2 Сольвентная технология промывки систем автомобиля
Существует два способа очистки топливной системы. Первый и самый простой предполагает простую заливку в бак автомобиля жидкости для промывки, а второй выполняется с использованием специального оборудования. Второй метод принято считать более надежным, называется он очисткой по сольвентной технологии.
Чтобы очистить топливную систему по этой технологии, как уже говорилось, вам понадобится специальное оборудование. Лучше всего зарекомендовал себя набор JetClean-Gerat plus. Он представляет собой нержавеющий бак емкостью 7 литров с ручным пневмонасосом, клапаном Шредера, манометром и клапаном для сброса давления. Такое оборудование можно использовать для очистки бензиновых и дизельных двигателей. Входящий в состав набора бак способен выдерживать давление до 7 атмосфер, не требует подключения к электрической сети и может быть подключен к топливной системе практически любого современного автомобиля. Устройство имеет два шланга: нижний – подающий, верхний – «обратка» (используется для очистки дизельных двигателей). JetClean-Gerat plus производится компанией Liqui Moly GmbH, которая предлагает пользователям и необходимые для очистки химические средства.
Наиболее простой метод промывки предполагает заливку в бак автомобиля жидкости для промывки
Данная технология очистки подразумевает включение двигателя на определенный отрезок времени, в течение которого он будет работать только на чистящей жидкости. Для промывки принято использовать составы, которые включают в себя защитные и моющие присадки, а также катализаторы. Для бензиновых и дизельных двигателей необходимо использовать разные жидкости.
Однако чистка даст положительный эффект только в том случае, если она будет выполнена грамотно. Поэтому предварительно необходимо изучить конструкцию своего автомобиля и определить подходящую схему подключения оборудования к топливной системе. Для большинства современных бензиновых двигателей требуется подключение только одного шланга, а для некоторых устаревших инжекторных моторов и дизелей подключать нужно два контура.
Далее следует определить место подключения к топливной магистрали. Обычно это вход топливной рампы. Но в некоторых моделях это неудобно, и в таком случае подключают в месте вывода топлива из бензобака. Затем нужно ослабить пробку бензобака, чтобы сбросить давление. Теперь к магистрали подключаем шланг купленной системы и при необходимости подсоединяем обратную магистраль (обязательно для дизельных двигателей).
Затем выключаем бензонасос автомобиля. Для этого достаточно удалить предохранитель. Далее можно начинать очистку топливной системы вашего бензинового двигателя. Для двигателей объемом менее 2000 см³ достаточно 1 литра очистителя, для моторов объемом до 5000 см³ понадобится не менее 2 литров очистительного средства. С помощью ручного насоса доводим давление внутри системы до нужного уровня (используйте мануал своего автомобиля), затем заводим двигатель и постепенно уменьшаем давление до тех пор, пока в работе устройства не начнутся перебои, а затем снова поднимаем давление до такого уровня, чтобы мотор стабильно работал на холостом ходу. В результате таких манипуляций мы увеличим время открытия форсунок.
Для повышения качества очистки, рекомендуется добавить в бак финишную промывку
Оставьте двигатель работать на холостом ходу около 15–20 минут, а затем заглушите мотор. Дайте машине отдохнуть 10 минут, чтобы старые загрязнения и нагар успели размякнуть. Теперь повторно запустите двигатель, доведя уровень давления до номинального (до 2–3 атмосфер). Оставьте двигатель работающим на холостых оборотах еще на 15 минут, периодически поднимая уровень оборотов до 3000. Желательно поднимать обороты хотя бы 3–4 раза в минуту.
На этом промывка системы завершается. Остается только перекрыть подачу в топливную систему очистительного средства. После этого двигатель проработает еще некоторое время на остаточном давлении, а затем заглохнет. После остывания мотора нужно отключить переходники и можно восстанавливать нормальную подачу топлива. В конце обязательно проверьте герметичность всех соединений бензопровода.
Причины и признаки плохой работы форсунок на дизеле и инжекторе
Очистка топливной системы дизельного или бензинового двигателей автовладельцы считают базовой операцией, которая обеспечивает нормальное функционирование силового агрегата.
С некачественным топливом сталкиваются до 90% автовладельцев, поэтому им знакомы отложения на игольчатом клапане форсунок. Чем плотнее этот слой, тем выше вероятность сбоев в работе топливной системе.
Об этом свидетельствует целая группа признаков:
- при каждой попытки добавит газу ТС дёргается;
- топливные затраты увеличиваются в разы;
- на холостом ходу мотор нестабилен;
- затруднённый запуск мотора;
- при выкручивании видно, что свечи грязные, несмотря на недавнюю смену;
- скорость падает без видимых на то причин;
- датчики попеременно сбоят, выдавая разные ошибки, которых на самом деле не существует.
Для того, чтобы двигатель не вышел из строя, важна профилактика. Мастера рекомендуют производить её, ориентируясь на пробег. Максимально допустимая граница – 40 000 километров.
Очистители форсунок для бензиновых моторов и дизелей при всём своём разнообразии делятся всего на 2 категории, каждая из которых имеет свои особенности.
Растворители
Этот вариант – самый распространённый и эффективный. Принцип действия растворителей прост:
- нейтрализация углеродных отложений;
- разбивка их на мелкие фракции.
Маленькие частицы свободно выходят через выхлопную систему, оставляя элементы системы чистыми.
В состав подобных средств входит полиэфирамин. Он является базовым действующим веществом, к которому производитель добавляет ряд присадок и вспомогательных компонентов.
Моющие средства
Моющие составы менее популярны. Мастера и автовладельцы часто спорят на счёт их эффективности и не могут прийти к единому мнению. Большинство уверены в том, что моющие жидкости не проводят полную очистку системы – они снимают только часть нагара, создавая опасную иллюзию чистоты. Особенно актуально это для сильно загрязнённых элементов, которые давно не чистились.
Показатели тестов по применению
Проведённые тесты по применению вышеуказанных очистителей показывают следующие результаты:
- Hi Gear и Liqui Moly – наилучшие очистители для собственноручного промывания, если, конечно же, соблюдаются все рекомендации производителя. Средний уровень очистки от всех загрязнений топливно-двигательной системы не меньше 85%.
- Лавр и Wynns – тоже очень эффективны, но требуют широких познаний и оборудования (иногда). При использовании профессионалами отчищают от 75% грязи, что тоже очень достойно.
- Очистители инжекторов BBF, «Асрохим-АС», Felix, Auto Plus, STP Super, Kerry KR-315 и Comma Petrol – вполне действующие очистители невысокой ценовой категорией. Но стоит понимать, что от серьёзных загрязнений они, скорее всего, помочь не сумеют. Но в нетяжелых случаях и при профилактике показывают себя с хорошей стороны. Средние показатели очистки – 50—70%.
Под микроскопом
Единственный состав, который дал небольшое (на 4–6%) увеличение твердости поверхностей коренных и шатунных шеек, — Suprotec. При использовании остальных препаратов устойчивого эффекта мы не обнаружили.
А еще мы пожертвовали несколькими вкладышами, сделав из них образцы для машины трения, чтобы измерить коэффициенты трения в паре вкладыш — вал. Масло, в котором работала пара трения, также содержало испытуемые препараты. Изучили динамику изменения этого параметра по мере наработки 250 тысяч циклов нагружения.
Антифрикционная присадка в моторное и трансмиссионное масла Liqui Moly Ceratec, Германия
Ориентировочная цена 1700 руб.
Заявлено снижение трения и износа на протяжении 50 000 км пробега. Использованы специальные микрокерамические частицы совместно с «дополнительным химически-активным» элементом, заполняющим микронеровности.
При использовании геомодификаторов трения наблюдается четкий этап приработки пары: коэффициент трения уменьшается практически в два раза. У модели, обработанной средством Suprotec, во второй половине испытания он вообще установился на минимальном уровне.
У составов Bardahl и Liqui Moly, наоборот, коэффициент трения вначале падает, а потом снова начинает расти! Похоже, формируемый этими составами слой с определенного момента начинает срабатываться. Значит, он требует постоянной подпитки — следовательно, эти составы должны постоянно присутствовать в масле, в отличие от составов группы геомодификаторов.
Присадка к моторному маслу SMT Oil Treatment, США
Ориентировочная цена 700 руб.
Заявлено снижение расхода масла и дымности отработавших газов, повышение подвижности поршневых колец, рост мощности и снижение расхода топлива, увеличение компрессии.
Геомодификаторы дают такой же эффект, но он менее выражен — процесс напоминает полирование. Насколько стоек будет эффект восстановления, мы сказать не можем. Ведь предыдущая часть испытаний, выполненная на машине трения, показала, что для металлоплакирующих составов требуется их постоянное присутствие в масле.
Присадка к моторному маслу Bardahl Full Metal, Бельгия
Ориентировочная цена 2500 руб.
Позиционируется как присадка нового поколения на базе фуллеренов С60, которая снижает трение, восстанавливает компрессию и сокращает расход топлива.
Статьи по теме
Уходит антифриз, а подтеков нет: причины и устранение проблемы
Почему не работает омыватель лобового стекла и как устранить неполадку
Датчик уровня антифриза: ремонт или только замена
Ремонт рулевой рейки: этапы и особенности
Можно ли мешать тосол с антифризом: мнение экспертов и автолюбителей
Диагностика рулевого управления автомобиля: почему без нее никак
Не работают дворники: причины неисправности и метода решения проблем
Течет бачок антифриза: поиск неисправности и пути устранения
Стук при повороте руля: основные причины неисправности
Сломалась рулевая рейка: причины и дальнейшие действия
Жидкая резина для автомобиля: преимущества и особенности использования
Стук в рулевой рейке: ищем причину, разбираемся с последствиями
Как поменять моторчик дворников: простые советы опытных автовладельцев
Как убрать стук рейки и продлить срок ее службы
Стук рулевой тяги: причины, диагностика, замена
Какие присадки для очистки топливной системы пользуются спросом
Большинство автолюбителей применяет универсальные средства для очистки двигателя. Качественные присадки широкого спектра действия может предложить немецкая фирма Liqui Moly. Данные составы не только очищают систему, но и создают антикоррозийную пленку. Они подходят к любым бензиновым двигателям и рекомендованы к применению при каждой заправке. И карбюраторные, и инжекторные модели требуют профилактической очистки после каждых 2000 км пробега. Присадки для очистки карбюраторных моторов не допускают попадания воды в бензин, что позволяет двигателю не замерзать при минусовой температуре.
Жидкости однофункциональные также довольно эффективны, если речь идет об очистке клапанов и камеры сгорания. Они хорошо удаляют твердые отложения и способствуют увеличению мощности двигателя. Так, например, присадки SpeedTec подойдут для спортивных автомобилей и двух- и четырехтактных движков.
Средство Benzin Stabilisator поможет сохранить качество топлива при хранении. Присадка BleiErsatz отлично подойдет для машин возрастом 10 и более лет; она улучшает отвод тепла от клапанов и бережет двигатели от прогара и растрескивания. Это прекрасный выбор для коллекционных авто.
Помните, что двигатель – сложный и капризный механизм, и ошибок здесь быть не должно. Тщательно подбирайте присадку, которая подойдет именно вашему автомобилю. В противном случае можно испортить и топливную систему, и двигатель. Стоит отдать предпочтение проверенным производителям и сертифицированным средствам, таким как RVS Master IC. В его состав входят антиокислители и биобактерии. Данная присадка очистит топливную систему от разного рода загрязнений и восстановит рабочие поверхности элементов.
Признаки засорения топливной системы автомобиля
- проблемы с запуском двигателя (приходится несколько раз крутить стартер, иногда его вовсе не удается завести);
- сбои в работе двигателя;
- плавающие холостые обороты или затруднения при переключении режима работы движка;
- повышенный расход топлива (рост может составить 20-30%);
- снижение мощности, ее провалы при нажатии газа (автомобиль «тупит», обороты двигателя растут медленно);
- загорание индикатора Check Engine.
Загорание индикатора Check Engine может быть признаком засорения топливной системы
Эти симптомы могут быть связаны с поломками других систем автомобиля. Поэтому желательно выполнить комплексную диагностику, определив точную причину.
Что такое присадка в топливо
Автомобильный бензин – это горючая смесь углеводородов (октан, гексан, гептан и др.), выделяемых при перегонке нефти. В чистом виде он не используется и часто разбавляется особыми присадками – другими видами топлива и компонентами – для изменения свойств. Введение в состав бензина топливных добавок регулируют специальные стандарты (к примеру, ГОСТ Р 51105-97).
Присадки, которые добавляют в бензин, составляют лишь 2 % от его объема. Но несмотря на это они играют важную роль в составе топлива, а именно:
- Повышают его устойчивость к детонации, то есть взрывному сгоранию, на которое указывает стук в работающем двигателе, усиленное задымление выхлопа и резкое падение мощности.
- Ослабляют перегрев мотора.
- Улучшают испаряемость бензина и, соответственно, образование горючей смеси при поступлении воздуха.
- Уменьшают отложения в двигателе и прочих механизмах, контактирующих с топливом.
- Снижают уровень нагара в камере внутреннего сгорания и системе выхлопа.
- Сокращают содержание серы и бензола в отработанных газах.
Сегодня существует около двух десятков химических составов, из которых производители получают множество добавок, смешивая компоненты в разном соотношении. По назначению все они делятся на несколько отдельных групп.
Кроме специальных смесей, которые добавляют в бензин на нефтеперерабатывающих заводах, есть самостоятельные топливные присадки, применяемые водителями при эксплуатации автомобилей. Эту продукцию выпускают сторонние производители.
Лучшие аналоги очистителей форсунок
Форсунки при эксплуатации ТС загрязняются в любом случае. Водитель может аккуратно ездить и заправляться самым качественным топливом, но рано или поздно столкнётся с необходимостью их очистки.
И основная причина кроется в самом составе топлива. Оно содержит массу посторонних примесей:
- присадки;
- серные соединения;
- вода;
- бензол;
- мелкофракционные частицы грязи.
В процессе работы двигателя топливо нагревается и все лишние компоненты превращаются в осадок, представляющий собой вязкую смолу либо лак. Подобные отложения препятствуют нормальной работе форсунок и системы в целом. Без очистки с возникающими проблемами не справиться.
Injector Cleaner
Один из простейших вариантов, который владельцы автомобилей выбирают довольно часто. Состав представляет собой присадку, которая заливается в топливо. Чтобы достигнуть нужного эффекта, ТС должно проработать без перерыва около 5 часов.
Продукт считается комплексным, поэтому отлично подходит для профилактики. Но у него достаточно высокий расход – трёхсотмиллилитровая упаковка уходит на 30 литров топлива.
Плюсы и минусы
удобная фасовка и бутылка
доступная ценовая категория
результативность – она не превышает средних показателей
Verylube XB40152
Интересный продукт, который предназначен для регулярного использования. Он подходит:
- при наличии сильных загрязнений;
- для профилактики.
Состав заливается в топливный бак и постепенно распространяется по системе. Одной промывки хватает для устранения сильных отложений.
Особенности:
- жидкость производится в удобных флаконах объёмом по 10 мл;
- с профилактическими целями достаточно одной упаковки на 50 л бензина или дизеля;
- полноценная чистка требует одновременного использования 3-5 ёмкостей.
Плюсы и минусы
универсальность
высокие защитные показатели
невысокая стоимость
нет
Abro IC509
Достойный вариант для профилактики засоров и устранения незначительных отложений. Средство действует по стандартному алгоритму – после заливки в бак. Формула не имеет агрессивных компонентов, поэтому может использоваться на регулярной основе.
Одного флакона средства достаточно для заливки в полный бак.
Плюсы и минусы
одни из самых высоких показателей эффективности в своём сегменте;
низкая цена
удобная фасовка
бесполезность для загрязнений сложнее среднего уровня
Carbon Cleaner
Очиститель форсунок от Autofit Carbon Cleaner
Один из простейших продуктов для промывки форсунок. Он предназначен для профилактических мероприятий. Поэтому не стоит надеяться на него, когда проблема уже очевидна. Состав действует через заливку в топливный бак.
Его основная особенность – весьма средняя эффективность. При формировании даже тончайшего налёта он уже бесполезен.
Плюсы и минусы
доступность
удобная фасовка
простота использования
не под силу нейтрализовать сильные загрязнения
Присадки в дизельное топливо и бензин: заводские или дополнительные?
Перечень химических добавок в любое топливо определен ГОСТ и международными стандартами. Соответствие контролируется непосредственно при производстве и в рамках ревизионного контроля на заправочных комплексах.
Однако, несмотря на принимаемые меры, водители постоянно сталкиваются с некачественным топливом. Чаще всего этим «грешат» не сетевые региональные АЗС, расположенные на удалении от центров сертификации и контроля.
Общая тенденция: для формирования конкурентной цены (а иным способом водителя на такую заправку не заманить), горе-предприниматели вынуждены закупать либо просроченный бензин, либо произведенный кустарным способом.
Еще одна проблема – присадки для повышения октанового числа. Для этого приобретается партия нормального АИ-92, который с помощью специальной химии «превращается» в 95-й или 98-й.
Поскольку обеспечить заводские технологии на базе АЗС невозможно, владельцам автомобилей предлагается откровенная «бодяга», которая не выдерживает никаких тестов.
В результате страдает топливная система, зашлаковываются форсунки, топливопровод. Прогорают катализаторы и выхлопная система.
Кроме того, система ГРМ и поршневая группа постепенно засоряются даже в процессе условно нормальной эксплуатации, вне зависимости от качества топлива. В результате возникает потребность в изменении качества заливаемого бензина.
Для этого производители автомобильной химии предлагают различные добавки, которые можно разделить на несколько видов:
- Составы, улучшающие свойства некачественного топлива: корректоры октанового числа, нейтрализаторы сернистости, кислотности и пр.
- Присадки, очищающие топливную систему: насос, форсунки, карбюратор.
- Химия, предназначенная для раскоксовки поршневой группы.
- Защита каталитических нейтрализаторов и топливной системы.
- Повышение экологичность выхлопа.
- Препятствующие окислению деталей двигателя и топливной системы, при длительных простоях.
- Антикоррозийные добавки, вытеснители влаги.
- Модификаторы трения, придающие топливу антифрикционные свойства.
- Пусковые присадки или инициаторы горения: для облегчения холодного пуска и снижения нагара.
- Специфические составы для применения в определенных условиях: например, притирочные добавки для ускорения обкатки после капитального ремонта.
Промывка дизельных форсунок
Топливная система дизелей в ходе эксплуатации склонна к загрязнениям, в ней накапливаются отложения, мусор.
Для обработки форсунок двигателя применяют такие жидкости:
LAVR ML-102
Уникальная формула с эффектом раскоксовки. Для реализации средства применяются банки объемом 1 л.
Достоинства
- Эффективная, подходит для прочистки одного насоса или комбинации насос+форсунки.
- Цена невысокая.
- Эффективность хорошая.
Недостатки
Не следует применять слишком часто.
Цена флакона – 550 рублей.
Jet Cleaner Hi-Gear
Очищающая формула для форсунок. Эффективно справляется со смоляными наростами, восстанавливает распылительный факел (а точнее, его форму), нормализует динамику горения рабочей смеси. Использование такой жидкости предотвратит появление нагара в группе поршней и цилиндров. Предупреждает жидкость износ пар плунжера. Она не опасна для нейтрализаторов каталитиков, турбопокомпрессорных установок.
Тара разная – это 295, 312 мл, 3.78 л.
Достоинств
Эффективная формула
Недостатки
Недостатком можно назвать высокую стоимость.
Цены – от 350 до 2100 рублей.
Ликви Моли Diesel-Spulung
Состав для дизельных форсунок, убирает все отложения, увеличивает цетановое число и гарантирует уверенный пуск двигателя. Токсичность отработанных газовых масс снижается, топливная система очищается. Средство обеспечивает эффективную защиту от коррозии, активизирует сгорание активных веществ, снижает токсичность выхлопов, улучшает степени приемистости мотора. Эффективность зависит от правильности применения.
Достоинства
- Очищает все отложения.
- Увеличивает цетановое число.
- Гарантирует уверенный пуск двигателя.
Недостатки
Высокая стоимость
Цена – до 800 рублей.
LAVR Jet присадка Cleaner Diesel
Присадка универсального действия активизируется под воздействием высоких температур, форсунки не засоряет, фильтры и топлипроводы тоже. Также вещество связывает воду, предупреждает появление пробок льда, коррозию. Вода в топливе связывается.
Заливают объем с учетом количества топлива в баке.
Достоинства
- Расход экономичный
- Цена доступная.
- Функционал, согласно оценкам экспертов, средний (если сравнивать с аналогами).
Недостатки
нет
Цена 310 мл около 240 рублей, производство Россия.
System PurgeWynns Diesel
Присадки для форсунок, эффективно удаляют загрязнения без предварительной разборки, достаточно применять специальную жидкость. Повышают эффективность специального фильтра и эксплуатации системы рециркуляции отработанных газовых масс, быстро восстанавливают холостой ход. Отзывы отличные.
Достоинства
- Эффективная формула
- Хорошие отзывы
Недостатки
Минусов в плане рабочих характеристик нет, но цена не самая низкая в своем классе.
Цена в районе 700 рублей.
Присадки в бак для снижения расхода топлива
Мы не можем позволить себе собственные нефтеперерабатывающие заводы. Пытаемся доверять названиям брендов. А в известной поговорке говорится: «Доверяй, но проверяй». И в то же время проверить качество бензина и солярки нет возможности. Остается уповать на присадки в бензин и дизельное топливо. Есть только один способ борьбы с повышенным потреблением. Это увеличение его окисления. Что дает наиболее полное сгорание. В результате чего динамика разгона и мощность возвращаются. И уменьшается образование нагара и сажи. А расход снижается. Таким окислителем служит добавка в бак — нанокатализатор горения. Выпускается для бензиновых двигателей. И для дизельных моторов.
https://youtube.com/watch?v=wF2ZBrsnH4Y
https://youtube.com/watch?v=MLMY2QniMAU
Кроме того, данная присадка в бак позволяет увеличить октановый и цетановый показатель на 3-5 единиц. И это без вреда деталям двигателя. Что обычно происходит, благодаря введению в топливо мягких металлов. Которыми обычно и поднимают октановое и цетановое число.
МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир)
Его доля на рынке сейчас в качестве высокооктанового компонента является практически монопольной. Эта присадка легко сочетается с углеводородами и повышает экологичность топлива: снижает содержание серы, бензола, олефиновых и ароматических углеводородов. К слову, МТБЭ активно производят в России и Китае, а единственным исключением из развитых стран, где эта присадка запрещена к применению в бензине, стала Америка. В 1996 году в подземных источниках питьевой воды городов Санта-Моника и Гленвилль в Калифорнии была обнаружена недопустимая концентрация МТБЭ.
Эксперименты на лабораторных животных, которым в 1997 году была введена доза МТБЭ, зафиксировали развитие у них лейкемии, лимфомы и рака. Как следствие, с 2003 года в штате Калифорния использование МТБЭ было запрещено. А с 2007 года запрет распространился и на территорию остальных штатов США.
Подведем итоги
Как вы видите, иногда стоит использовать очиститель инжектора в бак. Какой лучше? Отлично подойдет «Лайт» от «Ликви Моли» или тот же «Хай-Гир». В запущенных случаях такой подход бесполезен. Тут уже понадобится полноценная промывочная станция, которая для этого и предназначена.
Все же почистить инжектор можно и у себя в гараже. Промывочную станцию можно заменить обычным компрессором. Но даже тут желательно иметь хоть какие-то знания и навыки. Поэтому, перед тем как приступить к работе, желательно ознакомиться с основными нюансами и проблемами, которые могут возникнуть. Но самый эффективный способ очистки форсунок заключается в применении ультразвука. Правда, это достаточно дорого, но результат зачастую превосходит все ожидания. Вот в принципе и все, что можно рассказать о популярных очистителях инжекторных систем современных автомобилей.