Признаки неисправности
Регулировка зажигания на машине требуется после ремонта двигателя или снятия трамблёра. Как и любая механическая система, он имеет свойство изнашиваться, появляются характерные симптомы:
- Двигатель не заводится или работает с перебоями. Если бензин поступает в карбюратор, то причина кроется в неправильной настройке угла зажигания или смещении меток на цепи ГРМ.
- Снижение динамики разгона и ухудшение эластичности мотора. Воспламенение смеси происходит не в оптимальное время, поэтому КПД снижается.
- Увеличение расхода топлива. Это бывает при позднем зажигании, когда для получения прежней динамики приходится активнее нажимать на педаль газа. Часть бензина не успевает сгорать и вылетает в выхлопную трубу.
- Позднее зажигание является причиной хлопков в глушителе, когда воспламенение несгоревшей топливной смеси происходит в момент открытия выпускного клапана.
- Жёсткая работа двигателя возможно при раннем воспламенении бензина в цилиндрах. Взрыв в момент недохода поршня до ВМТ является причиной характерного тарахтящего звука и звона.
Интересная статья о биотопливе производимого из обычных опилок, подробнее читайте здесь.
Обнаружив неисправность, следует проверить правильность установки зажигания на ВАЗ 2106, а при необходимости отрегулировать его. Для работы понадобится свечной ключ, ключ на «13», лампочка или стробоскоп, пластинчатый щуп.
Монтаж БСЗ на ВАЗ 2106
Выбирая комплект бесконтактного зажигания, обратите внимание на объем двигателя вашей «шестёрки». Вал трамблёра под мотор 1,3 литра должен быть на 7 мм короче, чем для более мощных силовых агрегатов 1,5 и 1,6 л
Чтобы установить БСЗ на автомобиль ВАЗ 2106, следует подготовить такой набор инструментов:
- ключи рожковые либо накидные размерами 7—13 мм;
- отвёртки с плоским и крестообразным шлицем;
- плоскогубцы;
- дрель со сверлом 4 мм (для крепления электронного блока в лонжероне придётся сделать 2 отверстия под саморезы).
Чтобы просверлить 2 отверстия под коммутатор, можно вместо электрической использовать ручную дрельНакидным ключом 38 мм очень удобно поворачивать коленвал за гайку храповика
Первым делом нужно демонтировать старую систему — главный распределитель и катушку:
- Вытащите из гнёзд крышки трамблёра высоковольтные провода и отсоедините её от корпуса, разблокировав защёлки.Демонтаж старого оборудования начинается с разборки трамблёра — снятия крышки и проводов
- Поворачивая коленвал, выставьте бегунок под углом примерно 90° к мотору и поставьте напротив метку на клапанной крышке. Открутите гайку 13 мм крепления распределителя к блоку.Перед снятием распределителя зажигания нужно отметить мелом положение бегунка
- Раскрутите зажимы старой катушки и отсоедините провода. Распиновку желательно запомнить или зарисовать.Клеммы проводов подсоединяются к контактам трансформатора на резьбовых зажимах
- Ослабьте и выверните гайки крепления хомута, снимите катушку и трамблёр с автомобиля.К блоку цилиндров корпус распределителя крепится единственной гайкой под ключ 13 мм
Извлекая распределитель зажигания, сохраните прокладку в виде шайбы, установленную между площадкой детали и блоком цилиндров. Она может пригодиться для бесконтактного трамблёра.
Перед монтажом БСЗ стоит проверить состояние кабелей высокого напряжения и свечей. Если сомневаетесь в работоспособности указанных деталей, лучше сразу их поменяйте. Исправные свечи необходимо почистить и выставить зазор 0,8—0,9 мм.
Установку бесконтактного комплекта выполняйте по инструкции:
- Снимите крышку распределителя БСЗ, при необходимости переставьте уплотнительную шайбу со старой запчасти. Поверните бегунок в нужное положение и вставьте вал трамблёра в гнездо, площадку слегка прижмите гайкой.Перед установкой трамблёра в гнездо поверните бегунок в сторону меловых меток, нарисованных на клапанной крышке
- Наденьте крышку, зафиксировав защёлки. Подсоедините кабели свечей согласно нумерации (цифры указаны на крышке).
- Прикрутите катушку бесконтактной системы к кузову ВАЗ 2106. Чтобы клеммы «Б» и «К» стояли в исходном положении, предварительно разверните корпус изделия внутри крепёжного хомута.При монтаже катушки подключите провода от реле зажигания и тахометра
- Наденьте на контакты провода от замка зажигания и тахометра согласно приведённой выше схеме.
- Рядом на лонжероне установите контроллер, просверлив 2 отверстия. Для удобства снимите расширительную ёмкость.Контроллер крепится к отверстиям в лонжероне с помощью саморезов
- Подключите жгут проводов к трамблёру, коммутатору и трансформатору. Жила синего цвета подводится к клемме «Б» катушки, коричневого — к контакту «К». Поставьте высоковольтный кабель между крышкой распределителя и центральным электродом трансформатора.Свечные кабели подсоединяются согласно нумерации на крышке, центральный провод подключается к электроду катушки
Если в процессе монтажа обошлось без досадных ошибок, автомобиль заведётся сразу. Зажигание можно подстроить «на слух», отпустив гайку трамблёра и медленно поворачивая корпус на холостых оборотах двигателя. Добейтесь наиболее стабильной работы мотора и затяните гайку. Монтаж окончен.
Первый запуск
Иногда после установки электронного зажигания на Ваз 2106 автомобиль отказывается завестись. Это говорит о том, что нужно проверить, все ли правильно было поставлено
Обратите внимание на подключение проводов высокого напряжения. Проблема может возникнуть и из-за того, что бегунок в результате поворота крышки распределителя начал подавать импульс не в первый, а в четвертый цилиндр
- https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/elektrooborudovanie/zazhiganie/elektronnoe-zazhiganie-na-vaz-2106.html
- https://www.vazzz.ru/regulirovka-elektronnogo-zazhiganiya-na-vaz-2106/
- https://7vaz.ru/vaz-2106/kak-ustanovit-elektronnoe-zazhiganie-bsz.html
Рекомендации экспертов, как правильно настроить
Итак, как выставить самостоятельно угол опережения, чтобы добиться правильной работы двигателя УАЗ:
- В первую очередь вы должны зафиксировать свой автомобиль на одном месте, для этого потяните за рычаг стояночного тормоза. Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень цилиндра 1 попал в ВМТ (верхнюю точку). При этом нужно добиться того, чтобы отверстие на шкиве коленвала совпадало с риской, отмеченной на крышке распределительных шестеренок.
- После этого с распределительного механизма следует снять крышку. После демонтажа вы сможете увидеть бегунок, который расположен внутри самой крышки, напротив контакта. При отсутствии бегунка следует еще раз провернуть коленчатый вал на 180 градусов, после чего выставить октан-корректор на 0. Используя гаечный ключ, вам необходимо будет завернуть винтом указатель к корпусу распределительного механизма так, чтобы добиться его совмещения со средней риской. Когда эти действия будут выполнены, болт крепления, с помощью которого пластины крепятся к корпусу трамблера, надо немного ослабить.
- Затем, удерживая на одном месте бегунок при помощи пальца для недопущения его вращения, надо аккуратно провернуть сам корпус, это позволит удалить возможные люфты в приводе. Корпус необходимо поворачивать до тех пор, пока вы не добьетесь совмещения острого конца лепестка статорного механизма с красной меткой, расположенной на роторном устройстве. После этого саму пластину надо закрепить к корпусу, используя соответствующий болт.
- Когда вы выполните эти действия, вам надо установить крышку контроллера на место и произвести проверку высоковольтных кабелей. Нужно удостовериться в том, что эти провода установлены в правильной последовательности с учетом порядка работы цилиндров. Когда вам удастся правильно настроить угол опережения, то необходимо убедиться в том, что вся процедура была выполнена верно.
- Для диагностики правильности выполненных действий надо завести мотор вашего УАЗика и подождать примерно 5-10 минут, пока силовой агрегат не прогреется. Рабочая температура мотора составляет около 90 градусов, можно подождать, пока ДВС прогреется до 80 градусов. Затем вам надо выехать на ровную дорогу и разогнать автомобиль до 40 км/час, после чего следует резко нажать на газ. В этот момент автомобиль ускорится и если при увеличении скорости до 60 км/ч из-под капота раздастся кратковременная детонация (металлический стук), то это говорит о том, что все действия были выполнены правильно. В случае, если детонация слишком долгая, то потребуется еще отрегулировать систему. Для этого корпус распределительного механизма нужно будет повернуть на одно деление или наполовину, при этом проворачивать его надо против часовой стрелки. Если же диагностика показала, что стука «пальчиков» вовсе нет, то угол опережения следует увеличить. Для этого механизм следует повернуть в обратную сторону.
Установка электронного зажигания на ВАЗ (видео)
Как говорилось выше, вместо контактного прерывателя в БСЗ используется бесконтактный трамблер (датчик распределитель). В зависимости от типа двигателя нужно подбирать соответствующее бесконтактное зажигание на ВАЗ, например:
- мотор 1,5-16 л: модель 38.3706;
- двигатель 1,2-1,3 л: модель 38.3706-01;
- мотор 1,7 л: модели 38.3706-10, 3810.3706 или 038.3706-10.
Установка трамблера, который не рекомендован для данной модели двигателя не рекомендуется. В противном случае придётся дополнительно регулировать зажигания, но и в этом случае добиться устойчивой работы мотора во всем диапазоне оборотов практически невозможно.
Бесконтактная система зажигания ВАЗ-2107 или другую модель классикиставится по принципу заменыстарой катушки зажигания с трамблером новыми устройствами. Все кабеля, которые ранее были соединены с катушкой, следует поменять на высоковольтные силиконовые провода. При этом нужно тщательно контролировать правильность соединения контактов.
В принципе все провода должны подключаться аналогично старой катушке. В итоге должно получиться по два кабеля на каждом из контактов.
К контакту «Б» подключаются синие провода (замок и 4-й контакт коммутатора или с общего жгута подключения БСЗ), а «К»следует соединить с двумя коричневыми(тахометр и 1-й контакт коммутатор или с общего жгута БСЗ).
Подготовка
- Для монтажа БСЗ следует приготовить следующее:
- ключи: 8 и 10 для демонтажа и установки катушки, 13 – для трамблера;
- отвертка и два саморезы;
- дрель и сверла под саморезы;
- коммутатор серии 3620.3734, 36.3734, ВАТ 10.2, Remix, HIM-52 или другие;
- катушка 27.3705;
- новые провода, желательно использовать силиконовые;
- новые свечи, зазор которых 0,7-0,8 мм, как вариант А-17ДВР.
Монтаж безконактной системы зажигания БСЗ
Перед установкой БСЗ рекомендуется должным образом выставить зажигание с использованием старой системы.
После этого выполняем замену старых элементов новыми устройствами.
- демонтируйте крышку заменяемого трамблера вместе с проводами;
- отсоедините от штатной катушки высоковольтный кабель;
- кратковременным включением стартера установите бегунок (резистор, расположенный на трамблере) в положение, которое вы хорошо запомните, как вариант, перпендикулярном оси мотора;
- на корпусе трамблера с правой стороны в месте примыкания к мотору должны быть 5 меток корректировки опережения, напротив средней насечки сделайте на корпусе мотора пометку, которая послужит ориентиром для монтажа нового трамблера;
- отвинтите гайку шпильки вилки крепления трамблера;
снимите трамблер и отсоедините кабель, соединяющий его с катушкой;
возьмите новый трамблер и, убрав с него крышку, примерьтеустройство на штатное место по маркеру, который вы предварительно нанесли на двигатель;
проверьте направление бегунка, он должен быть установлен так, как вы установили его раньше, вращая стартер, в нашем случае перпендикулярно оси мотора, (это очень важно, ведь допустимое отклонение не более 5 градусов);
вслед за этимповерните трамблер и совместите среднюю отметку на корпусе с маркеромна моторе;
зафиксируйте трамблер с помощью крепежной вилки, затянув соответствующую гайку.
Меняем катушку
- подключите к разъему новой крышки высоковольтный провод и поставьте ее на трамблер;
- замените старую катушку электронным аналогом;
- соедините штатные новые провода с катушкой;
- подключите высоковольтный провод трамблера к катушке;
- соедините специальный провод с разъемом на три контакта к трамблеру;
Ставим коммутатор в любое свободное место, где имеется небольшая площадка:
- просверлите 2 отверстия дрелью в корпусе моторного отсека под крепежные отверстия на радиаторе коммутатора;
- с помощью саморезов зафиксируйте коммутатор вместе с радиатором, предварительно вставив в одно из отверстий черный провод (масса, этот кабель должен быть самым коротким);
- подключите к коммутатору соответствующий провод со специальным разъемом.
После этого нужно еще раз тщательно проверить правильность подключения всех проводов согласно установленной схеме и можно выполнить пробный запуск. Если все верно выполнено, то в любом случае двигатель должен завестись. После прогрева начните движение и на скорости выше 40 км/час установите 4 передачу и энергично добавьте газ.
После кратковременной детонации (до 3 сек) машина должна энергично набрать скорость. Если появился стук пальцев или провал оборотов, необходимо слегка повернуть трамблер в первом случае по направлению часовой стрелки. При провале сдвиньте трамблер в обратную сторону и проверьте работу двигателя.
При необходимости, опять повторите указанные действия, пока не исчезнет стук или провал.
РЕГУЛИРОВКА (ВЫСТАВЛЯЕМ ЗАЖИГАНИЕ)
Установка зажигания на ВАЗ 2105 в значительной мере влияет на стабильность работы двигателя. Если оно выставлено неправильно, то возникают различные неполадки. Если оно раннее, возможно проявление следующих неприятных моментов:
- Появляется детонация в моторе, при разгоне сильно «стучат пальцы»;
- Проблемы при запуске ДВС – стартер крутит с трудом, идет обратная отдача;
- Двигатель трясет при увеличении оборотов;
- Холостые обороты плавают.
Статья в тему: Определение неисправностей ВАЗ 2110 через диагностику На позднем зажигании тоже немало признаков нестабильной работы двигателя, доставляющих достаточно хлопот автовладельцам:
- Потеря мощности ДВС;
- Хлопки в карбюратор или в глушитель;
- Провалы при нажатии на педаль газа;
- Повышенный нагрев мотора;
- Долгий запуск двигателя.
Как выставить зажигание на ВАЗ 2105, интересует многих начинающих автолюбителей. Сложности процесс регулировки никакой не представляет, и ее довольно просто выполнить своими руками. Какие потребуются инструменты, зависит от методов, с помощью которых будет производиться регулировка.
Как отрегулировать зажигание на ВАЗ 2105? Всего существуют несколько способов, чтобы выставить зажигание на ВАЗ 2105:
- С помощью стробоскопа;
- Использую автомобильную 12-вольтовую лампочку;
- Опытным путем на работающем двигателе;
- Просто по меткам.
Метки Самостоятельно проводя регулировку, мало кто из автовладельцев использует стробоскоп. Как минимум он стоит 600 рублей, а регулировка зажигания ВАЗ 2105 настолько проста, что покупка прибора не оправдывается. Стоимость проведения работ в автосервисе по установке зажигания находится в районе 100 рублей. Поэтому иной раз есть смысл доверить выполнение работы специалистам – они имеют достаточный опыт и все сделают быстро и качественно.
ВЫСТАВЛЯЕМ ПО ЛАМПОЧКЕ
Чтобы выставить зажигание на ВАЗ 2105 по лампочке, будут нужны инструменты и приспособления:
- Лампочка 12 Вольт, ввернутая в патрон, от которого идут два провода;
- Рожковый или комбинированный ключ на 13;
- Ключ для прокручивания храповика на 38.
Работы выполняем на заглушенном двигателе в следующем порядке:
- Снимаем крышку трамблера, высоковольтные провода не выдергиваем;
- Чтобы выставить зажигание на ВАЗ 2105 по меткам, проворачиваем храповичным ключом коленвал до совмещения метки на шкиве к/вала со средней меткой на передней крышке ДВС. На крышке всего три метки, и средняя будет обозначать опережение на 5 градусов. Еще нужно учесть, что при совмещении меток может быть выставлен либо первый, либо четвертый цилиндр. Цилиндр проверяется по бегунку – бегунок должен смотреть в сторону первого цилиндра (если смотреть по крышке трамблера);
- Ослабляем ключом на 13 корпус трамблера – теперь он может свободно перемещаться по оси;
- Соединяем один конец провода от лампочки с массой, другой конец с цепью низкого напряжения в цепи трамблера (можно с контактом «К» на катушке);
- Включаем зажигание поворотом ключа в замке и начинаем поворачивать трамблер в обе стороны. При его вращении лампочка будет то загораться, то гаснуть. Нужно найти то положение, в котором лампа начинает загораться. Именно в этом положении и нужно ключом на 13 закрепить трамблер;
- Регулировка выполнена – выключаем зажигание, ставим крышку трамблера на место, убираем лампочку и запускаем для проверки двигатель. При очень резком нажатии на педаль газа должны еле слышно прослушиваться «пальцы» – это будет признак правильной настройки.
Статья в тему: Топливный фильтр на ВАЗ 2110: замена своими руками, рекомендации
Основная информация о бесконтактной системе зажигания
Бесконтактная система зажигания считается продолжением конструкции транзисторно-контактной системы зажигания. Бесконтактный датчик заменяет стандартный контактный прерыватель данной системы. Благодаря этой системе появляется возможность снижения затрат топлива, повышения мощности двигателя, снижения вредных выбросов, при помощи высокого напряжения разряда в тридцать тысяч вольт, а еще увеличения качества сгорания воздушно-топливной смеси.
Конструкция бесконтактной системы включает в себя целый перечень различных элементов, к которым относятся:
- Источник питания;
- Катушка;
- Переключатель;
- Вакуумный регулятор опережения;
- Главный регулятор опережения;
- Распределитель;
- Проводки с высоким напряжением;
- Транзисторный коммутатор;
- Свечи;
- Датчик сигналов.
Схема безконтактной система зажигания ВАЗ 2101
Конструкция данной системы аналогична контактной системе, только исключается датчик сигналов и транзисторного коммутатора. К основным преимуществам установления БСЗ ВАЗ 2101 являются такие:
- Увеличение высокого напряжения и энергии искрового разряда;
- Улучшение запуска двигателя, особенно это заметно в холодное время года;
- Улучшение стабильности функционирования двигателя;
- Экономичность функционирования двигателя.
Самостоятельное установление бесконтактной системы зажигания
Будем выполнять установление БСЗ ВАЗ 2101 пошагово, следуя такому алгоритму:
- Снимите крышку, с проводками высокого напряжения, трамблера;
- Отключите проводки высокого напряжения с катушки;
- С помощью стартера выставите резистор под углом в 90⁰ к двигателю, но после этого нельзя поворачивать коленвал двигателя;
- Поставьте метку на двигателе напротив средней пометки на трамблере;
- С помощью ключа на 13 открутите гайку со шпильки на вилке трамблера;
- Снимите старый трамблер;
- Отключите проводок от катушки, который идет к трамблеру;
- Снимите крышку с нового трамблера и вставьте в двигатель;
- Поверните корпус трамблера до поставленных меток;
- При помощи гайки зажмите вилку трамблера;
- Установите новую крышку трамблера на новый трамблер;
- Поменяйте старую катушку;
- Подключите штатные проводки к новой катушке;
- Установите коммутатор;
- Соответственно со схемой, которая есть в инструкции по установлению, подключите все проводки;
- Бесконтактная система установлена на автомобиль ВАЗ 2101, теперь остается только отрегулировать ее.
Регулирование бесконтактной системы
Регулирование будем проводить в два этапа. Первым рассмотрим процесс регулирования опережения зажигания без приборов. Для начала необходимо разогреть автомобиль до 85 градусов, после этого набрать скорость до 40 километров в час и на четвертой передаче резко нажать на педаль газа. Самым лучшим вариантом будет, если ощущается детонация на протяжении двух трех секунд и уверенно набирать скорость.
Теперь рассмотрим регулирование холостого хода. При помощи винтика количества выставите около 1 200 оборотов, а после найдите расположение максимальных оборотов. Снова выставите около 1 200 оборотов, а после снова проверьте максимальное количество оборотов. Выполняйте данные действия до тех пор, пока обороты не будут приблизительно равны 1 200 оборотов, а винтик в найденном расположении максимальных оборотов. После этого необходимо понизить количество оборотов до стандарта (приблизительно 900 оборотов).
Неисправности бесконтактной системы
- полный отказ — мотор глохнет и больше не заводится;
- неравномерный холостой ход, выстрелы в карбюратор при резком нажатии педали газа;
- перебои и пропуски циклов во время езды.
Чаще всего встречается первый признак — отказ двигателя, сопровождающийся отсутствием искры. Распространённые причины неполадки:
- Перегорел резистор, встроенный в бегунок трамблёра.Перегорание резистора, установленного в бегунке, приводит к разрыву высоковольтной цепи и отсутствию искры на свечах
- Вышел из строя датчик Холла.
- Обрыв проводов, соединяющий коммутатор с катушкой либо датчиком.
- Сгорел коммутатор, точнее, одна из деталей электронной платы.
Исправный контроллер после включения зажигания подаёт опорное напряжение на контакты датчика Холла
Поиск «виновника» ведётся способом последовательных замеров в разных точках. Включите зажигание и с помощью вольтметра проверьте напряжение на датчике Холла, контактах трансорфматора и клеммах коммутатора. Ток должен подаваться на первичную обмотку и 2 крайних контакта электромагнитного датчика.
Неисправность датчика Холла диагностируется так:
- Отсоедините высоковольтный кабель от центрального гнезда на крышке распределителя и закрепите контакт в непосредственной близости от кузова, на расстоянии 5—10 мм.
- Отключите от трамблёра разъем, вставьте в его средний контакт оголённый конец провода.Тестовый провод для проверки датчика вставляется в средний контакт отключенного разъёма
- Вторым концом проводника касайтесь кузова, предварительно включив зажигание. Если раньше искры не было, а теперь она появилась, меняйте датчик.
Когда двигатель работает с перебоями, нужно проверять целостность проводки, загрязнённость клемм коммутатора либо высоковольтные провода на предмет пробоя изоляции. Иногда случается запаздывание сигнала коммутатора, вызывающее провалы и ухудшение разгонной динамики. Рядовому владельцу ВАЗ 2106 обнаружить такую неполадку довольно сложно, лучше обратиться к мастеру — электрику.
Причиной нестабильной работы мотора нередко становятся окислившиеся контакты коммутатора
Современные контроллеры, используемые на бесконтактном зажигании «шестёрки», перегорают довольно редко. Но если проверка датчика Холла дала отрицательный результат, то методом исключения попытайтесь заменить коммутатор. Благо, цена новой запчасти не превышает 400 руб.
Преимущества бесконтактного зажигания ВАЗ 2107
- Нет необходимости в обслуживании контактной группы (чистка, регулировка зазора).
- Повышенная надежность за счет отсутствия контактной группы, подверженной износу.
- Стабильное равномерное распределение искры по цилиндрам независимо от режима и условий работы двигателя.
- Увеличение ресурса распределителя за счет устранения вибрации и биения оси при воздействии кулачков на контакты.
- Экономия топлива, увеличение мощности и снижение вредных выбросов за счет более полного сгорания топлива в цилиндрах.
- Надежный запуск двигателя при пониженной температуре за счет стабильного напряжения на свечах при низком напряжении аккумулятора и на малых оборотах.