Признаки поломки устройства
Проверка стартера от аккумулятора не представляет какого-либо труда. Как правило, подобные неисправности редко когда появляются мгновенно. Изначально появляются посторонние звуки, из-под капота может исходить неприятный запах, возникают определенные сложности с пуском двигателя. Если говорить о распространённых признаках поломки, то отметим следующие:
- После включения зажигания двигатель прокручивается с трудом.
- Подается напряжение, появляется соответствующий гул, но двигатель не заводится.
- Сразу после заведения двигателя может быть слышно характерное металлическое жужжание.
- Реле щелкает, но мотор не прокручивается.
- Пусковое устройство медленно вращается.
- Появляется запах гари.
Разберем поподробнее все признаки поломки пускового устройства автомобиля.
- Непостоянное вращение двигателя. Если стартер через раз приводит двигатель в движение и появляются пропуски старта, одновременно отмечается скрежет и металлический треск, то возможной неисправностью является износ шестерни или вилки, а также поломки демпферной пружины. Определить точно поломку можно лишь при демонтаже пускового устройства и его разборке, после чего мастер или автовладелец сможет точно определить причину подобных проблем и выполнит соответствующий ремонт.
- Стартеру не хватает мощности для вращения двигателя. В том случае, если щетки вращаются, но при этом двигатель не приходит в движение, то с большой долей вероятности причиной поломки является выход из строя вилки. Ремонт будет заключаться в снятии пускового устройства и последующей замены вилки. Отметим, что вилка имеет доступную стоимость, а все ремонтные работы можно провести самостоятельно.
- Появление неприятного скрежета при заведенном двигателе. В том случае, если двигатель завелся, но из стартера доносится металлическое жужжание и скрежет, необходимо как можно скорее заглушить двигатель, демонтировать стартер и провести его диагностику. Причиной подобной поломки являются шестерни реле, заклинивание вилки или залипание втягивающего реле. В каждом конкретном случае ремонт будет зависеть от характера поломки.
- Стартер щелкает, но не крутит двигатель. Причиной подобной поломки является недостаточный заряд от аккумулятора. Полученного напряжения будет достаточно лишь для срабатывания в стартере втягивающего реле. Однако контактная пластина не будет замыкать пятаки и на двигатель не будет подаваться напряжение. Появляются характерные щелчки, небольшое гудение, но двигатель при этом не заводится.
- Стартер медленно вращается, при этом аккумулятор полностью заряжен. Появляются характерные щелчки, пусковое устройство медленно вращается, но двигатель не получает заряд. Если вы уверены в том, что аккумулятор полностью заряжен, то причиной поломки являются загрязнённые или изношенные втулки. Автовладельцу необходимо будет демонтировать стартер, разобрать его и провести соответствующую диагностику.
- Появление неприятного запаха гари. При заведении мотора может появляться неприятный запах гари. Подобное свидетельствует о подгорании обмоток втягивающего реле. Помните о том, что эксплуатировать автомобиль с подобными поломками не рекомендуется, так как существует вероятность возгорания в моторном отсеке, которое может полностью уничтожить автомобиль.
Принцип работы
Чтобы понять, как работает втягивающее реле стартёра, вспомним обычный электромагнит. Основной принцип такой же. Узел состоит из двух обмоток: втягивающая и удерживающая. Также в конструкции есть схема активации стартера и сердечника.
Конец якоря тягового реле стартёра соединяется с вилкой. Вся конструкция работает по принципу рычага. Вилка зафиксирована в центральной части. Именно концом, который противоположен основному узлу, перемещается бендикс. Это происходит тогда, когда срабатывает электромагнит сердечника, отвечающего за втягивание.
Зафиксированная на оси в центральной части вилка противоположным от втягивающего реле концом перемещает бендикс при срабатывании электромагнита, втягивающего сердечник.
Когда вы поворачиваете ключ в зажигании, на обмотку подаётся напряжение. В результате образуется магнитное поле. Оно перемещает якорь, который сжимает пружину возврата.
Конец вилки двигается к маховику. Шестерня выталкивается и соединяется с бендиксом. Причём это происходит до того, как произойдёт состыковка с зубчатым маховиком.
Когда происходит зацепление, контакты замыкаются. Они интегрируются в конструкцию втягивающего реле стартёра. В этом процессе принимают участие две схемы, одна мощнее, а другая слабее.
Первая нужна, чтобы преодолеть сопротивление пружины. В процессе её работы втягивающая обмотка дезактивируется. Якорь в свою очередь фиксируется. За его удержание отвечает соответствующая обмотка.
Когда вы вытягиваете ключ из зажигания, контакты размыкаются. Подача тока прекращается. Обмотки оказываются обесточенными. В результате пружина возвращает якорь на место, а бендикс размыкается с маховиком.
Как проверить стартер при его неисправности
Проверка стартера и выявление причины его поломки в значительной мере сэкономит ваш бюджет, при условии, что эта поломка устранима.
Поиск причины неисправности устройства нужно начинать от простого к сложному.
Проверьте, достаточно ли заряжено АКБ, и способно ли оно крутить стартер. Это лучше всего сделать вольтметром (норма 13,5В, а идеальное 14В), но в дороге такого устройства может и не быть.
Поэтому обратите внимание на фары, какой степени яркости они светятся. Сразу станет все понятно, особенно если включите дальний свет
Панель приборов тоже должна светиться достаточно ярко.
При попытке запуска двигателя, лампочки на табло не должны гаснуть или сильно притухать. Это первые признаки того, что АКБ разряжен.
Очень помогает диодный или цифровой вольтметр напряжения, которые вставляется в прикуриватель.
Проверьте контакты и наличие окиси на них, достаточно ли затянуты все болты на АКБ и на реле.
Проверяем работу тягового реле.
На задней части реле есть болт 30 и контакт 50 – их хорошо видно (условное обозначение на схеме).
Возьмите толстую отвертку или гаечный ключ и замкните их между собой, при этом, конечно же, цепь должна быть запитана током от АКБ на болт 30, который видно на рисунке.
Таким образом, мы подали ток на напрямую к тяговому реле, минуя замок зажигания, реле стартера (п.8, смотрите электрическую схему выше) и другие участки электропроводки.
Если тяговое реле сработало и бендекс начал вращаться, значит проблема в замке зажигания, реле устройства или существует какой-то обрыв в цепе до контакта 50.
Если мы слышим щелчки, бендекс выдвигается, но не вращается, значит тяговое реле исправно, а вся проблема в стартере.
А если в ответ тишина, значит, тяговое реле не рабочее.
Контролька, это лампочка на 12 или 24В, к которой подключены два провода. С помощью этого простого устройства мы можем прозванивать электрическую цепь находя, тем самым разрывы в ней.
Прозванивать цепь можно на всех ее участках от замка зажигания до контакта 50, при этом зажигание должно быть включенным. Без помощника тут не обойтись.
Проверка тягового реле — способ 2.
- Проверьте на заряженность АКБ;
- Снимите стартер;
- Подключите тяговое реле по схеме, «+» (контакт 50) к «+» АКБ, корпус стартера поставьте на «-» АКБ или зажмите его в тисках и подключите к корпусу минусовой провод.
- Если вилка с бендексом выдвинулась до щелчка значит реле рабочее. Будет лучше если и сработал якорь, но для этого нужно, чтобы на контакт 30 поступал ток. В другом случае без разборки реле не обойтись.
Проверяем работу якоря.
Проверить работу непосредственно стартера можно следующим способом.
- Убедитесь, чтобы аккумуляторная батарея была заряжена полностью;
- Снимите стартер;
- Подключите все по схеме, «+» (провод на тяговом реле который идет непосредственно к обмотке якоря, не перепутайте с болтом 30 и контактом 50, смотрите рисунок выше) к «+» АКБ, корпус устройства поставьте на «-» АКБ или сделайте как в способе 2 с помощью тисков.
- Если стартер заработал, а при вышеописанных проверках молчал, то проблема в реле, а если и сейчас молчит, то нужно смотреть в первую очередь щетки.
Также смотрите метод исключения в подразделе выше.
Контакты 50 и 30.
Обратите внимание на контакты 50 и 30, которые отображены на схеме выше. Их нужно проверить на замыкание при обесточенной цепи
Возьмите омметр, настройте его и подключите к этим контактам. Также можно проверить сопротивление и в других направлениях, во всех случаях оно должно стремиться к бесконечности.
Если прастина на штоке тягового реле прикипела к пятакам-контактам (обратная сторона двух больших болтов), то сопротивление будет равно нулю.
Проверяя стартер не забудьте про бендекс. Бывают ситуации, когда и тяговое реле работает и якорь вращается, а двигатель не заводится.
Проверьте состояние бендекса, может случиться так, что в результате износа зубьев, он не входи в зацепление с маховиком и будет достаточным его просто заменить.
Для такого случая характерна большая частота вращения бендекса со свойственным для этого звуком, но при этом двигатель не заводиться.
Проверка стартера с помощью аккумулятора
Прежде чем обращаться в автосервис, покупать новый агрегат или запчасти на него необходимо попробовать самостоятельно проверить его работоспособность. При должном подходе возможно самостоятельное выявление неполадок.
В первую очередь, при возникновении подозрений на сбои в работоспособности пускового устройства необходимо проверить контакты на клеммах АКБ и стартера, их прикрученность и наличие окисления, заряженность батареи, так как во многих случаях проблемой в запуске ДВС являются вышеперечисленные факторы.
Принцип работы реле стартера уаз. Дополнительное реле стартера автомобиля уаз
Основные неисправности реле стартера
Как и любая другая деталь, у реле стартера могут возникнуть технические неполадки в работе. Они могут проявляться следующим образом. Самая явная причина неисправности состоит в том, что стартер попросту не срабатывает и таким образом двигатель не запускается. Противоположная проблема состоит в том, что стартер не прекращает свою работу после запуска двигателя. Это также сигнализирует о проблеме в механизме. Также зачастую у стартера недостаточно оборотов, чтобы раскрутить маховик и таким образом включить его. Еще одним поводом для беспокойства служит отсутствие щелчка при срабатывании ключа зажигания, который сигнализирует о том, что якорь был втянут в корпус, и шестерня зацеплена с маховиком. Если его нет, значит механизм не сработал. Однако бывают случаи, когда щелчок срабатывает, однако устройство стартера так и не заработало. Проблема скорей всего кроется в выгорании контактных пар. Причин для вышеперечисленных проблем может быть множество. В первую очередь, в глаза может бросаться явный износ деталей, которые не дают стартеру правильно работать. В данном случае решением проблемы служит замена деталей. Также могут перегорать контактные пары или обмотки, как было указано выше. Для устранения неполадок, как и в первом случае необходима полная замена деталей. Кроме этого, якорь может продвигаться в корпус с некоторой задержкой и трудностями.
Прежде всего, проблема в несрабатывании двигателя может быть заключена в поврежденной проводке. Поэтому проверку следует начать с неё. Если она в полной исправности, следует проверить реле стартера. Большая вероятность, что оно попросту не работает. В первую очередь, необходимо проверить, слышен ли щелчок при включении ключа зажигания. Его отсутствие свидетельствует о том, что сам механизм реле стартера не срабатывает. В таком случае необходимо произвести полную замену устройства.
Рекомендуем: Замена сайлентблоков: ехать в автосервис или делать самому?
Если щелчок слышен, но двигатель не запускается, следует проверить работоспособность контактных пар. Для этого отверткой вынимает клемму и замыкаем её с клеммой стартера. При этом должен поддаваться ток и если двигатель срабатывает, значит контактные пары не повреждены, и проблема кроется в других деталях.
Также в полную проверку реле стартера входит и проверка напряжения, так как нехватка энергии служит причиной недостаточного вращения маховика, и таким образом невозможности запустить двигатель. В этом случае понадобится специальный мультиметр. Один щуп необходимо присоединить к плюсовой клемме, а другой к массе. Затем следует повернуть ключ зажигания, и посмотреть на показатели мультиметра. Если они ниже доступной нормы, значит для запуска двигателя не хватает напряжения. Все эти процедуры можно проводить, не снимая стартер с автомобиля, что облегчает работу. Однако если требуется полный осмотр реле с его снятием, следует помнить о правилах безопасности. Крутящийся момент довольно сильный, поэтому лучше всего поместить устройство на землю на безопасном расстоянии
Проводить разборку деталей также следует осторожно, так как неправильная проверка может нанести серьезные травмы
Обслуживание втягивающего реле — чиста пятаков
Одним из симптомов пригоревших пятаков втягивающего является проблемный пуск двигателя на горячую, то есть мотор может на холодную заводиться нормально, а на прогретом двигателе стартер уже отказывается крутить.
Эта процедура очень проста и лучше всего выполнять ее при снятом устройстве с автомобиля. Для этого понадобится следующий инструмент:
Необходимо сначала снять втягивающее, а затем открутить три гайки, которые наглядно показано на фото ниже:
Затем можно рукой надавить на болты, чтобы они вылезли наружу:
И после этого можно снимать крышку, что наглядно продемонстрировано ниже на картинке. Только имейте ввиду, что до конца она не снимается, так как ее держит тоненький проводок, так что будьте аккуратны, не прилагайте лишних усилий:
Втягивающее реле стартера – ремонт устройства
Чаще всего ремонт реле требуется из-за:
- разрушения материалов в результате их усталости и потери прочности;
- сгорания обмотки стартера либо реле;
- выгорания внутри механизма «пятаков».
При каждом цикле работы рассматриваемое нами устройство воспринимает критические нагрузки, что и становится причиной относительно быстрого выхода из строя его составных частей. Причем поломка вилки, контактов, обмоток приводит к тому, что мотор завести не удастся никаким способом.
Мнение эксперта
Руслан Константинов
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.
Чтобы не снимать и не разбирать тяговое реле стартера безосновательно, рекомендуется сначала провести его проверку на работоспособность. Тем более сделать это сможет даже новичок. Если стартер молчит и не подает признаков жизни, первое, что нужного проверить это втягивающее, и начать стоит с проводки путём прозвона, с помощью мультиметра нужно убедиться в целостности.
Если проводка исправна, далее следует убедиться, что реле работает. Для этого может потребоваться помощник, который повернет ключ зажигания, в этот момент должен послышаться щелчок, сигнализирующий о работе механизма. Если щелчка нет, реле следует заменить. Бывает и такое, что щелчок есть, но стартер молчит, в таком случае срабатывание реле не происходит преимущественно из-за подгоревших контактов (медные пятаки). Чтобы это проверить, нужно скинуть клемму, которая идёт от аккумулятора, вооружиться отвёрткой и замкнуть верхний и нижний контакт на реле. Если стартер заработал, значит, проблема во втягивающем реле.
Также можно проверить напряжение, поступающее на стартер при помощи мультиметра, однако этот метод позволяет определить источник проблемы (стартер или проводка с аккумулятором). Красный щуп подсоединяется к плюсовой клемме АКБ, чёрный к массе. После этого помощник должен повернуть ключ в замке зажигания в положение запуска, мультиметр в этот момент должен показать напряжение не ниже 12 В. Если показатели оказались меньше, значит, АКБ разряжена и попросту нет достаточной энергии для запуска мотора, однако напряжения достаточно для срабатывания механизма реле.
Вопрос того, как разобрать втягивающее реле стартера, не является проблемой, если речь идет о разборном устройстве. Оно соединено со стартером и располагается непосредственно над ним. Чтобы провести диагностику и ремонт механизма, следует обязательно демонтировать стартер, а потом произвести разборку реле.
Если же на вашем транспортном средстве установлено неразборное втягивающее устройство, «разложить» его полочкам не получится. Придется купить новое реле и установить его на место старого. Вся операция, учитывая простое устройство втягивающего реле стартера, займет у вас от силы 15 минут.
Главная →
Устройство → Электрическая система → Стартер →
Когда дело в стартере
Если после проведенных действий стартер продолжает молчать, значит, он поломан. Чтобы его отремонтировать, вам необходимо разобрать втягивающее реле. Но как это сделать, если сам механизм не предназначен для разборки? В реле старого образца нужно открутить один или два винта, отпаять проводки, которые идут вовнутрь устройства.
Современные устройства неразборные, и для того чтобы открыть заднюю панель, вам придется развальцевать металлический корпус механизма. Развальцовку можно выполнить крупной отверткой или плоскогубцами. После этого нужно снять крышку. Чтобы отремонтировать, зачистите обгоревшую контактную пластину, поверхности болтов от нагара до блеска. Чем качественнее зачистите, тем дольше вам прослужит реле.
Конечно, разумнее и безопаснее будет обратиться на ближайшую СТО, но по ряду причин водители порой ремонтируют автомобиль самостоятельно. Экономия средств и времени требует предварительной подготовки, определенных знаний в ремонте машин.
ЗАМЕНА
Где стоит реле стартера на ВАЗ 2114, мы разобрались, осталось теперь выяснить, как его можно поменять. Есть два варианта замены этой детали:
- Со снятием и установкой самого пускового узла;
- Без снятия стартера.
В любом случае, следует припасти необходимые инструменты:
- Комбинированный ключ на 13;
- Отвертку (лучше их будет несколько – крестообразных и шлицевых);
- Ключ на 10.
Набор ключей – всегда необходимо иметь в наличииРассмотрим, как происходит замена втягивающего реле на ВАЗ 2114 со снятием и установкой стартера (кстати, так заметно проще произвести замену):
- Снимаем клеммы аккумулятора;
- Отворачиваем два болта крепления корпуса воздушного фильтра (ключ на 10);
- Отсоединяем разъем датчика расхода воздуха (ДМРВ);
- Раскручиваем хомут воздушного патрубка и демонтируем корпус;
- Сдергиваем фишку провода втягивающего реле (держится на пластмассовой клипсе);
- Ключом на 13 отворачиваем гайку крепления плюсовой клеммы;
- Откручиваем крепления самого стартера (он крепится тремя гайками на 13);
- Вынимаем механизм;
- На снятом пусковом устройстве отворачиваем ключом на 13 крепление провод на крышке ВР, идущий к обмотке статора;
- Отверткой снимаем три винта крепления ВР и демонтируем это устройство.
Теперь необходимо установить новую деталь и все собрать в обратном порядке. Все, замена втягивающего на ВАЗ 2114 выполнена. Конечно, можно попытаться подлезть к винтам крепления реле прямо на месте, не снимая стартера, но как легче снять это устройство, решать уже вам.
Устройство стартера десятки
На ВАЗ 2110 монтируется механизм модели 5702.3708, который представляет собой двигатель постоянного тока, содержащий два главных компонента: тяговое двухобмоточное реле; планетарный редуктор. Возбуждение данного двигателя происходит от постоянных магнитов. Они крепятся изнутри корпуса стартера, выполненного из стали. Указанный корпус соединяется с крышками (крепление выполняется при помощи двух шпилек).
В конструкции стартера имеется якорь и статор. Вал якоря совершает вращение во вкладышах из металлокерамики, от него вращение идет через планетарный механизм на привод. При запуске стартера аккумулятор автомобиля передает напряжение на обмотки реле. Якорь, испытывая воздействие магнитного поля, втягивается, после чего шестерня планетарного механизма зацепляется с маховиком, что вызывает замыкание имеющихся в устройстве контактных болтов.
После этого якорь остается во втянутом состоянии, а его крепление обеспечивается исключительно удерживающей обмоткой. Когда водитель поворачивает ключ в замке, отмечается обесточивание данной обмотки. Это приводит к тому, что якорь занимает свое начальное положение.
Основные признаки неисправности стартера
Несмотря на то, что стартер достаточно надежное устройство, но и он может сломаться. Некоторые поломки могут иметь идентичные с другими неисправностями симптомы, но все же общее в сбоях в работе электромотора есть.
Основные симптомы неисправностей в работе стартера:
Втягивающее реле не щелкает (не срабатывает) и якорь не вращается.
- Разряженность АКБ (полная или частичная) или выход ее из строя;
- Окисление клемм батареи и наконечников, к ней подключаемых;
- Отошли клеммы или наконечники, подключаемые как к самому стартеру, так и к батарее;
- Отсутствие контакта на клеммных болтах, спровоцированное обрывом проводов, соединяющих замок зажигания и стартер;
- Замыкание, обрыв или пробивание на массу обмоток втягивающего реле.
При запуске электромотора и работоспособности втягивающего реле якорь крутится медленно или вообще не крутится.
- Нарушен контакт на клеммных болтах втягивающего реле;
- Высокое изнашивание щеток или их заклинивание;
- Подгорание или перегрев коллекторных пластин;
- Пробой обмотки статора, вызванное нарушением изоляции или межвитковое замыкание;
- Нарушение изоляционного слоя плюсового держателя щеток;
- Замыкание коллекторных пластин, спровоцированное нарушением изоляции;
Якорь запущенного стартера вращается, но коленвал не раскручивается.
- Проскальзывание обгонной муфты;
- Механическое повреждение устройства свободного хода (пружины буфера, подводкового колечка);
- Вылетание вилки привода стартера или ее повреждение;
- Затрудненность в передвижение привода по нарезке на якорном валу.
После запуска ДВС стартер продолжает работать.
- Заклинивание вилки привода;
- Повреждение пружинки включателя зажигания;
- Заклинивание контактов втягивающего реле или привода стартера на якорном валу;
- Повреждение или растяжение пружин, возвращающих втягивающее реле или обгонную муфту;
- Заклинивание втягивающего реле;
- Перекашивание электромагнитного двигателя, вызванное откручиванием креплений его к ДВС.
Повышенный шум при работе стартера.
- Повышенный износ отдельных частей якоря (шеек и втулок);
- Нарушение целостности корпуса стартера в месте расположения привода;
- Механические повреждения в зубьях маховика или бендикса;
- Недостаточно закрученные крепления электродвигателя;
- Контакт якоря во время вращения с полюсом из-за ослабленного крепления последнего внутри агрегата.
Ремонт втягивающего реле стартера
Если вы пришли к выводу, что тяговое реле стартера вышло из строя, необходимо выполнять его ремонт. Сразу хотим отметить, что в большинстве случаев гораздо проще заменить данный элемент, чем восстанавливать его работоспособность.
Многие производители изготавливают неразборные реле для того, чтобы сделать этот узел наиболее надёжным. В таких ситуациях придется просто менять втягивающее реле на новое. Если же стартер в вашем авто оснащен разборным реле, можно отремонтировать его своими силами. Нередко реле не работает по следующим причинам:
- механический привод износился и вышел из строя;
- в обмотке произошло замыкание;
- «пятаки» или контакты обгорели.
Определить каждую из вышеперечисленных неисправностей можно после разборки. Правда, для определения целостности обмоток придется воспользоваться омметром. Во время измерения сопротивления между окончаниями провода и корпусом данный показатель должен составлять минимум 10 кОм. В противном случае произошло замыкание обмоток, поэтому нужно будет идти в магазин за новым реле.
Установка нового либо восстановленного реле осуществляется в обратной демонтажу последовательности. У многих автолюбителей на данном этапе возникает проблема, которая заключается в том, как подключить реле стартера. Для того чтобы избежать таких неприятностей, советуем предварительно пометить отключенные клеммы. Прежде чем установить реле, не забудьте тщательно зачистить контакты, а также обезжирить их.
Втягивающее реле стартера – для чего оно необходимо и как работает
Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Прежде, чем любой автомобиль, подчиняясь желаниям владельца, выедет из гаража и поедет из пункта «А» в пункт «Б», его необходимо завести. Большинство современных автопользователей, которых автолюбителями можно назвать с большой натяжкой, доверяют ремонт и обслуживание своего авто специалистам сервисных центров.
Плохого в этом ничего нет, если не учитывать, тот факт, что автомобили эксплуатируют бездумно, неаккуратно. Уважающий себя водитель, даже если не принимает лично участие в ремонте машины, должен знать её устройство, основные признаки неисправностей, порядок их устранения. Это необходимо хотя бы для того, чтобы не выглядеть глупо в разговоре с автослесарем и не попасться в руки мошенников от ремонта.
Так как движение автомобиля начинается с запуска мотора, то в первую очередь, необходимо освоить устройство системы пуска. Одно из самых уязвимых мест – это втягивающее реле стартера. Об этой детали слышали все, но принцип её работы и устройство понимают не многие.
Сравнительно небольшой узел играет ключевую роль в запуске мотора. Если в случае поломки иных частей эксплуатация автомобиля возможна, то сломанное реле стартера полностью парализует автомобиль.
Тяговое реле стартера – для чего оно необходимо
Втягивающее реле стартера
Прежде, чем приступить к изучению устройства втягивающего реле, необходимо уяснить, что за работу стартера отвечает два реле, которые не следует путать. Первое – реле включения стартера, находится в моторном отсеке.
В зависимости от марки и модели автомашины оно может быть выполнено в самостоятельном корпусе или монтироваться в общий блок вместе с другими реле.
Второе – это втягивающее реле, которое установлено непосредственно на стартере и выполняет следующие функции:
- перераспределение электроэнергии между электромагнитом реле и мотором стартера;
- синхронизация работы узлов стартера при запуске мотора;
- подача шестерни бедикса до зацепления с зубами венца маховика;
- возврат шестерни в исходное положение после пуска.
В литературе можно встретить чуть измененной название одного и того же реле – тяговое реле стартера. В народно-автомобильном обиходе это устройство называют просто – «втягивающее».
Для того, чтобы мотор запустился, необходимо принудительно вращать коленчатый вал до того момента, как в камерах сгорания не начнёт воспламеняться топливная смесь. В исправном моторе для этого необходима «секунда» времени.
Задача втягивающего реле заключается в том, чтобы синхронизировать работу стартера, обеспечить зацепление рабочих частей шестерён и убрать бендикс от маховика после запуска двигателя.
Устройство втягивающего реле стартера и принцип его работы
Тяговое реле стартера находится над стартером в прочном соединении с ним. При необходимости оно достаточно просто снимается, но сделать это можно только на демонтированном стартере. Разные производители предлагают реле в двух вариантах: разборное, которое при необходимости можно подвергнуть диагностике, ревизии и ремонту, и неразборное, которое в случае поломки меняется целиком.
Основными частями реле являются:
- корпус;
- якорь;
- магнит с обмотками (втягивающая и удерживающая);
- возвратная пружина;
- контакты.
После поворота ключа в замке зажигания, в катушке возникает электромагнитное поле на втягивающей обмотке и якорь, притягиваясь, перемещается в сердечник, который посредством рычага вводит в зацепление с венцом маховика рабочую шестерню бендикса.
Как только сердечник достигает крайнего положения, «втягивающий» стартера замыкает пару контактов, которые называют «пятаками». В этот момент включается удерживающая обмотка и подаётся ток на обмотку мотора, который начинает вращать вал и маховик, находящийся в зацеплении с шестернёй.
С пуском мотора контакты в замке зажигания размыкаются, подача электроэнергии на стартер прекращается, и возвратная пружина возвращает якорь в исходное положение, а вместе с ним и шестерню с обгонной муфтой. Вот, собственно, такой принцип работы втягивающего реле стартера.