Как проверить снятую стойку амортизатора

Оглавление

Ремонт амортизаторов

Ремонт амортизатора (замена сальника)

Стоимость замены амортизаторов для легкового автомобиля составляет в среднем 5-10 тыс. рублей в зависимости от модели. Поэтому есть смысл отремонтировать старые амортизаторы, особенно если изношены не все. Как правило, передняя подвеска принимает на себя большую часть ударной нагрузки от неровностей дороги, поэтому передние амортизаторы быстрее выходят из строя, чем задние. Можно отремонтировать или поменять только передние амортизаторы, а задние оставить в первоначальном состоянии. В некоторых случаях ремонт стоек амортизаторов вполне можно выполнить своими руками, особенно если это самые простые масляные амортизаторы. Если потек масляный амортизатор, то его можно отремонтировать. Для этого амортизатор разбирается, устраняется причина протечки, и доливается масло. Обычно утечка происходит из-за нарушения герметичности сальника. В автомобильных магазинах предаются ремкомплекты амортизатора, которые позволяют быстро отремонтировать стойки, и не нужно самостоятельно делать или вырезать детали. В инструкции к амортизатору, как правило, указывается, какое масло залить в данную модель. Но обычно здесь подходит обычное масло веретёнка. Ремонт масляных амортизаторов своими руками занимает всего несколько часов при отсутствии серьезных проблем. После ремонта и заправки амортизатор прокачивается перед установкой на машину. Как снять амортизатор нужно смотреть в инструкции по конкретному автомобилю. В случае с газовыми амортизаторами лучше выполнить профессиональную реставрацию в мастерской, так как их конструкция немного сложнее. Здесь используется специальное оборудование для восстановления стоек и амортизаторов, и после ремонта закачивается газ или воздух под давлением. Но даже в этом случае, ремонт обойдется в несколько раз дешевле, чем покупка новых амортизаторов. Своевременная проверка работы амортизаторов позволяет продлить срок службы подвески, а также обеспечивает безопасность вождения. Желательно проводить диагностику амортизаторов и подвески перед дальними поездками, а также не пропускать регламентные работы.

Существует несколько достаточно простых способов, позволяющих самостоятельно проверить амортизаторы на машине без их демонтажа. В целях проверки автомобиль можно раскачать, провести визуальный осмотр стоек или на ощупь определить степень их нагрева – каждый из этих способов позволяет более-менее точно проверить работоспособность амортизаторов в машине.

Опытный водитель может определить неисправность амортизаторов даже по поведению автомобиля на дороге. Например, большие крены в поворотах, продольное и поперечное раскачивание кузова одназначно указывают на проблемы в подвеске и необходимость проведения ремонта.

Ниже мы подробно расскажем о том, как проверить амортизаторы на машине самостоятельно, и какой из способов проверки наиболее эффективен. А в конце статьи смотрите видео, в котором все очень доступно показано.

Ещё хотим обратить Ваше внимание на наш материал о ремонте стоек амортизаторов, в котором также имеется достаточно подробная видео-инструкция

Что делать с изношенными стойками?

Ответов на этот вопрос есть всего три:

  1. Заменить.
  2. Отдать на восстановление.
  3. Ремонтировать своими руками.

Замена — это самый дорогостоящий, но максимально эффективный выход из ситуации. Менять стойки можно все четыре, или же только две, но обязательно те, которые были на одной оси. Даже если исчерпал свой ресурс один амортизатор, обновлять их нужно парами. Исключением могут быть лишь те случаи, когда вы вот-вот установили новые стойки, а через пару дней (недель) влетели в кровожадную ямку.

Восстановление — это весьма неплохой выход из ситуации, но с несколькими оговорками. Да, это примерно раза в два дешевле, чем покупка нового комплекта. Однако далеко не все амортизаторы подлежат восстановлению. Это раз. Два — мастерскую, которая хорошо умеет делать такого рода манипуляции на совесть, найти не всегда легко. Тем не менее, как показывает практика, это возможно.

Ремонт. Вы знаете, хотя бы, одного обычного автовладельца, который заморочился собственноручным восстановлением амортизационных стоек? Автор не знает. Вероятно, вы таковым тоже не являетесь. Если же являетесь, то что, в таком случае вы тут делаете? Вы и так много знаете.

Описание стойки амортизатора

Стойки амортизатора служат для комфортного и безопасного проезда по неровностям дорожного покрытия. Они преобразовывают резкие толчки в незаметные мягкие колебания. Гашение тряски снижает ее воздействие на кузов. Стойки предотвращают отрыв колеса от дороги в вертикальной плоскости. Это повышает интенсивность торможения и позволяет сохранить управляемость на сложных участках.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше». Автопроизводители стремятся сделать стойки амортизатора как можно меньших габаритов

Снижение количества занимаемого пространства увеличивает место для размещения прочих конструктивных элементов подвески

Автопроизводители стремятся сделать стойки амортизатора как можно меньших габаритов. Снижение количества занимаемого пространства увеличивает место для размещения прочих конструктивных элементов подвески.

На стойки возлагаются нижеперечисленные функции:

  • удержание массы автомобиля;
  • передача на кузов силы сцепления с дорожным покрытием;
  • противостояние боковым нагрузкам;
  • минимизация излишних кренов;
  • удержание кузова в оптимальном положении, например, во время наезда одним из колес на возвышенность.

Назначение и принцип работы амортизаторов

Амортизационная стойка — это деталь подвески автомобиля, которая предназначена для гашения возвратно-поступательных движений колеса. Всегда работает в паре с пружиной или рессорой. Чтобы понять назначение амортизатора, представим на минутку, что будет, если полностью его убрать. Останется колесо, способное двигаться вверх и вниз, и пружина (рессора).

Последняя нужна для гашения ударов и поддержки веса автомобиля. Если убрать амортизатор, то при наезде на малейшую ямку колесо резко уйдёт вниз, затем вверх, и за счёт пружины будет продолжать раскачиваться туда-сюда очень долго. В итоге надёжного контакта шины с дорогой не дождёшься. С наездом на бугры и лежачих полицейских картина ещё хуже — последует удар, машина подпрыгнет, и далее будет продолжать раскачиваться, оставаясь неуправляемой.

Не менее печальная ситуация возникала бы при смещении веса автомобиля, что происходит при разгоне, торможении и маневрировании. В таких ситуациях кузов кренится в ту сторону, куда смещается масса. Во-первых, это сильно снижает прижимную силу с противоположной стороны ходовой части. А значит, управляемость и тормозной путь — ухудшаются. Во-вторых, опять же, за счёт действия пружины и её инерционности автомобиль будет продолжать раскачиваться долго и нудно.

Теперь вернём амортизаторы на место и прорисуем описанные выше ситуации ещё раз. Но сначала в общих чертах рассмотрим, как работает стойка. В первую очередь надо сказать, что ею колесо, грубо говоря, соединяется с кузовом автомобиля. Устроен амортизатор таким образом, чтобы возвратно-поступательные движения подвески намеренно гасились. То есть, яма, бугор, смещение массы или инерционность пружины пытаются резко изменить положение колеса, а стойка в буквальном смысле этого слова придерживает его.

Оно, всё равно, смещается вверх или вниз. Но. Во-первых, делает это не так резко, как если бы не было амортизаторов. Во-вторых, после этого кузов не продолжает раскачиваться вверх-вниз, так как стойка гасит инерционную силу пружины или рессоры. В некоторых случаях колесо может даже не успеть сместиться. Например, на небольшой ямке и при достаточной скорости автомобиля. Если амортизатор хорошо держит подвеску, колесо просто-напросто перелетит яму, не достав до её дна, и не ударившись затем во время выезда из неё.

Подытожим. Задача амортизаторов — не давать колёсам смещаться вверх или вниз слишком резко, а также гасить инерционное раскачивание пружин.

Стоит ли проверять работоспособность амортизаторов самостоятельно

Однозначный ответ — да! Эта процедура должна быть обязательной наряду с проверкой давления в шинах или уровня масла в двигателе. Поскольку исправность стоек напрямую связана с безопасностью движения, а не только с комфортом, проверка должна осуществляться не реже, чем при проведении каждого ТО. То есть через каждые 10–15 тысяч километров. Это предписано регламентом технического обслуживания.

Однако инструкции разрабатываются для стендовых (идеальных) условий эксплуатации. На реальных отечественных дорогах сроки проверки, а возможно и замены стоек сокращаются. Поэтому при появлении первых признаков износа проведите тщательную диагностику.

Чем грозят неисправные амортизаторы

Собственно, часть проблем, с которыми можно столкнуться при изношенных стойках, уже понятна из вышесказанного. Моделирование ситуаций, когда амортизаторов нет вообще — это почти то же самое, что они убитые или мёртвые. Тем не менее, это ещё не всё. Повреждённые, изношенные или банально отслужившие своё амортизаторы способны доставить автовладельцу очень много неприятностей.

А именно:

  • Ухудшается комфортабельность автомобиля — он неприятно раскачивается даже на ровной дороге, на ямах и ухабах слышны стуки, ощущаются вибрации и так далее.
  • Снижается управляемость — автомобиль хуже реагирует на повороты руля, при маневрировании опасно кренится.
  • Увеличивается тормозной путь — когда передние стойки не держат, при экстренном торможении кузов резко наклоняется вперёд, из-за чего прижимная сила на задней оси буквально пропадает.
  • Ускоренный износ всей подвески — если амортизаторы позволяют колёсам дублировать все неровности дороги, разбиваются шаровые опоры, втулки, ступичные подшипники.
  • Ускоренный износ резины — шины страдают от постоянных сильных, ничем не смягчаемых ударов и неравномерных нагрузок.
  • Общее снижение безопасности автомобиля — здесь срабатывает всё в куче — отсутствие комфорта отвлекает и нервирует, раскачивание частично снижает прижимную силу на осях, то же самое при маневрировании и торможении.

В итоге получается, что проверять текущее состояние амортизаторов — это так же важно, как убеждаться в работоспособности рулевого управления и тормозной системы. Кроме того, лучше своевременно заменить только стойки, чем потом делать дорогой капитальный ремонт всей ходовой части автомобиля

Зачем они нужны

Стойки стабилизатора довольно простые, однако необходимые детали машины. От них и самого стабилизатора зависит комфортность вождения и безопасность всех, кто в машине находится.

Через стойки, стабилизатор связывается с подвеской и помогает снизить крен машины, входящей в поворот, и не дать ей перевернуться.

С учетом того, что стабилизаторы полноценно работать способны исключительно в плоскостях горизонтальных, либо приближенных к горизонтали, этим ограничивается вся конструкция автомобиля.

Чтобы избежать неприятностей различного рода, стабилизаторы посредством специальных стоек, соединяются с элементами автомобильной подвески — амортизаторами либо рычагами.

Именно стойки работают в плоскостях приближенных к вертикальной.

Стойки бывают передние и задние. Как правило, задние стойки имеются в машинах с независимой задней подвеской. Принцип работы стоек стабилизатора и передних и задних одинаковый.

Нагрузка, возникающая при крене машины, в основном ложится на эти стойки, стойка создает упругое сопротивление при возникновении кренов, уменьшая их, но повышается их износ, и менять чаще других, приходится именно эти стойки, другие детали страдают меньше.

Каждый автомобиль оснащен такими стойками, пока машина новая, они не дают о себе знать, однако, по мере увеличения пробега, детали изнашиваются, и стойки не исключение, они, как и многие другие запчасти, относятся к элементам, не рассчитанным на весь срок эксплуатации авто.

Даже если кататься исключительно по ровным дорогам и трассам, без выбоин и трещин, не входить в крутые виражи и дрифты, как сейчас модно среди молодежи, все равно износ будет и замена стоек только отсрочится на некоторое время.

Да, аккуратный стиль вождения влияет на работоспособность стоек, продлевает их службу, и прочих автомобильных деталей, меньше перегрузки — меньше износ.

Способы проверки

В процессе эксплуатации автомобиля у вас могут возникать некоторые сомнения касательно того, годные или нет нынешние амортизаторы. Они бывают передние и задние на авто.

Главное преимущество методов в том, что проверку можно провести, не снимая их. Это экспресс тесты на работоспособность и текущее состояние.

Да, снятый амортизатор даст лучше понять, что творится с ним. Ведь проблемы с подвеской не всегда означают неисправность именно амортизатора.

Все представленные процедуры применимы на любых автомобилях:

  • на ВАЗ 2107;
  • ВАЗ 2110;
  • на Газели;
  • Ладе Приора;
  • Хендай Акцент;
  • Деу Ланос;
  • Рено Логан;
  • Прадо 120;
  • Ниссан Альмера;
  • Киа Спортейдж;
  • Шевроле Авео и пр.

Все способы самостоятельно определить неисправность опоры амортизатора или самого амортизатора делятся на такие виды:

  • визуальный;
  • метод раскачки;
  • поведение;
  • нагрев;
  • стендовая проверка.

Теперь предлагаю про каждый из них поговорить отдельно, чтобы уточнить некоторые нюансы.

Визуальный метод

Для визуальной проверки вам потребуется своими глазами внимательно изучить состояние каждого из установленных на машине амортизаторов. Тут лучше задействовать яму или эстакаду, а также прихватить с собой переносной источник хорошего света.

Есть несколько косвенных признаков, указывающих на то, что амортизатор не рабочий, либо его ресурс на пределе.

  • Если машина долго не эксплуатировалась, на поверхностях амортизаторов появляются следы коррозии;
  • Чаще всего ржавчину замечают на видимых участках штока;
  • При наличии ржавчины высока вероятность износа сальника;
  • Если на корпусе присутствуют следы масла, это также плохой сигнал;
  • Подобный признак указывает на разгерметизацию;
  • При утечке масла иногда помогает ремонт, но зачастую неисправность устраняют путем замены;
  • Обнаружив следы масла, протрите эти участки сухой ветошью, и через несколько дней еще раз посмотрите на эти участки;
  • При повторном появлении масла их следует снять и заменить.

Утечка рабочей жидкости говорит о том, что нарушилась целостность корпуса. Эксплуатировать машину не стоит, но некоторое время еще можно.

Но отсутствие коррозии и масла при визуальном осмотре не гарантируют, что с амортизатором все хорошо. Еще есть вероятность износа внутренних компонентов конструкции.

Раскачка

Еще один метод, позволяющий диагностировать неисправность амортизатора. Часто фигурирует на различных тематических видео. Достаточно простой в применении и одновременно с этим информативный.

Для проверки нужно встать около передней или задней части машины, смотря какие элементы проверяете, приложить две руки к капоту или багажнику, и начать активно раскачивать вверх и вниз, прижимая руки к кузову. Лучше это делать около колеса. Когда раскачка закончится, при исправном амортизаторе машина должна без дополнительных колебаний вернуться в свое исходное положение. Если вы отпустили машину, но ее продолжает качать, это плохой сигнал.

Функционирующий амортизатор позволяет колебаниям затухнуть уже после 1 или 2 качка без вашего участия. Если кузов резко выстрелил вверх, это указывает на неисправность стойки. А когда раскачать машину вообще не получается, тут уже проблема в заклинившем штоке.

Метод не всегда эффективный, поскольку некоторые автомобили физически раскачать сложно. Плюс такая методика диагностирует проблемы лишь при действительно изношенных амортизаторах.

Поведение машины

Следующий вариант проверки, как по мне, самый лучший. Хотя признаки будут все равно косвенными. Заметив хотя бы один из симптомов, перечисленных ниже, это повод обратиться в автосервис для диагностики.

  • При выезде на дорогу автомобиль начинает активно прыгать по неровностям, чего раньше не наблюдалось. Поведение уже не такое мягкое;
  • Еще машина может сильно раскачиваться в разные стороны. При наезде на кочку колебания долго не прекращаются. Особенно ощутимо пассажирам задних кресел;
  • Изменилась реакция машина на рулевое управление. Оно не такое четкое и чувствительное;
  • Появился звук неисправного элемента подвески в виде дребезжания или стуков. Особенно при выезде на неровные участки.

Только не подумайте, что проверку нужно проводить на большой скорости или при заносах. Достаточно средней скорости и обычной ровной дороги, на которой следует выполнить несколько маневров типа змейки. Попробуйте разогнаться и остановиться.

Любой из представленных признаков указывает на то, что в подвеске есть проблемы. Это не обязательно именно амортизатор. Но это очевидный повод заняться более тщательной проверкой. И лучше сделать диагностику в хорошем сервисном центре.

Алгоритм проверки своими силами

При эксплуатации авто в некоторых случаях у владельца возникают сомнения в исправности передних или задних амортизаторов. Несмотря на различие их видов, способы проверки являются идентичными. Для диагностики масляного, газового или газо-масляного элемента не требуется демонтаж.

Осмотр

Для визуальной проверки понадобится смотровая яма, подъемник или эстакада. Кроме того, пригодится фонарь или переносная лампа.

В ходе внимательного обследования следует обращать особое внимание на следующие признаки:

  • следы ржавчины на корпусе;
  • видимые процессы коррозии на открытых участках штока, которые могут свидетельствовать о критическом износе сальника;
  • масляные пятна на корпусе.

При обнаружении на корпусе следов масла рекомендуется удалить их с помощью чистой тряпки. Через несколько дней повторно осмотреть данные участки. Если ситуация повторится, то стойки нужно менять. С другой стороны, отсутствие следов ржавчины или масла на корпусе или штоке амортизатора не гарантируют его исправность. Поэтому целесообразно использовать дополнительные методы.

Раскачка

Такой вариант проверки отличается простотой. В то же время он дает достаточно информации о техническом состоянии стоек. Для проверки нужно надавить на крыло в области колеса спереди или сзади машины для ее раскачивания вверх и вниз. В норме кузов возвращается в исходное положение максимально плавно. При исправном амортизаторе происходит всего лишь 1-2 качания, поскольку устройство без проблем «гасит» колебания.

Такая диагностика показывает уже сильно изношенные стойки, поэтому небольшие проблемы не всегда удается выявить.

Нагрев

Этот метод заключается в проверке степени нагрева амортизаторов. Здесь главным требованием можно считать необходимость быстрых действий автомобилиста, который не должен допускать естественного охлаждения стойки.

Сама процедура заключается в том, чтобы проверить каждый амортизатор руками после езды. Исправная стойка должна нагреваться. Если этого не происходит, то вполне обоснованно можно подозревать выход из строя устройства.

В движении

Здесь выявить источник проблемы можно по косвенным признакам при езде, поэтому важно не снижать концентрацию внимания. Ориентироваться нужно на следующие симптомы:

Ориентироваться нужно на следующие симптомы:

  • заметное ухудшение управляемости автомобиля, снижение чувствительности руля;
  • непривычное прыгание по ямам, кочкам при выезде на дорогу;
  • раскачивание в разные стороны кузова авто при езде по неровной поверхности;
  • дребезжание, стук элементов подвески во время движения.

Для диагностики нужно разогнаться, а затем резко затормозить. Кроме того, делать проверку можно при движении по ровной дороге со средней скоростью. Таким образом, описанные выше простые действия помогут на первых этапах выявить поломки стоек.

Как проверить стойки амортизаторов?

Многие неопытные автомобилисты, не знают то, как проверить стойки на наличие неисправностей. Существует несколько способов, как проверить амортизаторы:

Внешний осмотр

Операцию можно выполнить без снятия колес

Важно учитывать, что передние и задние стойки находятся рядом с пружинами. В некоторых случаях, они идут в комплекте с ними

На колбах не должно быть ни маслянистых подтеков, ни их следов. Эти признаки свидетельствуют о том, что стойка пробита. Также нужно осмотреть штоки. Эту операцию выполняют при загоне авто на подъемник. Деталь не должна иметь следов коррозии и повреждений. Недостатком метода является то, что результаты проверки не смогут предоставить объективной информации по состоянию элементов подвески. Все дело в том, что стойки могут иметь внутренние дефекты, которые при визуальном осмотре нельзя увидеть, и как следствие, диагностика будет неполной. Важно! Если крышка изношена неравномерно, это свидетельствует о неисправности стоек.

Проверка демпирующих свойств

Для ее осуществления, потребуется раскачать автомобиль

Важно, не допускается более 1-2 нажатий на крыло машины. Метод позволяет выявить окончательно вышедший из строя элемент подвески

Важно то, что такая проверка не позволит оценить работоспособность компонентов, если заклинил шток. Тогда, как правило, раскачка не увенчается успехом.

Диагностика во время езды на авто

Постоянные заносы, острая реакция даже на малейшие ухабы или кочки, увеличение тормозного пути – как правило, все это свидетельствует о проблемах с подвеской, в том числе и с амортизаторными стойками. Эти проблемы ставят безопасность движения под угрозу, такой подвеской пользоваться нельзя.

Диагностика путем снятия деталей

Демонтированный элемент подвески устанавливается вертикально, относительно земли. Далее потребуется взяться за верхний шток, и вытянуть его, после, продавить вниз. Рабочий компонент будет иметь сильное сопротивление. Если шток двигается свободно, значит, закончилась рабочая жидкость, или в механизм попал воздух. Такая проверка дает понять, что следует приобрести новый комплект стоек.

Диагностика на вибрационном стенде

Один из самых надежных способов выявления выхода подвески из строя. Суть заключается в том, что устройство имитирует движение авто на дороге, тем самым проверяя стойки и прочие механизмы транспортного средства.

Перед проведением диагностических работ, следует помыть машину, и выполнить ряд подготовительных мероприятий. Транспортное средство нужно отогнать на эстакаду, смотровую яму, либо воспользоваться домкратом. Колеса и арки тщательно вымыть от грязи, а также с помощью металлической щетки очистить эти компоненты от коррозии. Кроме того, диагностику выполняют в хорошо освещенном, просторном помещении или на улице, при условии, если погода позволяет с комфортом выполнить работу.

Основные причины износа

Есть несколько причин, по которым начинается износ амортизаторов. И чаще всего это случается неожиданно. Выход из строя деталей связан с нарушением функционирования других запчастей:

сальника;

клапанов;

пыльника.

Если повреждаются сальник и клапанная система, то вскоре возникнут проблемы и с амортизаторами. Но есть и другие причины их поломки. К таким относятся образование коррозии, деформация подвески, скопление большого количества пыли и грязи, царапины и пробоины, любое нарушение герметичности.

Влияет на износ передних амортизаторов состояние дороги. Ямы, выбоины, крутые склоны, насыпи на бездорожье повреждают подвеску. Детали могут реагировать на температурные условия, атмосферное давление, осадки. Амортизаторы соединены с кузовом автомобиля с помощью верхних опор. Поэтому на них и приходится основная нагрузка.

Кроме передних происходит и износ задних амортизаторов, тому есть свои причины:

повреждение креплений;

деформация подшипников;

разрушение резиновых элементов.

Из-за этого амортизаторы становятся менее упругими, преждевременно «стареют». Дополнительно на них воздействуют неровности дорожного полотна, вибрации. Вместе с амортизаторами изнашиваются и другие детали подвески, которые не предназначены для подобных испытаний. В результате автомобиль приходит в такое состояние, когда ему требуется серьезный ремонт.