Сколько должен заряжаться аккумулятор автомобиля
По статистике, аккумуляторная батарея (АКБ) автомобиля доставляет проблемы владельцу довольно редко. Тем не менее, ситуации, когда требуется ехать, а машину завести не удается из-за того, что аккумулятор «сел», возникают достаточно часто. Поэтому каждый автовладелец обязательно должен уметь зарядить устройство.
Сама по себе процедура зарядки не отличается особой сложностью: необходимо только зарядное устройство и электрическая розетка с напряжением 220 В. Однако есть некоторые особенности зарядки разных типов батарей.
Правила зарядки
Итак, каким образом и сколько времени должен заряжаться аккумулятор автомобиля? Общие правила зарядки любых аккумуляторных батарей следующие:
- в помещении, где заряжается аккумулятор автомобиля, должна быть хорошая вентиляция;
- рядом не должно быть открытого огня;
- АКБ необходимо тщательно очистить от грязи, и прочистить при помощи иглы или подобного инструмента вентиляционные каналы в ее корпусе.
Заряжать аккумулятор автомобиля можно двумя способами: с поддержанием постоянного напряжения или с поддержанием постоянной силы тока. Постоянным током можно заряжать обслуживаемые и малообслуживаемые батареи, в которые при необходимости можно долить дистиллированную воду. Так сколько же ампер можно подать на клеммы, чтобы не причинить вреда?
Обслуживаемая
Чтобы безопасно выполнить эту процедуру, необходимо соблюдать следующее условие: значение силы тока не должно превышать 10 % от емкости АКБ. Иными словами, батарею емкостью 60 А/часов можно заряжать током не более 6 Ампер.
О том, что она полностью заряжена, просигнализирует закипевший электролит. В среднем на то, чтобы зарядить автомобильный аккумулятор, требуется 10-12 часов. Если повысить ампераж, время зарядки на несколько часов уменьшится, но это отрицательно скажется на состоянии свинцовых пластин, и, следовательно, на сроке службы АКБ. Особенно это касается свинцово-сурьмяных батарей.
При глубоком разряде ампераж необходимо уменьшить до 5 % от емкости, напряжение зарядки необходимо также установить пониженное, порядка 12-13 В. Через некоторое время сила тока начнет расти, необходимо следить, чтобы она не превысила 10 % от емкости, напряжение при этом нужно поднять до 14,4 В. Времени на зарядку потребуется порядка 20 часов.
Необслуживаемая
Необслуживаемый автомобильный аккумулятор, т.е. не имеющий прямого доступа к банкам с электролитом и исключающий его долив, заряжается постоянным напряжением при помощи автоматического зарядного устройства. Такие устройства автоматически понижают силу тока по мере зарядки.
Изначально при помощи регулятора выставляется ток, равный 1/10 от его емкости. Через несколько часов это значение начнет автоматически снижаться, чтобы не допустить кипения электролита. Когда автомобильный аккумулятор полностью зарядится, на его клеммы будет подаваться всего 200 мА (значение тока саморазряда). В таком состоянии АКБ с подключенным «зарядником» может находиться сколько угодно долго совершенно без ущерба для себя.
Глубокий разряд в 90 % случаев означает выход необслуживаемой АКБ из строя, автоматическое зарядное устройство не в состоянии реанимировать его. Стоит отметить, что при помощи автоматического зарядного устройства можно заряжать не только необслуживаемый автомобильный аккумулятор, но и любой другой при условии, что он не глубоко разряжен.
Если срочно нужно ехать, а батарея «села»
Для того чтобы завести машину с полностью севшей батареей, достаточно подключить зарядное устройство на 10-15 минут. При этом можно установить значение силы тока более 10 % емкости, например, 10 А.
Современные автоматические «зарядники» могут использоваться в качестве пусковых устройств для облегчения запуска мотора. Для этого необходимо подключить его к батарее, установить максимальный ампераж, подождать 10-15 минут, а затем, не отключая, завести двигатель автомобиля. После того, как мотор заработал, водителю нужно проехать не менее 10 км, чтобы генератор смог хоть немного подзарядить АКБ для последующего успешного запуска мотора.
Если зарядного устройства под рукой нет, можно попросту «прикурить» от другого автомобиля при помощи проводов. При этом после подключения «крокодилов» необходимо немного подождать, чтобы севший автомобильный аккумулятор вобрал в себя немного энергии. В противном случае при попытке включить стартер практически весь ток уйдет на зарядку севшей батареи, и завести мотор не удастся.
Меры безопасности при зарядке АКБ автомобиля
Аккумулятор — это электротехническое устройство. Основной принцип работы данного агрегата основан на агрессивных химических процессах
Важно соблюдать меры безопасности при его обслуживание и зарядке:
- Работайте в резиновых защитных перчатках и очках.
- Заряжайте аккумулятор в хорошо проветриваемом помещении при температуре не ниже 10°С.
- Не курите рядом с заряжающейся батареей. В процессе зарядки выделяются едкие пары, которые могут вступить в реакцию с огнем или искрой.
- Заливайте кислоту в воду, а не наоборот. Это школьное правило по химии помнят не все автовладельцы.
- После окончания работ помойте руки и лицо теплой водой с мылом.
Соблюдая данные правила предосторожности, вы не получите травм, и зарядите АКБ до полноценного состояния. Подводя итог, можно сделать «усредненный» вывод. Для зарядки полностью разряженного АКБ 10% силой тока от номинала понадобится 10 ч, при постоянном напряжении достаточно 4-5 ч до 90% емкости
Но выгода в данном случае сомнительная, так как недозаряженная АКБ отслужит намного меньше циклов, чем «полная». Чтобы зарядить её до 100% напряжением понадобится еще 10 ч. Хороший и полный заряд — это длительная подача относительно малых токов. Все что «побыстрее и помощнее» негативно скажется на сроке службы АКБ
Для зарядки полностью разряженного АКБ 10% силой тока от номинала понадобится 10 ч, при постоянном напряжении достаточно 4-5 ч до 90% емкости. Но выгода в данном случае сомнительная, так как недозаряженная АКБ отслужит намного меньше циклов, чем «полная». Чтобы зарядить её до 100% напряжением понадобится еще 10 ч. Хороший и полный заряд — это длительная подача относительно малых токов. Все что «побыстрее и помощнее» негативно скажется на сроке службы АКБ
Подводя итог, можно сделать «усредненный» вывод. Для зарядки полностью разряженного АКБ 10% силой тока от номинала понадобится 10 ч, при постоянном напряжении достаточно 4-5 ч до 90% емкости. Но выгода в данном случае сомнительная, так как недозаряженная АКБ отслужит намного меньше циклов, чем «полная». Чтобы зарядить её до 100% напряжением понадобится еще 10 ч. Хороший и полный заряд — это длительная подача относительно малых токов. Все что «побыстрее и помощнее» негативно скажется на сроке службы АКБ.
Соблюдение техники безопасности
Поскольку вы решили зарядить аккумулятор от своего автомобиля самостоятельно, в домашних условиях, а не обращаться в автосервис, учтите некоторые правила техники безопасности.
Согласно принятым нормам работы с ЗУ и электроприборами, зарядка аккумулятора требует выполнения таких правил:
- АКБ заряжается только при положительной температуре и в хорошо проветриваемом помещении;
- подключать ЗУ к АКБ в комнате, где находятся дети или другие люди, нельзя;
- ни в коем случае не курите, не занимайтесь сварочными работами, не используйте никакие источники открытого пламени вблизи АКБ;
- не разрешается делать зарядку в помещениях с высокой влажностью;
- соединять клеммы и зажимы с ЗУ можно только тогда, когда зарядное устройство не подключено к розетке;
- даже если АКБ необслуживаемая, работать следует в защитных очках и перчатках;
- под рукой всегда держите раствор соды.
Раствор соды сделать довольно просто. Вам потребуется 100 грамм порошка и 1 литр тёплой воды. Смешайте компоненты, и состав готов.
Несоблюдение техники безопасности может повлечь за собой травмы, выход из строя АКБ, поломку ЗУ, а также порчу электропроводки в помещении, где вы занимаетесь подобными операциями.
Как правильно заряжать севший аккумулятор
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора представляют выпрямители переменного тока. Это могут быть аппараты, допускающие регулирование зарядного тока или напряжения. Сколько придется заряжать полностью севший аккумулятор?
Если зарядная станция работает при постоянной величине зарядного тока, полная зарядка аккумулятора емкостью 60 А/ч ведется в течение 20 часов постоянным током силой в 6 А.
При постоянной величине тока в период зарядки возрастает напряжение, что приводит к обильному выделению газа из электролита. Поэтому подаваемый постоянный ток уменьшают ступенчато дважды, при достижении напряжения 14,4 и 15 В. То есть контроль подзарядки севшей батареи нуждается в контроле и регулировке.
Способ зарядки аккумуляторов при постоянном напряжении не требует постоянного контроля над процессом. Устанавливается задание по конечному напряжению, а величина тока меняется от 40 ампер вначале до почти нуля в конце подзарядки. Время подзарядки полностью разряженной батареи составит 24 часа. Но необслуживаемые аккумуляторы не получат полный заряд 14, 5 В соответствуют 90-95 % емкости батареи.
Как определить, что АКБ нуждается в зарядке?
Обычно после установки новой батареи владелец автомобиля забывает о ней. Если АКБ необслуживаемая, то при правильной эксплуатации её хватит на несколько лет исправной работы.
Если не возникает проблем с электропитанием, заряжать АКБ практически не требуется. Если по какой-то причине она разрядится (длительное питание потребителей тока без зарядки, сульфатация пластин от старости и т. п.), то это моментально обернётся невозможностью завести машину.
При более глубоком разряде не будут нормально работать и другие приборы. В этой ситуации нужно, прежде всего, определить степень разряда. Чтобы уметь быстро устанавливать причину, следует запомнить несколько чисел:
- 100% заряду батареи соответствует напряжение 12,7 В;
- при 50 % заряде эта величина составляет 12,2 В;
- о нулевом заряде свидетельствует напряжение ниже 11,7 В.
Ещё точнее можно установить степень разряженности АКБ по уровню плотности электролита, которую определяют ареометром. Правда, этот замер можно сделать только на обслуживаемых моделях, имеющих пробки. Простейшая таблица соответствия, которую можно запомнить, выглядит так:
- 100 % заряду соответствует плотность электролита выше 1,27 г/см³
- 50 % — 1, 20 г/см³
- 0 % — 1,00 г/см³.
С обслуживаемой АКБ нужно обращаться более внимательно. Необходимо периодически (летом — не реже одного раза в неделю) проверять уровень электролита, пополнять банки дистиллированной водой, нейтрализовать щелочным раствором (соды, например) верхнюю панель батареи для предотвращения саморазряда.
Чтобы АКБ любого типа прослужила дольше, нужно контролировать степень разряда и вовремя подзаряжать её
Особое внимание следует уделять кальциевым батареям, плохо переносящим глубокий разряд
Методы правильной зарядки аккумулятора
Зарядка аккумулятора в зависимости от типа ЗУ производится двумя основными методами:
- При постоянном напряжении и изменяемой силе тока. Сначала подается большая сила тока, достигающая 25-30 А, которая со временем снижается. Для этого при помощи регулятора выставляется сила тока на уровне 10% от емкости аккумулятора. В процессе работы устройства показатель будет падать, а признаком завершения процесса (продолжается 10-13 ч.) будет стрелка амперметра на отметке «ноль»;
- При постоянной силе тока, но изменяемом напряжении. Метод более сложный, требует контроля процесса и специальных знаний. Вначале задают силу тока, равную 10% от энергоемкости, при которой идет зарядка до показателя 14 В, после чего сила тока снижается наполовину, и зарядка идет до 15 В, затем ток снова понижается вдвое. О завершении процесса будет свидетельствовать неизменное напряжение на индикаторе в течение часа.
Сколько заряжается батарейка аккумулятор
вот непойму нашол паспорт там шкала ёмкостей сказано заряжать 20часов чтож пихнул, заряжалось правда почти 22часа проверяю тестером заряд 83% теже Ni — CD 700 mAh зарядились на 98% учитывая что им не один год странно толи зарядное выпендривается толи аккумуляторы пошли такие незаряжаемые. чтож пойду новую заряное брать. думаю взять автомат. если кому интересно аккумуляторы «КОСМОС» приобретённые в Диезе в количестве 2штуки
да Мистер Бернс, спасибо
Иногда новая аккумуляторная батарея не отдает полной емкости после полного заряда. Вы приобрели видеокамеру или новый аккумулятор к ней несколько месяцев назад, сегодня праздник у вашего ребенка (или у вас) и вы достали видеокамеру и решили заранее зарядить аккумулятор. Согласно инструкции вы вставили его в зарядное устройство и когда погас (или загорелся) соответствующий индикатор вынули аккумулятор. Вы начали съемку, но батареи хватило только на 15 минут (вместо как минимум 40). Повторная зарядка аккумулятора не восстановила длительность работы аккумулятора. Диагноз: ваш аккумулятор заболел «эффектом памяти».
В такой ситуации возникает несколько вопросов:— Что делать с батареей?— Как избежать такой ситуации?— Что является причиной отказа батареи?
Для того чтобы наши рекомендации были понятны, вначале необходимо ответить на последний вопрос.Щелочные аккумуляторы упрощенно состоят из положительного окисно-никелевого электрода, отрицательного электрода (он может быть цинковым, кадмиевым, железным или никель-металлгидридным), щелочного электролита и сепаратора.Согласно последним исследованиям, ответственным за возникновение «эффекта памяти», является положительный окисно-никелевый электрод. В процессе заряда аккумулятора на положительном электроде гидроокись никеля (II) превращается в NiOOH (гидрат закиси никеля III), а в процессе разряда — наоборот NiOOH в Ni (OH)2 .
Гидрат закиси никеля III (NiOOH) имеет несколько структурных форм (фаз), отличающихся электропроводностью и химической активностью. В обычных условиях образуется b (бета) модификация NiOOH, которая имеет высокую химическую активность и электропроводность, но относительно нестабильна. С течением времени эта модификация превращается в g- (гамма) модификацию, имеющую низкую электропроводность.
Механизм появления «эффекта памяти» выглядит следующим образом. В процессе хранения не полностью разряженного аккумулятора на поверхности положительного электрода образуется низкопроводящий слой g- (гамма) модификации NiOOH , который не может быть удален при нормальных условиях заряда. При последующих зарядах и разрядах положительный электрод разряжается только до уровня этого слоя, значительно снижая емкость аккумулятора.Таким образом, условиями появления «эффекта памяти» является длительное хранение не полностью разряженных аккумуляторов.
Рекомендации по исключению появления «эффекта памяти»:После применения аккумуляторы разрядить полностью;— Хранить аккумуляторы в полностью разряженном состоянии (желательно в холодильнике, т.к. скорость образования низкопроводящего слоя снижается при низкой температуре);— При длительном хранении (более 3 месяцев) проводить контрольные циклы заряда- разряда;— Перед зарядом аккумулятора его необходимо полностью разрядить.Восстановить аккумуляторы с «эффектом памяти» памяти можно с использованием специального зарядного устройства, которое обладает функцией восстановления.
Другой способ заключается в разряде и заряде низкими токами (менее 0,05 С), что позволяет за длительное время восстановить аккумуляторы. Способ экстренного восстановления основан на использовании при заряде источника тока с высоким напряжением, достаточным для пробоя непроводящего слоя, но срок службы, таким образом, восстановленных аккумуляторов резко сокращается.
Наиболее часто «эффект памяти» обнаруживается в аккумуляторных батареях для видеокамер. Это связано с периодичностью использования камер и отсутствием у штатных зарядных устройств функции разряда перед зарядом батареи.Производитель аккумуляторов прикладывают значительные усилия по исключению в своих изделиях «эффекта памяти». С этой целью применяются новые технологии производства и различные добавки в активные массы электродов и специальные сепараторы .
Полностью исключить возможность проявления «эффекта памяти» при неаккуратной эксплуатации аккумуляторных батарей нельзя.
7 мифов о необслуживаемых АКБ
Перед тем, как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля, полезно ознакомиться с мифами и заблуждениями о них. В идеале это должно помочь избежать фатальных ошибок при эксплуатации. А для некоторых автолюбителей рассмотренная информация будет веским поводом отказаться от покупки необслуживаемого аккумулятора. Как и наоборот — кто-то ещё сильнее захочет себе такой, или порадуется уже купленному.
Мифы и заблуждения:
- Необслуживаемый АКБ абсолютно не нуждается в обслуживании. Обслуживание автомобильного аккумулятора заключается не только в манипуляциях с электролитом. Как минимум, по мере необходимости его нужно подзаряжать от стационарного зарядного устройства. А в идеале ещё и за чистотой корпуса желательно следить. Клеммы от окислов и солей тоже полезно очищать. В общем, не такой уж он и необслуживаемый…
- Необслуживаемые АКБ — это заговор. Существует конспирологическое мнение, что производители убрали доступ к электролиту не для удобства и безопасности. А чтобы АКБ умирали быстрее. Если вы склонны верить в подобное, то лучше сразу откажитесь от покупки необслуживаемого аккумулятора. От остальных достижений научно-технического прогресса — тоже. Мало ли. Вдруг это всё заговор.
- Пробки у необслуживаемых АКБ есть, но они спрятаны. Одна из веток конспирологии в мире аккумуляторов. Если посветить на некоторые необслуживаемые аккумуляторы, то можно увидеть на просвет нечто очень напоминающее пробки. Но если раскурочить такую батарею, то «спрятанные хитрыми производителями пробки» окажутся ничем иным, как ходами системы циркуляции газов и балансировки давления.
- Без вандализма нельзя узнать уровень электролита в необслуживаемой АКБ. Можно! Иногда двумя способами сразу. Первый — есть необслуживаемые аккумуляторы с индикатором. Второй — электролит и его уровень можно увидеть на просвет.
- Необслуживаемые аккумуляторы не боятся наклонов и переворотов. Гелевые и AGM АКБ действительно не боятся. А вот что касается моделей с наливным электролитом — наклонять и переворачивать их нельзя. В инструкциях к ним это обычно пишут. Но кто же их читает…
- Зарядка необслуживаемой АКБ может закончиться взрывом, так как нет пробок, которые можно вывернуть. Для сброса избыточного давления в процессе зарядки необслуживаемого аккумулятора в нём предусмотрена специальная система каналов и клапанов. А надуваются они иногда не от давления газов, а от перегрева и деформации свинцовых пластин.
- Восполнить уровень потерянного электролита в необслуживаемой батарее можно через контрольный индикатор. В одном из шести отсеков — действительно можно. Если удастся извлечь этот самый индикатор. В оставшиеся пять «банок» таким способом долить ничего не получится. Они отделены перегородками.
Это не все мифы. Но задача была рассмотреть те, которые касаются вопроса зарядки необслуживаемых аккумуляторов.
Чем заряжают аккумулятор
Выбор зарядного устройства (ЗУ) – мероприятие достаточно ответственное. От этого зависит насколько быстро, качественно и безопасно будет заряжена авто акб. Большое количество автоаксессуаров этой категории значительно упрощает предстоящий выбор. ЗУ обладают различными функциональными возможностями. Их ценник представлен в самом широком диапазоне.
При покупке автомобильной аккумуляторной зарядки рационально будет придерживаться принципа универсальности. Чем больше типов аккумуляторов способно зарядить ЗУ – тем лучше. В будущем не придется приобретать новое зарядное устройство при смене АКБ. Стоить универсальная зарядка будет дороже, но в конечном итоге – это себя оправдает.
Все зарядные устройства можно разделить на две большие категории:
- трансформаторные;
- импульсные.
Трансформаторные зарядки, в сравнении с импульсными, обладают достаточно внушительным весом и более значительными габаритами. В большинстве своем трансформаторные ЗУ – это представители прошлого, которые не одно десятилетие отработали до этого и способны столько же отработать в будущем. У них простая и надежная конструкция, они легко ремонтируются. Главное достоинство трансформаторных ЗУ – они обеспечивают максимально полный заряд батареи.
Особенность трансформаторных зарядных устройств – ими необходимо научиться и уметь пользоваться. Процесс зарядки требует постоянного контроля и корректировки силы тока. Это не всегда удобно, т.к. на такие процедуры просто может не оказаться свободного времени.
При установке рабочих параметров трансформаторного зарядного устройства сила подаваемого тока должна составлять 10% емкости заряжаемой батареи. Например, на аккумулятор 60 ампер часов следует подавать ток зарядки величиной 6 ампер.
Большинство моделей трансформаторных зарядных устройств оснащались только стрелочным амперметром, что требовало для замера напряжения на клеммах АКБ дополнительно использовать вольтметр (мультиметр). В продвинутых самоделках на передней панели можно увидеть две шкалы: амперметра и вольтметра.
Импульсные ЗУ – автоаксессуары нового поколения, принцип действия которых основан на воздействии на АКБ токами высокой частоты. В их конструкции нет мощного и тяжелого трансформатора, благодаря этому они получились легкими и компактными. Функциональная особенность импульсных ЗУ – способность эффективно работать в нескольких режимах. Импульсные зарядные устройства осуществляют процесс зарядки постоянным током и переменным напряжением, переменным током и постоянным напряжением, комбинированным режимом, сочетающим первые два. Такая универсальность позволяет успешно использовать импульсные ЗУ для обслуживания различных типов аккумуляторов.
К достоинствам импульсных зарядных устройств относят полную автоматизацию процесса, что позволяет правильно заряжать аккумулятор автомобиля без необходимости постоянного контроля. ЗУ достаточно подсоединить к клеммам батареи и включить в стационарную сеть. Микропроцессор точно определит степень заряженности АКБ, ее вольтаж и установит оптимальный режим зарядки. После того как батарея будет заряжена ЗУ перейдет в режим поддержания ее рабочих параметров. Электронная система защиты сообщит о нарушении полярности, не допустит короткое замыкание и перегрузки, что исключит перезаряд аккумулятора, его перегрев и закипание электролита.
Дополнительные функции импульсных зарядных устройств:
- режим восстановления (десуфальтации);
- режим быстрого заряда;
- зимний режим.
Наличие или отсутствие дополнительных функций зависит только от конкретной модели ЗУ. Существуют зарядки способные не только диагностировать и заряжать аккумулятор, но и определять рабочие параметры генератора и стартера машины. Значительно расширяет возможности зарядного устройства наличие ручного и автоматического режимов. Ручной режим будет необходим для восстановления АКБ, автоматической – для очередной подзарядки. В зависимости от конкретной модели импульсные ЗУ могут иметь светодиодную, стрелочную или LCD индикацию. Наиболее информативны зарядки с LCD экранами, но стоить они будут дороже.
Вниманию покупателя представлены импульсные зарядки двух категорий: собственно зарядные устройства и пуско-зарядные устройства. Последние бывают стационарными и автономными. Пуско-зарядное ЗУ позволяет не только зарядить аккумулятор, но произвести пуск двигателя при севшей аккумуляторной батарее. В конструкции автономных пуско-зарядных устройств есть собственный источник питания, что позволяет самостоятельно завести двигатель в дорожных условиях без посторонней помощи.
Зарядка необслуживаемых аккумуляторов
Здесь уже критичен выбор зарядного устройства: превышать ток, необходимый для зарядки, нельзя. Особенно чувствительны к этому необслуживаемые аккумуляторы типа VRLA – то есть AGM-батареи и гелевые. Кроме того, необходимо обеспечить отключение заряда в нужный момент – забывчивость или отвлекающие занятия могут привести к серьезному падению ресурса необслуживаемой батареи из-за перезаряда.
Видео: Сульфатация пластин аккумулятора. Причины и последствия. Просто о сложном
Поэтому для зарядки необслуживаемых батарей можно использовать только автоматические зарядные устройства, имеющие настройку максимального тока. Такие ЗУ сейчас наиболее распространены на рынке. Для AGM-батарей неплохим выбором станет цифровое ЗУ – в них реализуется более гибкий алгоритм заряда, есть возможность выбора специального программного режима для каждого типа аккумуляторов.
Перед зарядкой необслуживаемого аккумулятора на нем нельзя вскрыть банки: в зависимости от модели пробки или не допускают выворачивания, или вообще отсутствуют. Все, что нужно сделать перед включением зарядного устройства, это проверить чистоту вентиляционного канала в крышке АКБ и при необходимости удалить из него грязь.