Россия — автотранспортные предприятия, автобазы

История развития АТП в России и СССР

Колонна грузовиков1918 год

Двухэтажный автобус начала XX века в ХарьковеПервое автотранспортное предприятие в России возникло в 1901 году и состояло из пяти автомобилей. Но в связи с возрастающей потребностью в грузоперевозках к 20-м годам XX века в стране насчитывалось более семнадцати тысяч грузовиков; к началу Великой Отечественной войны — уже около двухсот тысяч. Тем не менее, автомобили выполняли в основном функцию подвоза и вывоза грузов с ж/д станций, а основной грузооборот приходился на железнодорожный транспорт.

Новый этап в развитии автотранспортных предприятий начался в шестидесятых-семидесятых годах, в связи с возникновением новых предприятий и бурного строительства. На автомобильный транспорт приходилось около 80% всех грузовых и около 40% пассажирских перевозок. В 1963 году в СССР создано Главное управление международных автомобильных сообщений «Совтрансавто» Минавтотранса РСФСР.

В зависимости от подчинённости автотранспортные предприятия в СССР подразделялись на общего пользования и ведомственные. АТП общего пользования находились в ведении министерств автомобильного транспорта союзных республик и осуществляли перевозки для предприятий всех отраслей, а также централизованные и междугородные перевозки. В каждой АССР, крае и области существовали автотранспортные управления или тресты, руководящие работой АТП. Автомобильный транспорт ведомственного подчинения принадлежал министерствам, ведомствам, а также колхозам и совхозам и выполнял все виды технологических и хозяйственных перевозок грузов по обслуживанию конкретных предприятий и строек.

С распадом СССР объём автомобильных перевозок в России существенно снизился, однако в последние годы отрасль начала возрождаться: её рост в период с 2000 года по 2009 год составляет около 3 в год, объём международных автомобильных грузоперевозок вырос почти в 12 раз.

В настоящее время, подавляющее большинство грузовых АТП находится в частной собственности, а значительную часть автопарка составляет малотоннажный грузовой транспорт, доля перевозок которым составляет около 25% всего автомобильного грузооборота. В пассажирских перевозках основная часть принадлежит государству.

Производственная структура АТП

Структура АТП

Классификация рабочих постовАвтотранспортное предприятие состоит из администрации и основных служб:

  • эксплуатационной — организует и осуществляет перевозки грузов и пассажиров в соответствии с установленными планами и заданиями.
  • технической — обеспечивает техническую готовность автомобилей к работе на линии, возглавляется главным инженером.
  • обслуживающей — обеспечивает производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, уборку помещений и территории, контролирует качество технического обслуживания и ремонта.

Техническая служба включает следующие подразделения:

  • производственно-вспомогательные цехи или участки: (агрегатный, слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, топливной аппаратуры, ремонта холодильных установок, шиномонтажный, кузнечно-рессорный, мойки и смазки, сварочный, медницкий, кузовной, малярный);
  • зону текущего ремонта;
  • зону первого технического обслуживания;
  • зону второго технического обслуживания;
  • зону ежедневного осмотра.

К обслуживающей службе относятся:

  • гараж-стоянка,
  • АЗС,
  • контрольно-технический пункт.

Технологический процесс ТО и ремонта автомобиля осуществляется на рабочих постах. Различают два метода организации работ:

  • на универсальных постах — все работы данного вида ТО или ремонта производится на одном посту группой рабочих-универсалов, либо рабочих разных специальностей,
  • на специализированных постах — объем работ данного вида ТО или ремонта расчленён с учётом однородности работ или рациональной их совместимости.

Работы на постах могут быть организованы параллельно, либо образовывать поточную линию.

Категории транспортных средств, на управление которыми необходимы права

Установленные в Российской Федерации категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право, перечислены в пункте 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где содержатся следующие положения:

В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):

категория «A» — мотоциклы;категория «B» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;категория «C» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;категория «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;категория «CE» — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;категория «Tm» — трамваи;категория «Tb» — троллейбусы;категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;

подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;подкатегория «B1» — трициклы и квадрициклы;подкатегория «C1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;подкатегория «C1E» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Таблица 2 Отдельные здания и сооружения предприятий автомобильного транспорта, проектируемые вне комплекса

уровень цен на
01.01.2001 г.

№ п/п

Наименование
объекта проектирования

Единица
измерения основного показателя объекта

Постоянные
величины базовой цены разработки проектной документации, тыс. руб.

а

в

1

2

3

4

5

Производственный корпус технического обслуживания
и текущего ремонта подвижного состава на количество автомобилей

1

до 50

корпус

443,00

2

свыше 50 до 100

1
автомобиль

378,32

1,30

3

»     100 »  300

то же

440,32

0,68

4

»     300 »  600

539,32

0,35

Здание (пункт) мойки автомобилей по
количеству постов

5

1

корпус

385,00

6

2

1 пост

385,00

45,00

7

3

то же

420,00

40,00

Здание (пункт) шиномонтажных работ по
количеству постов

8

1

корпус

120,00

9

2

1 пост

120,00

30,00

Корпус окрасочно-кузовных работ легковых
автомобилей по количеству постов

10

4

корпус

500,00

11

8

1 пост

500,00

25,00

Корпус окрасочно-кузовных работ автобусов
по количеству постов

12

4

корпус

900,00

13

8

1 пост

900,00

50,00

Корпус окрасочно-кузовных работ грузовых
автомобилей по количеству постов

14

4

корпус

700,00

15

8

1 пост

700,00

31,30

Пункт технического обслуживания и ремонта
легковых а/м по количеству постов

16

1

пункт

120,00

17

2

1 пост

120,00

35,00

18

3

то же

180,00

30,00

Пункт экспресс замены масел по количеству
постов

19

1

пункт

120,00

20

2

1 пост

120,00

35,00

Административно-бытовой корпус площадью, м2

21

до 500

корпус

127,07

22

свыше 500 до 1000

1 м2

57,07

0,140

23

»     1000 »   1500

то же

97,07

0,100

24

»     1500 »   2500

136,07

0,074

25

»     2500 »   5000

158,57

0,065

Открытые стоянки грузовых а/м,
оборудованные обогревом по количеству камер

26

1

камера

96,4

27

2

то же

123,34

28

свыше 2 до 5

101,22

11,06

29

»      5  » 10

102,37

10,83

Контрольно-пропускные пункты по количеству
постов

30

2

пункт

81,23

31

4

то же

88,69

32

5

94,95

Сооружения для очистки сточных вод от мойки
автомобилей с очисткой механическим способом при расположении в здании
производительностью, л/сек

33

до 0,3

объект

187,18

34

свыше 0,3 до 1,5

1
л/сек

186,61

1,9

35

»     1,5    »  10,0

то же

187,06

1,6

36

»     10,0 »  20,0

192,46

1,06

37

»     20,0 »  50,0

202,46

0,56

Сооружения для очистки сточных вод от мойки
автомобилей с применением синтетических моющих средств или автошампуней
производительностью, л/сек

38

до 0,3 л/сек

объект

423,80

39

свыше 0,3 до 1,5

1
л/сек

422,93

2,9

40

»    1,5    »  10,0

то же

423,80

2,32

41

»    10,0  »  20,0

431,50

1,55

42

»    20,0  »  50,0

447,70

0,749

Основные понятия

Технические воздействия, направленные на поддержание исправного технического состояния (ТО) или на восстановление утраченной работоспособности подвижного состава (ТР), выполняются по определенным технологиям.

Технология ТО и ремонта автомобиля представляет собой способ и приемы изменения технического состояния автомобиля с целью обеспечения его работоспособности.

Технология, в свою очередь, может быть реализована через технологический процесс (ТП), который является частью общего производственного процесса ТО и ремонта автомобилей в автотранспортном предприятии (АТП) или на предприятии автосервиса, т.к. для этого необходима соответствующая производственно-техническая база ПТБ (помещения, технологическое оборудование), персонал, материально — техническое снабжение, организация и управление процессом.

Технологический процесс (ТП) — это определенная последовательность выполнения работ и операций над автомобилем (агрегатом) в соответствии с техническими условиями (ТУ).

Соотношение понятий «технология» и «ТП» реализуется через понятие «организация». При этом под «организацией» понимается координация действий для достижения поставленной цели. Применительно к ТП ТО (или ТР) автомобилей предметом координации является число фаз процесса, их специализация и взаимосвязь фаз.

ТП должен обеспечивать высокое качество работ при наименьших затратах труда, времени и средств. Он состоит из совокупности технологических операций, каждая из которых является его частью, и выполняется одним или несколькими исполнителями (рабочими).

Операцией называется относительно законченный комплекс последовательных действий по обслуживанию агрегата (системы) автомобиля.

Примеры операций:

  • заменить масло в картере двигателя;
  • отрегулировать свободный ход педали сцепления.

Операции состоят из одного или нескольких переходов.

Переход — часть операции, характеризуемая неизменностью применяемого инструмента.

Примеры переходов:

  • отвернуть сливную пробку;
  • замерить величину свободного хода педали сцепления.

Технологический процесс ТО, Д, ТР автомобилей выполняются в производственном корпусе предприятия на рабочих постах и рабочих местах соответствующих зон, участков или производственных цехов, оснащенных необходимым оборудованием.

Рабочий пост — территория помещения, предназначенная для установки автомобиля и выполнения работ ТО, Д или ТР и оснащенная оборудованием и инструментом. На рабочем посту может быть несколько рабочих мест.

Рабочее место — производственный участок рабочего поста, обслуживаемый одним исполнителем. В производственных цехах рабочие места имеют самостоятельное значение.

Подсистема взаиморасчетов (учета транспортных услуг, которые были оказаны)

Учет тарифов и прейскурантов

Благодаря структуре справочника тарифов можно выполнять настройку разных областей действия прейскурантов:

  1. Для моделей машин.
  2. Для маршрутов.
  3. Для контрагентов, их договоров.

Тарифы могут быть заведены абсолютно на любой параметр выработки. В программном продукте можно выполнять настройку зависимости величины тарифа от объема работы и устанавливать тарифы.

Особенности расчета стоимости транспортных услуг

Во время обработки путевых листов в товарно-транспортной документации (аналоги талонов заказчиков, товарно-транспортные накладные) ведется расчет стоимости услуг.

Формирование счетов, реестров, актов за оказанные услуги

Они должны быть сформированы на основании этой документации за произвольный временной период с разной степенью детализации. Причем формирование осуществляется в разрезе каждого заказчика. Дополнительно может быть сформирован перечень транспортных услуг как дополнение к актам и счетам.

Безопасность на автотранспортном предприятии

Повышенное потребление на автотранспортном предприятии горючих материалов и электроэнергии требует от менеджмента учета соответствующих производственных рисков.

Речь идет о создании надлежащих условий труда в плане пожаро- и электробезопасности автотранспортного предприятия.

В соответствии с типовыми правилами пожарной безопасности, разработанными специально для транспортных компаний, на автотранспортном предприятии необходимо регулярно реализовывать следующие мероприятия:

  • проводить все виды инструктажей, в том числе первичные — при поступлении на работу сотрудников — и периодические;
  • оборудовать все помещения ручными и автоматическими средствами пожаротушения;
  • назначить сотрудников, ответственных за пожарную безопасность;
  • создать и разместить во всех помещениях планы эвакуации при возникновении пожара;
  • периодически осуществлять осмотр системы пожаротушения и устранять выявленные нарушения.

Для контроля электробезопасности в организации назначаются ответственные лица, которые следят за состоянием электрической системы, обучают персонал по работе с ней, а также выдают допуск на работу с электрооборудованием.

Экологическая безопасность на автотранспортном предприятии — новое направление деятельности, связанное с защитой окружающей среды от вредоносного воздействия самого предприятия.

Законодательством предусмотрены мероприятия, которые должна осуществлять организация с целью снижения влияния на окружающую природную среду:

  • укрепление технической базы экологически безопасным оборудованием,
  • сертификация производственных линий и агрегатов,
  • регулярные проверки на предмет соблюдения санитарных норм и правил и т.п.

Подсистема складского учета

Здесь можно провести следующие складские операции:

  1. Проведение инвентаризаций.
  2. Списание.
  3. Внутреннее перемещение между разными складами.
  4. Поступление материалов и товаров на склад.

Нужно помнить, что комплектация должна учитываться отдельно в разрезе каждого транспортного средства. Именно поэтому в складской учет входит учет аккумуляторов, шин, аптечек и прочего. Для аккумуляторов и шин ведется детальный учет технической информации.

В программном продукте есть и возможности группового оприходования аккумуляторов и шин, что дает возможность существенно минимизировать время при вводе документов.

Подсистема ПТО

  1. Ведение справочника.
  2. Ведение учета выработки автомобиля.
  3. Ведение контроля сроков замены аккумуляторов и шин.
  4. Учет автомобильных аварий.
  5. Контроль сроков действия различной документации, в том числе и страховых полисов ОСАГО, медицинских справок, а также водительских прав.

Данный учет обычно ведется в справочниках «Оборудование ТС», «Модели ТС» и так далее.

  1. Закрепленный экипаж.
  2. Установленные аккумуляторы, шины, аптечки, рации и все остальное оснащение.
  3. Документы, которые были выданы (полис ОСАГО, сертификаты и так далее).
  4. Нормы прохождения планового технического обслуживания.
  5. Разновидность топлива и нормы расхода горюче-смазочных материалов.
  6. Тип мотора и его мощность.
  7. Количество колес и осей.
  8. Грузоподъемность и собственный вес.
  9. Габаритные размеры.
  10. Номер двигателя, кузова, шасси, VIN, а также цвет.
  11. Номер: государственный и гаражный.

В подсистеме предусмотрена возможность проведения быстрого отбора транспортных средств по колоннам, организациям и моделям. Это делается благодаря удобной форме списка автомобилей специальными пиктограммами. Происходит отбор транспортных средств с приближающимся сроком технического обслуживания и окончанием срока действия таких документов как полисы ОСАГО, сертификаты и прочее. В карточке транспортного средства можно ознакомиться с подробной информацией об его технических характеристиках.

Нужно обратить внимание, что на закладках карточки транспортного средства можно вести учет таких сведений:

  1. Сроки действия документации на транспортное средство.
  2. Водители, которые закреплены за каждым транспортным средством.
  3. Оборудование и прицепы.
  4. Шины, аккумуляторы, аптечки и прочая дополнительная комплектация.
  5. Пластиковые карты и так далее.

Именно на основании путевых листов выполняется учет выработки машин и оборудования. Во время обработки путевых листов при помощи программы рассчитываются заданные параметры выработки (грузооборот, общий пробег, наработка в моточасах и так далее). После этого данные параметры используются для формирования разных аналитических отчетов и контролирования прохождения планового технического обслуживания.

Причем нормы прохождения технического обслуживания обычно задаются в справочнике «Модели транспортных средств». При помощи программного продукта можно настраивать нормы технического обслуживания в зависимости от объема выработки и календарных сроков. В качестве параметра выработки берется любой произвольный параметр (количество выполненных операций, пробег и так далее).

Благодаря функциональным возможностям программного продукта можно контролировать срок действия различных документов, которые были выданы водителям и автомобилям (речь идет не только о медицинских справках, сертификатах, но и о страховых полисах ОСАГО). Все виды документации обязательно настраиваются через специальный справочник (причем их количество неограниченно). Срок действия того или иного документа можно посмотреть в отчете. Водители и машины в справочниках выделяются специальной пиктограммой.

Что касается учета шин, аптечек, аккумуляторов, раций и другого дополнительного оснащения, то он ведется в разрезе каждого транспортного средства. А вот учет шин также ведется и в разрезе мест установки. Программный продукт фиксирует место и дату установки, а также замены каждой шины. Во время обработки путевых листов автоматически учитывается пробег по каждой шине, которая была закреплена за транспортным средством. Благодаря отчетам по контролю срока износа шин можно быстро принимать решения о необходимости их замены.

Следует заметить, что кроме всего прочего в программе также ведется учет ДТП (дорожно-транспортных происшествий). В соответствующих документах указываются сведения об автомобиле и водителе, который стал участником ДТП. Дополнительно может быть указан перечень сторонних участников ДТП, а также сведения экспертизы ущерба и страховой компании.

Благодаря аналитическим отчетам возможно:

  1. Провести анализ причин аварийности.
  2. Провести анализ частоты участия в ДТП водителей.
  3. Соотнести расходы на ремонт по восстановлению автомобиля с объемами выплат страховых компаний.

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящий Справочник
базовых цен на проектные работы для строительства (далее именуемый
«Справочник») предназначен для определения базовых цен с целью последующего
формирования договорных цен на разработку проектной документации для
строительства предприятий автомобильного транспорта и отдельных зданий и
сооружений, входящих в их состав.

1.2 Базовые цены в
Справочнике установлены в зависимости от натуральных показателей проектируемых
объектов: количества автомобилей, автобусов, пассажиров, производительности,
площади и т.д., или на объект в целом.

1.3 При пользовании
Справочником следует руководствоваться Общими указаниями по применению
Справочников базовых цен на проектные работы для строительства изд. 2002 г.

1.4 Уровень цен,
содержащихся в таблицах Справочника, установлен по состоянию на 01.01.2001 г.

1.5 Распределение базовой цены по стадиям проектирования осуществляется
по приведенной ниже таблице и может уточняться по согласованию между
исполнителем и заказчиком.

Стадии проектирования

Процент от базовой цены

Проект (П)

30

Рабочая документация (Р)

70

Проектная документация

100

Базовая цена рабочего проекта (РП) составляет 95 % от общей базовой цены
разработки проектной документации.

1.6 При разработке смет с
использованием ресурсного метода к стоимости разработки раздела «Сметная
документация» допускается применять повышающий коэффициент до 1,5 по
договоренности с заказчиком.

Максимальное значение
повышающего коэффициента используется в случае отсутствия в регионе
централизованного банка данных стоимости ресурсов для учета дополнительных
затрат, связанных с его формированием.

1.7. Базовая цена разработки
документации на предпроектной стадии «Обоснование инвестиций в строительство»
определяется исходя из общей стоимости проектных работ с применением
понижающего коэффициента до 0,2.

Другие условия

Автомобильные перевозки нередко являются частью грузопотока. Наряду с грузовиками, задействуют и другие виды транспорта — самолеты, морские и речные суда. Такие перемещения называют мультимодальными и часто их используют при транспортировке за пределы страны.

В зависимости от размера партии груза, различают массовые перевозки однородных и «сборных» грузов. В последнем случае транспортирование выгодно, если предстоит перевезти небольшое отправление, а аренда всего контейнера стоит дорого.  

Зачастую правильная классификация перевозок автомобильным транспортом для компании — это не только возможность получить большую прибыль и оптимизировать работу. Это вопрос безопасности на автодорогах, когда речь идет о грузах повышенных рисков, тяжеловесных и негабаритных. Их транспортируют с учетом особых требований, изложенных в специальных нормативных актах и правилах дорожного движения.

Ответственные сотрудники также должны знать, какие виды перевозок автомобильным транспортом подлежат лицензированию. В 2017 году это только международные перевозки. Однако для транспортирования некоторых грузов необходимо получить специальное разрешение от органов ГИБДД и других структур. В частности, это касается опасных веществ.

Техническая служба АТП

В ведении технической службы автотранспортного предприятия находятся вспомогательное и обслуживающее производство организации.

Эта служба отвечает за то, чтобы в компании существовали нормальные условия осуществления хозяйственной деятельности.

Возглавляет эту службу главный инженер, которому подчиняются следующие отделы:

  • ремонтный отдел, основной работой которого является техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. К нему относятся начальник ремонтного отдела и ремонтные рабочие;
  • отдел материального снабжения, в обязанности которого входит обеспечение предприятия всеми необходимыми ресурсами. К нему относятся начальник отдела, кладовщики и менеджеры по снабжению;
  • административно-хозяйственный отдел, решающий общие вопросы обеспечения бесперебойной работы предприятия. К нему относится начальник АХО и охраны объектов предприятия.