Условия поставки cfr инкотермс 2010

Оглавление

Стоимость, страхование и фрахт

Как и CFR, CIF ограничен для использования между сторонами, которые имеют дело с товарами, которые перевозятся морем.

Соглашения CIF также почти такие же, как соглашения CFR. Продавец по – прежнему отвечает за все мероприятия и транспортные расходы на перевозку товаров в согласованный порт назначения. После того, как корабль достиг порта, получатель принимает на себя все расходы.

Однако разница между двумя соглашениями заключается в одной дополнительной ответственности, которая ложится на грузоотправителя (продавца), который также должен обеспечить минимальную сумму морского страхования отправляемых товаров.

Размер страховки обычно согласовывается между покупателем и продавцом. Продавец также несет ответственность за любые дополнительные расходы, связанные с транспортировкой товара. Это включает в себя любые дополнительные документы, необходимые для таможни или проверок, или любое изменение маршрута, которое должно быть выполнено во время транспортировки.

За товары ответственность несет покупатель или получатель после того, как товары прибудут в требуемый порт и будут сняты с судна.

Условия контракта определяют точный характер обязанностей продавца перед транспортировкой. В большинстве контрактов CIF для продавца указывается следующее:

  • Покупка экспортных лицензий на продукт по мере необходимости.
  • Покрытие стоимости и договоров перевозки грузов
  • Требование страховки для защиты заказа
  • Обеспечение необходимых проверок продукции
  • При необходимости оплата любого повреждения или разрушения заказа

Преимущества и недостатки применения правила DAP

В правиле DAP Incoterms 2020 прямо не указано, что местом доставки должно быть помещение покупателя, хотя это обычно подразумевается. Это правило хорошо работает для перевозки грузов автомобильным транспортом, но не при мультимодальных (смешанных) перевозках.

Например, если перевозка осуществляется воздушным (или морским) транспортом и требует импортного таможенного оформления при ввозе в страну назначения, которое должно быть выполнено покупателем, пока товар находится в аэропорту (порту) на таможенном складе (таможенном терминале). Когда товар проходит таможенную очистку в стране-импортере, он уже находится не под риском продавца, а под риском покупателя. И если у покупателя есть проблема, скажем, с неправильно выданным разрешением на ввоз, которое задерживает оформление или даже приводит к отказу в таможенной очистке, то действия покупателя препятствуют доставке товара продавцом.

После завершения таможенного оформления и при условии, что пункт доставки не был таможенным складом (таможенным терминалом), где товары ожидали таможенной очистки, товары должны быть переданы обратно перевозчику продавца или его агенту (экспедитору), который должен получить также все необходимые разрешительные документы для перемещения груза из аэропорта (порта) до конечного пункта назначения, как правило, автомобильным транспортом.

Дополнительной трудностью для морских контейнерных перевозок является то, что пустой контейнер после разгрузки товара должен быть возвращен за счет продавца перевозчику на терминал.

В отличие от всех предыдущих редакций Инкотермс, продавец по условиям поставки DAP также несет ответственность за любые формальности, которые могут возникнуть в любой стране транзита, особенно важно, если продажа товара осуществляется в конечный пункт назначения страны, не имеющей выхода к морю, и морская перевозка проходит через порт соседнего государства. Недостатком применения условия поставки DAP для продавца заключается в том, что товар подвергается риску по всему пути следования до места назначения, за исключением случаев, когда производится импортная таможенная очистка

Недостатком применения условия поставки DAP для продавца заключается в том, что товар подвергается риску по всему пути следования до места назначения, за исключением случаев, когда производится импортная таможенная очистка.

Условия поставки DAP в значительной степени несовместимы с оплатой по банковскому аккредитиву, поскольку доставка происходит только в самом конце транспортной цепочки. Аккредитив, требующий предъявления, например, коносамента, отправленного подтвержденным бланком, будет противоречить условиям DAP.

Ничто не может гарантировать в получении товара покупателем от продавца, пока банк-эмитент не выполнит оплату по аккредитиву, поскольку, транспорт продавца стоит в назначенном покупателем месте доставки, просто ожидая выгрузки.

Например, продавец, каким то образом, получил оригинал некоторой формы квитанции о доставке от покупателя, затем, представил ее в свой банк, который далее отправил ее в банк-эмитент покупателя, который, как «это обычно бывает», быстро выполнил денежный перевод оплаты за товар. А тем временем, транспорт стоит в течение всего этого времени у ворот склада покупателя и ждет пока продавец, не скажет ему, что оплата получена и теперь он может позволить покупателю выгрузить товар!

Практические аспекты применения условия поставки FOB Инкотермс 2010

При импорте условия поставки FOB (Инкотермс 2010) позволяют продавцу возложить расходы на доставку морским транспортом на покупателя. Данные условия весьма невыгодны белорусским субъектам хозяйствования, выступающим в качестве импортеров, так как они должны самостоятельно обеспечить доставку товара от порта отправления до порта назначения.

Пример 1. Белорусская компания заключила контракт с индийской компанией на поставку в Беларусь партии нефасованного цейлонского чая. Стороны согласовали в контракте следующие условия поставки: FOB Port of Chennai, berth number 5 (Инкотермс 2010).

В соответствии с условиями FOB (Инкотермс 2010) индийская компания (продавец) несет расходы по транспортировке товара от места отгрузки до порта отправления (Port Chennai, berth number 5). FOB требует от индийской компании (продавца) выполнения таможенных формальностей для вывоза, в том числе уплаты экспортных таможенных пошлин, если таковые применяются, а также уплаты портовых сборов в порту отправления. Всю остальную часть следования груза, включая портовые сборы в порту назначения, а также импортное таможенное оформление, уплачивает белорусская компания (покупатель). Переход рисков утраты или повреждения товара переходит на покупателя (белорусскую компанию), когда товар находится на борту судна в порту отправления.

В силу того что на практике зачастую встречается некорректная трактовка условия FOB касательно уплаты портовых сборов, следует дополнительно прописать в контракте, что портовые сборы в порту отправления уплачивает продавец, в порту назначения — покупатель.

Белорусские экспортеры при доставке товаров морским транспортом часто согласовывают в контракте условия поставки товаров FOB (Инкотермс 2010), так как в этом случае за доставку товара морским транспортом отвечает покупатель.

Пример 2. Белорусская компания заключила контракт с китайской компанией на поставку в Бразилию калия хлористого. Стороны согласовали в контракте следующие условия поставки: FOB Riga, KS Terminal, berth number 3 (Инкотермс 2010).

Условие поставки FOB (Инкотермс 2010) означает, что белорусская компания (продавец) считается выполнившей свое обязательство по поставке, когда товар поставлен на борт судна в согласованном порту отправления (Riga, KS Terminal, berth number 3). Иными словами, товар грузится на корабль покупателя.

Переход рисков утраты или повреждения товара от продавца (белорусской компании) к покупателю (китайской компании) происходит, когда товар находится на борту судна в порту отправления (Riga, KS Terminal, berth number 3) либо предоставлен таким образом в распоряжение покупателя (китайской компании).

Используя FOB, белорусская компания (продавец) обязуется предоставить в распоряжение китайской компании (покупателя) груз, прошедший все таможенные формальности, поставив его на борт судна в порту отправления (Riga, KS Terminal, berth number 3), а также уплатив портовые сборы в порту отправления. Покупатель (китайская компания) в свою очередь несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара в порт назначения, уплатой портовых сборов в порту назначения, включая обязательства по уплате импортных таможенных пошлин.

Таким образом, условие поставки FOB (свободно на борту (название порта отправления)) используется только при поставке морским и внутренним водным транспортом. Используя FOB, покупатель налагает на себя максимум ответственности и расходов. В соответствии с FOB продавец обязуется предоставить в распоряжение покупателя груз, прошедший все таможенные формальности, поставив его на борт судна в согласованном порту отправления. Данный термин обязывает продавца уплатить экспортные таможенные пошлины, доставку товара в порт и портовые сборы в порту отправления. В таком случае покупатель несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара в порт назначения и уплатой портовых сборов в порту назначения. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар поставлен на борт судна в порту отправления либо предоставлен таким образом в распоряжение покупателя. Несмотря на то что данный термин подразумевает, что портовые сборы в порту отправления уплачивает продавец, а в порту назначения — покупатель, необходимо дополнительно это прописать в контракте.

Определение

Что же представляет собой данная система? Первое, что нужно узнать, это значение термина INCOTERMS 2010. INCOTERMS — это базис, представляющий собой правила внешнеэкономической торговли, помогающие продающей и покупающей стороне договориться об условиях ответственности, оплаты и поставки товара внутри и между странами.


Что касается FOB — то это понятие применимо в отношении перевозок по воде. Внутри нашей страны такой способ почти не используется. Поэтому, говоря о FOB, здесь будут подразумеваться перевозки между разными государствами, хотя использовать базис можно и в отношении внутренней экономики. Сокращение FOB произошло от английского “Free on board”, то есть “свободно на борту”.

В этом варианте местом франко является судно. “Свободен на борту” можно понимать как освобождение от своих обязательств согласно FOB поставщика после того, как груз появится на борту судна. Для него это весьма недешево: в зарубежных странах погрузка на борт судна стоит довольно дорого, во всяком случае, по сравнению с ж/д или автоперевозками. Поэтому если в договоре от продавца фигурирует цена FOB, то Покупатель может смело выдохнуть — самостоятельно погружать товар на борт ему не придется.

Кроме погрузки, Продавец обязан очистить товар от экспортных пошлин и предоставить Покупателю соответствующие бумаги.

Важное условие базиса FOB – франко-местом не может выступать какой-либо населенный пункт или ж/д станция. Для поставки по базису FOB франко — это непременно портовый терминал

Во избежание недоразумений в договоре должен быть прописан и сам терминал, и номер пирса, и перевозчик, берущий на себя обязанности транспортировки.

После того, как поставщик оплатил вывоз товара с соответствующими документами и выполнил свое обязательство по погрузке транспорта на борт судна, ответственность за товар переходит на Покупателя, Продавец к грузу более никакого отношения не имеет. Хотя доставка сама по себе этого не предполагает, но поставщик оплачивает и выбранный им способ доставки товара до франко-места. Однако после пересечения грузом борта судна, все риски и расходы переходят на Покупателя.

Обычно доверенные лица с обеих сторон — продающей и покупающей — обговаривают дату и время погрузки товара на судно, после чего пустые контейнеры отправляются обратно поставщику под оплату Покупателя.

Есть и другой вариант: Продавец поставляет товар на склад или терминал своего доверенного лица, туда же поставляется нужное количество контейнеров. Но в таком случае поставщик платит еще и за загрузку товара в контейнеры.Вообще, этот способ подойдет, если поставку осуществляют несколько продавцов или если товар поступает, например, с нескольких складов.

Если говорить об оплате перевозки контейнеров морскими путями, то тут существует несколько этапов:

  • доставка до экспортного порта, которая ложится на Продавца;
  • экспедирование и погрузка в экспортном порту, также на Продавце;
  • оплата за морскую перевозку на Покупателе;
  • разгрузка в импортном порту на Покупателе;
  • доставка и сопровождение груза до таможни, оплаты пошлин и следующая за этим разгрузка на Покупателе.

Это типичная схема распределения расходов и ответственности между продающей и покупающей стороной, но бывают и случаи, когда, обсуждая условия ФОБ, погрузка товара на борт судна предполагается как статья расходов Покупателя. В Соединенных Штатах на всех терминалах морских путей действует именно такая схема. Поэтому обязательно стоит уточнить у поставщика, кто будет оплачивать погрузку — ведь от этого пункта статья расходов может очень увеличиться.

Возможно, когда-нибудь INCOTERMS FOB выпустит новую редакцию, где такие условия будут учтены и пересмотрены, но пока что этот пункт остается довольно размытым, и не обговорить его нельзя. Теперь, когда самые главные моменты для базиса FOB рассмотрены и понятны, нужно подумать — подойдет ли такой способ поставки? Если ответ утвердительный, то нужно еще раз задуматься о том, как подробно составить договор и предложить его иностранному поставщику, изложив весь процесс доставки и задокументировав все подробности.

Инкотермс 1936 — первое издание правил

В 1928 году для изучения расхождений в некоторых странах, выявленных в ходе первоначального обследования, было проведено второе исследование. На этот раз объем был расширен до интерпретации торговых терминов, используемых в более чем 30 странах. Основываясь, на результатах исследований в 1936 году была опубликована первая версия правил Incoterms, которая включала торговые термины: FAS, FOB, C&F (CNF), CIF, EXS и EXQ.

Условия поставки FAS Инкотермс

Условия поставки FAS Инкотермс — расшифровка «Free Alongside Ship» (перевод «Франко вдоль борта судна» дословно «Свободно вдоль борта судна») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар расположен вдоль борта судна, с этого момента покупатель несет все расходы.

Условия поставки FOB

Условия поставки FOB Инкотермс — расшифровка «Free On Board» (перевод «Франко борт», дословно «Свободно на борту») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар находится на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы.

Условия поставки C&F (CNF)

Условия поставки C&F (CNF) Инкотермс — расшифровка «Carriage and Freight» (перевод «Перевозка и фрахт») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, а риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, переходят от продавца на покупателя после размещения товара на борту судна в порту отгрузки.Термин C&F (CNF) (Carriage and Freight) позже перерос в базис поставки CFR (Cost and Freight — Стоимость и фрахт).

Условия поставки CIF

Условия поставки CIF Инкотермс — расшифровка «Carriage, Insurance and Freight» (перевод «Перевозка, страхование и фрахт») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку, страхование и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.Термин CIF «Carriage, Insurance and Freight» позже перерос в базис поставки «Cost, Insurance and Freight» — «Стоимость, страхование и фрахт».

Условия поставки EXS

Условия поставки EXS Инкотермс — расшифровка «Ex Ship» — (перевод «Франко судно», дословно «С судна») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на борту судна в порту назначения. Продавец несет все риски и расходы, связанные с доставкой товара в порт назначения.Термин EXS (Ex Ship) позже перерос в базис поставки DES (Delivered Ex Ship – Поставка с судна).

Условия поставки EXQ

Условия поставки EXQ Инкотермс — расшифровка «Ex Quay» — (перевод «Франко пристань» дословно «С пристани») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на пристани в порту назначения. Продавец несет все риски и расходы, связанные с доставкой товара на пристань в порт назначения, включая оплату фрахта, выгрузки товара, с последующим размещением товара на пристани, а также оплату пошлин, налогов и сборов при согласовании.Термин EXQ (Ex Quay) позже перерос в базис поставки DEQ (Delivered Ex Quay – Поставка с причала).Встречались два вида условий поставок EXQ:- Ex quay duties paid (с пристани, пошлина оплачена) продавец обязан выполнить импортную таможенную очистку;- Ex quay duties buyer s account (с пристани, пошлина за счет покупателя).Торговые условия поставок, связанные с перевозкой грузов, первого издания Инкотермс были ориентированы в основном на морской вид транспорта.

Расходы

Этому пункту стоит уделить особое внимание. Условия доставки FOB также включают следующие статьи расходов:

  • перевозка товара в порт экспорта (оплачивается продавцом);
  • экспедирование и погрузка (расходы на себя берет поставщик);
  • морской фрахт (оплачивается покупателем);
  • выгрузка и портовое экспедирование в порту импорта (рассчитывается заказчик);
  • доставка и экспедирования до пункта прохождения таможенной очистки и выгрузки (оплачивается заказчиком).

Выше представлена классическая схема распределения расходов. Однако в мире есть несколько портов, в которых условия FOB предусматривают, что погрузка на борт оплачивается за счет покупателя. По такой схеме работают все терминалы в Соединенных Штатах.

В следующей редакции Incoterms эти условия могут быть отображены отдельно, однако, в настоящее время лучше уточнять у шиппингового агента, за чей счет осуществляется погрузка.

Теперь, когда вы ознакомились с основными особенностями условий поставки FOB, следует продумать механизм взаимодействия с партнерами. Основная обязанность покупателя – своевременно осуществить оплату товара. Главная обязанность продавца – предоставить товар в распоряжение заказчика и приложить все сопроводительные документы.

Основные черты Инкотермс 2010

В Инкотермс 2010 количество условий поставки уменьшилось с 13 до 11. В Инкотермс 2010 из перечня условий поставки, содержавшихся в Инкотермс 2000, исключены DES (Delivered Ex Ship — поставка с судна), DEQ (Delivered Ex Quay — поставка с пристани) и DAF (Delivered at Frontier — поставка до границы), которые в последнее время использовались на практике крайне редко. Кроме того, исключены условия поставки DDU (Delivered Duty Unpaid — поставка без оплаты пошлины), которые во многих случаях мало чем отличались от условий поставки CPT (Carriage Paid to — перевозка оплачена до). Введены новые условия поставки DAT (Delivered at Terminal — поставка на терминале) и DAP (Delivered at Place — поставка в месте назначения), которые отражают наиболее часто встречающиеся в настоящее время условия распределения обязанностей между продавцом и покупателем, касающиеся доставки товара.

В Инкотермс 2010 термины делятся на 2 группы: используемые для любого вида или видов транспорта; используемые для морского и внутреннего водного транспорта.

Таблица. Термины Инкотермс 2010

Характеристика Условия поставки
Применяемые виды транспорта Любой вид транспорта
Оплата основной перевозки Покупатель
Таможенные формальности для вывоза, уплата экспортных таможенных пошлин Покупатель
Таможенные формальности для ввоза, уплата импортных таможенных пошлин Покупатель
Погрузка / разгрузка Покупатель
Переход рисков утраты или повреждения товара В момент предоставления товара в распоряжение покупателя на территории продавца

Все термины Инкотермс 2010 имеют собственные наименования, образованные из сокращенных английских словосочетаний: EXW — Ex Works (франко-завод), FCA — Free Carrier (франко-перевозчик), CIP — Carriage and Insurance Paid To (перевозка и страхование оплачены) и т.д.

Первая группа включает семь терминов, которые могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки, а также независимо от того, используется один или несколько видов транспорта. К этой группе относятся термины: EXW (франко-завод), FCA (франко-перевозчик), CPT (перевозка оплачена до), CIP (перевозка и страхование оплачены до), DAT (поставка на терминале), DAP (поставка в месте назначения) и DDP (поставка с оплатой пошлин). Указанные термины могут быть использованы, даже если морская перевозка вообще отсутствует

Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены и при мультимодальных перевозках, когда часть пути товар идет морским транспортом

Во второй группе терминов Инкотермс 2010 и пункт поставки, и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, поэтому термины используются при перевозках морским и внутренним водным транспортом. В эту группу входят следующие термины: FAS (свободно вдоль борта судна), FOB (свободно на борту), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт).

Инкотермс 2010 традиционно использовались в договорах международной купли-продажи, когда товар пересекал границу. В различных частях света создание торговых союзов, как например Европейский союз или Евразийский экономических союз, сделало менее важным видимый контроль над товарами при прохождении их через границу соответствующих сторон.

Поэтому в подзаголовках правил Инкотермс 2010 в явно выраженной форме указывается, что Инкотермс 2010 могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи товаров, так и во внутринациональных договорах купли-продажи. В результате Инкотермс 2010 в ряде пунктов четко указывают, что обязанность по осуществлению экспортно-импортных формальностей имеется только тогда, когда это применимо.

Иногда стороны желают дополнить в договоре купли-продажи какое-либо условие поставки

Инкотермс 2010 не запрещают подобное дополнение, однако важно всегда учитывать и то, что при несовпадении условий контракта и положений Инкотермс 2010 приоритет отдается условиям контракта

В заключение отметим, что необходимо обращать внимание на верное указание пункта, следующего за термином Инкотермс 2010 (так называемой географической привязки). Согласно Инкотермс 2010 продавец несет все расходы по поставке товара до пункта, указанного вслед за термином. В некоторых случаях следует дополнительно указать точный пункт внутри порта или места (района, города), где товар передается покупателю

В некоторых случаях следует дополнительно указать точный пункт внутри порта или места (района, города), где товар передается покупателю

К примеру, иногда важно указать более точный базис поставки FOB Клайпеда (терминал Смяльте), нежели просто FOB Клайпеда

Обязанности экспортера

  1. Произвести погрузку груза на борт судна, указанного второй стороной коммерческого договора в обозначенном ей заранее порту.
  2. Обеспечить все условия для прохождения экспортной таможенной очистки груза.
  3. Взять на себя все расходы по таможенному декларированию – оплатить пошлины, налоги и другие сборы.
  4. Выполнить все экспортные формальности: получить лицензии, разрешения, сертификаты и прочие документы, разрешающие экспорт товара.
  5. Предоставить второй стороне договора пакет документов, сопровождающих договор: счет-фактуру (инвойс), спецификации, коносамент или прочие документальные подтверждения факта отгрузки товара на судно.
  6. Известить получателя заранее согласованным способом о фактической погрузке товара.
  7. Обеспечить соответствие условиям контракта количества товара, его качества, а также упаковку и маркировку для идентификации груза в порту.
  8. Предоставить по просьбе импортера всю информацию о товаре, нужную для получения груза в стране импорта (оплачивает получатель).

Как распределяются обязанности сторон по условиям DAP

При любых условиях поставки, включая базис поставки DAP Инкотермс 2010, важное значение отводится распределению обязательств покупателя и поставщика. Согласно DAP, на поставщика возлагается обязательство о предоставлении покупателю не только самого товара в указанном месте поставки, но также полного комплекта сопроводительной документации

В том числе отмечаются не только морские коносаменты либо товарно-транспортные накладные, но также инвойсы и счета, сертификаты качества и соответствия, другие документы, указанные договором и приложенные к нему. Бумажный документ может быть заменен электронным эквивалентом, если данное условие было согласовано сторонами в договора.

В числе общих обязанностей со стороны покупателя отмечаются обязательства поставки товара в сроки и по условиям, согласованным сторонами.

Кто оформляет сертификаты и лицензии.

Все документы, сертификаты и лицензии в стране экспортера оформляет исключительно поставщик. Действует аналогичное требование в отношении поставщика, когда необходимо оформлять транзитные разрешения к пункту назначения через третьи страны. Покупатель должен обеспечить все соответствующие ввозные разрешения, включая специальные, если производится по контракту импорт товара, на ввоз которого в стране импортера действуют законодательные ограничения.

Если поставка в указанный пункт назначения произведена фактически, покупатель должен оплатить все платежи по контракту, и расходы, которые с ним связаны, включая оплату полной цены товарной партии. Покупатель несет расходы по таможенному оформлению.

Кто оформляет договор страхования и перевозки.

Как правило, предполагается, что заключается договор перевозки DAP продавцом. Он производит и оплату транспортировки к пункту назначения.

Принимается за правило оформление перевозки на традиционно действующих условиях традиционными видами транспорта и по обычному маршруту. Если такого пункта поставки в обычной практике нет, либо стороны не заключали в отношении него договоренность, у продавца есть право самостоятельного выбора данного пункта в месте назначения. На покупателя не возлагается обязательство перевозки, также страхования груза для доставки груза в отчетный пункт. Решаются вопросы страхования по договоренности между сторонами. При этом на каждого контрагента возлагается обязательство по запросу второй стороны предоставлять в её распоряжение все документы и сведения о грузе и перевозке, необходимые для оформления страховки.

Принятие поставки.

Выполненными обязательства продавца в рамках поставки DAP будут считаться в согласованную дату, когда доставлен товар в пункт назначения, полностью подготовленный к разгрузочным работам.

В частности, груз, находящийся на борту морского суда, не будет считаться поставленным, если стоит отчетное судно на внешнем рейде. Выполненной поставка будет признана после того, как судно будет установлено на причал под выполнение разгрузочных работ. Аналогична ситуация для автомобильного и ж/д транспорта. На покупателя при наступлении данного момента возлагается обязательство принятия товара.

Какие могут быть риски

. Согласно обычной практике DAP по Инкотермс 2010, все риски до момента поставки к пункту назначения возлагаются на продавца. Но должны учитываться определенные исключения. Риски порчи, потери либо утраты груза несет покупатель, если не обеспечил получение ввозных лицензий и прочих разрешений на ввоз товара в страну импортера. Также на покупателя возлагается обязательство по согласованию таможенных формальностей. Возлагаются такие же риски в отношении покупателя, если оговоренным способом не известил поставщика в установленный срок.

Риски экспорта и импорта. Как ими управлять?

Обзор и расшифровка терминов Инкотермс

Рассмотрим подробнее, что означают эти странные аббревиатуры, на примере пяти наиболее распространенных условий поставки.

EXW (Ex Works/ Цена с завода / самовывоз)

Цена EXW — это цена со склада завода, не включая доставки как таковой. Покупатель должен самостоятельно организовать всю схему доставки с завода в Китае до пункта назначения. Экспортные пошлины оплачивает покупатель.

Экспортная очистка Нет
Доставка в порт отгрузки Нет
Морская перевозка Нет
Сборы в порту прибытия Нет
Внутренняя перевозка: Нет

FOB (Free on Board/ Бесплатная отгрузка на судно)

Китайский поставщик доставляет товар в порт погрузки и берет на себя таможенное оформление экспорта (затаможка)

Последнее очень важно, так как таможенные органы Китая имеют право не выпускать груз, который не прошел соответствующую таможенную очистку

Экспортная очистка Да
Доставка в порт отгрузки Да
Морская перевозка Нет
Сборы в порту прибытия Нет
Внутренняя перевозка: Нет

CIF (Cost, Insurance, Freight/ Стоимость страхования, фрахт)

Поставщик организует доставку в порт назначения в стране импортера и оплачивает страховку. CIF не включает в себя стоимость выгрузки,платежи LCL, а также прочие сборы, применяемые в порту назначения.

Экспортная очистка Да
Доставка в порт отгрузки Да
Морская перевозка Да
Сборы в порту прибытия Нет
Внутренняя перевозка: Нет

DAT (Delivered at Terminal/Поставка на терминале)

Поставщик берет на себя доставку с завода в Китае до оговоренного терминала (на суше или в порту) в стране покупателя. DAT включает в себя все сборы, подлежащие оплате в порту назначения, а также транспортировку по суше до ближайшего к вам терминала. В отличие от DAP (Delivered at Place), условия DAT не включают в себя внутреннюю доставку до двери, например к вам домой или на склад.

Экспортная очистка Да
Доставка в порт отгрузки Да
Морская перевозка Да
Сборы в порту прибытия Да
Внутренняя перевозка: До порта

DAP (Delivered at Place/

Поставщик берет на себя доставку от завода до указанного адреса. В отличие от DAT, когда груз доставляется на грузовой склад сети транспортной компании, DAP предполагает внутреннюю доставку до двери, например, домой или на склад

Экспортная очистка Да
Доставка в порт отгрузки Да
Морская перевозка Да
Сборы в порту прибытия Да
Внутренняя перевозка: До двери

Рассмотрим два примера поставки на условиях Incoterms 2010:

Пример 1: FOB Шанхай

  • Поставщик доставляет груз в Шанхай
  • Груз готов к экспорту (но еще не покинул пределов страны)
  • Покупатель должен организовать доставку из Шанхая
  • Покупатель оплачивает ВСЕ затраты, возникающие после того, как груз покидает Шанхай. Среди прочего, к ним относятся стоимость транспортировки морем, таможенные сборы, НДС, транспортировка по суше и портовый сбор.

Пример 2: CIF Москва

  1. Поставщик доставляет груз в Москву
  2. Груз готов к импорту (но формально не считается импортированным)
  3. Покупатель-импортер оплачивает ВСЕ затраты, возникающие после прибытия груза в Москву. Среди прочего, к ним относятся таможенные сборы, НДС, транспортировка по суше и портовый сбор.

Пример 3: FOB Шэньчжэнь + DAP Новороссийск

  1. Покупатель заказывает товары у поставщика на условиях FOB
  2. Поставщик организует перевозку от завода до транспортной компании покупателя в Шэнчжэне. Он также занимается таможенной очисткой экспортируемого груза и оформляет все необходимые документы.
  3. Груз прибывает на склад транспортной компании в Шэнчжэне. Покупатель заказывает доставку DAP и страхование груза.
  4. Транспортная компания выставляет покупателю счет, включающий стоимость фрахта, портовые сборы в Новороссийске, страхование и транспортировку по суше вплоть до указанного покупателем адреса. Таким образом, все затраты становятся известны покупателю еще до того, как груз покинет Китай.
  5. Транспортная компания доставляет груз в Новороссийск, где он проходит таможенную очистку. Импортная пошлина и прочие налоги уплачиваются через транспортную компанию.
  6. И наконец, груз доставляется по адресу покупателя.