Модели moscvich / москвич

Оглавление

«Москвич-444» – будущий «Запорожец»

Случались в истории московского завода и опытные модели, которые добрались до конвейера, но уже на другом предприятии. Так вышло с «Москвичем-444». Прототип «народного» заднемоторного автомобиля доводили до ума совместно с НАМИ, однако в Москве не нашлось свободных мощностей для серийного выпуска микролитражки. Пришлось переоборудовать для этих целей «Коммунар» в Запорожье, где в 1960 году собрали первый ЗАЗ-965, прозванный «Горбатым» за характерную форму крышки двигателя.

Масштабная модель от ICV показывает прототип «Москвича-444» образца 1957 года, который в 1958-м демонстрировали на ВДНХ. Мастерская сделала всего 250 таких моделей, причем мне достался экземпляр под номером 13. Вполне себе счастливая машина оказалась – украсила коллекцию.

«Боливар», который выдержал

Еще одна редчайшая конверсия, автор которой неизвестен (знаю только, что он из Пензы). Да и прообраз тоже уникален. Машину по прозвищу «Боливар» построили в начале восьмидесятых, когда Бюро исследования и доводки пассивной безопасности «Москвича» потребовался универсальный эвакуатор-техничка для перемещения разбитых в краш-тестах автомобилей.

Поэтому не просто так в кузове масштабной модели валяются запчасти от погибшей в испытаниях техники. Да и другие особенности «Боливара» выполнены точно – двускатные задние колеса, стрела крана, полуторная кабина с круглыми окнами-иллюминаторами. Удивительно, но оригинальная машина сохранилась до наших дней. Правда, в плачевном состоянии – гниет под открытым небом в собрании известного в узких кругах собирателя Михаила Красинца.

«Москвич-412», покоривший ралли века

В этом году исполнилось 50 лет удивительному по авантюрности мероприятию, которое теперь называют на иначе как царь-ралли или ралли века. Британская газета Daily Mirror приурочила к старту чемпионата мира по футболу гоночный марафон: 26 000 км от Лондона до Мехико – 25 стран, 39 дней, 400 часов борьбы. И почти серийные «Москвичи-412» навели шороху – взяли командную бронзу, заняли места со второе по четвертое в своем классе и показали самую высокую надежность среди марок.

В модельном мире тот громкий успех хорошо помнят. Раллийные «Москвичи-412» вышли даже в массовой журнальной серии «Автолегенды СССР», которую продают едва ли не в каждом книжном киоске. Но у меня на полке стоит особая копия «боевой» машины №84 (экипаж Лифшиц – Щавелев), с большой тщательностью выполненная питерской мастерской «Скейл» на основе обычной советской «коллекционки» из Саратова. Сколько таких еще сделано – неизвестно, но явно немного. Возможно, считанные единицы.

Чужая родня

Конечно, на рынке (при всей условности этого понятия при социализме) полноприводный универсал был бы востребован. И не только крестьянами и рабочими, но и прослойкой — интеллигенцией. По крайней мере, теми ее представителями, кто не чужд путешествий на природу. Но и седанов Москич‑410Н, и — тем более! — универсалов Москвич‑411 делали совсем немного. Их конвейерный век оказался очень коротким.

Основной причиной стал успешный (примерно 50% общего объема выпуска) экспорт Москвичей‑407. Ради поставок за границу на заводе, как могли, наращивали производство, при том что спрос на полноприводные машины подобного класса в Европе тогда практически отсутствовал. Хотя дороги были куда хуже, чем сейчас.

Дверь багажника открывается влево, чтобы человеку не пришлось стоять на проезжей части. Задний фонарь с оранжевой секцией указателя поворота — передовой для конца 1950‑х годов.
 

В подполье — ниша для запасного колеса.

Москвич‑411 выпускали всего три года, примерно по пятьсот машин ежегодно — крохи для огромной страны! Зато, в отличие от обычных универсалов, поступавших в основном в государственные учреждения, полноприводные 411‑е оказывались, как правило, в частных руках. Некоторые владельцы потом сетовали на не самую надежную трансмиссию, но отказываться от машин не торопились. Аналогов‑то не было.

Вот бы сравнить этот Москвич с современным кроссовером! Конечно, заранее известно, кто победит на шоссе, а кто проявит себя на бездорожье, особенно в густой и глубокой грязи. Туда, где проползет Москвич, на современном, обвешанном пластиком автомобиле с нежной трансмиссией даже соваться страшно.

Но — жалко его! Не современный кроссовер, а этот кропотливо — несмотря на острейший дефицит оригинальных запчастей — отреставрированный Москвич. Ведь такие машины сегодня наперечет. А эта к тому же поедет в музей. Так что наша короткая встреча — большое везение. Для меня, конечно. Москвич и без того уже много чего повидал.

Редкий вид

Прямых зарубежных аналогов у полноприводных Москвичей не было, а представленные здесь машины можно назвать аналогами с известной натяжкой.

Renault Colorale делали в 1952–1956 годах. Французская рамная машина крупнее Моск­вича (ее база 2660 мм против 2377 мм у 411‑го) и оснащена 58‑сильным 2-литровым мотором. Спрос на Colorale в Европе был невысок, машины отправляли, в основном, в Африку. Сделали около 43 тысяч экземпляров. Американский International Scout 80 1960 года крупнее (база 2540 мм) и мощнее советской машины. Мотор рабочим объемом 2,5 литра развивал 93 л.с. по стандарту SAE. Машина рамная. До 1965 года выпускали лишь пикапы с жесткой и мягкой крышами, потом — и трехдверный универсал. Citroen 2CV Sahara — в известной мере инженерный курьез. По габаритам автомобиль близок к Москвичу (база 2370 мм), но французская малолитражка имела два двухцилиндровых 12‑сильных мотора — один спереди, другой сзади. И у каждого своя четырехступенчатая коробка передач. Силовые агрегаты можно было использовать независимо друг от друга или вместе. В 1960–1967 годах покупателей нашли лишь 697 машин.  

Создание уникального Москвича

Над созданием “Истры” трудилось Управление конструкторских и экспериментальных работ. Руководителем группы был инженер Александр Куликов, а за кузовные работы брал ответственность Михаил Душутин. Основным свойством было не только высокая технологичность, но и экологическая чистота. Создатели стремились снизить расходы топлива, для того, чтобы не загрязнять атмосферу, минимизировать массу и оснастить каким-то необычным силовым агрегатом.

Инженеры-конструкторы внедрили новейшие технологии в эту модель. Отменный аэродинамический дизайн, автоматическая коробка передач, дюралевый кузов, дизельный мотор, две широкие двери, открывающиеся вверх, регулировка жесткости амортизаторов и высоты кузова, смотря на состояние дороги и скорости, ремни с пиротехническими преднатяжителями и надувные подушки для водительской безопасности, экран, на котором показывались повреждения автомобиля и методы их предотвращения, кроме того, в темное время суток на экран проецировались все предметы, животные, люди для избежания столкновения, также на лобовом стекле был голографический монитор, на который выводилась вся информация.  

Экстерьер

Конструкторский состав предприятия решил заменить металлическую облицовку радиатора на пластмассовую, выполненную в черном цвете. Небольшие перемены не могли обойти стороной передние крылья, изменив которые, удалось существенно поменять внешний вид седана.

Промежуток между данной подложкой и бампером, установленным сзади, функционально оправдал расположенный в левой части фонарь заднего хода. А с правой стороны – шильдик с указанием рабочего объема силового агрегата.

Москвич-2140 вид спереди

Было выпущено немалое количество моделей АЗЛК 2140 в кузове седан, однако, были и универсалы, которые некоторые считают аналогом ВАЗ-2102, так как подобные транспортные средства пришлись по нраву дачникам.

Если автомобиль сравнивать с 412-м, то машина Москвич 2140 приобрела наличие квадратных, модных по тем временам, фар вместе с пластиковой решеткой радиатора. Более того, некоторые 40-е имеют даже очиститель фар.

Именно Москвич-2140 стал первым массовым советским автомобилем, который в качестве отдельной опции мог оборудоваться очистителями на фарах. Задние крылья получили пластмассовую решетку, закрывающую вентиляционные отверстия.

Москвич-2140 вид сбоку

Передние имели шильдик Moskvitch-1500. Если говорить про дверные ручки, то их решили утопить. Они достаточно лаконичные и безопасные. Следует поблагодарить конструкторский состав, ведь данных небольших нововведений хватило, чтобы доработать внешний облик автомобиля до нужной степени и сделать его более соответствующим времени.

Упоминая о системе световой сигнализации, можно сказать, что она уже получила аварийную сигнализацию (причем стоит упомянуть, что применять систему аварийной сигнализации стали именно сначала на Москвичах, а на Жигулях).

Данные стоп-сигналы вместе с указателями поворотов в светлое время суток светили более ярко, а в темное время суток, чтобы не сильно ослеплять водителей сзади идущих автомобилей, тусклее. Сама «перестройка» на «ночной» режим осуществлялась в автоматическом порядке во время включения внешнего освещения.

Москвичи и Провинциалы – основные отличия между ними

Ощущение собственного превосходства. Это относится не только к коренным жителям столицы, но также и к тем, кто в свое время приехал сюда. Кстати, второй категории это касается даже в большей степени.

И не важно, что занимается новоявленный «москвич» посредственным делом. Итак, если речь идет о «москвичах», то будьте уверены, что они мнят себя особенными и это нужно принимать как данность, как то, что «дождь-мокрый»

Настороженность к приезжим. Это касается прежде всего «коренных» москвичей, впрочем, через 6-7 лет приезжие провинциалы забывают о том, что они тоже являются гостями столицы. Воспитанные люди явно не проявляют своей настороженности, однако, в разговорах с «себе подобными» не упустят возможности обсудить «этих наглых приезжих». Причем, основным «грехом» приезжего мужчины считается его повышенная трудоспособность, а женщины, особенно, привлекательной – подозрение в отсутствии моральных принципов.

Минимальное количество кредитов и займов. По статистике, столица не входит в число наиболее закредитованных российских регионов. Это связано с тем, что уровень и качество жизни здесь значительно выше, чем в глубинке, поэтому, и процент потребительских кредитов ниже.

Манера одеваться

В этом вопросе, если детально разобраться, имеются отличия, несмотря на то что возможность следить за модными тенденциями есть практически у каждого, благодаря «всемирной паутине».  Дело в том, что речь не идет о представлениях либо модных новинках, важно ощущение себя. К примеру, коренные москвички предпочитают удобную и практичную одежду, им ведь не надо убеждать себя в том, что они относятся к столичной публике

А для приезжих провинциалов приоритетным является показать себя и свои достоинства. Многие, таким образом мечтают «отхватить» столичного жениха.

Планирование. Для типичных москвичей характерно составлять планы (как краткосрочные, так и долгосрочные). К примеру, зимнюю одежду лучше покупать летом, билеты на летний отдых лучше приобретать зимой и т.д. Москвичи должны знать заранее, чем они будут заниматься в выходные и т.д

«Понаехавших» эта особенность раздражает до того момента, пока они на себе не ощутят, что таким образом жить в мегаполисе намного проще и, (что очень важно!) экономнее, ведь, действительно, билеты на самолет, приобретенные за полгода до вылета на отдых, обойдутся гораздо дешевле

Поведение. Большинство типичных москвичей, в общественном транспорте либо читает, либо погружается в свои «яблоки». Провинциалы, чаще всего, этого не делают, они могут заинтересованно рассматривать окружающих, а может быть искать среди них знакомые лица.

Наличие собственного автомобиля

Для жителей регионов очень важно, даже с небольшими зарплатами, приобретение авто, пусть даже «видавшего виды». Москвичи, зачастую, не видят в этом смысла, а ездят либо на метро, либо на такси

Основной причиной этому являются постоянные многочасовые пробки, а также, в основном, платные переполненные парковки либо их отсутствие.

Приезжим бывает сложно адаптироваться в столице, для этого нужно время и желание, чтобы приспособиться к новому укладу жизни.

«Москвич-408» из «Бриллиантовой руки»

«На полагающуюся мне по закону премию, я, по совету друзей, решил приобрести автомашину “Москвич”! Новая модель!» – реплика злодея-шефа из культовой советской комедии 1968 года «Бриллиантовая рука», как вскоре стало ясно по сюжету, относилась к пижонскому красному седану модели 408.

В наши дни компания IXO по заказу VVM ограниченным тиражом в 2520 штук выпустила масштабную копию автомобиля-киногероя. Модель любовно украсили характерными деталями: массивным багажником на крыше, наклейками-треугольниками с восклицательными знаками, даже госномера полностью совпадают. Комбинация 03-57 ШОЦ – вымышленная, однако поговаривают, будто бы в ней режиссер скрыл тайный смысл. Мол, именно 3 рубля 57 копеек стала стоить бутылка водки под занавес шестидесятых (и в общих чертах это правда).

«Москвич-400-420К» – развоз по спецзаказу

Известно, что на базе послевоенного «Москвича-400» (советского варианта «трофейного» Opel Kadett K38) создали обширное семейство серийных и опытных версий – от кабриолета до универсала с наполовину деревянным кузовом. Вот только подобных фургонов-«каблучков», как на фото, среди них не было, однако по улицам Москвы они точно ездили. Загадка?

Секрет в том, что МЗМА выпускал шасси 400-420К, которое отправляли на специализированные предприятия различных министерств и ведомств. И уже те своими силами мастерили на готовой агрегатной базе необходимый кузов. Например, развозной фургон для ГУМа родился в период между 1953 и 1954 годами именно таким способом. Построили машину либо в Горьком (ныне Нижний Новгород) на Заводе специальных автомобилей или же, по другим данным, в московских цехах Минпищепрома.

Масштабная модель приятного зеленого оттенка с винтажной графикой – огромная редкость. Компания ICV изготовила всего 200 таких миниатюрных фургонов.

Технические характеристики

Силовой агрегат

40-ая модель получила бензиновый 1,5-литровый четырехцилиндровый мотор М-412. Двигатель Москвич 2140 выдавал уже 75 лошадиных сил и позволял достичь скоростной отметки в 100 километров за 20 секунд.

При этом предельная скорость транспортного средства установлена на отметке 140 км/ч. Подобный силовой агрегат получил диаметр цилиндра в 82 миллиметра, а ход поршня в 70 миллиметров.

Такое существенное преимущество диаметра над ходом поршней, говорит про неплохую тягу мотора, однако, более умеренную оборотистость, особенно, если двигатель сравнивать с «Жигулевскими» моторами.

Двигатель Москвич-2140

Применяется 92-ой бензин. Изначально на Москвич-2140 устанавливали карбюратор ДААЗ 2101-412, однако в скором будущем, его решили заменить на карбюратор ДААЗ-2140. У Москвича-2140 система охлаждения не самая лучшая, поэтому мотор часто перегревался. Расход топлива Москвич 2140 составляет порядка 11-13 литров на каждые 100 километров.

Трансмиссия

С таким силовым агрегатом предусматривалось наличие четырехступенчатой механической КПП, где есть синхронизаторы на всех скоростях, помимо задней. Сцепление является пружинным, диафрагменного вида, где есть механический привод.

Подвеска

На передних колесах установили независимую пружинную подвеску, какая является бесшкворневой и имеет поперечные рычаги, стабилизатор поперечной устойчивости. На задних колесах подвеска Москвич 2140 получила прогрессивное действие. Она располагается на продольных полуэллиптических рессорах. Получается, что сзади установлена неразъемная балка моста.

Тормозная система

На Москвиче-2140 предусматривалась установка дисковых тормозных механизмов на передних колесах. Сзади же, стояли привычные, барабанные тормоза Москвич 2140. Имелось наличие гидравлического тормозного привода, где был вакуумный усилитель, какой являлся раздельным.

Тормозные устройства задних колес, получили механизмы для поддержания постоянного зазора промеж колодок и барабаном, в автоматическом порядке. Привод имеет монтирование регулятора давления.

Технические характеристики
Тип кузова Седан
Количество дверей 4
Количество мест 5
Размеры, масса, объем
Длина 4250 мм
Ширина 1550 мм
Высота 1480 мм
Колесная база 2400 мм
Колея колес, передних/задних 1270/1270 мм
Клиренс 173 мм
Снаряженная масса 1045 кг
Объем топливного бака 46 л
Двигатель
Расположение двигателя Спереди, продольно
Рабочий объем 1479 см3
Число цилиндров 4
Расположение цилиндров Рядный
Количество клапанов на цилиндр 2
Система питания Карбюратор
Мощность 75 при 5800 л.с. при об/мин.
Крутящий момент 108 при 3800 Н•м при об/мин.
Расход топлива
Средний расход топлива 10.2 л/100 км
Расход топлива в городе 10.3 л/100 км
Расход топлива на трассе 7.4 л/100 км
Тип и марка топлива Бензин АИ-92
Трансмиссия
Тип привода Задний
Тип коробки МКПП
Ходовая часть
Передняя подвеска Двойной поперечный рычаг
Задняя подвеска Неразъемная балка моста
Тормоза передние Дисковые
Тормоза задние Барабанные
Шины, стандартная комплектация 165/80R13
Динамические характеристики
Разгон с места до 100 км/ч 19.0 с
Максимальная скорость 142 км/ч

Банкротство

Изначально автомобили Москвич-2141 планировалось комплектовать бензиновыми двигателями «АЗЛК-21415» (2 л, восемь клапанов, 113 л. с.), «АЗЛК-21416» (ранние 1.8 л, 16 клапанный 125, последние версии 2 л, 16 клапанов, 140 л. с.), и турбодизелем «АЗЛК-21413». С целью производства собственных двигателей, в конце 1980-х годов на АЗЛК было начато строительство моторного завода (площадка МСП-3), и на его строительство был взят крупный кредит. К 1991 году моторный завод был готов на 90 %, однако СССР прекратил своё существование, а с ним остановилось и государственное финансирование.

Собственные двигатели завод производить так и не начал. Укомплектованные устаревшими двигателями «ВАЗ-2106» и «УЗАМ-3310» — «УЗАМ-3317», «Москвичи» смотрелись всё более бледно на фоне конкурентов, репутация автомобиля падала, финансовое состояние предприятия ухудшалось. В 1996 году завод остановился, встал вопрос о банкротстве. В 1997 году завод был взят Правительством Москвы в доверительное управление. Прежнее руководство завода во главе с директором Юрием Бородиным было отправлено в отставку, директором АЗЛК стал Рубен Асатрян. Для повышения технического уровня и потребительских качеств автомобилей «Москвич», было принято решение комплектовать их двигателями Renault. Однако после дефолта 1998 года и падения курса рубля закупать импортные двигатели стало невыгодно. Производственные трудности, ошибки менеджмента, падение спроса на фоне кризиса, общая хозяйственная неразбериха в стране и отсутствие зрелых финансовых механизмов привели к закономерному финалу — завод прекратил существование.

В декабре 2006 года состоялась продажа на аукционе территории и имущества завода. Кузнечно-прессовое оборудование было отправлено в Китай, Индию, Турцию, Иран. Новый владелец, финансовая группа «Метрополь», планировала на «старой территории» (бывший завод МЗМА) построить офисные и жилые здания, а часть «новой территории» (бывший завод АЗЛК) продать под расширение сборочных мощностей ОАО «Автофармос». К 2007 году ОАО «Москвич» полностью прекратило существование.

В сентябре 2010 года ОАО «Москвич» после продажи имущества было официально ликвидировано. Владельцем товарных знаков завода с эмблемой «Москвич» с 2009 года является немецкая фирма Volkswagen AG, однако выпуск самих машин под этой торговой маркой «VAG» возобновлять не стала и перевела автомобильный бренд «Москвич» в разряд «спящих». В 2011 году «VAG» продлил права на владение товарным знаком «Москвич» до 2021 года. Информация об этом вызвала недовольство среди некоторых поклонников марки.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Хорошим кузовом;
  • Невысокой ценовой политикой;
  • Приятной и стильной внешностью;
  • Усиленными силовыми агрегатами;
  • Приемлемой высотой дорожного просвета;
  • Установка передних дисковых тормозных механизмов;
  • Немаленький объем багажного отделения;
  • Удобные кресла с подголовниками;
  • Улучшенные динамические характеристики;
  • Большое количество модификаций, среди каких, есть и раллийные версии;
  • Не боится перегрузок, благодаря заднему мосту, располагающемуся на листовых рессорах;
  • Улучшенная приборная панель;
  • Неплохая обзорность;
  • Более приятный салон;
  • Некоторые модификации имели стеклоочистители для фар;
  • Устанавливают печку и функцию подогрева заднего стекла;
  • Травмобезопасная передняя панель;
  • Приятная отделка интерьера.

Минусы машины

  • Нет гидравлического усилителя рулевого колеса;
  • Немалый расход топлива;
  • Не сильно удобное багажное отделение;
  • По сравнению с «Жигулем», у Москвича тесноватый салон.

Технические характеристики и возможности уникального автомобиля

       Во время проектировки москвича также были привлечены немецкие специалисты, которые были известны своими уникальными моторами. Мотористов заинтересовал турбированный дизель с тремя цилиндрами . Его объем составлял 1.45 литров и 95 лошадиных сил. Например, для охлаждения не обязательно пришлось бы применять специальный антифриз, а можно было воспользоваться обычным нерафинированным растительным маслом.Также пошло на пользу сотрудничество не только с немцами, но и с отечественными производителями. Научные институты, исследовательсике объединения создали для автомобиля антипробуксовочную систему, кондиционер, активную и пассивную безопасность и др..

 В 1990 году на “Эко ралли” Москва-Рига, москвич “Истра” показал рекордный результат расхода топлива (машина израсходовала 2,6 литров горючего на 100 километров). Огромным плюсом считается то, что автомобиль мог работать  на разных видах питания. Можно было заправлять современную модель чем угодно: керосином, бензином, растительным маслом, соляркой. Масса авто составляла всего 700 килограммов, благодаря этому она могла разогнаться до 190 километров в час, разгоняясь за 12 секунд до 100 километров .

Если рассматривать дизайн москвича, то модель выглядит довольно просто, но красиво: легкий руль, регулируемая колонка, дверные ручки, которые были встроены в подлокотник.  

К сожалению, автомобиль будущего так и не вышел в производство,оставив после себя только одну модель. Даже несмотря на то, что план москвича “Истра “ был действителен до  1993 года ничего в проекте не менялось . Из-за тяжелой ситуации в стране все было приостановлено, а также смерть руководителя автомобильного завода Валентина Коломникова в 1992 году, которому была интересна эта разработка, повлияла на закрытие проекта. 

В настоящее время этот уникальный автомобиль можно увидеть в музее ретро-автомобилей в Москве.

История автомобиля

Когда шли 1960-е годы, дабы увеличить количество производимых легковых транспортных средств в Союзе Советских Социалистических Республик до отметки 700-800 тысяч автомобилей в год, Советом Министров было принято постановление, положениями которого кроме построения Волжского автомобильного завода и налаживания выпуска в Ижевске.

Было предусмотрено коренное изменение предприятия МЗМА, которое бы позволило повысить ежегодный выпуск Москвича в два-три раза. Во время перестроения, которое длилось с 1968 по 1971 год, возле уже существующего завода построили новое предприятие АЗЛК.

Москвич-2140

Но к моменту введения его в работу новую машину не смогли завершить, поэтому производственное оборудование решили закупать и настраивать под производство 412-х Москвичей.

Переоборудовать вновь построенное предприятие в скором будущем не позволили бы, посему работникам завода ничего не оставалось, как в следующий раз усовершенствовать внешний облик, салон и второстепенные элементы 412-го Москвича

Учитывая все это, важно было, чтобы любые перемены в машине не затрагивали расположение главных узлов и агрегатов, размерности дна, крыши и дверей

Фотография Москвич-2140

К завершению 1970-х годов конструкционная составляющая 412-го и 408-го Москвича, которые в то время находились на производственном конвейере, достаточно устарела. Данную проблему осознавал и инженерный состав предприятия.

Попытку разработать совершенно новый автомобиль, который был бы промежуточным по классу между Москвичом и Волгой, признали неудачной. Виной тому стало недостаточное финансирование и длинный перечень прочих проблем.

Экспортирование транспортных средств АЗЛК интенсивно пошло на спад. Понятно, что у Москвичей были еще достаточно современные силовые агрегаты и, частично, шасси, однако был и уже устаревающий кузов вместе с архаичным оборудованием интерьера.

Трехмиллионный Москвич-2140

За разработку усовершенствованного автомобиля, который имел условный индекс Москвич-412, лично отвечал вновь назначенный главный конструктор Автомобильного Завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), Игорь Константинович Чарноцкий. Работы по модернизации начались в 1975 году.

Первоначально проходило кузовное усовершенствование двух генераций – Москвича-1500 и Москвича-1360, которые явились логическим завершением выпуска широко распространенных и давно выпускающихся машин, типа 412-го и 408-го Москвича. Агрегаты и узлы на базовые автомобили, кроме двигателя и сцепления, монтировались аналогичные.

Дебютные варианты серийного Москвича-412 производились уже с 1976 года. Немного позже, приступили к разработке модификации «Люкс» (SL), которая была ориентирована на экспортный рынок.

Москвич-2140 «Люкс»

В целом, удалось оставить без изменений конструкционную составляющую 412-й модели, благодаря чему машина получила более современный и качественнее отделанный интерьер (особенно в комплектации SL), облагороженный внешний вид, который смотрелся во 2-й половине 1970-х годов довольно приемлемо, более совершенную и эффективную систему тормозов, где стояли дисковые механизмы на передних колесах

Но если не обращать внимание на косметические изменения, то машина сохраняла свой прежний кузов Москвич 2140, как был у предшествующей модели

«Москвич-403» по дороге в Монте-Карло

Набив шишки в домашних первенствах, советские гонщики начали потихоньку осваивать международное пространство. Ведь формула «сегодня побеждаешь – завтра продаешь» в середине 20 века действовала безотказно, а стране требовалась валюта.

Сборная СССР выезжала на ралли «1000 озер» в Финляндию, покоряла убойный греческий «Акрополис», а в 1964-м три «Волги» ГАЗ-21 и два «Москвича-403» отправились на культовое ралли Монте-Карло. В тот год до финиша добралась примерно половина из 342 (!) экипажей. И советские машины прошли дистанцию в полном составе. Вот только нахватали штрафных баллов, не попав в итоговый призовой зачет. Тем не менее, получили памятные медали, неоценимый опыт и совершили маленький спортивный подвиг.

Неудивительно, что компания VVM увековечила в масштабной копии одну из тех машин: на «Москвиче-403» под номером 21 выступал экипаж Сучков – Щавелев. Тираж модели лимитирован – сделано 1008 штук.

«Москвич-423»: шутинг-брейк по-советски

Вообще 423-й пошел в серию с привычным пятидверным кузовом, максимально унифицированным с базовым седаном 402. Но за год до этого, в 1956-м, на «Москвиче» задумывались о перспективах трехдверного исполнения. Сейчас бы такую машину назвали шутинг-брейком, однако 70 лет назад задача стояла сугубо бытовая – минимальными усилиями расширить гамму модификаций за счет универсала и фургона, которому боковые двери вроде как и ни к чему.

Испытания показали ошибочность расчетов, поэтому трехдверный опытный универсал так и остался в единственном экземпляре, который до наших дней не дожил. Пробел восполнила качественная масштабная модель, выполненная мастерской ICV, – хотя и миниатюрный «Москвич» в свободной продаже тоже больше не найти, тираж в 250 штук полностью раскуплен.

Технические характеристики

Под капотом Москвича-412, расположился новый двигатель УЗАМ. Его объем составлял 1,5 литра и развивал мощность 75 л.с. Двигатель, блок, клапанная крышка и картер выполнены из алюминия. Особенность силового агрегата состояла в том, что блок цилиндров был наклонен вправо по ходу движения.

Благодаря этому, инженеры добились более компактности мотора и снизили центр тяжести авто. Синхронизирован двигатель с четырех ступенчатой механической КПП. Спереди стоит независимая подвеска, а сзади зависимая – рессорная, позволяющая перевозить грузы. На передних и на задних колесах, установлены барабанные тормоза, оснащенные вакуумным усилителем.

Новенький силовой агрегат УЗАМ – 412 – был настоящим достоинством Москвича. В том, что многие детали были произведены из алюминия, были и свои минусы. Например, картер, который был выполнен из алюминия, стал очень уязвимым к пробитию, исходя из этого, установка защиты на 412-ый Москвич будет явно нелишней. В блок из алюминия были внедрены гильзы из чугуна, следовательно, этот мотор для кап-ремонта не требует растачивания, вполне хватит заменить гильзы.

Подобное нахождение клапанов дает возможность улучшить продувку всей камере сгорания. Применение похожей схемы можно увидеть и сегодня на двигателях американской сборки HEMI, которые устанавливаются на машины компании Chrysler.

Не будет лишним напомнить, что наилучшая машина в Европе 1967-го года – это FIAT 124, которая развивала мощность в 60 конские силы. Мотор БМВ 1500 достигал мощности – 75 лошадей, аналогичным был и мотор Москвич, однако крутящий момент у немца был все-таки выше – 118 против 108 Н/М.

Но ложка дегтя все же присутствует в моторе УЗАМ. Вследствие чересчур длинной фазы открытия клапанов, силовой агрегат склонен к детонации. Для примера, у ВАЗ 2101 фаза открытия составляет 232 градуса, а у Москвича – 282. Получается, что Жигули более приемист, нежели Московский автомобиль.

Исходя из паспортных данных, новенький Москвич 412 достигал первой сотни километров за 19 секунд, а его предельная скорость равнялась 142 км. Отличает Москвич от ВАЗ еще и установкой на передние колеса барабанных тормозов, в то время как у ВАЗа стояли уже дисковые.

Однако еще в те времена, Московский автомобиль оснащался вакуумным усилителем тормозов. Со скорости 100 км/ч, 412-ому, чтобы остановиться необходимо на сухом асфальте 43.2 метра.

Говоря о коробке передач, то она также уступает Жигулевской. Касательно задней подвески – она имеет так же рессоры, как и предшественник 408-ой, что облегчает перевозку грузов, однако с другой стороны это обуславливает перегрузку, от каких страдают большинство Москвичей.

Мотор 412-ого Москвича поставлялся вместе с 2-ух камерным карбюратором и восемью клапанным механизмом SOHS с V-образным расположением клапанов. По паспорту расход топлива в городе равнялся 10.3 литра на 100 км, а по трассе 7.4. За основу было взято шасси с задним приводом, на какое взгромоздили кузов и сам собственно мотор.

Двигатель

Над мотором, который устанавливали в седан Москвича, работал Игорь Иванович Окунев. Если заглянуть в сам силовой агрегат, можно заметить современные для того года (1967) конструкции: распределительный вал, какой уже находился не внизу, а наверху – его приводила в движение пластинчатая цепь Морзе с натяжителем-звездочкой. Подобной схеме следовали большинство мировых фирм, таких как Хонда и прочие.

До прихода марки автомобиля ВАЗ-2108, наши спортсмены выбирали как раз Москвич, так как моторы подразделения 1500 можно было без особых трудностей форсировать, и они обладали хорошей отдачей по мощности. Напоследок производства, на платформе силового агрегата УЗАМ – 412, были выпущены вариации в серийном исполнении, рабочий объем который равнялся 1.7, 1.8 и 2.0 литра. Они устанавливались на машину Москвич 2141 «Святогор», но не приобрели широкой популяризации.

Стоит упомянуть, что как раз с помощью производства, которые проводила МЗМА на машины Жигули были установлены верхние распределительные валы. Сцепление обладало усиленным, с применением пружины диафрагменного вида (новшество в области автомобилестроения), производилось по лицензии иностранной компании. Коробка переключения скоростей имела усовершенствованный вариант той, что уже производилась. На ней все переключения были синхронизированными.

Технические характеристики
Двигатель Тип двигателя Объем двигателя Мощность Коробка передач Разно до 100км/час, с. Максимальная скорость км/ч
УЗАМ-412 Бензин 1480 см³ 75 л.с. Механическая 4ст. 19 140

Двигатель — автомобиль Москвич

Конструктивный потенциал мотора был, конечно же, гораздо выше, что доказывал опыт спортсменов, собиравших свои двигатели с тщательным подбором деталей по размеру и весу. Если УЗАМ-412 (аббревиатура УМЗ теперь принадлежит Ульяновскому моторному заводу) правильно собран и обработка деталей произведена на современном технологическом уровне, то он легко перекроет установленные в конце 1960-х уровни максимальных пробегов в 2-2,5 раза. Конечно, увеличению межремонтных пробегов способствует и качество масла, современные марки которого намного превосходят те, что заливались в советские автомобили в течение последней трети прошлого века.

Автомобиль Москвич история создания

Но некоторые слабые места качественной сборкой не устранить. Блок цилиндров подвержен усадочным деформациям. Из-за этого у мотора, который с первых дней эксплуатации нещадно перегружали, нарушение соосности отверстий коренных вкладышей может достигать нескольких десятых долей миллиметра. Сам коленчатый вал у мотора УЗАМ-412 компактный и жесткий, чему способствует небольшая длина шеек при довольно большом их диаметре, и к интенсивному износу не предрасположен. Но из-за загруженности его переднего конца приводами масляного насоса, распредвала, распределителя зажигания, водяного насоса, генератора и вентилятора системы охлаждения вращение вала сопровождают крутильные колебания. Это приводит к повышенному износу приводов, особенно распределителя зажигания.

Также довольно быстро сдаются удерживающие коленвал от продольных перемещений полукольца с баббитовым слоем. В случае их износа более чем на 0,2 мм при нажатии на педаль сцепления двигатель норовит заглохнуть. Спроектированная в начале 60-х годов техническая основа «Москвичей» базировалась на особенностях эксплуатации автомобилей того времени. Малые межсервисные интервалы, практически непрерывный процесс регулировки и починки узлов при пробегах, не превышающих 10-15 тыс, км в год, никак не соответствовали интенсивному использованию автомобиля в условиях развивающейся автомобилизации. «Москвичи» быстро старели. Никакой другой автомобиль не менялся до неузнаваемости уже через год службы.

Автомобиль Москвич история создания

схема автомобиль Москвич — 412

1 — бачок омывателя ветрового стекла; 2 — гидровакуумный усилитель тормозного привода; 3 — антенна радиоприемника; 4 — воздухоочиститель; 5 — топливный бак; 6 — рессора задней подвески; 7 — амортизатор задней подвески; 8 — задний ведущий мост; 9 — глушитель; 10 — карданная передача; 11 — коробка передач; 12 — отопитель кузова; 13 — сцепление; 14 — рулевой механизм; 15 — рычаг передней подвески; 16 — двигатель; 17 — аккумуляторная батарея; 18 — радиатор системы охлаждения двигателя; 19 — передняя фара; 20 — подфарник и боковой фонарь