отсек для пены с насосом. Кабина также двухрядная на 6 мест, при этом спальное место отсутствует. Для обогрева рабочих систем используется автономный отопитель, работающий на дизеле.
На шасси УРАЛа-43206 производят:
- АЦ 3.0-40;
- АЦ 3.0-40/4
- АЦ 4.0-40;
- АЦ 4.0-40/4
УРАЛ-5557
Полноприводный автомобиль тяжелого класса, который в отличие от модели 4320 комплектуется низкопрофильными шинами с регулируемой подкачкой. Эта функция делает машину универсальной к условиям эксплуатации: транспортное средство преодолевает целину, песчаные местности, болота.
Кузовная часть в этой модели двухмодульная, состоящая из цистерны и пенобака, совмещенного с насосным отделением. А вот кабина, несмотря на тяжелый класс автомобиля, рассчитана всего на 4 человек. Вариантом считаются машины с индексом NEXT, предполагающие расширенные кабины до 6-7 человек.
На базе УРАЛ-5557 производят:
- АЦ 5.0 и 5.0 NEXT;
- АЦ 6.0 и 6.0 NEXT.
2 Слабые контакты соединений
Недостаточный (слабый контакт) соединений в распредкоробках, розетках или автоматических выключателей может привести к их нагреву и, соответственно, возгоранию. Если контакты ослабли, то в месте соединения сопротивление растет. Из-за этого провода (или монтажные пластины) начинают греться, а изоляция плавиться.
Причин же слабых контактов может быть огромное множество. Например, электрик при установке розеток, автоматов и распредкоробок слабо их затянул или сделал хлипкие скрутки. Также ослабнуть контакты могут с течением времени под воздействием влаги и кислорода.
Как этого избежать?
- Во-первых, стоит располагать все соединения в местах быстрого доступа человека, то есть в распределительных коробках и электрощитках. Ни в коем случае нельзя разборное соединение зашивать в стену.
- Во-вторых, регулярно (это может быть раз в 1 — 2 года в зависимости от рекомендаций производителя) подтягивать контакты в разборных соединениях типа винтовых клеммных зажимов, зажимов WAGO, колпачков СИЗ и т.д. (не касается сварных, паяных или опрессованных соединений).
- В-третьих, время от времени проверять, не попадает ли на контакты влага (особенно касается неотапливаемых помещений).
Опасные факторы
Горящий автомобиль представляет повышенную опасность для человека, ведь после воспламенения появляется множество опасных факторов:
- Тепловой поток — негативно воздействует на дыхательные пути, может привести к удушью. Из-за высокой температуры организм перегревается, из него выводятся соли, нарушается работа сердечно-сосудистой системы. Достаточно всего нескольких минут нахождения в области температуры 100 градусов Цельсия, чтобы погибнуть.
- Искры / пламя. Для появления пожара в грузовом автомобиле достаточно небольшой искры, которая впоследствии перерастает в пламя. При этом огонь быстро приводит к воспламенению одежды на человеке и появлению ожогов на теле.
- Снижение объема кислорода. Достаточно уменьшения объема О2 всего на 3%, чтобы ухудшилось снабжение кислорода, появились проблемы с двигательными функциями и т. д. Кроме того, уменьшение этого показателя нередко ведет к смерти.
- Высокая концентрация вредных элементов из-за горения / разложения под действием высоких температур. Наиболее опасны пары от горящей синтетики или полимерных материалов. Токсические составляющие быстро проникают в кровь и вызывают дефицит кислорода. Отравившийся человек цепенеет, становится апатичным и теряет координацию.
- Высокая температура окружающий среды. Может стать катализатором или одной из причин воспламенения в грузовом автомобиле.
Кроме основных, выделяется и ряд дополнительных опасных факторов, таких как появление в воздухе радиоактивных / токсичных элементов, распространение осколков стекол, действие огнетушащих веществ и вероятность взрыва, вызванного воспламенением.
Ошибки в процессе мойки двигателя
Зачастую причиной возникновения пожаров в автомобилях является вода. В тот момент, когда производится мойка пространства вокруг капота, вода может просочиться в узлы электрооборудования. В итоге, это приводит к перебоям с зажиганием. Риск возникновения такой ситуации существенно повышается, если мойка производилась керхером, в процессе которой мощные струи воды попадают куда угодно. После неправильной мойки водитель получает полностью отсыревшие катушки, которые начинают периодически давать сбой. Это приводит к тому, что горючее не до конца сгорает в цилиндрах.
Часть топлива перебрасывается в выхлопную систему, оказываясь в каталитическом нейтрализаторе. Именно там и происходит процесс окончательного сгорания топлива, который приводит к перегреву технического узла. В данной ситуации оказывается разрушительное воздействие на антикоррозийную систему, и возникает запах горелого. Но самое страшное, что может случиться, это если во время движения авто по траве пару сухих стеблей попадет на трубы. В этой ситуации произойдет мгновенное возгорание. Воспламенится не только двигатель, может загореться весь автомобиль.
Причины
1. Ошибка производителя. Данная причина не является частой, но тем не менее, она, имеет место быть. Как правило, при производстве автомобилей серийной продукции большинство операций по сборке производят роботизированная техника, а техника как мы знаем не всегда бывает надежной. Наверняка Вам не раз приходилось слышать как о том как той или иной производитель отзывает партию новых автомобилей и снимает с производства до устранения дефектов.
2. Отсутствие контроля за ТО. Еще один более часто встречающаяся причина это отсутствие контроля со стороны владельца за исправным техническимсостоянием автомобиля, несвоевременное проведение технического осмотра и обслуживания.
3. Перегрев двигателя. Как и оговаривалось выше данная причина возникает из-за отсутствия контроля за состоянием автомобиля, двигатель способен разогреться до очень высокой температуры, а наличие масла и электропроводов в подкапотном пространстве повышает вероятность загорания.
4. Перегрев каталитических конвертеров-нейтрализаторов. Для многих это не понятная причина и непонятный набор слов только поэтому данный факторочень часто выпускается из виду. Как мы упоминали ранее автомобильный двигатель разогревается до очень высоких температур, но эта не единственная часть автомобиля, у которой имеется высокая температура. Выхлопная система представляет собой, самую высоко нагреваемую часть автомобиля, в которую встроен нейтрализатор. Данное устройство рассчитано для понижения уровня вредности выработавших газов. Периодически ему требуется переработать больше загрязняющих веществ, что способствует перегреву. К примеру если свечи зажигания имеют достаточный износ двигатель автомобиля работает нестабильно и в выхлопную систему попадает больше отработанной материи. При такой нестабильной работе конвертер превышает свою рабочую температуру (от 648.9 до 871.1 С
о
) именно этот факт становится причиной воспламенения изоляции салона.
5. Неисправность в электрической системе. Обстоятельство дефекта электрики в автомобиле является одним из самых распространённых причин загорания.
6. Столкновение с препятствием или другим автомобилем. При дорожно-транспортном происшествии создаются идеальные условия для возгорания. При сильном ударе возможен розлив топлива и образование искры.
7. Поджог
Пожалуй, эта одна из причин при которой не важно следит ли водитель за состоянием автомобиля или нет
8. Не герметичность и повреждение соединений с вращающимися горючими жидкостями. Как известно в автомобиле опасными жидкостями является не только бензин и дизельное топливо, но и масло обращающееся в моторе, жидкость в трансмиссии, при повреждении хоть одной из систем может начаться необратимая цепная реакция.
9. Подтекание топливной системы. Пожалуй, это наиболее распространённый виновник возгораний на сегодняшний день. Первопричины, по которой бензин может испаряться в топливной системе целое множество, к тому же для воспламенения паров достаточно небольшой искры.
СОВЕТ: Если вы очень долго не пользовались автомобилем, и он стоял на одном месте, не поленитесь и осмотрите место стоянки под ним, если вы увидите непонятного происхождения пятна, стоит задуматься и более детально изучить природу их возникновения, возможно какая то неисправность.
Плакат в учебный класс или на стенд доступен по кнопке «Скачать» после статьи!
Это интересно: Действия населения при стихийных бедствиях: разбор ситуаций
Утечка горючего
Как правило, самовозгорание в автомобиле происходит практически сразу после ремонта силовых агрегатов. Неквалифицированные сотрудники СТО своими действиями могут нарушить правила техники безопасности технических систем автомобиля. Кроме того, в автосервисе нередко забывают о том, что нужно затянуть топливопроводы. Если этого не сделать, может произойти утечка горючего.
Эту ситуацию могут спровоцировать не защелкнутые фиксаторы топлива, расположенные на фильтре. Кроме того, в процессе установки бензонасоса могли быть повреждены прокладки. Если в процессе заправки, топливо вытечет за пределы резервуара, оно может проникнуть на раскаленную выхлопную систему, температура которой в некоторых случаях нагревается свыше шестисот градусов.
Основные причины
Чтобы принимать эффективные меры при возможном воспламенении, необходимо знать, какие существуют причины возгорания автомобиля.
Одной из самых распространенных причин, несомненно, является утечка топлива. Это наглядно демонстрируют статистические данные крупных страховых компаний. Достаточно нескольких капель бензина, оказавшихся на раскаленных цилиндрах или элементах системы охлаждения, чтобы мгновенно появилось пламя.
Главным признаком утечки является устойчивый запах топлива в салоне автомобиля. При его обнаружении необходимо заглушить машину, открыть капот и исследовать мотор на наличие каких-либо загрязнений бензином, после чего удалить их.
Следующей причиной возгорания могут являться различные неисправности в электрической проводке.
Если вовремя не исправить эту поломку, образуются оголенные участки, которые и становятся причиной короткого замыкания. Как правило, это предваряют всевозможные проблемы и сбои в электронике машины, а также случаи спонтанной разрядки аккумулятора. Поэтому необходимо своевременно устранять подобные неполадки и внимательно следить за электрической составляющей автомобиля.
Работа машины на пределе возможностей часто вызывает перегрев двигателя, что в свою очередь тоже может привести к возгоранию. Такое нередко можно увидеть на гоночных трассах.
Это происходит во время максимальных нагрузок на мотор, когда масло из-за повышения температуры теряет свойства и начинает просачиваться сквозь различные швы и соединения. Попав на раскаленные цилиндры, оно тут же воспламеняется. Для избежания подобной ситуации, не следует подвергать средство передвижения излишним нагрузкам.
Ошибки, допущенные при разработке машины, также могут стать . Случается, что производители допускают серьезные конструктивные недочеты, приводящие впоследствии к возгоранию. К примеру, дефект бензобака вызывающий вытекание топлива или неправильное расположение проводки, приводящие в итоге к короткому замыканию.
Поэтому нужно внимательно следить за новостями об отзывных кампаниях той или иной серии машин, в случае необходимости отправлять ее на доработку. Если же производитель откажется от таких мер, следует решать этот вопрос в судебном порядке.
https://youtube.com/watch?v=CiPxD7zGYr0
Замыкание проводки
Как правило, такое случается на старых подержанных авто, которые до этого попадали в аварии. Замыкание проводки происходит в том случае, когда изоляция перестает полноценно выполнять свои функции. Кроме того, возгорание может произойти из-за подзарядки всевозможных гаджетов с помощью прикуривателя. После того, как в таких автомобилях перегорают предохранители, водители зачастую устанавливают более сильные, но при этом очень плавкие элементы. В ходе установки не отключается ток. Из-за этого во время чрезмерной нагрузки на раскалившиеся провода изоляция начинает сильно плавиться. После этого реакция переходит на пластик в салоне. В данном случае существует высокий риск возникновения открытого пламени и пожара.
А у вас когда-либо происходило что-то подобное? Пишите комментарии, и следите за нашими новостями.
Пожары в автомобилях
Многие элементы современного автомобиля относятся к легковоспламеняющимся материалам. Проводка, масло, бензин, резина – все это делает транспорт объектом повышенной пожарной опасности. Автомобиль сгорает буквально за 10–15 минут, после чего не подлежит восстановлению. Поэтому автолюбителям нужно знать, какие существуют причины возгорания автомобилей и как действовать в экстренной ситуации.
Сгорают автомобили по многим причинам, включая самые неожиданные, практика показывает, что существует всего несколько популярных причин возгорания. Среди них немногие зависят от третьих лиц, в большинстве случаев виновником проблемы является сам владелец машины.
Вот примеры популярных причин автопожаров:
- утечка топлива или масла из резервуаров в автомобиле, это горючие жидкости и допускать такого нельзя, так как возгорание произойдет в любую минуту после утечки;
- проблемы с электропроводкой в авто, которые могут привести к короткому замыканию и возгоранию жгутов — это самая распространенная причина пожаров в старых машинах;
- самостоятельно установленные электрические приборы, которые могут коротить и нагреваться до предельных температур, вызывать изменения в работе электропроводки
- утечка газа из газобаллонного оборудования, установленного в багажнике (здесь возможны даже взрывы), взрывоопасное вещество может скапливаться в любом месте;
- возгорание в подкапотном пространстве, связанное с многолетним слоем отложения отработки на двигателе, если двигатель не моется, за ни нет регулярного ухода.
Также нередко воспламенение происходит по банальной причине: в багажнике разлилось масло или бензин. Многие водители возят с собой несколько литров топлива на всякий случай. Хранить топливо нужно в прочной и герметичной таре, а не в пластиковой бутылке.
Для предотвращения пожара наиболее важные следующие этапы:
- вовремя следует проходить регламентное обслуживание автомобиля, чтобы масло не превращалось в отработку, готовую вспыхнуть в любой момент, использовать хорошие материалы при замене;
- вовремя реагировать на сообщения об ошибках, которые периодически появляются на экране бортового компьютера, это поможет предотвратить неполадки в системе проводки, к примеру;
- устанавливать дополнительное оборудование только по регламенту, лучше всего делать это с помощью специалистов не в гаражах, а в нормальном сервисном центре с гарантиями и опытными работниками;
- проверять моторный отсек на предмет посторонних вещей — всякие промасленные тряпочки лучше держать в багажнике или вовсе не возить с собой, иначе последствия могут быть плачевными.
Когда автомобиль загорается во время езды, то нужно сразу же остановиться, поставить автомобиль на ручной тормоз, заглушить двигатель и до приезда работников МЧС (адекватно оценив степень риска!) попытаться справиться с огнем самостоятельно. Наличие огнетушителя в салоне является неотъемлемой частью комплектации транспортного средства. Огнетушитель должен быть надёжным и исправным.
Телефоны пожарных: «01», «101», «112» (единый телефон спасения).
Управление по Московскому району
Главного управления МЧС России
по г. Санкт-Петербургу
Порядок действий при возгорании автомобиля
Задымление салона машины или дым из-под капота всегда неожиданность для каждого водителя. Многие впадают в ступор и не знают, что делать в первую очередь. Паника плохой советчик, так как мешает сосредоточиться и заставляет судорожно хвататься за всё подряд.
Не стоит сразу спасаться бегством, всегда существует возможность остановить пламя и спасти автомобиль. Действовать нужно общими усилиями для максимального подавления распространения пламени. Слаженные действия очень часто приводили к положительным результатам, и удавалось быстро справиться с возгоранием
Важно всегда возить с собой исправный огнетушитель, помогающий на начальной стадии сбить пламя
Действовать при возгорании машины нужно следующим образом:
- Если едкий дым появился во время движения автомобиля необходимо как можно быстрее съехать на обочину и остановиться.
- Пассажиры и водитель должны незамедлительно покинуть машину. Водитель обязательно должен захватить с собой огнетушитель, кусачки и активировать рычаг открытия капота.
- Пассажиры машины должны удалиться на безопасное расстояние от автомобиля. Как правило, достаточно 50 метров.
- Пассажиры должны обязательно позвонить в службу МЧС для ликвидации возникшего возгорания.
- Водитель в это время должен обесточить машину, используя кусачки. Для этого перекусываются оба провода ведущих от аккумулятора.
- Используется огнетушитель для ликвидации очага возгорания.
- Параллельно можно пытаться остановить движущиеся транспортные средства. Большее количество огнетушителей поможет оперативно справиться с возгоранием.
- Если задымление происходит на автомобильной стоянке действовать нужно аналогичным образом. Обязательно нужно отогнать находящиеся рядом с горящим автомобилем прочие транспортные средства.
Самый высокий пожарный автоподъемник
Финской компании Bronto принадлежит рекорд высоты среди телескопических автоподъемников. Их телескопический автоподъемник Bronto Skylift F 112 HLA, способен поднять пожарных на высоту 112 метров. Рекордом является и то, что платформа может находиться на высоте 90 метров при вылете стрелы в строну на 25 метров.
Механизм монтируется на стандартном шасси Mercedes-Benz Actros 7660, доработанном в семиосный автомобиль компанией Paul Nutzfahrzeuge. Пять осей необычного шасси управляемые, а четыре являются приводными. В транспортном положении автоподъемник имеет высоту 4 м и длину 19 м, что позволяет передвигаться по дорогам общего пользования. Снаряженная масса «чемпиона» достигает 77000 кг.
Вещи в салоне
Зачастую пожар может возникнуть из-за оставленных в салоне вещей. В данном случае спровоцировать возгорание может даже вполне безобидная бутылка с водой. В какой-то момент она может сработать в качестве линзы, и сфокусировать солнечные лучи в одной точке. Мало того, она способна даже прожечь дыру в плотной тканевой обивке. В данном случае из-за тлеющих лоскутков ткани может произойти масштабное возгорание. Бывают ситуации, когда зажигалки, оставленные на приборной панели, провоцировали самовозгорание авто. Нередко от перегрева взрываются зарядные устройства, оставленные в автомобиле. Они мгновенно возгораются, и могут спровоцировать серьезный пожар.
Источники огня в автомобиле
Пожар в автомобиле чаще всего происходит от короткого замыкания в электрической цепи. Также источником пожара может стать утечка моторного масла, попавшего на горячий двигатель.
Как правило, чаще всего пожары случаются в моторном отсеке. Но нередко воспламенение происходит под приборной панелью.
При тушении пожара под приборной панелью стоит придерживаться правильной тактики с учетом места пожара и места хранения огнетушителя. В идеале вы должны иметь несколько огнетушителей, например, храня их в багажнике и в салоне. Это позволит вам иметь удобный и быстрый доступ к огнетушителю независимо от того, где произойдет пожар: под капотом или в салоне. Если, допустим, пожар начался в салоне, у вас будет доступ к огнетушителю, лежащему в багажнике. Если пожар произойдет в задней части машины, вы сможете воспользоваться огнетушителем, который храните в салоне.
Старайтесь не переворачивать огнетушитель вверх дном. Стоит также закрыть двери и окна после того, как все пассажиры покинут машину, но оставляют путь для снятия. Чем меньше воздуха в машине, тем медленнее распространяется огонь.
Тушить пожар под капотом несколько проще. Его следует открыть с уже подготовленным огнетушителем, чтобы наименьшее количество воздуха попадало в моторный отсек. Через слегка приоткрытый капот вы можете подать в подкапотное пространство необходимое количество пожарного агента.
Взрывающиеся топливные баки есть только в кино
– Я никогда не видел, чтобы машина взрывалась из-за пожара, – уверяет пожарный Константин Богданов. – Вы не поверите, но опасней всего во время пожара не топливный бак или сжиженный газ, а то, что вы храните в багажнике. Например, некоторые автолюбители любят хранить в багажнике различные вещи. В том числе химические баллончики с очистителями, аэрозольными красками и т. д.
Если кузов автомобиля не поражен огнем, например горит только подкапотное пространство, вы можете безопасно открыть багажник и вытащить из него все опасные вещи. Также с огнем под капотом вы можете даже забрать все ценные вещи из салона: мелкие предметы, документы или детское кресло. Вам просто нужно остерегаться дыма, который более опасен, чем миф о взрыве бензобака, к которому приучили многих водителей голливудские кинокартины. Так что, если вы не смогли потушить пожар в подкапотном пространстве, то, взяв вещи, отойдите от места пожара. Стоять близко к машине опасно не из-за взрыва бензобака, а из-за риска взрыва шин и подушек безопасности.
Кроме того, в случае большого пожара автомобиля есть риск утечки хладагента кондиционера (1234yf). Эта марка хладагента есть в новых американских, корейских, японских автомобилях и автомобилях, которые выпускает группа PSA.
Когда горит машина с хладагентом 1234yf, если ее нельзя потушить, необходимо отойти от нее на несколько десятков метров, а также не подпускать к автомобилю других людей.
Дело в том, что из-за хладагента, который является опасным источником фтористого водорода, есть угроза здоровью. А при контакте хладагента с огнетушащими веществами или водой образуется смертельно опасная и токсичная плавиковая кислота, которая проникает в человека даже через кожу.