Что означает в правах категория в1 и как ее получить в 2021 году?

Оглавление

С какого возраста можно получить D?

На основании  ч. 2 ст. 26 ФЗ № 196, сдать экзамены и получить водительские права с отметкой о возможности управления транспортом категории D, могут исключительно лица, которым уже исполнился 21 год.

При этом не допускается сдача экзаменов до достижения указанного возраста (как, например, это возможно в отношении категории B – то есть лицо может пройти обучение в автошколе, сдать теорию, практику на автодроме и город по достижении 17 лет, а уже в 18 просто получить ВУ – ч. 3 ст. 26 ФЗ № 196).

В 2021 году существует исключение из вышеуказанного правила. Если гражданин проходит военную службу, по соответствующему направлению от воинской части он имеет право отучиться и сдать экзамены на D, начиная с 19 лет (ч. 4 ст. 26 ФЗ № 196). До достижения им 21 года ездить можно будет только на автобусах, закрепленных за военными организациями. А уже после исполнения этого возраста появится возможность водить гражданские пассажирские ТС.

Какие транспортные средства относятся к категории D

Статья 25 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает, какие категории водительских прав дают право управления определёнными транспортными средствами.

К категории D относят предназначенные для пассажирских перевозок автомобили, в которых имеется не менее 8 сидений. При этом место водителя не учитывается. Проще говоря, речь идёт об автобусах, предусматривающих не менее 10 мест: 9 для пассажиров и 1 для водителя.


Сегодня в России действует несколько категорий и подкатегорий прав

В связи с тем, что количество мест в автобусах может варьировать от 9 до более 100, законодатели выделили подкатегорию D1, охватывающую весьма распространённый и «всенародный» вид транспорта — микроавтобусы. Категории D1 достаточно, если количество пассажирских сидений не превышает 16. Водители с категорией D могут садиться и за руль транспорта, относящегося к категории D1.


Микроавтобусом до 16 мест можно управлять с подкатегорией D1

Для автобусов допускается наличие прицепа не тяжелее 0,75 тонны.

Требования к кандидатам на получение категории D

Повышенная ответственность, обусловленная правом перевозить людей, объясняет более суровые требования к водителям по сравнению с той же категорией B.

Стандартный набор требований для всех водителей включает:

  • минимальный возраст, по достижении которого может быть приобретено право ездить;
  • удовлетворительное состояние здоровья, подтверждаемое справкой;
  • окончание курсов обучения.

Возрастные ограничения установлены статьёй 26 вышеназванного закона и касаются именно возраста, по достижении которого допустят к экзамену. Само обучение можно пройти и раньше. Сдавать экзамен на категорию D может человек старше 21 года. Однако в этой же статье указано исключение. Если обучение было пройдено в период службы в армии, то экзамен сдавать можно и в 19 лет, однако до 21 года разрешается водить только ведомственные автомобили.

Многих интересует вопрос, нужно ли для получения категории D иметь права с другими категориями (B или C) и стаж управления автомобилем. Действующий закон не содержит подобного требования. Получается, что категория D может оказаться первой в удостоверении водителя.

Cрок действия водительских прав категории D

Срок действия прав с категорией D такой же, как у других категорий, и составляет 10-летний период.

Когда он закончится, не нужно заново проходить обучение и сдачу экзаменов. Необходимо обратиться в ГИБДД или МФЦ с заявлением о замене водительских прав по причине истечения их срока действия.


По окончании срока действия прав нужно составить заявление об их замене на новые

Какие есть категории

Существует 5 основных категорий транспортных средств, к управлению которых может быть допущен гражданин, при открытии каждой из них делается соответствующая отметка в водительском удостоверений (ВУ):

  • А — мотоциклы;
  • В — «легковушки»;
  • С — грузовики;
  • D — автобусы;
  • М — мопеды.

Почти у всех перечисленных категорий есть свои подкатегории, конкретизирующие тип транспортного средства (ТС), разрешенного к управлению. Они будут рассмотрены в таблице в следующем разделе статьи.

В категорийной классификации для удобства дифференциации применяются специальные кодировки:

  • 1 — означает, что конкретное ТС является «облегченным»;
  • Е — тяжеловесный прицеп, который весит больше 750 кг.

Важно: гражданин вправе управлять только тем автотранспортом, который указан в его водительском удостоверении (за некоторыми исключениями, о которых будет рассказано чуть позже при детальном рассмотрении видов подкатегорий водительских прав с расшифровкой). Несоблюдение этого правила грозит наложением административных санкций:

Несоблюдение этого правила грозит наложением административных санкций:

  • денежный штраф от 5 до 15 тысяч рублей (ст. 12.7 (п. 1) Кодекса об административных правонарушениях (КоАП));
  • отстранение от вождения авто (ст. 27.12 КоАП);
  • эвакуация автомобиля на штрафстоянку (ст. 27.13 КоАП).

На заметку: наличие неоплаченного штрафного взыскания влечёт ещё более серьёзные меры наказания (пени, судебные тяжбы), поэтому проверка штрафов ГИБДД и их оплата в режиме онлайн — это удобный выход, если квитанция не пришла по почте или потеряна.

Все существующие разновидности автотранспорта с кодовым обозначением прописаны на обратной стороне ВУ. В строках с наименованиями ТС, к управлению которыми допущено конкретное лицо, пропечатан период действия разрешения. Например, как изображено на этом фото:

На лицевой стороне карточки-удостоверения указываются следующие сведения (с дубляжом на латинице):

  • ФИО;
  • цветная фотография водителя без очков и головного убора (исключения: в очках — люди с плохим зрением, в головном уборе — граждане, носящие его по религиозным убеждениям (т. е. постоянно));
  • дата и место рождения;
  • дата выдачи ВУ;
  • наименование подразделения ГИБДД, выдавшего документ;
  • категории водительских прав;
  • номер бланка ВУ;
  • личная подпись (должна быть такой же, как в паспорте).

Как получить права категории СЕ или С1Е

Если в старом водительском удостоверении была категория Е и С, при замене прав автоматически открываются C1E, а также CE. Будущим же водителям потребуется пройти обучение в автошколе, и сдать экзамен в ГИБДД.

Возраст и отсутствие медицинских противопоказаний

Кандидату в водители необходимо, как минимум, достигнуть возраста 19 лет. Это обусловлено тем, что открыть категорию СЕ (С1Е) можно лишь через год после получения водительского удостоверения на грузовик. Соответственно обучаемый должен иметь стаж вождения не менее 12 месяцев. У кандидата в водители должны отсутствовать медицинские противопоказания, что должно быть подтверждено медсправкой

Стоимость

Многих интересует, сколько стоит обучение. Вопреки ожиданиям, учеба  на легкий грузовик с прицепом (С1Е) не стоит дешевле, чем на категорию СЕ. Стоимость абсолютно одинаковая. Средняя цена по России составляет 20000 рублей.

Сроки

Подготовка водителей на категорию СЕ включает в себя теоретический курс. Он состоит из:

  • Правил Дорожного Движения. Львиная доля посвящена самоподготовке, так как ученик должен знать ПДД;
  • Оказания первой медицинской помощи на дороге;
  • Техобслуживание, устройство и основы управления грузового автомобиля с прицепом.

После теории преподается практика на специально отведенной площадке (автодроме). Там обучаемый получит практические навыки по управлению ТС категории СЕ и ознакомится с упражнениями, которые ожидают его на экзамене в ГИБДД.В общей сложности срок обучения на права СЕ и С1Е займет 1-1,5 месяца, после чего обучаемый будет допущен к экзамену в Госавтоинспекции

Проверка теоретических знаний

Экзаменуемый должен ответить на 20 вопросов билета. Теоретически он может совершить две ошибки в билете. За каждую, дополнительно предстоит решить по 5 заданий, на этот раз без ошибок. При успешном прохождении испытания для получения категории СЕ или С1Е в правах, ученика допускают ко второму этапу.

Экзамен на автодроме

С недавнего времени число упражнений для управления транспортными средствами с тяжеловесными прицепами пополнилось. Теперь, чтобы открыть категорию CE (C1E) в водительских правах, на автодроме потребуется выполнить упражнения:

  • Продемонстрировать умение сцеплять и расцеплять прицеп с грузовиком;
  • Езда и маневрирование задним ходом;
  • Въезд «задом» в гараж;
  • Выполнение маневров в ограниченном пространстве: остановка для посадки пассажиров (будет дан «перекресток» под углом 90 градусов, после проезда которого необходимо остановиться не дальше 1 метра от бордюра, не заехав при этом за стоп-линию);
  • Парковка на погрузочной эстакаде. Задним ходом нужно припарковаться так, чтобы до погрузочной платформы осталось не больше полутора метров (упражнение схоже с параллельной парковкой на «легковушке»).

Экзамен в городе

Тут не должно возникнуть сложностей. Для открытия водительского удостоверения категории СЕ нужно проехать по городу с активным движением автотранспорта, соблюдая те же правила, что для грузовиков и автобусов. При этом продолжительность маршрута может длиться до 30 минут.При несдаче какой-либо части экзамена экзаменуемый не допускается к очередному этапу. Пересдать упражнения или билеты можно не ранее чем через 7 дней.Мы видим насколько усложнились правила получения водительских прав с категорией С1Е либо СЕ для грузовиков с прицепом. Хотелось бы верить, что это сделано для обеспечения безопасности на дорогах, но увы, они введены исходя из требований Конвенции о дорожном движении. Это заметно усложнило жизнь рядовым автолюбителям, но таковы реалии, борьба с которыми похожа на сражение с ветряными мельницами…

Водительские права категории Е

После введения новых категорий и подкатегорий, категория «E» была упразднена – на ее замену пришли охарактеризованные выше категории «BE», «CE», «C1E», «DE», «D1E». При получении новых прав водители получают уже соответствующие категории.

Каким же образом происходит замена старых водительских удостоверений на новые, ведь срок их действия не превышает 10 лет?

Начиная с 1 апреля 2014 г. выдаются водительские права нового образца. Во время получения новых удостоверений нередко водители обнаруживали, что категория «Е» из предыдущих прав перенесена лишь частично. К примеру, ранее полученная категория «Е» давала право на управление любым транспортным средством с прицепом без исключения (как грузовиком, так и автобусом), а в новом удостоверении водитель получил лишь «СЕ» и «С1Е». Водитель, чаще всего, рассчитывает получить «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е».

Обычно такая проблема стоит перед водителями, которые фактически не проходили обучение и экзаменационные испытания на каждый состав транспортных средств (в отдельности «ВЕ», «СЕ», «DЕ»), а обучились и сдали экзамен исключительно на «СЕ». Водительские права, тем не менее, были получены с пометкой категории «Е» без ограничений и цена обучения на права категории «Е» не имела значения.

В настоящее время, при замене водительских прав органы ГИБДД стараются проставить лишь те категории, на которые водитель сдал практический экзамен на управление авто с прицепом. Однако, поскольку ранее водитель получил удостоверение с категорией «Е» без дополнительных отметок, следовательно, эта категория давала возможность управлять любым транспортным средством с прицепом.

При отказе проставить необходимые категории в момент замены водительского удостоверения органы ГИБДД лишают его владельца прав на управление отдельными транспортными средствами без оснований.

Категория «B»

Наличие данной отметки позволяет осуществлять вождение транспортных средств, отвечающих следующим критериям:

  • вес менее 3500 кг;
  • число пассажиров вместе с водителем не более 9 человек (с учётом откидным мест).

Следовательно, под эти критерии попадают не только стандартные «легковушки», но и микроавтобусы, большие джипы, мини-грузовики.

В данную категорию также попадают машины с прицепом, если тот весит не больше 750 килограмм. Более тяжелые автоповозки можно транспортировать, если они не превосходят вес самой машины, и в суммарном итоге не превышают отметки в 3,5 тонны.

Существует 2 подкатегории водительских прав кат. «В», расшифровка:

BE — устанавливается для транспортировки прицепов тяжелее 750 кг, но в суммарном весе с авто, не превышающих 3,5 т. Для присвоения данной подкатегории необходимо сдавать специальный экзамен;

B1 — такая квалификация присваивается для езды на трициклах и квадрициклах с объемом двигателя свыше 50 см3. Для справки: если мощность движка меньше указанной, то достаточно удостоверения с пометкой «М».

На заметку: имея допуск класса «В», человек может управлять трициклы и квадроциклах, а вот с кат. «В1» садиться за руль легковой машины запрещается.

Теоретический экзамен

В п. 9 Постановления Правительства РФ №1097 от 24 октября 2014 года говорится, что для получения водительского удостоверения категории А1 в 2021 году необходимо сдать теорию и экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством. Выезд в город не осуществляется.

В первую очередь сдается теория. Проверка знаний экзаменуемого проводится посредством ответа на вопросы за компьютером. На экране отображаются билеты и время, оставшееся до конца экзамена. На проведение процедуры даётся 20 минут. В билете содержится 20 вопросов. На каждый из них присутствует от 2 до 5 вариантов ответов. Правильный из них лишь один. Гражданин может самостоятельно выбирать последовательность ответов на вопросы билета. По результатам выставляется оценка «сдал» или «не сдал».

Экзамен на получение водительского удостоверения категории А1 считается проваленным, если человек:

  • допустил три ошибки;
  • не ответил на 2 вопроса в одном тематическом блоке или ответил на них неверно;
  • допустил одну ошибка при ответе на дополнительные вопросы;
  • отказался от прохождения тестирования;
  • пользовался литературой, помощью других лиц, спец. средствами.

Если гражданин не успел дать ответ на один вопрос или допустил ошибку, предоставляются дополнительные 5 минут и добавляются 5 вопросов. Если человек успевает ответить на них правильно, выставляется оценка «сдал». Когда допущены две ошибки, или в установленное время не удалось ответить на два вопроса из разных тематических блоков, предоставляются дополнительные 10 минут. В течение вышеуказанного времени нужно ответить еще на 10 новых вопросов. Если все ответы правильные, выставляется оценка «сдал».

Расшифровка категорий


Оборотная сторона водительского удостоверения

В зависимости от типа транспортного средства, его массы, количества пассажирских сидений и технических характеристик, права на вождение подразделяются на различные типы. Всего существует шесть основных категорий водительских прав, расшифровка которых представлена ниже:

  • Категория «A» включает в себя мотоциклы, мотоциклы с колясками и другие средства передвижения, легально считающиеся мотоциклами и имеющие массу не более 400 кг. Исключение составляют трициклы и квадрициклы, для которых выделена отдельная подкатегория. Стоит отметить, что класс «А» даёт допуск на управление мопедами и мотороллерами, относящимися к классу «М».
  • Категория «B» —  включает в себя транспортные средства массой от 400 до 3500 килограмм и количеством сидений (исключая водительское), не превышающем восьми. К данному виду транспорта относятся легковые автомобили, джипы, пикапы, микроавтобусы и лёгкие грузовики. Стоит отметить, что данный класс даёт водителю допуск к вождению автомобиля с прицепом, массой до 750 килограмм, при условии, что вес автомобиля вместе с прицепом не превышает 3500 килограмм.
  • Класс «С» позволяет водителю управлять тяжёлыми средствами передвижения вроде средних (от 3500 до 7500 килограмм) и тяжёлых грузовиков (более 7500 килограмм). Допускается использование прицепа массой не более 750 килограмм.
  • Категория «D» даёт водителю допуск к управлению автобусами и любому другому виду транспорта с количеством пассажирских сидений, превышающем восемь штук. Ограничения по весу не существует. Также как и в прошлых случаях, водитель имеет допуск на использование прицепов массой не более 750 килограмм.
  • Категория «M» позволяет водителю использовать мопеды и лёгкие квадрициклы. Получение класса «М» не обязательно, если вы владеете удостоверением, позволяющим управлять любым другим транспортным средством. Исключение составляет удостоверение тракториста, которое не даёт допуск к этой категории.
  • Категории «Tb» и «Tm» являются ещё одной новой категорией водительских прав. Они даруют водителю допуск к управлению троллейбусами (Tb) и Трамваями (Tm).

Этапы сдачи экзаменов на категорию Д

После прохождения обучения в автошколе человек получает справку об окончании учебы. Теперь вам нужно сдать главный экзамен в ГИБДД:

  • Обратитесь в ГИБДД и напишите заявление на прохождение экзамена. При себе у вас должны быть следующие документы — паспорт, справка об окончании учебы в автошколе, водительское удостоверение класса B или C, любой документ, который подтверждает, что водительский стаж составляет более 3 лет, медицинская справка об отсутствии противопоказаний, а также военный билет или приписное свидетельство (для мужчин).
  • После рассмотрения вашего заявления сотрудники ГИБДД должны назначить дату экзамена.
  • Экзамен состоит из трех этапов, а все этапы сдаются в течение одного дня. Ко второй части допускаются люди, которые сдали первую часть, а к третьей части — люди, которые сдали вторую часть.
  • Первая часть экзамена представляет собой компьютерный тест, который состоит из 20 вопросов. Максимальное количество ошибок — 2 штуки.
  • Вторая часть выполнение упражнений на автодроме.
  • Третья часть езда по городу вместе с инспектором ГИБДД.
  • В случае успешной сдачи всех экзаменов человеку выдаются права класса Д.

О порядке сдачи экзамена в ГАИ можно узнать из видео ниже:

Категории водительских прав

Перечень основных категорий ограничивается девятью, из которых только одну можно назвать абсолютно новой (Tm/Tb) – документ старого образца предусматривал внесение особой пометки относительно трамваев/троллейбусов.

Рассмотрим с необходимой детализацией, какие машины допускается водить, имея права определённой категории:

  • категория «А» остаётся одной из самых консервативных, предоставляя возможность управления АС класса мотоциклов. Согласно действующей редакции ПДД (гл. 1 пункт. 1.1), под мотоциклами понимаются двухколёсные ТС, включая транспортные средства, оборудованные боковым прицепом. Под это же определение подпадают также 3-4-колёсные механические ТС, снаряжённая масса которых не превышает 0.4 тонны. Среди некоторой части населения бытует мнение, что для езды на мотоциклах требуется специальное ВУ. Это, конечно же, с действительностью не имеет ничего общего – права категории «А» получают на общих основаниях;
  • категория ВУ «В» позволяет водить машины класса легковых снаряжённой массой менее 3500.0 кг., число сидячих мест которых без учёта водительского должно лежать в пределах восьми. Допускается использование прицепа весом менее 750.0 килограммов, или прицепа, весящего свыше 750.0 кг., но при совокупной массе сцепки в пределах 3500.0 кг. Под прицепами, согласно действующей редакции ПДД, подпадают ТС, не оснащённые мотором, задействованные в составе механического автотранспортного средства. Полуприцепы тоже подходят под это определение. Обладатель ВУ с отметкой напротив буквы «В» получает право управления внедорожниками и микроавтобусами, в отношении которых действуют тех же весовые ограничения и лимиты на количество сидячих мест, соответствующим образом оборудованных;
  • категория «ВЕ» водительских прав позволяет управлять автотранспортом, относящимся к родительской категории, однако масса прицепа может превышать 750.0 кг., если совокупный вес такого автотранспортного состава составляет менее 3500.0 кг. Сюда же относят сочленённые микроавтобусы с теми же лимитами по разрешённой массе;
  • категория «С» предоставляет возможность водить машины, чья снаряжённая масса превышает 3500.0 кг. Допускается использование прицепов весом менее 750.0 кг. Отметим, что грузовики, оснащённые оборудованными сидячими местами числом более восьми, подпадают под более высокую категорию. Обладателю категории «С» не разрешается ездить на автотранспортных средствах, подпадающих под категорию «В», опровергая достаточно распространённое даже среди части опытных водителей заблуждение;
  • категория «СЕ» позволяёт ездить на АС, относящихся к родительской категории, с прицепом массой от 750.0 кг. Открывать данную категорию допустимо при наличии родительской;
  • категория «Д», отмеченная в водительских правах, предоставляет возможность управлять АС, специализирующимися на перевозке пассажиров, оснащённых восемью и большим числом оборудованных сидячих мест (без учёта водительского). Сюда же относятся автобусы и ТС, сцеплённые с прицепами, весящими менее 750.0 кг.;
  • категория «DE» – это автотранспортные средства, относящиеся к родительской категории, масса прицепа которых может превышать 750.0 кг. (находясь в пределах 300.0 кг.). Сюда же относятся сочленённые автобусы, подпадающие под те же весовые ограничения и лимиты на количество сидячих мест;
  • категория «E» хотя и присутствует в официальном перечне, фактически она сегодня не используется, поскольку ей на смену пришли категории/подкатегории, содержащих в аббревиатуре букву «Е»;
  • категория «М» – новшество, позволяющее обладателю такого ВУ ездить на мопедах/квадроциклах. Действует с 2013 года. ВУ с данной отметкой не требуется при наличии любой иной открытой и действующей категории;
  • «Tm»/«Tb» – категории, отныне выделенные в отдельные, хотя ранее об этом ставилась только соответствующая приписка в поле для особых отметок. Разрешает управлять троллейбусами/трамваями, но не автобусами.

Категории «Д» и «Д1»

В согласии с ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения»:

  • категория D: автосредства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие более восьми мест-сидений (не включая кресло водителя); ТС категории «Д» с прицепом, вес которого не превышает 750 кг;
  • категория D1: микроавтобусы, число сидячих мест в которых варьируется от 8 до 16 (без водительского кресла); сцепление авто с прицепом весом до 750 кг.

По техническому регламенту Таможенного союза РФ водители, которым присвоены категории «Д» и «Д1», имеют право управлять транспортными средствами следующих типов:

  • М2 — ТС для перевозки пассажиров, имеющие более восьми сидячих мест, с наибольшей массой 5 тонн;
  • М3 — пассажирский транспорт с минимальным количеством мест для сидения — 8, вес которых превосходит отметку в 5 тонн.

При этом водители, у которых есть категория «Д», могут управлять всеми видами такого транспорта, а водители с подкатегорией «Д1» только теми автобусами, которые имеют не более 16 сидячих мест для пассажиров.

Категория Д как получить. Экзамен

Экзамен сдается в два этапа: теория и практика. Теоретическая часть состоит из 20 билетов, один из которых выберет компьютер. Практическая часть сдается в городе и на автодроме, для проверки маневренности:

  • парковка, заезд в бокс задним ходом;

  • моделирование ситуации на регулируемом перекрестке;

  • старт и остановка на подъеме;

  • маневренность в условиях ограниченного пространства;

Изучая вопрос, как получить категорию D, помните, что тематика теоретических билетов рассчитана только на управление автобусом. Если теоретическая часть не сдана, водитель не допускается к практике. Детальнее о правах категории D здесь.

Категории водительских прав

В 2019 году в список категорий транспортных средств внесены поправки с целью улучшения безопасности движения: теперь в списке содержать 7 основных и 4 вспомогательные категории ТС. В обозначениях вспомогательных подкатегорий к литерам добавляются цифры.

Основные категории транспорта    

  • A – дает право на управление любыми видами мотоциклов, в том числе с колясками, имеющими объем двигателя больше 125 см³, а также другими видами мототехники с тремя или четырьмя колесами, имеющими снаряженный вес не более 400 кг.
  • B – дает право на управление легковыми автомобилями, имеющими суммарную массу до 3.5 тонн, способными перевозить не более 8 человек (в том числе микроавтобусы, легкие грузовики и внедорожники). Прицеп для легкового автомобиля не должен превышать 750 кг, а суммарный вес автомобиля с прицепом должен быть не более 3.5 тонн.
  • C- категория для управления грузовиками массой более 3.5 тонн. Разрешен прицеп весом не более 750 кг.
  • D – дает право на управление автобусами, перевозящими более 8 человек (кроме водителя), грузовыми машинами с прицепом общим весом более 750 кг. Каких либо ограничений по массе и конструкции транспорта нет.
  • BE, CE и DE – введены вместо отменены категории E, и дают право на управление транспортными средствами В, C и D с прицепами без ограничений по массе.
  • Tb, Tm – категории для водителей трамваев и троллейбусов. Ранее допуск просто указывался в графе «Особые отметки», но теперь под эти виды транспорта созданы отдельные категории.  
  • M – введена в 2014 году в дополнении к категории А и дает разрешение на управление скутерами и мопедами с объемом двигателя до 50 см³, которые по своим техническим данным не попадают в А. Когда вы получаете водительское удостоверение, отметка М ставится автоматически. 

Дополнительные подкатегории транспорта

Дополнительные подкатегории устанавливают некоторые ограничения на право управления транспортом основных категорий и расширяют их толкование:

  • A1 – ограничение на управление тяжелыми мотоциклами (разрешены только легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 см³). 
  • B1 – разрешение управлять мототранспортом с 3 или 4 колесами, имеющим объем двигателя более 50 см³, и автомобилями с разными вариантами управления (мини-тракторы и квадроциклы, на которые надо получить права тракториста, имеющие мотоциклетный мотор и мото- или авторулевое управление с ручным или ножным переключением передач). 
  • C1 – ограничение на право вождения грузовиков с массой до 7.5 тонн и прицепом с массой до 750 кг.  
  • C1E – как и в подкатегории C1, ограничивает общий вес транспорта с прицепом 12 тоннами, а вес прицепа не может быть более 7.5 тонн. 
  • D1 – разрешение на управление автомобилями с количеством 8-16 человек и прицепом с весом не более 750 кг.
  • D1E – как в категории D1, ограничивает право управления пассажирскими автомобилями с прицепом общей массой не более 12 тонн (прицеп не может весить больше автомобиля).

При использовании дополнительных категорий, водителям следует обращать внимание на следующие нюансы: 

  1. D1E отличается от D1 тем, что разрешает управление автобусами, сочлененными из двух половин, и не ограничивает массу прицепа.
  2. D1 отличается от D1E только ограничением по весу допустимого грузового прицепного устройства.
  3. C1 и C1E, как и D1 с D1E допускают одинаковые требования к прицепам, и отличаются только по виду разрешенного транспорта (грузовой автомобиль и пассажирский автобус).

Получить право на управление определенной категорией транспортных средств можно только после прохождения обучения в автошколах и сдачи экзаменов в ГИБДД. При необходимости, автолюбитель может открыть новые категории и расширить доступ к управлению разными видами транспортных средств, пройдя переаттестацию и сдав экзамен по вождению. В этом случае выдается новое водительское удостоверение с новыми отметками о допусках к управлению ТС.

Для получения водительских прав установлены возрастные ограничения, в зависимости от типа транспорта. 

  • С 16 лет выдаются права на управление скутерами и мопедами; 
  • для управления легковыми и грузовыми авто необходимо достичь возраста 18 лет;
  • управлять пассажирским транспортом можно с 21 года.

Некоторые категории, например BE, CE, DE открываются водителям, которые имеют стаж вождения от 1 года. Обучение могут проходить лица, не достигшие требуемого возраста для получения соответствующих прав, а права получают после того, как достигнут требуемого возраста. 

Сдача экзамена в ГИБДД

После успешной сдачи всех экзаменов автошколы, будущий водитель направляется на сдачу экзамена в ГИБДД, который так же проходит в три этапа – теория, автодром и город.

Записаться на экзамен можно самостоятельно и сдать экзамен на автомобилях, предоставленных ГИБДД. Но чаще всего сдача экзамена происходи вместе с автошколой, в которой проходило обучение. Таким образом, курсант сдает экзамен на том же автомобиле, на котором проходил обучение, и в присутствии своего инструктора, что придает уверенности.

Теория: Экзамен сдается в специально оборудованном компьютерном классе в ГИБДД. Разрешено допустить две ошибки в теоретической части, на каждую из которых будет добавлено по пять вопросов из того же тематического блока.

Автодром: Экзамен сдается обычно на автодроме, принадлежащем автошколе, реже – на автодроме ГИБДД. Курсант выполняет следующие упражнения:

  1. Змейка;
  2. Эстакада;
  3. Заезд в гараж;
  4. Параллельная парковка;
  5. Разворот в ограниченном пространстве.

Во время сдачи экзамена на автодроме курсант находится в автомобиле один, а инструктор автошколы и инспектор ГИБДД наблюдают со стороны и ставят зачет/не зачет. Необходимо выполнить три упражнения на выбор инструктора, среди которых обязательно должен быть элемент «эстакада» — трогание на подъеме. При успешном прохождении этой части экзамена курсант допускается в город.

Город: при сдаче заключительной части экзамена в городе, инспектор ГИБДД находится в автомобиле, на заднем пассажирском сидении, выбирает маршрут поездки и оценивает поездку. На пассажирском сидении справа находится инструктор автошколы. За каждое нарушение курсанту начисляются штрафные баллы (грубое нарушение – 5 баллов, среднее – 3 балла, мелкое – 1 балл). Экзамен считается успешно пройденным, если курсант набирает не более 4 штрафных баллов. То есть в случае грубого нарушения экзамен считается проваленным. При неудачной сдече экзамена возможна повторная сдача ориентировочно через месяц. Как правио, курсантам рекомендуют в течение месяца дополнительно пройти несколько уроков вождения, чтобы сделать работу над ошибками и закрепить навыки.