Тонкости хромирования в домашних условиях

Оглавление

Мерное хромирование

Осаждение хрома на поверхности изделия происходит с небольшой скоростью. Благодаря этому есть возможность выдерживать точные значения толщины слоя. Точность может быть доведена до 1 мк. Вышеперечисленное делает возможность доводить рабочие части измерительного инструмента до необходимых значений нанесением хрома без дальнейшей обработки. Толщина покрытия при мерном хромировании обычно составляет 25 мк, при износе инструмента в процессе эксплуатации до 1-2 мк толщины слоя, оставшийся хром с поверхности снимают, инструмент заново подвергают хромированию.

Для мерного хромирования используется электролит с содержанием хромового ангидрида 150 г/л, серной кислоты 1,5 г/л. и следующими режимами хромирования – температура 55-60С, катодная плотность тока 45-100 а/дм2, напряжение 12 в.

Процесс проводится следующим образом – детали на подвесках помещают в доведенный до нужной температуры электролит и прогревают без подключения тока в течении 1-2 минут, затем подключается обратный ток той же плотности, как и прямой на 30 секунд, затем начинают прямой процесс хромирования. Длительность хромирования определяется опытным путем.

На рабочих участках инструмента, по окончанию хромирования не допускается наличие даже небольших наростов хрома и непокрытых участков.

Мерное хромирование применяется при изготовлении шаблонов, калибров и другого претензионного измерительного инструмента.

Процесс хромирования деталей

Способы нанесения слоя хрома на поверхность металлизируемой детали отличаются методами схватывания (удержания) между собой. Классифицировать их можно следующим образом:

  1. адгезионное схватывание (за счет механического воздействия);
  2. за счет металлических связей:
    1. диффузионная зона в пределах границы двух поверхностей;
    2. диффузионная зона всего покрывающего слоя.

Технология хромирования подразумевает несколько этапов:

  • подготовительный;
  • процесс нанесения;
  • заключительный.

Подготовительный этап. На этой стадии выполняются те типы работ, которые позволят слою хрома надежно закрепиться и удерживаться на поверхности длительное время. Перед хромированием изделий они подвергаются шлифовке, а при необходимости полируются. После финишной операции изделия промываются, сушатся и протираются мягким материалом. Те поверхности (отверстия, внутренние полости), которые не подлежат металлизации, подвергаются изолированию. Детали устанавливаются (вывешиваются) на приспособлении, которое предназначено для введения деталей в зону обработки. Производится обязательный процесс обезжиривания. Выполняется декапирование, позволяющее повысить способность к адгезии.

https://youtube.com/watch?v=NkTciT04KI4

Процесс нанесения хрома на поверхность. Технология хромирования деталей, в зависимости от метода нанесения, происходит тремя видами:

  1. в холодном состоянии;
  2. в нагретом состоянии;
  3. диффузией.

Например, во время электролитического метода изделия помещаются в ванну с раствором-электролитом. Рабочая температура электролита зависит от его состава. Заданная температура должна сохраняться на протяжении всего процесса, что гарантирует однородную структуру наносимого слоя и равномерную толщину.

Металлизируемые изделия выполняют роль анода. Продолжительность процесса хромирования напрямую зависит от требуемой толщины покрытия.

Декоративное хромирование детали

После нанесения хрома изделия подвергаются сушке. Если сушку проводить в сушильном шкафу, то ее продолжительность составит 5-10 минут при температуре 85°С-100°С. Если сушку проводить методом обдува сжатым воздухом, то ее продолжительность составит 0,5-3 минут при температуре 18°С-25°С.

Для повышения прочности и твердости покрытого слоя он подвергается термической обработке. Продолжительность выдерживания в печи составляет несколько часов при температуре порядка 200°С.Толщина покрытия, нанесенного на сталь колеблется от 0,003 мм до 0,025 мм. Если использовать изменение полярности тока (реверс), то толщину хромирования доводят до 0,03 мм.

Хромирование деталей: поэтапная инструкция

Технология хромирования не отличается особой сложностью.

Для того чтобы приготовить электролит для небольшого изделия, нужно взять обычную стеклянную банку необходимых размеров или пластмассовое ведро и поставить его в специальный резервуар. Для этих целей можно воспользоваться бидоном. Чтобы электролиз был качественным, его, бидон, нужно теплоизолировать. А именно, взять ящик из дерева или коробку, утеплить его стеклотканью или пенопластом, а также дополнительно минеральной или стекловатой, песком и поставить резервуар туда.

Внутрь резервуара поместить элемент для подогрева и термометр. Сверху накрыть листом влагостойкой фанеры, которая выступит в роли герметизирующей крышки, и присоединить электроды. К изделию присоединить катод, анод (стержневой или пластинчатый) погрузить в емкость с образцом.

Деталь в банке должна удерживаться с помощью кронштейна, чтобы обеспечить хромирование со всех сторон.

Приготовление электролитного раствора

Чтобы осуществить хромирование деталей в домашних условиях, необходимо приготовить специальный раствор, состоящий из ангидрида хрома (250 г на литр дистиллированной воды)  и серной кислоты (2,5 г на литр воды).

Для начала нужно налить до половины емкости нагретую воду (около шестидесяти градусов по Цельсию). Добавить необходимое количество (из расчета на общий литраж) ангидрида хрома, размешать, чтобы полностью растворился, и долить воду для получения нужного объема. Потом засыпать серную кислоту, перемешивая жидкость.

Полученный раствор необходимо проработать в течение трех с половиной часов, пропуская через него энергию тока (на 1 литр около 6 А). Когда электролит станет темно-коричневого цвета, его нужно будет отстоять не меньше суток.

Процедура подготовки образца

Прежде, чем подготовить деталь, нужно прогреть электролитный раствор до шестидесяти градусов по Цельсию и дать постоять ему три часа.

За это время необходимо:

  1. Очистить деталь от грязи, ржавчины, краски.
  2. Провести обезжиривание с помощью специального раствора, рецептов которого существует несколько. Например, он может состоять из 150 г едкого натра, 5 г силикатного клея, 50 г кальцинированной соды. Все брать на литр воды. Ингредиенты смешать, нагреть до девяноста градусов по Цельсию, опустить изделие и держать не меньше двадцати минут, а иногда и дольше, в зависимости от величины и степени очищения.

Непосредственное хромирование

Во время процедуры хромирования необходимо сохранять температурный режим электролитного раствора в среднем 53 С° (плюс-минус два градуса). Изделие поместить в электролит и через минуту, для выравнивания температур образца и раствора, подать напряжение. Вынуть деталь и просушить не меньше двух с половиной часов

Возникновение дефектов

При хромировании в домашних условиях могут возникнуть такие дефекты как:

  1. Поверхность блестит неравномерно. Происходит из-за большого тока или низкой температуры электролитного раствора.
  2. Отсутствие блеска – из-за неправильного количества ангидрида хрома, завышения тока, недостатка серной кислоты.
  3. Наличие коричневых пятен – переизбыток ангидрида хромового, мало кислоты.
  4. Слой неравномерный. Избыточность тока.
  5. Размягченность покрытия – высокая температура раствора, низкий ток.
  6. Хромировка отваливается – нестабильное напряжение, плохо проведенное обезвоживание, низкая температура раствора.

Хромирование в домашних условиях – это процесс, который требует определенной сноровки и четкого следования правилам и инструкциям. Любое нарушение может привести к некачественной хромировке. Поэтому стоит детально изучить технологию данного процесса и только тогда приступать к его осуществлению.

Химическое хромирование

Восстановление хромированного покрытия своими руками

Сначала вам предстоит обработать деталь шлифовальными инструментами, удаляя все неровности, зачищая раковины и риски.

Для достижения наилучшего результата начинать работу следует грубыми наждачными насадками, постепенно уменьшая их номер, вплоть до войлочных насадок. Доказательством того, что работа выполнена на отлично будет гладкая и ровная поверхность.

После проделанных процедур следует обезжирить поверхность, для этого вам понадобится бензин или керосин. Смоченной в жидкости щеткой удалите с детали грязь, ржавчину и окалины. Как восстановить хромовое покрытие в фаре?

При сильном загрязнении вам, возможно, понадобится провести обработку в нескольких наполненных керосином или бензином ваннах.

После процедуры тщательно промойте деталь, проследите, чтобы на ней не осталось следов щелочи.

Похожее

какой хром в болончике.

Приобрести порошок с бесплатной отправкой по всему миру: http://motodalnoboy.com/ru/ https://www.paypal.me/motodalnoboy/13 Для коммерчес.

Восстановление хромированных деталей.

Конструкция кисти для хромирования крупногабаритных пластиковых деталей Важным элементом установки для хромирования пластмассы является источник тока, в качестве которого может быть использован мощный трансформатор или автомобильный аккумулятор. Схема работы такой установки при использовании разных источников тока будет иметь некоторые отличия.

  • емкость, в качестве которой сгодится обычная стеклянная 3-литровая банка или же пластиковое ведро (выбор конкретной емкости зависит от конфигурации детали, которая будет хромироваться);
  • деревянный ящик (его нужно изолировать стеклотканью, а затем утеплить песком);
  • нагревательный элемент, так как хромирование проводится при высокой температуре (подойдет обычный ТЭН);
  • термометр (шкала должна доходить до 100 градусов по Цельсию);
  • фанерный лист;
  • зажим;
  • кронштейн для фиксации обрабатываемых деталей;
  • емкость из стекла или пластика, внутренний объем которой подбирается в зависимости от размеров обрабатываемого изделия;
  • деревянный ящик, стенки которого надо заизолировать стеклотканью, а затем утеплить песком;
  • нагревательный элемент, при помощи которого температура электролита будет доводиться до требуемого значения (в качестве такого элемента можно использовать обычный ТЭН);
  • термометр, способный измерять температуру до 100 ° ;
  • лист фанеры;
  • зажим;
  • кронштейн, на котором будет фиксироваться обрабатываемая деталь.
  1. В некоторых случаях выполнить хромирование своими руками не представляется возможным, и тогда можно выбрать альтернативный способ придания детали эффектного вида — никелирование.
  2. Хромирование позволяет отражать свет Солнца, но со временем это свойство обработанной поверхности утрачивается.

Хромированные изделия весьма популярны благодаря своему эстетическому виду. При желании покрыть определенный предмет хромом можно самостоятельно. Чаще всего в этом нуждаются владельца автомобилей, желающие придать своему транспортному средству более привлекательный внешний вид.

Для работы нужно запастись необходимыми материалами, оборудованием и ознакомиться с тем, как проводить хромирование пластика в домашних условиях.

Для того, чтобы сделать пластиковые детали прочными, придать им зеркальный блеск и защитить их от незначительных повреждений используется хромирование пластика. Данный процесс позволяет придать деталям любой цвет и оттенок, а также восстановить утраченный блеск.

Этап хромирования

Начинается химическая металлизация своими руками в домашних условиях с подогрева электролита в банке до 52±2° с последующим помещением в него детали, к которой предварительно прикрепляется катод. Ток сразу не подают, так как нужно, чтобы декорируемый предмет прогрелся до температуры электролита.

После того, как напряжение подается в систему, деталь находится в электролите минимум 20 минут. Оптимальная плотность тока – 50 – 55 А/дм2. С приобретением опыта домашний мастер легко определяет, нужно ли увеличивать время в зависимости от особенностей детали, так как в отдельных случаях хромирование может продолжаться два — три часа.

После окончания процесса предмет достают, промывают и помещают на 3 часа в сушильный шкаф.

Доступны хромированию пластиковые изделия при условии обработки их на этапе подготовки графитным порошком или графитосодержащим лаком. Затем по методике выполнения гальваники при плотности тока ≈ 0,7 А/дм2 наносят тонкий медный слой, используя электролит из следующих компонентов (г/л воды):

  • сульфат меди – 35;
  • серная кислота концентрированная – 150;
  • спирт этиловый – 10.

После промывания и просушивания деталь может подвергаться хромированию.

Условия проведения обработки

В процессе хромирования независимо от применяемого метода обработки неизбежно выделение вредных испарений, поэтому от жилых помещений сразу стоит отказаться. Оптимальным местом является гараж, подсобка или другое техническое помещение. Но и это не все. Необходимо продумать стабильно работающую вентиляцию с эффективной вытяжкой.

Надеяться на естественное выветривание нельзя, так как вредные вещества могут оказать воздействие уже в ходе проведения работ. Как хромировать металл в домашних условиях, не причиняя вреда здоровью? Даже при наличии вентиляции следует подготовить средства индивидуальной защиты.

Необходимый набор включает в себя строительные очки, респиратор, фартук и перчатки с резиновым покрытием.

Что предусмотреть

  • Во-первых, эффективная вентиляция. Причем она должна быть не естественной, а принудительной (вытяжной).
  • Во-вторых, респиратор, специальные очки, прорезиненные перчатки и фартук – обязательно.
  • В-третьих, как утилизировать «отходы производства»?

Помещение

Если захочется произвести хромировку бампера, дисков колес, то балкона явно не хватит. Понадобится отдельное, просторное помещение.

Подготовительные мероприятия

Во-первых, чтобы качественно отполировать металл, нужно иметь определенные навыки.

Во-вторых, многие ли могут похвастать знанием химии, в частности, специфики процесса электролиза? Кто сможет правильно подобрать долевое соотношение всех ингредиентов? А ведь точность – залог качества.

В-третьих, где взять необходимые материалы? Кислоту еще купить можно, а как быть с ангидридом? Это вещество продается только юрлицам, а зайти купить его «просто так», как «зеленку» или батон хлеба – не получится. Следовательно, придется искать по знакомым. Хорошо, если такие найдутся. Кстати, и H2SO4 должна быть ЧИСТОЙ, а не той, что продается для АКБ.

В-четвертых, сможет ли «самодеятельный» мастер выдержать необходимый «токовый» режим во время приготовления раствора?

Если хотя бы один из пунктов подготовки не будет выполнен с надлежащей точностью, все остальное – «мартышкин» труд.

Как вернуть глянец хрому? Есть 12 способов восстановить блеск

Несмотря на стремительно уменьшающееся количество хромированных деталей в современных машинах, вопрос ухода за хромом по-прежнему актуален в среде автомобилистов. Сегодня рассмотрим народные универсальные средства и сравним результаты с тем, что даёт современная автохимия.

Средства ухода за автомобильным хромом

Главные кандидаты на чистку — ручки дверей, хромированные бампера ретро-авто, колёсные диски. На современных моделях хромирование встречается в виде накладок на двери, зеркала, бамперы, элементы салона. Со временем покрытие тускнеет, появляется серый налёт и точки ржавчины.

Препараты для чистки блестящих поверхностей делятся на абразивные и химические.

К абразивным средствам относятся:

  • Пищевая сода. Подходит для поверхностей с поврежденным покрытием.
  • Чистящий крем «Сиф» убирает загрязнения, справляется с маслом и жиром.
  • Мел хорошо полирует, не царапая поверхность.
  • Зубная паста или порошок. Мелкий абразив удаляет лёгкий налёт.
  • Паста ГОИ разработана для стекла, отлично чистит металл. Имеет 3 размера зерна.

При наличии опыта разводы ржавчины уйдут, а поверхность будет блестеть.

Неабразивные химические средства – моющие растворы:

  • Спрей «Силит» для удаления налета и ржавчины или аналогичный гель;
  • Аммиак (нашатырный спирт) содержится в жидкостях для мытья стекол;
  • Уксус — подойдёт пищевой или яблочный;
  • Лимонная кислота содержится в лимоне, сухая продаётся в бакалее;
  • Спирт — этанол, изопропанол, метиловый;
  • Ортофосфорная кислота (Кока-Кола, Фанта) легко доступна для чистки.

Протираем деталь тряпкой, смоченной в составе. Через 5 минут промываем водой.

Специализированная автомобильная химия для хрома

Мелкоабразивные пасты и жидкие полироли-очистители предназначены для очистки, полировки и защиты хромированных покрытий. Гарантировано не разъедают лакокрасочное покрытие, имеют приятный запах, удобно работать. Упаковка пригодна для многократного использования.

Применение полиролей для хромированных покрытий

Технология обработки как народными, так и специализированными средствами не отличается разнообразием:

  1. Сначала моем деталь с шампунем или порошком, механически очищаем от песка, грязи и пыли, твердых отложений. Высушиваем.
  2. Полироль наносим аппликатором (поролоном, кистью или тряпкой) на поверхность, ждём высыхания.
  3. Далее располировываем энергичными движениями руками. Если есть шлифовальная или полировальная машина – устанавливаем малые обороты и полируем сначала поролоновым, затем фетровым кругом.
  4. Завершаем процесс шерстяной тряпкой или шинелью.
  5. Смываем остатки водой.

Избегайте попадания реактивов на окрашенные элементы, ткань или пластик.

Пористое хромирование

Пористое хромирование применяют к деталям, работающим в сопряжениях, поверхность детали после нанесения такого покрытия значительно лучше обычной удерживает смазочный материал. Обычно этому виду обработки подвергают одну из трущихся деталей, при этом значительно возрастают антифрикционные свойства, улучшается приработка деталей. Различают два вида пористости – канальчатую и точечную. Получают пористую хромовую поверхность путем применения обратного тока (анодированное покрытие), обычно непосредственно в той же ванне, в которой проходило хромирование. Используется электролит стандартного состава.

Технология получения точечного пористого покрытия выглядит следующим образом: изделия погружают в гальваническую ванну, подают обратный ток и в течении 30 секунд удерживают катодную плотность тока 55 а/дм2, затем снижают плотность тока до 35 а/дм2. Продолжительность обработки данным способом зависит от толщины покрытия (например при толщине 40 мк процесс длится 10 минут. Канальчатая пористость получается при повышенной до 65С температуре, соотношение содержания ангидрида к кислоте должна составлять 115 к 1. По окончании процесса изделия извлекают из ванны и сушат при температуре 150-180С в течение 1,5-2 часов для удаления водорода.

Инструменты и материалы

Для домашнего хромирования с помощью ванны следует подготовить следующие инструменты и материалы:

  1. Сосуд из стекла необходимых габаритов;
  2. Неметаллическая ванночка с чистой водой;
  3. ТЭН;
  4. Коробка с термоизоляцией;
  5. Анод стержневого или пластинчатого типа из свинца или сплава;
  6. Катод;
  7. Стойкий к кислотной среде термометр;
  8. Кронштейн, с помощью которого деталь будет удерживаться в подвешенном положении;
  9. Фанерная или деревянная крышка для сосуда;
  10. Источник электропитания.

Средства защиты

Необходимо обзавестись и защитными средствами — плотные резиновые перчатки и качественный респиратор. Одежду можно укрыть фартуком из прорезиненого материала.

Виды хромирования и их свойства

Существует три основных технологии, используя которые можно произвести хромирование:

  1. С помощью плёнки. Этот способ является самым простым и доступным, так как купить и нанести подобное покрытие можно с минимальными затратами денег и времени. Широкий диапазон цветов и текстур позволяет гарантированно получить даже самый сложный рисунок. Плёнка также выполняет защитные функции. При её удалении поверхность кузова предстанет в первозданном виде. Недостатками этого способа являются слабая защищённость детали и менее интересный эффект по сравнению с аналогами.
  2. Каталитическое хромирование. При его использовании на поверхность детали наносится специальное жидкое средство, в составе которого нет кислот — оно полностью безопасно для человека. Преимуществами этого способа является оптимальное соотношение качества и сложности, а также возможность работать с гибкими деталями, которой нет у аналогов. Каталитическое окрашивание может производиться даже с помощью бытовых аэрозольных баллончиков, но этот вариант значительно уступает использованию специального распылителя.
  3. Электрохимический способ, также известный как гальванизация. Этот способ требует наибольших трат денег и времени, а также владение некоторыми навыками. Хромирование в этом случае происходит при подаче электрического разряда на деталь, погружённую в ванну со специальным раствором. Этот метод является наиболее качественным, а также позволяет получить лучший внешний вид.

Защитно-декоративное хромирование

Как сказано ранее защитно-декоративное хромирование предназначено для придания изделиям красивого внешнего вида – блестящей металлической поверхности и повышению коррозионной стойкости.

Широкое применение защитно-декоративное хромирование находит в автомобильной промышленности. Трудно представить себе классический автомобиль или классический чоппер без хромированных деталей интерьера или экстерьера. В современных автомобилях количество хрома значительно меньше, но почти все мастерские по тюнингу предлагают достаточно востребованные услуги по нанесению хромового покрытия на различные элементы автомобилей или мотоциклов. Множество мастерских занимаются хромированием автомобильных дисков, многие предлагают услуги по восстановлению изношенных деталей автомобилей и мотоциклов, придания им первоначального красивого внешнего вида. Если применять твердое хромирование, то время службы отдельных деталей и узлов может быть значительно увеличена (твердость хромового покрытия значительно выше твердости стали).  Довольно распространено нанесение хромовых покрытий химическим способом, но только при электролитическом хромировании возможно получить покрытие, которое не только выглядит привлекательно, но и обладает повышенной стойкостью к воздействию агрессивной среды (грязь, песок, реагенты) и к постоянным механическим воздействиям.

Еще одной сферой применения декоративного хромирования является изготовление торгового, рекламного и выставочного оборудования. В качестве примера можно привести хромирование металлических торговых корзин, тележек или подвесов – изделия получают значительно более высокие эксплуатационные и декоративные характеристики по сравнению с оцинкованными.  Повышенная цена по сравнению с оцинкованными изделиями (примерно на 30-50%) нивелируется значительным увеличением срока службы, а при изготовлении выставочного оборудования привлекательный, яркий внешний вид зачастую становится основным критерием в выборе покрытия.

Для получения качественного защитно-декоративного покрытия на сталь сначала осаждают медь и никель, и только потом непосредственно хром. Каждый слой перед нанесением следующего должен быть отполирован. Слой меди осаждают до получения покрытия толщиной 10-15 мк при этом необходимо обеспечить припуск на полировку толщиной примерно 3 мк, при толщине слоя меди выше 15 мк припуск должен быть не менее 7 мк. Слой никеля толщиной 15 мк должен иметь припуск от 2 до 5 мк. Возможно нанесение хрома непосредственно на поверхность стали, при этом толщина слоя должна составлять не менее 40 мк.

Изделия из цветных металлов – меди или латуни перед хромированием покрывают слоем никеля. Если эксплуатация таких изделий не предусматривает интенсивного механического воздействия на их поверхность, то возможно нанесение слоя хрома непосредственно на металл.

Этапы хромирования элементов

Захромировать напрямую можно только такие металлы, как медь, латунь и никель. Чтобы самому хромировать металлические детали, надо предварительно нанести медный, латунный или никелевый слой. Для этого необходимы подходящий электролит и технология. После сушки плоскость активизируют в растворе соляной кислоты (100 г / л).

Период обрабатывания зависит от состояния плоскости (5−20 мин). Части промывают водой и погружают в хромированную ванну. Для этого подвеску изготавливают из проволоки либо стержня. К подвеске подаётся «отрицательный» провод. Рядом с медным стержнем прикреплён увесистый анод, к которому прилагается «плюс». Через 20−40 минут части вытаскивают из ванны и промывают в воде.

После просыхания допускается полирование слоя хрома, чтобы плоскость была отражающей. Подготовить электролит нетрудно: вначале в воде раскрывается ангидрид хрома, а затем добавляется тонкая струйка серной кислоты. Перед тем как загружать детали, нужно повесить любую пластину и включить электролит на полчаса-час.

Если композиция с ярко-красным цветом превращается в светло-бордовый оттенок, то в этом случае можно включить хромированные элементы. Состав хрома должен нагреваться до 45 градусов. Ток вводится в зависимости от площади плоскости покрываемых элементов. Для обработки 1 кв. дм необходим ток в 15−25 ампер.

Чаще всего есть ряд ключевых недостатков:

  1. Отшелушивание блестящей плёнки. Главная причина — нехорошая адгезия из-за недостаточного обезжиривания. После вытаскивания напыления поверхность вновь вычищается и активизируется.
  2. Установка хрома в заостренных краях. Этот недостаток показывает на высочайшую уплотненность тока в заостренных концах. По возможности кромки лучше скруглить либо настроить экраны в проблематичных зонах.
  3. Матовое покрытие. Для достижения блеска следует повысить температуру раствора, уменьшить электричество либо прибавить ангидрид хрома.

Прежде чем хромировать собственными руками, необходимо тщательнейшим образом оценить предстоящую цену работы и произвести вывод о необходимости ее проведения. Прежде чем сформировать приспособление для хромирования, необходимо распланировать будущее устранение отходов. При попадании в грунт, а далее в колодцы соединение хрома порождает отравление и формирование болезни, следовательно, настойчиво рекомендовано не начинать работу, не определяясь ранее со всеми особенностями процесса. Видеоурок поможет узнать тонкости покрытия поверхности металла хромом.

Хочется бампер не красить а сделать блестящим (под хром или золото) как это делается своими руками?

Хромировать пластмассу как оказалось можно и в условиях домашних. Для этого существует компактный способ, который не предполагает ванны. Называется он «гальванической кистью». Для ее изготовления вполне подойдет малярная кисть диаметром около 2 см. Свинцовым проводом плотненько обматывается щетинка.

Кроме этого нам нужен трансформатор на 12 вольт с током 0,8-1 А – пойдет китайский блок питания для мелких приемников. Плюс с трансформатора идет на анод диода, катод диода соединяется с обмоткой щетины. Минус – на зажим-крокодильчик, который будет крепиться на хромируемую деталь. (Кстати, в случае, если трансформатор заменить аккумулятором, то диод не нужен).

Перед хромированием детали обязательно нужно очистить и обезжирить. От качественности проведенной очистки полностью зависит качество покрытия. Итак, краску снимаем шкуркой, удаляем грязь, жир и ржавчину сначала механически, потом обезжириваем в растворе едкого натра (100-150 г), кальцинированной соды (40-50 г), канцелярского клея («жидкое стекло», силикатный клей – 3-5 г) на 1 литр воды. Обезжиривающий раствор нагревают до 80-100 градусов и, в зависимости от степени загрязненности, держим деталь от четверти часа до одного часа. Чем ровнее и чище поверхность, тем прочнее сцепка с покрытием.

Закрепив крокодильчик на детали, залив в кисть электролит, начинаем равномерно перемещать кисть по поверхности детали. Имейте в виду, что покрытие достаточной толщины получится, если пройтись по одному и тому же месту раз 20-25. Следите при этом за степенью расхода электролита и доливайте по мере расходования.

По окончании работ промойте деталь под проточной водой, отполируйте влажной тряпкой и снова промойте под водой. Просушите.

Электролит для хромирования:

Хромовый ангидрид 250

Серная кислота (уд. в. 1,84) 2,5

Вот еще есть видео по этой теме, может быть кому-то будет полезным.

Приготовление электролита

Отдельно следует рассмотреть технологию изготовления электролита. Для этого требуется хромовый ангидрид и серная кислота с показателем удельной плотности 1,84 г/см3. Количество данных веществ должно составлять на литр 250 г для первого и 2,5 г для второго. Если не предполагаются внешние воздействия на обрабатываемые предметы, возможна концентрация на литр 400 г CrO3 и 4 г H2SO4. Помимо этого нужна дистиллированная, либо кипяченая и отстоявшаяся вода. Также понадобится три емкости различного размера. Они могут быть представлены стеклянной банкой, кастрюлей и утепленной стекловатой или пенопластом коробкой с влагостойкой крышкой. Наконец, нужен термометр.

Водой при 60°С наполняют банку до половины или чуть больше. Сначала засыпают хромовый ангидрид и размешивают до растворения. Далее добавляют серную кислоту, при необходимости долив воду. После этого следует определить содержание хромового ангидрида путем проверки плотности раствора ареометром. Банка с ним помещена в наполненную водой кастрюлю с кипятильником, а кастрюля установлена в коробке. Затем данную смесь выдерживают под током на протяжении 3,5 ч. Мощность его рассчитывают на основе соотношения 6,5 А/1 л. По этой формуле с учетом требуемого количества электролита выбирают источник тока либо наоборот на основе мощности имеющегося устройства готовят определенное количество раствора. По завершении выдержки электролит должен обрести темно-коричневую окраску. Затем его оставляют в прохладном месте на сутки.

Заключение

Чтобы защитить металл, пластик, дерево или камень от коррозии или механического повреждения, можно выполнить хромирование поверхности. Выполнить эту процедуру можно разными способами — с помощью гальваники, вакуумным методом, химическим способом и так далее.

Нанесение хрома можно выполнить в домашних условиях при соблюдении правил техники безопасности. Оптимальный способ домашнего хромирования — гальваника. Гальваническое хромирование выполняется в несколько этапов — установка ванночки, подключение источника постоянного тока, внесение электролита, помещение детали в ванночку и запуск электрического тока.

  • Degarmo, E. Paul; Black, J T. & Kohser, Ronald A. (2003), Materials and Processes in Manufacturing (9th ed.), Wiley
  • Ю.М. Лахтин, В.П. Леонтьева. Материаловедение. — М.: Машиностроение, 1990.
  • Статья на Википедии