Как правильно тормозить двигателем

Оглавление

Насколько эффективен данный способ?

Эффективность такого способа торможения зависит от многих факторов, ключевыми из которых является опыт водителя, правильная оценка дорожной ситуации, техническое состояние автомобиля.

Данный метод увеличивает устойчивость машины к заносу, поскольку колеса не блокируются колодками. Специалисты рекомендуют применять торможение двигателем в экстренных ситуациях, когда нужно предотвратить ДТП.
Благодаря данному способу увеличивается срок службы тормозных колодок.
Не наступает перегрев диска (или барабана) во время снижения скорости, а значит, отсутствует риск отказа тормозов.
В случае отказа тормозов у водителя, торможение двигателем является единственным доступным способом остановить машину и избежать аварий.
Автомобили, оснащенные системой АВS, в момент совершения торможения двигателем в экстренной ситуации могут потерять драгоценные секунды, поскольку система АВS справится лучше. Исключением является гололед на дороге, когда между этими двумя способами торможения следует выбрать торможение двигателем.
Существует предположение, что наиболее эффективно торможение осуществляется на автомобилях с дизельным двигателем. Это связано с тем, что степень сжатия в цилиндрах в полтора раза выше

Однако, принципиальных отличий в скорости нет, поскольку торможение двигателем не дает большого замедления и обращать внимание на это предположение не стоит.

Расход топлива

Используя данный метод, можно не беспокоиться о перерасходе бензина, он останется таким же, как и при стандартной остановке авто.

Это обусловлено тем, что при снижении скорости, водитель не затрагивает акселератор и уровень подачи топлива в цилиндры равен нулю. После ускорения, бензин поступает в систему в обычном режиме.

В некоторых случаях, можно снизить потребление бензина, используя эффект наката. Если на пути автомобилиста встречается длительный спуск или светофор, для экономии топлива, можно поставить нейтральную передачу и «катиться» на холостой работе двигателя.

Вредит ли это автомобилю?

На просторах интернета достаточно распространено мнение о том, что торможение двигателем – процедура несущая существенный вред трансмиссии и мотору автомобиля. Однако, грамотное использование метода торможения двигателем и четкое следование рекомендациям – гарантия абсолютной безвредности. Повышение оборотов на короткие промежутки времени не могут привести к проблемам с двигателем.

Не нужно постоянно пользоваться этим способом, он для отдельных экстремальных ситуаций и будет актуален из соображений безопасности в определенные моменты.

Достоинства и недостатки торможения двигателем автомобиля.

У двигательного торможения имеются как достоинства, так и недостатки.

Достоинства:

  1. если тормозные колодки вышли из строя, либо закончилась тормозная жидкость, то двигательное торможение поможет быстрее остановить машину.
  2. действует как профилактика для системы тормоза.
  3. понижает риск заноса.

Недостатки:

  1. при неправильном маневрировании увеличивается возможность заноса автомобиля.
  2. увеличивается двигательная нагрузка.
  3. повышается расход масла.
  4. стоп-сигналы при этом не работают.

Тормозная система часть отказывает на длительном спуске дороги. В такой ситуации можно применить двигательное торможение плюс торможение бампером. При этом нужно посигналить впереди едущему водителю и затормозить при помощи легкого столкновения. Это гораздо безопаснее аварии. Но этот способ применим только в очень крайнем случае. Автомобили с дизельным двигателем тормозят намного быстрее, чем автомобили с бензиновым двигателем, так как уровень сжатия дизельного двигателя выше, чем у бензинового.

Чтобы применять двигательное торможение нужно немного опыта, так как при неправильном применении можно погубить детали автомобиля. Главное помнить все правила и соблюдать их, тогда двигательное торможение может помочь в предотвращении аварийной ситуации на дороге.

Как тормозить двигателем

Способов осуществить торможение множество, но на практике чаще всего применяется всего 2-3 приёма. Техники отличаются также зависимо от типа коробки передач. Рассмотрим, как правильно тормозить двигателем на различных КПП.

На механике

Независимо от приёма, существуют базовые правила, раскрывающие принцип, как тормозить двигателем на механике:

  • Отпускаем педаль газа;
  • Жмём сцепление;
  • Затем включаем пониженную передачу, чаще всего это будет третья;
  • Снизив скорость, переключаемся на вторую;
  • Переходим на первую после того, как скорость понизилась.

Как следует выбирать передачу при торможении двигателем:

Нельзя сразу же переходить с четвёртой скорости на первую, стремясь быстрее выполнить торможение, такие действия могут спровоцировать уход авто в занос, развернуть и вынести её на встречную полосу. Снижать передачи следует, размеренно перемещаясь по каждой из них к минимальной, после чего дотормаживать с помощью стояночного тормоза.

Когда машина движется на большой скорости (5-6 передачи), переключаться лучше на третью, а не четвёртую, потому как замедление не будет значительным. При переключении на нижнюю передачу не рекомендуется резко отпускать сцепление. В каждом конкретном случае водитель должен ориентироваться по ситуации и выбирать режимы переключений, учитывая начальную скорость передвижения.

На автомате

Торможение двигателем на машине с АКПП выполняется разными способами, зависящими от типа и конструктивного исполнения коробки

Сегодня производители предлагают их в большом ассортименте, поэтому важно изучить особенности и рекомендации изготовителя для конкретной модели. Для автомобилей, оснащённых автоматом, торможение моет осуществляться как в ручном (когда передачи выбираются водителем), так и автоматическом режимах

Бывают АКПП, не предполагающие выполнение действий водителем. Некоторые коробки предусматривают фиксированные режимы, затем следует выбор пониженной передачи. Рассмотрим один из вариантов:

  • Включаем overdrive, после чего коробка переходит на третью передачу;
  • После снижения скорости понижаем передачу до второй, что спровоцирует замедление;
  • Ставим переключатель в положение «L», соответствующее первой передаче.

Рычаг следует переключать на ходу только в положения «D-2-L», иначе процесс может привести к выходу из строя устройства. В особенности опасен резкий переход в положения «R» и «P»

Важно учитывать, что для коробок, не предполагающих торможение двигателем, нужно практиковать способ только в случае крайней необходимости

На вариаторе

Осуществить торможение двигателем, если у вас вариатор не составляет труда. Во многих коробках данного типа включена эта функция (режим переключения рычага «L»). Это означает, что вариатор тормозит двигателем сам, подбирая нужную передачу, если отпустить педаль газа. Положение рычага при этом должно быть на «D». Поскольку процедура сброса скорости осуществляется автоматически, водителю не нужно переживать о неправильности своих действий. Многие автовладельцы стремятся программными способами отключить данную опцию в пользу динамичности и уменьшения расхода горючего, но всё же не стоит торопиться с решением, поскольку торможение двигателем может оказаться действительно полезным. Освоить приём желательно каждому водителю, и пусть вы не являетесь участником ралли, с непредвиденными ситуациями на дороге может столкнуться абсолютно каждый водитель, а дополнительные навыки контраварийного вождения помогут эффективно справиться с управлением в определённых условиях.

#АКПП#Вариатор#Двигатель#КПП#Тормозить

Возможно ли торможение двигателем на автомате

В предыдущем разделе мы разобрались, что для снижения скорости движения за счет мотора на машине с механической коробкой нужно последовательно переходить на пониженную передачу. Теперь давайте рассмотрим, возможно ли торможение двигателем на АКПП?

Автоматические КПП отличается более сложной конструкцией и меньшим сроком службы в сравнении с механикой. Автоматы состоят из планетарных и фрикционных механизмов, масляного насоса и других элементов. При этом взаимодействие с мотором обеспечивает гидротрансформатор. На автомобиле с АКПП также можно осуществлять торможение двигателем, но менее эффективно в сравнении с механической трансмиссией.

По своей форме гидротрансформатор напоминает спасательный круг, внутри которого установлены две турбины, помещенные в масляный резервуар. Между турбинами отсутствует прямая механическая связь, но при вращении одной из них лопатки начинают направлять потоки масла по кругу и приводят в движение другую. Именно так происходит передача вращательного момента.

Когда авто набирает скорость, гидравлическая муфта блокируется, валы начинают вращаться синхронно, вращательный момент передается напрямую. Когда происходит торможение двигателем, блокировка гидромуфты отключается на скорости около 50-60 км/ч. В этот момент начинает работать масляный демпфер, сглаживающий нагрузки. Гидравлическая муфта эффективно компенсирует даже высокие нагрузки на АКПП, защищая коробку от повреждений. В гидротрансформаторе допускается разное вращение входного и выходного валов без ущерба для всего механизма. В то же время сглаживание нагрузок негативно отражается на эффективности снижения скорости, поэтому машина с автоматом тормозит двигателем намного медленнее, чем авто с механической трансмиссией.

Покупателям машин с автоматической коробкой нужно хорошо изучить эксплуатационную инструкцию, уделяя особенное внимание режимам работы трансмиссии. Для некоторых типов автоматических коробок конструкторы вообще не предусматривают торможение мотором, а в других моделях АКПП такой режим блокирует электронная система управления

Существуют модификации «автоматов», у которых режим торможения двигателем начинает работать без участия водителя. В некоторых моделях АКПП для снижения скорости авто за счет мотора предусмотрена функция ручного переключения передач.

В качестве примера рассмотрим один из возможных вариантов торможения двигателем на машине с АКПП:

  1. Нужно включить режим overdrive, после чего АКПП переключится на 3-ю скорость.
  2. Когда скорость движения снизится, следует установить 2-ю передачу, что будет способствовать процессу торможения.
  3. Рычаг АКПП надо поставить в положение «L», которое соответствует 1-й передаче.

Во время движения автомобиля рычаг АКПП можно устанавливать только в положения «D-2-L», включение других скоростей может привести к поломке коробки (категорически нельзя на ходу использовать позиции «R» и «P»).

В большинстве случаев электронные системы сами управляют работой АКПП. Так, на высокой скорости электроника не даст возможности принудительно переключиться на 1-ю передачу.

Технология торможения мотором на авто с гидромеханической АКПП напоминает езду на механике с не полностью выключенным сцеплением (передача включена, мотор гудит, но скорость сбрасывается не так эффективно). Машина, двигаясь на спуске, катится все быстрее, поэтому водителю приходится регулировать ее скорость педалью тормоза.

Исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что автомобили, оснащенные автоматическими коробками, умеют тормозить мотором и имеют электронные системы, защищающие от поломок. Кроме того, нагрузки, передающиеся от колес на АКПП, гасятся гидромуфтой, а следовательно, повредить трансмиссию при движении на спуске невозможно. В то же время автоматическая трансмиссия не может обеспечивать эффективное торможение двигателем, поэтому не стоит особенно щадить тормозные диски и колодки.

Если же в инструкции к машине в автомат-коробкой указано, что для данной модификации не предусмотрен режим торможения мотором, то использовать такой прием следует только в случае крайней необходимости, чтобы не сократить срок службы дорогостоящей АКПП.

Подводя итоги, отметим, что прием торможения мотором более эффективен для авто с механической КПП, так как в этом случае обеспечивается жесткое сцепление шестеренок трансмиссии. При управлении машиной с коробкой автомат следует больше полагаться на тормозную систему.

Что такое торможение двигателем

Распространенное выражение характеризует уменьшение скорости движения автомобильного транспорта посредством отпускания педали газа, когда передача включена. Такой способ торможения называют также принудительным холостым ходом.

Для лучшего понимания процесса покажем все на простом примере. Автомобиль, который движется, к примеру, на 3-й передаче, приближается к светофору. Его водитель, видя, что вот-вот загорится красный, убирает ногу с педали акселератора, из-за чего транспортное средство начинает двигаться по инерции, его скорость снижается. Как результат – перед светофором шоферу остается только слегка придавить педаль тормоза, чтобы машина остановилась. Выходит, что процесс торможения обусловлен постепенным снижением передачи и уменьшением количества оборотов двигателя.

Вот еще один пример, что называется, «на пальцах»: во время движения в городских условиях, где имеет место плотный поток машин, водитель включает первую передачу, авто трогается с места. После воздействия на педаль газа ТЗ разгоняется сильнее, затем шофер убирает ногу с акселератора – автомобиль тут же замедляется, но происходит это не благодаря тормозам, а именно за счет мотора. Имеет место торможение двигателем.

Снижение скорости происходит за счет сопротивления инерции, пытающейся увеличить вращение коленвала. Обороты падают, появляется эффект кардинально противоположный – через вращающиеся колеса, а также через КП энергия подается на мотор.

Коленвал работает вынуждено, в результате механических потерь падают обороты карданной передачи, увеличивается сопротивление внутри цилиндров, а скорость движения падает. Выходит, что торможение автомобиля происходит именно благодаря двигателю.

Спорные моменты

Эффективность торможения двигателем сильно зависит от сочетания множества факторов — от самого водителя, от его автомобиля, от дороги, от ситуации, в конце концов. И если с водительскими навыками и дорожными условиями мы более или менее разобрались, то на технических моментах стоит остановиться отдельно, чтобы развеять некоторые мифы и расставить все точки над «i».

Все, о чем мы говорили выше, касалось торможения двигателем на автомобиле с механической коробкой передач. А как обстоит ситуация с АКПП? Этот вопрос волнует многих, и он весьма непрост, поскольку эффективность торможения двигателем и методика выполнения этого приема во многом зависит от типа «автомата» (подробнее о типах АКПП читайте в отдельной статье), от его электронной начинки и от доступных водителю режимов работы коробки передач. Одни автоматические трансмиссии дают возможность последовательно переключать передачи вручную (подрулевыми «лепестками» или рычагом на центральном тоннеле), другие предлагают выбор фиксированных диапазонов работы (L, 2, 3, OD), а третьи лишены и того, и другого. А бывает и так, что даже при наличии «лепестков» коробка не позволяет сбрасывать передачи, если ей кажется, что это в данный момент времени неуместно или может привести к поломке. Чтобы точно знать, как правильно тормозить двигателем Вашего автомобиля, загляните в его инструкцию по эксплуатации. Как правило, производители отдельно и достаточно подробно описывают этот процесс, указывая, как делать нужно, и что делать нельзя.

Автомобили с автоматической коробкой передач могут тормозить двигателем не хуже машин с механикой.

В чем сомнений нет, так это в том, что торможение двигателем в автомобилях с АКПП в любом случае возможно, что бы там ни говорили. Причем, в теории оно может быть даже более эффективным и безопасным, чем в случае с «механикой», поскольку автоматика намного быстрее аккуратнее работает со сцеплением. Более того, некоторые производители (Volkswagen, например), начали устанавливать на свои автомобили системы EBC (Engine Braking Control), которые предотвращают блокировку колес в случае слишком резкого сброса “газа” и в целом контролируют процесс торможения двигателем.

Кстати, еще один технический момент, который нужно учитывать при торможении двигателем, это наличие в автомобиле системы ABS. Если она есть, то в экстренной ситуации (гололед — исключение) торможение двигателем — потеря драгоценных секунд и лишние метры тормозного пути. Поверьте, в большинстве случаев ABS справится со своей работой намного лучше, чем водитель.

Есть мнение, и оно имеет право на существование, что дизельный двигатель тормозит эффективнее бензинового, поскольку степень сжатия топливной смеси в его цилиндрах примерно в 1,5 раза выше. Возможно, если напрямую сравнить два одинаковых автомобиля, но с разными моторами, разницу в эффективности торможения двигателем можно почувствовать, но принципиального значения это все равно не имеет, потому что в чистом виде торможение двигателем большого эффекта замедления не дает и переоценивать его не стоит.

И последнее, но не в последнюю очередь, о чем хотелось бы сказать в этом разделе, — о распространенном мнении, что торможение двигателем благоприятно сказывается на расходе топлива. Спорить с этим фактом мы не будем. Подача топлива при отпущенной педали акселератора на современных автомобилях (с “механикой” так уж точно) действительно снижается до нуля, но экономия от этого не так велика, как многим хотелось бы, и сама по себе не может принципиально повлиять на снижение расхода. Для этого нужно применять целый комплекс мер, о чем InfoCar.ua уже рассказывал.

Если Ваш автомобиль оборудован бортовым компьютером, показывающий моментальный расход топлива, Вы легко заметите, что в момент торможения двигателем расход равен нулю.

Механическое устройство остановки двигателя

На ТНВД механическое устройство остановки имеет форму рычага. Оно расположено в крышке регулятора и состоит из внешнего (1) и внутреннего (5) стопорного рычагов. Внешний рычаг приводится в действие водителем внутри кабины автомобиля (например, с помощью троса в оболочке). Когда трос вытянут, оба рычага поворачиваются вокруг их общей точки поворота (М), причем внутренний стопорный рычаг нажимает на пусковой рычаг (2) рычажного механизма регулятора. Он поворачивается вокруг своей точки поворота М (точка поворота для 2 и 6) и передвигает втулку управления (3) в направлении остановки. Поперечный канал (7) плунжера распределителя (4) остается открытым и плунжер не подает топливо. (6 — натяжной рычаг).

Что означает торможение двигателем

При использовании данного способа замедления хода силовой агрегат оказывает сопротивление инерции, которая может вызвать увеличение скорости автомобиля. Двигатель притормаживает машину, когда она осуществляет движение на определенной передаче при минимальной подаче топлива.

Если, при нажатии на педаль акселератора подача горючего увеличивается, и двигатель раскручивается, то, при ее отпущении:

  • бензин поступает в цилиндры в уменьшенном количестве;
  • обороты снижаются;
  • на трансмиссию не передается момент вращения от мотора.

Происходит обратный эффект – передача нагрузки от колес, через элементы трансмиссии на двигатель. Вследствие возрастания компрессионного сопротивления в цилиндрах двигателя, скорость движения автомобиля замедляется.

При движении вперед, коробка передач дозированно передает крутящий момент, полученный от двигателя внутреннего сгорания, к колесам, в соответствии с выбранным передаточным отношением.

Если машина перемещается на одной из пониженных передач (I, II, III), на колеса передается максимальное количество энергии. При этом авто не сможет разогнаться до высокой скорости. Даже, если включить повышенный режим (IV, V, VI) и увеличить скорость, разгон не получится интенсивным, мощность, передаваемая на колеса, уменьшена, в сравнении пониженной передачей.

Основы правильного торможения

Чтобы выбрать правильный способ торможения перед перекрестком, нужно для начала определиться со своим железным конем: имеет ли он механическую коробку или автомат? От этого фактора зависят все дальнейшие действия водителя:

Экстренное торможение и руление

Что следует четко держать в голове в случае экстренного торможения? Во-первых, следует учитывать возможность юза, заноса (см. ниже особенности торможения с АБС)

Второе, что следует помнить — не рулить и тормозить одновременно, т.к. очень велик риск потерять управление. Поэтому, если впереди неожиданно возникло препятствие, следует зажать тормоз, а перед самим препятствием крутить руль, отпустив тормоз.

Подробнее об экстренном торможении в видео:

Особенности торможения с АБС

Последним достижением автомобильного мира является появление АБС – антиблокировочной системы для колес. То есть, при резком торможении и блокировании колеса в юз бортовой компьютер посылает сигнал для скорейшей его разблокировки. И такой контакт может происходить до нескольких тысяч раз в секунду.

При помощи системы АБС у автомобилей значительно сокращается путь торможения в обыденных ситуациях. А экстремальные случаи, вроде становления колес в юз, пробуксовки и заноса автомобиля, сводятся к минимуму.

При такой системе новичкам не приходится задавать вопрос о том, как тормозить на авто с АБС – они просто берут и тормозят. Иногда при скользкой дороге или других тяжелых условиях педаль тормоза будто подрагивает назад и давит на ногу водителю. Но это лишь означает начало работы АБС, поэтому не стоит бояться – нужно смело тормозить.

Некоторые модели авто имеют кнопку отключения АБС, чем иногда пользуются опытные водители. Но отключать систему не советуют даже им!

Если у вас в авто нет данной кнопки, а отключить систему очень хочется — это можно сделать вынул соответствующий предохранитель.

Распространено мнение, что АБС увеличивает тормозной путь. Это верно только в двух ситуациях:

  1. рыхлая поверхность (глубокий снег, гравий, песок). В таком случае без АБС авто при блокировке колес «закопается» и остановится быстрее. При таком типе покрытия опытные водители и отключают систему.
  2. Использование «лысой» резины — что становиться еще опаснее при наличии АБС.

ABS обладает многими преимуществами существенно облегчающими экстремальное торможение:

  • Водителю не нужно совершать серию быстрых прерывистых нажатий на педаль тормоза. АБС необходимые импульсы при одном затяжном нажатии.
  • Управление рулем остается под контролем водителя – машина не «плавает» из стороны в сторону.
  • Появляется возможность выполнения более резких маневров при более высокой скорости, поскольку тормозная система реагирует быстрее и увереннее с АБС.

Плюсы и минусы такого метода

Отметим явные плюсы торможения при помощи
мотора:

  • экономный расход топлива (не нужно
    гнать на высокой скорости, а потом останавливаться);
  • увеличение ресурса накладок и
    колодок, а также дисков;
  • возможность поддерживать
    постоянную безопасную скорость на спуске без перегрева фрикционных элементов;
  • предотвращение блокировки шасси на
    мокром покрытии или гололеде.

Но прибегая к торможению мотором с
подключенной коробкой стоит помнить и о минусах режима. У машины в таком случае
не загораются стоп-сигналы, поэтому другие участники дорожного движения не
сразу поймут ваши действия. Это может создать аварийную ситуацию на дороге. При
неправильном переключении передач в коробке, где с 5-й переходят сразу на 2-ю,
случается резкий толчок и машина теряет управление. Пассажиры и водитель могут
получить травмы. Еще это создает повышенную нагрузку на коробку передач, и
шестерни способны разрушиться (отломится зуб или деформируется вал, на котором
они крепятся).

Злоупотреблять длительным торможением за счет
включенной передачи в коробке и отпущенной педали акселератора не стоит тем, у
кого есть износ стенок цилиндров и поршневых колец. Когда не двигатель
заставляет крутиться колеса, а наоборот, шасси не дают мотору остановиться, в
нем избыточное давление меняется на пониженное. Этот процесс содействует
натягиванию масла в камеру сгорания с поддона картера через образовавшуюся
выработку. Длительная езда машины с активным торможением ДВС значительно
снижает уровень масла и, если не уследить, может наступить «масляное голодание».

Проверка уровня масла
Проверяйте
регулярно уровень масла

Проверять уровень масла следует каждые 3000
км. Если расход 0.5 л и больше за этот пробег, то контролировать отметку на
щупе стоит еще чаще, когда водитель регулярно прибегает к торможению мотором со
включенной коробкой без выжатого сцепления.

Если
требуется только замедлиться, а не остановиться полностью, прислушивайтесь к
оборотам двигателя, чтобы он не заглох. Холостой ход у многих машин
осуществляется на 700-800 оборотах.

Если
они опустятся ниже (а по мере замедления авто такое возможно), мотор заглохнет.
Для предотвращения этого требуется вовремя выжать сцепление. После достижения
нужной скорости, включайте соответствующую передачу и продолжайте
движение.

Освоить торможение двигателем важно еще на
этапе обучения в автошколе. Это пригодится при езде по горным дорогам или в
экстренной ситуации, когда неожиданно откажут тормоза

В городской
эксплуатации, если придерживаться скоростного режима, тормозная система
получает незначительный износ и прибегать к торможению ДВС регулярно не
требуется.

Плюсы торможения двигателем

Достоинств указанного процесса не мало. Главными из них являются:

  • Меньшая опасность заноса на мокром и скользком шоссе . Тут отсутствует блокировка колес, что, в свою очередь, снижает вероятность потери управляемости автомашины. В результате авто едет плавно, и его устойчивость на скользкой или мокрой поверхности увеличивается. При достаточном опыте, даже если сцепляемость колес с дорожным полотном плохая, то, применяя указанный метод, можно эффективно и уверенно маневрировать.
  • Экономия топлива . Чаще всего используется для перемещения автомобиля в городских условиях. Топливо здесь уже не нужно. Также при частом таком торможении происходит меньшее стирание покрышек и тормозных колодок.
  • При передвижении по гористым участкам . В данной ситуации, как правило, преследуется цель – снизить значительный перегрев колодок при их интенсивной эксплуатации. Однако при необходимости быстрого торможения рекомендуется сразу нажимать на тормоз, а не пробовать остановиться обсуждаемым способом.
  • Не работает тормозная система . Если тормоза отказали в процессе движения, то, конечно, нужно знать альтернативный метод безопасной остановки автомобиля. При этом речь может идти о проблемах с тормозными колодками или отсутствием тормозной жидкости. Также некоторые опытные водители успешно перемещают автомобиль и с неисправными тормозами на определенные расстояния, если нет возможности воспользоваться услугами эвакуатора.

Когда следует использовать метод торможения двигателем

Мнения о том, что торможение мотором может нанести вред автомобилю, имеют право на существование (особенно в случае с машинами, на спидометре которых уже больше 150 000 км пробега). Тем не менее с точки зрения безопасности овладеть таким приемом будет полезно каждому водителю. Приведем несколько рекомендаций, которые помогут пользоваться техникой торможения двигателем в щадящем режиме для силового агрегата.

1. Не следует слишком интенсивно снижать скорость движения авто за счет мотора. Осуществляйте торможение двигателем на повышенных передачах и старайтесь без крайней необходимости не включать пониженные передачи. В городском трафике осуществляете торможение на 4-й или 5-й передаче до того момента, пока обороты мотора не снизятся до показателей холостого хода. На горных дорогах стоит изначально выбирать низкую передачу (чтобы мотор тянул машину на подъемах и снижал скорость на спусках без лишних переключений). Даже если авто имеет систему АБС, на скользкой дороге при скорости менее 30 км/час процесс можно смело завершить торможением на нейтральной передаче.

2. В городском трафике не рекомендуется использовать длительное торможение двигателем. В городских условиях следует выбирать такой скоростной режим, при котором будет минимальное количество торможений. Использование мотора для снижения скорости не спасет от последствий ошибок при выборе скоростного режима. В этом случае напрасно расходуется около 70 % кинетической энергии автомобиля. Ездить в городском режиме на низких передачах, регулируя скорость только за счет педали акселератора, не используя тормоза, вредно для двигателя. Такая техника управления машиной может быть оправдана только при неисправностях тормозной системы, трансмиссии или сцепления.

В каких случаях стоит использовать прием торможения мотором?

  • Если полностью или частично отказали тормоза автомобиля.
  • Когда впереди затяжной спуск.
  • При движении по горной дороге и серпантинам.
  • Если дорога мокрая или скользкая, торможение двигателем обеспечит более качественное сцепления с покрытием трассы.

В условиях гололеда следует аккуратно использовать сцепление, так как если его резко бросить, то может произойти блокировка ведущих колес

Осуществляя торможение двигателем, важно также уделять внимание протяженности тормозного пути и стремительности снижения скорости движения

Что означает торможение двигателем

В процессе использования этого способа торможения силовой агрегат транспортного средства оказывает сопротивление инерционной силе, способной увеличить скорость авто. Мотор может притормозить автомобиль, осуществляющий движение на определенной передаче при минимально возможной подаче горючего.

Если в результате нажатия на педаль газа происходит увеличение количества подаваемого топлива и раскручивание двигателя, то когда ее отпускают:

  • уменьшается поступающее в цилиндры горючее;
  • начинается снижение оборотов;
  • на трансмиссию перестает передаваться вращательный момент двигателя.

В процессе движения машины коробкой автоматом дозировано передается крутящий момент, который был получен от мотора машины, к колесам, в соответствии с установленным передаточным числом КПП.

При перемещении транспортного средства с автоматом на пониженных передачах (1-3) на колеса передается предельно допустимое количество энергии. В это время автомобиль не получится разогнать до высоких скоростей. Хотя даже при включении повышенного режима, а именно, 4-6, и увеличении скорости, получаемый разгон машины с автоматом будет недостаточно интенсивным, мощность, передающаяся на колеса, снизится по сравнению с первыми тремя передачами.

Преимущества торможения двигателем

Их много. Прежде всего – таким образом, теряя скорость, двигатель не потребляет топливо. Так, что заставляет это выходить? Все просто, поршни двигаются энергией вращающихся колес. Это можно проверить, наблюдая за мгновенным расходом топлива на бортовом компьютере. При движении на передаче без нажатия на акселератор расход равен нулю, а при включении нейтральной («холостой») передачи обычно колеблется в пределах 1-3 л / 100 км.

Еще одним преимуществом торможения двигателем является снижение износа тормозных дисков и колодок, которые чаще всего «медленные». Конечно, когда дорожная ситуация этого требует, вы должны использовать тормоз.

Чем опасно для автомобиля торможение двигателем?

Забегая наперед, отвечу – ничем, кроме того, что в один момент, когда скорость движения автомобиля будет ниже 20 км/ч, двигатель “заглохнет”.

Кроме этой проблемы, торможение двигателем ничем не опасно для автомобиля и его узлов. Дело в том, когда водитель тормозит ДВС при включенной передачи, коленвал и все детали двигателя продолжаю вращаться. Вместе с ними вращается маслонасос мотора, давление, создаваемое им, обеспечивает подачу масла на трущиеся пары двигателя, обеспечивая их смазку. Поэтому работа их в таком режиме ничем не отличается от работы двигателя на холостых оборотах или в обычном режиме езды авто.

Торможение двигателем и безопасность

Помимо уменьшения износа тормозной системы и снижения расхода топлива, торможение двигателем также повышает безопасность вождения. Автомобиль «в покое» просто катится вяло и не готов к внезапному ускорению в случае необходимости. При торможении двигателем у нас всегда выбрана определенная передача, а при необходимости вы можете нажимать на газ и быстро ускоряться.

Торможение двигателем – на что обратить внимание?

Уменьшить передачи перед поворотом на прямых колесах. Отжим сцепления (это относится главным образом к вождению на снегу), когда в поворотах освобождает заднюю часть автомобиля и может привести к скольжению. Поэтому мы должны войти в поворот на определенной передаче. Внезапное нажатие на сцепление и неэффективное снижение рывком могут дестабилизировать автомобиль даже на ровной дороге (опять же – это больше касается заснеженных / обледенелых поверхностей), поэтому педаль сцепления должна работать точно.