3.1.Общие сведения
Энергия вращения, вырабатываемая двигателем автомобиля, преобразуется в поступательное движение транспортного средства движетелем, в качестве которого в автомобиле выступает система колес с эластичными пневматическими шинами.
Пневматическая шина представляет собой оболочку, наполненную сжатым воздухом. При качении колеса по дороге происходит деформация этой оболочки и проскальзывание элементов протектора относительно поверхности дороги.
Размер автомобильного колеса в свободном, ненагруженном состоянии характеризуется свободным радиусом rc. Свободный радиус колеса — половина наружного диаметра Dн;
rc =0.5Dн.
Системы исчисления
Основные габариты шин прописываются маркировкой, к ним относят:
- Ширина профиля авторезины — расстояние, выраженное в миллиметрах либо дюймах, между наружными сторонами боковин накачанной автопокрышки, без учета возвышений, отделки или поясов. Указанная величина не должна быть больше ширины обода изделия более чем на 30%.
- Серия авторезины. Указывает соотношение ширины и высоты профиля изделия. Позволяет различать резину таким образом:
- низкопрофильная — серия меньше 70%;
- высокопрофильная — в диапазоне 70-82%;
- полнопрофильная — более 85%.
- Конструкция покрышки. Различают радиальные и диагональные автошины. В первом случае волокна кордового слоя размещены перпендикулярно окружности колеса. Во втором варианте нитки корда расположены внахлест. Радиальная конструкция шин больше распространена, такие покрышки обеспечивают лучшее сцепление колес с дорожным покрытием, они более надежны при эксплуатации.
- Радиус колеса.
Как понять, что значит маркировка покрышек? Обозначения на боковой части автомобильной резины наносятся производителями шин. Заводская маркировка бывает в метрической либо дюймовой системе исчисления. К примеру, типоразмер покрышек, маркированных метрической системой 265/75 R15, соответствует обозначение дюймовой системы 31×10.5 R15. Расшифровка указанных обозначений в сантиметрах означает:
- Обозначение 265/75 R15 указывает размеры авторезины:
- 265 — цифра, определяющая ширину автошины (один сантиметр равен десяти миллиметрам, 265 мм= 26,5 см);
- 75 — это процент (75%), определяющий зависимость между высотой профиля автопокрышки и шириной резины (265*0,75=198,8 мм либо 19,9 см), найденное число указывает высоту профиля автошины;
- R — обозначает радиальный тип шин;
- 15 — диаметр колеса, размер указывается в дюймах, перевести указанный параметр в сантиметры можно умножив интересующее цифровое значение на 2,54, так как 1 дюйм равен 2,54 см в итоге получим 15*2,54=38,1.
- Обозначение 31×10.5 R15 расшифровывается:
- 31 — высота колеса (31 дюйм либо 31*2,54=78,7 см);
- 10,5 — ширина автопокрышки (10,5 дюйма или 10,5*2,54=26,7 см);
- R — указывает на радиальный тип автошин;
- 15 — определяет диаметр колеса (15 дюймов либо 15*2,54=38,1 см).
Указанная размерность позволяет высчитать высоту профиля покрышки для этого нужно:
- вычесть из общей высоты автошины ее радиус (78,7-38,1=40,6 см);
- разделить полученное значение на 2 (40,6/2=20,3 см).
Из расчетов видно, что высота профиля авторезины, рассчитанная в метрической системе и дюймовой несколько отличается, в первом варианте 19,9 см, а во втором 20,3 такая погрешность может быть вызвана погрешностью при округлении.
Рекомендуем посмотреть видео о расшифровке размеров шин:
Какой размер колес лучше: плюсы и минусы больших и малых дисков
Сначала рассмотрим колеса малого размера, под которым принято считать диаметр 13 дюймов. Ими комплектуются отечественные ВАЗы и общепризнанные в народе иномарки. Этот распространенный вариант обладает своими преимуществами, и сходу отказываться от него в пользу более крупных дисков не стоит.
Итак, преимущества:
- За счет малого диаметра такой диск отличается самой низкой стоимостью.
- По причине тех же малых размеров диск весит не слишком много.
- Чем меньше размер колеса, тем менее мощный двигатель требуется. Это объясняется центром тяжести, расположенным в геометрическом центре колеса, которое вращается при этом намного легче. Именно поэтому такими колесами комплектуются автомобили со слабым двигателем небольшого объема. Как правило, для дисков диаметром 10-13 дюймов достаточно маломощных моторов объемом 0,8-1,2 л.
- Колеса малого размера имеют довольно высокие по профилю шины, которые легко поглощают дорожные неровности. Ездить на таких покрышках комфортно, к тому же подвеска испытывает сравнительно небольшие нагрузки, поэтому служит дольше.
- Малый диаметр дисков обеспечивает более быстрый старт по сравнению с более крупными вариантами при прочих равных условиях.
Недостатки у дисков малого размера также имеются:
- Хотя машина с малым размером колесных дисков стартует быстрее, ее максимальная скорость будет ниже, чем у авто с крупноразмерными колесами. Объясняется это простой физикой.
- Крупные колеса с низкопрофильной резиной имеют большую жесткость, что обеспечивает меньший крен автомобиля на поворотах. Благодаря этому некоторые повороты можно пройти на большой скорости. Рулевое управление автомобиля с колесами малого диаметра такой четкостью не обладает.
Теперь рассмотрим крупноразмерные варианты. Чаще всего выбор больших размеров диктуется модой. Колеса выглядят более привлекательно, однако их установка, например, на «Приору» вместо стандартных 14-дюймовых особых преимуществ не даст. Да, максимальная скорость машины увеличится, но стартовать с места она будет медленнее. В городских же условиях максимальную скорость вряд ли удастся применить, поэтому использовать такой вариант имеет смысл только на скоростной трассе. Следует также понимать, что низкопрофильная резина должна иметь большую ширину для лучшего сцепления. На узких шинах низкого профиля машину легче заносит, поэтому пятно сцепления с дорогой приходится увеличивать за счет ширины покрышек.
Преимущества больших размеров:
- Как уже упоминалось, крупные колеса обеспечивают лучшую управляемость. Рулить автомобилем на таких покрышках легче, а в повороты можно входить, не снижая скорость.
- Большой размер дисков дает возможность снизить расход топлива. Низкопрофильная резина обладает меньшим сопротивлением, на нейтральной передаче такое колесо катится легче и дольше, чего нельзя сказать о более высоком профиле резины — она сильнее деформируется и катится заметно хуже.
- Крупный диск выглядит привлекательнее.
Недостатки:
- Стоимость дисков крупных размеров очень высока, иногда она выше стоимости малых дисков в несколько раз.
- Крупные диски имеют сравнительно большой вес, что негативно отражается на расходе топлива.
- Требуется мощный двигатель (как минимум 100 л. с.) с рекомендуемым минимальным объемом 1,5 л в 16-клапанном исполнении.
- На низком профиле менее комфортно ездить из-за жесткой подвески.
- По причине более слабой амортизации низкопрофильной резины подвеска служит меньше.
- Из-за своих крупных размеров колеса могут задевать колесные арки, в результате чего покрышки быстрее изнашиваются, а в некоторых случаях и вовсе могут лопнуть. По этой же причине уменьшается радиус поворота.
Думая о том, какого размера колеса лучше, всегда оценивайте плюсы и минусы всех вариантов. Литье диаметром 16-17 дюймов выглядит красиво, однако не стоит его ставить на отечественные ВАЗы, где такие колеса наверняка не подружатся с крыльями. Всегда следуйте рекомендациям производителя авто. Данная информация имеет под собой практическую основу, подтвержденную многочисленными испытаниями.
Посадка, радиус, диаметр
Основной параметр, который определяет крепление колёсного диска к ступице – расстояние между центрами крепёжных отверстий, в международной классификации он называется PSD. Иногда применяют термин сверловка колеса. Вместе с межцентровым расстоянием одновременно указывается количество крепёжных отверстий, например, 4х101,2. Это означает, что колёсный диск имеет четыре отверстия с межцентровым расстоянием 101,2 мм, т. е. 101,2 мм – есть диаметр условной окружности, проходящей через центры крепёжных отверстий.
Значения PSD стандартизированы по принципу рядов предпочтительных чисел, поэтому этот параметр может совпадать на автомобилях разных марок и моделей. Иногда встречаются колёсные диски с очень близкими значениями PSD, например, 4х98 или 4х100 мм. Пытаться установить на автомобиль диск, имеющий близкое, но не «родное» значение PSD – грубейшая ошибка. Самое безопасное последствие – повреждение крепёжных болтов или шпилек, дальше хуже – повреждение резьбы ступицы, неверная центровка колеса, приводящая к биению, повреждение диска, не подлежащее ремонту.
Существует распространённое заблуждение, что центровка колёсного диска обеспечивается центральным отверстием. Нет! За это отвечают только крепёж, проставочные кольца, часто входящие в комплект поставки некоторых унифицированных колёс, служат только для удобства установки.
Теперь вспомним про посадочный диаметр. В народе часто выражаются «колёса такого-то радиуса». Посчитаем. Итак, например, «радиус» 22,5 дюйма – это примерно 57 см, т. е. диаметр только диска будет 114 см, добавьте к этому ещё высоту профиля шины с обеих сторон, получится суммарный диаметр колеса что-то около 160 см. Вот, оказывается, какие здоровенные колёса!
Конечно же это ошибка, в маркировке указывается посадочный диаметр, т. е. внутренний размер шины или наружный диска. Многие ошибочно полагают, что буква R означает радиус шины, но это обозначение именно радиальной конструкции автошины. Бывает ещё диагональная конструкция (обозначается буквой D), но сегодня она мало распространена.
Параметр | Значение |
---|---|
245 | Ширина шины в мм |
45 | Отношение высоты профиля к ширине 45% |
R | Шина с радиальным кордом |
17 | Диаметр колеса (диска) в дюймах |
94 | Индекс нагрузки, до 670 кг |
Н | Индекс скорости шины, до 210 км/ч |
Изменение типоразмера
Некоторые автовладельцы специально изменяют радиус колёс, и подразделяются такие изменения на несколько категорий:
- Увеличение ширины – допустимо увеличение этого показателя не более, чем на 24мм, но только с сохранением прежней высоты. Иначе колесо будет тереться об кузов, что быстро приведёт его в негодность. Примером будет взят диаметр шины R15 с размерностью 185/65. После увеличения, характеристики будут составлять 195/65 (24мм – максимальная величина расширения, средняя — 12). После этого уменьшится тормозной путь, и автомобиль станет ехать немного мягче, но цена на покупку новых покрышек возрастёт.
- Высота – установка немного увеличит проходимость, но увеличивать показатель намного – нельзя. Это приведёт к быстрому стиранию покрышек о кузов автомобиля.
- Вылет колеса – часть автовладельцев стремится увеличить ширину диска, и получается, что колесо оказывается немного выступающим из арки. Такое изменение губительно для машины, и быстро приведёт к выходу из строя подвески. Оптимальный вылет колеса регламентируется заводом-производителем, и менять его не рекомендуется.
Наружный диаметр диска – автовладельцы, иногда стремятся увеличить диаметр диска, и в качестве покрышек используют низкопрофильную резину. Например, при диаметре шины R16 и типоразмером 195/60 оно подойдёт для замены колеса с характеристиками 185/65 и 15 радиусом – в этом случае придётся пожертвовать ходовыми характеристиками и плавностью хода. Бывают случаи, когда уменьшение диаметра приводит к улучшению ходовых характеристик машины, а именно – увеличению мягкости работы подвески. Но в этом будут и минусы – на высоких скоростях автомобиль может потерять курсовую устойчивость.
Итог подводится следующий: при выборе новых колёсных дисков и шин, оптимальным решением, будет подбор, основанный на заводских рекомендациях. Для изменения параметров шин нужно отчётливо представлять, чем это может грозить при эксплуатации автомобиля.
Ставить и выбирать изменённые покрышки самостоятельно, без консультации со специалистом не рекомендуется, и может привести к выходу из строя всего автомобиля.
Основная причина
Асимметричное распределение давления между цилиндрами качения из-за поведения вязкоупругого материала (качение вправо).
Основной причиной сопротивления качению пневматических шин является гистерезис :
Этот основной принцип проиллюстрирован на рисунке цилиндров качения. Если два одинаковых цилиндра прижать друг к другу, то контактная поверхность будет плоской. При отсутствии поверхностного трения контактные напряжения нормальны (т.е. перпендикулярны) контактной поверхности. Рассмотрим частицу, которая входит в область контакта с правой стороны, проходит через пятно контакта и уходит с левой стороны. Первоначально его вертикальная деформация увеличивается, чему противодействует эффект гистерезиса. Следовательно, создается дополнительное давление, чтобы избежать взаимопроникновения двух поверхностей. В дальнейшем его вертикальная деформация уменьшается. Этому снова препятствует эффект гистерезиса. В этом случае это снижает давление, необходимое для разделения двух тел.
В результате распределение давления асимметрично и смещено вправо. Не линия действия от (совокупной) больше не проходит через центры цилиндров. Это означает, что наступает момент, который замедляет перекатывающее движение.
Материалы с большим эффектом гистерезиса, такие как резина, которая отскакивает медленно, демонстрируют большее сопротивление качению, чем материалы с небольшим эффектом гистерезиса, которые отскакивают быстрее и полнее, такие как сталь или диоксид кремния . Шины с низким сопротивлением качению обычно включают диоксид кремния вместо технического углерода в состав протектора для уменьшения низкочастотного гистерезиса без снижения тягового усилия
Обратите внимание, что железные дороги также имеют гистерезис в конструкции полотна дороги.
Примеры коэффициента сопротивления качению
C rr | б | Описание |
От 0,0003 до 0,0004 | Железнодорожное стальное колесо на стальном рельсе | |
От 0,0010 до 0,0015 | 0,1 мм | Шарикоподшипники из закаленной стали на стали |
0,0010 до 0,0024 | 0,5 мм | Железнодорожное стальное колесо на стальном рельсе. Пассажирский вагон около 0,0020 |
От 0,0019 до 0,0065 | Колеса шахтного вагона чугунные на стальном рельсе | |
От 0,0022 до 0,0050 | Серийные велосипедные шины при давлении 120 фунтов на квадратный дюйм (8,3 бар) и 50 км / ч (31 миль / ч), измеренные на роликах | |
0,0025 | Специальные шины Michelin для автомобилей / эко-марафона на солнечных батареях |
|
0,0050 | Грязные трамвайные рельсы (стандарт) с прямыми и поворотами | |
От 0,0045 до 0,0080 | Шины для больших грузовиков (полу) |
|
0,0055 | Типичные велосипедные шины BMX, используемые для автомобилей на солнечных батареях | |
От 0,0062 до 0,0150 | Измерения автомобильных шин | |
От 0,0100 до 0,0150 | Обычные автомобильные шины на бетоне | |
От 0,0385 до 0,0730 | Дилижанс (XIX век) на грунтовой дороге. Мягкий снег на дороге в худшем случае. | |
0,3000 | Обычные автомобильные шины на песке |
Например, при земной гравитации автомобилю массой 1000 кг по асфальту потребуется сила около 100 ньютонов для качения (1000 кг × 9,81 м / с 2 × 0,01 = 98,1 Н).
Диаметр и размеры
Современный рынок предлагает огромное количество шин разных типоразмеров для любых условий. Но для каждого автомобиля есть свои допустимые размеры диаметра покрышки. Чтобы узнать, какая подойдёт на автомобиль, нужно воспользоваться инструкцией по эксплуатации машины (если стоит заводская резина) или воспользоваться маркировкой, которая наносится на шины.
Маркировка
Наносится на каждую покрышку, и содержит в себе всю информацию. Примером можно взять 205/55/R16 94HXL:
- 205 – показатель обозначает ширину покрышки в миллиметрах;
- 55 – соотношение высоты к ширине. В рассматриваемом варианте, величина равна 55%. Если значение отсутствует – значит, величина составляет 80-82% (используется на лёгком коммерческом транспорте).
- R – означает, что шина радиального типа. Существует диагональная конструкция (обозначается при маркировке – D), используемая в современном мире довольно редко. Объясняется тем, что характеристики при эксплуатации ниже, чем у радиальной.
- 16 – внутренние диаметр колеса (в дюймах). Если необходимо перевести значение в сантиметры, то стоит помнить, что 1 дюйм, равен 2.54 сантиметрам, и вычисляется умножением.
- 94 – возможная нагрузка на одно колесо составляет около 670 кг. Значение показывает возможную нагрузку.
- H – максимальная скорость, которую можно развивать на покрышках (индекс скорости).
- XL – шина сделана с усиленным каркасом, и имеет запас прочности на случай «перегруза» авто.
Чтобы посчитать максимальную нагрузку, которую транспорт сможет перевозить – нужно умножить значение по индексу грузоподъёмности на количество колёс.
Обозначения на покрышке
Существует множество маркировок, которые могут дать дополнительную информацию о шине, вплоть до номера инспектора на заводе-производителе. Можно расшифровывать значения полностью, но основные параметры, которые помогут дать информацию при подборе – описаны выше.
Размер и диски
Чтобы осуществить правильный подбор диаметра и типоразмера шин необходимо обратиться к специалисту, или к рекомендациям производителя, чтобы узнать подходящие значения для конкретной машины. Среди всех диаметров зимних шин и летних можно выделить самые популярные: R19; R18; R17; R16; R15; R14.
Важно: необходимо соблюдать рекомендации – если типоразмер будет не соответствовать, то возможно, что покрышка, при движении будет задевать кузов, или, из-за смещения центра тяжести некоторые показатели будут ухудшаться, возможно, быстрое стирание резины, при установке шин с неправильным вылетом
Как измеряется диаметр
Когда необходимо подобрать диски для определённого размера шин, то можно воспользоваться таблицей:
Стоит отметить, что в таблице указаны не все значения по подбору – существуют диски от 3 дюймов и больше, но всё напрямую зависит от радиуса колеса, которое будет выбрано для конкретного автомобиля. Поэтому необходимо опираться, прежде всего, на рекомендации производителя автомобиля, или на комментарии специалиста.
Особенности шин с пониженным сопротивлением качению
Для повышения топливной эффективности производители применяют следующие решения:
- увеличивают жесткость конструкции шины, чтобы лучше противостоять деформации боковин;
- уменьшают высоту протектора для снижения сминаемости блоков;
- делают протектор более жестким;
- вводят в состав добавки, повышающие плотность и стабильность резинотехнической смеси;
- облегчают массу покрышки;
- оптимизируют рисунок протектора для уменьшения аэродинамического сопротивления.
Но снижение сопротивления качению не является самоцелью — тестовые испытания «зеленых» шин показывают, что путь торможения у них, как правило, больше, чем у «красных» покрышек. Поэтому важна сбалансированность топливной эффективности и сцепных свойств, экономичности и функциональности.
Осторожно! У большегрузых автомобилей этот вопрос решается проще, чем у легковых авто. Для них, помимо универсальных (U), на каждую ось выпускают свой тип покрышек: рулевые (S —steer), ведущие (D — drive), свободного качения (T —trailer).. Рулевые шины имеют четкие реакции при проведении маневра, ведущие — отвечают за сцепление с дорогой и тормозной путь, свободного качения — имеют минимальный коэффициент сопротивления качению и отвечают за экономию топлива
Рулевые шины имеют четкие реакции при проведении маневра, ведущие — отвечают за сцепление с дорогой и тормозной путь, свободного качения — имеют минимальный коэффициент сопротивления качению и отвечают за экономию топлива.
Таблица сопротивления качению разных видов шин:
Физические формулы
Коэффициент сопротивления качению медленного жесткого колеса на идеально упругой поверхности без поправки на скорость можно рассчитать по формуле
- Cррзнак равноzd{\ displaystyle \ C_ {rr} = {\ sqrt {z / d}}}
- куда
- z{\ displaystyle z} это глубина погружения
- d{\ displaystyle d} диаметр жесткого колеса
Эмпирическая формула для колес чугунных шахтных вагонов на стальных рельсах:
Cрр{\ displaystyle \ C_ {rr}}
- Cррзнак равно0,0048(18D)12(100W)14знак равно0,0643988WD24{\ displaystyle \ C_ {rr} = 0,0048 (18 / D) ^ {\ frac {1} {2}} (100 / Вт) ^ {\ frac {1} {4}} = {\ frac {0,0643988} { \ sqrt {WD ^ {2}}}}}
- куда
- D{\ displaystyle D} диаметр колеса в дюймах
- W{\ displaystyle W} нагрузка на колесо в фунтах-силе
В качестве альтернативы можно использовать другой коэффициент сопротивления качению или коэффициент трения качения с размером длины. Он определяется следующей формулой:
б{\ displaystyle \ b}
- Fзнак равноNбр{\ displaystyle \ F = {\ frac {Nb} {r}}}
- куда
- F{\ displaystyle F} — сила сопротивления качению (показана на рисунке 1),
- р{\ displaystyle r} радиус колеса,
- б{\ displaystyle b}- коэффициент сопротивления качению или коэффициент трения качения в зависимости от длины, и
- N{\ displaystyle N}- нормальная сила (равная W , а не R , как показано на рисунке 1).
Приведенное выше уравнение, где сопротивление обратно пропорционально радиусу r. похоже, основан на дискредитированном «законе Кулона» (ни закон обратных квадратов Кулона, ни закон трения Кулона). Смотрите . Приравнивая это уравнение к силе, рассчитанной на , и решая для b, получаем b = C rr · r. Следовательно, если источник дает коэффициент сопротивления качению (C rr ) как безразмерный коэффициент, его можно преобразовать в b, имеющий единицы длины, умножив C rr на радиус колеса r.
На что влияет радиус колеса
Ответ на вопрос, на что влияет радиус колеса, не так прост, как может показаться на первый взгляд. Конечно, в первую очередь от этого будет зависеть размер колеса. Однако, от этого показателя зависит и расход бензина, и показатели спидометра. Почему это происходит?
Для каждого автомобиля фирмой-изготовителем заготовлены рекомендации по размерам колёс. За увеличением любого показателя следуют не только плюсы, но и минусы. Так при увеличении диаметра колёс, ухудшается управляемость, уменьшается показатель скорости на спидометре. До замены любых запчастей, стоит разобрать рекомендации производителя и узнать, например, на что влияет рулевая рейка или другая деталь. Если этого не сделать, автомобиль может начать ломаться значительно чаще.
Зависимость от диаметра
Дилижансы и железные дороги
Согласно Дюпюи (1837), сопротивление качению (колесных тележек с деревянными колесами с железными шинами) приблизительно обратно пропорционально квадратному корню из диаметра колеса. Это правило было экспериментально подтверждено для чугунных колес (диаметром 8–24 дюймов) на стальном рельсе и для колес тележек XIX века. Но есть и другие тесты колес тележки, с которыми не согласны. Теория качения цилиндра по упругой дороге также дает то же самое правило. Они противоречат более ранним (1785 г.) испытаниям Кулона катания деревянных цилиндров, в которых Кулон сообщил, что сопротивление качению обратно пропорционально диаметру колеса (известное как «закон Кулона»). . Однако этот оспариваемый (или неправильно применяемый) «закон Кулона» до сих пор встречается в справочниках.
Пневматические шины
Сообщается, что для пневматических шин на твердом покрытии влияние диаметра на сопротивление качению незначительно (в пределах практического диапазона диаметров).
Определение индекса нагрузки
Числовые значения на покрышке не означают точное количество килограмм, которое выдерживает одно колесо. Цифры допустимого веса представляют собой индекс, который расшифровывается с помощью следующей таблицы:
Шины оснащены индексом нагрузки в пределах от 265 до 1700 кг. Для каждого типа авто предусмотрен свой индекс нагрузки:
-
до 265 кг — компактные автомобили (Smart, BMW 1 серии)
-
до 315 кг — седаны и хэтчбек среднего класса (Mercedes B-класса, Mazda 6)
-
до 387 кг — полноприводный седан, универсалы (Ford Focus, Audi A4 Allroad)
-
до 545 кг — минивэн, кроссовер (Citroen Tourer, Mercedes V-Class)
-
до 775 кг — внедорожник, ком. транспорт (Sprinter, Land Rover Discovery)
-
до 1700 кг — грузовой транспорт (КамАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ)
Радиус — качение — колесо
Радиус качения колеса — плечо тягового усилия, за счет которого осуществляется движение машины.
Радиус качения гк колеса представляет собой отношение продольной составляющей поступательной скорости Vx движения колеса к его угловой скорости со. Радиус качения характеризует путь, пройденный колесом за один оборот. Он соответствует радиусу такого фиктивного жесткого колеса, которое при отсутствии пробуксовывания и проскальзывания имеет одинаковую с действительным колесом угловую скорость и одновременно одинаковую с ним скорость качения. Радиус качения для одной и той же шины зависит от нормальной нагрузки, внутреннего давления воздуха, окружной силы, коэффициента сцепления колеса с дорогой и поступательной скорости движения колеса. Однако определяющее значение имеет давление воздуха и нормальная нагрузка.
Радиус качения колеса RK практически постоянен, следовательно, изменение силы тяги возможно только путем изменения крутящего момента Мк на ведущем колесе, подводимого к нему от двигателя автогрейдера.
Радиусом качения колеса гк называют радиус такого условного недеформирующегося кольца, которое имеет с данным эластичным колесом одинаковые угловую и линейную скорости.
Во время эксплуатации трактора радиусы качения колес, а следовательно, и их соотношения могут изменяться в зависимости от изменения давления воздуха в шинах, нагрузок на них, степени износа протектора, а также при установке на трактор шин других размеров или с разной степенью износа протекторов. Все это приводит к тому, что передний мост будет включаться не только когда нужно, но и тогда, когда не нужно.
Схема качения эластичного колеса при действии на него крутящего ( схема а и тормозного ( схема б моментов. |
От этих же факторов зависит и величина радиуса качения колеса.
Составляющая АМпр, зависит от типа привода трансмиссии, радиусов качения колес, значений тормозных моментов на различных колесах. При наличии связи между колесами она практически всегда входит в состав моментов, действующих на колесо. У неполноприводных автомобилей эта составляющая отсутствует.
Выбор числа оборотов того или иного подшипника зависит от средней эксплоатационной скорости автомобиля, от радиуса качения колес и от соответствующих передаточных чисел главной передачи и коробки передач.
Ведущие колеса имеют различное число оборотов как при езде по кривой так и вследствие неравенства радиусов качения колес, в частности, при различном сцеплении с дорогой.
В случае передачи через колесо силы тяги в соприкосновение с опорной поверхностью приходят сжатые элементы шины, отчего радиус качения колеса уменьшается, а в случае передачи через колесо тормозной силы в соприкосновение с опорной поверхностью приходят растянутые элементы шины, отчего радиус качения увеличивается.
Токсическая характеристика двигателя ЗИЛ-130 по окиси углерода на тяговых режимах. |
Где jK — передаточное число коробки передач; / 0 — передаточное числа главной передачи; гк — радиус качения колеса.
При движении многоприводного автомобиля, пути, проходимые в единицу времени ведущими колесами различных осей, не всегда одинаковы вследствие того, что радиусы качения колес могут оказаться различными ( из-за неодинакового давления в шинах и износа их), а также направление движения может быть криволинейным и профиль пути не горизонтальным. Вследствие этого при блокированной силовой передаче многоприводного автомобиля может наблюдаться скольжение или буксование колес той или иной оси.
Движение автогрейдера обеспечивается вращением ведущего колеса вокруг оси за счет силы Рк приложенной на расстоянии RK, которое представляет собой плечо силы и называется радиусом качения колеса. Произведение силы на плечо называют моментом силы, а момент силы, под действием которого тело вращается, называется крутящим моментом.