Описание тракторов

Оглавление

Тракторы для сельхозработ

Тракторы, предназначенные для сельхозработ, имеют некоторые особенности, связанные с их эксплуатацией (например, необходимость обработки больших площадей, работа машин в различных погодных условиях). Именно поэтому сельскохозяйственные тракторы должны соответствовать ряду важных требований:

  • Возможности осуществления ремонтных работ в полевых условиях.
  • Возможности быстрой замены навесных или прицепных устройств.
  • Возможности бесперебойной работы совместно с некоторыми агрегатами как на повышенных, так и на малых скоростях.
  • Универсальности устройств, с помощью которых производится соединение трактора и навесного оборудования.

Для максимального соответствия всем предъявляемым требованиям сельскохозяйственные тракторы оснащаются двигателями с повышенным числом оборотов, многоступенчатыми КПП, подрессоренными подвесками, универсальными навесными системами (например, маятниковой, рычажной или рычажно-маятниковой), ходоуменьшителями.

Тракторная техника для сельхозработ, которая выпускалась в Советском Союзе, подразделялась на классы в зависимости от силы тяги на крюке. Например, трактор «Риони» — 0.2, трактор Т-25 – 0.6, Т-40 – 0.9, МТЗ-50 и 80 – 1.4, трактор Т-54С – 2.0, ДТ-75 – 3.0, Т-4А – 4.0, К-700 – 5.0, Т-130 – 6.0.

Тракторы для сельскохозяйственных работ подразделяются на два типа – общего назначения и пропашные.

Основные характеристики сельскохозяйственной техники

Все сельскохозяйственные машины начиная от садового мотоблока, заканчивая крупным промышленными моделями сельскохозяйственных машин, разделяется на 17 групп по силе тяге. Но популярные модели агромашин, которые используются в частных хозяйствах, разделяются на 8 групп. Три первых группы относятся к мотоблокам и мини-технике. Недавно производители стали выпускать еще сельскохозяйственные машины с 7 силой тяги, ранее техника с этим показателем относилась к крупной промышленной. Но в связи с развитием частных ферм, трактор класс 7 стал востребован аграриями и его перенесли к общему назначению.

Основные показатели всех моделей и тяговый класс тракторов таблица ниже:

Сила тяги техники Мощность техники в л. с. Возможные тяговые усилия, кН Средний вес машины, кг Популярные модели техники
На колесах На гусеницах
0,1 Мотоблок садовый
0,2 10–14 1,8–5,4 Менее 5 30 Производительные мотоблоки, мини-трактора.
0,4 Jinma (120, 264E), отечественные на сегодня не производятся.
0,6 22–25 5,4–8,1 1 500 Беларус 300, Т30 и Т25.
0,9 40–50 8,1–12,6 2 600 Т40
1,4 55–75 12,6-18 2 900 ЮМЗ 6, Беларус 900, МТЗ 80/82.
2 75-90 18–27 Менее 5 000 Беларус 1220 Т 70, 54 (специальные)
3 90 27–36 6 300 Беларус 1500, Т150к Т 150, ДТ 75.
4 130–165 36–45 Менее 7 900 Беларус 2022 Т 4А, ХТЗ-201.
5 От 165 45–54 7 900 Белорусский 3023, К 700. Т 501.
6 300–400 54–63 Менее 11 600 Джон Дир 9430 Т 130м
7 300–400 63–72 Менее 11 600 АТМ Террион 7360

В таблице представлены основные показатели, которые учитываются при выборе модели. Чем сложнее работы предстоят и больше земельные угодья, тем выше класс техники понадобится.

Определение номинального тягового класса

Понятие номинального тягового класса, рассчитанное по ГОСТ 27021-86, является исчерпывающей, подробной характеристикой, показывающей не только эффективность силового агрегата, но и насколько эффективна конструкция самой машины при имеющейся эксплуатационной массе. Рассчитывается исходя из нормальных условий (стерня средней плотности, влажность почвы — 8-18%), в зоне максимального значения КПД и равняется максимально развиваемому агрегатом усилию.

Ниже приведена таблица соответствия классов сельскохозяйственной техники рассчитанных по ГОСТ 27021-86 классам применяемых для разделения по классам техники по стандарту ISO (ISO 7301-77, 7302-79, 7303-82).

Тяговый класс в стандарте ГОСТ 27021-86 Ниже 0,6 0,6; 0,9 0,9; 1,4; 2 2;3;4 5;6;8 Соответствующий класс в стандартах ISO 7301-77, 7302-79, 7303-82 1 1 2 3 4

Таким образом, в описании зарубежной техники можно увидеть такую запись тягового класса как (5-8), что фактически будет соответствовать 4 классу тяги в стандарте ISO для сельскохозяйственной техники. Примером такой записи в отечественной технике может служить трактор с колесной базой ПТЗ(К-744Р1-Р4). Стало это возможным с применением в разных двигателей и расширенной колесной базы на третьей и четвертой ревизии аппарата.

Тракторы тягового класса 2

Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий Т-70СМ и виноград- никовый Т-70В) гусеничные. Разработаны гусеничный трактор Т-90С, колесные тракторы «Беларус-1221», ЛТЗ-155, ЛТЗ-95 и универсальное шасси «Беларус» ШУ-356.

На тракторе «Беларус-1221» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным ВОМ.

Трактор ЛТЗ-155 называют интегральным, потому что в нем объединены (интегрированы) составные части различных видов агрегатов — от простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора — модульный принцип построения. Его собирают из трех основных частей-модулей: энергетического, управляющего и технологического.

Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ.

Управляющий модуль — это пост управления, расположенный в кабине. Его можно повернуть на 180° для продолжительной работы задним ходом, например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.

Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами, навешенным уборочным агрегатом на уборке, грузовой платформой или седельным устройством на транспортных и даже лесохозяйственных работах.

У тракторов возможно увеличить или уменьшить агротехнический просвет. Шасси ШУ-356 с двигателем мощностью 80 л.с. предназначено для выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ и перевозки грузов на платформе вместимостью 2,5 м3.

10 лучших тракторов в современной России

В настоящее время производство тракторной техники в Российской Федерации не умерло. Техника все также востребована и используется в самых различных отраслях экономики.

На просторах России встречаются не только знаменитые тракторы МТЗ из славянской республики или штатовские машины John Deere, но и продукция отечественных тракторостроителей.

«Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону). Старейший изготовитель машин в нашей стране. Первые сельхозмашины были созданы этим предприятием еще в 1929 году. В настоящее время с конвейера компании сходит модель Rostselmash Versatile 2375.

«Агромаш» (Чебоксары). История этого брэнда началась в начале семидесятых. Предприятие производит в настоящее время весь спектр техники для сельского хозяйства.

Terrion (Санкт-Петербург, Тамбов). Специализация — сельхозтехника. Первый трактор собран в 2002 году. Сейчас на заводе выпускается Terrion ATM 7360.

«Кировец» (Санкт-Петербург). Старейший производитель. Свою историю ведет с 1801 года, тогда это было производство чугуна, с 1924 года на заводе выпускаются трактора. Сейчас выпускаются машины — К-744Р.

«Балтиец» (Санкт-Петербург). Еще одна марка с берегов Невы. Молодая машина, выпускается с 2006 года. Сейчас на предприятии налажен выпуск тракторов К-707Т.

КАМТЗ (Набережные Челны). Завод производит трактора под наименованием ТТХ. Для своей работы используются мощности автозавода КамАЗ.

ВТЗ (Волгоград). Завод на берегах Волги существует с 1930 года. Именно здесь выпускался и выпускается до сих пор (в модернизированном варианте) знаменитый ДТ-75.

ЧТЗ (Челябинск). Завод в Челябинске работает с 1933 года. В настоящее время производитель специализируется на выпуске строительной спецтехники. С конвейера сходят трактора Т-10.

«Алттрак» (Рубцовск). Основан в 1941году, делает технику для лесной отрасли, в том числе трактор на гусеничном ходу «Алттрак Т-501».

«Петра-ЗСТ» (Санкт-Петербург). Очередной производитель тракторов из Питера. Специализация компании — тяжелые трактора. Среди популярных моделей последнего времени «Петра-ЗСТ 390» (на главном фото), универсальная машина.

Классификация тракторов по назначению, тяговому классу, ходовой

Тракторы – разновидность сельскохозяйственных, промышленных или других самоходных машин, обладающих определенными техническими характеристиками, возможностями и отличающиеся конструкцией. В комплекте с дополнительным навесным, полунавесным и специальным рабочим оборудованием значительно расширяются возможности и функционал тракторов, что превращает их в машинно-тракторный агрегат. Классифицируют данные агрегаты по ряду признаков.

Рассмотрим наиболее распространенные и важные классификации.

Классификация тракторов по назначению и специфике работ

По данному критерию трактора можно разделить на 2 большие группы – сельскохозяйственные и промышленные.

Классификация сельскохозяйственных тракторов включает такие типы агрегатов:

  • общего назначения – для выполнения широкого спектра полевых работ (кроме уборки и обработки урожая);
  • универсальные – кроме подготовки грунта, используются для обработки и уборки урожая;
  • универсально-пропашные – используются для подготовки грунта, для посадки, уборки и обработки урожая. Не активно используются на целинных грунтах;
  • специализированные – используются зависимо от культуры и вида производства. Бывают виноградниковые, садоводческие, тепличные и т. д.

Промышленные агрегаты делятся на:

  • общего назначения – в основном используются с бульдозерными отвалами и разнообразными бурами;
  • болотоходные;
  • специализированные (погрузчики, трубоукладчики, для подземных и подводных работ и т. д.);
  • лесопромышленные. В свою очередь также делятся на трелевочные, болотоходные и плавающие.

Классификация по типу ходовой системы

По типу ходовой системы делятся на колесные, гусеничные и смешанные.

Колесные трактора передвигаются с помощью колесного движителя. В стандартной компоновке агрегаты имеют 4 колеса. 2 передних колеса обычно имеют меньший диаметр и являются управляемыми, 2 задние колеса имеют больший диаметр и являются ведущими. Коротко такая колесная формула обозначается 4К2.

Гусеничные трактора, соответственно, передвигаются с помощью гусениц. Агрегаты со смешанным типом движителя приводятся в движение одновременно колесами и гусеницами.

Классификация тракторов по тяговому классу

Тяговый класс трактора зависит от усилия агрегата при полной его эксплуатационной массе, которое он развивает на поверхности средней плотности и влажности. Для сельскохозяйственных и промышленных тракторов общего назначения класс тяги тракторов представлен в таблице ниже:

Рассмотрим классификацию по мощности тракторов более подробно. Трактора и мотоблоки 0,1 и 0,2 тягового класса относятся к малогабаритным агрегатам малой мощности, которые подойдут для владельцев небольших участков. Ярким примером агрегатов тягового класса 0,2 является минитрактор КМЗ.

Трактора 04, 06, и 0,9 тяговых классов уже более мощные и функциональные, способные справляться с широким спектром работ на больших земельных участках.

Механизмы тягового класса 1,4 относятся к агрегатам средней мощности и представлены в основном универсально-пропашными тракторами. Их функциональность очень обширна – от обработки грунта и посевных работ до транспортировки и лесозаготовки.

2 тяговый класс представлен усиленными колесными и гусеничными моделями, которые при соответствующем навесном оборудовании могут выполнять фактически весь известный спектр работ. Трактора этого класса можно считать самыми распространенными и популярными.

Трактора 3 тягового класса активно используются не только в сельском хозяйстве, но и в разных отраслях промышленности. 4 тяговый класс представлен в большинстве гусеничными моделями с высоким уровнем проходимости в любых условиях. Трактора 5-7 классов характеризуются большой массой и проходимостью, широким функционалом, предназначены для сложных условий труда.

Классификация тракторов по экологичности

Четко определить экологический класс трактора той или иной модели сложно, поскольку строгой классификации по данному критерию не существует. При выборе агрегата с точки зрения экологичности, в первую очередь руководствуйтесь мощностью двигателя и устройством топливной системы.

Чем меньше мощность силового агрегата – тем меньше расход горючего и, соответственно, выбросы в атмосферу.

Устройством топливной системы современных тракторов в большинстве случаев предусмотрены хорошие системы очистки топлива и отработанного выхлопа, поэтому данные машины могут считаться безопасными в экологическом плане.

История развития тракторостроения

В процессе развития тракторной техники менялись не только энергоносители, применяемые в силовых установках (пар, сжиженный газ , нефть, керосин, дизель, бензин). Совершенствовались сами силовые установки от массивных до ультра компактных, от простых до энергоэффективных.

История отечественного тракторостроения началась еще в дореволюционное время. Продолжилась она и в революционное. Во времена высокого темпа народного строительства, освоения целины, в тяжелые военные времена, не прекращался процесс выпуска как серийной техники так и перспективных опытных образцов. Для автоматизации сельскохозяйственных процессов, задач строительства и промышленности, необходимо покрытие не только всего спектра номинального тягового класса, но и различные региональные требования, требования к колесной базе, требования к качеству, и сфере применения агрегата.

В связи с этим перед конструкторами прошлого стояли сложные задачи, актуальные и в наше время. Одним из разумных решений данной проблемы стала унификация, следствием которой стало появление в отечественной промышленности базовых моделей тягового класса и его модификации под различные задачи.

Таким образом, решились проблемы с обеспечением комплекта запасных частей и навесного оборудования, легкостью освоения техники персоналом. Одной из положительных сторон отечественной техники являлась документация, понятная для освоения.

Это интересно: Обзор и технические характеристики трелевочного трактора ТТ-4: разбираем вопрос

Кто платит

Налог на трактор и любое другое транспортное средство обязан платить его владелец – основанием для этого является ст. №357 НК РФ.

За исключением лиц и организаций, входящих в специальный льготный перечень. Его состав периодически меняется.

Обязанности по уплате налога рассматриваемого типа прекращаются в следующих случаях:

  • в связи с погашением задолженности;
  • в связи со смертью плательщика (п. 3 и );
  • по причине возникновения иных обстоятельств – .

Уплата транспортного налога – обязанность любого владельца трактора или иной подобной техники. Уклонение от данного сбора карается начислением пени.

Следует помнить, что если задолженность будет достаточно большой, физическое лицо могут попросту не выпустить за пределы страны.

Branson 5220C

Branson 5220C можно отнести к категории наиболее дорогих. И это вполне объяснимо. Сельскохохяйственный полноприводный мотор позволяет обрабатывать большие площади. Мини-трактор сгодится для использования как на фермерском хозяйстве, так и в более масштабных проектах. Мотор работает полностью на дизельном топливе. Двигатель устройства имеет 4 цилиндра и его мощность достигает 55 л.с. Именно благодаря ей мини-трактор может разогнаться до 23,8 км/ч. Коробка передач мини-трактора имеет 24 скорости – 12 передних и 12 задних.

Внешний вид мини-трактора также приятно удивляет. Он несколько похож на трактор Grasshopper GH 220, но отличается от него качеством сборки. В надежности этого агрегата можно не сомневаться. Размеры составляют 331,6×132-182×236 см. Стоит отметить, что кабина здесь полностью закрытая, а ее высоту можно менять по своему усмотрению. То есть при заказе мини-трактора необходимо сразу указывать нужную высоту.

В кабине имеется полноценная отопительная система, а также кондиционер. Сидение максимально удобное для снижения нагрузки со спины водителя. За счет того, что кабина мини-трактора полностью герметична, на нем можно работать в любое время года.

Вес составляет 2020 кг, а максимальная грузоподъемность 1500 кг. Помимо всего прочего, на такой трактор можно крепить различные вспомогательные устройства вроде плуга.

Классификация по группам

Сельскохозяйственные тракторы, в зависимости от назначения, делятся на шесть групп:

  1. Мини-тракторы. Сюда относятся представители 0,2-0,4 классов. Техника предназначена для работы на небольших участках и подразумевает использование дополнительного навесного или прицепного оборудования. Подходит также для транспортных работ.
  2. Универсальные тракторы. Это машины с 0,6 по 2 класс. Техника предназначена для общехозяйственных работ, возделывания, обработки и уборки пропашных культур.
  3. Универсально-пропашные. По классу, это такие же трактора, как и в прошлой группе. Однако предназначены они для первичной обработки почвы (пахота, боронование, культивация), посевных, уборочных работ, возделывания культур и решения транспортных задач.
  4. Трактора общего назначения. В эту группу входят классы с 3 по 7. Машины предназначаются для осуществления энергоемких операций: пахоты, культивации, снегозадержания, лущения стерни, мелиоративных работ и транспортных операций. Такие трактора применяются, как правило, на полях с большой площадью.
  5. Специализированные трактора. Это могут быть машины разных классов, главной задачей которых является обработка определенной культуры. Бывают овощеводческими, свекловодческими, хлопководческими и другими.
  6. Самоходные шасси. Эта группа включает в себя трактора малых классов, с рамой для платформы, расположенной в передней части. Наиболее известный из них – Т-16.

Теперь разберем каждый класс трактора отдельно, сделав акцент на его особенностях и приведя конкретные примеры.

Мотоблоки МТЗ

Машины малой мощности Минский завод начал производить с 1978 г. Одной из первых серийных моделей мотоблоков был МТЗ 05 с отечественным, бензиновым, одноцилиндровым, четырёхтактным двигателем УД 15 воздушного охлаждения мощностью 5 лошадок, который выпускался до 1992 года. Производство мотоблоков и мини-тракторов налажено на холдинговых предприятиях МТЗ в г. Бобруйске и г. Сморгонь. Сегодня машины комплектуются импортными двигателями китайского и японского производства.

Модель мотоблока МТЗ Мощность л/с Двигатель Диапазон скорости км/ч, КПП вперёд/назад
1 Беларус 09Н 8,2 GX270 2,6-11,4

4/2

2 Беларус Н-09Н-02 13 WEIMA WM188F 2,6-11,4

4/2

3 Беларус 06 МКР 9 WEIMA 4-15

2/1

4 Беларус 08Н 11 GX390UT2-SHQ4(HONDA) 2,6-11,4

4/2

5 Беларус 012WM 13 WEIMA WM188F 2,6-11,4

4/2

По типу остова тракторы бывают:

  • рамные — остов состоит из клепаной или сварной рамы, например Агромаш-90 ТГ
  • полурамные — остов образуется корпусом трансмиссии и двумя продольными балками (лонжеронами), привернутыми или приваренными к корпусу, например МТЗ-80.1
  • безрамные — остов образуется в результате соединения корпусов отдельных механизмов, например мини-трактор МТЗ-132Н

Колесные тракторы могут иметь два ведущих колеса, т.е. один ведущий мост, например МТЗ-80.1, и четыре ведущих колеса (два ведущих моста) для улучшения тяговых свойств и повышения проходимости, например, Беларус-1221, ВТЗ-2032А.

Колесный трактор по сравнению с гусеничным универсален, дешевле в изготовлении и эксплуатации. Однако на переувлажненных и рыхлых почвах он не столь эффективен в использовании, как гусеничный, так как давление на почву у последнего значительно меньше, чем у колесного, из-за большей опорной площади.

Тяговые классы тракторов

Таблица. Тяговые классы сельскохозяйственных и лесохоэяйственных тракторов

Тяговый класс Номинальное тяговое усилие Тяговый класс Номинальное тяговое усилие, кН
0,2 От 1,8 до 5,4 3 Св. 27 до 36
0,6 Св. 5,4 до 8,1 4 Св 36 до 45
0,9 Св. 8,1 до 12,6 5 Св 45 до 54
1,4 Св. 12,6 до 18 6 Св 54 до 72
2 Св. 18 до 27 8 Св. 72 до 108

Под номинальным тяговым усилием тракторов принимается усилие, которое они развивают на стерне средней плотности и при нормальной влажности почвы (от 8 до 18%) в зоне максимального значения тягового КПД при эксплуатационной массе, предусмотренной технической характеристикой (для колесных тракторов с балластным грузом) при предельных значениях буксования:

  • 18% — для тракторов 4К2 и 3К2;
  • 16% — для 4К4;
  • 5% — для гусеничных тракторов.

Таблица. Тяговые классы промышленных тракторов

Тяговый класс Конструкционная масса, т
2 от 4 до 6
6 св 6 до 10
10 св 10 до 15
15 св 15 до 25
25 св 25 до 35
35 св 35 до 50
50 св 50 до 70
75 св 70 до 90

Номинальным тяговым усилием промышленного трактора считается наибольшее тяговое усилие, которое он может реализовать на плотном су­хом грунте. Так как эта величина взаимосвязана с конструкционной массой трактора, то тяговый класс промышленных тракторов иногда определяют по его массе.

Tags: Трактор

Вперед Типаж тракторов. Тяговые классы тракторов

Назад Тракторы и автомобили в сельском хозяйстве. Требования к ним

Гусеничные трактора

Машины на гусеничном ходу отличаются высоким уровнем сцепления контакта с почвой, низким коэффициентом буксования, имеют малый показатель давления на поверхность и особенно эффективны при выполнении работ на грунтах с повышенной влажностью. В строительной сфере трактора используют в землеройных операциях, в аграрном секторе техника применяется в составе пахотных агрегатов и других технологических мероприятиях при сплошной обработке почв.

Марка трактора МТЗ Мощность л/с Двигатель  Диапазон скорости км/ч

КПП вперёд/назад

1  2103 212  Д260.4S2 3,08-26,12

16/8

2  1502 158   Д260.1S2 3,08-26,12

12/6

3  3522 на гусеничном ходу 264 Caterpillar С9CPXL08.8ESK 0,34- 40

36/24

Классификация тракторов по экологичности

Четко определить экологический класс трактора той или иной модели сложно, поскольку строгой классификации по данному критерию не существует. При выборе агрегата с точки зрения экологичности, в первую очередь руководствуйтесь мощностью двигателя и устройством топливной системы. Чем меньше мощность силового агрегата – тем меньше расход горючего и, соответственно, выбросы в атмосферу. Устройством топливной системы современных тракторов в большинстве случаев предусмотрены хорошие системы очистки топлива и отработанного выхлопа, поэтому данные машины могут считаться безопасными в экологическом плане.

Рабочие разряды

Кроме открытия определенной категории в правах, трактористы-машинисты регулярно проходят аттестацию и повышение квалификации. После сдачи экзаменов и выполнения нормативов присваиваются разряды:

  1. 2 разряд. Дает право управления техникой под контролем опытного тракториста.
  2. 3 разряд. Самостоятельное управление, выполнение грузозахваточных работ при помощи специальных приспособлений, проведение разгрузки.
  3. 4 разряд. Эксплуатация машин мощностью до 100 л.с., проведение разгрузочно-погрузочных работ, складирования и перемещения грузов на расстояние.
  4. 5 разряд. Самоходные машины с двигателем более 100 л.с., такие как гусеничные экскаваторы и бульдозеры.
  5. 6 разряд. Управление крупногабаритной самоходной техникой, тракторами, бульдозерами, экскаваторами мощностью выше 200 л.с.

Независимо от открываемой категории права на трактор получают только после прохождения специального обучения в организации, имеющей лицензию от Гостехнадзора. Экзамены сдаются в ведомственном органе.

Кировец К744

Модель выпускается на Петербургском тракторном заводе. Базовая модификация выполнена на колесах с шинами низкого давления. Дополнительно существует возможность заменить колеса специализированными гусеничными модулями. Траки трактора К744 изготовлены из армированной резины, благодаря этому машина может передвигаться по асфальтовому покрытию, не повреждая его.

Кировец К744 имеет 4 модификации, главным отличием которых является мощность силовой установки. Производитель устанавливает на трактор автоматизированную КПП с безрычажным управлением. Переключение осуществляется джойстиком и расположенными на нем кнопками. КПП имеет 16 передач для движения вперед, и 8 – назад.

Кабина трактора отличается высокой степенью комфорта и функциональностью. В кабине К 744 установлен бортовой компьютер. Он сообщает оператору о работе всех систем и механизмов. Органы управления расположены в непосредственной близости от сидения механизатора. Такое расположение дает возможность трактористу без труда управлять многотонной машиной. Т744 хорошо зарекомендовал себя при выполнении любых видов сельскохозяйственных работ в различных климатических условиях.

Из вышеперечисленного следует, что со времен советского союза отечественное тракторостроение развивается. Независимо от того, что гусеничная техника менее востребована, чем колесная, она постоянно модернизируется, и по многим техническим показателям не уступает зарубежным аналогам соответствующего класса.

Какие бывают тракторы. Классификация | Сельхозтехника

Для облегчения труда в энергоемких сферах конструкторы придумали огромное количество машин различного назначения. Вы знаете, что трактора есть на колесах, а есть на гусеницах. Наверняка слышали про тяговые классы.

На нашем канале мы будем писать много о сельхозтехнике. Поэтому нужно понимать их классификацию. Давайте же разберемся с понятием трактор и попробуем разобраться с его разновидностями.

Трактор — самоходная машина, созданная для выполнения механизированных работ различного назначения. Выполняет функцию транспортной и «энергетической» платформы для различных агрегатов и прицепов. Если проще, буксирует прицепы с грузом, либо транспортирует агрегаты различного назначения (погрузчики, плуги, сеялки и т.д.) и приводит их в действие.

По типу движения:

  • Гусеничные. Гусеничные тракторы отличаются меньшим удельным давлением и большим сцеплением с почвой, поэтому больше подходит для задач на поле.
  • Полугусеничные. Это тракторы, имеющие в своей ходовой кроме гусениц еще и колеса.
  • Колесные. Могут выполнять большее количество работ, чем гусеничные. Они более быстрые и менее проходимые. Подходят для полевых, транспортных, кормозаготовочных и других работ.

По типу остова:

  • Рамные. Представляет собой раму.
  • Полурамные. Состоит из полурамы, прикрепленной к корпусу заднего моста (как правило объединенного с коробкой переключения передач).
  • Безрамные. Состоит из нескольких соединенных корпусов.

По назначению:

Общего назначения. Обладают небольшим клиренсом (относительно) и большей мощностью. Предназначены для «простых» селькохозяйственных работ: тянуть прицеп, косить сено и т.д..

Универсально-пропашной. Подходит для обслуживанию пропашных культур и других сельскохозяйственных задач, которые характерны для тракторов общего назначения.

Специальный. Это трактора, которые имеют узкую специализацию. Например, свекловодческие, виноградоводческие и т.д.. Чаще всего на базе «обычных» тракторов.

По тяговому классу

Это усилие, при котором достигается максимальная производительность труда. Для тракторов выделяют девять классов: Мини-тракторы тягового класса 0.2 ; тракторы и самоходные шасси тягового класса 0.6 ; тракторы тяговых классов 0.9, 1.4, 2, 3, 4, 5, 6 . Но нужно признать, что 9 классов актуальны для сельского хозяйства. В современном мире есть промышленные трактора и более высоких классов: 7, 8, 9, 10, 15, 25, 75. Но они не характерны для сельскохозяйственных работ. Также есть машины с классом 0,1, но тракторами их назвать нельзя. Это мотоблоки с воздушным охлаждением.

Примерно такой классификации учат в учебных заведениях России. Поняв ее, будет проще понимать сельхозтехнику.

Давайте применим классификацию к тракторам

Один из советских тракторов Т-170 в сельскохозяйственном исполнении имеет индекс Т-170МГС.

По нашей классификации он гусеничный, специальный (скорее чисто пропашной в сельскохозяйственном исполнении, занят на распашке рисовых полей, но чаще всего Т-170 промышленного назначения), полурамный, шестой тяговый класс.

Рассмотренный нами в предыдущих публикациях ЮМЗ-6 является колесным, универсально-пропашным полурамным трактором с классом тяги 1.4 т. Такой трактор может выполнять пропашные работы в небольших хозяйствах, где не рентабельно держать более мощные и производительные.

Все параметры важны, но особенно, тяговое усилие. Во многом этот показатель зависит от двигателя. Например, современный «Кировец» К-744 комплектуется различными моторами с мощностью о т 300 до 428 л.с. . Соответственно, в зависимости от двигателя, получает разные тяговые классы: от 5 до 8.

Бывают ситуации, когда фермеры после приобретения нового трактора, поняв, что он не тянет, допустим новенький посевной комплекс, начинают незаслуженно негативно о нем отзываться. Мол плохой и слабый трактор, не умеют наши делать. А проблема всего лишь в том, что кое-кто хотел съэкономить и взял комплектацию с самым слабым двигателем в линейке.

Разобравшись с классификацией, фермерам будет проще сделать выбор в пользу той или иной техники.

Придумано и произведено большое количество тракторов, но успех ждет те хозяйства, которые умеют использовать их по назначению и по способностям. Согласитесь, глупо сеять пшеницу на ЮМЗ-6, когда есть К-701, который сделает больше, быстрее и дешевле. И еще глупее брать К-701 для обработки, грубо говоря, огорода, где можно обойтись минитрактором тягового класса 0,2.

Спасибо, что Вы с нами. Следите за нашим каналом . До скорых встреч!

Алтай 130

Алтай 130 относится к современным гусеничным тракторам алтайского производства. Машина относится к 4 тяговому классу, и выполняет работы в сельском хозяйстве с использованием навесного оборудования.

Главным отличием трактора Алтай 130 является комфортабельная кабина. Управление трактором вместо рычагов осуществляется рулевым колесом. Сидение тракториста имеет эргономическую спинку и подлокотники. Кабина герметична и оснащена кондиционером, автономным отопителем, аудиосистемой. Органы управления расположены в непосредственной близости от кресла оператора.

Машина оснащена шестицилиндровым дизельным силовым агрегатом с турбонаддувом. Объем силовой установки составляет 16.75 литров. Мощность дизельной установки – 140 л.с. Ее с запасом хватает для целевого использования трактора с различным оборудованием. Расход топлива «Алтай 130» составляет 245 г/кВт за один час работы.

На тракторе «Алтай 130» установлена механическая коробка переключения передач. Предусмотрены восемь передач для движения вперед, и 4 – назад. Крутящий момент от силовой установки к коробке передач передается с помощью двухдискового сцепления сухого типа.

На панели управления расположен специализированный монитор. Он передает видео в режиме реального времени с трех камер для обзора. Такая система исключает мертвые зоны обзора при управлении трактором.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор российского производства. Т-501 является самой мощной машиной модельного ряда, выпущенного . Самый большой гусеничный трактор может работать с полунавесными и навесными сельскохозяйственными устройствами.

Машина оснащена шестицилиндровым турбированным дизельным двигателем мощностью 280 л.с. и имеет следующие технические характеристики:

  • Длина с навесным устройством, установленным в транспортное положение – 6200 мм;
  • Ширина – 2250 мм;
  • Высота – 3200 мм;
  • Гусеничная база – 2100 мм;
  • Колея по центру траков – 1720 мм;
  • Клиренс – 450 мм;
  • Масса снаряженной машины без навесного оборудования – 11400 кг;
  • Давление на поверхность 0.45 кгс на см2;
  • Коробка переключения передач – механическая;
  • Количество передач (вперед, назад) – 8, 4;
  • Расход дизельного топлива – 164 г на л.с. за один час работы.

Т-501 имеет высокие показатели проходимости затрудненных участков пересеченной и болотистой местности, и хорошие тяговые характеристики. Это позволяет обрабатывать почву с различной степенью влажности. Сохранение влаги в почве на ранних весенних сроках способствует получению хорошего урожая.

Тракторы тягового класса 2

Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий Т-70СМ и виноград- никовый Т-70В) гусеничные. Разработаны гусеничный трактор Т-90С, колесные тракторы «Беларус-1221», ЛТЗ-155, ЛТЗ-95 и универсальное шасси «Беларус» ШУ-356.

На тракторе «Беларус-1221» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным ВОМ.

Трактор ЛТЗ-155 называют интегральным, потому что в нем объединены (интегрированы) составные части различных видов агрегатов — от простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора — модульный принцип построения. Его собирают из трех основных частей-модулей: энергетического, управляющего и технологического.

Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ.

Управляющий модуль — это пост управления, расположенный в кабине. Его можно повернуть на 180° для продолжительной работы задним ходом, например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.

Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами, навешенным уборочным агрегатом на уборке, грузовой платформой или седельным устройством на транспортных и даже лесохозяйственных работах.

У тракторов возможно увеличить или уменьшить агротехнический просвет. Шасси ШУ-356 с двигателем мощностью 80 л.с. предназначено для выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ и перевозки грузов на платформе вместимостью 2,5 м3.