Устройство и типы автомобильных шин

Срок службы зимних шин

Срок службы зимней резины по ГОСТам не отличается от летних и всесезонных аналогов. Но, на практике все несколько сложнее. По рекомендациям производителя срок эксплуатации – 5 лет, хотя даже хорошие шины могут служить меньше в определенных условиях. Отвечая на вопрос, как выбрать зимние шины, стоит учесть, стоит покупать резину, отлежавшую на складе не более 3 лет.

Из зимних покрышек, наиболее устойчивой к истиранию является «еврозима», она делается из более жесткой смеси. Скандинавские шины и шиповка при выезде на асфальт изнашиваются быстрее.

Важным параметром является глубина протектора. Изначально она равняется 7-10 мм, что обусловлено условиями эксплуатации:

  • снег;
  • лед;
  • снеговая каша.

Формально использовать ее можно до глубины – 1,6 мм. Но, на практике существует понятие – эффективный протектор, это рекомендованная производителем минимальная глубина рисунка. В зависимости от модели, это может быть 4-6 мм, обычно ориентируются на цветовую метку, сделанную производителем.

Сезонные шины

Сезонность является одним из основных отличий покрышек. По этому признаку все шины делятся на зимние, летние и внесезонные. Как мы не носим летом валенки, а зимой босоножки, так и наши автомобили не должны летом ездить на зимних шинах и наоборот. Зимой автомобиль на дешевой зимней резине будет ехать лучше, чем на самой дорогой летней.

В функциональные обязанности летней покрышки входит обеспечить максимальное сцепление с мокрой и сухой дорогой. Летние покрышки имеют хорошую износостойкость и высокий индекс скорости. Однако при температуре ниже +5-7° С любая летняя покрышка «дубеет» (замерзает) и теряет свои полезные свойства. Тогда и наступает подходящий момент поменять летнюю резину на зимнюю.

Состав резиновой смеси мягкой зимней покрышки позволяет шине не «дубеть» в холодное время года. Даже на ощупь протектор зимней покрышки значительно мягче летней. Зимние шины отличаются от летних большим количеством ламелей. Ламели – это узкие прорези в узоре протектора, улучшающие сцепление с дорогой – даже заснеженной и обледенелой. Однако когда среднесуточная температура составляет выше +8-9° С, зимняя резина быстро изнашивается. Поэтому с приходом тепла не стоит долго раздумывать, а сразу переобувать автомобиль.

Кроме того, существует еще один тип шин – зимние шипованные покрышки. Эти шины созданы для суровых зим и использовать их рекомендуется только в регионах с действительно сложными погодными условиями. Шипы наносят вред асфальтированному дорожному покрытию, поэтому они запрещены во многих странах Европы. В Украине есть смысл обувать свой автомобиль в шипованную резину, только тем, кто постоянно совершает поездки в заснеженные регионы страны (например, в Карпаты).

При путешествии по таким заснеженным районам на помощь придут цепи противоскольжения. Они одеваются на обычные зимние шины для преодоления тяжелого участка дороги, двигаться при этом необходимо со скоростью не более 40 км/ч.

Внесезонные шины подходят для стран с мягким климатом и теплой зимой. Однако такие покрышки существенно уступают по своим свойствам и летней и зимней резине.

Низкий профиль?

Маркировка шины, имеющей низкий профиль

Какие автошины являются низкопрофильными? Многие автолюбители отдают предпочтение покрышкам с низким профилем, желая украсить внешний вид автомобиля и немного изменить его характеристики. В таких изделиях процентное соотношение ширины и высоты профиля шины должно быть меньше 55%. Узнать высоту профиля автопокрышки можно из маркировки, к примеру, в обозначении 205/45R14, цифра 45 указывает на низкий профиль авторезины. Отношение ширины изделия к его высоте составляет 45%. Ширина автопокрышки составляет 205 мм, а высота профиля находится следующим образом: 205*0,45=92,25 мм.

Применение автошин, имеющих низкий профиль, дает возможность:

  • увеличить пятно контакта колес с дорожным покрытием;
  • улучшить устойчивость машины;
  • улучшить торможение;
  • улучшить разгон.

Недостатки при применении указанного типа покрышек:

  • увеличение шумности во время езды;
  • большая вероятность возникновения эффекта аквапланирования;
  • возрастание жесткости покрышек;
  • увеличивается вероятность деформации диска при езде по неровной поверхности дорожного покрытия либо наезде на бордюры.

Бескамерные шины. Достоинства и недостатки


Бескамерная шина В большинстве современных автомобилей используется бескамерная резина. Конструкция легковых шин такого типа позволяет резине плотно прилегать к колесному диску, и удерживать воздух внутри благодаря специальной резиновой прослойке.

Даже при наличии прокола, воздух будет медленно выходить из колеса, а автомобиль сможет доехать до ближайшего шиномонтажного пункта. Подробней о достоинствах и недостатков камерных и бескамерных шин можно узнать из таблицы-сравнения .

Плюсы Минусы
Камерные
  • Низкая стоимость
  • Ремонт можно произвести самостоятельно
  • В случае бокового пореза достаточно заменить камеру
  • Подходят к любым дискам
  • Потеря управляемости в случае прокола
  • Быстрый спуск колеса при повреждении
  • Больший вес
  • Трение между камерой и покрышкой приводит к нагреванию колеса
Бескамерные
  • Малый вес шины
  • Способность сохранять давление в случае прокола
  • Ремонт мелких проколов легче и быстрее
  • Безопасность вождения при наличии прокола
  • Шины меньше нагреваются во время долгого передвижения, соответственно, меньше изнашиваются
  • Специальное оборудование для установки
  • Дорогой ремонт крупных повреждений
  • Возможность бокового пореза
  • Быстрая потеря воздуха в случае повреждения диска
  • Не подходят к дискам старых отечественных автомобилей

Что касается стоимости, то она является явным преимуществом камерных покрышек. Приобрести такую резину можно недорого, цены по состоянию на 16.10.2018 стартуют от 12-13 долларов. В это же время бескамерные стоят не меньше 40 долларов за штуку.

Обозначение наличия или отсутствия камеры

Наличие или отсутствие камеры внутри покрышки обозначается буквами ТТ (от англ. TubeType) или TL (от англ. Tubeless).

Вопросы маркировки шин

Типов классификаций покрышек по регионам существует два — европейский и американский. Причем отличие состоит только в самой номенклатуре, типы автомобильных шин одни на весь мир и не отличаются кардинально — ведь климатические пояса и типы дорожного покрытия от государственных границ не зависят.

Разница только в способах записи размерностей, а они таковы:

  1. В Европе записывают тип размеров шин так: 195/45/R17. Читается это так: ширина шины составляет 195 мм при ширине протекторного профиля 45 мм, шина монтируется на семнадцатидюймовые диски.
  2. В США размерность покрышек записывается так: 32/11/R17. Первая цифра определяет наружный диаметр колеса, вторая — ширину протектора, а третий индекс точно так же, как в европейской системе, обозначает размер диска.

Как определить сезонность шины? Это можно сделать по буквенному коду, который наносится на борт покрышки, неподалеку от размерности. Зимняя резина обозначается буквой W либо схематичной пиктограммой снежинки. Всесезонная резина обозначается M+S (Mud+Snow), а также AS или 4S (All Season, 4Season), в зависимости от фирмы, выпускавшей шины.

Маркировка обозначает не только сезонность шин, но и помогает в их инсталляции. На шине с ассиметричным протектором в обязательном порядке должно быть обозначение, какая сторона наружная, дабы не перепутать при монтаже. Шины с направленным протектором имеют на борту надпись Rotation.

Помимо перечисленного, на шинах также в обязательном порядке присутствует специальный код, обозначающий предельную нагрузку на одно колесо, допустимое с этой покрышкой. На сайтах производителей и в любом шиномонтажном сервисе имеется таблица с представлением всех этих значений. Если шина для легкового авто — на ее индексе должна находиться литера «Р». Если шина выполнена по бескамерной технологии — в обязательном порядке должен быть надписан индекс TL.

Отличия в конструкции шин


Также колеса отличаются строением каркаса и брекера. Под слоем резины расположен каркас, отвечающий за жесткость изделия. Большое количество нитей из металла или капрона образуют прочную конструкцию, определяющую технические параметры колеса. В частности, от этого зависит индекс предельно допустимой нагрузки (кг) на одно колесо.

Этот параметр указан вблизи размерности покрышки. Чем больше параметр, тем больший вес может перенести колесо. К примеру, число 91, которое соответствует определенной максимальной нагрузке 615 кг. Иногда в маркировке присутствует дополнительный параметр Reinforced, что говорит об увеличенном числе нитей корда, что повышает индекс нагрузки на три единицы.

По виду плетения покрышки подразделяются на диагональные и радиальные.

Диагональные шины

Иногда на авто можно встретить шины диагональной конструкции. Согласно классификации они подходят для стандартного применения на небольших скоростях. В качестве основы используется капроновая или нейлоновая нить, которая перекрывается своими же слоями. Количество слоев может быть 2 и выше.

Собственного обозначения в маркировке шин у колес диагональной конструкции не существует. Если радиальную резину можно узнать по букве в размерности изделия: размер шины «Р» категория шины, то у диагонального изделия стоит знак «/», что означает как раз такую конструкцию. В силу более простого способа производства диагональная резина менее дорога, однако ее характеристики значительно хуже, чем у конкурента.

Радиальные шины

Самыми распространенными являются покрышки с радиальным расположением нитей корда. Металлические нити образуют кольца, непересекающиеся между собой, а брекерный пояс комплектуется дополнительным усиленным кордом. Такие шины более предпочтительны для автомобиля, хоть и обладают большей стоимостью.

  • радиальные автошины бескамерные — внутри отсутствует камера, что обозначается литерами TL («Tube Less»);
  • усиленная конструкция обладает боковиной, которая не так боится порезов и нагрузок;
  • вес такого комплекта меньше, что положительно сказывается на расходе топлива;
  • обладают лучшей теплопроводностью, что позволяет дольше двигаться на высокой скорости по ровной дороге;
  • под большим давлением работает лучше и способна выдержать нагрузку на 15-20% больше.

Виды конструкций шин для спецтехники

Так как спецтехника работает в разных условиях, включая агрессивную среду, конструкция покрышек имеет несколько видов: пневматические, цельнолитые и бандажные. Такие категории шин, сильно различаются между собой эксплуатационными и техническими характеристиками.

Основные отличия в следующем:

  • Пневматические – шины довольно схожи с автомобильными по конструкции. Основное это каркас, выполненный из нескольких слоев корда (металлического, нейлонового). Также, изделие оснащено несколькими слоями брекера, которые усиливают протектор. Колёса могут быть бескамерными и с камерами. Главное преимущество таких шин – улучшенная амортизация.
  • Цельнолитые – данные покрышки не имеют пустот в конструкции. Колёса состоят из 3 частей: внешний протектор, каучуковое тело изделия и стальной обод. В конструкции также использованы радиальные слои корда, укрепляющие колесо. Помимо каучука, при изготовлении может добавляться пластик. В зависимости от мягкости материала, шина приобретает амортизационные характеристики. Такие шины гораздо тяжелее пневматических. Основное достоинство — колёса не боятся порезов и проколов.
  • Бандажные – шины имеют ограниченный перечень потребителей. В основном это портовые ролл-трейлеры и электроштабелеры. Конструкция таких колёс очень схожа с цельнолитыми покрышками и состоит из: протектора, прослойки резины и стального бандажа. Основное предназначение — эксплуатация на ровной твёрдой поверхности.

Учитывая характер условий эксплуатации, владелец может выбрать из перечня наиболее подходящую модель шины для спецтехники.

Различия в рисунке протекторного слоя

Различные типы рисунка протекторного слоя

Современные автопокрышки имеют радиальное строение каркаса: нити кордового слоя расположены перпендикулярно окружности колеса. Есть автошины с диагональным строением: нити корда расположены внахлест друг на друга и под определенным уклоном. Второй вид шин встречается редко, многие производители отказались от выпуска диагональных шин из-за неустойчивости каркаса.

В зависимости от вида рисунка протекторного слоя разделяют автошины:

  1. С направленным рисунком. Маркируется такой протектор стрелочкой с направлением движения колеса, а также словом «Rotation». При покупке таких изделий необходимо учитывать, что нельзя переставлять колесо с левой стороны авто на правую без перебортирования колеса и наоборот. Возникают сложности и с «запаской»: заранее предугадать с какой стороны автомобиля колесо потребует замены невозможно, а при установке в форс-мажорных ситуациях запасного колеса на неверную сторону (левого на правую и наоборот), даже на маленькой скорости передвижения возникает эффект аквапланирования.
  2. Имеющие ненаправленный рисунок протекторного слоя. Указанные автопокрышки являются универсальными, их можно ставить с любой стороны машины.
  3. Асимметричные. Протекторный слой разделен на две части, отличающиеся рисунком и степенью жесткости. Первая часть рассчитана на дождливую погоду, вторая — сухую. Маркируются изделия надписями Outside и Inside (либо Side Facing Out и Side Facing Inwards), указывающими наружную и внутреннюю стороны. Указанные автопокрышки бывают двух видов: с направленным и ненаправленным рисунком протекторного слоя. Первый вариант встречается очень редко, большинство производителей авторезины сняли асимметричные шины с направленным рисунком с производства.
  4. Симметричные. Рисунок протекторного слоя состоит из двух одинаковых половинок. Такая конструкция обеспечивает хорошую устойчивость городских и компактных автомобилей при езде по ровной поверхности дороги. При этом конструктивные особенности авторезины не дают сделать ее поведение оптимальным для перемещения автомобиля по влажной дороге.

Рекомендуем посмотреть видео о правильном выборе рисунка протектора шин:

H/T — Highway Terrain

Классификация шин автомобилей HT — Highway Terrain — шоссейные шины. Автомобильные шины для эксплуатации в основном на асфальтовых дорогах, тем не менее, рисунок протектора, позволяет использовать шины Highway Terrain для передвижения в сухую погоду по грунтовым дорогам, например, для выезда на природу. Highway Terrain (HT) максимально универсальные дорожные шины для спокойной размеренной езды и редкими вылазками на сухую грунтовую дорогу. Шины с маркировкой Highway Terrain довольно часто можно увидеть в комплектации на кроссоверах и минивенах. Шины H/T (Highway Terrain) подразумевают 80% эксплуатации автомобиля по асфальту и 20% по сухой пересеченной местности и грунтовкам.

Классификация

Существует несколько критериев, по которым делится автомобильная «резина»:

  • Способ герметизации внутреннего пространства;
  • Сезонность использования;
  • Тип протектора;
  • Сфера использования.

Все эти критерии достаточно важны и учитываются при выборе авторезины.

Метод герметизации

По способу герметизации, существующие виды автошин делятся на камерные и бескамерные.

В камерных воздух, обеспечивающий необходимое давление внутри, закачивается в специальный резиновый баллон – камеру. Основным недостатком таких колес является легкость повреждения, поскольку даже незначительный прокол камеры приведет к спусканию колеса. Но с другой стороны, изгибы обода диска при сильных ударных нагрузках не приводит к спусканию. На легковых авто камерный тип сейчас используются очень редко.

В бескамерных воздух закачивается в пространство, образованное внутренней поверхностью шины и диском. Они менее «чувствительны» к проколам и способны выдержать до 7-8 пробитий (при условии, что элемент, проколовший шину, остается в ней). Но даже незначительный изгиб обода приведет к «отслаиванию» борта и колесо стравит воздух.

Сезонность использования

По сезонности использования шины делятся на летние, зимние и всесезонные. Отличия между ними сводятся к материалу изготовления (в летних используется жесткая резина, а зимних – мягкая), форме рисунка и глубине протектора. Всесезонный вариант является промежуточным, и должных сцепных качеств не обеспечивает ни зимой, ни летом. Оптимальный период использования такой резины – ранняя весна и поздняя осень.

Тип протектора

По типу протектора виды автошин бывают дорожными, повышенной проходимости и универсальными. Первые предназначены для эксплуатации по твердой поверхности. Шинам повышенной проходимости характерны глубокий протектор и ярко выраженные грунтозацепы, обеспечивающие отличные ходовые качества авто по пересеченной местности. Универсальные колеса подходят как для движения по дороге, так и по бездорожью, но не сильному, поскольку грунтозацепы в них есть, но они не очень «мощные».

Сфера использования

По сфере использования шины бывают общего назначения и спортивные. Все виды автошин общего назначения обладают определенным соотношением высоты профиля к ширине, что обеспечивает необходимый объем для закачки воздуха.

К спортивной резине относятся низкопрофильные шины, слики и полуслики. Низкопрофильные отличаются небольшой высотой боковин. Но для обеспечения нужного объема для закачки воздуха, конструкторы увеличили ширину шин. В результате площадь контакта беговой дорожки возросла, поэтому низкопрофильные шины отличаются улучшенными сцепными качествами. Предназначены они для езды только по твердой поверхности. Благодаря наличию протектора, допускается их использование на дорогах общего назначения.

Слики – исключительно спортивные шины. Их особенность – полное отсутствие рисунка протектора, что обеспечивает максимальное пятно контакта колеса с дорогой. Они применяются только на сухих твердых покрытиях.

Полуслики отличаются от сликов наличием небольшого протектора, в центральной части беговой дорожки, по краям же на поверхности узора нет. Несмотря на имеющийся протектор, использовать такую резину на дорогах общего назначения нельзя, на них можно ездить только по автотрекам.

Самая частая проблема, связанная с шинами во время эксплуатации авто, — проколы, в результате которых воздух их колеса выходит и дальнейшая его эксплуатация невозможна.

Частично эта проблема решилась с появлением бескамерных шин. Как уже указывалось, они способны выдержать определенное количество проколов.

Выбор размеров шин

Для одного и того же диаметра колесного диска существуют несколько моделей шин, различающихся по ширине и высоте.

При выборе высоты и ширины шин следует придерживаться рекомендаций завода-изготовителя. Но иногда, учитывая условия эксплуатации автомобиля, можно слегка отклониться от этих рекомендаций. Варьировать размеры шин можно в определенных рамках, характерных для данной модели автомобиля. Но следует знать, что если вы переступите эти границы, то можете получить и массу негативных эффектов.

Плюсы и минусы высоких шин

(+) Более высокие шины увеличивают клиренс (дорожный просвет). Ставить высокие шины целесообразно в зимний период времени, чтобы не задевать дном автомобиля за неровности дороги, так как на дорогах образуются глубокие колеи и снежные наросты.

(+) При выборе шин более высокого профиля мелкие кочки не так сильно ощущаются, машина мягче идет.

(-) При выборе резины большей высоты незначительно ухудшаются ходовые качества автомобиля (снижается управляемость автомобиля, ощущается незначительная потеря мощности). Существует вероятность, что при поворотах и маневрах шина будет задевать за неподвижные части автомобиля.

Что касается низкопрофильной резины: ее целесообразно использовать на спортивных автомобилях (для улучшения управляемости и динамики автомобиля). Не советую устанавливать такую резину на автомобиль, предназначенный для повседневной езды, так как подвеска станет гораздо жестче, увеличивается вероятность повреждения колесного диска о неровности дороги.

Учтите и то, что чем больше высота шины, тем меньше показания спидометра и наоборот. Изменение показаний довольно незначительное (до 10%).

Плюсы и минусы широких шин

(+) Широкие шины имеют большую площадь контакта с дорожным покрытием, что положительно сказывается на динамике автомобиля.

(+) Широкие шины улучшают устойчивость автомобиля на поворотах.

(-) При выборе широких шин возрастает риск эффекта аквапланирования, увеличивается расход топлива.

Виды профилей

Еще одной важной технической характеристикой шины является вид профиля. От этого зависит, в каких условиях можно эксплуатировать резину

Профиль шины указывается в размерности колеса. Есть два вида классификации – европейский и американский.

Европейская маркировка, к примеру, 195*45*R17. Для легковых авто 195 — ширина шины, 45 и 17 — ширина профиля и посадочный диаметр. Американская — 32*11*R17 — говорит о том, какой наружный диаметр имеет колесо, затем ширина протектора, а потом — диаметр диска.

Низкопрофильные шины

Низкопрофильный тип шин больше подходит для динамичной езды. Благодаря небольшому отношению высоты профиля к его ширине, обеспечивается максимальное пятно контакта. Это позволяет реализовать потенциал двигателя, улучшит управляемость и сократить тормозной путь. Правда, такие колеса в силу своего устройства, обладают меньшей комфортностью.

Широкопрофильная резина

Широкопрофильная резина обладает более развитым рисунком, лучше чувствует себя на мокром асфальте и меньше склонна к аквалпанированию. Такие покрышки мягче и лучше защитят диск при попадании в яму. Степень износа рисунка показывают символы TWI. Этот индикатор нанесен в различных местах и позволит определить время своевременной замены.

Температурная характеристика

Температурная характеристика показывает способность шины выдерживать температурный режим, который позволяет сохранять характеристики шин, заложенные заводом-изготовителем, в зависимости от климатических условий эксплуатации. Этот показатель является одним из важных вследствие того, что шины, изготовленные из резины и других материалов, меняют свойства под воздействием высоких температур. В случае с температурной характеристикой также используют буквенный индекс от «Л» до «С», где «А» соответствует максимальному сопротивлению к нагреву. Поэтому, зимние шины, как правило, мягче летних и не «дубеют» с понижением температуры, летом же они, наоборот, начинают «таять». Рисунок протектора зимних шин намного грубее, со множеством специальных углублений — ламелей, на боковине обычно имеется маркировка M+S (Mud + Snow) — грязь и снег и/или Winter — зима. Таким образом, на данный момент разделение шин на летние и зимние носит ярко выраженный характер. Хотя некоторые производители применяют технологии выпуска шин, пригодных для любых климатических условий, но такие шины пока далеки от совершенства.

Погодные факторы

Важно учитывать факторы, влияющие на поведение шин в различных климатических условиях. Летом наибольшая опасность на дороге возникает во время дождя, причем ее величина не изменяется от того, идет ливень или моросит мелкий дождик

В первом случае не исключена возможность возникновения аквапланирова-ния, когда машина всплывает над дорогой и становится практически неуправляемой; во втором, дорога приобретает некоторые свойства обледенелого покрытия.

Для борьбы с подобного рода неприятностями производители шин выпускают модели, рисунок протектора которых снабжен множеством водоотталкивающих канавок. Некоторые шины имеют специальную маркировку, обозначающую пригодность эксплуатации шины в дождевых условиях, например. Rain — дождь, Aqua — вода и т.п.; однако, ее может и не быть, но это не означает, что шина не предназначена для таких условий. На зимней дороге наибольшую опасность для водителя представляют заснеженные участки, гололедица, также небезопасна езда по накатанному снегу и во время поземки. При изготовлении зимних шин учитываются эти и множество других факторов, фирмы-производители снабжают модели, предназначенные для эксплуатации в зимних условиях, своими последними разработками: специальными микро-ламелями, шипами различной конструкции, кроме того, состав материала, используемого при производстве зимних шин, обладает специфическими свойствами.

Тонкости основной маркировки

На боковинах автомобильных шин нанесено множество надписей и цифр, дающих исчерпывающие сведения об изделии, но в зашифрованном виде. Для автомобилиста – новичка при выборе скатов наибольший интерес представляет основная маркировка, обозначающая их размерность и тип конструкции. Как правило, эта надпись выполнена самым крупным шрифтом и состоит из таких элементов:

  • первая цифра – это ширина рабочей части протектора, выраженная в миллиметрах;
  • вторая цифра обозначает высоту ската, взятую в процентах от ширины;
  • третья латинская буква R указывает на радиальный тип автомобильной резины, на диагональных покрышках данный символ отсутствует;
  • четвертая цифра – это внутренний (посадочный) диаметр шины, выраженный в дюймах;
  • на некоторых моделях скатов, предназначенных для небольших грузовых машин и автобусов, в конце проставлен пятый символ — буква С.

Для ясности стоит разобрать пример маркировки одного из самых распространенных размеров шин — 185/70R14. Ее расшифровка выглядит так:

  • ширина ската составляет 185 мм;
  • высота равна 70% от ширины;
  • символ R означает «радиальные»;
  • шина рассчитана на диаметр диска 14 дюймов.

Если бы в конце стояла буква С, то данное изделие можно было ставить на автомобили с полной массой до 3,5 тонн (микроавтобусы, малые грузовики). Отсутствие символа R давало бы понять, что шина не радиальная, а диагональная.

В продаже можно увидеть импортную автомобильную резину, чья маркировка отличается от принятой на постсоветском пространстве. Стоит разобраться, как она выглядит и расшифровывается:

  1. Двойная маркировка 6,15-R13/155-R13 показывает ширину протектора в дюймах, а затем в миллиметрах. Нет второй цифры, указывающей высоту, значит, она составляет больше 80% от ширины.
  2. Обозначение типа 30×10, 5R15 встречается на моделях резины, рассчитанных на бездорожье. Здесь все размеры даны в дюймах, причем первая цифра 30 – это не ширина, а наружный диаметр колеса. О ширине рабочей части информирует вторая цифра — 10,5. Буква R и цифра 15 имеют традиционные значения.

Для чего нужна нулевая шина

Силовой и нулевой провода, необходимо распределить от щитка до каждого индивидуального потребителя (или группы потребителей). Типовая схема квартирного щитка выглядит так:

Все силовые провода коммутируются защитными автоматами. А рабочий нуль соединяется с каждым потребителем напрямую. Для того чтобы выполнить групповое соединение без проблем на единственном контакте, разработана нулевая шина.

  • Обеспечивается оперативное подключение нескольких равнозначных линий.
  • Все контакты находятся под визуальным контролем.
  • Появляется возможность эффективного использования автоматов: нулевой проводник размыкать автоматом не обязательно. Значит, коммутационное оборудование может состоять из одной линии.
  • Гарантируется неразрывная цепь нуля от силового кабеля на входе, до каждой электроустановки.
  • Грамотное разделение электропроводки в рамках одной системы.
  • Технически правильное подключение устройств защитного отключения (УЗО), возможно лишь в случае организации нулевой шины в соответствии с ПУЭ.

Низкопрофильные шины

Этот тип шин особенно популярен среди автолюбителей, предпочитающих активный и динамичный стиль езды. Низкопрофильные шины – это такие, в которых отношение высоты профиля к его ширине составляет не более 55% (например, 225/45, 205/50, 195/55).

Низкопрофильные шины имеют ряд преимуществ: оптимальное сцепление с дорогой, отличная управляемость, короткий тормозной путь и отличный разгон. Однако такие покрышки склонны к аквапланированию и достаточно шумны.

Низкопрофильные шины «любят» исключительно ровную дорогу. При наезде на неровности повышается риск повреждения диска. С такими покрышками лучше избегать бездорожья и высоких бордюров.

Качественные шины – залог безопасной езды

Выбор шин – дело сугубо индивидуальное, но основываться оно должно на общепринятых стандартах. Сюда относится состав смеси, маркировка всесезонной резины, тип протектора, стоимость изделия, производитель и т. д. Поэтому прежде чем совершить приобретение, рекомендуется детально ознакомиться со спецификой резины и сопоставить ее с особенностями условий эксплуатации. В таком случае получится выбрать покрышки, максимально обеспечивающие безопасное передвижение как по сухому, так и по мокрому асфальту.

Но как бы там ни было, сезонные автошины справляются лучше со своей задачей. Если вопрос о безопасности стоит остро, то лучше отдать предпочтение именно таким изделиям.

Классификация по условиям эксплуатации

Выделяют еще и шины для грузовых автомобилей по способу эксплуатации. Тут в первую очередь подразумевается возможность использования их в определенных условиях. Для каждого варианта предлагаются свои покрышки, наиболее подходящие для конкретной ситуации.

  • Магистральные грузовики. Покрышки отличаются устойчивостью на высоких скоростях. Хорошо управляются. Имеют повышенную слойность. Предпочтительно эксплуатировать только на твердом покрытии.
  • Региональный транспорт. Протектор позволяет использовать шины на асфальте и грунтовках. Для этого боковины усиливаются, зачастую скаты делаются шире, чем у магистральной авторезины.
  • Внедорожные (карьерные). Это разновидность региональных покрышек, но с большим уклоном на эксплуатацию вне дорог общего пользования. Зачастую имеют протектор «елочку» или другие разновидности, упрощающие движение по сложной местности.

Выбрать грузовую шину по этому параметру достаточно просто. Для этого оценивают потенциальное использование транспортного средства, и после определяют, какие покрышки лучше приобрести.

Низкий профиль?

Маркировка шины, имеющей низкий профиль

Какие автошины являются низкопрофильными? Многие автолюбители отдают предпочтение покрышкам с низким профилем, желая украсить внешний вид автомобиля и немного изменить его характеристики. В таких изделиях процентное соотношение ширины и высоты профиля шины должно быть меньше 55%. Узнать высоту профиля автопокрышки можно из маркировки, к примеру, в обозначении 205/45R14, цифра 45 указывает на низкий профиль авторезины. Отношение ширины изделия к его высоте составляет 45%. Ширина автопокрышки составляет 205 мм, а высота профиля находится следующим образом: 205*0,45=92,25 мм.

Применение автошин, имеющих низкий профиль, дает возможность:

  • увеличить пятно контакта колес с дорожным покрытием;
  • улучшить устойчивость машины;
  • улучшить торможение;
  • улучшить разгон.

Недостатки при применении указанного типа покрышек:

  • увеличение шумности во время езды;
  • большая вероятность возникновения эффекта аквапланирования;
  • возрастание жесткости покрышек;
  • увеличивается вероятность деформации диска при езде по неровной поверхности дорожного покрытия либо наезде на бордюры.