Как рассчитать КБМ
Необходимо понимать, что такое полис ОСАГО. Данный акт используется для частичного возмещения компанией, оказывающей страховые услуги, ущерба, причиненного средству передвижения. Аналогичные положения применяются в отношении каждого водителя, сведения о котором вписаны в рассматриваемый акт.
На стоимости полиса сказываются такие моменты:
- возраст, в котором находится водитель;
- наличие периодов, когда лицо не было виновником аварии;
- сведения о страхуемом авто;
- местность, где планируется использовать средство передвижения.
Кроме того, учету подлежит то, совершались ли конкретным лицом нарушения грубого типа. В зависимости от того, какие условия действуют в каждой страховой компании, к примеру, РЕСО, меняется стоимость на полис.
ВНИМАНИЕ !!! Если гражданин получает рассматриваемый акт в первый раз, то для него устанавливается 3 класс. В связи с этим уровень КБМ равняется 1
После этого требуется установить, сколько страховых случаев происходило у этого лица на протяжении действия прошлых соглашений.
При этом, учитывать требуется только те соглашения, по которым гражданин выступал виновником столкновения средств передвижения. Так как для таких ситуаций не предусматривается новичков, устанавливается показатель, равный 0. Также нужно отметить, что существует отдельная таблица, где прописаны показатели КБМ.
При ее рассмотрении стоит учесть, что в столбец, где указаны убытки, помогает гражданину определить, какой класс для него будет установлен в следующем периоде.
Важные сведения
Прежде всего, водителю, планирующему обратиться в страховую компанию, следует узнать КБМ по водительскому удостоверению.
Специалист страховой компании, рассчитывая показатель бонус-малус, принимает во внимание наличие и количество страховых выплат, при условии, что они имели место. Основные правила применения коэффициента бонус-малус:
Основные правила применения коэффициента бонус-малус:
Коэффициент может быть использован в том случае | Если необходимо продлить срок действия договора страхования, или изменить условия, при условии, что соглашение было заключено на срок более 12 месяцев |
Все осуществленные страховщиком выплаты | Соединяются и рассчитываются в качестве единой страховой оплаты |
Информация из ранее заключенных договоров страхования | Может быть использована для того, чтобы использовать накопленный водителем стаж и скидку по КБМ. Это возможно только при условии, что у страховой компании сохранилась информация относительно сделанных выплат и заключенных договоров со страхователем |
В случае, если договором | Установлена возможность управления ТС неограниченным количеством лиц, класс водителя устанавливается по данным собственника транспортного средства |
Если владелец ТС думает о том, как узнать свой КБМ по ОСАГО в Росгосстрахе, ему следует обратиться за помощью к сотруднику компании, в которой заключается договор ОСАГО. КБМ будет определен при расчете стоимости полиса.
Страховые эксперты, при определении класса, принимают во внимание все имеющиеся в базе данные по возмещениям, сделанным не более, чем год назад, только после заключения нового договора страхования
Что это такое
Водитель, задающийся вопросом – какой у меня коэффициент бонус-малус, может воспользоваться базами данных, доступными для интернет-пользователей, или обратиться к специалисту.
При определении коэффициента огромную роль имеет начисленный водителю положительный или отрицательный рейтинг.
Необходимо учесть, что для определения стоимости полиса принимается во внимание тип ТС. Узнать свой КБМ можно бесплатно на базе РСА
Зачем он нужен
Использование системы бонус-малус, позволяет снизить количество ДТП. Стоимость полиса ОСАГО высока, и водители, с целью экономии денежных средств, ездят аккуратно, для того, чтобы не попасть в аварию и не спровоцировать страховой случай.
Концепция КБМ подразумевает поощрение водителей в виде снижения стоимости полиса. Если же водитель допустил возникновение страхового случая, он платит больше при продлении договора со страховой компанией.
Прежде всего, КБМ нужен для того, чтобы определить стоимость полиса ОСАГО. Кроме бонус-малус применяется такое понятие, как «класс водителя», которое имеет прямое отношение к КБМ.
Законодательная база
Нормативные акты, применяемые во внимание сотрудниками правоохранительных органов и водителями ТС:
Постановление Правительства РФ № 1090 – ПДД | Отмечается, что каждый водитель должен оформить полис страхования автогражданской ответственности |
ФЗ об ОСАГО — № 40 | Документ содержит основные правила использования КБМ |
Постановление Российского союза автостраховщиков № 10 | — |
Основная задача водителя – соблюдать установленные нормы и вовремя продлевать договор страхования.
Как определить класс бонуса малуса по базе РСА
Процедура проверки по базе РСА доступна онлайн. Система проста, интуитивна и понятна для любого пользователя. Для получения нужной информации достаточно иметь данные водительского удостоверения и страхового договора ОСАГО.
Непосредственно для проверки понадобится всего несколько минут. Чтобы подать запрос, нужно соблюдать определенный порядок действий:
- войти на сайт РСА;
- открыть онлайн-приложение для проверки;
- в разделе «собственник» выбрать физическое или юридическое лицо;
- указать тип страхового договора (с ограничением или без);
- внести ФИО, серию и номер прав, дату рождения, данные автостраховки;
- указать предполагаемую дату начала действия нового договора;
- ввести текст капчи;
- отправить запрос.
Через насколько секунд поступит информация о действующем КБМ, количестве аварий за время действия автостраховки и новом коэффициенте.
Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?
Удобнее всего определять коэффициент бонус-малус, пользуясь специальной таблицей.
Класс | КБМ | Количество страховых случаев (обращений за выплатой ущерба), произошедших в период действия договора ОСАГО | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Класс, который будет присвоен | ||||||
M | 2,45 | M | M | M | M | |
2,3 | 1 | M | M | M | M | |
1 | 1,55 | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Если договор страхования заключается впервые, то водитель автоматически получает начальный 3 класс (КБМ = 1).
- Первый столбец содержит информацию о классе, присвоенном водителю на момент оформления действующего полиса ОСАГО.
- Во втором столбце указывается КБМ, соответствующий присвоенному классу.
- Оставшаяся часть таблицы содержит классы, которые будут присвоены в зависимости от количества страховых случаев в текущем году. КБМ изменится согласно таблице в момент заключения очередного договора ОСАГО.
Таблица скидок очень проста в использовании. Для расчета коэффициента бонус-малус достаточно знать исходное значение класса и количество страховых случаев, имевших место в период действия последнего договора ОСАГО. Исходный класс можно узнать в своей страховой компании или самостоятельно одним из указанных ниже способов проверки КБМ.
Где проверять коэффициент бонус-малус?
Практически все страховые компании на своих веб-ресурсах предоставляют возможность узнать КБМ онлайн. Кроме этого, в сети можно найти отдельные сервисы проверки текущего значения коэффициента, не связанные с определенным страховщиком.
Все проверяющие коэффициент бонус-малус сайты обращаются к базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Любой желающий также может воспользоваться онлайн-сервисом РСА и получить информацию напрямую без посредников.
Как проверить КБМ водителя по базе РСА онлайн?
Процедура определения коэффициента на сайте РСА интуитивно понятна и не вызывает особых проблем. Из документов потребуются только водительские удостоверения допущенных к управлению граждан РФ и действующий договор ОСАГО. Проверка проводится в отношении каждого из водителей по следующему алгоритму:
- В поле «Собственник транспортного средства» нужно отметить «физическое лицо».
- В следующем разделе необходимо указать системе на наличие ограничения по количеству допущенных к управлению лиц, нажав кнопку «с ограничением».
- Далее вводится требуемая информация из водительского удостоверения: ФИО, дата рождения, серия и номер документа. Если какие-либо из указанных сведений менялись (права, фамилия и т. д.), то система может неправильно определить КБМ. Попробуйте повторить проверку, используя прежние данные.
- В поле «Дата начала действия договора / добавления водителя в договор» нужно внести предполагаемую дату, с которой начнет действовать новый страховой полис.
- В заключение вводится проверочный код (капча) и запрос отправляется на сервер.
В качестве ответа должна появиться таблица с информацией о последней страховке и коэффициент бонус-малус, использованный при расчете страховой премии агента. Также система выдает сведения о количестве страховых случаев и значение нового КБМ.
Полученный результат вы можете проверить по таблице скидок, приведенной выше. Для этого берем исходный коэффициент бонус-малус, на основе которого рассчитывалась стоимость последнего полиса ОСАГО, и определяем новое значение класса в зависимости от количества страховых случаев. После этого находим его в первом столбце таблицы, а соответствующее ему значение КБМ (во втором столбце) и есть искомый коэффициент для расчета следующей страховой премии. В идеале он должен совпадать с результатами на сайте РСА.
При планировании будущих расходов на страхование ОСАГО нужно учитывать, что для расчета стоимости полиса берется максимальное из всех значений КБМ допущенных к управлению лиц.
Особенности расчета КБМ при неограниченной страховке
Как узнать значение коэффициента бонус-малус для страховки без ограничений, если КБМ водителей заранее неизвестен? В таких случаях размер скидки определяется по собственнику автомобиля.
Все расчеты проводятся аналогично. Единственное отличие в том, что КБМ закрепляется за конкретным транспортным средством. То есть новый автомобиль того же собственника полностью обнуляет накопленный бонус и получает первоначальный показатель 3 класса.
Формулы расчета
При ответе на вопрос, от чего зависит стоимость страховки на автомобиль, необходимо учитывать тот факт, что каждая страховая компания разрабатывает собственные правила расчета. При этом государство регламентирует пороговые тарифы ОСАГО (другое частое название – тарифный коридор), то есть нижнее и верхнее значение цены страховки. Другими словами, автономность автостраховщиков жестко ограничена и контролируется регулятором рынка в лице Центробанка России.
В общем случае новые тарифы ОСАГО, действующие в 2021 году, рассчитываются по следующей формуле:
Итоговая стоимость = Базовый тариф ОСАГО * КБМ * КВС * КТ * КМ * КО * КС (или КП).
Все составные элементы расчета подробно рассматриваются ниже. Здесь же необходимо отметить следующее. По сути, цена страховки определяется последовательным умножением базы на понижающий/повышающий коэффициент ОСАГО. И если подобные коэффициенты четко определяются таблицами, то исходный тариф варьируется, причем в достаточно серьезных границах. Как было отмечено, их определяет регулятор. Именно это становится причиной разницы в итоговой стоимости полиса обязательного автострахования.
Проверка коэффициента по РСА
Скидка довольно быстро проверяется самостоятельно через базу РСА
Это очень важно, так как страховые компании иногда не вносят коэффициент в базу данных РСА для получения большей прибыли за тот же страховой полис
Российский Союз Автостраховщиков — некоммерческая корпоративная организация, которая представляет единое общероссийское профессиональное объединение.
Основывается на принципе обязательного членства страховщиков, которые занимаются обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев ТС. Статус объединения закрепляется законом. В состав входит 71 страховая компания.
Понадобятся следующие сведения:
- ФИО;
- дата рождения;
- данные документа, удостоверяющего личность, или ФИО и дата рождения человека, который допущен к управлению автомобилем;
- сведения о водительском удостоверении.
Галочкой подтверждается согласие на обработку персональных данных, проводится проверка.
Если итоговая цифра совпала со значением, рассчитанным Вами теоретически, так и должно быть. Если после проверки значения в РСА вышел неверный результат, КБМ следует восстанавливать.
База РСА предоставляет максимально полную информацию. Можно определить, откуда взялось значение коэффициента, какой номер полиса использовался при расчете.
При заключении договора ОСАГО страховая компания должна использовать сведения АИС о предыдущих периодах страхования для подтверждения обоснованности применения КБМ.
По базе можно также проверить обоснованность коэффициента, используемого компанией в отношении указанного в полисе водителя. В системе имеются данные о водителях с начала 2011 года.
Класс автомобилиста в системе РСА изменяют только представители страховой компании. Сотрудники базы не изменяют данные АИС. Любые корректировки вносят сотрудники страховой компании.
С 2014 года компании должны передавать сведения о договорах ОСАГО в базу в течение суток с минуты оформления договора.
Восстановление КБМ в РСА
Для начала нужно выяснить, когда была допущена ошибка в расчете КБМ. В самом полисе коэффициент не указывается, поэтому следует провести перерасчет предыдущих полисов.
Не стоит выбрасывать старые страховые полисы. Они понадобятся для перерасчета верного значения.
Страховые коэффициенты меняются каждый год. Цену страхового полиса нужно сверять каждый год. Если Вы и так делали это постоянно, вероятно, ошибка в предыдущем полисе.
Причины ошибки:
- в базе не исправили сведения, присутствует запись с информацией по старому полису;
- сотрудники допустили ошибку при вводе;
- если компания стала банкротом или была ликвидирована, сотрудники могли не передать информацию о системе РСА.
Если ошиблась предыдущая страховая, нужно обратиться туда. Если она ликвидирована, коэффициент восстановить не получится, так как другие страховые не исправляют ошибки своих коллег.
Если рядовые сотрудники отказываются признавать свои ошибки, обратитесь в головной офис компании, оформите жалобу, направьте ее заказным письмом или лично. Если передаете лично, потребуйте, чтобы на копии жалобы поставили отметку о том, что ее приняли к рассмотрению.
В документе следует подробно расписать обстоятельства, подтверждающие неверное применение коэффициента. Укажите имя сотрудника, время, номер страхового полиса.
Вы имеете право потребовать письменный расчет. Также можно упомянуть, что Вы собираетесь направить жалобу на компанию в органы, осуществляющие контроль по финансовым расчетам. При отсутствии результатов обратитесь в ФСФР.
Другие полезные сведения о коэффициенте
Если один из водителей, вписанный в страховку, изменил водительское удостоверение, необходимо сразу же сообщить об этом в страховую компанию. Это относится к изменению любой другой информации в документах.
Если по каким-то причинам страховая не получает сведений о ДТП, водители начинают хитрить и умалчивают о своих авариях. При расчете неточность сведений сразу обнаружат в базе РСА.
Страховая компания имеет право применить штрафные санкции за предоставление ложной иформации. Штраф составляет 1,5 коэффициента, стоимость страховки будет увеличена.
От санкций автомобилисту не укрыться даже тогда, когда он решит поменять страховщика.
Нюансы:
- КПР не применяют для легковых автотранспортных средств;
- КМ используют только для легковых ТС;
- КП не применяют для авто, которые были зарегистрированы РФ.
Существуют еще и другие особенности. По этой причине всегда быстрее и легче воспользоваться любым из онлайн-калькуляторов расчета стоимости полиса на различных сайтах, если Вы не доверяете сотрудникам своей страховой компании.
Как изменится КБМ после ДТП, если виновен?
По самой сути коэффициента бонус-малус – вина в аварии приведет к его увеличению. Однако есть некоторые нюансы, нестандартные ситуации и прочие трудности процесса, о которых надо сказать отдельно.
В какие сроки после ДТП должен обнулиться КБМ?
Ранее существовало правило, когда отсутствие полиса ОСАГО в течение года и более, приводило к тому, что КБМ возвращался к единице. Этим пользовались лица, имеющие повышающий коэффициент. Но данное правило отменено и изменение бонус-малус происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей.
То есть только безаварийная езда поможет постепенно снижать КБМ. А необходимый срок будет зависеть от текущих показателей. Например, при КБМ=1,4 достаточно года, чтобы он снова стал единицей, в то время как при бонус-малус 2,45 потребуется 5 лет управления без ДТП, включая текущий год.
Можно ли сохранить КБМ, если в суде я доказал невиновность в ДТП?
Сначала необходимо убедиться, что коэффициент был изменен в худшую сторону. Если это так, материалы дела, подтверждающие невиновность, вместе с заявлением на корректировку КБМ, нужно отправить в страховую компанию.
КБМ должен быть изменен, а если ОСАГО уже приобретено по неверной цене, будет сделан перерасчет, а излишек возвращен.
Если я вписан в ОСАГО и другой водитель совершит ДТП, не снимут ли мой водительский класс?
Если виновник аварии точно идентифицирован, негативное изменение КБМ должно затронуть только его. Однако, если после ДТП коэффициент такого водителя будет выше, чем у других, вписанных в страховку, то стоимость ОСАГО на данный автомобиль будет рассчитываться по этому КБМ, как самому высокому.
Но, повторимся, непосредственно на коэффициент других вписанных в полис водителей, этот факт влиять не должен.
Изменение КБМ при ДТП, если виновник не установлен
Если под неустановленным виновником понимается, что стороны прошли все этапы возможного установления вины, включая суд, то «обоюдка» может негативно отразиться на КБМ всех участников ДТП.
Связано это с тем, что страховым, по действующим законам, придется компенсировать вред пропорционально каждой из сторон, а значит каждая будет считаться инициатором (виновным) страхового случая.
И в завершении материала еще несколько расхожих вопросов и ответов на них, связанных в рассматриваемой темой.
Часто задаваемые вопросы
️ Что такое «период КБМ»?
️ Что такое КБМ 1 в ОСАГО?
️ Когда обновляется КБМ в базе РСА?
️ Как и у кого можно запросить историю по начислениям КБМ?
️ Можно ли вернуть переплату из-за неправильного КБМ?
️ Меняется ли КБМ при покупке нового автомобиля и оформлении полиса ОСАГО?
️ Что будет с КБМ, если вписать в ОСАГО начинающего водителя?
С момента появления четко установленных ЦБ РФ данных, КБМ рассчитывается довольно просто – достаточно сопоставить текущий параметр с числом аварий за период, чтобы определить коэффициент.
Однако все, что связано с транспортными средствами иногда приводит к довольно сложным ситуациям, справиться с которыми неподготовленному человеку затруднительно. Если вам требуется помощь юриста по ОСАГО, наши специалисты готовы откликнуться. Для связи позвоните по указанному телефону, либо напишите сообщение через специальную форму.
Восстановление КБМ
Класс КБМ, присваиваемый каждому автоводителю, величина отнюдь не постоянная. Он может меняться в сторону понижения, либо повышаться. При понижении класса цена автострахования возрастает. За каждый год аккуратного вождения рейтинг автовладельца повышается на один пункт. Согласно действующей таблице КБМ, это даёт шофёру право на 5% бонус.
Но иногда бывает, что класс в рейтинге КБМ понижается безо всякой видимой причины. Водитель за истёкший год не стал виновником ни одной аварии, но его рейтинг почему-то стал ниже.
Причин бывает обычно две:
- Автовладелец сменил водительское удостоверение, либо фамилию. Как результат, автоматическая система идентификации присвоила ему базовый третий класс, как и любому новичку.
- Страховщик не внёс в базу АИС РСА сведений о безаварийной езде своего клиента за прошлый год, вследствие чего рейтинг ему не был поднят.
Исправить ситуацию можно обратившись к своему автостраховщику, либо непосредственно в РСА при помощи официального сайта. Рассмотрение заявки может занять срок до 30 календарных дней. После восстановления КБМ, водитель вправе потребовать от страховщика провести перерасчёт.
Исправление коэффициента
Когда результат проверки не соответствует ожиданиям водителя, первое, что нужно понять: где конкретно допущена ошибка при определении КБМ. Потребуются полисы предыдущих лет и произведение ручного пересчета значений.
Нужно учитывать, что закон допускает периодическую корректировку коэффициентов. Рекомендуется отталкиваться от Указаний от Банка России относительно предельных значений тарифной ставки и коэффициентов или от действовавших на момент заключения договора тарифа ОСАГО.
Для облегчения поиска рекомендуется исходить из данных за последний страховой год. Если проверку производить регулярно, из года в год, для обнаружения ошибки будет достаточно произведения расчетов за последний год.
При обнаружении ошибки, страхователь обращается в СК, которая приняла к расчетам ошибочные данные. Внесение исправлений, как правило, занимает не более 3 дней. В настоящее время РСА не занимается внесением изменений в базу. Поэтому обращаться с претензиями в данную организацию нет необходимости.
На видео об исправлении КБМ
Зачастую страховщика, который допустил ошибку, уже не существует, поэтому исправить КБМ не получится. Чтобы избежать подобных неприятностей, рекомендуется проводить проверку КБМ в полисе ежегодно, при оформлении нового договора страхования.
Как определить коэффициент Бонус-Малус
Водитель, который впервые приобретает договор ОСАГО, получает показатель КБМ равный 1. За езду без аварий цена приобретения страховки понижается на 5%, а класс автомобиля переходит в следующий.
Без ДТП и аварий
За каждый следующий год, в течение которого не было аварий, коэффициент снижается на 0,05. Автовладелец может получить минимальный показатель КБМ 0,5, и за это ему будет предоставлена скидка в размере 50%.
После ДТП
После аварии, виновником которой стал владелец автомобиля, приобретать следующую страховку придётся дороже. После каждой аварии будущая стоимость получения страхового полиса повышается на 5%. Максимальное значение повышенного коэффициента составляет 2,45.
Влияние класса на скидку ОСАГО
Весь смысл введения системы ранжирования водителей по классу КБМ состоит в поощрении безаварийного вождения и улучшения дорожной ситуации в стране. В связи с этим, аккуратные водители, не допускающие аварий, поощряются бонусными скидками. Размер этих скидок установлен в таблице, и зависит от величины индивидуального класса. Новичку, которые ещё не успел совершить ни одной аварии, как и не успел подтвердить свою аккуратность и соблюдение правил ПДД, присваивается по умолчанию 3-й класс КБМ.
Водитель с третьим классом, согласно таблице бонусов, не имеет права на скидку: полис продаётся ему по номинальной стоимости. Если же водитель, такой автовладелец совершит ДТП, то его класс автоматически понизится на 2 пункта, до первого. Соответственно, в следующем году страховку ему продадут только с надбавкой в 55%. После двух ДТП за год его уровень уже опустится до «М», и ОСАГО ему обойдётся на 145%, то есть, в 2,45 раза дороже.
За безаварийную езду наоборот, водителю делается бонусная скидка.
Величина скидки также зависит от класса КБМ — чем он выше, тем дешевле обойдётся аккуратному шофёру страховой полис. Как видим, чем аккуратнее гражданин водит свой автомобиль, тем дешевле для него полис автострахования. Бывает ситуация, когда в полис вписано несколько человек, имеющих право управлять данным автотранспортом. В этой ситуации стоимость полиса будет рассчитываться по водителю, имеющему самый низкий коэффициент.
Данные для онлайн проверки собственнику ТС
Обязанности по отслеживанию и фиксированию страховой истории каждого водителя возложены на Союз автостраховщиков РФ (РСА). Данная организация ведёт статистику страховых случаев с каждым шофёром, и в соответствии с этим присваивает ему определённый класс КБМ. Проверить свой КБМ водитель сможет несколькими способами, наиболее доступный из которых — узнать интересующие его данные на официальном сайте РСА, где представлена информационная база автовладельцев.
Владелец автотранспортного средства может определить личный КБМ в онлайн режиме, заполнив электронную форму на портале РСА. Данный сервис абсолютно бесплатный, и проверка займёт буквально пару минут. Для этого потребуется войти на сайт Союза, находящийся по электронному адресу: autoins.ru. Затем переходя по разделам «ОСАГО» — «Расчёт стоимости» — «Проверка КБМ». В открывшемся подразделе заполняем представленную электронную форму, и получаем данные из базы АИСа (автоматической идентификационной системы).
В запрос потребуется ввести:
- Ф.И.О. автовладельца.
- Год, месяц и число рождения владельца автотранспорта.
- Номер водительских прав.
- Число и месяц, на которые запрашиваются данные.
После ввода этой информации, пользователь получает сведения о своём классе согласно базе АИС РСА.
Таблица значений КБМ ОСАГО
Основные значения в таблице собрали для удобства расчёта ОСАГО. В неё включены параметры класса ТС, значения КБМ, а также класса следующего периода расчёта.
Проверить или рассчитать показатели собственного транспортного средства можно с помощью следующей таблицы:
Класс | Ваш текущий КБМ | Кол-во ДТП по вашей вине | ||||
1 | 2 | 3 | > 4 | |||
М | 2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | |
1 | 1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2 | 1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
3 | 1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
4 | 0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
5 | 0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
6 | 0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
7 | 0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
8 | 0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
9 | 0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
10 | 0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
11 | 0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
12 | 0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
13 | 0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
Инструкция по использованию и обозначения таблицы
Есть основные правила пользования представленной выше таблицей:
- в первой левой колонке можно найти класс автомобиля;
- во второй представлен текущий показатель коэффициента;
- самая верхняя строка справа объединяет 5 колонок, в которых приведена общая сумма аварий, произошедших по вине владельца ОСАГО;
- ячейка на пересечении левой колонки с обозначениями класса и КБМ и одной из верхних строк и будет являться актуальным коэффициентом Бонуса-Малуса.
Как рассчитать КБМ ОСАГО?
Чтобы рассчитать КБМ ОСАГО, необходимо прежде всего собрать информацию о прошлом опыте страхования. Коэффициент будет определен правильно только при условии, что данные получены из автоматизированной системы отечественного союза автостраховщиков (АИС РСА), содержащей сведения о страховых договорах за период с января 2011 года. Для этого потребуются данные о ФИО, дате рождения и реквизитах водительского удостоверения.
Бонус-малус рассчитывается по таблице, содержащейся в Приложении к Указанию банка России № 3384-У, с учетом данных о предыдущих авариях по вине застрахованного лица и присвоенном ему при заключении последнего договора классе.
Алгоритм расчета КБМ по текущему страховому полису выглядит следующим образом:
1 этап – определение класса водителя, присвоенного при заключении предыдущего договора, и соответствующего ему коэффициента
Если полисов, в которые это лицо вписывалось в качестве собственника авто или водителя, было несколько одновременно, принимается во внимание худший показатель КБМ.
2 этап – подсчет количества страховых выплат по ДТП, виновником которых стал водитель.
3 этап – расчет нового коэффициента по таблице.. Порядок проведения вычислений отличается в зависимости от того, вписаны в полис конкретные лица, которым предоставляется право водить машину, или их круг неограничен
Порядок проведения вычислений отличается в зависимости от того, вписаны в полис конкретные лица, которым предоставляется право водить машину, или их круг неограничен.
Если страховка оформляется на несколько человек, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется по каждому из них отдельно. При расчете стоимости полиса осуществляется выбор максимального КБМ, то есть выбирается худший из вариантов. К примеру, из двоих водителей, вписанных в полис, у одного 4 класс, а у другого 7. В этом случае стоимость ОСАГО будет определяться с меньшей скидкой, то есть по 4 классу.
При оформлении полиса без указания конкретных лиц, которые допускаются к управлению авто, класс и, соответственно, коэффициент бонус-малус определяются по информации о владельце транспортного средства. Класс присваивается только ему. Если сведения о прежних договорах на имя собственника в отношении конкретного авто отсутствуют, устанавливается 3 класс и коэффициент 1.
В некоторых случаях КБМ не рассчитывается или признается равным единице, то есть на полис нет ни скидки, ни штрафа:
- При оформлении полиса на авто, зарегистрированное за рубежом.
- Когда приобретается «транзитная» страховка, то есть кратковременная (на период до 20 дней), при следовании к месту проведения техосмотра или регистрации.
В случае перерыва в оформлении автогражданки продолжительностью более года КБМ обнуляется, то есть при покупке следующего полиса автовладельцу присваивается 3 класс и применяется коэффициент 1, как при первом приобретении страховки. Все ранее накопленные штрафы и бонусы в этом случае будут утрачены.
При определении КБМ следует также принимать во внимание следующие аспекты:
Все страховые выплаты по одному происшествию учитываются как одна.
Принимаются во внимание сведения по полисам, действовавшим не больше года назад перед оформлением новой страховки.
Если информация о страховых случаях предоставляется по нескольким договорам одновременно, класс определяется с учетом общего количества страховых возмещений по страховкам, действовавшим не более года назад, а также класса, установленного по последнему из договоров, срок действия которых закончился.
По досрочно прекращенному договору учитываются сведения о проведенных выплатах страховки за время его действия. Если их не было, класс не повышается, а сохраняется тот же, что и на момент оформления разорванного договора.
Скидку или штраф получает не транспортное средство, а человек
Поэтому при смене авто КБМ водителя за ним сохраняется.
Если водитель вписан в полис не при оформлении, а позже, при покупке следующей страховки его класс не улучшится.