Понятие и виды транспортных средств в законе
В пункте 11 статьи 1 Закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» приведено определение понятия «транспортное средство», и виды транспортных средств:
Транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:
а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации;
в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона;
д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
Как определить категорию транспортного средства в целях расчета транспортного налога
Порядок расчета транспортного налога зависит от категории транспортного средства (п. 1 ст. 361 НК РФ). Категории транспортных средств перечислены в статье 361 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:
- легковые автомобили;
- мотоциклы и мотороллеры;
- автобусы;
- грузовые автомобили;
- другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
- катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;
- яхты и другие парусно-моторные суда;
- гидроциклы;
- несамоходные (буксируемые) суда и др.
От категории транспортного средства и его технических характеристик (мощность, вместимость) зависит размер ставки транспортного налога (ст. 361 НК РФ).
При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории «грузовых» или «легковых» автомобилей нужно руководствоваться:
- Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. №359;
- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. №5938-VIII.
Об этом сказано в пункте 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса РФ (утверждена приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. №БГ-3-21/177).
Однако Методические рекомендации не являются нормативно-правовым документом, предусмотренным для общего пользования (письмо Минфина России от 16 июня 2006 г. №03-06-04-04/24). Кроме того, ОКОФ предназначен для целей учета и статистики основных средств и не может применяться при расчете транспортного налога (постановление Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. №2965/07).
Для установления категории автотранспортного средства контролирующие ведомства рекомендуют руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС) (письма Минфина России от 22 ноября 2005 г. №03-06-04-02/15, ФНС России от 1 декабря 2009 г. №3-3-06/1769). В этом документе указывается тип и категория транспортного средства (Положение, утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134).
Под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т. д.). Категорий транспортных средств можно выделить пять:
- А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
- В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
- С – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
- D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
-
прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством.
Этот термин включает в себя полуприцепы.
Категории транспортных средств в ПТС указываются на основании вышеупомянутой Конвенции.
Если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации (письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. №3-3-06/1769).
Указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству. Категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям (приложение 3 к Положению, утвержденному совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134, письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. №3-3-06/1769).
Поэтому рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС. Если в ПТС одновременно указана категория автомобиля – «B» и тип транспортного средства – «грузовой», то транспортный налог рассчитывайте как с грузового автомобиля. Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспортного средства, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 марта 2010 г. №03-05-05-04/05, от 7 февраля 2008 г. №03-05-04-04/01 и от 17 января 2008 г. №03-05-04-01/1, УМНС по Московской области от 30 июля 2003 г. №07-48/91/Р795.
Что такое специализированные автомобили?
Доставка сырья и комплектующих, энергоносителей для производств и готовой продукции потребителю, это те вопросы, которые призвана решать логистика. Составной частью логистических и транспортных систем являются грузовые автомобильные перевозки. Оставив в стороне организационные вопросы, остановимся на том, какой автотранспорт при этом может быть использован. Транспортные компании, занимающиеся перевозкой определенных видов грузов, используют для этого специализированные автомобили. В зависимости от вида и габаритов груза применяются автомобили с различными типами кузовов. У грузовых автомобилей основным типом кузова считается бортовая платформа. Наиболее востребованы сегодня бортовое тентованные полуприцепы. Их удобство в том, что на них можно грузить товары различного типа, при этом грузоподъемность такого тентованного полуприцепа может достигать двадцати тонн. При необходимости тентованный полуприцеп легко превращается в бортовую платформу. Автомобили с низкорамными платформами применяются при перевозке громоздких грузов. Они не имеют в отличие от бортовых платформ ограничительных бортов. С их помощью осуществляется и перевозка негабаритных грузов, например производственных станков, технологических установок или архитектурных памятников. Базой различных панелевозов, лесовозов или автовозов, иными словами грузовых автомобилей узкой специализации, служит открытая платформа. Используются эти автомобили в местах непосредственной работы. Для условий города наиболее применимы фургоны и самосвалы различных типов. Самый распространенный вид специализированных автомобилей с открытой платформой это самосвал. Используются они для перевозки в основном насыпных грузов. Грузы, перевозка которых в автомобилях с открытым кузовом не возможна, транспортируют в закрытых цельнометаллических кузовах – фургонах. Широко используются фургоны в тех случаях, когда требуется перевозить штучный товар или отдельные упаковки. Существуют такие разновидности фургонов как изотермические и промтоварные. При необходимости перевозки грузов с сохранением определенных температур используют особый тип специализированных автомобилей – рефрижераторы. Для перевозки жидкостей и газа предназначены специальные автоцистерны. Специализированные автомобили представлены в линейках продукции как отечественных, так и зарубежных производителей.
Прицепы
Прицеп — это специальная платформа для перевозки разных типов грузов, которая не оснащена двигателем и применяется в связке с тягачом, формируя автопоезд. Допускается одновременная перевозка до 20 тонн грузов в зависимости от типа прицепа. В сравнении с обычными полуприцепами прицеп не требует опоры с фиксацией к тягачу, а располагает собственным колесным шасси. В зависимости от функционального назначения прицепы делятся на изотермические, самосвальные, рефрижераторные, бортовые, тентованные и другие платформы. В большинстве случаев прицепы применяются в конфигурации с полуприцепами, образуя массивные автопоезда. Такие автомобили способны единовременно перевозить до 40 тонн грузов.
Транспортный налог на спецтехнику
Объектом обложения транспортным налогом признается автомобиль, соответствующий двум критериям: он является транспортным средством, то есть обладает определенными физическими характеристиками, предусмотренными ст. 38 НК РФ, и зарегистрирован в установленном законодательством порядке (Постановление ФАС МО от 26.05.2010 N КА-А40/4965-10). Прежде чем переходить к регистрации, скажем несколько слов о том, когда без этого можно обойтись.
К сведению. Отсутствие госрегистрации ТС не является препятствием для предъявления к вычету НДС в том налоговом периоде, когда эта техника приобретена, оприходована в бухгалтерском учете и используется для операций, подлежащих обложению НДС (Постановление ФАС СКО от 18.03.2010 N А32-25684/2009-5/493).
В частности, транспортное средство можно не регистрировать, если оно используется исключительно в производственных или хозяйственно-бытовых целях, а не для перевозки грузов и людей. К таким ТС можно отнести передвижные станции, трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, погрузчики, автонасосы, автокомпрессоры на шасси. Без регистрации данная техника не относится к облагаемым ТС, но здесь нужно быть осторожным.
Во-первых, маршруты специальных автомобилей иногда захватывают проезжую часть (дороги). Это означает, что данная техника должна быть допущена в установленном порядке к участию в дорожном движении посредством прохождения процедуры регистрации. Во-вторых, если спецавтомобили или спецтехника не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования, не факт, что они не появляются на этих дорогах или не используют иные пути следования. Такая техника тоже должна быть зарегистрирована, поскольку эксплуатация автотехники без свидетельства о регистрации запрещается (Постановление ФАС ЗСО от 18.06.2010 N А27-19317/2009).
В настоящий момент регистрацией ТС и техники занимаются два органа:
- Государственная инспекция безопасности дорожного движения;
- Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
В компетенцию ГИБДД входит регистрация автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см (или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт), имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования <4>. Органы Гостехнадзора занимаются регистрацией тракторов (кроме мотоблоков), самоходных дорожно-строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и других машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см <5>, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и не подлежащих регистрации в подразделениях Госавтоинспекции.
<4> Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.<5> Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора), утв. Минсельхозпродом 16.01.1995.
Специальная техника может быть зарегистрирована либо в Госавтоинспекции, либо в органах Гостехнадзора. И в том, и в другом случае она признается объектом налогообложения. С автомобилями, зарегистрированными в Госавтоинспекции, вопросов не возникает, а чтобы их было меньше с автотехникой, зарегистрированной в органах Гостехнадзора, приведем Письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-05-05-04/13. В нем четко сказано, что к объектам обложения транспортным налогом относятся самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств. Таким образом, налог в любом случае придется платить, правда, ставка его будет различна для ТС, зарегистрированных в Госавтоинспекции, и автотехники, поставленной на учет в органах Гостехнадзора.
Большегрузные автомобили
Бльшегрузный транспорт — это все те грузовики, которые берут на борт от пяти до пятнадцати тонн полезного груза. Длина их колеблется от пяти до восьми метров, высота достигает трёх, а ширина двух с половиной метров.
Благодаря такому увеличению габаритов ёмкость кузова может составлять до шестидесяти кубических метров. Разнообразие параметров обусловлено тем, что варианты отсеков более многообразны, чем в более мелких автомобилях.
Подклассы по грузоподъемности
Внутри категории большегрузных автомобилей принято выделять три подкатегории. К первой из них относятся грузовики, перевозящие около пяти тонн при объёме в тридцать шесть кубометров (который обычно вмещает до десяти тонн).
Ко второй – семитоные автомашины с объёмом кузова в 36 – 56 кубометров. Наконец, наиболее тяжёлые и грузоподъемные машины, кузов которых достигает восьми метров в длину и превышает пятьдесят кубических метров в объёме.
Спальники и подвеска
Большегрузные машины очень широко применяются в междугородном и международном сообщении. Столь длительные рейсы, само собой, были бы невозможны без оборудования кабин спальными местами.
Почти всегда присутствует и место для экспедиторов. Погрузка может осуществляться как сверху, так и сбоку. Пневматическая подвеска, которой оборудуются некоторые импортные большегрузы, повышает сохранность хрупких товаров и делает ход плавнее.
Термофургон
«Термофургон» может от десяти до двадцати часов поддерживать неизменной температуру погруженных товаров, при условии, что уличный воздух не холоднее минус десяти и не горячее плюс двадцати градусов.
Если используется подогрев отсека, это позволяет сохранять внутреннюю температуру дольше и при сильном морозе. Двери оборудуются уплотнителем, предусматривается вентиляция. Чаще всего термофургоны оснащаются вспомогательными дверями, упрощающими процесс загрузки и выгрузки.
Полуприцеп
Двадцатифутовые «морские» контейнеры применяются, в основном, в мультимодальных перевозках.
«Евротент», еврофура или полуприцеп – разные наименования грузовика, в который ставится поперёк пара стодвадцатисантиметровых европоддона.
Есть полуприцепы стандартной, меньшей или большей размерности. Благодаря возможности убирать тент, погрузка и отгрузка может производиться сбоку/сверху, а также допускается превращение грузовика в открытую площадку.
Рефрижератор
Рефрижераторный полуприцеп – по сути, большой холодильник на колёсах. Температура внутри не зависит от того, каковы погодные условия. Глубокой заморозки, правда, обеспечить рефрижератор не может. Зато все современные автофургоны оснащаются средствами защиты от скачков температуры при авариях. Тепловой режим перевозки груза может быть зафиксирован на особые носители информации.
Рефрижераторные полуприцепы нужны в основном для доставки легко портящихся продуктов или иных грузов.Такая классификация грузовых транспортных средств не идеальна и не полна, есть еще одно разделение по видам.
Выбор автотранспорта
Станки, трансформаторы, прессы, медицинские установки весом до 10 – 15 тонн можно перевозить в международных контейнерах или на магистральных фурах. Украинские правила диктуют применение специальных полуприцепов (низкорамных тралов) только для тяжеловесных, негабаритных грузов. Подробно останавливаться на правилах перевозки негабаритов нет смысла, о них вы можете прочесть в других материалах нашего блога.
Большинство украинских дальнобойщиков, зарегистрированных на транспортно-информационном сервисе Transportica, чаще заняты на перевозках по территории Украины оборудования стандартных габаритов. В этом случае магистральную фуру или бортовую платформу подбирают, ориентируясь на вес груза. Обязательным условием становится и техническая готовность грузовика.
Какой транспорт чаще других используют при перевозке грузов
Наиболее популярными видами грузовиков для автоперевозок являются – фуры. Это седельный тягач с полуприцепом. По эти машины не являются одним видом транспорта. В зависимости от модели это могут быть шторные или тентованные полуприцепов. К фурам относят и рефрижераторные установки.
Но если взглянуть на городские автоперевозки, то тут явным лидером будет малотоннажный (до 3,5 тонн) тентованный грузовик типа ГАЗель. Его преимущества – относительно низкая стоимость «входа» в рынок, маневренность в городских условиях и отсутствие специальных требований, включая возможность управления с ВУ категории В.
Виды транспортной логистики и ее основы
Транспортная логистика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя подразумевает перемещение грузов внутри компании и между ее филиалами. Внешняя же транспортная логистика позволяет перевозить груз от производителя к потребителю.
Также такой вид логистики различается по принципу организации процесса:
- Логистический принцип предполагает наличие только одного оператора перевозки. Благодаря этому процесс получается систематическим и последовательным. Так постепенно появляются общие тарифы на транспортировку.
- Традиционный — нет единого оператора, а все участники взаимодействуют между собой. Стоимость на определенные услуги внутри транспортной цепи известны только смежным участникам. Поэтому тут нет единых тарифов.
Первый вариант считается более универсальным и надежным. Компании не нужно переживать, что какое — то звено даст сбой и перевозка не состоится. Это чревато предприятию крупными потерями, а транспортно — логистическая компания получит урон своей репутации.
Грузовая техника
Грузовые автомобили – это класс транспортных средств, конструкция которых интегрирована в кузов, а также фиксируется на ходовой раме. В большинстве случаев техника данной категории называется «грузовиками». По вариантам исполнения кузова предусмотрены бортовые автомобили и фургоны.
- К категории бортовых грузовиков относится техника, в основе конструкции которой использован открытый кузов на шасси автомобиля. Транспортные средства данной категории применяются для перевозки строительных материалов, продукции, которая не требует соблюдения специальных условий хранения при перевозке.
- Традиционный фургон – автомобиль с добавлением на ходовое шасси специального грузового кузова с тентом или металлической конструкцией. Главным отличием от машин бортового типа является наличие закрытого кузова. Конструкция обеспечивает функциональные возможности для перемещения широкого спектра грузов, реализует максимальную защиту от попадания влаги атмосферных осадков, пыли.
Внутри кузова сохраняется эффективный микроклимат, а такие автомобили называются изотермическими. Рефрижератор поддерживает необходимую для перемещения продуктов питания и другой продукции температуру. Фургоны обеспечивают возможность транспортировки скоропортящихся товаров, специальных грузов, относятся к числу одних из самых распространенных вариантов профильной техники для региональных перевозок.
Понятие и назначение грузовых автомобилей
К грузовым автомобилям относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов различного типа. Перевозка может осуществляться в кузове автомобиля или на грузовой платформе. Также грузовые автомобили могут использоваться в качестве шасси для монтажа различных видов навесного оборудования, что позволяет использовать их в качестве спецтранспорта и спецтехники.
Грузовой автотранспорт является неотъемлемой составляющей современной логистики. Значительная доля грузоперевозок приходится именно на этот вид транспорта. Грузовиками осуществляется доставка товаров по торговым точкам в пределах города и перевозка крупных партий грузов на значительные расстояния.
Эти транспортные средства могут применяться для перевозки тяжелых и негабаритных грузов. Грузовые автомобили используются практически во всех отраслях, в малом, среднем и крупном бизнесе.
Грузовые автомобили, по сравнению с другими видами транспорта, обладают целым рядом преимуществ. Основными их достоинствами являются универсальность и простота в управлении, возможность доставки грузов непосредственно в пункт конечного назначения, возможность быстрой погрузки и разгрузки. Это очень мобильный и надежный вид транспорта. При этом различные виды грузовиков могут использоваться для перевозки грузов разного типа и назначения.
Водный транспорт
Это один из классических видов транспортных средств. Такой транспорт предназначается для перевозок по искусственным (водохранилища, каналы) и природным (озера, реки, моря и др.) водным путям.
В отличие от воздушного, водный транспорт является одним из самых дешевых после трубопроводного. Именно поэтому подобными транспортными средствами перевозиться практически все: начиная от стройматериалов и заканчивая полезными ископаемыми. А такие плавсредства, как, например, паромы, способны даже перевозить другой транспорт.
Но вот пассажирских перевозок в последнее время стало значительно меньше. Это обосновано довольно низкой скоростью, с которой суда движутся от одного морского порта к другому.
Основные виды транспортных средств, движущиеся по водным путям: надводные (лодки, катера, лайнеры, корабли) и подводные суда.
Виды транспорта и их показатели
При выработке стратегий транспортного обслуживания необходимо опираться на анализ грузопотоков в этом направлении и на способы транспортировки, грузовые устройства и транспортные средства, находящиеся в распоряжении лиц и фирм, занимающихся транспортными перевозками. Для этого необходима соответствующая классификация транспортируемых грузов и транспортных средств процессов. Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Железнодорожный транспорт. Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте. Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.
Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. При этом соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгоды дальние перевозки. Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения. Состав специального назначения — это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта, например, угля. Такие составы экономичнее и быстрее традиционных смешанных, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Сочлененные вагоны имеют удлиненную ходовую часть, которая способна принимать до 10 контейнеров в одной гибкой сцепке, что уменьшает нагрузку вагона и сокращает время, необходимое для перевалки. Двухъярусные контейнерные платформы, как следует из названия, могут быть загружены контейнерами в два этажа, что удваивает грузовместимость подвижного состава. Подобные технические решения помогают железным дорогам уменьшить грузовую нагрузку вагонов, увеличить грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки.
Автомобильные транспортные средства
Самым популярным и распространенным видом наземных транспортных средств считается автомобильный транспорт. К автомобильному относятся все виды средств, при помощи которых выполняется перевозка груза и пассажиров по безрельсовым путям. Многие автомобили предназначаются не только для перевозки на короткие, но и на дальние расстояния, особенно, в тех случаях, когда невозможно доставить пассажиров, продукты или материалы другим способом.
Весь автомобильный транспорт делится:
- На гоночные машины, которые, чаще всего, используют в автомобильных и спринтерских заездах (дрэг-рейсинг, авто-слалом и др.). К таковым относятся, например, монопосты – одноместные автомобили с открытыми колесами, использующиеся в гонках «Формулы-1».
- На транспортные автомобили, которые служат лишь для перевозки груза и пассажиров. В зависимости от цели назначения, они бывают легковыми (автомобили личного пользования), грузовыми (автомобили-фургоны, тягачи, др.) и перевозными (автобусы, маршрутные такси и т. д.).
- На специальные машины, которые, помимо всего прочего, оснащены дополнительным оборудованием, предназначенным для тех или иных целей. К таковым относятся, например, машины скорой помощи или пожарные автомобили.
Классификация перевозок по виду и характеру груза
В основе этой классификации лежат свойства и характеристики перевозимых грузов, согласно которым различают:
- Опасные — автоперевозка опасных для здоровья людей и окружающей среды грузов. Предусматривает особые условия оформления документации и подготовку ответственных лиц — водителя и менеджеров. Такая транспортировка осуществляется при соблюдении мер безопасности с учетом рисков;
- Живые — транспортировка живности: домашней, цирковой, сельскохозяйственной, животных зоопарка;
- Скоропортящиеся — доставка продуктов питания, живых цветов, некоторых групп медицинских препаратов. Может применяться транспорт, оснащенный холодильным оборудованием. К этому виду грузоперевозок предъявляются требования по поддержанию заданного температурного режима и соблюдению сроков доставки;
- Генеральные — экспедирование штучного груза срочного назначения;
- Ценные — относятся к автоперевозкам предметов повышенной ценности.