Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность дома без приборов

Замеры при работающем двигателе

При заведённом двигателе мультиметр должен показывать от 13,5 до 14,0 В. Напряжение больше 14,2 В свидетельствует о низком заряде АКБ, режим работы генератора при этом усилен. Если через 5−10 мин ситуация выравнивается, то с электрикой всё в порядке.

Если напряжение не опускается до нормального, может произойти перезаряд и выкипание электролита. Напряжение 13,0−13,4 В при заведённом двигателе и выключенных потребителях энергии (отопление, фары, магнитола) свидетельствует о том, что аккумулятор полностью не заряжается.

Уровень заряда АКБ свидетельствует о её возможности держать напряжение в течение некоторого срока. При полной зарядке батареи, даже после недели простоя, напряжение упадёт не сильно. Если же АКБ машины разряжена, то заряд продержится недолго.

https://youtube.com/watch?v=BCk6n7GTQCI

Определение емкости

Емкость элемента питания — это величина, определяющая, сколько времени он сможет работать как энергоноситель для цепи при определенном токе. Выражается она в ампер-часах для мощных аккумуляторов и миллиампер-часах для небольших. Для примера: если на пальчиковом аккумуляторе написано 1000 мА ⋅ ч, то, при выдаваемом токе в 1000 мА он разрядится за час.

Определить, как замерить емкость батарейки мультиметром, можно только при наличии аккумуляторной батареи, так как для измерения нужно будет ее полностью разрядить. Использование гальванического элемента после этого будет невозможно. Для определения емкости аккумулятора методом контрольного разряда нужно:

  1. Подобрать сопротивление нагрузки, обеспечивающее ток разряда батареи 100 — 200 мА;

  2. Последовательно соединить аккумулятор, нагрузку, мультиметр в режиме измерения постоянного тока. Аккумулятор должен быть полностью заряжен;
  3. К выводам батареи параллельно подключить второй мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения;
  4. Сразу после соединения начать отсчет времени;
  5. Установить, за какое время напряжение батареи уменьшится вдвое. Это и будет считаться её полным разрядом;
  6. Умножить время разряда на ток во время эксперимента. Если ток менялся, нужно определить средний ток. Полученное значение произведения и будет величиной емкости аккумулятора.

Кроме бренда: что проверить, покупая АКБ в магазине

Итак, что мы можем проконтролировать, когда перед нами стоит источник питания, подходящий по габаритам, полярности и емкости, значение которой не меньше, чем у предыдущего изделия? Сперва – документы. Требуйте паспорт с отметкой даты производства.

Если батарее, заполненной электролитом, более шести месяцев, то это не наш кандидат. Согласно ГОСТу, гарантийный срок залитых аккумуляторов исчисляется со дня изготовления. Да, это не сухозаряженные варианты, для которых отсчет стартует со дня продажи. Заполненный источник питания начинает портиться с момента его производства, поскольку процесс саморазряда неизбежен.
Итак, претенденту не более шести месяцев, что дальше? Проверить внешний вид! Снаружи не допускаются:

  1. Трещины и сколы.
  2. Следы разгерметизации вблизи полюсных выводов.
  3. Потеки электролита.

Ну а в завершение АКБ предстоит пройти контрольный тест на работоспособность. Сейчас его суть свелась к простой операции – измерение напряжения на выводах.

Проверка аккумулятора при работающем двигателе

Проверить батарею можно при работающем двигателе. Для этого нужно отключить все электроприборы, но снимать клеммы с выводов аккумулятора не нужно.

Проверка проводится также с помощью мультиметра, которым замеряется напряжение между плюсовым и минусовым контактами АКБ.

Напряжение, показываемое тестером, V Диагноз
Менее 13,4 Недозаряд – на аккумулятор поступает пониженное напряжение.
13,4-14,2 Аккумулятор в порядке.
Более 14,2 Перезаряд. На батарею от генератора идет повышенное напряжение. Это значит, что аккумулятор разряжен или что реле-регулятор напряжения на генераторе вышло из строя.

Если напряжение понижено, проверьте состояние контактов. Если они окислены, то почистите их наждачной бумагой. Если не помогло, то скорее всего проблемы с генератором или реле-регулятором напряжения.

Повышенное напряжение нормально, если батарея была разряжена. Сделайте еще один замер через 10-15 минут (двигатель должен работать).

Прибор должен показать 13,4-14,2 В. Если напряжение по-прежнему более 14,2 В, нужно проверять реле-регулятор на генераторе.

Другие способы восстановления емкости

Есть и другие способы восстановления работоспособности батареи li-ion – на форумах можно встретить немало самых неожиданных и даже сомнительных вариантов.

  1. Например, некоторые пользователи предлагают поместить потерявшую емкость батарею в морозильник на 30 минут. После этого ставить в устройство и заряжать его 1 минуту, а затем извлечь и дать нагреться до температуры помещения. Далее можно использовать аккумулятор обычным образом. Другой способ увеличить емкость li-ion аккумуляторов, не менее сомнительный – срезать пластик на батарее, найти главные контакты и на миг замкнуть их металлическим предметом. Возвращают крышку на место и оставляют для высыхания.

Отметим, что все указанные здесь способы не дают 100% гарантии хорошего результата, тем не менее, попробовать стоит.

Рекомендуем новый материал блога – статью, посвященную схеме устройства для зарядки аккумуляторов li-ion.

Индикатор заряда

Самый простой способ регулярно следить за состоянием аккумулятора и его работоспособностью поможет индикатор заряда. Он имеется на многих моделях и действительно упрощает контроль за состоянием батареи. Достаточно открыть капот и бросить взгляд на АКБ.

Проверка состояния аккумулятора с индикатором заряда

Смотря в глазок индикатора, мы видим шарик, который в зависимости от плотности и количества электролита всплывает или тонет.

Работает индикатор на автомобильном аккумуляторе следующим образом. Когда АКБ заряжен, то шарик поднимается из-за высокой плотности электролита. Когда плотность снижается при разряженной батарее, шарик тонет. Когда электролита мало мы видим его поверхность или низ индикатора.

Переезд аккумулятора к вам домой

Бывает так, что водитель редко ездит в автомобиле зимой. В этом случае опытные водители настоятельно рекомендуют снять аккумулятор и хранить его в сухом теплом помещении. Рекомендация подкреплена тем, что неработающий АКБ при отрицательных температурах быстро ухудшается в своих характеристиках. Иногда это приводит даже к необратимым повреждениям батареи.

При подобном хранении важно не забывать заряжать аккумулятор минимум 1 раз в 3 месяца. Тогда он будет всегда в «боевой» готовности

В заключение подчеркнем: будьте внимательны к автомобилю и к себе. Многие неприятные ситуации не произойдут, если думать заранее о своей безопасности. Правильная эксплуатация аккумуляторной батареи позволит вам избежать сбоев в ее работе. Тщательная подготовка автомобиля перед дальней дорогой позволит доехать до намеченного места без лишних приключений.

Нужно ли долить воду или электролит?

Новый необслуживаемый аккумулятор, исправно работающий на вашем автомобиле, вскрывать и обслуживать не нужно.


Если он подвергался длительному перезаряду, переворачивался, резко упали характеристики — только тогда нужно задуматься либо о приобретении новой батареи, либо о том, как разобрать и восстановить неисправный АКБ.

Когда нужно обслуживать аккумулятор:

  1. Если на просвет заметно, что в одной банке меньше электролита.
  2. Низкое напряжение на клеммах, и зарядка не дает эффекта.
  3. Емкость аккумулятора заметно уменьшилась.
  4. Электролит вылился из-за повреждения корпуса.
  5. Выполняя восстановление после сульфатации АКБ.

Это интересно: Каков срок службы литий-ионных аккумуляторов и можно ли его продлить

Проверка емкости автомобильного аккумулятора

Емкость автомобильного аккумулятора следует проверять при внешних признаках его возможной неисправности: слабое свечение фар, стартер машины «щелкает» при пуске или работает медленно. На современных автомобильных батареях бывают встроенные индикаторы заряда, но это встречается далеко не всегда, поэтому измерение емкости аккумулятора автомобиля с помощью тестера по-прежнему остается проверенным и надежным методом.

Как происходит проверка аккумулятора авто? Мультиметром (или вольтметром) вначале замеряется напряжение на полюсах АКБ. Батарею предварительно следует выключить. Оптимальное U в автобатарее = 12,6 В. Если показатель выглядит так, значит, батарея исправна, состояние резервуаров и все банки в норме, заряд полный

12,2 В — разряд незначительный, следует принять во внимание и готовиться к подзарядке в ближайшее время. Если число меньше 12 В, аккумулятор нужно срочно зарядить

О том, как проверить заряд аккумулятора мультиметром, читайте здесь →

Сама емкость измеряется немного сложнее, но в обычных условиях это сделать вполне возможно. Кроме тестера понадобится любой электроприбор, который будет брать приблизительно 50% емкости АКБ. Можно определить понятие емкости еще более простыми словами: это время, в течение которого аккумулятор может работать, не теряя силы тока. Измеряется оно в ампер-часах.

Если емкость составляет 7 ампер в час, то оптимальное потребление тока составляет приблизительно 3,5 А. U прибора, подключенного к батарее, должно быть 12 В. Это может быть обычная лампа, выкрученная из автомобильной фары. Такой простой тест определяет текущий процент емкости от показателя, измеренного до подключения лампы.

Лампа подключается к АКБ, время ожидания — 2 минуты. Замеряется U на полюсах батареи и сверяется следующим образом: если напряжение будет меньше 12 В, это означает 50% емкости, и ездить с таким аккумулятором не рекомендуется в связи с высоким процентом его износа. Кстати, в качестве дополнительного прибора можно использовать и самую обыкновенную лампу. Если она будет светить тускло, либо начнет мигать, это означает то, что аккумулятор садится. Подробнее о том, как проверить аккумулятор мультиметром, читайте здесь →

Замкнуло банку – чем это страшно?

Как вы понимаете батарею нужно правильно использовать, заряжать, обслуживать и т.д. Например — если присутствует перезаряд, то свинцовые пластины в строении могут просто осыпаться, в прямом смысле этого слова, на дно банки, что уменьшит накопление энергии аккумулятора, до критически минимального уровня.

Но бывает, что в пластине выпадает кусок свинца, который, перемыкает плюсовую и минусовую пластины. Из-за чего получается как бы короткое замыкание.

Читать также: Перевод прочности в твердость

Также может быть из-за осыпавшегося свинцового осадка на дно, все дело в том, что пластины доходят до дна, и если осадок заполняет нижнюю часть, то он и является причиной замыкания.

Аккумулятор не может зарядиться до положенных 12 – 13 Вольт, а напряжение бултыхается примерно в районе 10 – 11В. То есть замкнутая банка не работает! Такой аккумулятор не может провернуть стартер двигателя, а поэтому практически бесполезен в машине, требуется замена.

Проверка емкости

Информация о номинальной емкости в обязательном порядке содержится на корпусе АКБ и в инструкции производителя.

В случае когда на батареи нет отметок, придется приблизительно определить емкость батареи, используя измерительные приборы.

Для процедуры потребуются:

  • стабилизатор на 12 В(промышленного или самодельного производства);
  • амперметр;
  • секундомер;
  • устройство на 12 В, обладающее мощностью 100-200 Ватт

Последний пункт необходимо выполнить вследствие того, что автомобильная АКБ обладает высокими значениями тока холодной прокрутки.

Последовательность измерения емкости аккумулятора:

  1. Формируется последовательная электрическая цепь: аккумулятор→стабилизатор→амперметр→нагрузка.
  2. Запустить секундомер сразу при включении устройства, потребляющего электроток, зафиксировать измерения амперметра.
  3. Как только стабилизатор перестанет поддерживать напряжение на определенном ранее уровне, секундомер нужно остановить. Его показания, выраженные в часах, нужно умножить на значение на амперметре. Результатом будет примерная емкость аккумулятора в Ач.

Следует помнить, что если исправность в номре, и проверка проводится в профилактических целях, процесс определения фактической емкости может продолжаться не один час.

Не стоит забывать к тому же, что полная потеря заряда отрицательно влияет на большинство видов свинцовых источников питания.

Как проверить живой ли АКБ на машине без приборов

Проще всего состояние аккумулятора определить по специальному индикатору на верхней поверхности корпуса.

Обычно он выполнен в виде небольшого круглого окошка. Уровень заряда определяется по его цвету. Рядом всегда имеется ярлык с расшифровкой показателя.

Как правило, зеленый цвет сигнализирует о полной зарядке, серый или белый – половине. Если индикатор черный или красный, то аккумулятор разрядился полностью или в него нужно долить дистиллированную воду.

Индикатор заряда автомобильного аккумулятора.

При отсутствии индикатора можно проверить степень зарядки батареи с помощью фар.

Двигатель нужно запустить (он должен быть остывшим) и включить ближний свет на фарах.

Если зарядка близка к полной, то через 5 минут свет не должен стать тусклее.

Разряженный аккумулятор можно определить с помощью звукового сигнала. Для этого также нужно завести остывший мотор и через минуту пару раз продолжительно нажать на клавишу звукового сигнала.

Если аккумулятор исправен и хорошо заряжен, то звук будет громкий, звонкий. В противном случае звук поперхнется, станет дребезжащим, тихим, прерывающимся.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Часто используется для проверки 12 вольтных автомобильных батарей нагрузочная вилка НВ-01. Принцип её работы схож с нагрузкой стартера на аккумулятор. Она позволяет достоверно проверить рабочий аккумулятор или нет.

Устройство нагрузочной вилки крайне просто это мощное сопротивление, вольтметр и электроды. Сопротивление, электроды и кабель должны выдерживать огромный ток, для разных моделей это 100 или 200 ампер. При проверке она сильно нагревается, поэтому тест не должен длиться более 5 секунд, а перерывы между 1 – 2 тестами должны составлять 10 минут.

Устройство нагрузочной вилки НВ-01

Тест нагрузочной вилкой

Чтобы результаты тестирования были точными и не ввели вас в заблуждение выполните следующие условия:

  • АКБ должен быть заряжен.
  • Тестирование проводится при температуре 20°C и выше.
  • Время прошедшее от последней поездки до проверки, должно быть, не менее 7 часов.
  • Аккумулятор должен быть отключён от зарядного устройства или сняты клеммы, если он в машине.

Это инструкция к нагрузочной вилке НВ-01. Если у вас новое устройство, то воспользуйтесь инструкцией к нему. При её отсутствии следуйте этой:

  1. Подключите клемму минусового вывода (крокодил) к минусу аккумулятора.
  2. Клеммой на корпусе с надписью «В» коснитесь плюсовой клеммы и посмотрите показания вольтметра. Соотношение напряжения и заряда АКБ даны в таблице:

  3. Далее, коснитесь клеммы с надписью «Н» — нагрузка к минусу батареи и удерживая 5 секунд смотрите на показания вольтметра. Соотношение падения напряжение к заряду АКБ в таблице:

Показания под нагрузкой

>10,2 В 9,6 В 9,0 В 8,4 В <7,8 В

Заряд

100% 75% 50% 25% 0%

Аккумулятор, на котором напряжение под нагрузкой не снизилось ниже 10,2 вольт является полностью исправным. При напряжении менее 9 В, батарея неисправна. Такая проверка просто необходима для старого аккумулятора, нужно знать о его состоянии. Иначе в мороз придётся постоянно просить у кого-нибудь «прикурить».

Гелевый аккумулятор проверяется на работоспособность аналогично обычному.

Собираясь проверить состояние аккумулятора нагрузочной вилкой, проведите его техобслуживание. Проверьте его плотность и уровень электролита, если нужно долейте до нормы, и зарядите АКБ. Лучше всего это сделать какой-нибудь автоматической зарядной станцией типа «Вымпел 30». Аккумулятор непросто зарядится, но и проводится его десульфатация.

Показатели дефектов аккумуляторной батареи

Есть два самых выраженных признака севшей АКБ. Если наблюдается хоть один из них, нужно попытаться выяснить причину возникновения проблемы. При уменьшении работоспособности будут наблюдаться такие действия:

  • Стартер слабо прокручивает двигатель.
  • Быстрая разрядка АКБ. Аккумулятора хватает всего на несколько запусков двигателя.

Мультиметр — это универсальный прибор, который совмещает работу вольтметра, амперметра и омметра. С его помощью можно проводить ревизию проводов на обрыв, измерять напряжение, ампераж, проверять электрические приборы на работоспособность, а также устанавливать степень заряда аккумуляторных батарей разного вида: автомобильных, для шуруповёрта, телефона, ноутбука и т. д.

Мультиметр для проверки аккумулятора бывает цифровой и аналоговый. Во втором случае результаты замеров показываются стрелкой на специальной шкале. Такой тип устройства является самым дешёвым. Тем, кто не пользовался такими приборами и не может прочитать шкалу, лучше пользоваться цифровыми разновидностями.

Цифровое устройство показывает результаты замеров на экране. Это и есть отличительная черта от аналогового прибора. Эта информация обладает высокой точностью и понятна любому.

Контрольный замер

Ставим разряженный аккумулятор 18650 на заряд и ждём. Если по мере процесса заряда напряжение не может перейти отметку в 4 Вольта, значит отправляем сразу в мусорку, даже восстановить его не получится. В противном случае, это ещё ни о чём не говорит и мы продолжаем замер…

По ёмкости

По мере перехода за отметку 4В, смотрим на ёмкость. Если он меньше 200 мАЧ, значит его тоже можно смело утилизировать. У любого рабочего АКБ к 4-ём вольтам ёмкость уже должна перейти за 800 мач.

Если уж очень не хочется торопиться, то можно сделать полный разряд и снова поставить на зарядку. Если ёмкость во второй раз станет больше при переходе через границу в четыре вольта, значит можно повторять многократно и попробовать «раскачать» банку.

По проседании напряжения

Итак, наш подопытный заряжен до 4.2V, что дальше? Можно замерить внутреннее сопротивление теми же устройствами, что я называл выше. Если сопротивление внутреннее значительно выше, чем у подобных рабочих, значит тоже на свалку.

Нечем замерить внутреннее сопротивление? Значит применим Закон Ома для полной цепи. Подключаем небольшую нагрузку. Если напряжение сразу проседает ниже стандартного рабочего 3.6 В., значит тоже «ХАНА».

С помощью iMax

Про Аймакс и все фишки, которые он позволяет делать с батареями, мы писали в этом обзоре о iMax B6. Он может и ёмкость замерить самым правильным способом — непосредственно полным разрядом и зарядом. И может восстановить зарядкой малым током, плюс «раскачкой».

Учитывая плотное вхождение повсеместно разных АКБ в нашу жизнь, думаю стоит его один раз купить.

Проверка реальной емкости

Емкость АКБ представляет собой способность батареи запасать электроэнергию для дальнейшего ее использования потребителем. Она считается важнейшей численной характеристикой, дающей возможность оценивать длительность автономной работы гаджета. При желании проверить батарею электросамоката следует начать именно с этого показателя.

Пробег на одном заряде не удастся увеличить. Но узнать его, проверив емкость аккумулятора электросамоката, вполне возможно, даже не прибегая к помощи специалистов

При этом важно отличать реальную емкость от указанной в технических характеристиках устройства

Зачем знать реальную емкость

Необходимость определения реальной емкости батареи объясняется на примере. Так, если в устройстве установлен аккумулятор на 14 Ач, а двигателю для работы требуется 6,9 А, длительность работы этого устройства составляет 2 часа. При передвижении со скоростью 25 км/час пользователю удастся преодолеть около 50 км за пару часов.

Подобным способом удастся высчитать длительность автономной работы любого иного устройства.

Для проверки работоспособности аккумулятора электросамоката потребуется знать точную емкость. И хотя данная характеристика всегда указывается в приложении к устройству, ее соответствие действительности можно оспорить.

Чем реальная емкость отличается от указанной в характеристиках

Данный вопрос также целесообразно рассмотреть на примере. Остановив свой выбор на электросамокате Speedway 5, не стоит доверять обозначенной в характеристиках емкости (23,4 Ач). Данный показатель обязательно нужно проверить в ближайшее время после покупки гаджета, чтобы в дальнейшем не удивляться новым явлениям. Это же касается электросамокатов Xiaomi и иных моделей. Реальная емкость может быть ниже заявленной производителем по следующим причинам:

  • аккумулятор уже имеет определенный пробег;
  • батарея собрана собственноручно (детали приобретались отдельно).

Отличие реальной емкости от идеальной состоит в наличии у первой погрешности, теплового коэффициента и утечек.

Несмотря на то, что истинный показатель может быть ниже заявленного, это вовсе не означает, что устройство не будет выполнять свои функции или проработает всего несколько дней. В действительности мало кто из пользователей задумывается о проверке АКБ, при этом их гаджеты работают долгое время без проблем. К тому же, даже при уменьшенной емкости срок службы электросамоката и его составляющих при правильной эксплуатации полностью соответствует указанному в технических характеристиках от производителя.

Схема проверки реальной емкости

Узнать реальный показатель возможно после полного цикла разрядки-зарядки. Это говорит о том, что при покупке нового аппарата провести тест будет проблематично.

Принцип проверки состоит в полной разрядке батареи с постоянной электрическом мощностью. Одновременно следует засечь длительность разрядки. В дальнейшем из мощности нужно вычесть потребляемую силу тока.

Рассмотрим на примере: подключаем устройство на 1 А к батарее с емкостью (указанной производителем) 5 Ач. Если АКБ разряжается не за 5 часов, а, к примеру, за 3, это указывает на то, что реальная емкость равна 60% от заявленного показателя, т.е. 3 Ач.

Методику разрешается применять для любого типа аккумуляторов.

Как проверить показатели аккумулятора «быстро и на ходу»

Часто бывает так, что отсоединять аккумулятор от автомобиля и возиться с лампочками и фарами просто не хватает времени. Есть автолюбители, которые очень быстро тестируют свой аккумулятор буквально «на ходу», и такой метод время от времени тоже можно использовать.

Делается это так:

  • На незаведенном автомобиле мультиметр подключается к батарее — как всегда, плюс к плюсу, минус к минусу. Следует иметь в виду, что в данном случае могут быть некоторые погрешности показателей прибора. 12,7 В — нормальный показатель, могут быть незначительные отклонения, автомобиль пока находится в покое.
  • Теперь заводим автомобиль. Напряжение в момент начала работы двигателя может подняться до 14,6-14,7 В. Идеальный вариант —14 с небольшим, но лучше всего проверить еще под нагрузкой.
  • В качестве нагрузки используем часть потребителей тока на борту машины — обычно это фары ближнего света, обогрев задней стенки и печка, заведенная в среднем режиме. Оптимальный и лучший показатель напряжения — 14,6 В.

Такие показатели являются нормой, и от них следует отталкиваться всегда, когда возникает вопрос о том, как проверить аккумулятор мультиметром. Научиться этому совсем не трудно

Быстрая проверка показателей аккумулятора

В ряде случаев владельцам авто совсем некогда заниматься отсоединением АКБ от машины, а также «копаться» с освещением и приборной панелью. Такие хозяева машин определяют уровень зарядки АКБ без ее снятия, прямо под капотом.

Этот процесс выглядит следующим образом:

  1. Когда произошло замирание машины после выключения мотора, мультиметр подключают к АКБ по схеме: плюс к «+», минус соответственно к «минусу». Стоит учитывать, что показатели будут с незначительными отклонениями. 12,7Вольт – показатель нормы.
  2. Затем машина заводится. Когда мотор заработает, напряжение поднимется до 14,7Вольт.
  3. Рекомендовано проверить еще с нагрузкой (внешнее освещение, обогрев окон, средний режим печки). В таком случае норма – 14,6Вольт.

Измерить напряжение аккумулятора автомобиля мультиметром – задача посильная даже начинающему автолюбителю. Позволить себе дорогой аккумулятор, оснащенный специальным индикатором, может не каждый.

Практичным и универсальным вариантом считается измерение заряда АКБ мультиметром. Этот прибор, с говорящей приставкой «МУЛЬТИ», позволяет измерить не только напряжение, но и силу тока. Кроме того, мультиметр может пригодиться и для другой электротехники, включая телефоны, ноутбуки, шуруповерты. Помните, что приобретать такой прибор лучше у проверенных производителей в специализированных магазинах.

Как проверить зарядным устройством?

Автомобильное зарядное устройство, оснащенное цифровым или аналоговым вольтметром предназначено для зарядки и диагностики аккумуляторной батареи.

Для этого нужно отключить прибор от розетки и подключить к аккумулятору. Степень заряда аккумулятора определяется, исходя из напряжения на его выводах.

Зарядные устройства с цифровой шкалой не нужно отключать от сети. Они имеют специальную кнопку проверки уровня заряда. Вам остается лишь нажать ее и считать показания прибора.

Вывод

Для регулярной приблизительной оценки степени заряда аккумулятора достаточно посмотреть в окошко индикатора на его крышки. Если же устройство не оснащено индикатором или вы хотите больше узнать о состоянии АКБ, стоит воспользоваться мультиметром. Он поможет оценить работоспособность аккумулятора, проводки и генератора автомобиля.

Нагрузочную вилку можно использовать лишь изредка, когда требуется убедиться, что батарея способна выдать ток, достаточный для работы стартера. В остальных случаях достаточно проверить плотность и замерить напряжение на выводах батареи.

1 Проверка аккумулятора – предупреждение неисправностей

Проверить аккумулятор вовремя и правильно – значит быть уверенным, что он не подведет. Ведь ситуация, когда аккумулятор вдруг перестает работать, крайне неприятна. Полбеды, если такое случилось в гараже, его можно поставить на зарядку. Но если это приключилось в дороге, тут уже не позавидуешь. Большинство автолюбителей ездят до тех пор, пока аккумулятор крутит, а затем покупают новый. Своевременный уход может значительно продлить его жизнь и поможет избежать неприятных ситуаций.

От уровня заряда и состояния АКБ зависит качество эксплуатации авто – надежная заводка двигателя, хороший свет, комфорт в салоне

На работоспособность аккумулятора влияют, кроме естественного старения, и другие факторы. Режим работы двигателя, состояние электрооборудования сказываются и на состоянии АКБ. Ряд причин могут привести к недозаряду или перезаряду. Батарея недозаряжается, когда автомобилем пользуются, передвигаясь на короткие расстояния. Включенный зимой подогрев, вентилятор отопления тоже могут стать причиной недозаряда. Неисправный регулятор напряжения с малым током не дает АКБ возможности нормального заряда при движении.

Постоянно перезаряженный аккумулятор – тоже не долгожитель. Перезаряд появляется,  чаще всего, из-за неисправности регулятора напряжения. Он выдает повышенный зарядный ток, электролит начинает кипеть. В необслуживаемом аккумуляторе выкипает вода, оголяются пластины, проходит их деформация. В других АКБ они осыпаются. Как следствие, аккумулятор становится неработоспособным. Также причиной перезаряда могут быть длительные затяжные поездки, когда двигатель постоянно работает на повышенных оборотах.

Чтобы увеличить срок службы недешевого оборудования, рекомендуем периодически проверять аккумулятор, придерживаясь такой последовательности:

  • осмотреть состояние клемм, внешний вид;
  • проверить электролит: состояние уровня и плотности;
  • измерить вольты на клеммах;
  • проверить его нагрузочной вилкой.

Советы от профессионалов

Ниже приведены основные рекомендации для хорошей работы домашнего оборудования, вопросы, связанные с утилизацией элементов питания.

  • Не следует затягивать решение проблемы по проверке, сортировке использованных батарей. Вовремя проведенные замеры позволят, при отсутствии элементов питания, временно установить в бытовые приборы и в пульты управления проверенную батарею с достаточным уровнем остаточного напряжения.
  • Используя для проверки тестер – батареек, аккумуляторов в вашем доме убавится. Главное не забывать проводить проверку.
  • В случае некачественной работы пульта управления оборудованием, не следует выбрасывать сразу все батарейки. Разряжаются они неравномерно, поэтому проведя проверку с помощью мультиметра, можно определить годную к работе, они могут еще использоваться в различных бытовых приборах.
  • Не стоит оставлять в жилых помещениях использованные, испорченные элементы питания. Особенно нежелательно оставлять поврежденные батареи в бытовых приборах и дорогостоящем оборудовании. При вытекании из поврежденного корпуса электролита может быть нанесен ущерб не только прибору, но и расположенным рядом с ним вещам и предметам.
  • Не следует вскрывать корпуса элементов питания. Жидкость (гель) находящаяся в нем при попадании на кожный покров человека вызывает поражение химическим ожогом. По этой причине их не следует выбрасывать в мусоропроводы и контейнеры.

Электролит, щелочь или кислота, содержащиеся в батарейке, оказывает вредоносное воздействие на окружающий нас мир. Следует узнать места приема использованных вредных материалов и элементов питания, где после сдачи, они отправятся к месту их утилизации или переработки.

Используя в домашних условиях мультиметр для проверки зарядки батарейки и других работ, вы получаете возможность экономить средства на покупку элементов питания и вызов электрика на дом. Тепла и света вашему дому.

Проверка батареек способом измерения силы тока

Этот метод применяется в отношении новых элементов питания и позволяет оценить их мощность сразу при покупке. Положение мультиметра должно соответствовать постоянному току. Чтобы померить величину заряда на новом аккумуляторе, действовать нужно следующим образом:

  • Тестер для проверки батареек установить на максимальный предел измерений.
  • Взять новый элемент и приложить щупы прибора к его контактам.
  • Через 1-2 сек, после прекращения роста значения тока на индикаторе, щупы нужно убрать.

Нормальный показатель величины тока для новой батарейки должен составлять 4-6 Ампер. Если он составляет 3-3,9 Ампер – это означает, что эксплуатационный ресурс батареи снижен, но элемент подойдет для использования в портативной аппаратуре.

Если же величина тока, показываемого тестером, составляет 0,7-1,1 Ампер, то такой элемент способен работать исключительно в приборах с низким энергопотреблением, при этом качество работы аппаратуры снизится. Его можно использовать в «дистанционках», но лишь в том случае, если более качественных элементов под рукой нет.

Наглядно процесс проверки батареек мультиметром на видео: