Зачем менять тормозные диски
Тормозные диски могут быть заменены по разным причинам. Во-первых, замена обязательна, если оригинальные роторы изношены. Почти каждый ротор имеет минимальную толщину или характеристики отбрасывания, отлитые или штампованные где-то в центральной секции ротора. При замене тормозных колодок роторы всегда должны измеряться микрометром для определения их толщины. Если роторы изношены слишком сильно и имеют минимальную толщину или меньше ее (или их нельзя выровнять без превышения предела), необходимо заменить диск (рекомендуется — сразу все).
Замер толщины тормозного диска (ротора)
Изношенные роторы опасны по двум причинам: тонкие роторы не могут поглощать и рассеивать тепло так же, как новые роторы, что увеличивает риск того, что колодки станут слишком горячими и выцветут при длительном или сильном торможении. Кроме того, тонкие роторы с большей вероятностью трескаются и ломаются, что может привести к поломке тормоза.
Другое условие, которое обычно требует замены данной детали — это когда роторы «деформированы» и вызывают вибрацию или пульсацию при использовании тормозов — так называемое, биение тормозного диска. Когда толщина диска составляет более пары сотых сантиметра, он толкает колодки при торможении. Сила передается обратно через поршни суппорта, тормозные магистрали и главный цилиндр вплоть до педали тормоза, создавая вибрацию или пульсацию, которую может почувствовать водитель. Чем больше изменение толщины ротора, тем сильнее вибрация или пульсация. Это действительно раздражающее состояние, хотя и не обязательно небезопасное. Владелец транспортного средства может принять эти вибрации за проблему с антиблокировочной системой.
Неравномерно стесанные следы на тормозном диске от его биения — причина замены диска на новый
Неравномерные износ и толщина могут быть вызваны сильным перегревом ротора (тормозная колодка или заклинивший суппорт), его искажением, вызванным неравномерным крутящим моментом или чрезмерным затягиванием гаек рычага, или даже металлургическими дефектами в самой отливке ротора. Высокие пятна на роторе часто обесцвечиваются с темным голубоватым оттенком. Повторная шлифовка ротора может восстановить плоские параллельные поверхности, но часто твердые места, вызванные перегревом или неравномерным износом, распространяются на металлическую поверхность. Со временем это снова приведет к неравномерному износу и возврату пульсации или вибрации педали. Замена роторов новыми исключает любые подобные проблемы.
Причины неравномерного износа тормозных дисков
Иногда при замене тормозных дисков можно увидеть, что старые имеют неравномерный износ. Перед тем, как устанавливать новые диски, необходимо разобраться с причинами, почему же тормозной диск стирается неравномерно, и соответственно, устранить их. Равномерность износа диска сильно влияет на эффективность торможения! Так, неравномерная выработка тормозного диска может быть вызвана следующими факторами:
- Дефект материала. В редких случаях, особенно это касается дешевых тормозных дисков, они могут быть изготовлены из некачественного материала либо без соблюдения соответствующей технологии изготовления.
- Неправильная установка тормозных дисков. Чаще всего это банальный перекос. В результате этого будет иметь место конический износ диска, а также неравномерный износ тормозных колодок. На начальном этапе диск можно проточить, однако все же лучше такой диск заменить на новый.
- Неправильная установка тормозных колодок. Если какая-либо из колодок была установлена криво, то соответственно, и износ будет неравномерный. Причем неравномерно изнашиваться будет как диск, так и сама тормозная колодка. Такая причина характерна именно для уже поношенных тормозных дисков, поскольку колодки изнашиваются гораздо быстрее, чем диск.
- Попадание грязи в суппорт. При повреждениях защитных пыльников тормозного суппорта попадает мелкий мусор и вода на движущиеся части. Соответственно если возникают трудности движении (неравномерный ход, закисание) в рабочего цилиндра и направляющих, то нарушается равномерность усилия колодки по площади диска.
- Кривая направляющая. Она может быть неровной по причине неправильной установки тормозных колодок либо механического повреждения. Например, в результате ремонта тормозной системы либо аварии.
- Коррозия. В некоторых случаях, например, после длительного простоя автомобиля в атмосферных условиях с повышенной влажностью диск может покрыться коррозией. Из-за нее диск при дальнейшей эксплуатации может изнашиваться неравномерно.
Обратите внимание, что протачивать тормозной диск, на котором имеется неравномерный износ, допускается, но не рекомендуется. Это зависит от его состояния, степени износа, а также рентабельности процедуры
О том, что диск имеет искривление подскажет стук, возникающий во время торможения. Поэтому прежде чем стачивать борозды с поверхности диска обязательно необходимо измерять его биение и износ. Допустимое значение искривления диска составляет 0,05 мм, а биение возникает уже при искривлении 0,025 мм. Станки позволяют проточить диск с допуском 0,005 мм (5 микрон)!
Заключение
Износ тормозных дисков нужно проверять примерно через каждые 50…60 тысяч километров пробега, либо при возникновении проблем в работе системы торможения автомобиля. Для проверки значения величины износа нужно демонтировать диск и воспользоваться штангенциркулем либо микрометром. Для большинства современных легковых автомобилей допустимый износ диска составляет 1,5…2 мм на каждой плоскости или около 3…4 мм по всей толщине диска. При этом нужно всегда оценивать износ внутренней и внешней плоскостей дисков. Внутренняя сторона диска всегда имеет чуть больший износ (на 0,5 мм).
Выбираем качество!
Примером ответственного подхода к производству автозапчастей стал бренд AKNUK от компании Mannkando. Надежность этой продукции подтверждена сертификатами соответствия международным стандартам E-mark ECE R-90, IATF-16949.
Тормозные колодки и диски AKNUK отличаются высокими характеристиками торможения, комфортом и надежностью. Разработка оборудования производится специалистами компании совместно с ведущими мировыми НИИ. Залогом эффективности продукции бренда является внедрение в производственный процесс передовых технологий, использование инновационных материалов и систематический контроль качества. Ассортимент бренда насчитывает свыше 2000 наименований.
AKNUK – безопасное торможение для любых легковых автомобилей!
Также на эту тему вы можете почитать:
Какой ремень ГРМ выбрать?
Почему стоит менять масло и масляный фильтр одновременно: краткий обзор важной темы
Как отрегулировать сцепление автомобиля: практические советы для начинающего автомобилиста и не толь…
Дмитрий Серегин 29 марта, 2021
Опубликовано в: Техническое обслуживание
Важные нюансы замены тормозов, которые надо знать
Если проводить работу самостоятельно, следует разобраться во всех аспектах, чтобы не допустить ошибок. Не стоит экономить на надежности запасных частей, от этого зависит не только срок их службы, но и безопасность движения, дешевые работают хуже и могут привести к порче других деталей системы. Учитывать следующее:
- Передние колодки и тормозные диски следует менять намного чаще, чем задние. На них приходится основная нагрузка. В среднем, ресурс меньше в 2 раза.
- Все данные по дискам нанесены на торцевую часть. По маркировке можно определить, какая допустимая минимальная толщина должна быть. Если она меньше, восстановить их нормальную работоспособность нельзя.
- Менять диски попарно, даже когда один из них в хорошем состоянии. Это связано с тем, то из-за неравномерной толщины и степени износа тормозная система будет работать не так, как должна. При покупке деталей, бывших в употреблении, стоит брать только те, что стояли на одной машине.
- Протачивать только изделия из чугуна, если толщина больше минимально допустимого значения. Делать это можно как на цельных, так и на вентилируемых деталях, а составные варианты такой обработке не подлежат. Не получится восстановить диски из металлокерамики и углеродного волокна. Проводить эту работу только на станке, делать в гараже нельзя. Обычно запаса толщины хватает только на одну проточку.
- Прокачивать тормоза, даже когда система не вскрывалась. Новые детали по параметрам отличаются от старых, поэтому лучше перестраховаться и исключить любые проблемы.
- Менять тормозную жидкость через каждые 60 000 пробега или раз в 2 года, если машина за этот период проехала меньше. Состав теряет свойства, загрязняется и напитывается водой, что недопустимо.
- Кроме дисков и колодок необходимо время от времени менять и другие части системы – тормозные цилиндры, пружины, скобы и другие части суппорта. Делается это по мере износа. Когда резиновый пыльник на цилиндрике поврежден, или стальная поверхность изъедена коррозией, следует немедленно провести замену.
- После работы убедиться в том, что нет протечек на соединениях. Осмотреть узлы из ямы, так намного проще обнаружить проблемы.
- Проверять состояние тормозных шлангов. Если они потрескались или вздулись, немедленно заменить.
Совет! Желательно использовать диски и колодки одного производителя.
Чтобы тормоза работали дольше, не стоит резко тормозить или держать педаль не отпуская, из-за перегрева металл деформируется. Очень часто диски ведет, если въехать в лужу, когда они сильно нагреты. Перепад температур может испортить их за один раз, особенно когда запчасть низкого качества.
Когда нужна замена
Диски нужно менять через 40-100 тысяч пробега, все зависит от модели машины, особенностей ее эксплуатации и качества установленных запчастей. Сроки могут быть и больше, если состояние элементов хорошее и износ не превышает допустимые значения. Колодки меняют намного чаще, средний период на машинах с автоматической коробкой передач составляет от 25 до 30 тысяч километров, с механической – от 30 до 50 тысяч. Основные признаки износа:
- Тормозной путь стал заметно больше.
- Уровень тормозной жидкости уменьшился и стоит на месте. Если постоянно уменьшается, значит, есть протечка и ремонт надо делать срочно.
- Педаль тормоза проваливается или ее ход стал намного больше.
- Писк дисков при торможении или любые другие посторонние звуки.
- Металлический скрежет во время движения, возникает из-за сильного износа колодок. Это приводит к порче дисков.
- Биение при резком торможении. При сильной деформации оно возникает постоянно.
- Машину уводит в сторону при нажатии на педаль.
- Повреждения или деформации, выявленные при осмотре после снятия колеса.
К сведению! На многих моделях установлены датчики износа колодок. Когда их толщина меньше допустимого значения, на панели загорается лампочка. Есть более простой вариант – внутри колодки ставят пружину, после истирания накладки она трется о диск и раздается характерный писк.
Любые нарушения работы тормозной системы требуют немедленного вмешательства. Проще всего заехать на диагностику, но можно проверить и самостоятельно, снимая поочередно колеса и осматривая диски и колодки, Не забывать о том, что причиной проблем может быть главный тормозной цилиндр или другие элементы, входящие в конструкцию.
Что представляет собой колодка?
Если кому-то не приходилось видеть воочию эту деталь, кратко расскажем о ней. Она представляет собой пластину определённой формы из стали. К ней особым способом крепятся материалы с повышенным коэффициентом трения. От их свойств и качества полностью зависит эффективность колодки. К ним предъявляются особые требования, так как работать им приходится в особых условиях.
При торможении в рабочей зоне происходит нагрев до высоких температур, колодкам приходится иметь дело с водой, химическими реагентами, которыми обрабатывается дорожное полотно и другими негативными факторами. В тоже время, они не должны быть источником преждевременного износа дисков. Их конструкция должна обеспечивать беспрепятственный отвод из рабочей зоны продуктов износа и дыма.
Чтобы продлить срок их эксплуатации и отодвинуть время их замены, соблюдайте совсем несложные правила эксплуатации автомобиля и его вождения:
- Избегайте спортивного или агрессивного стиля вождения машины;
- Не допускайте сильного перегруза автомобиля;
- Следите за техническим состоянием подвески, рулевого управления и шин.
Колодки и диски относятся к той категории, которая подвержена быстрому износу. Но экономить на этом не следует, так как от этого во многом зависит безопасность дорожного движения. Специфика работы тормозов такова, что передние срабатывают раньше, поэтому и замена их производится примерно в три раза чаще задних.
Замена детали в автосервисе
Тормозные диски не относят к категории ремонтопригодных устройств. Исключением считается только неравномерный износ, при котором проводится проточка деталей. Учитывая всю серьезность роли тормозных механизмов в безопасности движения авто, разумнее не экономить на замене расходников и доверять эту процедуру профессионалам. Нарушения правил установки нередко становятся причиной неправильной работы колес, недостаточно эффективного торможения, а иногда и разрывов самого диска.
На каком бы из элементов не были выявлены недопустимые дефекты, с целью равномерной остановки хода колес диски на одной оси меняются попарно. Стоимость услуги в автосервисе зависит от конструктивных особенностей авто.
Когда нужна замена
Диски нужно менять через 40-100 тысяч пробега, все зависит от модели машины, особенностей ее эксплуатации и качества установленных запчастей. Сроки могут быть и больше, если состояние элементов хорошее и износ не превышает допустимые значения. Колодки меняют намного чаще, средний период на машинах с автоматической коробкой передач составляет от 25 до 30 тысяч километров, с механической – от 30 до 50 тысяч. Основные признаки износа:
- Тормозной путь стал заметно больше.
- Уровень тормозной жидкости уменьшился и стоит на месте. Если постоянно уменьшается, значит, есть протечка и ремонт надо делать срочно.
- Педаль тормоза проваливается или ее ход стал намного больше.
- Писк дисков при торможении или любые другие посторонние звуки.
- Металлический скрежет во время движения, возникает из-за сильного износа колодок. Это приводит к порче дисков.
- Биение при резком торможении. При сильной деформации оно возникает постоянно.
- Машину уводит в сторону при нажатии на педаль.
- Повреждения или деформации, выявленные при осмотре после снятия колеса.
К сведению! На многих моделях установлены датчики износа колодок. Когда их толщина меньше допустимого значения, на панели загорается лампочка. Есть более простой вариант – внутри колодки ставят пружину, после истирания накладки она трется о диск и раздается характерный писк.
Любые нарушения работы тормозной системы требуют немедленного вмешательства. Проще всего заехать на диагностику, но можно проверить и самостоятельно, снимая поочередно колеса и осматривая диски и колодки, Не забывать о том, что причиной проблем может быть главный тормозной цилиндр или другие элементы, входящие в конструкцию.
https://youtube.com/watch?v=xNW-hitcQDY
Менять диск или решить проблему иначе
После того, как был поставлен «диагноз», следует решить очередную дилемму – попытаться восстановить изделие или снять старое и поставить новое? Не забывайте, что шлифовка изделия возможно лишь в том случае, если сохранилась определенная остаточная толщина рабочей кромки (не менее 22 мм). Возможность подточки особенно актуальна для вентилируемых изделий. Следует заметить, что большинство мастеров все же рекомендуют снять старую конструкцию и полностью заменить на новую, а не пытаться восстановить поврежденную.
Конечно, в том случае, если нет финансовой возможности снять старый и произвести замену диска на новый, при условии, что у старого еще сохранился некий запас толщины, можно попытаться его восстановить. С небольшими царапинами/сколами и другими мелкими изъянами легко можно справиться путем обточки изделия на спецоборудовании.
Теоретически выполнить проточку можно даже напильником, но данный способ не надежен и не рекомендуется к применению. В целом манипуляция представляет собой удаление тонкого слоя покрытия с каждой стороны изделия, путем чего создается идеально гладкая поверхность. Но не забывайте, что чем больше слоев необходимо снять в процессе шлифовки, тем сильнее сократиться оставшийся срок эксплуатации восстановленной детали. Обычно удаляют 2 поверхностных слоя, но в редких случаях бывает необходимо снять и 3.
Не рекомендуется покупать и использовать б/у или восстановленные тормозные диски, так как в данном случае узнать, где и как они использовались ,не представляется возможным. Однако используя вышеуказанные методы проверки уровня амортизации этой детали, можно вычислить ее износ и понять – допустима ли ее дальнейшая эксплуатация или нет.
Рекомендуем
«Горит лампочка ручника: как решить проблему» Подробнее Перед проведением манипуляций по восстановлению детали следует найти и устранить причину, которая повлекла за собой деформацию/повреждение механизма. Если этого не сделать, то смысла в «спасении» детали нет – она снова может быть повреждена аналогичным образом. Самая распространенная причина неравномерного износа данного изделия – неправильно установленные или просто некачественные тормозные колодки.
Проточка тормозных дисков.
Хочется предостеречь автомобилистов от такого занятия, как проточка тормозных дисков, не важно передних или задних. Не смотрите на толщину всего диска, тормозной диск — это не кусок металла округлой формы которую вы видите
Передний тормозной диск еще и снабжен системой самоохлаждения, он кажется «толстым» но рабочая толщина диска всего несколько миллиметров от 3 мм до 6мм в зависимости от модели вашего автомобиля и типа используемого на нем тормозного диска.
Проточка тормозного диска может «съесть» от 1мм до 2мм прибавьте к этим значениям уже полученный естественный износ и приплюсуйте уровень повреждения или искривления диска, ведь не зря же вы его решили проточить, исправный тормозной диск не нуждается в проточке! Занимаясь проточкой тормозных дисков, вы получаете весьма спорную услугу за приличные деньги.
Проточка одного диска с демонтажем обходится от 700 рублей до 1500 рублей, без демонтажа порядка 500 — 600 рублей. Средний срок службы тормозного диска по пробегу, прошедшему процедуру «проточки», обычно не превышает 5000 километров, причем сила торможения теряется с сотнями пройденных метров. Обычно о необходимости, уже замены диска, вам подаст рулевое колесо, когда начнет судорожно дергаться (воблить) даже при среднем по степени торможению.
Посмотрите на стоимость новых тормозных дисков на ваш автомобиль, чаще всего качественные неоригинальные тормозные диски обойдутся от 2500 рублей до 5000 рублей, в зависимости от модели и производителя.
Замена тормозных дисков (задних, передних): видео, инструкция
Тормозная система одна из важнейших в автомобиле для безопасности. Так как дисковые тормоза работают за счет трения колодок о диски, эти детали довольно быстро изнашиваются даже при неагрессивном стиле вождения. Поэтому каждому автомобилю, наряду с заменой колодок, нужна замена тормозных дисков. Разумеется, замена тормозных дисков нужна, конечно, не так часто как замена колодок. О том, что пора менять тормозные колодки чаще всего подсказывает писк металлических индикаторов, задевающих тормозные диски. Подобных индикаторов износа дисков нет, поэтому каждому водителю для безопасности хорошо бы знать, когда нужно менять тормозные диски.
Есть несколько случаев, когда нужно менять тормозные диски:
- Достижение предельно допустимого износа. Определяется измерением толщины в самом тонком месте. Толщина дисков у разных автомобилей различна, поэтому предельно допустимое значение параметра нужно узнавать у производителя авто. Многие производители рекомендуют делать их замену при 10% износе толщины. То есть если высота борта по периметру составляет около 5% от расстояния между вершинами бортов на наружной и внутренней стороне, то это должно как минимум заставить вас узнать рекомендации изготовителя вашего авто по этому вопросу.
- Наличие трещин. Если в перегородках между каналами для охлаждения есть трещины, то при несильном ударе металлическим предметом будет слышен характерный дребезг. Чтобы звук не глушился деталь нужно на чем-нибудь подвесить.
- Осевое биение более 0,3 мм. Этот параметр обычно проверяется при помощи индикаторной головки микрометра на магнитной стойке, не снимая диска со ступицы. Если после его замены биение остается в тех же пределах, то виновата, скорее всего, гнутая ступица.
- Биение педали при торможении. Педаль при торможении бьет по ступне чаще всего из-за большого искривления тормозного диска. Обнаружить его обычно можно безо всяких измерительных приборов путем внешнего осмотра детали, предварительно сняв колесо. Если задние тормоза вашего авто барабанного типа, то биения могут возникать и из-за неравномерной выработки в барабане или дефекта колодок. Поэтому не исключайте эти детали из числа нуждающихся в проверке.
Теперь вы знаете, когда менять тормозные диски. Менять их можно только парой на одной оси. Поменяв пару, не оставляйте старые тормозные колодки. Замена только одного диска приведет к разным тормозным усилиям слева и справа. От этого иногда при торможении возможен даже разворот автомобиля и, как следствие, аварийная ситуация. Старые колодки скопируют неравномерность своего износа на новый диск, что тоже нехорошо.
Последовательность операций для замены
- Приоткрутите крепление колеса.
- Поднимете машину домкратом и подставьте под нее подставку.
- Открутите и снимете колесо. На всякий случай положите его под подвеску.
- Подходящим рычагом разведите тормозные колодки. Иначе при значительном износе диска с него из-за борта не снимется суппорт. На некоторых моделях очень удобно разводить колодки, вставив между ними клюв молотка и поворачивая его за рукоять.
- Выверните из ступицы направляющие штифты или винты крепления (в зависимости, оттого что есть в конструкции). Для облегчения операции попросите кого-нибудь нажать на тормоз.
- Отверните болты крепления суппорта и снимите его. Подвесьте его, привязав, например, к пружине подвески.
- Снимите диск, пользуясь универсальным съемником с несколькими лапами.
- Если съемника нет, а восстанавливать снимаемую деталь вы не планируете, воспользуйтесь молотком. Не бейте слишком сильно, так как удары через ступицу передаются на подшипник и могут привести его в негодность. Бить нужно ближе к центру, и чаще поворачивать ступицу на несколько десятков градусов.
- После снятия проблемной детали обязательно очистите металлической щеткой ступицу, особенно ее фланец.
- После этого проверьте торцевое биение фланца ступицы. Если оно больше 0,1 мм, то ступица с подшипником требует замены.
- После установки нового диска проверьте его осевое биение. Если оно находится в допустимых пределах, значит ваша ступица и запчасть, поставленная на замену, в порядке. Можно продолжать сборку. Чтобы при следующей разборке узла было меньше трудностей, смазывайте резьбу крепежа медной пастой.
- После сборки не забудьте нажать несколько раз на педаль тормоза, чтобы разведенные колодки заняли свое рабочее положение. Иначе первое нажатие на педаль не приведет к торможению.
Последствия биения диска
Чрезмерное осевое биение этой детали уменьшает эффективность торможения и приводит к преждевременному выходу из строя подшипника ступицы. А также негативно воздействует на рабочие тормозные цилиндры.
Передние ТК
Принимаясь за замену передних ТК, запомните, что они меняются только попарно. Покупайте новые колодки, а не отработавшие еще свой срок старые только потому, что они дешевле. Не экономьте на собственной безопасности.
- Подставьте под задние колеса противокаты. Машина должна быть неподвижной. При наличии работающего ручного тормоза включите его.
- Отключите минусовую клемму с аккумулятор, обесточив свой ВАЗ 2109.
- Проверьте, какой текущий уровень ТЖ в расширительном бачке. Если жидкость на отметке МАХ или возле нее, часть тормозухи следует слить. Иначе при сдавливании поршней ТЖ начнет выливаться наружу.
- Ослабьте натяжение колесных болтов, поднимите машину, после чего снимайте первое колесо, с которого будете начинать. Далее, следуя той же инструкции, поменяете ТК на втором колесе.
- Тщательно зачистите поверхность тормозного диска, суппорта от накопившейся грязи. Никаких минеральных растворителей. Только сухая очистка.
- Извлеките резиновый уплотнитель (он же держатель тормозного шланга) из кронштейна, расположенного на стойке.
- Отогните усики стопорной шайбы болта, отвечающего за фиксацию направляющего пальца.
- Открутите болты, уберите корпус.
- Вы освободили себе доступ к передним ТК, потому ничто не мешает вам их демонтировать.
- Если вам необходимо снять ТК, но менять их вы не собираетесь, обязательно нанесите метки на них. Если при сборке перепутать их местами, последствия могут оказаться не самые приятные.
- Замерьте толщину фрикционного слоя на ТК. Если он меньше 1,5 миллиметра, колодки обязательно идут под замену. Также замена требуется в том случае, если на поверхности колодок имеются хорошо заметные сколы, царапины, дефекты.
- Прежде чем устанавливать новые ТК, тщательно удалите всю грязь с тормозных механизма.
- Монтажной лопаткой и установленной в свое гнездо одной из старых ТК, вдавите в цилиндр поршень, тем самым полноценно подготовив площадку для обратной сборки с уже новой колодкой.
- Сборка выполняется в обратной демонтажу последовательности.
При выезде на дороги, вы несете ответственность не только за себя. Потому ваша машина всегда должна быть в исправном состоянии.
https://youtube.com/watch?v=1M8iKMFVM0
Если своевременно поменять тормозные колодки, вы гарантируете безопасность себе, своим пассажирам и остальным участникам дорожного движения.