6 неявных вещей, которых боятся сотрудники гибдд в разговоре с водителем

Оглавление

Документы, предъявляемые ИДПС

Инспектор ДПС не вправе отказать водителю в предоставлении служебного удостоверения, однако не все знают, что имеют право записать или сфотографировать содержащиеся в нём сведения (номер, ФИО, должность, срок окончания действия документа), а также номер жетона полицейского.

Если у вас после объяснения причины остановки требуют документы, поинтересуйтесь, зачем они нужны и что ИДПС намерен с ними делать.

Помните, что на законном основании инспектор ГИБДД имеет право проверить следующие документы:

  • ВУ;
  • регистрационное свидетельство ТС;
  • техталон.

Все эти документы следует предъявлять по отдельности, желательно наличие видеофиксации выемки документов с комментариями водителя. Если вас попросят предъявить страховой полис – можете проигнорировать такой запрос, поскольку данный документ требуется только при составлении протокола.

Как вести себя с сотрудником ГИБДД

Как вести себя с сотрудником ГИБДД

Многие автолюбители периодически задумываются на тему «как вести себя при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД». Вроде бы не хочется лишний раз вступать в конфликт, но в тоже время не хочется выполнять требования сотрудника ГИБДД, которые не основаны на законе. Между тем такие неправомерные требования могут выдвигаться сотрудником ГИБДД.

Чтобы не быть голословными, давайте перечислим некоторые неправомерные требования со стороны инспекторов, которые могут встретиться любому автолюбителю:

— требование продуть в алкотестер без составления инспектором каких-либо документов;

— требование предоставить сотруднику ГИБДД документы, которые водитель не обязан предъявлять;

— беспричинное требование к остановке транспортного средства;

— требование выйти из автомобиля;

— остановка автомобиля в месте, где это запрещено ПДД;

— требование проехать на медицинское освидетельствование без предложения освидетельствование с помощью алкотестера и т. д.

Как вести себя с сотрудником ГИБДД, чтобы при остановке автомобиля он не выдвигал необоснованные требования, а действовал в строгом соответствии с законом? И как вести себя с сотрудником ГИБДД так, чтобы даже если какое-то неправомерное требование будет выдвинуто инспектором, то ему же оно боком и выйдет?

В конечном итоге каждый водитель сам для себя решает как ему вести себя при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД. Однако некоторые рекомендации дать всё же можно.

Во-первых, чтобы иметь возможность «спрашивать» с сотрудника ГИБДД за допущенные им нарушения, нужно самому не нарушать. Согласитесь, имея за плечами кучу неоплаченных штрафов, по которым не истек срок давности для составления протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП (неуплата штрафа в установленный срок) сложно будет, что-то указывать сотруднику ГИБДД. Даже если инспектор будет действовать с нарушением, имея неоплаченные штрафы, автолюбитель, скорее всего, будет вести себя более чем покладисто.

Во-вторых, чтобы общаться с сотрудником ГИБДД на равных необходимо изучить законодательство в сфере дорожного движения. Особенно важными являются такие книжки, как КоАП, Регламент ГИБДД, ПДД, определенные ГОСТы. В зависимости от того, какие «недостатки» есть у автолюбителя или его автомобиля вполне возможно, что понадобиться изучить и другие документы.

Естественно теоретическая подкованность автолюбителя – это далеко не всё, что нужно автолюбителю. Ему необходимо также живое общение с инспектором. Однако набивать «шишки» путём учебы на дороге — не стоит. Такая «учеба» чревата оформлением по части 1 статьи 19.3 КоАП (неподчинение законному требованию сотрудника ГИБДД) или другими неприятностями.

В какой-то мере опыт живого общения с сотрудником ГИБДД могут заменить видеоролики, размещенные в Интернете. Речь здесь идет о видеороликах, в которых более опытные автомобилисты общаются с сотрудниками ГИБДД по поводу их неправильных действий. Некоторые водители настолько поднаторели в процессуальных дуэлях, что могут дать форму самому опытному автоюристу. У этих людей есть чему поучиться.

Просмотрев несколько десятков таких видеороликов, автолюбитель поймет, где проходит грань между законным и незаконным требованием сотрудника ГИБДД, а также уяснит для себя как именно ему вести себя при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД. При просмотре видео автолюбитель также выяснит, какие действия водителей часто заканчиваются для них неприятностями.

Каких вещей боятся сотрудники ГИБДД в разговоре с водителем

Сразу скажем, что честный инспектор ГИБДД не боится ничего. Если водитель действительно нарушил правила, и его остановили для того, чтобы выписать штраф в соответствии с законодательством — никаких лазеек здесь не найти. Но если гаишник просто хочет подзаработать без веского повода, то есть сразу 6 вещей, вызывающих его опасения.

Видеосъёмка

Это — первое и самое главное. Когда гаишник приближается к машине, камеру видеорегистратора следует направить на окно. Если такой возможности нет, то можно снимать на мобильный телефон.

Увидев камеру, человек при исполнении вряд ли станет говорить или делать что-то, выходящее за пределы его полномочий.

А если видеокамеру не видно, то водитель может сообщить о записи в самом начале разговора.

Если сотрудник ГИБДД попросит остановить съемку, водитель имеет полное право отказать, сославшись на статью 29 Конституции РФ. Есть и другие нормативно-правовые акты, разрешающие видеозапись разговора с гаишником, но Конституция действует наиболее убедительно.

Знание законов

К водителю, который отлично знает свои права, у инспектора ГИБДД будет меньше всего претензий. Мало кто рискнёт штрафовать человека, убеждённого, что он ничего не нарушал. Чтобы спокойно и уверенно общаться с гаишниками, нужно в совершенстве изучить следующие законы:

  • ПДД;
  • главу 12 Административного кодекса (она повествует о нарушениях при дорожном движении);
  • Административный регламент МВД;
  • закон «О полиции».

Если постоянно ссылаться на эти законы при общении с гаишником, то он, скорее всего, пожелает хорошего дня и уйдёт. Но следует помнить, что никакие познания не спасут от ответственности, если водитель действительно превысил скорость или был за рулём в состоянии опьянения.

Умение заполнять протокол

Когда гаишник предлагает заполнить протокол, он надеется, что водитель просто согласится с обвинениями.

Но если человек хорошо знает правила ПДД, он может в графе «Объяснение» указать причины своего несогласия с инспектором.

Если места в протоколе не хватает, всегда можно запросить у блюстителя закона дополнительный бланк. В основном протоколе следует отметить, что «прилагается объяснение на 2 (3, 4, 5…) листах».

Просьба предъявить служебное удостоверение

У любого инспектора ГИБДД есть удостоверение. Самозванцы на дороге палочкой не машут. Но если гаишник остановил машину без веской причины, то он будет сомневаться, стоит ли показывать свой документ. При этом у водителя есть полное право не только взять удостоверение в руки, но и записать данные или сделать фото.

Вопрос об отсутствии нагрудного знака

Если машину остановил гаишник без нагрудного знака, то водитель обязательно должен обратить на это внимание. Стоит спросить сотрудника ГИБДД, почему отсутствует этот элемент его гардероба

Как правило, это свидетельствует о том, что гаишник вышел «поохотиться» в нерабочее время или просто пытается использовать служебное положение в личных целях.

Уважительное обращение

Нельзя сказать, что инспектор ГИБДД боится уважения в свой адрес. Но если обращаться к гаишнику со словами «уважаемый», «господин» и «командир», то он вполне может передумать штрафовать водителя по надуманной причине. Велика вероятность, что он решит отпустить человека с миром и остановить другую машину, водитель которой начнёт вести себя неуважительно.

Не стоит бояться сотрудников ГИБДД. До тех пор, пока водитель соблюдает ПДД и правильно общается с блюстителями дорожного закона, он не может быть оштрафован или лишён прав управления автомобилем. Но при попытках отпугнуть гаишника не стоит забывать и о правомерности своих действий. Если человек действительно пересёк дорогу на красный свет или превысил скорость — ему ничего не поможет.

Источник

Рекомендации по общению с сотрудником ГИБДД

Вступая в разговор с представителем дорожной полиции необходимо помнить о том, что он является должностным лицом, исполняющим свои обязанности, и придерживаться уважительного и спокойного тона ведения беседы.
В то же время, не стоит забывать о собственных гражданских правах и не терять чувства собственного достоинства. Чрезмерная нервозность, заискивания едва ли будут способствовать конструктивному диалогу, так же как и явная грубость или ирония.
Если имеют место неправомерные действия сотрудника ГИБДД им не стоит подчиняться, а нужно вежливо, но твердо указать на недопустимость подобного. 

Так, в частности, представитель дорожной полиции не в праве:

  • Вести себя грубо, употреблять оскорбительные формулировки и жесты;
  • Делать водителю замечания, в том числе и справедливые, в присутствии пассажиров;
  • Настаивать на передаче ему в руки водительского удостоверения. Вполне достаточно демонстрации документов, так как сотрудник ГИБДД может просто не вернуть права, лишив возможности продолжать движение;
  • Требовать передачи ему управления транспортным средством для перемещения его на штрафную стоянку;
  • Предлагать пройти тест на употребления алкоголя при помощи подручных средств, таких как пластиковые стаканчики, бумажные пакеты и т.п.

Очень важно с первых мгновений разговора предать ему позитивную окраску, даже если имел место факт нарушения правил дорожного движения. Дело в том, что КоАП РФ предусматривает довольно широкий диапазон санкций за аналогичные правонарушения

Размер штрафа или срок лишения права управления автомобилем зависят подчас от субъективного мнения или сиюминутного настроения инспектора. Однако применение санкции — не повод впадать в отчаяние, и даже если лишили прав, всегда можно обжаловать такое решение в судебном порядке.

Где беседовать с гибэдэдэшником и чего нельзя категорически делать

Разговор с ГИБДД должен проходить правильно. Вначале ответим на вопрос, где беседовать с инспектором: в салоне автомобиля или на улице?
После остановки автомобиля по требованию гибэдэдэшника происходит знакомство водителя с ним. После чего автомобилист должен предъявить документы на управление машиной, при этом он обязан отдать водительское удостоверение прямо гибэдэдэшнику в руки.

Стоит отметить, что из салона автомобиля вам нет необходимости выходить. При составлении протокола можете сидеть спокойно в машине. Сотрудник ГИБДД может попросить выйти из автомобиля в некоторых случаях:

  • для ликвидации поломки автомобиля или при несоблюдении правил перевозки груза;
  • сотрудник заподозрил вас в том, что вы в нетрезвом состоянии;
  • для проверки номеров устройств машины;
  • для просмотра автомобиля и груза;
  • если сотрудник предполагает, что водитель и пассажиры — участники преступления;
  • необходимо присутствие водителя, чтобы оформить требуемые документы или нужно помочь.

Под последнюю причину можно подвести почти каждую ситуацию. Лучше выйти из автомобиля.

На видео показано, как разговаривать с ГИБДД:

https://youtube.com/watch?v=57ybPMyQeks

Теперь рассмотрим некоторые правила, которые ни в коем случае нельзя делать, в том числе они подразумевают и как разговаривать с ГИБДД:

  1. Никогда не говорите инспектору дорожного движения, что у вас дела и вы опаздываете. Для гибэдэдэшника это значит, что требуется тщательно проверить все документы и государственный номер машины по базе данных.
  2. Нельзя предлагать денег самим. Большинство автомобилистов сразу хотят решить проблему, предлагая деньги, чтобы откупиться от инспектора. Но он сразу заподозрит неладное и начнёт досконально и полностью проверять вас либо позже настоит на увеличении суммы.
  3. Не говорите угроз в адрес гибэдэдэшника про увольнение или звонок начальству. В этом случае вы настроите сразу инспектора против себя. Если существует действительно нарушение, то штраф будет оформлен по всем правилам, а если нет, то он найдёт к чему придраться.
  4. Не ведите разговор с гибэдэдэшником грубо, с пренебрежением, унижая его. Это приведёт только к серьёзным проблемам. Минимум — отделаетесь тщательной проверкой, а максимум — сотрудник произведёт административный арест.
  5. Не умничайте, если не знаете нормы законов. Если вы не знаете юридические законы и правила, даже не пытайтесь на них ссылаться, дабы избежать наказания. Запомните, что многие сотрудники дорожного движения хорошо подкованы в юридической сфере. Просто попросите объяснить содержание закона.

Основные правила общения с инспектором ДПС

При остановке машины водитель вправе вести переговоры с инспектором, не покидая автомобиль. Однако согласно п.70 пп. «а» Административного регламента, который был утвержден Приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. за номером 185,  полицейский может потребовать у водителя покинуть салон авто последующим причинам:

  • для устранения каких-либо нарушений в правилах грузоперевозки или неисправностей в автомашине;
  • при обнаружении у водителя каких-либо признаков наркотического, алкогольного опьянения или признаков нездоровья водителя;
  • для выполнения номерной сверки основных агрегатов машины при его участии;
  • для осмотра перевозимого груза, автомашины или личного досмотра;
  • для оказания помощи инспектору или участникам происшествия в проведении процессуальных действий;
  • если поведение водителя угрожает личной безопасности полицейского.

Инспектор должен  представиться водителю, озвучит звание и должность, а также сообщить причину остановки. Далее он вправе потребовать передачу ему нужных документов для проведения проверки и составления протокола правонарушения. Водитель также имеет право на встречное требование о представлении служебного удостоверения, которое должно быть показано ему в развёрнутом виде без передачи в руки (см. п.20 абзац 5 Приказа МВД РФ №185 об Административном регламенте от 2.03.09).

Видео: Общение с ДПС, остановка без причины. Беспредел ГИБДД

https://youtube.com/watch?v=IkjPj52TSsg

Несмотря ни на какие обстоятельства остановки, автомобилисту важно выдержать корректный тон общения с сотрудником полиции, не допускать при этом излишнего волнения, страха, оскорблений, угроз, попыток неисполнения законных требований, не предлагать денежного вознаграждения. Следует помнить, что моральное или физическое оскорбление полицейского, находящегося при исполнении должностных обязанностей преследуется по закону:. 1

публичное оскорбление должностного лица при исполнение служебных обязанностей при посторонних лицах влечёт наказание по ст.319 УК РФ, включающее в себя одно из трех наказаний:

1. публичное оскорбление должностного лица при исполнение служебных обязанностей при посторонних лицах влечёт наказание по ст.319 УК РФ, включающее в себя одно из трех наказаний:

  1.  штрафом в размере до 40 000 рублей или 3-х месячной зарплаты виновника;
  2. обязательными работами на общественных работах в пределах 360 рабочих часов;
  3. исправительные работы на срок до 12 месяцев.

2. личное оскорбление наедине квалифицируется по ст.20.1 ч.2 КоАП РФ как мелкое хулиганство и наказывается заключением под стражу на 15 суток или штрафом от 1 до 2,5 тыс. рублей.

Если Правила были действительно нарушены, то автомобилисту следует спокойно выслушать все доводы инспектора ДПС, проверить правильность применяемой статьи ПДД и КоАП, подписать протокол и получить штрафную квитанцию, по которой оплатить в ближайшей кассе Сбербанка или платёжном терминале требуемую сумму штрафа. Если водитель не согласен с решением инспектора, то ему следует указать своё несогласие и доводы в протоколе правонарушения, подписать документ и готовиться к обжалованию штрафного постановления в вышестоящем органе ГИБДД или в суде.

Вас останавливают на дороге

Вопрос остановки ТС на дороге регламентирован Приказом МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017). В нем четко оговорены основания, по которым инспектор ДПС имеет право остановить ТС:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства.
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Т.е., из вышеизложенного можно понять, что вас могут остановить просто по желанию сотрудника ДПС, поскольку всегда есть возможность подвести остановку под один из пунктов регламента.

В связи с этим, фраза из «Наставлений по службе ДПС ГИБДД» о том, что остановка ТС в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, звучит по меньшей мере издевательством.

Вы можете придумать более исчерпывающий список причин? Лично я — нет.

Нормативные правила взаимоотношений

Примечателен и взгляд с другой стороны на взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и автовладельцем. Поведение инспектора регулируется правилами, которые прописаны в регламенте МВД. Согласно им гаишник должен проявлять уважение к гражданским лицам, а также быть решительным и принципиальным в обеспечении правопорядка

Чтобы понимать, как разговаривать с гаишниками, важно учитывать названные предписания установки, но не забывать, что люди разные, и к каждому сотруднику требуется индивидуальный подход

Продолжая тему обязанностей инспекторов, стоит отметить и еще несколько положительных моментов. Любые ограничения, накладываемые на водителя, должны сопровождаться разъяснениями. В конфликтных ситуациях гаишникам предписано деликатно относиться к нарушителям, давая им возможность успокоиться и в то же время обстоятельно пояснять причины их остановки.

Нестандартные причины остановки

  1. Остановка автомобиля с целью его использования инспектором. Закон предусматривает нанесения вреда правам гражданина, если потенциальный вред будет больше, чем причиненный. Естественно, что все убытки и расходы будут компенсированы. За невыполнение требования, может наступить ответственность. Хотя вовсе не обязательно отстранение от управления транспортным средством, инспектор может просто сесть в автомобиль. После чего водитель получит специальный документ, содержащий всю информацию и сможет получить компенсацию;
  2. Если проводится специальная операция. О ее подробностях сотрудники полиции могут не сообщать, но перед обращением они все также должны соблюсти формальные требования закона;
  3. Произведение досмотра автомобиля. Может быть произведен только при двух понятых, при этом составляется протокол и ведется фиксация всех подробностей. Перед проведением процессуального действия, инспектор предлагает выдать вещи, изъятые из открытого оборота, добровольно;
  4. Требования показать аптечки, огнетушители и другие предметы. Не являются законными, если у водителя есть действующее свидетельство о прохождении технического осмотра.

Рекомендации водителю в случае остановки

  1. Убедившись, что требование инспектора ГИБДД об остановке относится именно к его машине, водитель обязан остановиться в указанном месте, не нарушая при этом ПДД.
  2. Если это происходит в позднее время суток в отсутствие других машин, то в целях безопасности  нужно заблокировать двери, включить диктофон или мобильный аппарат в режим записи и произнести число, место и время события, поджидая прибытия полицейского. Согласно пп.24-25 Административного регламента ГИБДД обеим сторонам разрешено во время общения применять звуко- и видеозаписывающие приборы.
  3. По прибытии полицейского нужно открыть немного приспустить окно, чтобы выслушать его представление и причину остановки, а также требование о предъявлении необходимых документов, которые он должен сообщить в соответствии с положениями п.20 Регламента. При обвинении в совершении правонарушения полицейский должен указать пункты ПДД и КоАП, которые явились основанием его действий по остановке транспорта. Если же машина остановлена по другим причинам, перечень которых приведён в п.63 Регламента, то он обязан изложить их ясно и вежливо, разъясняя при этом обязанности и права водителя.
  4. Если действия полицейского носят невежливый или противоправный характер, а также при несогласии с его обвинением, водитель вправе потребовать предъявления служебного удостоверения. При этом следует записать данные и номер нагрудного жетона инспектора, заявив, что его действия будут обжалованы. Также нужно уточнить наименование районного отделения ГИБДД, которое он представляет.
  5. Согласно требованиям ст.5 Закона о полиции полицейский обязан в каждом случае ограничения гражданских прав давать разъяснения об основаниях и возникающих при этом обязанностях и правах граждан. Жалобу на незаконные действия полицейского гражданин может подавать в любое время по единому телефонному номеру 8 800 200 53 35 или «горячим телефонам» своего районного отделения ГИБДД.
  6. Не садиться в полицейскую машину без основательной причины, при необходимости пригласить пассажира поучаствовать в составлении протокола в качестве свидетеля.
  7. Не следует оправдываться и давать объяснения по поводу совершённого нарушения, нужно требовать доказательств своей вины.
  8. При несогласии с решением инспектора надо зафиксировать это в протоколе и потребовать себе копию документа с подписями привлечённых свидетелей нарушения.
  9. Допускать полицейских к осмотру машины только в присутствии понятых.
  10. При обвинении в употреблении спиртных напитков не следует дуть в трубку прибора, а нужно требовать направления на медицинское освидетельствование, помня, что лишить прав может только судебный орган.