Правила безопасности, которые следует соблюдать при проверке
Холодильник – крупный бытовой прибор, для работы которого требуется высокое напряжение. Есть три основные угрозы, которые потенциально имеют место быть, если вы решили отремонтировать ваш холодильник:
- удар электрическим током (высокое напряжение оказывается на контактах реле, терморегулятора, на обмотках компрессора);
- удар электрическим током (короткое замыкание внутри электропроводки холодильного устройства, в следствии попадания открытых частей проводки на металлический корпус);
- обморожения из-за попадания на кожу хладагента.
Любой, кто решил ремонтировать терморегулятор (или любой другой компонент холодильника) должен принимать серьезные меры предосторожности. Не следует проводить работы в то время, когда холодильник включен в сеть: обязательно обесточивайте устройство. В результате (или в процессе) проведения ремонтных работ, образуются контакты проводки, которые следует соединить друг с другом
Все соединения должны быть должным образом изолированы. Необходимо непрерывно проверять наличие напряжения на всех поверхностях, способных проводить ток – корпус, внутренние элементы холодильной камеры и пр.)
В результате (или в процессе) проведения ремонтных работ, образуются контакты проводки, которые следует соединить друг с другом. Все соединения должны быть должным образом изолированы. Необходимо непрерывно проверять наличие напряжения на всех поверхностях, способных проводить ток – корпус, внутренние элементы холодильной камеры и пр.).
Все инструменты (отвертки, пассатижи, клеммы мультиметров) должны иметь изолированные ручки.
Возможные неисправности
Любые неполадки в системе автомобиля негативно отражаются на его работе в целом. Что касается термостата, то главной причиной его неисправности считается коррозия. Она покрывает штырь и цилиндр. В результате этого возникает пульсирующий поток охлаждающей жидкости.
Перечислим еще несколько признаков, указывающих на неработающий клапан:
Нижний патрубок остается теплым в течение пары минут работы двигателя.
Двигатель перенагревается слишком быстро, при этом оба патрубка имеют одинаковую t.
В момент работы прибора стрелка демонстрирует меньшую температуру. Ее показания увеличиваются лишь в момент, когда «движок» останавливает работу.
Устройство остается в закрытом положении слишком долго, его как будто «заклинивает», несмотря на то, что температура показывает закипание.
Неисправный термостат влечет за собой массу проблем. К сожалению, он неремонтопригодный агрегат. Его цена не слишком велика, но все равно не каждому хочется покупать новую деталь.
Иногда термостат ломается не из-за того, что его подвижные части подверглись износу. Это бывает, когда под клапаны попала грязь, накипь, или сломалось уплотнительное кольцо. В этой ситуации можно не прибегать к полной замене детали. Водитель сможет просто снять термостат, обработать его веществом, удаляющим отложения и установить на место. Для работы подойдет средство для ликвидации накипи на водонагревателях.
Если клапан откроется при попадании в кипяток, значит, прибор функционирует. Перед тем, как вернуть деталь на место, необходимо заменить уплотнительное кольцо и промыть систему специальным раствором.
Автоматическая регулировка
Автоматическое поддержание температуры в помещении хорошо тем, что один раз выставив ручку регулятора в нужное положение, вы надолго избавитесь от необходимости что-то крутить и менять. Регулировка температуры радиаторов отопления происходит постоянно и непрерывно. Недостаток таких систем — значительная стоимость, и, чем больше функционал, тем дороже обойдется устройство. Есть еще некоторые особенности и тонкости, но о них ниже.
Регулировка радиаторов термостатами
Для поддержания постоянной заданной температуры в комнате (помещении) используют термостаты или терморегуляторы для радиаторов отопления. Иногда это устройство могут называть «терморегулирующий клапан», «термостатический вентиль» и т.п. Названий много, но подразумевается одно устройство. Чтобы было понятнее, нужно объяснить, что термовентиль и термоклапан — это нижняя часть устройства, а термоголовка и термоэлемент — это верхняя. А все устройство целиком — радиаторный термостат или терморегулятор.
Так выглядит термостат на радиатор
Большая часть таких приборов не требует никакого источника питания. Исключение — модели с цифровым экраном: в них в термостатическую головку вставляются батарейки. Но срок их замены достаточно длительный, потребляемые токи невелики.
Конструктивно радиаторный термостат состоит из двух частей:
- термостатический клапан (называют иногда «корпус», «термовентиль», «термоклапан»);
- термостатическая головка (называют еще «термостатический элемент», «термоэлемент», «термоголовка»).
Сам клапан (корпус) изготавливается из металла, чаще из латуни или бронзы. Его конструкция схожа с устройством ручного вентиля. Большинство фирм нижнюю часть радиаторного термостата делают унифицированной. То есть на один корпус можно устанавливать головки любого типа и любого производителя. Уточним: на один термоклапан можно ставить термоэлемент и ручного, и механического, и автоматического типа. Это очень удобно. Если вы захотели изменить способ регулировки, не нужно покупать все устройство. Поставили другой термостатический элемент и все.
Разница между ручным регулятором радиатора и автоматическим только в установленной термоголовке
В автоматических регуляторах отличается принцип воздействия на запорный. В ручном регуляторе его положение изменяется поворотом рукоятки, в автоматических моделях обычно стоит сильфон, который давит на подпружиненный механизм. В электронных всем управляет процессор.
Сильфон — это основная часть термоголовки (термоэлемента). Представляет собой небольшой герметичный цилиндр, в котором находится жидкость или газ. И жидкость, и газ, имеют одно общее свойство: их объем сильно зависит от температуры. При нагревании они значительно увеличивают свой объем, растягивая цилиндр-сильфон. Он давит на пружину, сильнее перекрывая поток теплоносителя. По мере остывания, объем газа/жидкости уменьшается, пружина приподнимается, увеличивается поток теплоносителя, снова происходит нагрев. Такой механизм, в зависимости от калибровки, позволяет поддерживать заданную температуру с точностью до 1oC.
Как работает терморегулятор, посмотрите в видео.
Радиаторный термостат может быть:
- с ручной регулировкой температуры;
- с автоматической;
- со встроенным датчиком температуры;
- с выносным (проводным).
Использование трехходовых клапанов
Трехходовой клапан для регулировки температуры батарей используют редко. У него немного иная задача. Но в принципе, это возможно.
Поставив со стороны подачи трехходовой клапан тоже можно регулировать температуру теплоносителя
Трехходовой клапан устанавливается на месте соединения байпаса и подающей трубы, идущей к радиатору. Для стабилизации температуры теплоносителя он должен быть оснащен терморегулирующей головкой (типа описанных выше). Если температура возле головки трехходового клапана поднимается выше заданной, поток теплоносителя на радиатор перекрывается. Он весь устремляется через байпас. После остывания, клапан срабатывает в обратном направлении, и радиатор снова нагревается. Такой способ подключения реализуется для однотрубных систем, причем чаще с вертикальной разводкой.
Основные неисправности
Заклинивание клапана в закрытом положении чревато более серьезными последствиями. После выхода на температуру выше номинальной, жидкость продолжает циркулировать по малому кругу. Если автовладелец не проверит работает ли термостат, то произойдет закипание мотора. В отличие от постепенного чрезмерного износа при постоянно открытом клапане, его закрытое положение способно привести к капитальному ремонту двигателя при первой же нештатной ситуации. Заклинивание поршней, коробление металлических деталей, разрушение резиновых изделий и прочие серьезные последствия сопровождают закипание двигателя, поэтому если появились первые признаки неисправности термостата необходимо провести его диагностику и, в случае необходимости, замену заклинившего изделия на новое.
Если разрушается резиновая прокладка термостата могут появится потеки охлаждающей жидкости. Очень часто разрушение уплотнителя связано с попаданием масла в систему охлаждения. Выхлоп автомобиля при этом может приобретать белый оттенок. В таких случаях замена термостата не решит проблему, так как ее корень спрятан в другом месте.
Визуальная проверка термостата позволяет обнаружить его механические повреждения. В таких случаях могут быть разрушены корпус или прокладка термостата. Устранение неисправности своими руками в таком случае не займет много времени.
Как заменить термостат
Замена термостата ВАЗ 2110 своими силами
Отопление и систему центрального кондиционирования в помещении регулирует термостат. Он работает согласно заданным параметрам температуры, обеспечивает запуск печи и кондиционера. Таким образом происходит обогрев или охлаждение дома, офиса. Однако данный прибор используется не только в бытовых условиях. Конструкция автомобиля также предполагает наличие термостата. Он запускает систему охлаждения функционального мотора. Кроме того, позволяет в считанные минуты прогреть двигатель до необходимого температурного режима. После прогрева механизма открывается большой круг. Если этого не происходит, то возможно есть нарушения в работе прибора, необходимо произвести его тщательное обследование.
Замена термостата невозможна без:
– шланга, длиной два метра,– емкости, объемом пять литров,– шестигранного ключа на четыре,– а также ключе на тринадцать.
Итак для начала необходимо слить жидкость охлаждения, которая находится в радиаторе двигательного механизма. Понадобится чистый пятилитровый сосуд, накидной ключ на 14, обязательное наличие отвертки, шестигранного ключа на 4, должен быть шланг. Пробку, размещенную внизу слева, нужно открутить. В емкость опустить шланг, второй его конец поднести к месту, откуда будет вытекать жидкость. Убедившись, что радиатор полностью опорожнился, нужно все детали вернуть на место. Далее приступаем к сливу жидкости с механизма блока мотора. Замена термостата не обходится без специальных инструментов. Поэтому нужно четко понимать какой ключ подойдет для выполнения конкретной задачи. Итак берем ключ на 14, откручиваем пробку, которая возле стартера, сливаем жидкость. На термостате тоже нужно снять крышку, открутить болты, ослабить хомуты на патрубках. Крышка располагается возле коробки передач двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Из нее также необходимо устранить часть термостата. После этого надавливаем на элемент, проворачиваем его. Эти действия помогут вывести механизм из крепления. Далее нужно собрать прибор, перед этим устанавливаем новый рабочий элемент. Выполнять действия необходимо в обратной последовательности. Обязательным условием является замена уплотнительного кольца. При помощи герметика смазываем место соединения, концы патрубков. В систему следует залить жидкость охлаждения, только после этого пробовать запустить мотор. Чтобы проверить исправность термостата, нужно прогреть двигатель. Температура должна быть примерно 80-90 градусов. После работы механизма прогреется и патрубок.
Следует добавить, что замена термостата происходит по той причине, что прибор работает в довольно сложных условиях. Поскольку постоянно подвержен воздействию агрессивных веществ. В результате такого воздействия образуется коррозия. Чтобы определить в каком состоянии находится данный прибор, необходимо запустить мотор, подождать пока не прогреется. После этого нужно отключить зажигание, поднять крышку капота, попробовать радиаторные шланги. Идеально, если оба шланга достаточно горячие. О неисправности термостата будет свидетельствовать холодное состояние хотя бы одного шланга. Причиной перегрева также может быть загрязненный радиатор. Во время работы мотора термостат может блокировать антифриз. По этой причине жидкость не попадет в радиатор. Пока он закрыт, охлаждающее вещество будет двигаться по малому кругу. Таким образом произойдет разогревание мотора. Как только будет достигнута температура в 95 градусов, термостат откроется, разогретое вещество начнет циркулировать по большому кругу, и попадет в радиатор. Соответственно двигатель начнет функционировать в нормальном режиме.
Какие бывают неисправности термостата, их признаки и причины
Неисправность одного из основных узлов системы чаще всего связана с износом или коррозией некоторых элементов. На начальном этапе подобных деформаций, изменения незаметны, а потом случается так, что клапан завис в открытом или закрытом положении. Иногда встречается неполное открытие клапана. При этом автовладелец может не сразу заметить неисправность, потому что симптомы открытого термостата возникают только при небольшом морозе, когда прогрев ДВС идёт долго.
Если клапан термостата заклинило полностью в закрытом положении, то движок может перегреться даже при отрицательной температуре окружающей среды. Требуется незамедлительно заменить термостат на новый.
Если открытие термостата происходит очень рано, то это может указывать на бракованное изделие или самодельное, или устройство просто не подходит для вашей модели автомобиля.
Если клапан термостата заклинило наполовину или в полностью открытом состоянии, то ДВС будет долго прогреваться до рабочей температуры. А в зимнее время двигатель вообще не прогреется, да и печка греть совсем не будет. Отмечу, что если детали исправны, то при нуле двигатель прогреется до рабочей температуры за 5-7 минут.
Автомобильный термостат может быть некачественным изначально. В этом случае открытие клапанов происходит несвоевременно. Такое нарушение не опасно, но может бить по бюджету из-за увеличения расхода топлива. Чтобы суметь вовремя диагностировать проблему надо знать, какие типы поломок существуют и как проводить тестирование самостоятельно.
Причины неисправностей термостата:
- Появление накипи на металлических деталях, штоке. Это происходит из-за плохого качества охлаждающей жидкости либо несвоевременной её замены. Накипь затормаживает работу клапанов и штока, что приведёт к некорректной работе термостата.
- Вибрационные разрушения. Как правило это появляется при использовании некачественных или бракованных термостатов. В таких устройствах плохо завальцованы соединения и стыки, а также плохая герметизация медного цилиндра.
- Деформация резинового уплотнителя. Чаще всего это происходит из-за высоких температур, которые вызывают в резине протечки или трещины. Также перегревается мембрана между штоком и наполнителем.
Перечислю признаки неисправностей термостата:
- ДВС постоянно перегревается – стрелка на приборной панели всё время находится в красной зоне. Это означает, что антифриз не проходит к радиатору.
- ДВС плохо прогревается, а при повышенных нагрузках он очень быстро перегревается. Это указывает на то, что клапаны заклинило в среднем положении, в результате чего только небольшое количество охлаждающей жидкости попадает в радиатор, чего, разумеется, недостаточно для охлаждения мотора при высоких нагрузках.
- Слишком долго прогревается движок. Это значит, что открыт патрубок к радиатору, из-за чего антифриз постоянно охлаждается и не даёт силовому агрегату прогреться до рабочей температуры.
- Стрелка температуры двигателя после остановки поднимается, а при движении – падает.
- Нижний патрубок становится тёплым после 3 минут работы движка. Это означается, что термостат открыт постоянно.
- Нижний патрубок холодный, но стрелка указывает на перегрев мотора (ДВС при этом работает долгое время). Это означает, что термостат заклинило в закрытом положении. Исключение – поломка датчика вентилятора радиатора.
- Дополнительные признаки: печка в салоне дует прохладным воздухом, снижается динамика авто, увеличивается расход бензина.
Самое опасное – это моментальный перегрев двигателя в жаркое время года, что приведёт к его поломке. А если двигатель не выходит на рабочую температуру, то повысится износ узлов и ухудшится эффективность моторного масла.
Разборный термостат
На автомобилях с инжекторной системой впрыска топлива установлены разборные термостаты. В такой детали меняется только клапан, а не весь корпус целиком. Перед заменой, затвор нужно проверить. Это необходимо сделать в емкости с водой. Клапан погружается в емкость с водой и постепенно нагревается. При достижении 85–90 градусов клапан должен открыться, а после охлаждения на воздухе закрыться обратно. Если элемент исправен, его нужно установить на место старого.
- Дать двигателю полностью остыть.
- При помощи отвертки ослабить крепление хомутов двух патрубков, идущих от крышки термостата.
- Подставить под узел емкость для слива антифриза.
- Стравить лишнее давление, открутив крышку расширительного бочка.
- Используя ключ на «10», ослабить нижний крепежный болт на 3–4 оборота.
- Тем же ключом ослабить верхнее крепление на 2–3 оборота.
- Используя отвертку сдвинуть крышку с места посадки.
- Дождаться полного слива антифриза.
- Полностью открутить крепежные болты и снять крышку клапана.
- Надавив на клапан, провернуть его на пол оборота и вынуть из посадочного места.
- Удалите старую усадочную прокладку.
После того как старый затвор был извлечен, необходимо почистить его посадочное место от грязи и окислов. В момент выемки клапана нужно четко запомнить какой стороной он был установлен. Неправильная установка приведет к тому, что крышка не закроется или клапан просто не будет функционировать. Правильное положение клапанов любых термостатов, это установка пружиной внутрь корпуса в сторону двигателя. Далее нужно установить новую прокладку и закрыть крышку. Крышка затягивается поочередно с каждой стороны, чтобы не возникло перекосов. На заключительном этапе нужно подключить все патрубки, долить антифриз в систему и проверить работоспособность новой детали.
Определение неисправности термостата без демонтажа
Инструкция о том, как проверить работу термостата, не снимая его с автомобиля:
- Определить где находится термостат;
- Найти шланг соединяющий радиатор с терморегулятором;
- Запустить холодный двигатель;
- Проконтролировать температуру пирометром. Приблизительно можно измерять температуру и своими руками, но делать это не рекомендуется. При этом следует быть особо осторожным, так как в подкапотном пространстве множество подвижных и горячих деталей;
Термостат полностью исправен если в течении первых нескольких минут патрубок был холодный или незначительно нагревался, а после произошел резкий скачок температуры. Если происходило медленное нагревание шланга с самого пуска двигателя, значит клапан заклинил в открытом положении. При отсутствии нагрева патрубка есть риск заклинившего открытого термостата. Более точное состоянии устройства можно узнать произведя снятие термостата.
Неразборный термостат
Заменить термостат в неразборном корпусе еще проще. Такие модели устанавливаются на автомобили отечественных производителей до 90-х годов прошлого века. В них меняют весь корпус с клапаном целиком. Для замены необходимо:
- Полностью охладить двигатель.
- Ослабить крепления хомутов 3 патрубков.
- Слить антифриз.
- Отсоединить термостат от патрубков.
- Установить новый терморегулятор.
- Затянуть патрубки.
- Долить антифриз.
Невозможно неправильно подключить термостат этой конструкции. В перевернутом виде он просто не подойдет к патрубкам, креплений на двигатель или корпус автомобиля отсутствует.
Меняем термостат ВАЗ 2114 инжектор своими руками
Для самостоятельной замены термостата на инжекторной 2114 нам понадобится стандартный набор инструментов, емкость для слива антифриза и, конечно, новый термостат. Работу проводим в следующем порядке:
- Снимаем воздушный фильтр. Для этого откручиваем его корпус ключом на 13 и ослабляем хомут воздуховода.
- Открываем пробку расширительного бачка, чтобы сбросить давление.
- Сливаем антифриз в заранее подготовленную емкость. Работу проводим только на остывшем двигателе! Далее придется открутить передние винты защиты двигателя, если она установлена. Лучше всего сливать антифриз через сливной вентиль в нижней банке радиатора.
- Ослабляем хомуты на патрубках термостата.
- Аккуратно снимаем их, может вылиться еще какое-то количество антифриза.
- Снимаем старый термостат и проверяем на целостность резиновые патрубки.
- Установку нового термостата ВАЗ 2114 проводим в обратном порядке. При этом часто возникает необходимость в установке новых хомутов.
Иногда хомуты нуждаются в заменеПри заливке антифриза желательно снять шланг подогрева дроссельного узла, чтобы вытеснить воздух. В противном случае может образоваться воздушная пробка, с которой придется бороться отдельно. После заливки антифриза и проверки герметичности системы охлаждения прогреваем двигатель и убеждаемся, что термостат работает как положено.
До тех пор, пока автомобиль работает исправно, автовладелец не задумывается о том, что происходит под капотом. Но в какой-то момент двигатель машины вдруг начинает перегреваться без видимых причин. Чаще всего это означает, что термостат вышел из строя. О том, что это за устройство и как произвести его замену на автомобиле ВАЗ-2114, мы и поговорим в этой статье.
5 признаков неисправного термостата
- Мотор автомобиля долго набирает рабочую температуру.
- Двигатель быстро перегревается.
- Стрелка температуры двигателя падает на скорости меньше чем обычно, а поднимается после остановки.
- Когда нижний патрубок теплый уже после нескольких минут работы, что свидетельствует о постоянно открытом термостате.
- Если нижний патрубок холодный, в то время как температура на панели приборов говорит о закипании (при этом мотор работает длительное время), кроме случаев выхода из строя датчика вентилятора радиатора, то это говорит о заклинившем термостате в закрытом положении.
Такие признаки неисправности термостата могут возникнуть как через механическое повреждение вроде заклинивания штока, так и при использовании некачественной ОЖ.
В результате нарушения температурного режима страдает двигатель. Он интенсивно изнашивается при перегреве (в плоть до клина, при выкипании жидкости) и потребляет больше топлива при недостаточном разогреве.
Чтобы проверить работу термостата и принимать решение о его замене, стоит произвести простейшую проверку методом кипячения. Так как на корпусе детали пишется температура срабатывания, вы наглядно можете убедится как работает термостат поместив его в горячую воду с термометром.
Типичные неисправности электронных терморегуляторов
Нарушение контакта проводов в клеммной колодке
Одной из основных причин отказа терморегулятора является плохой контакт при подключении к нему проводов, что и продемонстрировано в примере ремонта. Иногда винты в клеммной колодке вращаются туго, и кажется, что провод зажат достаточно крепко, чего на самом деле не произошло.
Поэтому перед монтажом терморегулятора нужно в обязательном порядке закрутить до упора каждый из винтов клемм и отвернуть обратно, чтобы оценить, с каким усилием нужно затягивать винты при зажиме проводов.
Чтобы исключить попадание изоляции проводов в отверстия клемм нужно ее снимать на достаточную длину.
Отказ датчика температуры
В терморегуляторах предусмотрена проверка исправности терморезистора и информирование в случае его выхода из строя. В простых терморегуляторах начинает мигать индикаторный светодиод, а в дисплейных на экран выводится сообщение об ошибке.
При сообщении об ошибке датчика в первую очередь нужно убедиться в надежности его подключения к терморегулятору. Если подключен надежно, то отсоединить датчик от схемы и мультиметром измерять его сопротивление, которое указано в паспорте или на корпусе прибора.
Если данных нет, то следует исходить из того, что в зависимости от температуры окружающей среды сопротивление терморезистора составляет от 6 до 20 кОм. Дополнительно можно убедиться в исправности датчика температуры, обхватив его рукой. При нагреве от тела сопротивление должно изменяться, обычно уменьшатся.
Если сопротивление датчика температуры не укладывается в диапазон, указанный выше и не изменяется при его нагреве, значит, терморезистор неисправен и подлежит замене.
Отказ радиоэлектронных компонентов
Если терморегулятор не подает признаков работы, то причиной может быть выход из строя токоограничивающего сопротивления и конденсатора, электролитического конденсатора (обычно он раздувается сверху) для сглаживания пульсаций и электромагнитного реле.
Если есть небольшой опыт по проверке и замене радиодеталей на печатной плате, то с такими неисправностями домашний мастер вполне может справиться. Если нет мультиметра, то ремонтировать можно простой заменой перечисленных выше радиодеталей заведомо исправными.
Внимание, электрические схемы терморегуляторов гальванически связаны с фазой электрической сети. Прикосновение к оголенным участкам схемы подключенной к электрической сети может нанести серьезный вред здоровью
Состав системы охлаждения Газели
Любая система охлаждения двигателя состоит из определённых компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию. Так, чтобы понять с чего состоит вся структура системы и предназначение узлов, не достаточно посмотреть на схему. Рассмотрим, все детали, а также их характеристики.
Радиатор
Радиатор является одной из незаменимых частей системы охлаждения. Именно в этом элементе происходит охлаждение охлаждающей жидкости, которая циркулирует по системе. На Газели зачастую устанавливается радиатор алюминиевой конструкции, в котором в три ряда идут трубки.
Он имеет входное и выходное отверстие, где в первое входит горячая «охлаждайка», а со второго выходит остывшая жидкость. Охлаждение происходит за счёт встречного потока ветра, который проходит сквозь деталь.
Электровентилятор
На помощь радиатору, если он не справляется, приходит вентилятор охлаждения, который срабатывает автоматически, когда температура жидкости в системе доходит до 105 градусов. При этом, вентилятор достаточно быстро и эффективно охлаждает соты радиатора, а когда температура упала, он выключается.
Включение и выключение данного узла проводится при помощи датчика температуры охлаждающей жидкости и электронного блока управления двигателем, который регулирует все процессы работы мотора.
Термостат
Термостат — один из элементов, который знакомый почти всем автомобилистам. Элемент помогает прогревать двигатель, а также охлаждать его. Как известно у автомобильных двигателей существует два круга охлаждения, каждый из которых выполняет свою функцию. Так, если термостат закрыт, то жидкость циркулирует по малому кругу без участия радиатора.
Обычно, эта система необходима для быстрого и эффективного прогрева силового агрегата. Когда термостат открывается (при 65-70 градусах), то ОЖ начинает циркулировать через радиатор, что позволяет ей не перегреваться.
Датчик температуры
Датчик температуры — единственная электрическая часть системы охлаждения двигателя, которая считывая данные о температуре системы, отправляет их в электронный блок управления двигателем. Впоследствии «мозги» на основе полученных данных принимают решение о включении вентилятора охлаждения или нет.
Стоит отметить, что неисправность данного датчика, обычно, приносит много проблем владельцам силового агрегата, поскольку на основании данных температуры регулируется не только включение электровентилятора, но и расход топлива, а также работа вспомогательных систем.
Расширительный бачок
Расширительный бачок — пластиковая ёмкость, которая располагается выше остальных элементов системы охлаждения и показывает уровень «охлаждайки» в моторе. Кроме этого, в него выдавливается лишнее количество жидкости с системы.
Пробка расширительного бачка
Очень важным элементом охлаждения является — пробка расширительного бачка, поскольку именно через неё будет выдавливать горячую или кипящую ОЖ в случае перегрева силового агрегата. Также служит клапаном, который показывает наличие проблем в системе охлаждения.
Водяной насос
Один из самых важных элементов мотора — водяной насос или просто помпа. Этот узел обеспечивает циркуляцию ОЖ по всей системе. Чем быстрее работает помпа, тем быстрее происходит охлаждение движка.
Привод помпы производится при помощи ремня генератора, который приводится в действие от шкива коленчатого вала. На двигателях Газель 405 установленный современный водяной насос, не разборной, поэтому, при выходе со строя — элемент меняется в сборе.
Патрубки
На 405 моторах установлены патрубки, которые соединяют узлы системы между собой и обеспечивают циркуляцию жидкости. Родные патрубки — резиновые и при воздействии перепада температур зачастую расходятся, поэтому многие автолюбители стараются заменить их — на силиконовые, которые не дешёвые.
Радиатор печки
Использование радиатора печки — сезонное явление. Конечно, если смотреть со стороны охлаждения двигателя, то отопитель поглощает достаточное количество вырабатываемого тепла. Но, этот узел используется только в зимний период. При поломке термостата и электровентилятора печку используют, как дополнительный узел охлаждения, но в летнее время года это создаёт значительный дискомфорт.
Проверка термостата «на ходу»
При появлении подозрительных симптомов у термостата его можно обследовать, не вынимая из-под капота и не привозя автомобиль в СТО. Выполнить эту процедуру по силам даже начинающему автолюбителю, главное здесь – уметь заводить машину, открывать капот и снимать крышку радиатора. Подобная проверка может быть произведена несколькими методами:
- Завести мотор, подождать две минуты, отворить капот и пощупать верхний шланг радиатора. При закрытом термостате этот патрубок нагреваться не должен. Но когда мотор наберёт достаточно тепла, нормально работающий терморегулятор запустит большой круг, другими словами, направит антифриз по радиатору. Обычно это случается при температуре теплоносителя 75-85 градусов, но данное значение во многом определяется моделью термостата. Во всяком случае, подключённый к нему шланг должен быть горячим. Если же он не нагревается, значит, устройство неисправно.
- Запустить двигатель и засечь время до начала поступления в салон тепла от печки. Если разогрев продлится более 5 минут, то велика вероятность, что термостат не закрывается. Как следствие, охладитель течёт через радиатор, и силовая установка не может набрать нужную температуру.
- Открыть капот, снять крышку радиатора и завести машину. Пока силовая установка не разогрелась, исправный термостат не будет запускать охладитель в радиатор, потому в последнем уровень теплоносителя должен оставаться без особых изменений. Мотор прогреется — термостат откроется, и тогда в радиаторе обнаружатся завихрения.
Стоит отметить, что реанимировать неработающий термостат вряд ли получится. Лучше сразу приобрести новый.