Делаем рейтинг городов россии по качеству дорог

Оглавление

Низкое качество строительных материалов

0 Основные материалы в дорожной отрасли — каменный материал, чаще используемый как основа (щебень в простонародье), и вяжущий, то есть битумы. Качество и щебня, и битума у нас прихрамывает по ряду причин, напрямую с дорожным строительством не связанных. Битумы — это остатки производства в нефтяных компаниях и не основная статья дохода. Поэтому о его качестве никто особенно не думает, какой получился, такой и хорошо, на безрыбье все равно купят. Решение этой проблемы уже сдвинулось с мертвой точки, Росавтодор подготовил ужесточенные требования к битуму, которые постепенно вводятся в оборот. Нефтяные компании начинают поворачиваться к дорожникам лицом, но этот процесс будет замедлен из-за кризиса. Денег у компаний становится меньше, они сокращают всех тех специалистов, которые не имеют отношения к разведке месторождений и добыче. Возможно, через 9-10 лет в России будут хорошие битумы. С камнем ситуация попроще. У нас есть свои хорошие карьеры, оттуда материал нужно поднять специальными грузовиками, правильно раздробить, подобрать состав и отправить на завод

Проблема в том, что есть крупные потребители этого камня, которым качество щебня не очень важно. Например, железные дороги

Они закупают щебень для насыпей в объемах, несопоставимых с тем, какой требуется для дорожников. Заводам невыгодно производить мелкую партию качественного щебня, проще продать большую партию, где никто не будет придираться к качеству.

Формализация задачи

В России требования к качеству дорог описываются в ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Этот документ определяет требования к покрытию проезжей части, обочинам, разделительным полосам, тротуарам, пешеходным дорожкам и т.п., а так же устанавливает типы повреждений. Поскольку задача определения всех параметров дорог достаточно обширна, а решил для себя ее сузить и остановиться только на задаче определения дефектов покрытия проезжей части. В ГОСТ Р 50597-2017 выделяются следующие дефекты покрытия проезжей части:

  • выбоины
  • проломы
  • просадки
  • сдвиги
  • гребенки
  • колея
  • выпотевание вяжущего

Выявлением этих дефектов я и решил заняться.

Рейтинг городов России по качеству жизни — 2021

(по итогам 2020 года)

Город

Итоговый балл

1-10

1

Москва

100

2

Санкт-Петербург

87

3

Грозный

84

4

Калуга

80

5

Казань

78

6

Екатеринбург

77

7

Севастополь

76

8

Сочи

76

9

Калининград

75

10

Набережные Челны

75

11—20

11

Пенза

75

12

Тюмень

75

13

Нижний Новгород

74

14

Владикавказ

74

15

Ижевск

74

16

Челябинск

73

17

Краснодар

73

18

Череповец

73

19

Тула

73

20

Липецк

72

21-30

21

Тольятти

72

22

Новосибирск

72

23

Новороссийск

72

24

Владимир

72

25

Магнитогорск

71

26

Белгород

71

27

Махачкала

71

28

Йошкар-Ола

70

29

Ростов-на-Дону

70

30

Вологда

69

31-40

31

Уфа

69

32

Иркутск

69

33

Стерлитамак

69

34

Смоленск

68

35

Симферополь

68

36

Тамбов

81

37

Брянск

68

38

Кострома

68

39

Нижневартовск

68

40

Волжский

68

41-50

41

Рязань

67

42

Иваново

67

43

Ярославль

67

44

Томск

67

45

Тверь

66

46

Чебоксары

66

47

Пермь

65

48

Нижний Тагил

65

49

Орёл

65

50

Курган

65

51-60

51

Воронеж

65

52

Новокузнецк

65

53

Якутск

65

54

Самара

64

55

Мурманск

64

56

Ульяновск

63

57

Красноярск

63

58

Петрозаводск

62

59

Саранск

62

60

Сургут

61

61-70

61

Ставрополь

61

62

Курск

61

63

Саратов

61

64

Архангельск

60

65

Улан-Удэ

60

66

Киров

60

67

Оренбург

59

68

Владивосток

58

69

Омск

58

70

Астрахань

58

71-75

71

Хабаровск

57

72

Кемерово

56

73

Барнаул

56

74

Волгоград

55

75

Чита

55

5 Москва

Продолжает рейтинг Москва. Удивительно, но наша столица не вошла даже в тройку лидеров лучших городов по качеству жизни в России. Больше всего жители недовольны работой местных властей. Благоустройство города и работа системы ЖХК также получили не очень высокую оценку. Цены на жилье здесь остаются самыми дорогими.

Транспортная система в городе высоко развита. Особую значимость здесь имеет метро. До сих пор его расширяют, продлевая линии и открывая новые станции. Здесь даже проводят экскурсии, на которых гиды знакомят с историей метрополитена и рассказывают о технике безопасности. Главной проблемой наземного транспорта остаются многочисленные пробки и не менее острая – нехватка парковок. На крупных магистралях для общественного транспорта есть выделенные полосы.

Образование и культурная жизнь развита не хуже транспортной системы и занимает первое место среди всех городов. Многие выпускники школ со всех областей стремятся поступить в вузы столицы, которых насчитывается более двухсот. Библиотек здесь тоже много, их число достигает четырехсот. В столице регулярно проводятся спортивные соревнования, выставки и фестивали. Здесь много кинотеатров, музеев, театров.

3 Тюмень

Тройку лидеров открывает представитель Уральского федерального округа – город Тюмень с численностью населения чуть более восьмисот тысяч человек. Наиболее низко жители оценивают медицинское обслуживание. Здесь оно занимает 44-е место среди всех участников рейтинга. На весь город имеется 19 медицинских учреждений. По числу больничных коек на 10 тысяч человек Тюмень не входит даже в десятку городов Тюменской области. Зато жители очень высоко оценивают местную власть, считая, что она многое делает для улучшения качества жизни.

Выше среднего оценивается работа дорожной полиции и служб по ремонту дорог. Через Тюмень проходят автомобильные дороги федерального и регионального назначения, их качество находится на высоком уровне. В городе нет трамваев, жители добираются до мест назначения на автобусах и троллейбусах.

Помимо системы вузов здесь есть научные организации, в частности более десятка научно-исследовательских и проектных институтов. Средне-специальное образование здесь развито не меньше.

Культурную программу составляют театры и музеи. Практически все кинотеатры имеют более четырех залов. В городе находится более 50-ти библиотек.

Как профинансировать дорожные стройки

Первый и самый главный вопрос, который встает при планировании новой дорожной инфраструктуры, — где взять денег. Долгими десятилетиями средства на дороги выделялись по остаточному принципу. В результате мы имеем такой огромный дефицит финансирования, что в одиночку ни государство, ни регионы, ни бизнес, ни строители эти затраты не потянут. Успешно реализовать такой огромный объем инвестиций можно только сообща.

Поэтому необходимо использовать все имеющиеся инструменты финансирования, особое внимание уделяя привлечению внебюджетных инвестиций. Развивать государственно-частное партнерство, поддерживать и помогать заключать концессии — не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях

Экономика инноваций

Как бизнес привлекают к инфраструктурным нацпроектам

Концессионные контракты — самые длительные из существующих. Они заключаются на 20-30 лет — на весь жизненный цикл объекта. Такой контракт не заканчивается с завершением стройки: подрядчик отвечает за результат и на стадии эксплуатации.

Это принципиально отличается от строительства дорог по обычному господряду, когда компания просто сооружает объект, получает причитающуюся сумму и выходит из проекта. При таком подходе подрядчику достаточно, чтобы дорога не развалилась в период гарантийного ремонта, то есть в ближайшие пять-семь лет.

В рамках концессии все иначе. Строительная компания наравне с государством вкладывает в проект свои собственные средства и несет за дорогу ответственность в течении всего срока ее службы.

Сейчас по концессии мы завершаем инвестиционную стадию ЦКАД-4 и строим обход Тольятти. В этот обход мы вложили ₽5 млрд собственных и привлеченных средств. А общая сумма инвестиций, которые «Автобан» привлек в свои ГЧП-проекты, уже превышает ₽140 млрд.

Куда подавать жалобу на аварийное состояние тротуаров?

В большинстве городов России наблюдается «аварийное» состояние не только дорог, но и тротуаров. Если на этом участке плохое освещение, то прохожие могут не только вступить в лужу, образовавшуюся в выбоинах дороги после дождя, а и получить травму. Особенно актуальна эта проблема на территориях, прилегающих к домам и во дворах многоэтажных зданий.

Читать по теме: Ремонт дорог во дворах

Одиночную или коллективную жалобу на «аварийное» состояние тротуаров надо подавать в Товарищество собственников жилья. Большинство ТСЖ, к которым обращаются жильцы жилого дома с жалобой на неудовлетворительное состояние тротуаров, отказывают заявителям. Отказ основывается на том, что договор не учитывает расходы на ремонт тротуаров и дорожных покрытий.

Почему в России плохие дороги: на то есть несколько причин

Почему в России такие плохие дороги? Всегда ли виной тому перегруженные фуры, шипованные шины и высокие скорости? Отчасти да, но основная причина все же кроется в другом.

Наверно, многие видели вживую и на различных видео в интернете, как дорожные рабочие укладывали асфальт прямо в лужу или даже в сдобренное грязью и реагентами снежное мессиво. После такой «технологии» покрытие в лучшем случае держится несколько месяцев, после чего идет волнами. И явно тут не климат виноват.

Перегруженные фуры

Фото dorogi-onf.ru

Действительно, довольно часто, особенно в южных регионах, можно встретить дороги с ярко выраженной колейностью. В правой полосе, там где обычно едут тяжелые грузовики, наблюдаются две ярко выраженные продавленные канавы и выпученный в середине и по бокам асфальт.

Именно большегрузы эти канавы и продавливают. Такая колейность называется пластической, поскольку причина ее появления — необратимая (пластическая) деформация покрытия.

► Подпишитесь на наш канал в Telegram

Тяжелые грузовики — лишь катализатор появления пластической колеи, но не ее причина. А причина заключается в плохо подготовленной основе перед укладкой асфальта. Например, применили более дешевый щебень неподходящего размера, недостаточно его уплотнили. Иногда происходит деформация верхних слоев из-за плохого битума.

Все эти нарушения технологии приводят к тому, что под воздействием высоких температур в летний период асфальт размягчается и деформируется. Особенно быстро это происходит под воздействием большого потока большегрузных автомобилей.

Шипованные шины

Фото ural56.ru

Все же есть в нашей стране дороги, основание которых выполнено достаточно качественно, но там колея возникает по другим причинам. Одна из них — шипованные колеса.

Повреждения дорожного покрытия, вызванное шипами, можно встретить там, где машины могут стартовать с пробуксовкой, например, перед перекрестками на светофорах. Колесные шипы способны процарапать канавку в асфальте глубиной до полумиллиметра.

Схожий эффект наблюдается и в случае поворотов передних колес на месте. И это в мороз, когда асфальт более твердый из-за низких температур. В оттепель эффект проявляется еще сильнее.

Хороший пример — МКАД. Многолетние наблюдения показывают, что колейность там чаще всего проявляется в левом ряду. Причина в том, что по нему, в основном, движутся хорошие и дорогие автомобили с качественными новыми шипованными шинами, у которых все шипы на месте. И движутся они быстро. И отсюда вытекает еще одна из причин.

Высокая скорость

Фото fotokto.ru

Как и в случае с большегрузами, высокая скорость — лишь катализатор, а не первопричина порчи асфальта. Все дело в том, что покрытие портится лишь на тех участках, которые изначально не рассчитаны на такую скорость прохождения. В Европе, например, на высокоскоростных участках используется смесь асфальта со щебнем, где доля последнего составляет не менее 70-80 процентов. У нас же это соотношение в лучшем случае составляет 50 процентов — так дешевле и проще укладывать.

За рубежом также массово используют для высокозагруженных автомагистралей специальный щебнемастичный асфальтобетон (ЩМА). Эта смесь, содержащая прочный щебень из плотных горных пород создает прочный каркас, который усиливается особыми целлюлозными волокнами.

В общем, проблемы колейности кроются вовсе не автомобилях или климате, а в нарушениях технологии. Например, не используется прописанная в технологией укладка в два слоя. Помимо этого, между работами должно пройти не менее двух суток. У нас до сих пор применяют ямочный и поверхностный ремонт, снимая верхний слой асфальта и заменяя его новым. При этом повреждения основы не учитываются. В Европе подобные «заплатки» уже давно не практикуют.

Что касается укладки асфальта в дождь и снегопад, то подобная технология действительно существует. Для этого, правда, нужна специальная смесь из щебня, песка и битума с особыми добавками, к тому же предварительно нагретая до 200 градусов. Ее заливают и не уплотняют катком. Технология достаточно дорогая и редко используется. И если вы наблюдаете, как асфальт кладут в лужу, рядом нет специальной цистерны термоса, а лишь дорожные рабочие с лопатами, то такая дорога продержится весьма недолго.

Сбор датасета

Где взять фотографии на которых изображены достаточно большие участки дорожного полотна, да еще с привязкой к геолокации? Ответ пришел стразу — панорамы на картах Яндекса (или Гугла), однако, немного поискав, нашел еще несколько альтернативных вариантов:

  • выдача поисковиков по картинкам для соответствующих запросов;
  • фотографии на сайтах для приема жалоб (Росяма, Сердитый гражданин, Добродел и пр.)
  • на Opendatascience подсказали проект по детектированию дефектов дорог с размеченным датасетом — github.com/sekilab/RoadDamageDetector

К сожалению, анализ этих вариантов показал, что они не очень-то мне подходят: выдача поисковиков обладает большим шумом (много фотографий, не являющихся дорогами, различных рендеров и тп), фотографии с сайтов для приема жалоб содержат только фотографии с большими нарушениями асфальтового покрытия, фотографий с небольшими нарушения покрытия и без нарушений на этих сайтах довольно мало, датасет из проекта RoadDamageDetector собран в Японии и не содержит образцов с большими нарушения покрытия, а также дорог без покрытия вообще. Раз альтернативные варианты не подходят будем использовать панорамы Яндекса (вариант панорам Гугла я исключил, т. к. сервис представлен в меньшем количестве городов России и обновляется реже). Данные решил собирать в городах с населением более 100 тыс. человек, а также в федеральных центрах. Составил список названий городов — их оказалось 176, позже выяснится, что панорамы есть только в 149 из них. Не буду углубятся в особенности парсинга тайлов, скажу что в итоге у меня получилось 149 папок (по одной для каждого города) в которых суммарно находилось 1.7 млн фотографий. К примеру для Новокузнецка папка выглядела вот так:

По количеству скачанных фотографий города распределились следующим образом:Таблица

Город Количество фотографий, шт
Москва 86048
Санкт-Петербург 41376
Саранск 18880
Подольск 18560
Красногорск 18208
Люберцы 17760
Калининград 16928
Коломна 16832
Мытищи 16192
Владивосток 16096
Балашиха 15968
Петрозаводск 15968
Екатеринбург 15808
Великий Новгород 15744
Набережные Челны 15680
Краснодар 15520
Нижний Новгород 15488
Химки 15296
Тула 15296
Новосибирск 15264
Тверь 15200
Миасс 15104
Иваново 15072
Вологда 15008
Жуковский 14976
Кострома 14912
Самара 14880
Королёв 14784
Калуга 14720
Череповец 14720
Севастополь 14688
Пушкино 14528
Ярославль 14464
Ульяновск 14400
Ростов-на-Дону 14368
Домодедово 14304
Каменск-Уральский 14208
Псков 14144
Йошкар-Ола 14080
Керчь 14080
Мурманск 13920
Тольятти 13920
Владимир 13792
Орёл 13792
Сыктывкар 13728
Долгопрудный 13696
Ханты-Мансийск 13664
Казань 13600
Энгельс 13440
Архангельск 13280
Брянск 13216
Омск 13120
Сызрань 13088
Красноярск 13056
Щёлково 12928
Пенза 12864
Челябинск 12768
Чебоксары 12768
Нижний Тагил 12672
Ставрополь 12672
Раменское 12640
Иркутск 12608
Ангарск 12608
Тюмень 12512
Одинцово 12512
Уфа 12512
Магадан 12512
Пермь 12448
Киров 12256
Нижнекамск 12224
Махачкала 12096
Нижневартовск 11936
Курск 11904
Сочи 11872
Тамбов 11840
Пятигорск 11808
Волгодонск 11712
Рязань 11680
Саратов 11616
Дзержинск 11456
Оренбург 11456
Курган 11424
Волгоград 11264
Ижевск 11168
Златоуст 11136
Липецк 11072
Кисловодск 11072
Сургут 11040
Магнитогорск 10912
Смоленск 10784
Хабаровск 10752
Копейск 10688
Майкоп 10656
Петропавловск-Камчатский 10624
Таганрог 10560
Барнаул 10528
Сергиев Посад 10368
Элиста 10304
Стерлитамак 9920
Симферополь 9824
Томск 9760
Орехово-Зуево 9728
Астрахань 9664
Евпатория 9568
Ногинск 9344
Чита 9216
Белгород 9120
Бийск 8928
Рыбинск 8896
Северодвинск 8832
Воронеж 8768
Благовещенск 8672
Новороссийск 8608
Улан-Удэ 8576
Серпухов 8320
Комсомольск-на-Амуре 8192
Абакан 8128
Норильск 8096
Южно-Сахалинск 8032
Обнинск 7904
Ессентуки 7712
Батайск 7648
Волжский 7584
Новочеркасск 7488
Бердск 7456
Арзамас 7424
Первоуральск 7392
Кемерово 7104
Электросталь 6720
Дербент 6592
Якутск 6528
Муром 6240
Нефтеюганск 5792
Реутов 5696
Биробиджан 5440
Новокуйбышевск 5248
Салехард 5184
Новокузнецк 5152
Новый Уренгой 4736
Ноябрьск 4416
Новочебоксарск 4352
Елец 3968
Каспийск 3936
Старый Оскол 3840
Артём 3744
Железногорск 3584
Салават 3584
Прокопьевск 2816
Горно-Алтайск 2464

1 Казань

Лидером рейтинга является столица Республики Татарстан. Численность населения насчитывает более миллиона человек. Жители города поставили ему самые высокие оценки по всем пунктам исследования.

Казань является одним из самых крупных логистических и транспортных узлов нашей страны. Общественный транспорт включает в себя автобусы, троллейбусы и трамваи. Благодаря транспортной реформе 2007 года автобусный парк был практически весь обновлён, маршрутные такси были заменены на полунизкопольные и низкопольные автобусы. Движение транспорта теперь контролирует спутниковая система навигации. Метрополитен был введен в эксплуатацию только в 2005 году и до тех пор, пока количество станций не увеличилось до 6-ти, он не имел особой популярности у жителей города.

В 2014 году были произведены массовые дорожные работы, в ходе которых были отремонтированы улицы и дворы. Эти мероприятия проводились и в последующие годы. Помимо ремонта дорог было увеличено количество парковочных мест.

На территории города находятся более трехсот дошкольных учреждений, более ста школ, хорошо развита система дополнительного образования. Многие школы адаптированы под обучение детей с ограниченными возможностями. Высшее образование представлено вузами, есть национальные исследовательские университеты. Здесь же находится один из крупнейших в Поволжье медицинских центров высоких технологий, занимающийся лечением сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний.

В Казани регулярно проводятся международные фестивали. В городе имеется множество музеев, библиотек и театров.

Подготовка датасета для обучения

И так, датасет собран, как теперь имея фотографию участка дороги и прилагающих объектов узнать качество асфальта, изображенного на ней? Я решил вырезать кусок фотографии размером 350*244 пикселя по центру исходной фотографии чуть ниже середины. Затем уменьшить вырезанный кусок по горизонтали до размера 244 пикселя. Получившееся изображение (размером 244*244) и будет входным для сверточного энкодера:

Что бы лучше понять с какими данными я имею дело первых 2000 картинок я разметил сам, остальные картинки размечали работники Яндекс.Толоки. Перед ними я поставил вопрос в следующей формулировке.

Укажите, какое дорожное покрытие Вы видите на фотографии:

  1. Грунт/Щебень
  2. Брусчатка, плитка, мостовая
  3. Рельсы, ж/д пути
  4. Вода, большие лужи
  5. Асфальт
  6. На фотографии нет дороги/ Посторонние предметы/ Покрытие не видно из-за машин

Если исполнитель выбирал «Асфальт», то появлялось меню, предлагающее оценить его качество:

  1. Отличное покрытие
  2. Незначительные одиночные трещины/неглубокие одиночные выбоины
  3. Большие трещины/Сетка трещин/одиночные не значительные выбоины
  4. Большое количество выбоин/ Глубокие выбоины/ Разрушенное покрытие

Как показали тестовые запуски заданий, исполнители Я.Толоки добросовестностью работы не отличаются – случайно кликают мышкой по полям и считают задание выполненным. Пришлось добавлять контрольные вопросы (в задании было 46 фотографий, 12 из которых были контрольными) и включить отложенную приемку. В качестве контрольных вопросов я использовал те картинки, которые разметил сам. Отложенную приемку я автоматизировал – Я.Толока позволяет выгружать результаты работы в CSV-файл, и загружать результаты проверки ответов. Проверка ответов работала следующим образом – если в задании более 5% неверных ответов на контрольные вопросы, то оно считается невыполненным. При этом, если исполнитель указал ответ, логически близкий к верному, то его ответ считается верным. В результате я получил около 30 тысяч размеченных фотографий, которые я решил распределить в три класса для обучения:

  • «Good» – фотографии с метками «Асфальт: Отличное покрытие» и «Асфальт: Незначительные одиночные трещины»
  • «Middle» — фотографии с метками «Брусчатка, плитка, мостовая», «Рельсы, ж/д пути» и «Асфальт: Большие трещины/Сетка трещин/одиночные не значительные выбоины»
  • «Large» — фотографии с метками «Грунт/Щебень», «Вода, большие лужи» и «Асфальт: Большое количество выбоин/ Глубокие выбоины/ Разрушенное покрытие»
  • Фотографии с метками «На фотографии нет дороги/ Посторонние предметы/ Покрытие не видно из-за машин» оказалось очень мало (22 шт.) и я их исключил из дальнейшей работы

В чем причина появления таких плохих дорог?

Как правило, первая же мысль при вопросе о причинах плохих дорог – «разворовали». Возможно, в некоторых регионах это не так далеко от правды. Но есть и другие причины, по которым качество покрытия невысокое, а дороги требуют ремонта очень часто.

Как утверждает эксперт Юлия Вербицкая (Линник), адвокат и кандидат юридических наук, фактическое плохое состояние дорог в России зависит от четырех основных факторов:

  1. Географический, или геоклиматический. Из-за перепадов температур и уровня влажности дорожное полотно подвергается серьезным испытаниям и быстрее изнашивается.
  2. Неправильная эксплуатация дорог и неправильный, несвоевременный ремонт покрытия. Из-за отсутствия разделения по скоростным режимам или весу техники на большинстве дорог в России полотно изнашивается быстрее, чем могло бы. Особенно остро это сказывается на фоне того, что в России отдельные трассы очень длинные и не имеют дублеров. Поэтому они испытывают постоянную нагрузку, а закрытие их на ремонт может вызвать коллапс.
  3. Нарушение технологии во время ремонта либо строительства дорожного полотна. Система тендеров такова, что дороги строят те, кто заявил наименьшую стоимость и кратчайшие сроки выполнения проекта. Естественно, на качество постройки дорог это влияет негативно: при самой низкой стоимости проблематично приобрести хорошие материалы и соблюсти технологию.
  4. Использование шипованной резины, новых реагентов для очистки дорог от наледи и проезд тяжелой техники. Все это способствует повышенному износу дорожного покрытия, поскольку оно не рассчитано на подобные воздействия.

Как видно, дело зависит не только от того, насколько качественно дороги строят. Но и от того, как их эксплуатируют. Даже самое крепкое покрытие для легковых автомобилей не выдержит, если по нему проедется перегруженный на несколько тонн КамАЗ (что, кстати, запрещено, но на что все закрывают глаза).

Вот так выглядит онлайн аукцион
на проведение восстановительных работ дорожного покрытия

Хотя не последнее место в «разбитости» дорог играет и тендерная система с тотальным удешевлением всего, что только можно, и соответствующим снижением качества. Исполнительный директор завода инновационных технологий «Россильбер» Ильшат Хафизов подчеркивает, что дорожники вынуждены работать с не соответствующими современным требованиям материалов. И, с учетом выросшей на полотно нагрузки и низкого качества сырья, это приводит к быстрому разрушению дорог.

Следовательно, для улучшения качества дорог будет не лишним повысить качество материалов для их постройки: в частности, выбирать битум, щебень и грунт тщательнее. Необходимо, чтобы они соответствовали стандартам и были способны выдержать повышенную нагрузку.

Устин Чащихин, автор книги «Научный атеизм», в свою очередь высказался вполне конкретно о причинах некачественных дорог в стране: виновата сама технология изготовления, которая значительно хуже, чем западная. И решить проблему поможет только изменение этой технологии на более совершенную, основанную на железобетоне.

Как же бороться?

Разумеется, есть и иные факторы, более мелкие, однако имеет смысл обратить внимание на меры, способные нивелировать перечисленные негативные факторы. Если с первым и вторым факторами (климат и протяженность) довольно сложно что-то сделать в ближайшую декаду, то третий и четвертый факторы поддаются регулированию весьма неплохо

Поскольку разработки мировой промышленности не стоят на месте и используется огромное количество новых веществ, включая соединение резины, пластика (и отходов пластика) с различными консистенциями асфальтовых масс, устранить фактор воздействия химии и шипов на дорожное покрытие – весьма посильная задача.

С традиционным для России третьим фактором, коррупцией, дело обстоит несколько сложнее. Вряд ли искоренить такую традиционную для России проблему удастся быстрым и эффективным способом. А раз так, то имеет смысл минимизировать негативные последствия. Главным критерием конкурса (и отбора победителя) должен стать опыт компании в проведении подобных работ и результат, то есть создание качественного и износостойкого дорожного покрытия, соответствия его технологии. А если еще на выполненные работы и дорожное покрытие будет установлен гарантийный срок, в течение которого компания, выполнившая работы, будет обязана бесплатно осуществить его ремонт и замену, то, можно быть уверенным, что состояние дорожной сети перестанет быть таким катастрофическим, как сейчас и количество перекрытых для круглогодичного ремонта дорог резко сократиться, сделав, тем самым, более комфортным жизнь не только автомобилистов, но и пешеходов и жителей региона.

Названы условия для улучшения качества дорог в России

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин убежден, что качество дорог в России постепенно улучшается, а для повышения этого уровня необходимо прийти к правильному ценообразованию в строительстве. Об этом он заявил в интервью программе «Познер» на Первом канале.

«Сказать, что у нас все в порядке в дорожном строительстве, что ничего не пропадает, и не подменяют качественные материалы, я не могу. Но эта задача, к которой мы должны стремиться, чтобы минимизировать все потери и сделать стройку максимально качественной», — цитирует «Интерфакс» зампреда правительства.

На его взгляд, «чтобы это сделать, один из важнейших вопросов — это правильное ценообразование». «Весь прошлый год мы занимались тем, чтобы цену в стройке максимально приблизить к реальной. Когда она будет реальной, и когда строители будут реально понимать, сколько стоит их объект, и сколько они могут реально выполнить и за какие деньги, тогда и качество стройки поднимется», — указал Хуснуллин.

В то же время, подчеркнул он, несмотря на пандемию в прошлом году, в России было отремонтировано и построено на 20% больше дорог, чем было запланировано.

Напомним, что российские власти выделили 100 млрд рублей на развитие дорожной сети в 69 регионах страны. Об этом 1 марта на совещании с вице-премьерами заявил председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

По его словам, развитие автомобильных дорог в субъектах РФ «важно для укрепления экономики регионов, повышения доступности товаров и услуг для жителей малых городов и сел». Он подчеркнул, что «задача руководителей субъектов Российской Федерации — полностью и в срок реализовать все запланированные работы по строительству, реконструкции и ремонту дорог, чтобы в городах и сёлах по всей стране люди увидели конкретные результаты этой работы»

Он подчеркнул, что «задача руководителей субъектов Российской Федерации — полностью и в срок реализовать все запланированные работы по строительству, реконструкции и ремонту дорог, чтобы в городах и сёлах по всей стране люди увидели конкретные результаты этой работы».

Ранее, в середине ноября 2021 года, Счетная палата РФ сочла целесообразным пересмотреть условия концессионных соглашений на строительство автомобильных дорог, поскольку такие соглашения в сфере дорожного строительства, как инструмент государственно-частного партнерства, пока себя не оправдали.

«К сожалению, сложилась практика заключения концессионных соглашений до решения земельных вопросов, что несет значительные риски срыва сроков строительства объектов и возникновению дополнительных затрат государства», — указал аудитор Валерий Богомолов.

Что касается недостатков соглашений, то, в первую очередь, речь идет о порядке расчета предельного размера дохода, который может оставаться в распоряжении концессионера. Эта норма рассчитана на основе прогнозных значений трафиков, которые определил концедент (представитель государства в рамках соглашений) на этапе проведения конкурсов. Все, что больше указанной суммы, считается сверхдоходом, 50% которого нужно направить государству. При этом проверка показала, что прогнозные значения трафика были завышены, из-за чего сверхдоход получен не будет.

Вмешательство властей, по мнению Счетной палаты, нужно и в вопросе определения стоимости проезда. Сейчас, по условиям соглашений, концессионер может ее устанавливать исходя из востребованности любого отдельно взятого участка трассы. В результате тариф за 1 км пути на разных участках может отличаться более чем в три раза.