Признаки поломки и особенности диагностики рулевого редуктора

Что автолюбители говорят о рулевом люфте автомобиля

1. Целесообразность установки контрактных запчастей

«Контрактная рулевая рейка непредсказуема. Ведь если она хранилась долго, то высока вероятность быстрой поломки. Я сторонник ремонта оригинальной. Например, год назад обращался к хорошему мастеру на СТО. Он заменил мне втулку и все сальники. До сих пор езжу без проблем».

2. Проблемы ремонта в СТО

«Какое-то время ездил с рулевой рейкой, которая текла и дребезжала. Периодически подливал жидкость. Решился на ремонт, установил контрактную рейку. Но неудачно – стал хрустеть рулевой кардан. Так и езжу до сих пор. Обращался в сервис с претензией. Ответ был такой: карданчик хрустел и раньше, но дребезг рейки заглушал этот звук. Ругаться с ними не стал, как и требовать устранения дефекта, ведь теперь не доверяю им. Умудрились подпортить свою репутацию еще и тем, что забыли прикрутить стойки. Авторитет профессиональных СТО теперь сильно хромает у меня».

3. Особенности диагностики свободного хода

«Рулевой люфт автомобиля вы почувствуете без визита на сервис или диагностики в гараже. Ведь это угол, на который вращается руль без влияния на направление колес. Из ямы это можно достаточно просто определить – просто покачать тягу рукой. Если ничего подозрительного не обнаруживается – значит, всё хорошо. Но без обследования при помощи ямы сложно будет определить источник люфта – тяги, рейка или редуктор».

4. Трудности при поиске причин

«Вот как проявляется неисправность:

  • при движении по неровностям – стук;
  • он отдаёт в руль;
  • при маневрировании, когда меняется поворот слева направо или справа налево – происходит щелчок;
  • как бы ни был повернут руль, автомобиль меняет траекторию самопроизвольно;
  • когда машина стоит, небольшой поворот рулем передается только на одно колесо, другое неподвижно. По сути, это и есть люфт рулевого колеса легкового автомобиля.

К сожалению, четко понять нет возможности. Все потому, что свободный ход в рулевом наконечнике и тяге схожи по проявлениям. Также легко спутать люфт тяги с неисправным сайлент-блоком или рейкой. Похоже стучат стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости, в некоторых случаях непосредственно амортизатор или опора стойки».

5. Каким образом стопроцентно определить люфт

«Тяги тоже могут давать люфт, самое слабое место – пластиковая втулка в рейке. Недавно диагностировал рулевую своего авто. Мастер говорил, что люфт справа, а я не верил, так как при дергании ничего не проявлялось. Но стоило снять тягу и зажать в тисках, а затем подергать – свободный ход стал хорошо заметен. Втулка тоже очень разбита, но временно вернул ее на место, зажав хомутом. Потому что нужно ждать доставку новой».

6. Подготовка к ремонту

«Первым делом нужно зажать все крепежи. Когда приобрел свою машину, по дороге из салона до сервиса вела себя непредсказуемо на дороге. После зажатия стала управляться уверенно и четко. Какова бы ни была скорость, можно отпустить руль вовсе, и машина держит курс. Никаких виляний, ничего. Если, конечно, на дороге нет колеи. В любом случае неисправность нужно исследовать по месту».

Люфт рулевого колеса

Основные неисправности рулевого управления довольно легко определить — автомобиль заметно теряет управляемость, появляются посторонние звуки в передней части авто, возникает люфт рулевого колеса. Люфтом называется холостое движение руля, при котором поворот колёс не осуществляется. Правила дорожного движения устанавливают максимальное значение люфта для легковых авто не более 10 градусов — при его превышении эксплуатация автомобиля невозможна.

Люфт может возникнуть по нескольким причинам:

  • увеличенный зазор в разбитых рулевых наконечниках;
  • выработка на рулевых тягах;
  • сильный износ рулевой рейки;
  • выход из строя крестовины рулевого вала;
  • износ подшипника, расположенного на рулевом валу;
  • поломка ЭУР или ГУР.

Сильный люфт чреват значительной потерей управляемости авто. Дело в том, что при люфте передние колёса автомобиля теряют устойчивость, и начинают «болтаться» в пределах, равных люфту рулевого колеса. При движении на высокой скорости автомобиль будет заметно «плавать» по дороге, и водителю придётся постоянно подруливать, чтобы удержать авто в своей полосе. В условиях гололёда люфт колеса чреват полной потерей управления авто, со всеми вытекающими из этого последствиями.

https://youtube.com/watch?v=SAxpuvkzZBI

Рейка с гидроусилителем

Самый распространенный признак поломки рулевой рейки – стук в районе передней оси, который передается на рулевое колесо. Также о неисправности этого узла может свидетельствовать сопротивление вращению или нехарактерные рывки в центральном положении руля. Часто на сломанной рейке пропадает усилие в том или ином ее положении. Во время движения вы можете заметить, что колеса не возвращаются в прямое положение, а их положение относительно руля имеет иной градус.

Таблица 2. Основные поломки рейки с ГУР

Неисправность

Фото

Признаки

Устранение

Коррозия штока, зубчатого сектора или рабочей поверхности винта

Подобное явление встречается наиболее часто и возникает по причине повреждения пыльников рулевых тяг.

Скрипы, заедания, люфт, передающиеся на руль. Течь рейки, появление «тяжести» на руле.

Замена шестерни распределителя, штока рейки, всех сальников и манжет. Если коррозия штока незначительная, то можно обойтись шлифовкой и полировкой его рабочей поверхности.

Кольцевая выработка в корпусе распределителя и в рабочем цилиндре (гидроудар)

Данные дефекты внутри корпуса появляются после длительной эксплуатации рейки без смены гидравлической жидкости.

Подобный характер повреждений появляется и в гидроцилиндре.

Частично пропадает усилие при вращении руля в одну из сторон, на холодном двигателе усиление руля может вовсе отсутствовать.

Кольцевой износ в гидроцилиндре определяется по неравномерности усилия на рулевом колесе в его центральном положении.

Замена корпуса распределителя, корпуса рейки, гильзование рабочей полости корпуса распределителя.

Замена корпуса рейки.

Выкрашивание, повреждение зубьев в зубчатой передаче: «шестерня распределителя – шток» в среднем положении

Возникновение подобной выработки происходит вследствие наезда автомобиля на препятствия.

Стук, люфт в среднем положении колес, передающийся на руль.

Установить новый шток.

Износ втулок гидроцилиндра

Изнашивание внешней втулки очень часто становится причиной стука рейки, и если игнорировать эту поломку, то, как следствие, может износиться внешний сальник.

Стук в рейке, течь со стороны опорной втулки.

Замена втулки и сальника.

Изгиб штока рейки

Происходит вследствие удара передними колесами о преграды.

Затруднение или невозможность поворота в любую сторону. Удары и скрипы.

Замена штока.

Скручивание торсиона

Углы поворота руля и колес неравнозначны, руль слишком чувствительный.

Замена вала редуктора в сборе.

Износ сайлентблоков крепления рейки

Машину ведет, бросает в сторону, вибрации в рулевом колесе.

Замена сайлентблоков.

Мы постарались охватить максимум важных тем, которые относятся к неисправностям агрегатов ГУР и их устранению. При этом рекомендуем проведение любого из видов ТО или ремонта автомобиля доверять только специалистам, владеющим широкой базой знаний, качественными комплектующими, специализированным оборудованием и инструментом.

Особенности системы управления транспортных средств

Основными деталями узла являются его привод и механизм. Также в конструкцию включено еще несколько дополнительных элементов. Например, гидравлический или электрический усилитель передачи крутящего момента на колеса. В основном он является частью конструкции рулевой системы большегрузных транспортных средств, и в последнее время устанавливается на абсолютное большинство современных моделей легковых авто.

Его наличие помимо дополнительного комфорта во время вождения автомобиля, обуславливается еще и появлением дополнительных неисправностей в рулевом управлении, в случае некорректной работы или выхода усилителя из строя. Главной проблемой гидроусилителя руля является потеря герметичности его системы

Поэтому очень важно постоянно контролировать этот узел

Это интересно: Что такое клиренс у автомобиля: поясняем во всех подробностях

Неисправности рулевого управления, способы их обнаружения и устранения

Рулевое управление должно обеспечить надежное и легкое управление автомобилем на любых участках пути. При этом все детали рулевого управления должны быть зашплинтованы и смазаны, соединения системы гидроусилителя должны быть герметичны, а люфт рулевого колеса — в пределах нормы. Однако в пути, в рулевом управлении могут возникнуть неисправности, которые создают угрозу безопасности движения автомобиля, затрудняют его управление.
Основными неисправностями рулевого управления могут быть:
1. Увеличенный люфт рулевого колеса.
2. Заедание руля или тугое вращение.
3. Износ деталей рулевого управления.
4. Отказ в работе гидроусилителя руля.
Если автомобиль в движении плохо держит дорогу, трудно управляем, а на месте при большом повороте руля передние колеса не поворачиваются, значит, увеличен люфт рулевого колеса.
Причинами этой неисправности бывают:
а) ослабление креплений картера рулевого механизма, рулевой сошки, крышки нижнего подшипника червяка рулевого механизма, поворотных рычагов, подшипников передних колес;
б) износ шарниров рулевых тяг, роликовых подшипников червяка, подшипников ступиц передних колес, втулок, шкворней поворотных кулаков, циркулирующих шариков и шариковой гайки рулевого механизма с гидравлическим приводом, карданной передачи этого привода либо поломка амортизационных пружин наконечников тяг и увеличение зазора между роликом и червяком.
Заедание руля (тугое вращение) характеризуется трудным поворачиванием руля как на месте, так и при движении автомобиля.
Эта неисправность возникает, как правило, по следующим причинам:
а) чрезмерно затянуты или повреждены подшипники червяка;
б) заедает вал рулевой сошки или червяка, шкворней поворотных цапф, ролика с червяком в зацеплении;
в) неправильно отрегулирован рулевой механизм;
г) погнуты рулевые тяги;
д) на поверхностях ролика и червяка имеются задиры либо в картер механизма руля попадают посторонние предметы;
е) недостаточна смазка в картере рулевого механизма;
ж) отсутствует воздух в камерах передних колес.
Износ деталей рулевого управления возникает из-за несвоевременной и плохой смазки рулевого управления, движения на повышенных скоростях по плохим дорогам, частых поворотов колес, когда автомобиль стоит.
Неисправности гидроусилителя руля:
а) нет усиления при поворотах или оно недостаточное и неравномерное;
б) шум и стук при работе насоса.
Возможные причины: попадание воздуха в систему, неисправный силовой цилиндр и насос, заедание золотника клапана управления, ослабление ремней привода насоса, ненормальный уровень масла в бачке насоса, повышенный износ либо заедание деталей насоса.
Чтобы проверить величину люфта руля, лучше всего пользоваться люфтомером. Как это делается? Управляемые колеса установить в положение, соответствующее движению по прямой, люфтомер закрепить на кожухе колонки, а его стрелку на ободе. Руль поворачивать влево (выбирая свободный ход) до начала увеличения сопротивления дальнейшему поворачиванию и в этом положении установить «нуль» шкалы против стрелки. После этого руль поворачивать вправо на величину свободного хода. Шкала люфтомера покажет величину свободного хода рулевого колеса.
Проверка люфта рулевого колеса автомобиля с помощью люфтомера:
1 — люфтомер; 2 — стрелка; а — величина люфта
Допустимый люфт руля для каждой марки автомобиля должен быть в соответствии с данными таблицы.
Помните, что на автомобилях, где имеется гидроусилитель руля, проверку люфта нужно обязательно производить при работающем двигателе. Если в пути люфтомер отсутствует, то свободный ход руля можно определить замером длины дуги на его ободе. При превышении нормы люфта рулевого колеса следует проверить надежность крепления картера руля к раме, рулевого колеса на валу и при необходимости закрепить их. Обычно надежность крепления рулевого колеса на валу проверяют покачиванием его в направлении, перпендикулярном в плоскости вращения. При обнаружении качки следует туго затянуть гайку крепления рулевого колеса на валу.

Величины люфтов рулевого колеса

Марка автомобиля.

Допустимый люфт рулевого колеса, в градусах

Допустимый люфт рулевого колеса при измерении на ободе, в мм

«Запорожец», ЗАЗ-965А

10

35

«Москвич-407»

10

35

«Волга» М-21

15

40

ГАЗ-69, ГАЗ-69А

15

40

УАЗ-450Д

48

ГАЗ-51А, ГАЗ-53А

10

40

ГАЗ-бЗ

10

40

ГАЗ-66

10

40

ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157

15

36

ЗИЛ-130

15

36

В чем заключается работа системы управления?

Весьма тяжело переоценить всю значимость рулевой системы, ведь она отвечает непосредственно за управление автомобилем, а точнее за поворот колес и изменение направления всего движения. Ее основными составными элементами являются рулевой привод и рулевой механизм. Если же речь идет о грузовых авто, то необходим и дополнительный усилитель, уменьшающий толчки на руле, и тогда управление автомобилем становится не только намного комфортнее, но и безопаснее.

Что же насчет рулевого механизма, так благодаря ему вращательные движения баранки преобразуются в поступательные перемещения тяг привода, и таким образом осуществляется поворот ведущих колес. Причем в этом случае прилагаемое водителем усилие значительно преувеличивается. Рулевой привод также передает усилие непосредственно от водителя к колесам и отвечает за их поворот на заданный угол.

Нормативные требования к рулевому управлению

Требования к элементам рулевого управления транспортных средств регламентируются Правилами ЕЭК ООН № 79.

Суммарный люфт в рулевом управлении в регламентированных условиях испытаний не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, а при отсутствии таких данных он не должен превышать 10° для легковых автомобилей и созданных на их базе агрегатов грузовых автомобилей и автобусов; 20° для автобусов; 25° для грузовых автомобилей.

Суммарный люфт в рулевом управлении — это угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в сторону, противоположную положению, примерно соответствующему прямолинейному движению транспортного средства.

Начало поворота управляемого колеса — это угол поворота управляемого колеса на 0,06 ± 0,01°, измеряемый от положения прямолинейного движения.

При проверке суммарного люфта необходимо выдерживать следующие условия испытаний:

  • шины управляемых колес должны быть чистыми и сухими;
  • управляемые колеса должны находиться в нейтральном положении на сухой ровной горизонтальной асфальтоили цементнобетонной поверхности;
  • испытания автомобилей, оборудованных усилителем рулевого привода, проводятся при работающем двигателе.

Значение суммарного люфта в рулевом управлении определяют по углу поворота рулевого колеса между двумя зафиксированными положениями в результате двух или более измерений.

Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в бачке должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем ТС в эксплуатационной документации.

При органолептической проверке рулевого управления проверяется выполнение следующих нормативных требований:

  • вращение рулевого колеса должно происходить без рывков и заеданий во всем диапазоне угла его поворота, неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии на ТС) не допускается;
  • самопроизвольный поворот рулевого колеса от нейтрального положения при неподвижном состоянии ТС с усилителем рулевого управления и работающем двигателе не допускается;
  • максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией ТС;
  • не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов рулевого управления относительно друг друга или опорной поверхности не допускаются;
  • резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем ТС;
  • применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами не допускается.

Повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также не предусмотренное изготовителем ТС в эксплуатационной документации повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы) не допускаются.

Не допускается подвижность рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось. Рулевая колонка должна надежно соединяться с сопрягаемыми деталями и не иметь повреждений. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса, а также устройство, предотвращающее несанкционированное использование ТС, должны быть в рабочем состоянии.

Конструкция и принцип действия рулевой системы

Назначение рулевой системы – управление поворотом колес, именно от нее зависит направление движения ТС. Основные ее элементы:

  • привод (система тяг, соединенных шарнирами);
  • рулевой механизм (механический редуктор);
  • дополнительный усилитель (используется в грузовиках и ряде новых моделей легковых автомобилей).

Рулевое управление автомобиля – сложная многокомпонентная система

Рулевой механизм преобразует вращательные движения, которые совершает водитель, в поступательные движения привода, передающего энергию этих движений колесам. При этом водителю не нужно особо напрягаться, вращая руль, поскольку его легкое воздействие многократно усиливается системой. Исправная система рулевого управления позволяет точно контролировать направление движения и при необходимости быстро его менять, а вот ее неисправности чреваты утратой контроля.

В современных моделях автомобилей в основном используется система рулевого управления реечного типа. Рулевое колесо через вал колонки соединяется с неподвижной шестерней, а та – с подвижной зубчатой рейкой, которая является элементом тяги (рулевой трапеции). Реечная система проще и надежнее, поскольку в ней меньше промежуточных звеньев, реже используется червячная передача.

Дополнительный усилитель делает конструкцию системы более сложной и совершенной. Он гасит толчки и вибрации, повышая комфортность поездки, и облегчает управление, помогая водителю выбрать оптимальное положение руля. Усилители рулевого управления бывают электромеханическими и гидравлическими (ГУР). Последний вариант, состоящий из насоса, бачка, исполнительного механизма и контрольного клапана, более прихотлив в обслуживании, но именно он устанавливается на большинстве моделей.

Это интересно: Замена амортизаторов ВАЗ 2107: особенности и нюансы процедуры

Признаки неисправности

Существуют типичные признаки, по которым можно диагностировать неисправность рулевой рейки автомобиля

Если она работает в паре с усилителем руля, важно различить его поломку, и механизма рейки. Основные неисправности рейки соответствуют определенному признаку со следующего списка:

  1. Стук в рейке, характеризуется двумя типами:
  • Поверхностный – является следствием разрыва пыльника тяги, и в результате попадания вовнутрь грязи наконечник быстро изнашивается, образуется люфт, и начинается стук;
  • Внутренний – свидетельствует о более серьезной неисправности внутри механизма рейки, причину которой без разборки узла определить сложно.
  1. Люфт в рейке. Может вызываться люфтом шарниров рулевых тяг, центрального зуба вала на рейке или сухаря, износом сайлентблоков крепления к кузову, механическими повреждениями и другими причинами.
  2. Вибрация рулевого колеса при прямом движении и не слишком ровной дороге, который при выворачивании руля в любую сторону ослабевает или исчезает.
  3. Рулевое колесо не возвращается в исходное положение или плохо вращается при погнутом вале или картере рейки.
  4. Туго вращается рулевое колесо, слышится характерный свист. Это может происходить при ослабленном ремне привода, сильном износе роторной пары или уровне жидкости ГУР ниже минимальной отметки.
  5. Течь рулевой рейки. Проявляется при выходе из строя резиновых уплотнителей. Это характерная поломка рулевой системы, оснащенной ГУР, при которой жидкость в системе гидроусилителя ежедневно уходит, и для восполнения ее уровня приходится производить частый долив.
  6. Гул рейки (механизма) происходит при нарушении циркуляции жидкости в системе гидроусилителя, при этом рулевое колесо сложно крутится. Такие признаки говорят о выходе из строя насоса, который не в состоянии создать нужное давление.

Устранение неисправностей рулевого управления без ГУР

Увеличенный свободный ход рулевого колеса возможен по следующим причинам: наличие зазоров в шарнирах рулевых тяг передних колес, нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ, износ втулок или оси маятникового рычага, ослабление крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага. Для определения зазоров в шарнирах рулевых тяг рекомендуется одному человеку резкими движениями поворачивать рулевое колесо вправо-влево, а второму на ощупь или визуально выявлять зазоры, прижав пальцы к двум деталям, соединяемым шарнирами.

Если одна деталь соединения перемещается, а другая неподвижна, то имеется люфт; если же перемещаются обе детали одновременно, то люфта нет . Определить люфт в шарнирных соединениях можно также перемещением тяги руками в продольном направлении. Если, например, продольная тяга перемещается вместе с сошкой, то люфт в шарнирном соединении отсутствует. Обнаруженный даже малый зазор в шарнире необходимо устранить (заменить шарнир).

Нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ также определяются при резком покачивании рулевого колеса (вправо-влево от среднего положения) по возникновению при этом стуков в рулевом механизме. Можно это сделать и непосредственно, покачивая рукой сошку рулевого привода. Устраняется неисправность регулировкой зацепления червяка и ролика, а в случае их большого износа — заменой деталей.

Износ втулок или оси маятникового рычага определяется по скрипу и стукам при повороте колес вправо и влево, а также при непосредственном покачивании маятникового рычага вверх и вниз. Устраняется неисправность подтяжкой гайки оси маятникового рычага или заменой изношенных деталей. Ослабление крепления картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага устраняется подтяжкой соответствующих болтов и гаек.

Тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме может быть из-за неправильной регулировки бокового зазора в зацеплении червяка, чрезмерной затяжки подшипников червяка, увеличенного износа ролика или червяка, погнутости рулевых тяг, недостаточного количества масла в картере рулевого механизма, загустевания смазки при низкой температуре воздуха, пониженного давления в шинах передних колес.

Если при движении автомобиля ощущается тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме, то, прежде всего, необходимо проверить давление воздуха в шинах и смазку в картере рулевого механизма. Затем проверить состояние рулевых тяг. Если тяги погнуты — их надо выправить или заменить, а затем обязательно отрегулировать схождение колес. Если заедание не исчезло — нужно разобрать рулевой механизм и заменить изношенные и поврежденные детали. Стуки в рулевом управлении имеют те же причины, что и увеличенный свободный ход рулевого колеса. Их определение и способы устранения были рассмотрены выше.

Течь смазки из картера рулевого механизма может происходить вследствие износа сальника вала сошки или червяка, ослабления крепления крышки картера или повреждения прокладок. Дефект устраняется заменой изношенных сальников или поврежденных прокладок, протяжкой болтов крепления крышки.

Как проверить исправность рулевой рейки самостоятельно

Современные автомобили оснащаются механическими, электрическими и гидравлическими рулевыми рейками. Для проведения точной диагностики рекомендуется обращаться в специализированные центры, где есть специалисты и профессиональное оборудование. С другой стороны, главные признаки неисправностей может выявить любой автомобилист.

Диагностика своими руками для водителя

Обследование рулевого механизма требует повышенной осторожности и аккуратности. Здесь не допускается дергать, расшатывать тяги, рейку

При появлении непонятных звуков, скрипов, нужно действовать следующим образом:

  • остановиться, оценить уровень неполадки, ее влияние на безопасность;
  • при выключенном двигателе покрутить руль, проверить люфт. Его увеличенные значения свидетельствуют о повышенном износе внутренней части рейки. Если в крайних положениях руля слышится стук, то проблемой могут быть рулевые наконечники;
  • на следующем этапе рекомендуется открыть капот и оценить визуально состояние рулевой рейки, пыльников, уплотнителей.

Как определить люфт и что еще может  стучать

С помощью раскачки рулевого колеса можно диагностировать следующие проблемы.

  • Разрушенная ступица, не затянутая гайка, закрепляющая рулевое колесо на валу, ощущается как люфт со стуком. Руль нужно покачать в вертикальной, горизонтальной оси.
  • Покачиванием руля вверх-вниз, вправо-влево можно определить люфт вала на подшипниках.
  • Определить вращательный люфт по шарнирам рулевого вала и его шлицевым соединениям.
  • Раскачать вал шестерни рейки внутри корпуса, который находится под ногами водителя. Здесь не должно быть люфта.
  • Люфты шаровых пальцев рулевых наконечников. Здесь диагностика проводится вдвоем. Один крутит руль, а другой пальцами прощупывает шарниры.
  • Короткие движения рулем в разные стороны, проверка шарниров рулевой тяги.
  • Проверка люфта пластмассовой втулки рейки.

Если потекла рейка

При появлении течи машина во время движения ведет себя определенным образом:

  • ухудшается управляемость;
  • помпа ГУР начинает гудеть;
  • руль становится тугой, для его поворота приходится прикладывать усилия;
  • появляется люфт руля при прямых неподвижных колесах;
  • при управлении авто во время движения в руках ощущаются вибрации, стуки.

Нарушение герметичности системы проявляется понижением уровня жидкости внутри расширительного бачка, подтеками, мокрым днищем, масляными лужами на асфальте.

Разборка  и осмотр

Перед тем, как приступать к диагностике, нужно проверить состояние зубчиков. Для этого нужно поджать регулировочную гайку

При разборке важно установить метки, а детали складывать внутрь одной емкости. Это поможет ничего не перепутать

Для разборки пригодятся такие инструменты:

  • гаечный ключ;
  • молоток;
  • тонкие отвертки;
  • набор торцевых ключей.

После разборки следует тщательно осмотреть все детали, определить степень износа штока.

Для обратной сборки понадобятся новые сальники, прокладки, компрессионные кольца, резинки, новая втулка, отполированный червячный вал, шток. Сборку нужно производить в обратном порядке.

Крайне важно определить степень износа штока

 Как проверить рулевые наконечники

Для диагностики нужно загнать авто на яму, эстакаду или поднять на подъемнике. При проверке наконечников нужно ориентироваться на следующие признаки:

  • деформации;
  • изменение цвета;
  • целостность резиновых пыльников;
  • подтеки, влажность из-за просачивания смазки.

При обнаружении перечисленных признаков нужно произвести замену изношенных деталей.

Последствия и риски езды с неисправной рейкой

От исправности рулевой рейки напрямую зависит безопасность, управляемость автомобиля. Если игнорировать проблему, то она может вырасти до огромных размеров.

Чтобы избежать опасных ситуаций, каждый водитель обязательно должен уметь распознавать неисправности рулевого механизма, принимать своевременные меры.

Как самостоятельно проверить ЭУР

Чтобы понять, что сломалось в усилителе, нужно провести его диагностику. Не у каждого автовладельца есть диагностический сканер, некоторым нравится самостоятельно ремонтировать автомобиль. В этом случае можно самому определить неисправность электроусилителя при помощи скрепки. Этот вариант подойдет для автомобилей Калина и Приора.

Метод «Скрепки»

Разбираем защитный чехол рулевой колонки, добираемся до блока управления усилителя. Находим колодку черного цвета с шестью проводами. Необходимо замкнуть между собой 7 и 6 контакты – «массу» и «К-линию». Если смотреть на колодку со стороны проводов, то отсчет идет справа на лево, сверху вниз. На нужен коричневый провод – контакт номер 7 и пустое гнездо, не задействованное – номер 6 по счету.

Выключаем зажигание, вставляем в контакты скрепку, смотрим, чтобы она не замкнула остальные провода. Включаем зажигание, считаем количество миганий контрольной лампы на приборной панели. Один длинный сигнал, а затем несколько коротких, именно их нужно считать. Смотрим расшифровку кодов неисправности электроусилителя Калины:

  1. Один короткий – система исправная;
  2. Два – Нет сигналов от датчика оборотов двигателя;
  3. Три – Неисправен датчик момента;
  4. Четыре – Поломка электродвигателя;
  5. Пять – Нет сигнала от датчика положение рулевого вала;
  6. Шесть – Неисправен датчик положения ротора;
  7. Семь – Низкое напряжение бортовой сети;
  8. Восемь – Блок управления ЭУР;
  9. Девять – Датчик скорости автомобиля.

Принцип устройства важного механизма

Для того чтобы разобраться с какой-либо деталью автомобиля, для начала необходимо узнать о принципе её устройства. Одним из главнейших агрегатов, спрятанных под кузовом машины, является рулевой механизм, он выполняет немало функций, в частности, обеспечивает крепление самого руля (баранки), служит посредником в передаче усилий, приложенных к ведущим колёсам, «думает» о безопасности водителя во время неожиданного столкновения. Кроме того, рулевая колонка помогает управлять автомобилем и вращать вилку руля без особых усилий.

Принцип работы механизма состоит в том, что комплектованная валом, ведущей и ведомой шестерней рулевая колонка во время вращения руля передаёт усилие ведомой шестерне, при этом задействуя в процессе ведущую шестерёнку. Повернуть автовладелец может только в случае, когда ведомая шестерня, вплотную прикреплённая к сошке, в свою очередь, передаёт усилие на рычаг боковой тяги.

Неисправности

Любой агрегат в автомобиле может сломаться. Особенно часто это происходит на больших пробегах. Со временем детали изнашиваются и приходят в негодность. Но могут быть и другие причины поломок в авто.

Причины неисправности

Глобальной причиной, по которой может сломаться этот механизм – это плохое качество дорог. Автолюбители не в силах его улучшить, но они могут внимательнее управлять автомобилем: объезжать ямы и кочки, снижать скорость на плохой дороге, не эксплуатировать городскую машину в условиях бездорожья.

В плохих дорожных условиях может не только испортиться подвеска, но и выйти из строя сальники и пыльники рулевого механизма. А через пробоины в них в механизм можете попасть дорожная пыль. Чаще всего именно она является причиной поломки зубчатого механизма.

Признаки неисправности: диагностика

  • Фейсбук
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • Blogger

Диагностика рулевой рейки своими руками предполагает, что водитель должен обращать внимание на малейшие изменения в управлении автомобилем. Признаки неисправности рулевой рейки:

  • Утяжеление руля в определенных положениях;
  • Стук в рейке;
  • Вибрации руля;
  • Протечка жидкости ГУР;
  • Неполный возврат руля в исходное положение;
  • Вращение руля не соответствует вращению колес.

Самый распространенный признак – это стуки в передней части автомобиля. Диагностика рулевой рейки в автосервисе – это самый очевидный выход из положения. Скорее всего, мастер признает ее поломку и предложит заменить.

Но помните, что некоторые поломки можно отремонтировать. Например, если на вашем авто установлен механический тип, мастер может разобрать устройство, найти поломку и устранить ее. Вам нужно лишь найти надежного мастера и сопоставить цену ремонта и стоимость замены рулевой рейки. Ремонтировать рулевую рейку, стоит или нет – решайте самостоятельно, это зависит от типа устройства и его цены.

Основные неисправности

  • Фейсбук
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • Blogger

Существует два основных признака исправностей – стуки и протечка жидкости. Они могут говорить о многих поломках, обнаружить которые вам поможет мастер автосервиса. Возможные неисправности рулевой рейки:

  1. Поверхностный стук может возникать из-за повреждения пыльников. Наконечники тяги в этом случае быстро выходят из строя и начинают стучать. В этом случае их просто заменяют на новые.
  2. Внутренние стуки могут говорить о неисправности поршней или направляющих втулок. Для диагностики потребуется разобрать механизм и выявить поломку. Только специалист может определить стук рулевой рейки и его характер.
  3. Также стук можете говорить о выработке деталей на больших пробегах автомобиля. Эту поломку невозможно отремонтировать, следует заменить механизм на новый.
  4. Течь может возникнуть только на устройстве с гидроусилителем. Она говорит о том, что сальники вышли из строя и их необходимо заменить. При возникновении течи рейку следует разобрать и осмотреть все детали. При возникновении вопроса, что делать, если подтекает рулевая рейка, следует купить ремкоплект и отвезти ее в сервис для ремонта.
  5. Если невозможно повернуть руль с ЭУР, это может быть связано с выходом из строя электромотора.
  6. Если тяжело поворачивается руль с ГУР, это можете говорить о неисправности насоса.