Rokodil ScanX
Качество и скорость диагностики — основные преимущества данного диагностического адаптера среди конкурентов бюджетного сегмента. Сканер совместим как с отечественными, так и импортными автомобилями, обладающими ODB2 разъемом для подключения, а комплексная и точная диагностика не оставит без внимания даже систему кондиционирования. Bluetooth версии 4.2 обеспечивает высокую скорость считывания и визуализации информации на вашем телефоне, планшете или ПК.
Поможет сканер и при выборе б/у автомобиля — с его помощью можно узнать реальный пробег и VIN, что обезопасит Вас от недобросовестных продавцов. Также устройство отлично подойдет для использования в качестве бортового компьютера.
Надежная элементная база гарантирует устойчивость к перегрузкам и защиту ЭБУ от вывода из строя. На передней стороне находится кнопка вкл/выкл, а в режиме простоя сканер переходит в энергосберегающий режим.
История диагностики с OBD II
Изначально мало кто заботился об удобстве автомобильных диагностов. Микрокомпьютеры, управляющие агрегатами машины, могли быть проверены дилерскими средствами, в свободную продажу не поступающими и открытыми кодами не обеспеченными. Поэтому первый шаг был сделан государственными организациями, призванными следить за экологической чистотой транспорта.
Появился контрольный стандарт в США, где Калифорния всегда славилась, как самый требовательный к ограничению загрязнений окружающей среды двигателями внутреннего сгорания штат.
К середине 90х годов описание разъёма окончательно сформировалось в виде OBD II, то есть второго финального варианта исполнения. On-Board Diagnostics II стал обязателен к применению на всех автомобилях в США после 1996 года.
Что такое EOBD
Встречающаяся аббревиатура EOBD особого смысла в понятие OBD не добавляет, и даже нет точной определённости, что значит дополнительная буква в начале.
Это может быть сокращение от European, намёк на дополнительные способности Enhanced или просто бессмысленная приставка Electronic (других просто не существует).
Но чаще склоняются к началу внедрения позитивного американского стандарта в производство европейских автомобилей. Тем более, что рынок США всегда считался самым важным.
В результате параллельно с американскими стандартами на диагностический интерфейс SAE образовались и общемировые ISO.
В большинстве случаев идентичные, но с другими цифробуквенными обозначениями, а чаще применяется тот, который раньше появился. Это относится к протоколам физического и логического уровней.
LAUNCH X431 CR3001
Относительно дорогой OBD2 адаптер из Поднебесной. Его стоимость составляет 1000-1500 рублей. Устройство подключается ко многим телефонам и ноутбукам. Оно имеет проводное соединение и собственный небольшой экран. Это позволяет использовать его даже без мобильных гаджетов. Разъём подключения надёжно защищён от влаги и грязи специальной накладкой. Этот автосканер считается довольно точным и надёжным. По качеству диагностики его нередко называют премиальным.
Адаптер подходит для довольно старых автомобилей, начиная с 2000 года выпуска, большинства известных брендов. Его можно использовать и для проверки современных отечественных или китайских авто. Гаджет имеет русскоязычное меню, которое является не очень удобным во многом из-за качества перевода.
OBD2 и ELM327
Считывать информацию и организовывать обмен через OBD можно самыми разнообразными профессиональными и любительскими устройствами. Но одна из фирм сделала удачный ход, создав прошивку универсального микроконтроллера, превратившего его в инструмент, преобразующий сигналы диагностического разъёма в типовой код для стандартного интерфейса бытовых компьютеров.
Небольшой приборчик, содержащий в типовом случае программируемый контроллер, микросхемы питания, электрически перезаписываемой памяти и связи по типовым интерфейсам (трансмиттеры), по габаритам ненамного крупнее разъёма.
Он устанавливается в розетку OBD2 и выдаёт сигнал стандартного последовательного интерфейса UART, известного ещё с первых персональных компьютеров. Физически его можно передавать в ноутбук, компьютер или планшет через распространённые интерфейсы USB, Bluetooth или Wi-Fi.
Информация обрабатывается и преобразуется в визуально удобную программным обеспечением персонального компьютера или смартфона. Приложения могут быть разного уровня сложности, платные и бесплатные, вплоть до наличия дилерских алгоритмов, если их уже написали для конкретной машины.
При этом сам адаптер остаётся простым, универсальным и дешёвым. Надо только проследить за наличием в нём всех рекламируемых возможностей по реализуемым функциям и протоколам. Это ещё не профессиональный уровень, но уже очень удобно во многих практических применениях.
Стандартный разъем OBD2
- Форма. Вплоть до 2003 года, строгого стандарта на форму разъема не существовало. Каждый производитель сам определял, какой формы будут разъемы на его автомобилях. Позднее, под напором законов рынка (большим спросом пользовались автомобили с определенной формой разъема), был разработан стандарт, определяющий его трапециевидную форму. Имеет 16-ти контактную колодку, где пины расположены в два ряда ( по 8 контактов). Здесь предусмотрен выход, который обеспечит питанием диагностические приборы от аккумулятора автомобиля, что снимает необходимость отдельно соединяться к источнику питания.
Есть два типа стандартного разъема – тип А и тип В. Оба состоят из двух рядов контактов, между ними проведена канавка. В типе В она прерывается посередине. Это необходимо, чтобы не допустить присоединения штепселя А-типа (для автомобилей с бортовым напряжением 12В) в гнездо В- типа (для авто с напряжением 24В). Обратное соединение допустимо.
- Расположение разъема. Стандарт определяет не точное место, а расстояние от руля, составляющее не более 1 метра. Это может быть место под панелью, под пепельницей, под консолью или ручным тормозом, а также в подлокотнике.
- Распиновка. Предназначение контактов регламентирует протокол SAE J1962. Они пронумерованы от №1 до №16. Контакты №№ 1,3,8,9,11,12,13 загружаются производителями по своим потребностям. Обычно к ним подключают электронные блоки (ABS, SRS, коробки, кузова, и т.д.)
Остальные контакты подчинены строгому регламенту установки.
- №2 – линия J1850
- №4 – масса
- №5 – земля
- №6 – высокий уровень CAN – шины
- №7 – канал K-Line
- №10 – канал J1850
- №14 – линия CAN низкий уровень
- №15 — K-Line
- №16 – положительный контакт аккумулятора
- Подключение осуществляется с аппаратурой, с совмещенным с OBD2 разъемом. Если таковой отсутствует, применяют переходники. Их можно купить или собрать самим.
- Подключают сканер к разъему ЭБУ автомобиля и к персональному устройству, на который уже установлено ПО для вашего прибора. Подключение может быть по USB-порту или по беспроводным каналам.
- Включают зажигание (в некоторых случаях требуется завести мотор).
- В настройках программы найти и включить Bluetooth или WI-FI.
- Нажимая «поиск устройств», выберите в предложенных вариантах название вашего сканера OBD Наберите идентификационный код (из технической документации прибора или с этикетки). Обычно это 1234 или 0000 и 6789.
- Сопряжение произошло, однако на экране высвечивается табло «не подключено».
- Снова зайдите в настройки, найдите в «OBD2 настройки адаптера» пункт «Выберите устройство Bluetooth» и активируйте в нем строку с вашим сканером.
- Вернитесь на главный экран и начинайте диагностику.
Подключение сканеров к нестандартному разъёму
Схема распиновки OBD2 разъёма предусматривает использование конкретных шин для конкретных целей, но некоторые автопроизводители, придерживаясь стандартной распиновки, не соблюдают общепринятый формат разъёма. Особенно это касается грузового транспорта, но нередко можно встретить и легковые авто (в большинстве случаев – произведённых до 2000 года), у которых диагностический разъём имеет нестандартный вид. В таких случаях прибегают к использованию соответствующих переходников, которые достаточно сложно найти в обычных автомагазинах, но легко – в интернете. Если приобрести подходящий переходник затруднительно, достаточно иметь схему распиновки разъёма ОБД вашего транспортного средства, чтобы изготовить его самостоятельно (при наличии навыков обращения с паяльником и знаний основ электротехники). Опять же, схему перекоммутации контактов диагностического разъёма можно найти в сети.
Для профессиональных автосервисов лучше воспользоваться наборами переходников, в состав которых входит от шести до двух десятков различных переходников. При их использовании нестандартный разъём переходника подключается к ОБД порту ЭБУ, второй разъём – к порту диагностического кабеля (как вариант – непосредственно в автосканеру). Встречаются и такие ситуации, когда использование переходника не позволяет произвести диагностику из-за того, что ЭБУ просто не поддерживает работу по OBD-протоколу. В этом случае (речь идёт о возрастных авто) следует искать соответствующий сканер.
CarBit
Программка дает развернутую информацию о параметрах с электронных датчиков, предварительно установленных на авто, выводит графику в реальном времени. С Carbit можно сохранять ошибки и расшифровывать, просматривать их позже. Используя эту утилиту, вы получаете шанс в удобное время удалять DTC. Carbit поддерживает, как стандартные, так и специальные дополнительные параметры.
Для того, чтобы диагностировать работу авто, больше нет необходимости постоянно посещать автосалон. Все что нужно – диагностические датчики, адаптер и многофункциональная утилита на мобильном устройстве на базе Андроид.
Какой сканер OBD выбрать
Проводной гаджет – это пережиток прошлого. Каждый раз тянуть ноутбук в машину для диагностики никто не будет. Работать с таким сканером во время движения проблематично, да и стоит всего на 20-25% дешевле беспроводных моделей.
Устройства с Wi-Fi не рекомендуют многие пользователи подобных штук. Сеть чаще всего создается открытая без шифрования, любой сосед может без проблем подключиться к сканеру. На загрузку и развертывание сети уходит до минуты после запуска сканера, повторное подключение к смартфону или компьютеру часто не происходит в автоматическом режиме.
Лучше всего использовать Bluettoth-модели
Обратите внимание, что модули второй и третьей версии работают только с Android-смартфонами, обладателям iPhone следует искать только версии с Bluetooth 4
Ylsfc elm327 wifi
Адаптер китайского производства дешевле 500 рублей, обещающий отличный уровень диагностики за свои деньги. Поэтому он пользуется популярностью у многочисленных российских автовладельцев. Гаджет выполнен на чипе PIC18F25K80 с версией 1.5. Подключается к мобильным устройствам с помощью Wi-Fi. Сочетается практически с любыми ноутбуками и смартфонами, за исключением продукции компании Apple.
Сканер предназначен для диагностики автомобилей практически всех брендов, начиная с 1995 года. Он отличается достаточной точностью проверки, высокой скоростью соединения и удобством подключения. Имеет большие размеры и качественную упаковку. Он довольно надёжен и долговечен. А его основным недостатком пользователи считают чрезмерный нагрев при работе. Но этот минус практически не влияет на эксплуатационные характеристики.
Интерфейс программы
Если говорить про ELM 327 interface OBD 2, то он интуитивно понятен. После установки подключения необходимо дождаться, пока мигающая иконка с изображением автомобиля не перестанет моргать. Если все было правильно, то, устройство сразу начнет работать.
Разберемся, как пользоваться автосканером, а точнее, какие из иконок программы Torque нас будут больше всего интересовать:
- OBD Check Fault Code – позволяет считать и расшифровать возможные ошибки автомобиля.
- Realtime Information – счетчики, отображающие показатели параметров двигателя в реальном времени. Пользователь может самостоятельно выбирать и добавлять счетчики, которые ему нужны. Для этого необходимо нажать «Добавить экран».
Map View – отображает маршрут передвижения.
Во время движения автомобиля водитель может смотреть за показателями датчиков давления, скорости, расхода топлива и многого другого.
Если же вы хотите получать более развернутые данные о системах авто, то рекомендуется подключиться к сканеру ЭЛМ через ПК.
Топ 5 программ для Андроида
MotorData OBD
Одна из самых популярных и бесплатных диагностических программ для смартфонов на ОС Android и адаптеров ELM327. С ее помощью можно считывать ошибки и удалять их из памяти ЭБУ, снимать показания в реальном времени, контролировать более 70 показателей. Интерфейс программы на русском языке. Для профессионального анализа полученной информации, все же, необходимо купить дополнительные расширения.
Из плюсов: интеграция с большинством адаптеров (включая дешевые китайские модели), стоп-кадрами и графическими изображениями параметров, возможность получения полной паспортной информации, включая версию прошивки и VIN. Минусы — ограничения для бесплатной версии (для большинства пользователей их достаточно).
OBD Car Doctor
Еще одна русифицированная программа для ОС Android, поддерживающая практически любые беспроводные адаптеры. Способна определять состояния Check Engine, удалять коды ошибок, рассчитывать мгновенное и среднее потребление топлива, вести журнал заправок и техобслуживания, отображать показания датчиков в реальном времени.
Среди плюсов: русскоязычный интерфейс и широкий функционал, легкая интеграция с ЭБУ для изменения настроек работы мотора. Минусы: сложные настройки для начинающих пользователей. Неопытному водителю изменять настройки самостоятельно не рекомендуется.
ScanMaster
Мобильное диагностическое приложение, превращающее смартфон на Андроид в многофункциональный автомобильный сканер. Имеет мощную бесплатную версию Lite, с помощью которой считывает и стирает ошибки, строит графики по полученным данным и контролирует состояние топливной системы. Еще больше возможностей предлагает платная версия ScanMaster Pro.
Из плюсов ПО: поддержка любых моделей адаптеров, получение информации по Bluetooth и WiFi. Удобно применяется для диагностики автомобилей американского производства, выпущенных с 1996 года, и европейских моделей с 2001-2004 года. Недостатки: сложные настройки, высокая стоимость платной версии приложения.
Torque
Приложение Torque позволяет получать информацию об техническом состоянии автомобиля в реальном времени, сохранять логи поездки и устанавливать собственные рабочие экраны с показаниями выбранных датчиков. Программа может определить время разгона до 100 км/ч и стереть ошибки из ЭБУ. При добавлении плагинов сторонних разработчиков возможности программы можно существенно расширить.
Плюсы ПО: функциональность и поддержка большинства адаптеров. Минусы: наличие некоторых диагностических функций только в платной версии.
InCarDoc
Приложение тестирует большинство технических параметров автомобиля в реальном времени (в том числе, скорость, углы поворота, давление в системе, температуру и характеристики двигателя), удаляет ошибки, способно отправлять диагностические отчеты на электронную почту, поддерживает несколько языков, включая русский.
Из плюсов: определение скорости и местонахождения авто с помощью GPS, наличие консольного режима для опытных пользователей, ведение журналов и выгрузка информации в Интернет, установка пользовательских настроек для работы с широким спектром параметров. Минусы: нестабильное соединение с дешевыми адаптерами.
Программы для Windows
Кроме мобильных приложений для телефонов на ОС «Андроид», для автодиагностики можно использовать программные приложения для ОС Windows.
- Утилита ScanMaster-ELM, работающая с любыми видами адаптеров ELM327. Возможности этого ПО достаточно широкие: удобный и понятный интерфейс, мониторинг работы мотора в реальном времени, построение графиков, просмотр, расшифровку и удаление ошибок. Минусы таких приложений: необходимость покупки лицензии для использования ряда функций и требование русификации для упрощения работы.
- Диагностическая утилита – PCMScan, которая легко определяет неисправности европейских, американских и азиатских машин, получает данные со стоп-кадра и удаляет ошибки в ЭБУ. Для расширения функционала можно добавлять сторонние плагины. Из плюсов: многофункциональность, бесплатная демо-версия. Минусы: необходимость покупки платного ПО для подключения некоторых опций и русификации.
- Мультифункциональная программа автодиагностики для ОС Windows – FORScan. Обрабатывает данные датчиков в реальном времени, считывает основные параметры и сбрасывает коды ошибок. Плюсы: Возможность получения данных практически обо всех функциональных узлах и основных системах авто. Минус: рассчитана на диагностику только 4 марок авто – Ford, Mazda, Lincoln и Mercury.
Инструкция ELM327
Итак у нас есть адаптер ELM327 Bluetooth версии 1.5, телефон на базе Android с установленной программой InCarDoc free, Автомобиль с разъемом OBD-II. Теперь можно приступить непосредственно к диагностике:
- При выключенном зажигании (обязательно) вставить адаптер ELM327 в разъём OBD-II, при этом он подаст признаки жизни (загорится светодиодный индикатор) ;
- Включить Bluetooth на телефоне и найти устройство под названием OBDII (название может отличаться), затем при сопряжении устройств потребуется ввести пароль: как правило это 1234 или 0000.
- Если все получилось тогда переходим в приложение InCarDoc free и нажимаем зелененькую кнопку “Подключить” (фото слева). Если всё выполнили правильно, то неактивные разделы меню станут активными (фото справа).
Подключение к авто в программе InCarDoc free
4. Как только Вы успешно подключились к автомобилю его следует завести.5. Диагностика автомобиля. Следуйте инструкции на картинке ниже. Что бы продиагностировать автомобиль перейдите во вкладку “Диагностика”, после нескольких секунд на экране появиться список ошибок которые есть в Вашем автомобиле. Сделайте скриншот экрана с ошибками, это необходимо для их дальнейшего изучения и поиска причины их возникновения. Теперь можете смело очистить их. Следуйте инструкции ниже:
сброс ошибок авто в программе InCarDoc free
6. Эта программа имеет функции вывода динамических параметров на экран телефона в режиме реального времени. Для примера я вывел на экран Обороты двигателя на холостом ходу (можно наблюдать как они у меня плавают) и температуру охлаждающей жидкости (автомобиль только прогревался). В этой программе достаточно широкий выбор вывода динамических параметров, поэтому я использую именно её.
Вывод на экран динамических параметров авто в программе InCarDoc free
7. Что бы закончить работу со сканером ELM327 просто нажмите кнопку “Отключить” в программе InCarDoc free. Заглушите двигатель автомобиля и извлеките сам сканер из диагностического разъёма OBD-II.
Синхронизация OBD2 с телефоном.
Шаг 1. Подключаться к адаптеру необходимо будет через приложение. В каждом приложении для Android-устройств это делается по-разному. Но обычно окно с выбором варианта подключения заметно сразу. Статус подключения вы сможете увидеть, оценив наличие показателей и сведений об автомобиле в самом приложении.
Шаг 2. Синхронизация будет завершена только в том случае, когда приложение даст соответствующий сигнал об этом: он может быть показан пользователю в виде внутреннего уведомления или выплывающей строки. Вы должны увидеть появление данных об автомобиле, а также о его технических системах.
Помог знакомый, который одолжил компактный OBD-сканер
Уже через несколько минут «умная коробочка» подсказала, что проблема именно с датчиком положения коленчатого вала.
Для проверки сбросили ошибку при помощи сканера, а через несколько дней после очередного срабатывания лампы диагноз подтвердился.
Стоимость запчасти от 400 до 1200 руб. (в зависимости от производителя). Заменить можно самостоятельно, но придется найти эстакаду или подъемник. В первом попавшемся гараже датчик заменили за 300 руб. Заняло это не более пяти минут.
Проблема разрешилась, лампа перестала загораться, а сканер больше не видит описанную ранее ошибку.
Починил поломку за 1000 руб. У официалов только диагностика будет стоить дороже, а гаражные мастера могут ободрать в меру своей наглости.
Решил заказать подобный такой полезный сканер на AliExpress.
ORION ELM 327 WI-FI MICRO
Небольшой мультимарочный диагностический сканер, который в России стоит дешевле, чем 2000 рублей. Но на AliExpress его зачастую можно заказать и по более привлекательной цене. Устройство работает с большинством мобильных гаджетов и имеет русскоязычное меню. Оно позволяет проводить диагностику даже в режиме реального времени во время движения авто. Это позволяет выявить даже «плавающие» проблемы, а также показывает истинный расход топлива, напряжение в бортовой сети и многое другое. С помощью автосканера можно не только определять, но и устранять ошибки. Но при этом некоторые специалисты отмечают, что он способен находить не все проблемы. Кроме того, программное обеспечение требует доработок. Также к недостаткам адаптера относят возможность корректной диагностики лишь самых современных моделей автомобилей.
Расшифровка ошибок по системе OBD2
Общим для всех производителей являются коды ошибок DTC (Diagnostic Trouble Code), не всегда и всеми соблюдаемые, но к этому стремятся. Обычно каждый код содержит четыре или пять знаков.
Первый знак
Им может быть одна из четырёх букв:
- B – кузов, то есть код относится к кузовному оборудования, салону и прочему;
- P – силовой агрегат;
- C – шасси;
- U – сетевое обеспечение.
Подобная локализация задумана для удобства работы с кодами на ранних этапах, без расшифровок.
Второй знак
Второй знак примерно относит кодировку к стандартной на уровне ISO или используемой производителем. Здесь пока единства нет. «0» — это кодовая страница ISO или SAE.
Третий знак
Конкретизирует подсистему, где произошла неисправность. Согласно таблицам, где приводятся все коды, это может быть зажигание, питание, электронное обеспечение, элементы трансмиссии и прочие группы устройств.
Четвертый и пятый символы
Данные знаки выступают в роли двузначного кода, конкретизирующего произошедшую ошибку. Например, обрыв, замыкание, пропуск, выход значений из допустимых рамок. Выглядят хорошей подсказкой диагносту, хотя и не всегда.
Дополнительные рекомендации и советы
- Для праворульных автомобилей есть некоторые особенности. Дело в том, что у некоторых из них используется нестандартный протокол передачи данных. В новой прошивке 2018 года такая особенность учтена, однако это касается не всех моделей транспортных средств. Если подключенный адаптер OBD II elm327 «не видит» датчиков – вариантов два:
- Проблема лечится дополнительной строкой в настройках программы, инициирующей используемых протокол.
- В большинстве диагностических программ есть вариант поиска устройств в ручном режиме (они различны). Этим средством придётся воспользоваться для корректного отображения искомых параметров.
- Если Вы не обнаружили свою машину в списке поддерживаемых – это не значит, что устройство не будет с ней работать. Протоколов передачи данных, конфигураций коммутирования сигналов не так много. Методом ручного поиска настраивается корректное отображение всех приборов и отображается полный набор информации.
- Это же касается и стирания ошибок: если ошибка не исчезла – это значит, что система передаёт сигнал по не поддерживаемому протоколу. В таком случае настраиваем корректную передачу команды, для этого потребуется скачать PID файл для вашего авто, но об этом в следующей статье!
Заключение
Из приведенной мной инструкции видно, что диагностика автомобиля это несложная процедура. Всего в несколько легких действий Вы сможете самостоятельно диагностировать автомобиль и при необходимости сбросить ошибки. Так-же можно изучать характеристики автомобиля, по их результатам выявляются более серьезные поломки. Зачем платить кому-то деньги, если вы и сами с легкостью сможете вылечить свой автомобиль. А если и не получиться самостоятельно устранить дефект в автомобиле, то на сервис Вы поедите уже с проблемой, так как знаете что конкретно у Вас сломано. В таком случае сервису будет сложнее содрать с Вас деньги за дополнительные услуги или вовсе Вас обмануть! Как Вам такая ситуация? Автомобиль сломался далеко от сервиса, а поломка очень простая (например от вибрации выскочила фишка с датчика). Можно только представить сколько в таком случае этот копеечный сканер сэкономит Вам денег!
Обзоры Семейных автомобилей на нашем портале
2 238
7+