Рулевое управление
2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
Транспортное средства | Люфт |
Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы | 10 |
Автобусы | 20 |
Грузовые автомобили | 25 |
где, Люфт — Суммарный люфт не более (градусов).
2.2.
Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.
2.3.
Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
Как расследуются такие дела
Расследование таких инцидентов происходит примерно по такой схеме:
- Устанавливают момент обнаружения опасности.
- Вычисляют, где находился в это время автомобиль и определяют расстояние до точки наезда.
- Выясняют длину тормозного пути с учетом реакции водителя, дистанции и времени срабатывания тормозных механизмов.
Если по результатам подсчетов длина остановочного пути оказывается меньше, чем расстояние между автомобилем и препятствием в момент его обнаружения, значит, у водителя была возможность остановиться, но он ею не воспользовался. Причин может быть много – растерялся, специально не нажал на тормоза, отвлекся, не счел угрозу серьезной. Тогда в основу обвинения и ляжет тот самый п.10.1 ПДД.
Какой должна была быть скорость, будут высчитывать, исходя из видимости на дороге
При выяснении конкретных деталей происшествия, важно определить, с какой скоростью двигался участник. Например, если в городе разрешена скорость 60 км/час, то ровно такая же скорость в тумане из-за проблем с видимостью будет уже нарушением, и в случае наезда на пешехода придется отвечать по п.10.1 ПДД
Поэтому водителю всегда следует быть максимально сконцентрированным за рулем и при возникновении опасности тормозить.
Комментарии к пункту 2.3.1 ПДД
По существу 2.3.1 водитель должен следить за техническим состоянием своего автомобиля. Причём, прямой посыл заключается в двух обязанностях:
- проверить исправность машины перед началом поездки,
- обеспечить в пути такую исправность.
Это касается таких неочевидных и простых вещей, помимо того, что мы привыкли понимать под технической исправностью:
- тонировка,
- исправная работа дворника со стороны водителя,
- рабочий ручник,
- люфт руля (не более 10o),
- чистые фары и задние фонари, а также госномера,
- рабочие омыватели лобового стекла (в том числе с залитой жидкостью),
- наличие всех болтов на колёсах,
- отсутствие повреждения резины (порезов, трещин),
- рабочие замки дверей,
- присутствуют все брызговики,
- наличие подголовников,
- отсутствие течи в двигателе, коробке и других агрегатах,
- установлены знаки Шипы, Инвалид и прочие, если их установка предусмотрена в Вашем случае.
Что делать, если в пути невозможно устранить неисправность?
Простая ситуация – в дороге у Вас перегорела лампочка в фаре, сломался ручник, дворник, закончилась жидкость омывателя фар и подобное. Формально Вы нарушаете абзац первый пункта 2.3.1 Правил дорожного движения. Однако, фактически Вы не можете устранить неисправность на месте. И именно для этого для Вас написан последний абзац, предписывающий, что в таких случаях Вы должны следовать в одном из 2 направлений:
- к месту, где Вам удобно встать на стоянку (это может быть и Ваш дом, но вот только если Вы выедете из дома снова с этой же неисправностью, то нарушите 2.3.1 снова при наличии возможности исправить поломку),
- к месту ремонта.
При каких неисправностях двигаться запрещено?
При этом, есть исключения из правил, когда Вам можно ехать до автосервиса или места устранения поломки. К ним относятся следующие случаи:
- если не работают тормоза (при этом, автомобиль может эффективно тормозить – например, при неотрегулированном штоке педали тормоза, но ехать дальше запрещено),
- не работает руль,
- если Вы едете с прицепом и не работает исправно сцепное устройство,
- если не горят фары или габариты в тёмное время суток или в тумане, дожде (комментарий см. ниже),
- если идёт дождь или снег, а у Вас не работает дворник со стороны водителя.
Во всех этих случаях Вы можете либо остановиться, если это не запрещено Правилами, либо вызвать эвакуатор, чтобы отвезти машину на ремонт, либо отвезти её туда на буксире на жёсткой сцепке (на гибкой двигаться также запрещается). Если этого не сделаете Вы, то при остановке инспектор ДПС не только выпишет штраф, но и сам вызовет эвакуатор, и машину увезут на штрафстоянку.
Про неработающие фары и габариты
Здесь кроется существенная недоработка ПДД, хотя именно эта единственная фраза изменялась за всю историю пункта 2.3.1 ПДД.
Дело в том, что для того, чтобы Вам было запрещено продолжать движение, по букве 2.3.1 должны быть выполнены одновременно 3 условия:
- у Вас должны не гореть (или отсутствовать вовсе) обе фары,
- не гореть или отсутствовать оба задних габаритных огня,
- сейчас должно быть тёмное время суток или условия недостаточной видимости.
Если хотя бы одно из условий выше не выполнено, то пункт 2.3.1 Вы не нарушаете. Например, у Вас не горят обе фары в темноте, но горит один задний габарит. Но на практике это не работает – всё равно оштрафуют.
Что касается условий недостаточной видимости, то оно чётко прописано в ПДД – это туман, дождь, снегопад или сумерки с видимостью менее 300 метров.
Комментарии к пункту 11.5
Обгон запрещен:
на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения. Если же при движении через регулируемый перекресток обгон происходит на зеленый сигнал светофора без выезда на полосу встречного движения, то такой обгон разрешается, но при обязательном условии:
– обеспечения безопасности пешеходов (см. комментарии к разделу 14 ПДД);
– соблюдении правил маневрирования (см. комментарии к разделу 8 ПДД).
на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. Правда, Правила предусмотрели для таких перекрёстков и три исключения:
– обгон на перекрестках с круговым движением;
– обгон двухколесных транспортных средств без бокового прицепа;
– разрешенный обгон справа.
на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов. Данный запрет действует на участке дороги в пределах ширины обозначенного наземного пешеходного перехода. Запрещение обгона на пешеходных переходах связано с повышенной опасностью такого маневра в местах, где разрешено переходить проезжую часть. Разумеется, на регулируемых переходах при движении по разрешающему сигналу обгон разрешен при условии соблюдения требований пунктов 14.3-14.5 Правил. Нарушение данного требования будет иметь место только в том случае, если в момент пересечения пешеходного перехода транспортное средство находилось в процессе перестроения либо опережения обгоняемого транспортного средства. По «букве» Правил данное требование не имеет исключений и подразумевает, что обгон запрещен при любой ширине проезжей части.
на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними. Запрещение обгона распространяется на весь железнодорожный переезд, границами которого являются шлагбаумы, а если их нет — дорожные знаки 1.3.1 или 1.3.2. Правила не запрещают обгон сразу после переезда при условии, что разметка, знаки и сама ситуация не накладывают ограничений на процесс обгона.
транспортного средства, производящего обгон или объезд. Такой обгон иногда называют «двойным обгоном». Его опасность заключается в том, что водителю второго обгоняющего транспортного средства не видна дорожная ситуация из-за двух автомобилей впереди. Данное ограничение распространяется и на случай, когда движущееся впереди транспортное средство осуществляет объезд стоящего транспортного средства или иного препятствия.
в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. Видимость дороги определяется:
– метеорологическими условиями (н-р, туман, снегопад, дождь);
– характером застройки и озеленения;
– геометрическими параметрами дороги (радиусами горизонтальных и вертикальных кривых);
– прочими факторами.
Считается, что видимость ограничена в местах, где она составляет хотя бы в одном направлении менее 100 м. Примечание: участки дорог с ограниченной видимостью, как правило, обозначаются соответствующими предупреждающими знаками, что облегчает водителю выбор правильного режима движения.
Советы к пункту 11.5
следует воздержаться от обгона при тумане, сильном снегопаде или дожде, когда резко ограничивается видимость в направлении движения. В таких случаях водители должны не только воздержаться от обгона, но и снизить скорость с учетом условий видимости, как того требует пункт 10.1 Правил.
Задачи к пункту 11.5
Разрешен ли обгон?
1 – да
2 – да, если по примыкающей слева дороге не приближается транспортное средство
3 – нет
Решение :: Пункт 11.5 Правил запрещает обгон на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной.
Ответ: 3
Нерегулируемые перекрестки
13.9.
На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 26.10.2017 N 1300.
13.10.
В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11.
На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.11(1).
При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком , водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
13.12.
При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
13.13.
Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.
Штрафы за нарушение 2.1.1
Штрафов и даже других мер наказания водителя за нарушение данного пункта ПДД несколько в зависимости от целого ряда условий:
- отказа водителя передать для проверки документы,
- отсутствия определённых документов.
Итак, давайте по порядку.
Арест за отказ передать документы на проверку
Он законен. В случае, если Вы отказываетесь передать для проверки документы, то Вам грозит наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает арест до 15 суток или штраф 500-1000 рублей за неподчинение законному требованию сотрудника полиции. Право требовать документы инспектору даёт пункт 6.2 регламента.
И тут нужно понимать, что требование должно быть законным. Да, в интернете ведутся споры относительно права инспектора проверить документы в разрезе причины остановки.
Всё дело в том, что изменённая редакция регламента 2021 года предусматривает определённые основания для проверки документов – одно из таких оснований, наличие причин для остановки. Вот такое запутанное законодательство! Для остановки транспортного средства также должны быть свои причины – просто так для проверки документов в 2021 году сотрудник ГИБДД остановить водителя не имеет права.
Такие основания для остановки:
- увиденное инспектором нарушение водителем ПДД,
- ориентировки на машину или водителя,
- спецмероприятия («трезвый водитель», «безопасность ребёнка» и другие),
- опрос водителя или пассажиров,
- требование предоставить автомобиль в служебных целях,
- если нужно дать проехать автомобилям оперслужб (или просто с мигалками).
Является ли законным требование инспектора ДПС передать для проверки документы, согласно пункту 2.1.1 ПДД, если остановка была незаконна? На этот вопрос есть 2 различных мнения. И команда TonkostiPDD.ru придерживается законности таких требований, так как обязанность водителя прописана в ПДД вне зависимости от нарушений инспектора. Опустим тонкость о том, что это безопаснее, потому что «улететь» на 15 суток можно и незаконно, но инспектору по сложившейся практике ничего за это не будет, ну или максимум – выговор.
Если нет прав для проверки
Именно прав: либо права управления, либо только водительского удостоверения. Это 2 разные вещи: право управления – это законная специальная возможность гражданина, данная им законодательством, в/у – документ, подтверждающий такое право (ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Поэтому при нарушении пункта 2.1.1 ПДД здесь возможны 3 вариант наказаний:
- если Вы просто забыли взять с собой в/у, потеряли его или у Вас его украли, тогда Вам выпишут штраф 500 рублей по ч.2 ст. 12.3 КоАП, никаких мер обеспечения за это не предусмотрено – на штрафстоянку машину не эвакуируют, Вы можете дальше продолжить движение (но до следующей остановки другим или даже этим же инспектором ДПС),
- если Вы никогда не получали право управления, то грозит штраф от 5 до 15 тысяч рублей по ч.1 ст. 12.7 Административного кодекса,
-
если Вы лишены права управления, то тут уже возможны 2 варианта:
- в трезвом состоянии – штраф 30 000 рублей или арест до 15 суток или обязательные работы до 200 часов (ч.2 ст. 12.7 КоАП),
Если нет СТС для проверки
В этой ситуации штраф один, и он составляет 500 рублей по части 1 статьи 12.3 КоАП. Но здесь, в отличие от отсутствующего водительского удостоверения, также предусмотрена эвакуация автомобиля на штрафстоянку.
Если нет страхового полиса
Тут, опять же, возможны несколько вариантов штрафов:
- Вы забыли дома полис, потеряли – штраф 500 рублей (ч.2 ст.12.3 КоАП),
- у Вас нет договора страхования (Вы не приобретали страхову вовсе или полис просрочен) – штраф 800 рублей (ч.2 ст.12.37 КоАП),
- Вы не вписаны в полис – штраф 500 рублей (ч.1 ст. 12.37 КоАП).
В случае отсутствия путевого листа, когда это предусмотрено законодательством, в нарушение пункта 2.1.1 ПДД, Вас также ждёт штраф 500 рублей (без эвакуации) по части 2 статьи 12.3 Административного кодекса.
Остановка и стоянка на левой стороне дороги
В соответствии с пунктом 12.1, остановка и стоянка на левой стороне дороги с двухсторонним движением разрешаются только в населенных пунктах, и только на двухполосных дорогах без трамвайных путей посередине. Кроме этого на такой дороге не должно быть сплошной линии разметки 1.1, разделяющей встречные направления.
При указанных условиях остановка и стоянка в населенном пункте на левой обочине, если таковая имеется, не запрещены, поскольку термин «дорога» включает в себя и проезжую часть, и обочину.
В случае остановки автомобиля или постановки его на стоянку на левой стороне дороги через сплошную линию разметки, либо таким образом, что по окончании стоянки автомобиль поедет левее сплошной (осевой) линии разметки 1.1, данное «деяние» будет расценено как выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.
Практика судов
Рассмотрим примеры судебных решений по различным делам, связанным с нарушениями пешеходов:
- Пешеход двигался по краю дороги по ходу потока автомобилей. Этим он нарушил ПДД п. 4.1. Водитель автобуса сбил пешехода, нанеся ему смертельные травмы, нарушив п. 10.1. Водителя автобуса судили по уголовной статье. В результате по приговору установлена связь, что путем нарушения п. 10.1 водителем автобуса наступила смерть пешехода. После подачи апелляции решение не было изменено.
- Каменский суд не удовлетворил жалобу пешехода на то, что инспектор ГИБДД выписал на него постановление о том, что на одежде отсутствовали светоотражающие части в темное время за городом.
- Алтайский краевой суд также не удовлетворил жалобу пешехода на дорожную службу. Суть ее заключалась в том, что пешеход шел по дороге, так как тротуар не был почищен от наледи. Из-за этого он залетел под машину и получил травмы. Пешеход выдвигал требование взыскать вред здоровью за то, что снег и лед не были убраны с дороги. Но в иске пешеходу было отказано.
- Инспектор ГИБДД выписал постановление о штрафе человеку за то, что тот не соблюдал п. 4.1, шел вдоль проезжей части не против потока транспорта, а по ходу. Пешеход обжаловал постановление, и мотивировал, что на другую сторону перейти было нельзя, так как снегоуборочные машины создали там высокие сугробы. Суд не удовлетворил жалобу и не стал изменять вид наказания.
Пешеходы должны ходить только по тем местам, которые определены законом. В противном случае вся вина в возможных ДТП будет лежать на них, и никакие ущербы здоровью взыскать даже в судебном порядке будет невозможно.
Штрафные санкции
На момент 2021 года таких штрафов не предусмотрено. Это означает, что в Административном кодексе нет статьи, описывающей меру наказания за создание помех при обгоне.
Похожая статья КоАП – это 12.15, которая определяет наказания только для водителя, который обгоняет, и для медленно движущегося транспорта (тем, кто не дает себя обогнать). Но о препятствовании обгону в данной статье ничего не написано.
Другой нормативный акт – ст. 12.14 ч. 3 определяет наказание в виде штрафа 500 рублей за то, что водитель не соблюдал Правила в части создания помех, кроме случаев движения по перекресткам. Данную норму используют обычно хитрые инспекторы Госавтоинспекции, когда хотят наложить штраф. Но в данном случае она не подходит по причине того, что определяет наказание только за создание помех. А в п. 11.3 указано условие не препятствовать, а не мешать обгону. Это совершенно разные понятия с точки зрения законодательства.
Но это не означает, что можно не соблюдать п. 11.3 и ничего за это не будет. Виновность в дорожном происшествии по-прежнему действует. Если ДТП случится, например, из-за вашего увеличения скорости в момент обгона, и обгоняющий водитель не успеет вернуться в свою полосу, то будет вынесено постановление об отказе в нарушении. Но виновником будете Вы. К тому же, столкновение со встречной машиной – опасное происшествие, а закон для виновника при этом имеет другую статью 12.24, которая предписывает лишение прав. Могут даже привлечь по уголовной статье, если произойдет смерть людей.
Комментарии к пункту 4.1 ПДД
Итак, данные 4 абзаца, в первую очередь, расставляют приоритеты участков дороги, где могут ходить пешеходы. При этом, опускаться ниже по такому приоритету можно только в случае, если специальный участок для пешеходов отсутствует или нет возможности по нему идти.
Приоритеты расставлены так:
- пешеходы, согласно пункту 4.1, должны ходить по пешеходным дорожкам или тротуарам или велопешеходным дорожкам – все 3 участка на выбор самого пешехода,
- если вышеуказанных участков нет или нет возможности по ним идти, то можно идти по обочине автомобильной дороги,
- когда отсутствует и обочина тоже, то нога пешехода может вступать на велосипедную дорожку (при её наличии, разумеется) или идти по краю проезжей части, но только в один ряд и только навстречу потоку (по левой стороне, если движение двустороннее). Здесь также на выбор пешехода: или велосипедная дорога, или проезжая часть дороги.
Однозначно, если рядом идут велодорожка и пешеходная, как это часто бывает, то пешеходам запрещено идти по велодорожке, даже если качество покрытия там лучше… И даже с коляской.
Как понимать «нет возможности»?
Действующие на 2021 год ПДД этот термин никак не раскрывают. В частности, перед нами встают вопросы:
- если покрытие всё в ямах, колдобинах,
- если покрытие просто немного хуже, чем на участке, более низком по приоритету,
- если перед нами большая лужа…
И таких «если» можно перечислять бесконечно.
Однозначно, этот вопрос имеет практическое значение – нередки ДТП, когда автомобиль сбивает пешехода на проезжей части. Да, водитель в любом случае будет (частично) виновен в такой аварии (см. ниже судебную практику). Но если у пешехода не было права по ПДД двигаться по проезжей части, то есть был нарушен пункт 4.1, то это сыграет на руку противоположному оппоненту судебного дела.
А рассматривающие дело лица, как правило, рассматривают его по личному убеждению, а подходят к вопросу объективно. Так, если Вам просто захотелось идти по проезжей части или велодорожке, потому что здесь качество дороги немного лучше, то не было объективной невозможности двигаться по пешеходной дороге. Неудобно, но не невозможно.
Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:по правому краю проезжей части — в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним; габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м; движение велосипедистов осуществляется в колоннах; по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине; велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределахпешеходных зон.24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается: — управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой; — перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; — перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства; — перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест; — поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; — двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов); — пересекать дорогу по пешеходным переходам.
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами иобеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.