Коммерческие риски и транспортные условия
Инкотермс обеспечивает регулирование фактических отношений сторон в рамках предоставленного договора о купле-продаже. Основной договор осуществления перевозки рекомендуется заключать отдельно. В нем уточняются все остальные важные моменты транспортных условий.
Следует обратить внимание, что базис поставки Инкотермс не предполагает рассмотрение вопросов о принятии коммерческих рисков в случае введения морских надбавок. Примером может служить топливная надбавка BAF или пункт непредвиденные транспортные расходы ERS, валютная надбавка CAF при расчете страховых или портовых ставок, повышении тарифов стороны перевозчика
Обязанности покупателя по FOB
Покупатель также имеет определенный перечень обязанностей. Их соблюдение необходимо для успешного ведения сделки.
Договор перевозки
Лицо, которое приобретает товар, должно заключить договор о его перевозке из указанного в официальном документе порта.
Переход рисков
Все риски и расходы после погрузки на судно продукта переходят к лицу, которое его приобретает. Риски и расходы могут быть связаны с потерей груза или его повреждением.
Распределение расходов
Лицо ответственно за оплату следующих пунктов:
- Процедуры, которые, так или иначе, связаны с транспортировкой или потерей качества товара после его погрузки на судно.
- Расходы, связанные с отсутствием отправки извещения партнёру или её задержкой.
- Оплата таможенных сборов и иных расходов, связанных с перевозкой товара за границу.
Извещение продавцу
Лицо должно направить извещение своему партнёру со всей необходимой ему информацией (время отправления, наименование порта и т. д.).
Инспектирование товара
Непосредственно инспектирование товара и погашение всех расходов, связанных с этой процедурой, — обязанность самого покупателя.
Дополнительная полезная информация об условиях поставки в термине ФОБ в этом видео:
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Инкотермс 2010.
Обзор и расшифровка терминов Инкотермс
Рассмотрим подробнее, что означают эти странные аббревиатуры, на примере пяти наиболее распространенных условий поставки.
EXW (Ex Works/ Цена с завода / самовывоз)
Цена EXW — это цена со склада завода, не включая доставки как таковой. Покупатель должен самостоятельно организовать всю схему доставки с завода в Китае до пункта назначения. Экспортные пошлины оплачивает покупатель.
Экспортная очистка | Нет |
Доставка в порт отгрузки | Нет |
Морская перевозка | Нет |
Сборы в порту прибытия | Нет |
Внутренняя перевозка: | Нет |
FOB (Free on Board/ Бесплатная отгрузка на судно)
Китайский поставщик доставляет товар в порт погрузки и берет на себя таможенное оформление экспорта (затаможка)
Последнее очень важно, так как таможенные органы Китая имеют право не выпускать груз, который не прошел соответствующую таможенную очистку
Экспортная очистка | Да |
Доставка в порт отгрузки | Да |
Морская перевозка | Нет |
Сборы в порту прибытия | Нет |
Внутренняя перевозка: | Нет |
CIF (Cost, Insurance, Freight/ Стоимость страхования, фрахт)
Поставщик организует доставку в порт назначения в стране импортера и оплачивает страховку. CIF не включает в себя стоимость выгрузки,платежи LCL, а также прочие сборы, применяемые в порту назначения.
Экспортная очистка | Да |
Доставка в порт отгрузки | Да |
Морская перевозка | Да |
Сборы в порту прибытия | Нет |
Внутренняя перевозка: | Нет |
DAT (Delivered at Terminal/Поставка на терминале)
Поставщик берет на себя доставку с завода в Китае до оговоренного терминала (на суше или в порту) в стране покупателя. DAT включает в себя все сборы, подлежащие оплате в порту назначения, а также транспортировку по суше до ближайшего к вам терминала. В отличие от DAP (Delivered at Place), условия DAT не включают в себя внутреннюю доставку до двери, например к вам домой или на склад.
Экспортная очистка | Да |
Доставка в порт отгрузки | Да |
Морская перевозка | Да |
Сборы в порту прибытия | Да |
Внутренняя перевозка: | До порта |
DAP (Delivered at Place/
Поставщик берет на себя доставку от завода до указанного адреса. В отличие от DAT, когда груз доставляется на грузовой склад сети транспортной компании, DAP предполагает внутреннюю доставку до двери, например, домой или на склад
Экспортная очистка | Да |
Доставка в порт отгрузки | Да |
Морская перевозка | Да |
Сборы в порту прибытия | Да |
Внутренняя перевозка: | До двери |
Рассмотрим два примера поставки на условиях Incoterms 2010:
Пример 1: FOB Шанхай
- Поставщик доставляет груз в Шанхай
- Груз готов к экспорту (но еще не покинул пределов страны)
- Покупатель должен организовать доставку из Шанхая
- Покупатель оплачивает ВСЕ затраты, возникающие после того, как груз покидает Шанхай. Среди прочего, к ним относятся стоимость транспортировки морем, таможенные сборы, НДС, транспортировка по суше и портовый сбор.
Пример 2: CIF Москва
- Поставщик доставляет груз в Москву
- Груз готов к импорту (но формально не считается импортированным)
- Покупатель-импортер оплачивает ВСЕ затраты, возникающие после прибытия груза в Москву. Среди прочего, к ним относятся таможенные сборы, НДС, транспортировка по суше и портовый сбор.
Пример 3: FOB Шэньчжэнь + DAP Новороссийск
- Покупатель заказывает товары у поставщика на условиях FOB
- Поставщик организует перевозку от завода до транспортной компании покупателя в Шэнчжэне. Он также занимается таможенной очисткой экспортируемого груза и оформляет все необходимые документы.
- Груз прибывает на склад транспортной компании в Шэнчжэне. Покупатель заказывает доставку DAP и страхование груза.
- Транспортная компания выставляет покупателю счет, включающий стоимость фрахта, портовые сборы в Новороссийске, страхование и транспортировку по суше вплоть до указанного покупателем адреса. Таким образом, все затраты становятся известны покупателю еще до того, как груз покинет Китай.
- Транспортная компания доставляет груз в Новороссийск, где он проходит таможенную очистку. Импортная пошлина и прочие налоги уплачиваются через транспортную компанию.
- И наконец, груз доставляется по адресу покупателя.
Практические аспекты применения условия поставки FOB Инкотермс 2010
При импорте условия поставки FOB (Инкотермс 2010) позволяют продавцу возложить расходы на доставку морским транспортом на покупателя. Данные условия весьма невыгодны белорусским субъектам хозяйствования, выступающим в качестве импортеров, так как они должны самостоятельно обеспечить доставку товара от порта отправления до порта назначения.
Пример 1. Белорусская компания заключила контракт с индийской компанией на поставку в Беларусь партии нефасованного цейлонского чая. Стороны согласовали в контракте следующие условия поставки: FOB Port of Chennai, berth number 5 (Инкотермс 2010).
В соответствии с условиями FOB (Инкотермс 2010) индийская компания (продавец) несет расходы по транспортировке товара от места отгрузки до порта отправления (Port Chennai, berth number 5). FOB требует от индийской компании (продавца) выполнения таможенных формальностей для вывоза, в том числе уплаты экспортных таможенных пошлин, если таковые применяются, а также уплаты портовых сборов в порту отправления. Всю остальную часть следования груза, включая портовые сборы в порту назначения, а также импортное таможенное оформление, уплачивает белорусская компания (покупатель). Переход рисков утраты или повреждения товара переходит на покупателя (белорусскую компанию), когда товар находится на борту судна в порту отправления.
В силу того что на практике зачастую встречается некорректная трактовка условия FOB касательно уплаты портовых сборов, следует дополнительно прописать в контракте, что портовые сборы в порту отправления уплачивает продавец, в порту назначения — покупатель.
Белорусские экспортеры при доставке товаров морским транспортом часто согласовывают в контракте условия поставки товаров FOB (Инкотермс 2010), так как в этом случае за доставку товара морским транспортом отвечает покупатель.
Пример 2. Белорусская компания заключила контракт с китайской компанией на поставку в Бразилию калия хлористого. Стороны согласовали в контракте следующие условия поставки: FOB Riga, KS Terminal, berth number 3 (Инкотермс 2010).
Условие поставки FOB (Инкотермс 2010) означает, что белорусская компания (продавец) считается выполнившей свое обязательство по поставке, когда товар поставлен на борт судна в согласованном порту отправления (Riga, KS Terminal, berth number 3). Иными словами, товар грузится на корабль покупателя.
Переход рисков утраты или повреждения товара от продавца (белорусской компании) к покупателю (китайской компании) происходит, когда товар находится на борту судна в порту отправления (Riga, KS Terminal, berth number 3) либо предоставлен таким образом в распоряжение покупателя (китайской компании).
Используя FOB, белорусская компания (продавец) обязуется предоставить в распоряжение китайской компании (покупателя) груз, прошедший все таможенные формальности, поставив его на борт судна в порту отправления (Riga, KS Terminal, berth number 3), а также уплатив портовые сборы в порту отправления. Покупатель (китайская компания) в свою очередь несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара в порт назначения, уплатой портовых сборов в порту назначения, включая обязательства по уплате импортных таможенных пошлин.
Таким образом, условие поставки FOB (свободно на борту (название порта отправления)) используется только при поставке морским и внутренним водным транспортом. Используя FOB, покупатель налагает на себя максимум ответственности и расходов. В соответствии с FOB продавец обязуется предоставить в распоряжение покупателя груз, прошедший все таможенные формальности, поставив его на борт судна в согласованном порту отправления. Данный термин обязывает продавца уплатить экспортные таможенные пошлины, доставку товара в порт и портовые сборы в порту отправления. В таком случае покупатель несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара в порт назначения и уплатой портовых сборов в порту назначения. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар поставлен на борт судна в порту отправления либо предоставлен таким образом в распоряжение покупателя. Несмотря на то что данный термин подразумевает, что портовые сборы в порту отправления уплачивает продавец, а в порту назначения — покупатель, необходимо дополнительно это прописать в контракте.
Перечень условий поставки ИНКОТЕРМС 2020
- EXW – покупатель забирает у продавца товар в месте изготовления, это называют «самовывоз». Покупатель всё делает сам: затаможку, доставку и растаможку товара.
- FCA – продавец должен затаможить товар и погрузить его в предоставленный покупателем транспорт. Покупатель обязан через перевозчика выдать продавцу документ об отгрузке товара для возмещения НДС.
- FAS – продавец должен доставить товар на причал и расположить его напротив указанного судна. Покупатель принимает товар и осуществляет его погрузку.
- FOB – продавец затамаживает груз и размещает его на судне, после этого ответственность переходит к покупателю.
- CFR – продавец затамаживает груз, размещает его на судне и доставляет до порта назначения. После размещения груза на судне ответственность переходит к покупателю. Страховку груза осуществляет покупатель.
- CIF – как CFR продавец осуществляет затаможку, погрузку и перевозку груза. Отличие от CFR состоит в страховке груза продавцом.
- CPT – продавец осуществляет затаможку, погрузку и перевозку груза. После погрузки на транспорт перевозчика ответственность переходит к покупателю, хотя доставка оплачивается продавцом. Страховой договор продавец заключать не обязан.
- CIP – продавец осуществляет затаможку груза, погрузку, перевозку и разгрузку, после этого ответственность переходит покупателю. Страховку груза осуществляет продавец.
- DPU (ранее DAT) – продавец затаможивает груз, перевозит и разгружает в терминале, после ответственность за груз переходит к покупателю. Страхование груза не входит в обязанности продавца.
- DAP – продавец затаможивает груз, перевозит его и предоставляет покупателю для разгрузки, после этого ответственность за груз переходит покупателю. Страхование груза в обязанности продавца не входит.
- DDP – продавец должен затаможить груз и доставить его в указанное покупателем место, разгрузить и растаможить его. Страхование груза в обязанности продавца не входит.
Основные отличия Инкотермс-2020 от Инкотермс-2010
DAT переименован в DPU, чтобы не путать с созвучным DAP – поставкой без разгрузки, а также чтобы не ограничивать место доставки только терминалами.
FCA позволяет обязывать перевозчика выдавать продавцу коносамент с отметкой «на борту», что ранее соблюдалось плохо.
CIF как и ранее предусматривает минимальный уровень страховки, но предоставляется возможность увеличить страховое покрытие.
CIP предусматривает обязательный максимальный уровень страховки, но предусмотрена возможность его снизить.
Предусмотрены ситуации, когда груз перевозится не сторонним перевозчиком, а транспортом, находящимся в собственности одной из сторон.
В разделе А9/В9 теперь указывается список расходов.
Более подробно указаны моменты, связанные с таможенным оформлением грузов: экспорт, транзит, импорт.
Уделено большее внимание вопросам безопасности.
Специалисты надеются, что новая редакция правил Инкотермс 2020, будут удобнее и проще в использовании и помогут участникам ВЭД эффективнее решать свои задачи.
Инкотермс 2020 — требования безопасности
Безопасность транспорта стала новой нормой (например: обязательная проверка контейнеров). Теперь статья A4 / B4 («Перевозка») каждого правила Инкотермс требует от продавца, где это применимо, соблюдать любые требования безопасности, связанные с транспортом, до пункта доставки и / или предоставить покупателю любую информацию, касающуюся требований безопасности, связанных с транспортом, которая необходима покупателю для организации перевозки.
Статья A7 / B7 («Таможенное оформление экспорта / импорта») каждого правила Инкотермс, где это применимо, теперь также прямо требует, чтобы продавец выполнил любые связанные с безопасностью формальности при оформлении экспорта и помогал покупателю получить любые документы или информацию, необходимые для соблюдения с таможенными формальностями, связанными с импортом или транзитом. Расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, также стали более заметными в отдельном перечне обязательств по расходам согласно статьям A9 / B9 каждого правила Инкотермс. Следует отметить, что ссылки на «безопасность» в Инкотермс 2020 носят общий характер, нет конкретной ссылки на кибербезопасность или другие формы безопасности.
Обязанности продавца по FOB
Как уже было сказано выше, FOB ИНКОТЕРМС 2010 вводит некие обязанности для обеих сторон сделки и следит за их выполнением. Рассмотрим обязанности продавца. Их можно разделить на некоторые категории.
Общие обязанности
В общие обязанности входит предоставление покупателю следующих необходимых вещей:
- товар;
- счёт-фактуру (в бумажной или электронной форме) на покупку продукта.
- Документы, которые подтверждают соблюдение поставщиком всех условий договора о купле-продаже товара.
Всё перечисленное выше предоставляется продавцом по заявке его партнёра. Расходы на оформление документов и предоставление товара берёт на себя не продавец, а покупатель.
Лицензии и разрешения на продажу, контроль безопасности
Поставщик обязан гарантировать законность всех процедур в рамках договора купли-продажи. Для этого за свой счёт он должен оформить все необходимые для транспортировки и проверки на таможне товара документы.
Продавец отвечает за получение:
- лицензии на экспорт товара;
- разрешений на продажу;
- любых документов, подтверждающих выполнение всех таможенных формальностей.
Договор перевозки
Продавец не имеет обязанностей, которые так или иначе связаны с оформлением такого документа, как договор перевозки. Но здесь существуют некоторые нюансы.
Между участниками сделки может быть заключена договоренность. Поставщик по этой договоренности самостоятельно оформляет документ по всем стандартам торговли. Все расходы и риски за эту процедуру берёт на себя его партнёр.
Если такой договоренности нет или она не закреплена официально, лицо, ответственное за предоставление товара, может отказать своему партнёру в оформлении договора перевозки без указания причин.
Договор страхования
У продавца нет обязанностей по подготовке договора страхования. Но по договоренности он может предоставить всю необходимую информацию для осуществления процедуры страхования своему партнёру.
Поставка товара
Продавец должен осуществить поставку в указанные в договоре место и время. Если же покупатель не установил конкретный пункт отправки, его выбор остаётся за продавцом.
Переход рисков
Этот участник сделки ответственен за состояние товара только до того момента, пока он ещё не погружен на судно. После погружения груза на судно все риски переходят его партнёру.
Распределение расходов
Лицо отвечает за оплату следующих операций:
- Расходы, которые, так или иначе, касаются производства и поставки товара на судно.
- Таможенные сборы, которые связаны с вывозом товара.
Извещение
Лицо должно оповестить соответствующим извещением своего партнёра о прибытии продукта в указанное место или, наоборот, о его непринятии на судно.
Документ поставки
Лицо должно предоставить партнёру документ, подтверждающий соблюдение всех условий поставки, которые были указаны в договоре о купле-продаже.
Проверка товара
Продавец должен гарантировать соответствие товара всем условиям, прописанным в договоре. Проверку соответствия и качества товара он осуществляет за свой счёт.
Упаковка товара и маркировка
Лицо обеспечивает должную упаковку и маркировку продукта для избегания его повреждения во время транспортировки при соблюдении всех правил перевозки. Исключением являются те товары, которые могут перевозиться без специальной упаковки.
Содействие в получении информации
Покупатель может запросить у продавца ту или иную информацию или документацию, которая может понадобиться для транспортировки и таможенного оформление продукции.
У сторон нет обязательств по страхованию груза.
Инкотермс 1936 — первое издание правил
В 1928 году для изучения расхождений в некоторых странах, выявленных в ходе первоначального обследования, было проведено второе исследование. На этот раз объем был расширен до интерпретации торговых терминов, используемых в более чем 30 странах. Основываясь, на результатах исследований в 1936 году была опубликована первая версия правил Incoterms, которая включала торговые термины: FAS, FOB, C&F (CNF), CIF, EXS и EXQ.
Условия поставки FAS Инкотермс
Условия поставки FAS Инкотермс — расшифровка «Free Alongside Ship» (перевод «Франко вдоль борта судна» дословно «Свободно вдоль борта судна») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар расположен вдоль борта судна, с этого момента покупатель несет все расходы.
Условия поставки FOB
Условия поставки FOB Инкотермс — расшифровка «Free On Board» (перевод «Франко борт», дословно «Свободно на борту») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар находится на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы.
Условия поставки C&F (CNF)
Условия поставки C&F (CNF) Инкотермс — расшифровка «Carriage and Freight» (перевод «Перевозка и фрахт») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, а риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, переходят от продавца на покупателя после размещения товара на борту судна в порту отгрузки.Термин C&F (CNF) (Carriage and Freight) позже перерос в базис поставки CFR (Cost and Freight — Стоимость и фрахт).
Условия поставки CIF
Условия поставки CIF Инкотермс — расшифровка «Carriage, Insurance and Freight» (перевод «Перевозка, страхование и фрахт») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку, страхование и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.Термин CIF «Carriage, Insurance and Freight» позже перерос в базис поставки «Cost, Insurance and Freight» — «Стоимость, страхование и фрахт».
Условия поставки EXS
Условия поставки EXS Инкотермс — расшифровка «Ex Ship» — (перевод «Франко судно», дословно «С судна») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на борту судна в порту назначения. Продавец несет все риски и расходы, связанные с доставкой товара в порт назначения.Термин EXS (Ex Ship) позже перерос в базис поставки DES (Delivered Ex Ship – Поставка с судна).
Условия поставки EXQ
Условия поставки EXQ Инкотермс — расшифровка «Ex Quay» — (перевод «Франко пристань» дословно «С пристани») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на пристани в порту назначения. Продавец несет все риски и расходы, связанные с доставкой товара на пристань в порт назначения, включая оплату фрахта, выгрузки товара, с последующим размещением товара на пристани, а также оплату пошлин, налогов и сборов при согласовании.Термин EXQ (Ex Quay) позже перерос в базис поставки DEQ (Delivered Ex Quay – Поставка с причала).Встречались два вида условий поставок EXQ:- Ex quay duties paid (с пристани, пошлина оплачена) продавец обязан выполнить импортную таможенную очистку;- Ex quay duties buyer s account (с пристани, пошлина за счет покупателя).Торговые условия поставок, связанные с перевозкой грузов, первого издания Инкотермс были ориентированы в основном на морской вид транспорта.
Распределение рисков и ответственности
Продавец относительно условий EXW не несет ответственность, связанную с:
- погрузкой продукции на транспортное средство покупателя;
- оплатой, а также документальным оформлением экспортируемой продукции по таможенным сборам, в случае отсутствия их в особых условиях договорного соглашения.
По основным правилам поставок EXW за рисками и затратами, связанными с отгрузкой товара, в ответе покупатель, когда по общему решению двух участников сделки поставщик при проведении погрузки с территории отправления несёт соответствующие затраты. Это условие необходимо подробно указать в самом договоре условий поставок EXW либо в дополнительном соглашении.
Стоимость продукции, в соответствии с EXW, состоит из её себестоимости, не включая расходы по таможенному и транспортному оформлению. В договоре необходимо указать цену, а также на каких условиях переходят права собственности
Приобретение продукции должно вызвать у покупателя предельную осторожность, ведь продавец не несёт обязательств, относительно погрузки
Продавец производит погрузочные мероприятия за счет покупателя. Если обе стороны сделки договариваются о поставках на основании других условий расформирования обязанностей между собой, грамотнее будет провести поставку, согласно регламентируемым правилам и критериям Инкотермс.
Расшифровка и классификация
категория — «F»
виды перевозок — любые виды мультимодальных перевозок
FCA — (Free Carrier) — дословный перевод «Франко перевозчик»
Базис поставки FCA – это один из торговых терминов справочника Инкотермс, который относится к группе F, обозначающей освобождение продавца от обязанности оплачивать доставку груза получателю. Термин FCA расшифровывается как Free Carrier — франко-перевозчик — и предусматривает, что поставщик передает прошедший экспортную очистку груз обозначенному импортером перевозчику или субъекту, выступающему доверенным лицом получателя, в заранее оговоренном месте. В договоре, подписанном на условиях поставки FCA, необходимо очень четко и подробно обозначить место и время передачи груза от покупателя к перевозчику (доверенному лицу).
В рамках описания и интерпретации этого термина существует ряд особенностей и условий, которые влияют на обязанности сторон по погрузке и выгрузке товара, а также переход рисков в случае утраты или повреждения груза.
Так, продавец имеет право передать товар:
- на своей территории (заводе, складе) – в этом случае он несет ответственность за погрузку;
- в любом другом месте (заранее номинированном с покупателем) – в этом случае экспортер не несет ответственность за погрузку груза.
Торговый термин FCA не накладывает ограничений на использование разных видов транспорта. Можно использовать морской, железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт, а также их комбинацию. Перевозчиком, который фигурирует в процессе поставки, может выступать как самостоятельная транспортная компания, так и экспедитор, а также порт или терминал, причал или грузовой двор железнодорожной станции.
Покупатель сам назначает перевозчика и передает отправителю сведения о нем для предварительного прохождения экспортной очистки груза – это является важным пунктом в процессе подготовки товара к поставке на условиях FCA Инкотермс 2010.
Что такое Инкотермс 2010
Инкотермс (International commerce terms) – товарный знак Международной торговой палаты. Это свод правил с терминами, применяющийся в национальной и международной торговле. Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) – сборник общепризнанных международных правил, которые используют для обозначения правительственные органы, юридические компании и коммерсанты во всем мире. Сфера действия терминов из сборника Инкотермс 2010 касается прав и обязанностей всех задействованных сторон, заключающих договоры купли-продажи. Новые правила с поправками начали действовать 1 января 2011 года.
Сколько в Инкотермс торговых терминов
Главная цель Инкотермс — использование терминов в коммерческих целях, выбирая между:
— минимальными обязанностями продавца предоставлять покупателю товары в своих помещениях (EXW); — широкими обязанностями продавца по передаче товара перевозчику, которого сам выбирает, оплачивает перевозку (CFR,CPT) и осуществляет страхование от всевозможных рисков (CIF), либо для перевозки номинированному покупателем перевозчику (FCA,FAS,FOB); — максимальными обязанностями продавца по передаче груза в пункте назначения (DAT,DAP,DDP). Часто Инкотермс критикуют за слишком большое количество терминов. Многих интересует вопрос: можно ли сократить их число, чтобы стороны могли выбирать передачу товара в месте покупателя, либо в месте продавца. В коммерческой практике есть несколько моделей торговли для различных грузов. Сырьевые товары: зерновые, руда, уголь или нефтепродукты часто перевозятся на специально зафрахтованных судах, принимающие товар к перевозке исключительно в виде полной отгрузки. В таком случае конечный покупатель вообще неизвестен, так как товар могут перепродать во время транспортировки. Если конечный покупатель все-таки известен, то он не готов взять на себя все расходы и риски, которые могут появиться в стране продавца. Это объясняет необходимость морских терминов, которые все еще используют в международной торговле. Морские термины Инкотермс 2010 будут неуместны при поставке готовых изделий. Многим коммерсантам рекомендуется использовать один из терминов Инкотермс, который предназначен для передачи товара в месте нахождения покупателя (DDP, DAP и DAT), либо на предприятии продавца (FCA или EXW). Часто транспортировку готовой продукции доверяют провайдерам логистики, но в этом случае придется постоянно общаться с другой стороной. Тогда будет не практично применять термины CIP или CPT, по условиям которых продавец заключает договор, а все остальное предоставляет покупателю.
Что такое Инкотермс: как и где используется