Из чего состоит и как работает радиатор отопления

Оглавление

Конструкция радиатора охлаждения

При обслуживании системы охлаждения необходимо знать конструктивные особенности радиатора. Он состоит из следующих элементов:

  • бачок снизу;
  • нижний патрубок;
  • кран слива ОЖ;
  • основная часть, состоящая из трубок и сот, через которые проходит антифриз;
  • бачок сверху;
  • верхний патрубок;
  • горловина для заливки ОЖ.

Антифриз попадает сверху, поле чего опускается по соединительным трубкам и сотам, обдувается воздухом и теряет температуру.

Для повышения эффективности процесса между трубками предусматриваются пластины (актуально для старых версий) или полоски-ленты из алюминия (для новых типов). Наиболее востребованным является ленточный вариант, обеспечивающий улучшенную отдачу тепла и повышенную прочность.

Эффективность охлаждения

Жидкость, предназначенная для охлаждения мотора и изготовленная по традиционной технологии, называется тосолом. Она имеет особый химический состав, поэтому под воздействием её компонентов, на металлической поверхности СО возникает особый защитный слой. Такое свойство было специально заложено в эту жидкость производителем для обеспечения надёжной защиты СО от возникновения коррозионных процессов. Однако у этого слоя имеется один недостаток. Он является изолятором, поэтому при использовании тосола происходит существенное ухудшение теплообмена. Таким образом, если в двигатель вашей машины залит тосол, то эффективность работа СО будет небольшой. Вследствие этого при использовании мотора на повышенных оборотах его мощность уменьшается, увеличивается расход топлива и необходимость в ремонте двигателя возникает быстрее.

Что касается антифриза – охлаждающей жидкости, которая изготавливается на основе карбоксилатной технологии, то она обеспечивает создание защитного слоя далеко не на всех металлических поверхностях СО. Она образует такую защиту только в местах, где высока вероятность возникновения коррозии. Поэтому и обеспечивается высокая эффективность этой СО.

Применяемость автомобильных радиаторов

Радиаторы отопителя салона

Масляный радиатор АКПП

Конструкция радиатора кондиционера

На автомобили могут устанавливаться радиаторы различного назначения:

  • Радиатор системы охлаждения двигателя. Присутствует на всех транспортных средствах, оснащенных ДВС с жидкостной системой охлаждения. Обеспечивает отвод тепла от охлаждающей жидкости в атмосферу за счет проходящего через радиатор потока воздуха;
  • Радиатор отопителя. Является частью системы охлаждения двигателя, предназначен для подогрева поступающего в салон воздуха с целью поддержки комфортного микроклимата. Обеспечивает подогрев проходящего потока воздуха за счет тепла охлаждающей жидкости;
  • Масляный радиатор. Присутствует в системах транспортных средств, машин и агрегатов со значительным нагревом масла — гидравлических, некоторых АКПП, в отдельных типах двигателей и т.д. Существуют масляно-воздушные и масляно-водяные радиаторы, в первом случае охлаждение осуществляется набегающим потоком воздуха, во втором — потоком охлаждающей жидкости (радиатор помещается в систему охлаждения двигателя);
  • Радиаторы кондиционера и испарителя. Присутствуют только на транспортных средствах, оснащенных системой кондиционирования воздуха. Радиатор кондиционера обеспечивает отвод тепла от хладагента набегающим потомок воздуха, радиатор испарителя обеспечивает расширение (испарение) хладагента с целью снижения его температуры. Первый радиатор обычно располагается в подкапотном пространстве рядом с радиатором охлаждения двигателя, второй — в салоне автомобиля или под приборной панелью, он обеспечивает охлаждение поступающего в салон потока воздуха;
  • Радиатор интеркулера. Присутствуют только на автомобилях, имеющих систему промежуточного охлаждения наддувного воздуха (интеркулера). Это воздухо-воздушный радиатор, он имеет большую площадь для охлаждения поступающего от турбины воздуха набегающим потомок воздуха.

Эти радиаторы могут иметь существенные отличия в конструкции. Например, радиаторы отопителя имеют малые габариты, а радиаторы кондиционера имеют несколько патрубков для подвода хладагента. Масляные радиаторы обычно выполнены в виде одной трубы, свернутой в спираль или согнутой в гармошку, вокруг которой располагается пакет пластин или лент (либо вовсе без пластин). А радиатор интеркулера имеет большое сечение труб и патрубков, что обеспечивает пропуск большого количества воздуха без существенного повышения сопротивления потоку.

Конструктивные особенности

Устройство радиатора охлаждения двигателя

мало чем отличается от конструкции любого другого устройства с аналогичными функциями. Изготавливаются радиаторы преимущественно из меди и алюминия, как материалов прочных, удобных в ремонте и имеющих хорошие параметры теплоотдачи. Современный радиатор двигателя может быть:

  1. трубчатым;
  2. пластинчатым;
  3. иметь форму сот.

Между пластинами, сотами или трубами располагаются поперечные латунные полоски, делающие изделие более жестким, а также увеличивают площадь обдува, что повышает качество охлаждения. Постоянное круговое движение жидкого теплоносителя в системе обеспечивается специальным устройством – помпой. Все части системы соединяются между собой термостойкими патрубками, чаще всего прорезиненными.

В качестве теплоносителя, циркулирующего в радиаторе, чаще всего применяются всем известные составы, такие как антифриз или тосол, хотя многие автолюбители в теплое время заливают туда и простую дистиллированную воду. Жидкость заливается в специальный расширительный бачок, предназначаемый не только для повышения удобства наполнения, но и для обеспечения возможности расширения жидкости в системе, ведь ее объем варьируется в зависимости от температуры и давления.

Устройство радиатора охлаждения двигателя

Принудительное охлаждение радиатора осуществляется с помощью вентилятора. В современных автомобилях реализуется одна из двух концепций вентиляторов:

  • приводимые в движение коленвалом;
  • приводимые в движение отдельным электромотором.

Если первые работают постоянно, то вторые включаются автоматически только тогда, когда температура жидкости в системе охлаждения достигает критического значения. Например, такое случается при продолжительной стоянке заведенного автомобиля, когда естественный обдув радиатора встречным воздухом отсутствует.

Что лучше: ремонтировать или менять

Всех автомобилистов можно условно разделить на две категории. Первые считают, что вышедшую из строя деталь нужно менять на новую. Вторые уверены, что все можно отремонтировать. И починка радиаторов – частая тема для споров.

Интернет изобилует всевозможными советами по самостоятельному устранению течи. Одни используют специальные пластикаты. Другие засыпают в систему средства, предназначенные для закупорки трещин. Иногда некоторые методы помогают на время продлить эксплуатацию детали. Но в большинстве случаев эти методики лишь засоряют систему охлаждения.

Медные модели есть смысл ремонтировать, потому что их достаточно легко запаять. В случае алюминиевых аналогов ситуация другая. Их можно запаять, однако для этого будет использоваться дорогостоящая сварка. Поэтому стоимость ремонта потекшего радиатора будет практически идентична цене новой детали. Соглашаться на эту процедуру есть смысл только в случае с дорогой моделью теплообменника.

В большинстве случаев ремонт – лишь временная мера, потому что в системе охлаждения постоянно возникает высокое давление, что приведет с повторной разгерметизации магистрали. Если проводить своевременное обслуживание и очистку системы, менять радиатор часто не придется. Поэтому, когда деталь сломалась и на землю вылилась драгоценная охлаждающая жидкость, лучше этот узел заменить, чем постоянно выбрасывать деньги на приобретение очередной канистры.

Характеристики основного радиатора

Назначение элемента — охлаждать нагретый антифриз, который прогоняет по системе водяной насос. Для максимальной эффективности воздушного обдува радиатор установлен в передней части кузова и закрыт от механических повреждений декоративной решёткой.

В последние годы выпуска модели ВАЗ 2106 комплектовались алюминиевыми теплообменниками с боковыми пластиковыми бачками. Технические характеристики штатного агрегата:

  • каталожный номер радиатора — 2106–1301012;
  • соты — 36 алюминиевых трубок круглого сечения, расположенных горизонтально в 2 ряда;
  • размер — 660 х 470 х 140 мм, вес — 2,2 кг;
  • количество штуцеров — 3 шт., два больших подключается к системе охлаждения, один малый — к расширительной ёмкости;
  • в нижней части левого бачка предусмотрена сливная пробка, правого — отверстие под температурный датчик;
  • изделие комплектуется 2 резиновыми опорами.

В штатном радиаторе тосол поступает в левый пластиковый бачок и по горизонтальным сотам перетекает в правый

Охлаждение тосола в радиаторе происходит за счёт протока по горизонтальным трубкам и теплообмена с алюминиевыми пластинами, обдуваемыми потоком воздуха. Крышка агрегата (не входит в комплект при покупке запчасти) играет роль клапана, пропускающего излишки теплоносителя через отводной патрубок в расширительный бак.

Штатные теплообменники на «шестёрку» производят следующие компании:

  • ДААЗ – «Димитровградский автоагрегатный завод»;
  • PEKAR;
  • Luzar;
  • «Прамо».

В латунном теплообменнике трубки располагаются вертикально, а бачки — горизонтально

Альтернативный вариант — латунный теплообменник с каталожным номером 2106–1301010, производитель – «Оренбургский радиатор». Соты охлаждения в данном агрегате расположены вертикально, бачки — горизонтально (сверху и снизу). Размеры элемента — 510 х 390 х 100 мм, вес — 7,19 кг.

Установка теплообменника от другой модели ВАЗ чревата серьезными переделками, сложными для рядового автолюбителя

Кустарным способом на «шестёрку» можно установить агрегат от десятого семейства ВАЗ или большой радиатор от «Шевроле — Нивы», оборудованный двумя вентиляторами. Потребуется серьёзная реконструкция машины — нужно переставить петли открывания капота в другое место, иначе агрегат не поместится на передней панели кузова.

Диагностика и ремонт неисправностей радиатора своими руками

Главной диагностической процедурой является периодический контроль системы охлаждения двигателя на предмет утечек и снижения объема охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Контролировать количество жидкости можно визуально. Так как жидкость постоянно нагревается и охлаждается, со временем входящая в состав любой ОЖ вода частично выпаривается, что и приводит к общему снижению объема.

Если говорить о неисправностях радиатора, тогда основной является загрязнение его сот и каналов, а также их разрушение. Загрязнение приводит к тому, что циркуляция жидкости внутри устройства ухудшается, ОЖ при движении по большому кругу не успевает остыть. В таких условиях мощности вентилятора перестает хватать, так что перегрев двигателя неминуем.

Начинать ремонт радиатора охлаждения двигателя с загрязненными сотами стоит начинать с обычной промывки сердцевины проточной водой. Необходимо отсоединить нижний патрубок, а далее через горловину начинать заливать воду. Крайне желательно осуществлять промывку сот устройства охлаждения водой под давлением. В ряде случаев, когда радиатор сильно забит, его можно распаять и произвести демонтаж верхнего и нижнего бачков. После демонтажа становится возможным осуществить чистку сердцевины механическим способом.

В процессе эксплуатации верхний или нижний бачок, а также и сами соты начинают течь. Это происходит по причине использования низкосортных охлаждающих жидкостей, механических повреждений и т.д. Если подтекание незначительное, тогда можно попытаться засыпать или залить в радиатор специально предназначенное для временного устранения таких дефектов решение из автомагазина. К «дедовским» методам относят добавку большой порции горчичного порошка, который размокает и затягивает трещину. Как первый, так и второй способ не ремонтирует устройство полностью, а только позволяет устранить течь на время дороги до СТО и постановки автомашины на ремонт.

Что касается расширительного бачка, то пробку на нем при разогретом моторе нужно отвинчивать с аналогичной осторожностью. Слегка прокрутите пробку, но не до конца

Вы услышите характерный звук вырывающегося воздуха, похожий на тот, что возникает при открытии крышки на бутылке газированной воды. После такого стравливания крышку бачка можно постепенно открывать полностью и осуществлять контроль или долив охлаждающей жидкости.

Промывка радиатора системы охлаждения двигателя своими руками. Как и чем лучше промывать радиатор самому изнутри без снятия с машины.Рекомендации.

Основные неисправности автомобильного радиатора системы охлаждения двигателя. Пайка латунного радиатора, самостоятельный ремонт алюминиевого радиатора.

Ржавчина в системе охлаждения мотора и двигателе: что делать и как удалить загрязнения. Доступные способы очистки системы охлаждения своими руками.

Принцип действия герметика для системы охлаждения двигателя. Когда использовать герметик, на какие результаты рассчитывать. Возможные последствия, советы.

Причины и результаты перегрева дизельного двигателя. Что делать, если дизель греется: диагностика и устранение неисправностей. Важные рекомендации.

Как часто требуется замена антифриз. Самостоятельная промывка системы охлаждения от грязи, накипи и ржавчины. Средства для промывки системы охлаждения ДВС.

Краткий обзор популярных брендов

Верным решением при покупке термоголовки будет ориентация на авторитетных производителей. Незнакомый товарный знак с неизвестной историей — это большой риск потратить деньги попусту.

Смело можно приобретать продукцию таких производителей, как Dunfoss, Oventrop, Caleffi, Salus и других известных фирм.

Место #1 – компания Danfoss

Более 60 лет выпускает термоголовки концерн Danfoss. Это датский производитель, по его лицензии изделия производят и в России.

Ассортимент оборудования для автоматизации систем отопления у концерна Данфос богат и отвечает передовым технологиям. Управлять работой и настраивать термоголовки можно дистанционно, используя смартфон для этого

Наиболее часто спрашивают термоголовку RTS Everis. Это сильфонное изделие с наполнителем в виде жидкости. Путем прямой фиксации сопрягается с фирменными термоклапанами. Для других необходим адаптер.

Тест существующих видов термоголовок бренда в следующем видеоролике:

Место #2 – бренд Oventrop

Большим спросом у потребителей пользуются термоголовки Oventrop линейки Uni. Они укомплектованы жидкостным сильфоном. С термоклапаном соединяются при помощи накидной гайки. Температуру можно установить в пределах +7 – +28 °C.

Существует возможность полного закрытия. Рассчитаны головки на предельную температуру в системе +100 – +120 °C – именно такие характеристики указывает производитель в сопроводительной документации.

Головки Oventrop Uni совместимы с другими сантехническими изделиями этой фирмы. Их можно присоединять без адаптера к другим приборам со встроенным клапаном и соответствующей резьбой

Устанавливают их на термостатических вентилях с подходящим соединением. На головках многих серий есть специальная отметка для людей со слабым зрением, антивандальный кожух.

Место #3 – компания Thermo

Высокую оценку дали потребители продукции швейцарской компании Thermo, в частности, модели Royal Thermo RTE 50,30. Она отличается широким регулировочным диапазоном — от +6 до +28 °C, низким значением гистерезиса — 0,55 градусов. Есть и нулевая позиция.

Для корректной работы теплоноситель должен иметь температуру не выше 100 °C. Сопряжение с клапаном — гайка накидная.

Термоголовки компании Thermo отличаются надежностью, качеством сборки. Среди предложений есть модели с выносным датчиком

Место #4 – производитель Caleffi

Итальянский производитель Caleffi поставляет широкий ассортимент радиаторных термоголовок. Модель Caleffi 210000 — программируемая. Она оснащена цифровым жидкокристаллическим индикатором температуры. Кроме значения температуры, он показывает время, дату, установленную дневную программу.

При покупке оборудования для отопительных систем обязательно спрашивайте у продовца сопроводительные документы, гарантию от производителя и инструкцию у продукту

При программировании на неделю можно выставить 3 температурных уровня: «Комфорт», «Экономия», «Антизамерзание». Устанавливают эту головку в тандеме с вентилями Келеффи.

Место #5 – компания Salus

Немецкая фирма Salus также пользуется заслуженной репутацией. К примеру, модель Salus PH 60 — это электронная головка с энергонезависимой памятью, возможностью задавать температурный режим на неделю. Диапазон температур — +5 – +40 °C.

Электропитание осуществляется от 2 элементов АА. Дисплей имеет функцию подсветки и вывода на экран температурных параметров, а также уровня заряда элементов.

Новая разработка — мини-термоголовка беспроводная, питающаяся от батареек. Управлять устройством можно через компьютер или смартфон, предварительно скачав приложение «Умный дом»

Технические новинки не перестают радовать пользователей – беспроводные термоголовки позволяют владельцу создавать комфортный микроклимат в помещении, находясь при этом в другом конце города или другой стране. И все это становится возможным, если интегрировать устройство в систему отопления умного дома или скачать фирменное приложение.

Установка и эксплуатация

Самое главное в процедуре монтажа крана Маевского — это правильно выбрать точку установки. Вам нужен участок в верхнем сегменте радиатора, причем расположенный со стороны, противоположной месту поступления горячей воды в батарею. Именно здесь и возникают большие скопления воздуха.

В большинстве современных радиаторов отопления уже предусмотрено специальное место для установки крана Маевского. До монтажа оно закрыто с помощью заглушки. Ее нужно вынуть, предварительно слив всю воду из отопительной системы, а затем закрепить кран в соответствующем месте.

Для того чтобы сделать соединение наиболее надежным, используются специальные резиновые уплотняющие прокладки. Кроме того, резьбу необходимо слегка уплотнить с помощью ФУМ-ленты или льняной пакли.

В старых чугунных батареях места под кран Маевского, как правило, не предусмотрено, поэтому процедура установки будет несколько сложнее. В боковой части такого радиатора находится большая заглушка. В ней необходимо просверлить отверстие, при этом диаметр его должен быть немного меньше, чем у резьбы крана.

Затем с помощью специальных плашек внутри этого отверстия делается резьба. В завершение кран Маевского устанавливается и герметизируется так же, как и в случае с современными радиаторами. Не забудьте, что все работы выполняются только при отсутствии воды в отопительной системе.

Перейдем к тому, как использовать кран Маевского для спуска излишнего воздуха из радиатора. Естественно, мы будем говорить о ручной разновидности, поскольку остальные работают без вмешательства человека.

  1. В качестве подготовка поставьте на пол под тем местом, где будут проходить работы, тазик или другую пустую емкость. Также приготовьте тряпку. Когда вы будете выпускать воздух, на определенном этапе польется вода, поэтому следует предотвратить ее попадание на пол.
  2. Если работоспособность вашей отопительной системы обеспечивается за счет использования специальных насосов, то их следует отключить минимум за 10 минут до того, как откроете кран. Во время работы таких насосов воздух не успевает скапливаться в определенной точке, вместо этого он разносится вместе с водой по всей системе, поэтому толку от стравливания не будет.
  3. После того как подготовка завершена, нужно очень аккуратно открутить запорный винт. Делается это либо с помощью специального ключа, идущего в комплекте, либо просто отверткой. Вам нужно осуществить поворот против часовой стрелки, примерно на ¼ или ½ оборота. Еще раз упомянем об аккуратности. Поворачивать винт нужно очень плавно, особенно в том случае, если вы осуществляете первоначальный запуск нового радиатора.
  4. В результате поворота винта через кран начнет выходить воздух. Определить этот момент можно по специфическому шипению. Вам нужно держать кран в открытом положении до тех пор, пока из него вместо воздуха не потечет вода. Поначалу струйка будет прерывающейся — это значит, что процесс еще не закончен. А вот когда струя станет непрерывной, можно закрывать кран Маевского.

Если после проведенной процедуры батареи не начали нагреваться, это значит, что проблема заключается не в наличии воздуха. Скорее всего, в отопительной системе возник засор. Справиться с ним самостоятельно вы не сможете, поэтому придется вызвать сантехническую бригаду.

Как видите, в процессе спуска воздуха из радиатора с помощью крана Маевского нет ничего сложного. Но могут возникнуть две проблемы. Во-первых, иногда бывает так, что отверстие, через которое должен выходить воздух, засоряется. В этом случае можно просто устранить проблему с помощью иголки или еще чего-нибудь тонкого и острого.

Во-вторых, если вы редко занимаетесь стравливанием воздуха из батареи, регулировочный винт может банально заржаветь. Понятно, что повернуть его в такой ситуации будет проблематично. В этом случае вам понадобится специальный смазывающий спрей, который можно приобрести в соответствующих магазинах.

Этим средством необходимо побрызгать винтовую резьбу и подождать несколько минут. После этого процедура откручивания должна пройти безболезненно. Чтобы предотвратить подобные ситуации в дальнейшем, каждый раз после использования крана Маевского обрабатывайте регулировочный винт специальной смазкой на основе силикона. Это поможет уберечь его от воздействия воды и воздуха в системе отопления.

Даже самый простой и недорогой кран Маевского способен верой и правдой прослужить долгие годы при правильной эксплуатации и уходе. Так что не забывайте периодически чистить и смазывать это оборудование. В этом случае батареи всегда будут надежно обогревать ваше жилище. Удачи!

Чем заменить радиатор, вышедший из строя?

Данные запчасти изнашиваются, ломаются точно так же, как и другие детали автомобилей, поэтому очень важно правильно подобрать соответствующую замену

Обратите внимание на оригиналы изделий, которые выпускают заводы-изготовители и их партнеры. Эти варианты идут непосредственно на конвейер, они учитывают все особенности данной марки авто

Особой популярностью пользуются изделия таких поставщиков как AVA, Denso, Nissens, Diesel Technic, Valeo, которые предлагают качественные комплектующие европейского уровня.
Средняя ценовая категория также заслуживает внимания. Blue Print, Behr-Hella, Delphi предлагают автовладельцам комплектующие хорошего уровня качества по более доступным ценам.
К комплектующим из Китая, Тайвани, других стран Юго-Восточной Азии необходимо относиться с особым вниманием, поскольку есть вероятность попасть на посредственное исполнение детали. В то же время, немало товаров для автомобилей из этих стран имеют достойные параметры, а ценовая политика при этом отличается доступностью. Это такие марки, как TYG, Ossca, TYC, Sat. Качество их стабильно.
Высококачественные радиаторы предлагают многие американские компании, например CSF считается одной из лучших мировых марок на рынке. К сожалению, ее продукция не представлена официально в нашей стране.

Радиаторы охлаждения для авто – важные детали, от которых во многом зависит бесперебойная работа двигателя. Разберитесь в предложениях производителей, чтобы всегда вовремя выбрать тот вариант, который сделает ваш автомобиль более долговечным.

ИП Русецкий Р.М. УНП 193447623

Ремонт радиатора

Ремонт системы охлаждения может потребоваться по разным причинам. Самыми частыми из них являются загрязнение внутренних полостей или течь хладагента. В любом случае причину точно может установить только специалист. Если удалось понять, чем вызвана неисправность, можно выполнить ремонт самостоятельно.

Сначала нужно узнать, как снять радиатор . Для этого сливается весь антифриз из системы. В некоторых моделях есть сливные отверстия в нижней части радиатора. Во всех остальных автомобилях этот процесс требует снять гибкий шланг с нижнего патрубка.

Очистку сердцевины лучше проводить при помощи специальных средств. Их применяют согласно инструкции производителя.

Радиаторы ДВС [ править | править код ]

В двигателе внутреннего сгорания радиатор является теплообменником, объединяющим два контура системы охлаждения. В основном применяются трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные решётки радиаторов. В радиаторе для прохода охлаждающей жидкости применяют шовные или цельнотянутые трубки из латунной ленты толщиной до 0,15 мм. Используются и алюминиевые радиаторы: они дешевле и легче, но теплообменные свойства, при прочих равных условиях (размеры, площадь теплообмена и т. п.), и надёжность ниже.

На тепловозах аналогичное устройство называется «холодильником».

Радиатор автомобильный, устройство которого включает в себя два бачка – верхний и нижний, а также трубки между ними, выполняет важнейшую функцию и отвечает за предотвращение перегрева двигателя. Как же это происходит, и какие виды этого узла мы можем найти в наших машинах, поговорим чуть ниже.