В россии создан первый в истории отечественный коммерческий электромобиль

Оглавление

Прошлое и настоящее электромобилей

За прошлый 2018 год во все мире было продано 1,3 миллиона полностью электрических автомобилей, из которых 60% неожиданно пришлись на Китай. Для сравнения, всего легковых автомобилей в мире было продано 94,8 миллионов. Несмотря на то, что доля электромобилей в продажах пока еще не такая высокая, тренд на постепенный отказ от двигателей внутреннего сгорания уже оформился во многих странах мира.

Новый толчок развитию электромобилей дала компания Tesla Илона Маска, хоть многие и считают его гением лишь в маркетинге. Однако сейчас электромобили есть в модельных рядах многих крупных и не очень автопроизводителей по всему миру. Сами же электромобили прошли путь от машин для игроков в гольф до модных суперкаров.

Это удивительно, но электромобили появились задолго до появления автомобиля с бензиновым двигателем. Конечно, это скорее прообраз электромобиля – просто тележка с электрическим двигателем, которая была создана в 1842 году. Карл Бенц построил свой Benz Patent-Motorwagen с ДВС лишь в 1885 году.

Электромобили в XIX веке, конечно, развивались, но развитию помешало несколько причин: ограниченность пробега от одного заряда и сложность самого процесса подзарядки (другой двигатель вращал генератор, который подзаряжал батареи – выпрямителей еще не было).

В XX веке разработка электрических автомобилей продолжалась, но относительно дешевый бензин не давал серьезных стимулов для этого. Известно о некоторых достижениях Николы Теслы в 1930-е годы, затем история электромобилей возобновляется лишь в 60-70-е годы – из-за расцвета экологических движений и нефтяных кризисов.

Но и тогда достичь ощутимого успеха создателям электромобилей не удалось. Они оставались уделом энтузиастов и изобретателей, не имея коммерческого успеха.

Впервые массовый электромобиль появился у компании General Motors в 1996 году – модель EV1. Ее история была парадоксальной: в компании GM продавали автомобили якобы дешевле себестоимости, а еще не хотели, чтобы модель стала популярной и приложили для этого максимум усилий. В конечном итоге автомобили силой изъяли у их владельцев и уничтожили.

Следующая история уже связана с Tesla. В 2003 году эту компанию основывает Ян Райт, после чего привлекает в нее Илона Маска (хоть сам и не верит в идею и уходит из компании). Уже в 2006 году Tesla показывает модель Roadster – дорогую и поражающую впечатление характеристиками (пробег от одного заряда до 400 километров).

Дальше в игру вступают другие производители. В 2007 году General Motors презентует модель Chevrolet Volt (хоть это гибрид, но все равно важная веха в истории), через 2 года Renault-Nissan презентует Nissan Leaf. В том же году представлен Renault Fluence Z.E

Tesla тоже не остается в стороне: в 2009 году представлена Model S (вдвое дешевле родстера), спустя 3 года – Tesla Model X (с дополнительным рядом сидений), в 2016 году – Tesla Model 3, которая оказалась даже дешевле Model S. Затем в Tesla представили электрический грузовой тягач.

Параллельно другие производители начинают предлагать свое видение электромобиля. В последнее время особенно преуспели в этом компании из Китая (например, BYD). Правительства разных стран задумываются о постепенном запрете на автомобили с ДВС и переход как минимум на гибриды.

Увы, в России электромобили пока скорее экзотика, чем повседневная реальность. Суровая зима (холод вредит аккумуляторам), небольшое количество зарядных станций, высокие цены и наличие ввозных пошлин привели к тому, что российский рынок электромобилей находится в зачаточном положении.

Hyundai Motor

Производитель заявил о планах продать 160 тыс. единиц восьми различных моделей электромобилей в 2021 году. Компания планирует нарастить продажи до 560 тыс. единиц из 12 моделей электромобилей в 2025 году.

  • Февраль 2021 года — Hyundai показала кроссовер Ioniq 5, который стал первым на модульной платформе E-GMP, разработанной специально для электромобилей. Позднее на этой платформе выйдет первый электрокар бренда Kia;
  • март 2021 года — вышла седан-версия Ioniq 6;
  • 2022 год — будет представлен электромобиль Propechy;
  • 2024 год — производитель выпустит более крупный кроссовер Ioniq 7.

Российский ответ Tesla

Впервые стали доступны фотографии и видео «почти серийного», по словам авторов проекта, образца российского электромобиля City Modul 1. Его разработку ведет российский стартап ZETTA (Zero Emission Terra Transport Asset, «Транспортный актив с нулевым выбросом»).

ZETTA уже готовится к массовому производству своего электромобиля, работа по созданию которого заняла у нее около четырех лет. В середине августа 2020 г. гендиректор компании Денис Щуровский сообщил ТАСС, что в настоящее время на производстве идет опытно-промышленная сборка City Modul 1. По его словам, серийный выпуск должен начаться до конца 2020 г.

Также Денис Щуровский озвучил стоимость автомобиля – от 550 тыс. руб. за минимальную комплектацию. При этом в мае 2019 г., по данным РИА «Новости», он называл совсем другую сумму – от 450 тыс. руб. – и совсем другую дату запуска производства – декабрь 2019 г.

City Modul 1 придется по нраву только ценителям компактных автомобилей

На момент публикации материала не было известно, чем от «почти серийного» электрокара будет отличаться его версия, которая будет доступна покупателям.

Основные технические характеристики

По словам Дениса Щуровского, City Modul 1 – это на 99% российская разработка, и лишь элементы питания заказываются из Китая. Профильный журнал «Автоброкер» пишет, что в качестве платформы электромобиля используется шасси с интегрированной тяговой батареей, как в автомобилях Tesla.

Кузовные панели изготавливаются из экструзионного композитного материала, а многие элементы подвески и рулевого управления были скопированы (с адаптацией) с автомобилей «АвтоВАЗа» — с Kalina и Granta.

Объем багажного отсека составляет всего 180 литров

Длина City Modul 1 составит 3030 мм при ширине и высоте 1760 и 1600 мм соответственно. Снаряженная масса – от 486 до 798 кг, она зависит от выбранной комплектации.

Тяговый элемент российского электромобиля – это пара мотор-колес, расположенных на задней оси, тогда как спереди установлен электродвигатель с редуктором. Итоговая мощность всех агрегатов в сумме составит в пределах 15 кВт или порядка 20,4 л.с.

Базовый Zetta City Modul 1, по информации Motor.ru, получит батарею на 10 кВтч, заряда которой хватит на 180 км пути. Возможности других комплектаций на момент публикации материала известны не были.

Официальная информация о City Modul 1 и других проектах ZETTA

Для сравнения, электромобиль Nissan Leaf 2016 модельного года (самая актуальная версия) проезжает 135 км с 24-киловаттной батареей. Версия с АКБ на 30 кВтч обеспечивает 172 км пути на одном заряде.

На что хотят потратить 800 миллиардов

Финансирование программы развития отечественного электротранспорта все еще не согласовано, пишет «Коммерсант». Помимо этого, в стадии открытого обсуждения также находятся предложения Минпромторга, который настаивает на разделении субсидирования батарей и электромобилей.

Бюджет поддержки отечественного электротранспорта до 2030 г. предлагается увеличить до 804 млрд рублей

Средства, которые будут выделены в рамках программы, планируется инвестировать в создание сетей зарядных станций, производство компонентов, а также на поддержку льготного автокредитования и лизинг электромобилей. Прямую поддержку развития рынка электромобилей планируется оказать за счет формирования тарифной защиты в виде утильсбора и ввозной пошлины на электротранспорт, которые позволят пополнить бюджет программы суммой порядка 72,4 млрд руб. до 2030 г.

Концепция предполагает резкое увеличение утильсбора на электромобили в 2022 г. с постепенным ростом в последующие годы. Так, в 2022-2025 гг. он составит 360 тыс. руб. на импортный электромобиль (в настоящее время 32 тыс. руб.), в 2026-2027 гг. он увеличится до 400 тыс. руб., и в2028-2030 гг. до 600 тыс. руб. Пошлина стронется с нулевой отметки и вырастет до 5% в период до 2024 г., и затем на протяжении 2025-2030 гг. увеличится до 15%, пишет «Коммерсант».

Российским электромобилем в период до 2023 г. предлагается считать машину, собранную в России. С 2024 г. к сборке добавится сварка и окраска, с 2025 г., помимо прочего, для такого статуса станет обязательной локализации сборки электродвигателя и тяговой батареи.

Согласно проекту, в период ориентировочно до 2023 г. каждый проданный российский электромобиль будет субсидироваться, с плавным снижением доли таких продаж до 10% в 2030 г. В случае кредитования или лизинга отечественного электромобиля планируется предоставление скидки в размере 25% от стоимости или «индикативной цены» (2,5 млн руб. за машину), в случае, если она стоит дороже. Планируется сокращение скидки до 20% к 2026 г., и до 10% к 2030 г. На эти цели в бюджете программы закладывается 121 млрд руб.

Софинансирование создания сетей «быстрых» зарядных станций и их технического присоединения в период до 2030 г. обойдется в 181 млрд руб. Все стандартные «медленные» зарядные станции планируется создавать за частные средства. Всего к концу действия программы концепция предусматривает появление 73,9 тыс. зарядных станций в России.

Электрическая «ГАЗель»

Горьковский автозавод (Нижний Новгород, ГАЗ) продемонстрировал первый российский коммерческий электромобиль. Его представители показали предсерийные образцы модели GAZelle e-NN, собранные, в отличие от опытных версий, на основной конвейерной линии.

Всего на момент публикации материала было разработано три модификации GAZelle e-NN – грузопассажирский фургон-комби, микроавтобус и маршрутный микроавтобус. В основе электромобилей лежит единая платформа, разработанная конструкторами ГАЗа, плюс применяются унифицированные компоненты модельного ряда «ГАЗель NEXT».

Другими словами, от «ГАЗель NEXT» электромобилю достались шасси, кузов и салон. В то же время электрические узлы у него оригинальные – это электромотор, зарядное устройство, элементы питания, преобразователь напряжения и др.

Российский электромобиль с китайским мотором

Архитектура единой унифицированной электроплатформы «позволяет выпускать полную линейку легкого коммерческого транспорта: бортовые грузовики, микроавтобусы, фургоны и различные варианты специальной техники», – сказал управляющий директор автозавода Андрей Софонов.

Что выгоднее – бензин или электричество

Развитие рынка электромобилей в России тормозит неразвитая инфраструктура: в стране всего 170 зарядных станций, тогда как всего в мире их более 320 тысяч. Из этого исходит первая особенность этого транспорта: покупать электрический автомобиль есть смысл только при наличии поблизости зарядных станций – в отличие от обычной розетки такая станция зарядит ВВБ гораздо быстрее.

Следующий вопрос – цена электроэнергии. Часть зарядных станций можно использовать бесплатно (не везде и не всегда), обычно за это нужно платить. Стоимость киловатт-часа в России составляет от 2 до 4 рублей в среднем. Батарея на 30 кВт*ч дает возможность проехать на Nissan Leaf 190 километров (в реальности цифра будет меньше – до 170 километров). То есть, при тарифе в среднем 3 рубля за кВт*ч километр пробега будет стоить 53 копейки.

Хороший выбор в этом случае – поставить трехтарифный счетчик и ставить автомобиль на зарядку ночью, когда тариф самый низкий. Или найти бесплатную зарядную станцию.

В любом случае, стоимость электроэнергии на километр пробега такая низкая, что ее обычно вообще не учитывают.

Для бензинового автомобиля (например, «одноклассника» Nissan Leaf – модели Juke) на 100 километров пробега в смешанном цикле требуется 7,5-8 литров бензина АИ-95. При средней его цене в 46 рублей стоимость километра пробега выходит уже 3,68 рублей.

Но все дело в том, что затраты на топливо, как правило, не самая большая статья расходов. Если цены на ОСАГО примерно похожие, парковка за пределами Москвы стоит одинаково, то стоимость обслуживания электромобиля заметно отличается от бензиновых аналогов.

С обычными ДВС все понятно: ТО каждые 10 000 километров, иногда замена свечей зажигания, комплекта ГРМ. Другие пункты вроде обслуживания тормозов и шиномонтажа – не отличаются и для электромобилей.

У владельцев же полностью электрических авто есть только одна головная боль – высоковольтная батарея. Как и любой другой аккумулятор, она живет ограниченное время. Конечно, это не год и не два, но и не 20 лет. Учитывая, что на автомобиле кто-то уже ездил до продажи в другой стране, к этому нужно относиться крайне внимательно.

Поэтому и есть в продаже экземпляры по 300 тысяч рублей – там явно есть проблемы с ВВБ. И отследить проблему не всегда можно сразу, просто в один момент пробег с одной зарядки начнет сокращаться.

И если ВВБ «накрывается», заказывать новую или контрактную придется снова из-за границы, по соответствующей цене – более 200 0000 рублей. Поэтому чтобы посчитать стоимость обслуживания электромобиля, цену ВВБ нужно разделить на предполагаемый пробег. Кстати, производитель гарантирует обычно 8 лет работы ВВБ.

Из специфического обслуживания электромобилей – замена масла в редукторе, но это стоит не так дорого (туда заливается обычная трансмиссионная жидкость для АКПП) и проводится не так часто.

Итак, учитывая особенности эксплуатации, электромобиль подойдет буквально одной категории пользователей – тем, кто ездит почти каждый день, но в день проезжает не очень много. Это могут быть курьеры, личные водители, торговые представители, и т.д. Если город небольшой – то и водители такси.

Если же автомобиль нужен для нечастых длительных поездок, электромобиль будет далеко не лучшим выбором (хотя длительный простой вредит практически любому авто).

Но даже несмотря на более дешевый пробег и качественно иной уровень комфорта от вождения электрокары остаются уделом энтузиастов, которые умеют считать пробег и свои деньги.

История развития электромобилей в России и перспективы на будущее

В мировой истории электрические машины появились раньше бензиновых. Однако из-за отсутствия достаточно развитых технологий аккумулирования электроэнергии более практичными оказались авто с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому проекты электрокаров были отложены в архив и успешно забыты. Вспомнили о них только в 80-х годах ХХ века, когда разразился топливный кризис и люди задумались об альтернативных видах топлива и электроприводах.

Электромобильная история России также богата и берет свое начало в 1889 году. Российский инженер Ипполит Романов разработал первый автомобиль с электрическим мотором. Это был небольшая и легкая машина, похожая на ракету. Её серийное производство началось в 1907 году, а сама модель пользовалась популярностью благодаря своему техническому превосходству: машина была легка в управлении и могла развивать довольно высокую для того времени скорость.

Разработки электрокаров в России были остановлены на длительный период, так как предпочтение было отдано двигателям внутреннего сгорания. И вернулись к забытым чертежам уже только в новом тысячелетии.

На данный момент российские инженеры создали различные разработки. И одним из самых интересных проектов является летающий электромобиль, который получил название «Бегалет». На земле он может развивать скорость в 100 км/ч, в воздух – 70. Это небольшой одноместный электрокар с винтом сзади, который может летать при помощи мягкого крыла парапланерного типа. Фактически разработчики прикрепили парашют к машине.

В целом электрические виды транспорта в РФ имеют хорошие перспективы. На сегодня главным сдерживающим фактором является недостаточно развитая сеть электрозаправозчных станций. И именно от скорости развития данной инфраструктуры и зависит вопрос, когда Россия перейдет на электромобили.

Работы в этом направлении активно ведутся, но не стоит забывать, что РФ – огромная страна и покрыть все ее дороги достаточным количеством точек для зарядки машин довольно сложно.

Все же Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов этот вопрос уже частично решен, и электрические виды транспорта могут ездить  там практически без ограничений.

Технические характеристики электромобилей

Технические характеристики электромобилей
Характеристика Значение
Масса электромобиля 4200 кг
Длина 6207 мм
Ширина (без зеркал) 2068 мм
Габаритная высота 2753 мм
Колесная база 3745 мм
Внешний радиус поворота 6,5 м
Снаряженная масса 3100 кг
Время разгона до 60 км/ч, не менее 8 сек.
Бортовое питание 12 В
Привод задний
Максимальная мощность электродвигателя 98 кВт
Мощность бортового зарядного устройства 6,6 кВт
Максимальная скорость 110 км/ч
Система автоматического подогрева батареи для зимнего периода эксплуатации есть
Автономный отопитель для кабины и/или салона, не менее 4 кВт

Рейтинг недорогих электромобилей на 2021 год в России

Ниже представлены электрокары, стоимость которых вполне по карману среднестатистическому автовладельцу в РФ. Ознакомившись с этим перечнем, вы узнаете, какую машину можете себе позволить, если желаете заботиться об окружающей среде и в вашем городе есть необходимая для того инфраструктура.

Peugeot e-208

Лучшее, что можно купить за 30 450 евро. Мощность силового агрегата в 136 л.с. и максимальная скорость в 150 км/ч вряд ли впечатлит вас, как и разгон до 100 км/ч за 8.1 секунды. Зато при емкости батареи в 50 кВт*ч машина заряжается за 465 минут и может проехать 340 км без необходимости «дозаправки».

Opel Ampera-e

Аккумулятор имеет емкость 60 кВт*ч, заряжается полностью за 555 минут. Зарядки хватает на 380 км езды. Максимальная скорость электрокара составляет 150 км/ч при мощности 204 л.с.

Качество комплектующих является чрезвычайно высоким, ведь данную модель выпускает американский бренд General Motors, крайне скрупулезно следящий за своей репутацией. Стоимость машины в России составляет не менее $43 000, что все равно остается заманчивым предложением в сравнении со многими другими на рынке.

Nissan Leaf

Один из самых популярных электромобилей на постсоветском рынке. Развивает скорость в 157 км/ч максимально. 218-сильный мотор дает разгон до 100 км/ч за 7.3 секунды.

Полная зарядка занимает 10 часов, что не очень удобно, хоть и емкость аккумулятора не так велика: 62 кВт*ч. Запас хода авто — 385 км. Стоимость новой машины — $31 000, зато б/у ее можно найти в несколько раз дешевле.

Renault Zoe

Французский продукт разгоняется крайне медленно (до «сотни» за 11.4 секунды), да и максимальной скорости его хватит только для поездок в мегаполисе вроде Москвы, где много пробок (135 км/ч). Это и неудивительно при двигателе в 109 л.с. Зато запас хода у него составляет 395 км, что очень неплохо для данного ценового сегмента. Большим плюсом является невероятно быстрая скорость зарядки — 180 минут.

Цена этого электрокара, в зависимости от новизны и комплектации, варьируется в диапазоне 7 000 — 35 000 долларов США.

Volkswagen ID.3

Первый электромобиль от известного автопроизводителя. Батарея на 82 кВт*ч заряжается за 495 минут и в случае необходимости позволяет без перерыва проезжать 550 км. Недостатком электрокара является не очень мощный двигатель: всего 204 л.с., разгоняющий всего лишь до 160 км/ч максимум. Стоит машина 40 600 долларов, что сравнительно немного и можно отнести к преимуществам.

SEAT el-Born

За 31 — 37.5 тысяч американских долларов можно приобрести электромобиль, заряжающийся за 375 минут и способный на максимальном объеме энергии проехать 420 км. Правда, максимальная скорость его будет всего 160 км/ч, но маневренность не разочарует, особенно если учесть, что до 100 км/ч он разгоняется ровно за 7 секунд.

Skoda Enyaq 80x

Этот полноприводный электрокар оснащен двумя моторами, суммарная мощность которых составляет 265 л.с. Конструкционно он многое взял от неэлектрических автомобилей марки Volkswagen, с которой «Шкода» тесно сотрудничает.

До 100 км/ч он разгоняется за 6.9 секунды. Аккумулятор емкостью 82 киловатт-часов заряжается за 495 минут и позволяет проехать без остановок 460 км. Цена машины достаточно высока, как для таких характеристик — 43 300 евро.

Tesla Model 3

При мощности силового агрегата 449 л.с. развивает скорость в 233 км/ч. На полное восполнение энергии в батарее емкостью 75 кВт*ч требуется 465 минут. На одной зарядке электрокар проезжает 560 км.

Модель может похвастаться способностью разгоняться до 100 км/ч за 4.6 секунды. При таких характеристиках стоит авто совсем недорого: $41 тысячу в США и не менее $55 000 в Российской Федерации.

Hyundai Kona Electric

Оснащается такой же батареей, как и большинство электромашин от Kia — на 67 кВт*ч. Но запас хода при полном заряде у этого корейского кара заметно выше — 480 км.

Время подзарядки составляет всего 420 минут, что на полчаса меньше, чем в среднем по рынку. К недостаткам можно отнести то, что быстрой езды на этом авто не получится: разгоняется до 100 км она 7.9 секунд, а максимальная ее скорость — всего 167 км/ч. Зато цена довольно демократичная: стартует от $36 000.

Kia e-Soul

Цена от 12 000 долларов (б/у) до 38 000 евро новой. Батарея на 67.1 кВт*ч заряжается за 630 минут и дает 452 км безостановочной езды при максимальной скорости 167 км/ч, которую способен развить мотор мощностью 204 л.с.

Разгоняется не очень быстро — лишь за 7.9 секунд может по прямой дойти до 100 км/ч, но за свои деньги это вполне неплохой вариант.

Как пройдет локализация

Источник «Ведомостей» сообщает, что «Автотор» будет работать над локализацией электромобилей с Hyundai и Kia – своими традиционными партнерами, а также с несколькими другими производителями. В разработке находятся три проекта, но еще не ясно, какие из них доберутся до практической реализации.

«Автотор» начнет производство электромобилей и компонентов, для этого он увеличит инвестиции по СПИКу на 20 млрд рублей

В будущем «Автотор» планирует выход на экспорт. «Сейчас уже завершается работа по внесению новых дополнений в СПИК, что позволит вывести предприятие на совершенно новый технологический уровень и позволит освоить совершенно новые рынки, которые пока еще не представлены ни на «Автоторе», ни в регионах и заводах России», — передает пресс-служба Минпромторга слова Антона Алиханова, губернатора Калининградской области.

На компанию «Автотор» приходится почти 50% всей выпускаемой товарной продукции в Калининградской области. Объем товарной продукции завода в 2020 г. составил 295 млрд руб. Компания была основана в 1994 г. Сегодня она выпускает легковые автомобили таких брендов как BMW, KIA, Hyundai, а также коммерческие автомобили Hyundai, Ford Cargo. Основной владелец «Автотора» – Владимир Щербаков.

СПИК, который «Автотор» заключил с Минпромторгом и правительством Калининградской области гарантирует компании налоговые льготы и поддержку условий ведения бизнеса со стороны властей в обмен на обязательства по локализации производства. Уровень локализации оценивается в баллах: за сборку двигателя, включая установку коленвала, — 25 баллов, за локализацию блока управления кузовной электроникой – 50 баллов. В случае локализации тягового электродвигателя «Автотор» сможет получить 100 баллов, тяговой батареи – еще 150 баллов.

Какие технологии помогут разработчикам цифровизировать Москву
Инновации и стартапы

Количество баллов определяет объем бюджетных промышленных субсидий, а также право участвовать в госзакупках и госпрограммах поддержки спроса. Ежегодно количество баллов для получения максимальных субсидий будет увеличиваться: в 2020–2021 гг. потребуется набрать минимум 1500 баллов, в 2022 г. – 2000, в 2023–2024 гг. – 2567 баллов.

Что в Азии

В 2021 году китайская корпорация Baidu заявила о планах совместного выпуска электромобилей в партнерстве с китайским автопроизводителем Geely. Последний владеет Volvo и долей в компании Daimler.

Между тем гигант электронной коммерции Alibaba уже создал совместное предприятие по производству электромобилей с крупнейшим автопроизводителем Китая SAIC Motor.

Китайская Didi Chuxing совместно с автопроизводителем BYD выпускает электротакси.

А корейская Samsung намерена инвестировать почти $1 млрд в производство аккумуляторов для электромобилей, чтобы обеспечить, в том числе, и растущие потребности Volkswagen. Автопроизводитель Rivian уже объявил о том, что будет использовать аккумуляторы Samsung SDI для батарей своих электропикапов R1T и внедорожников R1S. Эти электромобили были представлены еще в конце 2018 года, но выйдут на конвейер летом 2021 года.

Другая корейская компания, LG Energy Solution, намеревается увеличить производство аккумуляторов в США в 30 раз, чтобы ими оснащали не менее 2 млн электромобилей ежегодно.

Спрос на экологичный транспорт растет вместе с производством. Согласно прошлогоднему отраслевому исследованию BloombergNEF, средняя цена литий-ионных аккумуляторов, которые используются в электромобилях, за период 2010−2020 годов упала с $1 191 до $137 за кВт·ч или в девять раз.

Аналитики прогнозируют, что к 2023 году эта цена будет близка к $100 за кВт·ч. Первые такие аккумуляторы дешевле $100 за кВт·ч, кстати, уже выпустили. Ими оснастили китайские электроавтобусы.

Именно такая цена позволит автопроизводителям производить и продавать на некоторых рынках массовые электромобили по той же цене, что и обычные машины.

Аналитики Boston Consulting Group считают, что к 2026 году на электромобили будет приходиться более половины мировых продаж легковых машин.

Сравнение электромобилей с другими видами транспортных средств

Чтобы понять, стоит ли покупать машину с электроприводом, следует сравнить ее с другими видами транспортных средств (ТС). И в этом вопросе нужно провести четкие границы, так как существуют разные варианты приводов:

  • двигатели внутреннего сгорания;
  • гибридные силовые установки.

Выше мы уже говорили о том, что такое авто с гибридным силовым агрегатом и какими они бывают. Ну а с обычными машинами с ДВС мы уже давно и тесно знакомы. И чтобы понять, что же лучше в наше время, следует рассмотреть все преимущества и недостатки всех типов ТС и сравнить их с электрокарами.

Сравнение с гибридными ТС

При первом же сравнении машины на электроприводе с гибридом становится понятно, что последние имеют определенные преимущества. Например, они могут ездить только на электромоторе, отключив бензиновый мотор. Однако в этом случае запас хода довольно небольшой. Одного заряда батареи гибрида будет достаточно лишь на пару десятков километров. При этом расход жидкого топлива сводится к нулю.

Электромобиль же, в свою очередь, имеет значительно больший запас хода на одном заряде. Но если сядет батарея, вы не сможете включить ДВС и продолжить движение на жидком топливе, заряжая её.

А электрозаправочных станций в России все еще недостаточно. Если автомобиль нужен только для поездок по городу, когда водитель в среднем проезжает не более 150 км в день, то электрокар станет отличным и экономичным (в плане топлива) решением.

Но важно понимать, что батарея в электромобиле не вечная. Ее хватит в лучшем случае на 8-10 лет (гарантия от производителя дается лишь на 5-8 лет в зависимости от дилера и марки авто)

По истечении этого срока батарею придется заменить, а это довольно дорогостоящее мероприятие.

Например, батарея для Nissan Leaf обойдется автовладельцу в 6499 долларов США (если отдать старую батарею, то цена будет снижена до 5499 долларов). И это одна из причин, по которой не стоит покупать электромобиль б/у. При этом все восемь лет вы будете экономить на топливе. Кроме того, электромотор не требует регулярного обслуживания и своевременного ТО (замены масла, фильтров и так далее).

Сравнение электропривода с ДВС

Можно выделить несколько преимуществ электромотора перед ДВС:

  • Увеличенный крутящий момент, который доступен уже с первых оборотов. Как правило, на самых бюджетных электрокарах он составляет около 270 Hm (может быть и меньше, но это уже совсем маленькие городские гольф-кары). В более дорогих электрических машинах крутящий момент увеличивается уже до 370 Hm, а в таких моделях, как Tesla Roadster, крутящий момент достигает 10 000 Hm.
  • Экономия на топливе.
  • Отсутствие необходимости в расходных материалах (масла, топливного и воздушного фильтров и так далее).
  • Нет растрат на регулярное прохождение ТО.
  • Нет выбросов СО2.
  • Бесплатные парковки.

Обратной стороной медалью является один весьма значительный минус – запас хода в условиях дефицита специализированных зарядных станций. Как уже говорилось выше, в крупных городах России и стран СНГ такие точки имеются и проблем с их поиском быть не должно, чего нельзя сказать о выезде за пределы города.

Но это временная проблема. Количество точек для зарядки постоянно растет, и в скором времени они будут появляться и на загородных трассах.

В целом уже большинство производителей понимают, что будущее именно за электрическими видами транспорта. Поэтому в России, странах СНГ и во многих зарубежных государствах активно развивается инфраструктура для обслуживания электромобилей, строятся зарядные станции и создаются все условия для их эксплуатации. Более того, популярные производители, такие как Tesla, строят свои сети электрозаправочных станций.