Секрет конструкции – заранее заданный алгоритм интенсивности движения
Сама по себе конструкция этой опции может ощутимо различаться у разных производителей. Однако одинаков смысл: задается заранее предусмотренный алгоритм функционирования, который и при подъеме в гору, и при спуске под гору, автоматически активирует тормозные колодки в режиме наибольшего соответствия заданной программе. Удобство и комфорт управления транспортным средством, снабженным подобной опцией, оценили уже давно многие миллионы автомобилистов во всем мире. И система помощи при подъеме, позволяющая даже новичку чувствовать себя уверенно за рулем даже на самом экстремальном горном серпантине, сегодня предусмотрена, наверное, на всех тяжелых внедорожниках. Да и на других автомобилях (седанах и прочая) система помощи при подъеме встречается достаточно часто. » alt=»»>
Погрузочные работы и перемещение грузов
Все погрузочно/разгрузочные работы нужно разделить на ручные и механизированные. Первые особенно опасны для здоровья, даже в бытовых условиях. Ручное перемещение грузов включает:
- Подъем, опускание и перенос грузов;
- Удержание и поддержка грузов;
- Толкание и перетягивание груза, включая маневрирование.
Механическое перемещение грузов характерно для производственной сферы, однако и в быту мы часто используем различные тележки, чемоданы и сумки на колесиках, которые заботятся о нашем здоровье.
Вне дома работа с грузами связана с погрузкой, выгрузкой, размещением груза на автомобилях, погрузочных площадках, складах, вагонах и т. п. Роботы выполняются вручную или с помощью специализированной техники. К ней относятся:
- Грузоподъемные машины;
- Краны;
- Тали ручные или механические;
- Тельферы;
- Грузовые лебёдки;
- Полиспасты;
- Грейферы.
Применение грузоподъемной техники значительно упростит подъём и перенос грузов, однако требует соблюдение более строгих правил безопасности.
В частности, нельзя, а точнее не безопасно, осуществлять подъем и перемещение груза граном, тельфером, лебедкой с помощью простой веревки. Для этих целей производят и используют ассортимент специальных грузоподъемных приспособлений под названием стропы. Ими осуществляется крепеж груза к подъёмному механизму.
Их изготавливанию из стальных тросов или высокопрочных текстильных лент. Типоразмер строп разнообразен: петлевые, кольцевые, одноветвевые, двухветвевые, четырехветвевые, на РТ3 звене, чокеры для трелевки древесины, тросы петля-крюк и звено-крюк, ветвь канатная (коуш-коуш), чалки (универсальный петлевой) и пр.
Другие полезные системы
Помимо этой замечательной системы имеются и другие функции, которые помогают управлять автомобилем. Перечислим некоторые из них:
- ETP – это система динамической стабилизации во время движения. По сути, описанная выше функция помощи при трогании, является частью этой программы. При необходимости помогает удерживать машину на выбранной траектории движения, путем притормаживания некоторых колес и управления АКПП;
- HAH – автоматический ручник. Позволяет одним нажатием кнопки включить аналог ручного тормоза. Автоматически отключается при нажатии на педаль газа;
- HDS – позволяет контролировать спуск с горы;
- EBS – эта система позволяет в экстремальной ситуации значительно усиливать тормоза. Срабатывает в случае экстренного торможения, когда водитель по какой-либо причине недостаточно сильно нажимает на педаль тормоза.
Заключение. Современный автомобиль имеет большое количество полезных функций, значительно облегчающих поездку, особенно для неопытного водителя. Также имеется большое количество опций, повышающих безопасность. К таким относится система помощи при трогании на подъеме HAS. Благодаря ее наличию, даже совсем неопытный водитель спокойно поедет в горку безо всякого отката. Только нужно учитывать, что такая система работает не со всеми трансмиссиями.
Как они работают
Однако суть и функциональность опции от названия не меняется, равно как и принцип работы. Предполагается, что тормозная система автомобиля активизируется на работу в определенном скоростном режиме и, скажем, помощь заключается в том, что если необходимо поехать в гору, то отпуская тормозную педаль, водитель не деблокирует тормозную систему полностью. И тогда машина не скатываться назад до тех пор, пока тормоза не «почувствуют» движение вперед. Тогда только тормоза «отпускают», и автомобиль трогается в гору без предварительного (даже малейшего отката назад).
Статья в тему: Причины низкого и избыточного давления в системе охлаждения
Как работает система
Такая функция первоначально была предназначена для транспортных средств с автоматической коробкой передач и владельцы таких моделей сразу же оценили их преимущества. К сожалению, HSА устанавливаются по большей части на авто, относящиеся к премиум-классу, и на внедорожники. Система предназначена для снижения риска попадания в аварийную ситуацию, в то время когда машина начинает трогаться на дороге находящейся под уклоном. Особенно это актуально при остановках на светофоре перед перекрёстком, на скользком покрытии дороги. Кроме момента старта, система проконтролирует и избежание процесса заноса при движении вверх по дороге и при одновременном повороте.
Система помощи при трогании на подъеме действует примерно по следующему принципу:
- Водитель отпускает педаль тормоза — HSА продолжает удерживать автомобиль на тормозе в течение нескольких минут.
- Водитель нажимает на педаль газа – открывается дроссельная заслонка и автомобиль трогается.
Принцип работы противооткатной системы Основой для работы данной функции является динамическая стабилизация. Именно за её счет производители добились надежной фиксации ТС на дороге под довольно большим уклоном. Но в то же время можно с полной уверенностью говорить, что данная функция автономна и ее можно установить на автомобиль самостоятельно.
Функция торможения активизируется автоматически, как только автомобиль останавливается на дороге с уклоном в 5 градусов. Эти параметры обычно задаются производителем данной системы, но у хозяина авто есть возможность отрегулировать градус подъёма дороги самостоятельно. В процессе ежедневных поездок водитель такой модели может решить, что ему будет комфортнее управлять транспортным средством, если автомобиль будет реагировать на уклон дороги больше (или меньше) пяти градусов. Исходя из собственных пожеланий, владелец машины может отрегулировать HSA.
Владельцу такого авто нужно знать, что система трогания на подъём чаще всего встраивается в блок ESP (ABS). В том случае если блоки ESP и ABS по какой-либо причине вышли из строя, HSA тоже работать не будет. К таким последствиям могут привести:
- Электрическая неисправность блоков.
- Датчики, регистрирующие вращение колес, засорились.
- Нарушения в электропроводке или в разъемах датчиков.
- Механические повреждения датчиков.
- Естественная изношенность тормозных колодок.
- Нехватка тормозной жидкости.
- Наличие жидкости между тормозными дисками и колодками.
Как работает система DAC в автомобиле
Независимо от производителя, марки и модели автомобиля, в большинстве случаев принцип работы системы DAC похож. Основой задачей считается удерживания автомобиля на определенной скорости в момент спуска по склону.
Как уже говорили, систему можно активировать или деактивировать с помощью специальной кнопки, в каждом автомобиле она располагается на своем отведенном месте. Срабатывает механизм помощи при спуске с горы только в момент полной остановки автомобиля. После активации на панели приборов начинает моргать соответствующий индикатор, но есть нюанс, это еще не означает, что система готова к работе. Чтоб привести систему в режим готовности, для каждого автомобиля есть своя особая инструкция, пройдя которую индикатор должен загореться и не моргать.
Пример тому кроссовер Toyota Highlander, активировав систему, селектор коробки трансмиссии необходимо перевести в положение S (имитация работы механической коробки передач). Далее стоит нажать на педаль тормоза, именно с этого момента система активируется и отрабатывает необходимые параметры. Отпуская тормоз, автомобиль начинает движение по склону (спуск), в это же время механизм контролирует скорость, угол наклона кузова, а так же анализирует поверхность дорожного покрытия на наличие скольжения.
Скорость движения зачастую менее 20 км/час, а преодолеваемый уклон не должен быть больше 20%. Хотя некоторые производители автомобилей, с неплохой репутацией и уверенной системой управления допускают преодоление уклонов меньше 20%, используя систему DAC. Разобрав основные детали того, как подготовить и эксплуатировать систему помощи при спуске с горы, рассмотрим её принцип работы. Как только вы отпускаете педаль тормоза, автомобиль начинает движение по склону. Блок управления рассчитывает оптимальную траекторию движения автомобиля, а так же учитывает угол уклона съезда.
Информация об уклоне, как правило, берется с датчика угла наклона кузова. На основе угла наклона система рассчитывает оптимальную скорость спуска автомобиля, так же учитываются погодные условия (мороз, наличие льда или снега, дождь и конечно же насколько рыхлая поверхность дорожного покрытия). Вся необходимая информация может быть получена как из датчиков различных систем, так и методов ввода информации со стороны водителя.
Собрав необходимый пакет информации, DAC дает старт автомобилю, при этом соблюдая скоростной режим до 20 км/час. Зачастую, по статистике, скорость составляет от 7 до 12 км/час. В момент передвижения машины, ведется контроль тормозной системы, притормаживая каждое колесо. Во многих машинах DAC включает в себя так званый таймер пути, который замеряет пройденную траекторию. Такую переменную ввели для контроля нагрева тормозных колодок, ведь именно на них идет максимальная нагрузка во время спуска.
Хорошо, если спуск на метров 10-15, другой вопрос, если это затяжной спуск метров на 200-300, ведь предсказать ситуацию, в которой окажется автомобиль – невозможно. Чтоб облегчить нагрузку на колодки, система DAC может мгновенно передать часть нагрузки на двигатель, притормаживая им и понижая передачи. Более продвинутые системы экономят ресурс и топливо, рассчитывая, насколько велика нагрузка на колодки и возможность их нагрева.
Отключаться система может автоматически или обратно, нажав на кнопку активации (на панели автомобиля). Так же система может отключиться, если нажать на педаль тормоза или газа, но в таком случае будет учитываться угол наклона кузова, чтоб избежать непреднамеренного ускорения автомобиля. Как видим, основная часть управления системы помощи при спуске автомобиля с горы управляется за счет блока управления, точней программного обеспечения. Остальная составная – детали и датчики разных устройств.
Маркировка у производителей разная, но функционально опции похожи
Как бы то ни было, опции, которые функционально предназначены для того, чтобы оказать водителю помощь при подъеме в гору, равно как и система помощи при спуске, весьма популярны. Правда, конкретного обозначения для нее на международном автомобильном рынке пока еще не существует, и каждый производитель достаточно произвольно маркирует их собственной терминологией.
Например:
- Для европейских Фольксвагена, БМВ и Ровера принято обозначать ее буквами HDC (это помощь при спуске), и HHC (это – помощь при подъеме).
- Японская Тойота называет свою систему, призванную оказывать помощь при трогании на подъеме маркировкой HAC (для обозначения системы помощи при спуске используется маркировка DAC).
- Японский же Ниссан – DDS (спуск) и USS (подъем).
- Корейцы (Хьюндай) обозначили систему автоматического торможения маркировкой DBS.
Преимущества и недостатки DAC
Большинство автомобилистов сходятся на мнении, что у DAC много важных преимуществ, однако, есть и свои недостатки. К числу явных плюсов относятся:
- безопасное прохождение практически любого спуска;
- автоматический контроль скорости, позволяющий водителю не отвлекаться от управления;
- помощь начинающим автомобилистам в освоении особенностей вождения транспортным средством.
Система контроля движения при спуске с горы может помочь водителю при прохождении сложных отрезков маршрута и обеспечить безопасную скорость на склоне. Особенно полезен данный механизм для начинающих автомобилистов. Но и опытным водителям не стоит пренебрегать использованием DAC, ведь безопасность самого автомобилиста, его пассажиров и других участников движения всегда должна оставаться в приоритете.
Если говорить о преимуществах и недостатках системы DAC, то преимуществ больше, чем недостатков. С развитием программного обеспечения и доработки других систем безопасности, минусы механизма помощи при спуске идут к нулю. Инженеры максимально точно дорабатывают действия механизма и добавляют разные датчики, чтоб было больше информации о ситуации.
С недостатков DAC скорей то, что последнее решение все-таки принимает водитель, а для неопытных водителей это покажется огромным минусом. Хорошо если в момент использования склон небольшой, прямой и с твердым дорожным покрытием. Другое дело, когда склон резкий, на улице снег или куда хуже гололед. Механизм систем DAC, которые работают сугубо на принципе притормаживания колес, не рассчитаны на большую дистанцию. В результате могут заклинить колодки или же вовсе выйти из строя тормозная система.
Читать далее: Как очистить бензобак автомобиля от разных загрязнений || Советы автоэкспертов как очистить бензобак и топливную систему от воды
Наличие самой системы DAC на борту автомобиля уже говорит, что инженеры постарались и наперед продумали как безопасность, так и комфорт. Данный механизм будет полезен и опытным, и неопытным водителям. Прежде чем начать пользоваться системой помощи при спуске с горы, многие производители рекомендуют почитать инструкцию к автомобилю и только потом приступать к тестированию.
Система помощи при спуске
Система помощи при спуске предназначена для предотвращения ускорения автомобиля при движении по горным дорогам. Наличие данной системы на автомобиле повышает удобство управления и безопасность. Система помощи при спуске устанавливается, как правило, на легковые автомобили повышенной проходимости. В зависимости от автопроизводителя система имеет следующие названия:
- Hill Descent Control (HDC) от Volkswagen, BMW и др.;
- Downhill Assist Control (DAC) от Toyota;
- Downhill Drive Support (DDS) от Nissan.
Если автомобиль находится на наклонной плоскости, действующая на него сила тяжести раскладывается по правилу параллелограмма на нормальную и параллельную составляющие (рис. 1). Последняя представляет собой действующую на автомобиль скатывающую силу FH.
Рис. 1. Схема действия сил при движении автомобиля на спуске: FA — сила тяги; FG — сила тяжести (вес автомобиля); FH — скатывающая сила; FN — нормальная составляющая силы тяжести
Если на автомобиль действует собственная сила тяги, то она добавляется к скатывающей силе FH. Скатывающая сила действует на автомобиль постоянно, независимо от его скорости. Вследствие этого автомобиль, скатывающийся по наклонной плоскости, будет все время ускоряться, т.е. двигаться тем быстрее, чем дольше он скатывается. Чтобы удерживать постоянной скорость автомобиля без ассистента движения на спуске, водителю необходимо будет тормозить и (или) включать понижающую передачу, снимая ногу с педали акселератора. Для облегчения действий водителя в этих условиях и обеспечения безопасности при спуске применяется система помощи при спуске, которая задействуется при выполнении следующих условий:
- скорость автомобиля меньше 20 км/ч;
- уклон превышает 20 %;
- двигатель работает;
- педали акселератора и тормоза не нажаты.
При выполнении указанных условий получаемые системой данные о положении педали акселератора, частоте вращения коленчатого вала двигателя и скорости вращения колес (которая слегка превышает скорость пешехода) свидетельствуют об увеличении скорости автомобиля. Система при этом исходит из того, что автомобиль скатывается на спуске и необходимо задействовать тормозную систему. Скорость автомобиля, которую тормозной ассистент должен поддерживать с помощью подтормаживания всех колес, зависит от скорости, с которой было начато движение на спуске, и включенной передачи. В этом случае система помощи при спуске включает насос обратной подачи. Клапаны высокого давления и впускные клапаны ABS открываются, а выпускные клапаны ABS закрываются. В тормозных цилиндрах колес создается тормозное давление, и автомобиль замедляется. Притормаживание колес система осуществляет через гидромодулятор ABS, создающий давление в тормозной системе.
При снижении скорости автомобиля до безопасного значения система помощи при спуске прекращает подтормаживание колес и вновь снижает давление в тормозной системе. Если после этого скорость начинает увеличиваться при ненажатой педали акселератора, система исходит из того, что автомобиль по-прежнему движется по спуску. Таким образом, скорость автомобиля постоянно удерживается в безопасном диапазоне, который легко может управляться и контролироваться водителем.
Система помощи при спуске дезактивируется принудительно (повторным нажатием клавиши) или автоматически при нажатии на педаль газа или тормоза, а также при снижении величины уклона до 12 %.
Система помощи при спуске является программным расширением системы курсовой устойчивости и использует ее конструктивные элементы, поэтому по свой сути является функцией, а не системой.
Первый спуск с горы — несколько советов для «чайников»
С ИНСТРУКТОРОМ НА «ТЫ»
Общеизвестный факт: то, что самоучкам дается за несколько месяцев, новички под руководством инструктора осваивают за пару дней. Поэтому лучше на первое время нанять инструктора. Кстати, можно пригласить его для целой семьи, для группы или для себя одного. Например, в Андорре пятидневный курс обучения по три часа каждый день стоит около шестидесяти долларов. Как правило, все инструктора на европейских курортах говорят по-английски, но если у вас с этим языком не сложилось, взаимопонимание все равно будет достигнуто. С помощью всем понятного языка жестов. К тому же, единственное, что вам нужно будет делать, – в точности повторять за своим инструктором все показанные движения.
СОВЕТ НОВИЧКУ
Не стоит пытаться перенять стойку и технику катания опытных лыжников на простых пологих трассах, поскольку многие из них на таких трассах расслабляются, катаясь с загрузкой внутренней лыжи, без упора на палку, или поворачивают, сильно закручивая корпус внутрь поворота и заставляя лыжи следовать за корпусом. Гораздо полезнее внимательно посмотреть, что те же лыжники делают в сложных местах, и попытаться повторить самостоятельно на более пологом склоне.
МЕСТА КАТАНИЯ
Учиться кататься на горных лыжах лучше не на ближайшей к дому горке, а в специальных горнолыжных комплексах – там постоянно следят за состоянием снега, склоны оборудованы подъемниками и есть пологие склоны для начинающих. В каждом из таких комплексов можно нанять инструктора. В окрестностях Москвы это спортивный парк «Волен», «Сорочаны», «Шуколово»; Санкт-Петербурга – «Коробицино», «Снежное» и «Золотая долина». Цены на подъемники везде колеблются в районе 10–60 рублей за подъем, а услуги инструктора обойдутся приблизительно в 300-400 рублей за час.
На горнолыжных базах в больших горах, как показывает практика, обучение происходит быстрее: чем больше катаешься – тем скорее усваиваешь азы.
ПЕРВЫЕ ШАГИ НА СКЛОНЕ
Итак, все необходимое у вас уже есть. Вы стоите на склоне, ноги у вас подгибаются – еще бы, ведь нужно как можно успешнее спуститься с этой горы. Будьте готовы к тому, что ваши лыжи будут ехать гораздо быстрее, чем вам этого хотелось бы (и это несмотря на то, что «чайники» всегда катаются гораздо медленнее, чем опытные горнолыжники). Кроме того, вы будете часто падать и даже иногда врезаться в других таких же «чайников» на склоне. Не пугайтесь, это совершенно нормально. Главное — не бояться падать. Потому что падают даже чемпионы мира. Вот только после того, как вы упали, необходимо встать. Для этого расположите лыжи поперек склона, чтобы не скользить вниз. Подайте корпус немного вперед и обопритесь палками о склон.
Первое движение, которому учат некоторые инструкторы своих подопечных, называется «катание плугом». Выглядит оно так: носки вместе, пятки врозь. Это позволяет новичку немного притормаживать движение. Однако потом от него придется отвыкать, и пожалуй, лучше сразу начинать с правильной стойки. Выглядит она примерно так: руки и колени слегка согнуты, ноги расставлены на ширину 15—20 см. Любой поворот происходит, когда сильнее загружается нижняя лыжа. Если носки ваших лыж начали перекрещиваться, значит, вы слишком сильно отклоняетесь назад.
Первый спуск, как показывает практика, забирает гораздо больше сил, чем все последующие в этот день, вместе взятые. Поэтому если вы чувствуете, что силы вас оставили, что ноги подгибаются уже не от страха, а от усталости, лучше пойдите в ближайшее кафе выпить чаю с лимоном или, что еще лучше, глинтвейна. Как говорится, для мягкости в коленях. Ведь вам предстоит еще одно испытание: нужно подняться наверх на подъемнике (бугеле). Впрочем, ничего сложного в этой процедуре нет, главное — покрепче ухватиться и не напрягать ноги при подъеме. Не с первого раза, так со второго или третьего у вас все получится.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
– Доктор сказал, что у меня врожденные способности к горнолыжному спорту. – Это как? – А у меня кости быстро срастаются.
Немного теории
Автомобиль на дороге, и вообще на любом грунте, управляем до тех пор, пока у него вращаются колеса. От чего они вращаются? Вращаться они могут от двух приложенных сил: во первых – от двигателя, во вторых – от трения о дорогу, когда автомобиль катится по инерции. Что может препятствовать вращению колес? А препятствовать вращению колес могут те самые тормоза, которые все так любят по поводу и без повода нажимать.
Что происходит, когда мы движемся на автомобиле по дороге, когда двигатель работает и соединен с колесами через трансмиссию автомобиля? Машина движется со скоростью, соответствующей скорости вращения двигателя на выбранной передаче, все четыре колеса вращаются. Давим на газ, тем самым увеличивая обороты двигателя, мы увеличиваем скорость, уменьшая обороты – уменьшаем. Если требуется более интенсивное замедление – мы переключаемся на более низкую передачу, опять же – все колеса вращаются! Если требуется совсем быстрое замедление – нажимаем еще и на тормоз, вплоть до полной остановки автомобиля и соответственно остановки двигателя. И только в самом конце, когда автомобиль уже катится медленно, чтобы двигатель все-таки не заглох, допустимо выжать сцепление и выключить передачу, т.е. отключить колеса от двигателя. Но это, кстати, не относится к экстренному торможению, когда передачу нельзя выключать до полной остановки, и двигатель не отключается от колес до самого конца, пока не заглохнет. Для чего это все делается – разберем ниже.
Теперь посмотрим, что происходит, когда мы движемся на автомобиле по той же дороге, но по инерции, т.е. когда двигатель отключен от трансмиссии (выжато сцепление и/или выключена передача) и не соединен с колесами автомобиля. Автомобиль движется, колеса вращаются. А от чего они вращаются, если от двигателя они отключены? Вращаются, в данном случае, они только от трения о дорогу
Можем мы управлять автомобилем и изменять его курс? Можем, колеса ведь вращаются, и не важно от чего. А увеличить или уменьшить скорость? Вот с этим уже сложнее, потому как у нас нет двигателя – основного инструмента для управления скоростью вращения колес
Есть только тормоза, с помощью которых можно замедлить скорость вращения колес и/или полностью их остановить
И вот тут – внимание! Мы помним, что колеса у нас вращаются только от трения о дорогу. Что происходит, когда мы начинаем нажимать на педаль тормоза? Начинают работать тормозные механизмы, отдельные для каждого колеса
И колеса катятся по дороге сами по себе, отдельно. В конечном итоге, на каждое колесо в отдельности действует две силы: сила трения о дорогу и сила трения тормозных колодок. Чем сильнее давим на педаль – тем выше сила трения колодок. И так до тех пор, пока сила трения колодок о тормозные механизмы колес не превысит силу трения колес о дорогу. Как только это случится – колеса мгновенно остановятся (заблокируются) и автомобиль продолжит свое дальнейшее движение уже в виде неуправляемого куска металла, скользящего по дороге. Крутить руль бесполезно, колеса не вращаются – соответственно их положение перестает на что либо влиять. Чем более скользкое покрытие дороги (снег, лед) – тем меньшее усилие требуется на тормозной педали для наступления блокировки колес. Но это еще не все. Даже у самого исправного автомобиля тормозные механизмы срабатывают не полностью одновременно, пусть эта разница совсем мала и измеряется даже не мили-, а микросекундами, но она будет. Плюс к этому, дорожное покрытие не равномерно, под каким-то из колес оно будет чуть более скользким, под каким-то менее, даже обычная пыль или песок на сухой летней дороге могут сильно изменить сцепные свойства. Неудачное сочетание этих факторов приведет к еще большей разнице во времени блокировки колес. В итоге автомобиль будет не просто скользить – его занесет, а то и просто начнет крутить на дороге. Как этого избежать? Вернемся на один абзац назад.
Нужна третья сила, которая будет препятствовать блокировке колес, вращать их, т.е. нужен двигатель! Именно поэтому нельзя выжимать сцепление и выключать передачу до тех пор, пока автомобиль почти полностью не остановится. На очень скользком покрытии вообще нельзя использовать тормоз, колеса заблокируются даже с включенной передачей, двигатель заглохнет, а скорость автомобиля не изменится. Если же выжать сцепление – то мы вернемся к предыдущему варианту. Кстати, это наиболее распространенная ошибка современных водителей – преждевременное нажатие на педаль тормоза и особенно преждевременное выключение сцепления (передачи). Так называемое «летнее торможение» – торможение с одновременным выжимом сцепления. Езда по хорошим дорогам и на хорошей резине расслабляет…